Курсовая работа: Проектирование организационной структуры управления машиностроительного предприятия. Организационная структура менеджмента машиностроительного предприятия Организация экономика структурного подразделения машиностроительного производства

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его цехов, участков и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции. Основным элементом производственной структуры предприятия являются рабочие места, которые могут быть объединены в производственные участки и цеха. Производственные цеха, как правило, создаются на крупных или средних производственных предприятиях.

Производственная структура малого предприятия отличается простотой, имеет минимум или не имеет вовсе внутренних структурных производственных подразделений, аппарат управления незначителен, широко применяется совмещение управленческих функций.

Структура средних предприятий предполагает выделение в их составе цехов, а при бесцеховой структуре — участков. Здесь создаются минимально необходимые для обеспечения функционирования предприятия собственные вспомогательные и обслуживающие подразделения, отделы и службы аппарата управления.

Крупные предприятия имеют в своем составе весь набор производственных, обслуживающих и управляющих подразделений.

ЭТО ВАЖНО

Производственная структура предприятия должна быть простой вне зависимости от объемов производства.

Ключевые требования к эффективной производственной структуре:

  • отсутствие повторяющихся производственных звеньев;
  • удобное территориальное размещение производственных подразделений (иногда затраты на территориальное перемещение между подразделениями очень высокие, что нерационально с точки зрения потерь рабочего времени);

Рациональная специализация и кооперация производственных подразделений.

Производственные структуры различных предприятий сильно отличаются в зависимости от отраслевой принадлежности и типа производства. Чем более сложный производственный процесс предприятия, чем больше у него технологических особенностей, тем обширнее его производственная структура.

Основные факторы, влияющие на производственную структуру:

  • технологические особенности изготовления продукции;
  • масштаб производства;
  • объем выпуска продукции и ее трудоемкость;
  • особенности используемого оборудования и технологии производства.

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ

Рабочее место

Рабочее место — это часть производственной площади, оснащенной необходимым оборудованием, инструментами и материалами для выполнения работником поставленной задачи. Рабочие места должны быть взаимосвязаны, чаще всего их размещают на производственном пространстве последовательно.

Виды рабочих мест в зависимости от числа исполнителей:

  • индивидуальные (одно рабочее место — один исполнитель);
  • коллективные (одно рабочее место — несколько исполнителей).

Организация рабочих мест должна соответствовать целому ряду технических требований персонала и требованиям корректных условий труда, поэтому рабочие места подлежат аттестации.

Все рабочие места подвергаются системе обслуживания:

  • доставка материалов (инструментов);
  • вывоз готовых изделий;
  • наладка и ремонт оборудования;
  • контроль качества продукции (осуществляет отдел технического контроля).

Производственные участки

Рабочие места объединяют в производственные участки. За каждым участком закрепляют бригаду рабочих (7-12 человек) и начальника участка (старшего мастера, бригадира).

Бригады формируют исходя из специализации рабочих, то есть в одну бригаду включают рабочих одной и/или смежных профессий, занятых на однородных технологических процессах. Бригады могут формироваться и комплексно — из рабочих разных профессий для выполнения однородных технологических процессов.

Концентрация и специализация — принципы организации производственных участков. На основании этих принципов различают следующие виды производственных участков:

  • технологический участок (специализация участка по видам работ). Для технологического участка характерны однотипные инструменты и оборудование, определенный (однородный) вид работы. Примерами технологических участков могут служить литейные, гальванические, термические, шлифовальные участки, участки токарных и фрезерных станков и др.

Технологическому участку свойственны высокая загрузка оборудования и высокая гибкость производства при освоении новой продукции или смене объектов производства. В то же время есть сложности с планированием, удлиняется производственный цикл, снижается ответственность за качество продукции. Технологический тип рекомендуется применять при выпуске большой номенклатуры изделий и при их невысокой серийности;

  • предметный участок (специализация по видам продукции). Примеры предметных участков: участок конкретных деталей, участок валов, трансмиссий, редукторов и др. Предметному участку свойственна высокая концентрация всех работ в рамках одного участка (повышает ответственность исполнителей за качество выпускаемой продукции). Этот участок очень сложно перенастроить на другую продукцию при освоении нового вида или переориентации предприятия.

Предметный тип рекомендуется применять при выпуске одного или двух стандартных изделий, при большом объеме и высокой стабильности выпуска. При предметном типе обработка партии деталей может проходить параллельно на нескольких станках, выполняющих следующие друг за другом операции;

  • предметно-замкнутый участок (специализация по видам продукции, осуществляется законченный цикл изготовления изделия). Здесь используют разнотипное оборудование, работают рабочие разных профессий. Предметно-замкнутый участок позволяет сократить длительность производственного цикла, упростить систему планирования и учета. Как правило, оборудование при предметно-замкнутом типе расставляют по ходу технологического процесса, в результате чего организуются простые связи между рабочими местами.

Производственные цеха

Все производственные участки группируются определенным образом и входят в состав цехов. Следует отметить, что производственные цеха формируются не на всех предприятиях. Если предприятие небольшое, объем производства невысокий, то на нем создают только производственные участки (бесцеховая структура). Как правило, все производственные цеха возглавляют начальники цехов по наименованию или по нумерации (начальник сборочного цеха или начальник цеха 1).

Все цеха предприятия подразделяются на категории в зависимости от типа производственного процесса:

1) основные . В цехах данного типа предполагаются производственные процессы, в ходе которых выпускают основную продукцию предприятия;

ПРИМЕР

На предприятиях машиностроения основное производство включает три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

К заготовительной стадии относятся процессы получения заготовок: резка материалов, литье, штамповка. Обрабатывающая стадия включает процессы превращения заготовок в готовые детали: механическую обработку, термообработку, покраску, гальванические покрытия и т. д.

