Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни (бывшее подворье Киево-Печерской лавры). Подворье Киево-Печерской Лавры

Красивый храм на Васильевском острове привлекает внимание своей величественностью и красотой. Здесь издавна размещались монастырские подворья, и сегодня тут находится Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге. Сюда идут паломники, священнослужители, туристы, чтобы прикоснуться к святыням и ощутить мощную атмосферу соборности и веры.

Монастырь Оптина пустынь

Еще в 15 веке недалеко от Козельска образуется мужской монастырь - Оптина пустынь. Известно, что начало монастырю положила некая группа отшельников, но первые годы истории обители плохо изучены. Территория эта долгое время была спорной и переходила из рук в руки. Только с конца 18 века начинается настоящее становление монастыря. Обитель становится настоящим духовным центром, здесь появилось на свет немало книг и икон, сюда тянулись паломники, чтобы получить помощь в вере и импульс к добродетельной жизни. Монастырь всегда был известен своей заботой о неимущих и больных. В 19 веке к старцу Амвросию приезжали такие видные мыслители, как Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, трижды сюда наведывался Л. Н. Толстой. Здесь нашли свое призвание многие священнослужители, в том числе В 1987 году обитель пережила свое второе рождение после десятилетий забвения в Монастырь восстанавливает свое былое значение и расширяется, в связи с чем и возникла идея открыть новое место - подворье в Санкт-Петербурге.

Идея открытия Подворья

Подворье - это некий филиал монастыря, который находится вдалеке от основной обители. Обычно пустыни создавались для размещения паломников и священников, а также для решения различных административных и хозяйственных задач. (подворье в Санкт-Петербурге) была нужна для того, чтобы священники и старцы из монастыря могли остановиться в городе во время своих поездок по различным вопросам. Еще до революции монастырские власти рассматривали вопрос об открытии в столице, Санкт-Петербурге, пустыни, но переворот помешал этим планам реализоваться. В 1999 году архимандрит Евлогий, наместник обители, обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой выделить какой-либо храм для размещения в нем монастырского подворья. Это было время активного возвращения соборов под управление церкви, и идея была встречена вполне благосклонно. Так было объявлено о том, что появится Оптина пустынь - подворье (СПб).

История открытия

Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли - состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге - как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой - это и есть подворье знаменитой обители.

Подворье сегодня

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), фото которой можно увидеть во многих путеводителях из-за ее красоты и исторической значимости места, сегодня - слаженно функционирующее предприятие. На территории подворья восстановлен величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, который пережил очень трудную и долгую реставрацию. Сегодня здесь ежедневно проходят богослужения. Нередко службы проводят ведущие священнослужители страны. Также здесь частично восстановлены, частично возведены заново многочисленные постройки. При подворье работает воскресная школа, гимназия, православный институт религиоведения и церковных искусств, златошвейная мастерская «Убрус». Есть свой мужской хор, работает паломнический центр с гостиницей и кафе. В подворье проводится очень много различных мероприятий: встреч, дискуссий, концертов. Это настоящий духовный и просветительский центр. Паломнический центр «Оптина» проводит экскурсии по территории обители, храму Успения Богородицы, Санкт-Петербургу и пригородам, организует поездки по святым местам. В 1999 году при пустыни была открыта и загородная резиденция в поселке Сосновый Бор Выборгского района.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем - гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.

Загородная усадьба подворья

В 1999 году Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), адрес которой - набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2 - теперь уже хорошо известен всем, получила участок в 40 гектаров рядом с селом Сосновый Бор Ленинградской области. Эти земли предназначены были для создания скита и ведения подсобного хозяйства. Монахи расчистили территорию, создали большой животноводческий комплекс, в котором кроме коров, свиней и коз, живут даже еноты и страусы. На территории загородной усадьбы разбит пруд, в котором послушники разводят японских карпов. В 2006 году был заложен храм в честь он был освящен в 2016 году. Также монахи восстановили Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который находился неподалеку от поселка Сосновый Бор и с советских времен не использовался по назначению. Сейчас в нем ведутся регулярные богослужения.

Место, где стоит храм, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям: сначала - Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом - Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Вначале храм на лаврском подворье был небольшим, с трудом вмещал молящихся. В 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново - с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней.

Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.). Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан.

События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. С 1919 года начинается постепенное выселение монахов из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили и отправили в северные концлагеря.

Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре они также были арестованы. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания.

В 1991 году бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Началось восстановление храма и всего подворского комплекса, которое продолжается до сих пор.