Сборочная стадия — заключительная часть производственного процесса. В нее входят сборка узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин, приборов, их испытания.

2) обеспечивающие . В этих цехах предполагаются производственные процессы для изготовления вспомогательной продукции, необходимой для основных цехов. Примерами обеспечивающих цехов могут быть инструментальные, ремонтные цеха, энергетическое хозяйство и др.;

3) обслуживающие . В цехах данного типа предполагаются производственные процессы, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования как основных, так и вспомогательных производственных процессов. Примерами обслуживающих цехов могут быть цеха транспортировки, складирования, комплектации деталей, строительные цеха и др.;

4) подсобные — осуществляют добычу и обработку вспомогательных материалов (тара, упаковка, добыча полезных ископаемых и др.);

5) побочные — в них изготавливают продукцию из отходов производства (например, цех по регенерации отходов);

6) вспомогательные — в цехах данного типа предполагаются процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных производственных процессов. Примерами вспомогательных цехов могут быть цеха по ремонту оборудования, изготовлению оснастки, уборке территории и др.

Типы производственной структуры основных цехов

В зависимости от вида специализации выделяют следующие типы производственной структуры основных цехов:

  • технологический тип цеха . В данном случае цех специализируется на выполнении определенных однородных производственных процессов (например, литейный, сборочный и др.);
  • предметный тип . Цех специализируется на изготовлении определенного типа изделия или его части. Результатом деятельности данного цеха может быть готовая продукция (в таком случае тип будет называться предметно-замкнутым);
  • смешанный (предметно-технологический ) тип . Чаще всего заготовительные процессы имеют технологическую структуру, обрабатывающие и сборные — предметную (предметно-замкнутую). Таким образом достигается снижение себестоимости единицы продукции за счет сокращения производственного цикла и роста производительности труда.

На основании рассмотренного материала представим типовую производственную структуру предприятия в виде схемы (рис. 1).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Форма организации производства представляет собой определенное сочетание во времени и пространстве элементов производственного процесса при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.

Временная структура организации производства

По виду временной структуры различают следующие формы организации производства на участке:

  • с последовательной передачей предметов труда в производстве . При этом обеспечивается движение обрабатываемых деталей по всем производственным операциям. Изделия передаются с одной операции на другую лишь после окончания обработки на предшествующем этапе всей партии. Длительность производственного цикла при такой форме увеличивается, но при этом наблюдается полная загруженность оборудования, снижаются затраты на приобретение нового;
  • с параллельной передачей предметов труда . При этой форме изделия запускаются, обрабатываются и передаются с операции на операцию поштучно и без ожидания всей партии. Такая организация производственного процесса позволяет уменьшить количество деталей, находящихся в обработке, сократить потребности в площадях, необходимых для складирования и проходов. Ее недостаток — возможные простои оборудования (рабочих мест) вследствие различий в длительности операций;
  • с параллельно-последовательной передачей предметов труда . Это промежуточная форма между двумя рассмотренными выше. Изделия при такой форме передаются с операции на операцию транспортными партиями, обеспечивая тем самым непрерывность использования оборудования и рабочей силы.

Пространственная структура производственного процесса

Пространственная структура организации производства определяется количеством технологического оборудования, сосредоточенного на рабочей площадке (числом рабочих мест), и расположением его относительно направления движения предметов труда в окружающем пространстве. В зависимости от количества технологического оборудования (рабочих мест) различают однозвенную производственную систему и соответствующую ей структуру обособленного рабочего места и многозвенную систему с цеховой, линейной или ячеистой структурой.

Цеховая структура организации производства характеризуется созданием участков, на которых оборудование (рабочие места) расположено параллельно потоку заготовок, что предполагает их специализацию по признаку технологической однородности. В этом случае партия деталей, поступающая на участок, направляется на одно из свободных рабочих мест, где проходит необходимый цикл обработки, после чего передается на другой участок (в цех).

На участке с линейной пространственной структурой оборудование (рабочие места) располагается по ходу технологического процесса, а партия деталей, обрабатываемая на участке, передается с одного рабочего места на другое последовательно.

Ячеистая структура организации производства объединяет признаки линейной и цеховой структуры.

Комбинация пространственной и временной структур производственного процесса при определенном уровне интеграции частичных процессов обусловливает различные формы организации производства:

  • технологическую;
  • предметную;
  • прямоточную;
  • точечную;
  • интегрированную.

Технологическая форма организации производства

Технологическая форма организации производственного процесса характеризуется цеховой структурой с последовательной передачей предметов труда. Такая форма широко распространена на машиностроительных заводах, поскольку обеспечивает максимальную загрузку оборудования в условиях мелкосерийного производства и приспособлена к частым изменениям в технологическом процессе.

Применение технологической формы организации производственного процесса имеет ряд отрицательных последствий. Большое количество деталей и их многократное перемещение в процессе обработки приводят к росту объема незавершенного производства и увеличению числа пунктов промежуточного складирования. Значительную часть производственного цикла составляют потери времени, обусловленные сложной межучастковой связью.

Предметная форма организации производства

Эта форма имеет ячеистую структуру с параллельно-последовательной (последовательной) передачей предметов труда в производстве. На предметном участке устанавливают все оборудование, необходимое для обработки группы деталей с начала и до конца технологического процесса. Если технологический цикл обработки замыкается в пределах участка, он называется предметно-замкнутым.

Прямоточная форма организации производства

Прямоточная форма характеризуется линейной структурой с поштучной передачей предметов труда в производстве. Такая форма обеспечивает реализацию следующих принципов организации производства:

  • специализация;
  • прямоточность;
  • непрерывность;
  • параллельность.

Применяя эту форму, можно сократить длительность производственного цикла, более эффективно использовать рабочую силу за счет большей специализации труда, уменьшить объем незавершенного производства.

Точечная форма организации производства

При точечной форме организации производства работа полностью выполняется на одном рабочем месте. Изделие изготовляется там, где находится его основная часть. Примером служит сборка изделия с перемещением рабочего вокруг него. Организация точечного производства имеет положительные стороны:

  • можно часто изменять конструкцию изделий и последовательность обработки, выпускать изделия разнообразной номенклатуры в количестве, определяемом потребностями производства;
  • снижаются затраты, связанные с изменением расположения оборудования;
  • повышается гибкость производства.

Интегрированная форма организации производства

Интегрированная форма организации производства предполагает объединение основных и вспомогательных операций в единый интегрированный производственный процесс с ячеистой или линейной структурой при последовательной, параллельной или параллельно-последовательной передаче предметов труда в производстве.

В отличие от существующей практики раздельного проектирования процессов складирования, транспортировки, управления, обработки на участках с интегрированной формой организации производства требуется увязать эти частичные процессы в единый производственный процесс. Это достигается путем объединения всех рабочих мест с помощью автоматического транспортно-складского комплекса , который представляет собой совокупность взаимосвязанных автоматических и складских устройств, средств вычислительной техники, предназначенных для организации хранения и перемещения предметов труда между отдельными рабочими местами.

В зависимости от способности к переналадке на выпуск новых изделий рассмотренные выше формы организации производства условно можно разделить на гибкие (переналаживаемые) и жесткие (непереналаживаемые).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Изменение в номенклатуре выпускаемой продукции и переход на выпуск конструктивно новой серии изделий требуют перепланировки участка, замены оборудования и оснастки.

Жесткие формы организации производства предполагают обработку деталей одного наименования. К ним относится поточная форма организации производственного процесса. Гибкие формы позволяют обеспечить переход на выпуск новых изделий без изменения состава компонентов производственного процесса при незначительных затратах времени и труда.

Если говорить о машиностроительных предприятиях, то сегодня на них наибольшее распространение получили следующие формы организации производства:

1) гибкое точечное производство — предполагает пространственную структуру обособленного рабочего места без дальнейшей передачи предметов труда в процессе производства. Деталь полностью обрабатывается на одной позиции. Приспособленность к выпуску новых изделий осуществляется за счет изменения рабочего состояния системы;

2) гибкая предметная форма — характеризуется возможностью автоматической обработки деталей в пределах определенной номенклатуры без прерывания на переналадку. Переход к выпуску новых изделий осуществляется путем переналаживания технических средств, перепрограммирования системы управления. Гибкая предметная форма охватывает область последовательной и параллельно-последовательной передачи предметов труда в сочетании с комбинированной пространственной структурой;

3) гибкая прямолинейная форма — характеризуется быстрой переналадкой на обработку новых деталей в пределах заданной номенклатуры путем замены инструментальной оснастки и приспособлений, перепрограммирования системы управления. Она основана на рядном расположении оборудования, строго соответствующем технологическому процессу с поштучной передачей предметов труда

Блочно-модульная форма организации производства

Под влиянием научно-технического прогресса в технике и технологии происходят существенные изменения, обусловленные механизацией и автоматизацией производственных процессов. Это создает объективные предпосылки развития новых форм организации производства. Одной из таких форм, получившей применение при внедрении средств гибкой автоматизации в производственный процесс, является блочно-модульная форма.

Чтобы создать производство с блочно-модульной формой организации производства, необходимо:

  1. сконцентрировать на участке весь комплекс технологического оборудования, необходимого для непрерывного производства ограниченной номенклатуры изделий;
  2. объединить группы рабочих на выпуске конечной продукции с передачей им части функций по планированию и управлению производством на участке.

Экономической основой создания таких производств являются коллективные формы организации труда. Работа в этом случае строится на принципах самоуправления и коллективной ответственности за результаты труда.

Основные требования, предъявляемые к организации процесса производства и труда в этом случае:

  • создание автономной системы технического и инструментального обслуживания производства;
  • достижение непрерывности процесса производства на основе расчета рациональной потребности в ресурсах с указанием интервалов и сроков поставок;
  • обеспечение сопряженности по мощности механообрабатывающих и сборочных подразделений;
  • учет установленных норм управляемости при определении количества работающих;
  • подбор группы работающих с учетом полной взаимозаменяемости.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Реализация указанных требований возможна только при комплексном решении вопросов организации труда, производства и управления.

К блочно-модульной форме организации производства переходят на основании принятого решения о целесообразности создания таких подразделений в данных производственных условиях. Затем анализируют конструктивно-технологическую однородность продукции и оценивают возможность комплектации «семейств» деталей для обработки в рамках производственной ячейки.

Далее определяют возможность концентрации всего комплекса технологических операций по выпуску группы деталей на одном участке, устанавливают число рабочих мест, приспособленных для внедрения групповой обработки деталей, определяют состав и содержание основных требований к организации процесса производства и труда исходя из намеченного уровня автоматизации.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА НА ПРИМЕРЕ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрим производственную структуру на примере промышленного предприятия ООО «Альфа», которое предоставляет услуги по капитальному ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.

Производственную структуру предприятия представим в виде схемы (рис. 2).

Чтобы понять построение производственной структуры данного предприятия, нужно знать особенности производственного процесса . Когда на предприятие поступает автомобиль, ведут его техническую приемку и устанавливают несоответствия с документацией. Затем идет мойка и полная разборка автомобиля. Далее вся агрегатика поступает в соответствующие цеха по специальностям, где производят ремонт и точечную покраску. Потом все детали поступают в сборочный цех для окончательной сборки, после чего следует полное наружное окрашивание и подготовка к сдаче заказчику.