15 сентября 2013 года храм Успения Божией Матери был освящен Великим чином Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преп. Амвросия, старца Оптинского (XIX), имеется мощевик Собора преподобных Старцев Оптинских, а также мощевик Киево-Печерских святых, в котором находятся частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких почитаемых преподобных: Моисея Угрина (XI), Илии Муромца (XII), Нестора Летописца (XI-XII), Агапита врача безмездного (XI-XII), Иоанна Многострадального (XII), Исаии Чудотворца (XII в.) и других.

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар. Образ является точным списком с чудотворной иконы древней афонской обители.

В алтаре храма хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: прор.Иоанна Предтечи, ап.Андрея Первозванного и ап.Иакова Зеведеева (I), прав.Лазаря Четверодневного (I), сщмчч.Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), свт.Николая Чудотворца (III-IV), вмч.Пантелеимона (III-IV), преп.Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

На Оптинском подворье основан мужской хор «Оптина Пустынь». Коллектив профессиональных певчих возрождает традиции древнего уставного монастырского пения: на богослужениях в храме исполняются знаменные песнопения, оптинские распевы, разные виды древнерусских одноголосных распевов, русского церковного многоголосия, а также греческие, сербские, болгарские и грузинские распевы.

На Васильевском острове, на набережной лейтенанта Шмидта, отражаясь в водной глади Невы, стоит красивый храм Успения Пресвятой Богородицы. Построен храм в 1895-97-х годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика.

Ранее на этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, а в здании подворья была устроена домовая церковь.

Освящение главного алтаря и придела храма Успения Богородицы состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья был закончен к 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выполнен в русском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство.

В 1902-1093 годах были расписаны интерьеры храма московскими мастерами — Снегиревым, Струнниковым и Яковлевым под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал сам В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским.

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом.

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону «Успение Божией Матери» передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь.

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.

Успенский собор - Оптинское подворье в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, на набережной имени лейтенанта Шмидта отражается в невских водах красивый и величественный храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина Васильевского острова и всей Северной Пальмиры. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга стоит на земле, которая с древних времен являлась монастырским подворьем, сразу , а позже .

Храм Успения Богородицы - великолепная церковь - украшение представительств сразу нескольких русских монастырей, с 90-х годов XX века стала гордостью и достоянием подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Счастливо пережив трудные времена, храм Успения Пресвятой Богородицы преобразился в подлинный духовный центр религиоведения и церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.

Сегодня в храме проходит ежедневное уставное богослужение, возрождаются давние традиции монашеской жизни, воссоздан прежний архитектурный ансамбль подворья ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.

Успенский храм подворья ныне - место активной просветительной, социальной и благотворительной работы, социального служения многих людей доброй воли.

Подлинная гордость храма и подворья - мужской хор «Оптина Пустынь», сопровождающий службы в традициях старинных монастырских распевов, в составе хора - профессионалы, выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Прошлое и современность тесно переплелись в судьбе этого удивительного островка духовной жизни на большом . История делается сегодня, и ее великий свидетель - храм Успения Пресвятой Богородицы.


Саша Митрахович 28.10.2018 10:07


Годом основания подворья официально считается 1721 год, предшественницей же будущего Успенского храма стала небольшая деревянная домовая церковь Рождества Христова, размещавшаяся на втором этаже здания подворья.

Однако с течением времени маленькая домовая церковь подворья становится все более тесной для богослужений и нуждается в глобальной перестройке. Особенно это было заметно в дни больших церковных праздников. Поэтому с 1891 года началась работа по обновлению подворья лавры.

Важнейшим ее этапом стал конкурс 1894 года, который был организован в кругу именитых российских архитекторов для строительства целого комплекса новых зданий будущего храма, посвященного Успению Пресвятой Богородицы и преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Было представлено немало заявок, победил в конкурсе проект гражданского инженера и известного зодчего .

Автор проектов церкви Милующей Божией Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и грандиозного стремился развивать в отечественной архитектуре национальные черты, базирующиеся на опыте духовно близкой нам Византии, творчески и самобытно переработанном.

На сей раз перед зодчим была поставлена еще более серьезная задача: сделать порядком обветшавшее и морально устаревшее подворье достойным представительством и подлинным духовным центром на берегах Невы.


Храм Успения Пресвятой Богородицы - Киево-Печерская лавра в миниатюре

В 1894 году на подворье начался демонтаж старых построек для расчистки места под будущий большой храм. Публикации в прессе подогревали и без того большой интерес к стройке, и жители Петербурга предвкушали тот день, когда на можно будет посетить «лавру в миниатюре» и воочию услышать ее легендарные и традиционные хоровые распевы.

Наконец здания подворья были заново отстроены, а сам храм Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских получился красивым и просторным. Выдержанный в канонах псевдорусского стиля, отныне он мог вместить до двух тысяч верующих. Облик нового храма имел схожие черты с известной мемориальной церковью в Борках, возведенной на месте .