Всем производственным участкам и цехам ООО «Альфа» в соответствии со специализацией деятельности характерен предметный или предметно-замкнутый тип . Другими словами, они специализируются по видам продукции (узлов, агрегатов, приборов, деталей, составных частей деталей и др.). Таким образом на предприятии добились большой концентрации работ в рамках одного производственного помещения (зоны). Кроме того, специалисты отдела технического контроля не оторваны от процесса производства. Они находятся непосредственно в зданиях цехов для контроля за качеством выпускаемой продукции.

Передача агрегатов (изделий, деталей) производится по параллельной методике, то есть их передают с операции на операцию поштучно, без ожидания завершения всей партии (целесообразно за счет высокого объема производства и загруженности предприятия). Передачу осуществляют на основании внутреннего документа (акта сдачи-приемки), который подписывается с двух сторон ответственными лицами и начальниками смежных цехов.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственную структуру предприятия совершенствуют, чтобы сократить трудоемкость на всех производственных участках и рабочих местах, улучшить качество продукции. Сокращение трудоемкости и улучшение качества выпускаемой продукции позволяют предприятию снизить расходы, включаемые в себестоимость продукции (как основные, так и косвенные).

За счет эффективного совершенствования структуры производственного предприятия можно сократить трудовые издержки (например, автоматизировать отдельные производственные процессы), провести рационализацию производственных площадей.

Основные пути совершенствования производственной структуры предприятия:

  1. Укрупнение цехов, частичное объединение производственных процессов в некоторые производственные участки и дальнейшее объединение производственных участков. Большое количество специалистов узкого профиля в составе одного участка нельзя считать рациональным с экономической точки зрения, поэтому предлагается расширять спектр работ, выполняемых работниками (даже путем дополнительного обучения работников на выполнение новых видов работ).
  2. Совершенствование принципов построения производственных участков и цехов, путей взаимодействия между ними. Тем самым можно сократить производственный цикл, высвободить возможность увеличить объем выпускаемой продукции, прибыльность и доходность предприятия в целом.
  3. Совершенствование планировки производственных зданий и сооружений, что даст возможность сократить временные расходы на внутренние переходы и транспортировку при соблюдении норм расстановки и дистанций между оборудованием.
  4. Интеграция предприятий в промышленные объединения, что позволяет разграничить производственные процессы между несколькими предприятиями, сократив затраты каждого из них.
  5. Соблюдение пропорциональности между элементами производственной структуры, недопущение нерационального роста затрат на обслуживающие и вспомогательные производства.
  6. Сокращение времени пребывания изделия (деталей, составных частей) на конкретном производственном участке, а также сокращение простоев и перерывов в рабочем процессе.
  7. Изменение специализации предприятия и усовершенствование структуры управления. Некоторые мелкие и средние предприятия отказываются от создания цехов в пользу бесцехового типа производства, при котором все производственные процессы разделены между несколькими производственными участками, что облегчает планирование и контроль за исполнением, избегая раздутой системы руководства.

ЭТО ВАЖНО

В первую очередь совершенствование должно коснуться вопроса соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами. Основной удельный вес работ (в том числе количества работников и общей занимаемой производственной площади) должен быть выделен для основного производства, так как именно там идет процесс изготовления продукции.

На некоторых предприятиях наблюдается обратная тенденция, когда удельный вес трудоемкости вспомогательных и обслуживающих производственных процессов куда выше основного производства. Такое тождество достигается за счет высокого уровня автоматизации основного производства, что влечет за собой сокращение трудоемкости выпуска основной продукции. Как следствие, увеличивается трудоемкость по обслуживанию большого количества дорогостоящего оборудования.

Распространенное решение проблемы перевеса обслуживающих и вспомогательных производственных процессов над основными производственными — передача соответствующих работ сторонним профильным организациям. Зачастую такая передача становится экономически эффективнее, чем самостоятельное выполнение работ (например, работ по обслуживанию и ремонту оборудования, заготовительных работ и др.).

  1. Производственная структура должна отвечать принципам оптимизации и сочетания в пространстве и времени всех составных элементов процесса.
  2. Совершенствование производственной структуры предприятия позволит более эффективно использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы одновременно с ростом качества выпускаемой продукции.
  3. Для совершенствования производственной структуры предприятие должно обеспечить бесперебойность производственного процесса, пропорциональность, ритмичность и прямоточность при соблюдении норм и правил, которые касаются условий труда основных производственных рабочих.

4. На основании корректно построенной производственной структуры предприятие достигает высоких результатов: сокращается производственный цикл, трудоемкость, себестоимость выпускаемой продукции, улучшается ее качество. Это положительно влияет на работу предприятия, способствует росту его доходности, облегчает планирование производства и контроль за выполнением производственных процессов.

5. Занимаясь построением производственной структуры, можно руководствоваться разработанными схемами других предприятий, но мы не рекомендуем использовать их из-за отличий в технологиях, разной специализации и кооперации, из-за разной квалификации работников и т. д.

6. Прежде чем приступить к формированию или корректировке существующей производственной структуры, уделите внимание аспектам, которые непосредственно влияют на вид структуры:

  • установление состава цехов и производственных участков;
  • расчет производственных площадей для каждого рабочего места, а затем для производственного участка и цеха, определение их пространственного расположения с учетом временных потерь на транспортировки и внутренние перемещения;
  • изучение технологической и конструкторской документации;
  • расчет трудовых затрат на осуществление производственной деятельности с выделением категорий основного, вспомогательного и обслуживающего производства;
  • выбор пространственного и временного структурирования;
  • расчет потерь от брака, простоев, нерегламентированных перерывов, внутренних перемещений и транспортировок.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Уровень развития машиностроения определяет общий уровень развития экономики страны. Для развитых стран доля машиностроительной продукции в валовом объеме составляет не менее 20 %. За период реформирования экономики России (1990–2000 гг.) при переходе от административной системы к рыночной произошли негативные изменения в структуре экономики в сторону снижения доли машиностроения и увеличения доли сырьевых секторов экономики. Важными причинами этих тенденций стали сложность управления машиностроительным производством и проблемы адаптации предприятий к новым рыночным условиям хозяйствования. Если в командной экономике руководству предприятия необходимо было только обеспечить плановый выпуск продукции, то в условиях рынка перед ним встает задача и определения стратегии развития предприятия, и выбора конкурентоспособной продукции, и поиска ресурсов для развития.

Дискретность машиностроительного производства, его пространственная и временная разобщенность (в отличие от непрерывных процессов химической и металлургической отрасли) также способствовали появлению негативных тенденций в развитии машиностроительных предприятий и объединений. Во-первых, нарушение кооперационных связей из-за политических факторов привело к сокращению номенклатуры выпускаемой продукции. Во-вторых, появилась возможность «продавать по частям» активы предприятий.

Начиная с середины 2000-х годов, российское машиностроение начинает устойчиво развиваться и к 2008 году объемные показатели увеличились по сравнению с 90-ми годами почти в два раза. Мировой кризис 2009 года «отбросил» многие предприятия на старые позиции, но в целом большинство предприятий пережили кризисный период с 30 % падением объемов производства и в настоящее время, благодаря государственной поддержке, увеличивают выпуск, особенно предприятия оборонно-промышленного комплекса. Сегодня перед машиностроительными предприятиями России стоит задача повышения конкурентоспособности продукции за счет технического перевооружения, внедрения инноваций, ресурсосберегающих технологий, 5 передовых методов организации производства и повышения квалификации персонала.

Для принятия грамотных решений на всех уровнях управления машиностроительным предприятием необходимо использовать межфункциональный подход, сочетающий знания как технологии, так и организации и экономики производственных процессов.

Учебное пособие обобщает основные определения и подходы организационно-экономических методов управления машиностроительным предприятием в их взаимосвязи.

В первой главе (авторы: д-р экон. наук проф. И. В. Ершова, д-р экон. наук проф. Е. Ю. Кузнецова, канд. экон. наук, доц. М. А. Прилуцкая) дается общее понимание машиностроительного предприятия как объекта управления, рассматриваются методы и проблемы постановки хозяйственных целей в рыночных условиях, сущность конфликта между собственниками и менеджерами предприятия, взаимосвязь производственных и финансовых процессов, понятия структур управления и их значимость для достижения поставленных целей.

Вторая глава (авторы: канд. экон. наук, доц. Е. В. Черепанова, канд. экон. наук, доц. Т. Е. Дашкова, канд. экон. наук, доц. Н. Е. Калинина, старший преподаватель И. Ю. Матушкина) посвящена особенностям машиностроительной продукции. В разделе приводятся официальные классификации видов продукции с точки зрения отраслевой принадлежности и учетной функции. Рассматриваются подходы к определению цены и расчета затрат на производство. Требования к процедурам сертификации продукции.

Третья глава (авторы: канд. экон. наук, доц. Л. М. Типнер, канд. экон. наук, доц. С. Г. Баранчикова, старший преподаватель О. С. Норкина) описывает структуру машиностроительного предприятия: состав основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, их взаимосвязь, цели и показатели эффективной работы. Рассматриваются достоинства и недостатки современной тенденции – аутсорсинга – передачи части функций и работ сторонним организациям.

Совокупность глав 1–3 всесторонне характеризует машиностроительное предприятии как объект управления. В последующих главах рассматриваются конкретные методики управления процессами и ресурсами машиностроительного предприятия.

Четвертая глава (авторы: канд. экон. наук, доц. М. А. Прилуцкая, канд. экон. наук, доц. Т. Е. Дашкова, канд. экон. наук, доц. С. Г. Баранчикова, канд. экон. наук, доц. В. А. Шабалина, канд. экон. наук, доц. Т. А. Минеева) посвящена вопросам управления жизненного цикла продукции. Основной упор в главе делается на ранние этапы жизненного цикла: маркетинговые исследования и подготовку производства новой продукции. Описываются технологии управления качеством как сквозной подход к управлению всеми процессами предприятия, а также представлена логистическая концепция управления предприятием.

В пятой главе пособия (авторы: д-р экон. наук, проф. И. В. Ершова, канд. экон. наук, доц. О. О. Подоляк, канд. экон. наук, доц. Е. В. Черепанова) рассматриваются вопросы управления производством: нормирование труда, расчеты производственной мощности, расчет производственных запасов, методики оперативного управления производством. Систематизированы методы современной концепции бережливого производства применительно к машиностроительному предприятию.

Шестая глава (авторы: д-р экон. наук, проф. Е. Ю. Кузнецова, канд. экон. наук, доц. О. О. Подоляк) посвящена вопросам управления персоналом предприятия. В главе приводятся подходы к планированию численности, выбору форм организации заработной платы, а также современные подходы к управлению коллективом.

Седьмая глава (авторы: д-р экон. наук, проф. П. П. Крылатков, старший преподаватель А. В. Клюев) содержит описание современных концепций и инструментов управления производством, основанных на логистическом подходе и практике бережливого производства.

Каждая глава содержит примеры из практики машиностроительных предприятий и вопросы для дискуссии, помогающие сформировать комплексный взгляд на управление машиностроительным предприятием.

Учебное пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 15.04.01 – Машиностроение для изучения дисциплины «Управление машиностроительным предприятием». Может быть полезно для магистров, обучающихся по направлению подготовки – Машиностроение и практико-ориентированных программ магистратуры по направлению подготовки – Менеджмент, с упором на машиностроительное производство. Отдельные главы представляют интерес для специалистов машиностроительных предприятий.