18 декабря 1897 года, когда были подняты кресты на купола, провели освящение алтаря и хор. На следующий день освятили и боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. А к 1900 году строительство храма Успения Пресвятой Богородицы и всех новых зданий подворья успешно завершилось.

Отныне в храме всегда было многолюдно. В помещении сформировалась великолепная акустика, позволявшая расслышать во время службы каждое слово священника. В холодное время года эффективная система обогрева притвора не давала мерзнуть молящимся, стоявшим в последних рядах. Службы совершали монахи Киево-Печерской лавры, и послушать их приходило немало богомольцев со всех окрестностей и из других приходов.


Саша Митрахович 28.10.2018 10:32


К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.


Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в .

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.


Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Реставрация и возрождение


Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья .

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

15 сентября 2013 года произошло великое событие - чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на .

Сегодня весь комплекс подворья - объект культурного наследия федерального значения.


Саша Митрахович 28.10.2018 11:15


Храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина и всего Санкт-Петербурга. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Роспись интерьеров с 1902 по 1903 год выполняли московские художники Дьяконов, Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Федора Андреевича Соколова.

Существование внутри храма ледового катка нанесло большой ущерб интерьерам, в особенности настенной росписи. Замечательные росписи были попросту замазаны штукатуркой, белилами и масляной краской, причем местами наносилось до восьми слоев!

Холод и влага постепенно разрушали закрашенные ретивыми вандалами росписи на стенах Успенского храма. После возвращения его в 1991 году Русской православной церкви для спасения росписей пришлось создавать специальную группу художников-реставраторов, которые восстановили уникальные изображения. Для реставрационных работ в эту группу специально приглашались выпускники Российской академии художеств, хорошо понимающие академический характер настенной живописи православного храма.

March 5th, 2016

В последний день февраля я прогуливалась от Дворцового моста по набережной Лейтенанта Шмидта к музею-институту семьи Рерихов, в сторону порта.
День выдался серым, пасмурным, неласковым. 29 февраля. Редкий день).
Периодически шел снег.

Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..

И в жару, и в холод Петр Первый "строит лодку" у Адмиралтейства...

" На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася..."

Вот вышла на прогулку петербургская семья. Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной...)

Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.

Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)

Самые хулиганистые - катаются на тающих льдинках)

А я нахожусь где-то тут...

За Невой, за мостом, виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)

Вижу подводную лодку...Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.

На набережной, как раз напротив лодки, стоит Успенская церковь. Точнее - церковь Успения Божьей Матери.

Церковь очень красивая. Р асположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенского моста.

Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.

Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее,страница жизни прародственницы Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас - о церкви. Она - пятиглавая, вмещает до 2000 человек.

Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

С тех пор, как ее полностью восстановили, в этой церкви я еще не была ни разу. Только в "лесах" ее наблюдала.

Захожу... Открываю тяжелые двери.

Храмовое пространство - система перекрещивающихся арок.
Поэтому в церкви отсутствуют столбы.

Красиво...Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.

Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году ).
Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».

На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.

Идет служба. Акустика великолепная! Чудо просто!

Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..

История этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I , началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода . Подворье использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Синод находился на другой стороне Невы.

Доход был небольшим, поэтому в 1872 год у было решено его продать для подворья Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.


(фото из инета)

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект, с огласно которому главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а большинство зданий предполагалось выстроить заново.

В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.

Видите его выше на снимке прошлых лет? Слева за часовенкой.

Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.
Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.

В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В следующем год у на купола были подняты кресты.

Затем были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья . Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.


(фото из инета)

Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии Васильевского острова до 1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.

После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна, Полина оказалась на улице.

Она отправилась в ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.

Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений (а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было) подвал церкви, стоящей на берегу Невы, заливало и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время она там же и умерла..

Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.

После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году подворье продолжило своё существование самостоятельно.

Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.


(вид на церковь с борта ледокола "Красин")

Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

Подворье фактически перестало существовать.

После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.

В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО , в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.

В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря.

Представляете, какая площадь у храма?!

Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.

Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались наши знаменитые фигуристы Л. Белоусова и О.Протопопов.

После окончания строительства Дворца спорта "Юбилейный" , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако, состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.

Наместник монастыря обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он и остановил свой выбор. С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья.

В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года . Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

В 1998 году на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена патриархом Кириллом храм.

Вот такая история....

При подворье действуют Институт религиоведения и церковных искусств , православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог» , д еятельность которого направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций . Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.

Интересный момент: при входе в церковь слева от дверей, ведущих в зал для молений, находятся два помещения.
Одно - церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку, мед и другие продукты.
И второе - помещение для бесед с прихожанами, над которым написано "Дежурный священник". На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди.
А священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь?....

Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него... Может быть, и сам бы зашел)



Похожие публикации