1. Современный формат машиностроительного предприятия

Цель: В результате изучения материала Вы должны понять:

♦ Какие цели ставят для предприятия собственники и менеджеры.

♦ Как влияет внешнее окружение на целевые ориентиры в развитии машиностроительного бизнеса.

♦ Взаимосвязь экономических и финансовых результатов хозяйственной деятельности.

♦ Как выстраивается организационная и финансовая структура машиностроительного предприятия.

1.1. Целевые ориентиры создания и развития машиностроительного бизнеса

Во времена командной экономики предприятия создавались и реформировались в соответствии с планами развития производственноэкономической структуры страны в целом. Цели предприятий координировались союзными и республиканскими министерствами, главками, а предприятия фактически находились в роли исполнителей этих планов.

Проблемами адаптации к внешней среде на стратегическом уровне предприятия не занимались, поскольку потребности как промышленного, так и потребительского рынка транслировались директивами плана. Руководство современных предприятий обязано осуществлять поиск потребителей своей продукции и заказов для загрузки производственных мощностей. Либерализация финансовых и товарных рынков привела к мобильности хозяйствующих субъектов в постановке целей и повышению их ответственности в части целеполагания. В результате – машиностроительные предприятия развивались в условиях рыночной экономики очень по-разному: одни – успешно, другие – менее успешно, некоторые попросту были закрыты. Официальная статистика свидетельствует, что за год в России ликвидируется около 1000 тыс. предприятий. Еще большее число (из тех, что находится в едином государственном реестре) либо навсегда прекращают хозяйственную деятельность, либо теряют самостоятельность. Динамика и эффективность развития машиностроительных предприятий во многом зависит от того, кто и как ставит цели для этих предприятий.

БТПП в машиностроении

Производственный состав машиностроительного завода.

Машиностроительные заводы состоят из отдельных производственных единиц, называемых цехами, и различных устройств.

Состав цехов, устройств и сооружений завода определяется объектом выпуска продукции, характером технологических процессов, требованиями к качеству изделий и другими производственными факторами, а также в значительной мере степенью специализации производства и кооперирования завода с другими предприятиями и смежными производствами.

Специализация предполагает сосредоточение большого объема выпуска строго определенных видов продукции на каждом предприятии.

Кооперирование предусматривает обеспечение заготовками (отливками, поковками, штамповками), комплектующими агрегатами, различными приборами и устройствами, изготовляемыми на других специализированных предприятиях.

Если проектируемый завод будет получать отливки в порядке кооперирования, то в его составе не будет литейных цехов. Например, некоторые станкостроительные заводы получают отливки со специализированного литейного завода, снабжающего потребителей литьем в централизованном порядке.

Состав энергетических и санитарно-технических устройств завода также может быть различными в зависимости от возможности кооперирования с другими промышленными и коммунальными предприятиями по снабжению электроэнергией, газом, паром, сжатым воздухом, в части устройства транспорта, водопровода, канализации и т.д.

Дальнейшее развитие специализации и в связи с этим широкое кооперирование предприятий значительно отразятся на производственной структуре заводов. Во многих случаях в составе машиностроительных заводов не предусматриваются литейные и кузнечно-штамповочные цехи, цехи по изготовлению крепежных деталей и т.д., так как заготовки, метизы и другие детали поставляются специализированными заводами. Многие заводы массового производства в порядке кооперирования со специализированными заводами также могут снабжаться готовыми узлами и агрегатами (механизмами) для выпускаемых машин; например, автомобильные и тракторные заводы – готовыми двигателями и др.

Состав машиностроительного завода можно разделить на следующие группы:

1) заготовительные цехи:

Литейные (чугунолитейные, сталелитейные, литейные цветных металлов;

Кузнечные (кузнечно-прессовые, прессовые, кузнечно-штамповые и др.).

2) обрабатывающие цехи:

Механические – обработка материалов (металлы, дерево, пластмассы) на токарных, фрезерных, шлифовальных станках;

Термические – закалка, отпуск металлов(Ме) и не металлов. Изменение механических и физических свойств Ме т.е. прочность, пластичность, упругость, ударная вязкость, и т.д.


Цехи холодной штамповки;

Деревообрабатывающие;

Металлопокрытий (чаще всего гальванические);

Сборочные;

Окрасочные.

3) вспомогательные цехи:

Инструментальные – выдача инструментов, оснастки, чертежей. Изготовление бытовой техники и др.;

Ремонтно-механические,

Электроремонтные;

Модельные;

Экспериментальные;

Испытательные.

4) складские устройства (для заготовок из металла и не металла, инструмента, формовочных и шихтовых материалов, принадлежностей и разных материалов, для готовых изделий, топлива, моделей и др.);

5) энергетические устройства – обеспечение завода (цехов) электроэнергией, теплом, воздухом, газом (электростанция, теплоэлектроцентраль (котельные), компрессорные и газогенераторные установки);

7) санитарно-технические устройства (отопление, вентиляция, водо-воздуха снабжение, канализация, освещение);

8) общезаводские учреждения и устройства (центральная лаборатория, технологическая лаборатория, центральная измерительная лаборатория, главная контора, проходная контора, медицинский пункт, амбулатория, устройства связи, столовая, техническая библиотека, комнаты психологической разгрузки и др.).

6.1. Общая характеристика

6.2. используемые ресурсы

6.3. Влияние на окружающую среду

6.4. Мероприятия по снижению уровня негативного воздействия машиностроительного комплекса на окружающую среду и их предупреждение

6.5. Новые экологически безопасные технологии

Общая характеристика

Машиностроительный комплекс занимает одно из первых мест в общей промышленности Украины. Его продукция широко используется всеми отраслями экономики Украины. На сегодня невозможно представить жизнь человека без машин. Ранее понятие "машина" означало лишь техническое средство, работа которого основана на использовании механического движения. Но сегодня его содержание значительно расширился (это и компьютер, и радиолокатор и т.д.). Современное машиностроение стало очень наукоемким. Общемировой тенденцией является постоянное усложнение машин.

В Украине машиностроения является многопрофильным и представлено такими отраслями как общее, транспортное и точное машиностроение. В зависимости от технологических особенностей каждая из отраслей имеет свои принципы расположения. Так, общее машиностроение тяготеет преимущественно к потребителю и металлургических баз, транспортное - до трудовых ресурсов определенной квалификации, точно - к крупнейших научных центров.

Для машиностроения характерно разнообразие орудий производства и номенклатуры продукции: станки, транспорт, энергетическое, сельскохозяйственное оборудование, оборудование для атомной промышленности, то есть каждое производство имеет свои специфические технологии. В то же время для машиностроительных предприятий характерна общность сырьевых материалов (черные и цветные металлы и их сплавы), идентичность основных технологических принципов преобразования их в детали (литье, ковка, штамповка, обработка резанием и т.д.), а деталей - в изделия (сварка, сборка и т.д.). Процесс создания и производства изделий охватывает ряд взаимосвязанных этапов, так называемый "жизненный цикл изделия", начиная с разработки конструкции и технологии, изготовление деталей, сборочных единиц и механизмов и заканчивая собственно производством изделий, их обработкой, испытаниями и отправкой потребителю.

Структура машиностроительного предприятия

Среднестатистический машиностроительный завод состоит из ряда основных и вспомогательных цехов и служб. Основные цеха - заготовительные, обрабатывающие и выпускающие. К заготовительных цехов относятся чугуно- и сталелитейные, кузнечно-прессовые, цеха для резки заготовок. В число обрабатывающих цехов входят механические, термические, сборочные, цеха металопокритгив (гальванические) и другие. Выпускающие цеха обеспечивают выпуск промышленной продукции. К вспомогательным цехам относятся инструментальные, ремонтно-механические, экспериментальные и другие. На каждом предприятии действует ряд служб, куда входят складские помещения, энергохозяйство, внутризаводской транспорт, отопление, вентиляция, канализация и ряд других.

Все подотрасли машиностроения можно разделить на две группы:

Ресурсоемкие,

Наукоемкие.

Особенности наукоемких подотраслей машиностроения (производство средств связи, вычислительной техники и периферийного оборудования, электронно-вычислительных приборов, оптических и других точных приборов): небольшая материало- и энергоемкость, малое водопотребление и соответственно значительно меньше выделения выбросов, сбросов и твердых отходов в окружающую среду по сравнению с ресурсоемкими, влияние которых на окружающую среду значительно.

Общая характеристика машиностроительного комплекса

Машиностроительный комплекс состоит из металлообработки, собственно машиностроения и малой металлургии (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Структурная схема машиностроительного комплекса.

Металлообработка - это изготовление металлических изделий, металлоконструкций, ремонт машин и оборудования. Малая металлургия - это небольшие цеха в составе машиностроительных предприятий, которые занимаются выпуском деталей для различных машин и заготовок для их изготовления. Малая металлургия представлена литейным и кузнечно-прессовым производством, сваркой и штамповкой.

Машиностроение отражает технический прогресс страны и имеет большое значение для развития его производительных сил, повышение экономической мощи государства и благосостояния народа, оно включает около 70 отраслей, основными являются:

Общее машиностроение занимается изготовлением средств производства и достаточно металлосодержащих. Поэтому оно ориентировано на потребителя и районы черной металлургии. Его основными отраслями являются тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, а также тракторостроение, станкостроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Тяжелое машиностроение производит энергетическое, металлургическое, горное, химическое и нефтехимическое оборудование, машины для строительства и портового хозяйства. В Украине сложились такие районы и центры тяжелого машиностроения Донецкий (Краматорск, Горловка), Харьковский (Харьков), Приднепровский (Днепропетровск, Кривой Рог), Прикарпатье (Львов, Дрогобыч, Борислав).

Сельскохозяйственное машиностроение производит комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Оно ориентируется на потребителя (специализация сельского хозяйства). Зерноуборочные комбайны производят в Херсоне и Александрии, свеклоуборочные - в Тернополе и Днепропетровске, кукурузоуборочные - в Херсоне, кормово- уборочные - в Светловодске. Тракторостроение достаточно трудоемким. Оно производит колесные и гусеничные тракторы (Харьков, Днепропетровск) и тракторные агрегаты (Киев, Винница).

Станкостроение преимущественно занимается производством станков - металлообрабатывающих, деревообрабатывающих, алмазорозточних. В последнее время растет доля изготовление оборудования с числовым и программным управлением и станков-автоматов. Эта отрасль представлена в Киеве, Львове, Харькове, Днепропетровске, Краматорске, Житомире.

Оборудование для легкой и пищевой промышленности изготавливают во многих городах, что связано со значительными потребностями в этой продукции. В частности эту продукцию выпускают в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Василькове, Мукачево и других городах.

Транспортное машиностроение в наше время развивается стремительными темпами. Оно занимается производством различных транспортных средств и отличается своей трудоемкость. В его отраслевого состав входят железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, судостроение, авиаракетостроение.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей в Украине. Оно состоит из двух подотраслей: локомотивостроение и вагоннобудування. В нашей стране изготавливают тепловозы (Луганск, Харьков) и электровозы (Днепропетровск). Крупнейшим центром вагоностроения является Кременчуг, в котором традиционно производят товарные вагоны и начат выпуск пассажирских. Другими центрами являются Днепродзержинск, Стаханов, Луганск, Мариуполь.

Судостроение является традиционной отраслью Украины. Оно приближенное к потребителю готовой продукции, то есть морских и речных портов. Отечественное судостроение возникло в конце XVIII в. в Херсоне; Но в связи с удобством географического положения крупнейшим центром судостроения в Центральной Европе стал Николаев. В Николаеве находятся три крупных судостроительных предприятия. Центры речного судостроения размещены преимущественно на Днепре (Киев, Запорожье, Херсон) и Дунае (Юлия, Измаил).

Автомобилестроение Украины отличается разнообразной продукцией. Экспортное значение имеет изготовления грузовых автомобилей КрАЗ, что налажено в городе Кременчуг. Легковые автомобили выпускаются в Запорожье, Ильичевске, Луцке и Черкассах, грузопассажирские - в Кременчуге, Луцке и Львове, мотоциклы - в Киеве, мопеды - во Львове, велосипеды - в Харькове и Чернигове. В последнее время значительное внимание уделяется производству средств общественного транспорта для обеспечения потребностей крупных городов. Так, автобусы изготовляют в Львове и Черкассах, троллейбусы - в Киеве, Львове и Днепропетровске, трамваи - в Луганске и Днепропетровске; В последнее время в Киеве и Кременчуге начато изготовление вагонов метрополитена. Распространяется тенденция создания в Украине автосборочных предприятий - филиалов зарубежных автомобильных компаний. Они возникли в Ужгороде, Луцке, Киеве, Симферополе, Запорожье, Чернигове, Борисполе и других городах Украины.

Авиаракетостроение. На мировом рынке Украины известна сверхмощными грузовыми самолетами ("Руслан", "Мрия"), и пассажирским Ан-70, которые изготавливаются в Киеве и Харькове. Сегодня пассажирские самолеты и вертолеты изготавливают в Киеве, Харькове, Донецке. В Днепропетровске развито изготовление ракет-носителей и другой космической техники.

Точное машиностроение стало достоянием второй половины XX в. Оно дало миру новую продукцию приборостроения, электротехники и особенно электроники. Точное машиностроение является наукоемким. Так, в Киеве изготавливают измерительные и вычислительные приборы, медицинское оборудование, холодильники, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, часы. В Днепропетровске телевизоры, радиоприемники. Во Львове - измерительные и электроосветительные приборы. В Донецке - холодильники. Однако, отечественная продукция точного машиностроения пока не выдерживает конкуренции зарубежных производителей.

Каждое промышленное предприятие состоит из производственных (основных), вспомогательных и обслуживающих звеньев, технических подразделений, органов управления и охраны, а также из непроизводственных организаций и учреждений культурно-бытового назначения.

Различают понятия производственная структура и организационная структура.

Производственная структура – это состав и взаимосвязи основных и вспомогательных производственных подразделений (заводов, корпусов, цехов, участков).

Организационная структура – это структура управления, т. е. состав и взаимосвязи органов управления производством и заводоуправления (отделы, лаборатории и др.).

Цех – это административно обособленное подразделение завода, выполняющее определенные функции, обусловленные характером разделения и кооперации труда. Он выпускает определенную продукцию (заготовки, детали, сборочные единицы и т. д.) или выполняет определенные работы (транспортные, ремонтные и т. д.). Цехи делятся на основные и вспомогательные.

Основные цехи – это цехи, занятые различными стадиями изготовления изделий основного производства, т. е. изделий, идущих на поставку и реализацию. К числу основных относятся цехи заготовительные, механообрабатывающие, сборочные и др.

Вспомогательные цехи – это цехи, выпускающие изделия вспомогательного назначения, которые потребляются внутри завода и не идут на поставку. К вспомогательным относятся цехи инструментальные, штамповочные, модельные, ремонтно-механические.

Общезаводские обслуживающие хозяйства организуются для обслуживания основных и вспомогательных цехов. К ним относятся складское и энергетическое хозяйства, цехи транспортные: железнодорожные, автотранспортные и др.

В производственной структуре многих предприятий массового производства предусмотрены еще так называемые побочные цехи и участки, занятые переработкой отходов основного производства.

Основу производственной структуры заводов массового производства составляют механообрабатывающие и механосборочные цехи.

Главными факторами, определяющими производственную структуру предприятия (объединения), являются организационно-технический уровень производства, уровень и формы специализации и кооперирования.

На состав цехов завода влияет степень промышленно-экономичского развития страны и отдельных районов, в которых расположены эти заводы, выражающаяся в уровне накопленных производственных мощностей и фондов, наличии трудовых, материальных, энергетических и природных ресурсов.

Виды производственных структур можно классифицировать по двум признакам: составу имеющихся стадий основного производственного процесса и характеру специализации.

В зависимости от стадий производственного процесса различают структуры (предприятия):

с полным технологическим циклом , т. е. имеющие заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи;

механосборочного типа, имеющие только обрабатывающие и сборочные цехи. Все заготовки эти предприятия получают по кооперации;

предприятия по производству отдельных деталей , потребляемых в больших количествах, например зубчатых колес, коленчатых валов и т. д. В их составе имеются заготовительные и обрабатывающие цехи;

сборочные предприятия , имеющие только сборочные цехи, например автосборочные предприятия;

предприятия по производству заготовок типа центролит, центрокуз, центросвар, имеющие только заготовительные цехи.

В составе перечисленных выше видов предприятий имеется также определенное количество вспомогательных и обслуживающих цехов и служб.

В зависимости от характера специализации различают следующие производственные структуры (предприятия).

Предметно специализированные предприятия , осуществляющие при изготовлении машин почти все технологические процессы и имеющие все основные, вспомогательные и обслуживающие цехи. Их правильнее называть универсальными предприятиями, так как они выпускают самую разнообразную продукцию в небольшом количестве и на многих рабочих местах попеременно выполняются различные работы.

Подетально (поагрегатно) специализированные предприятия с двумя технологическими стадиями основного производства, например заготовительным и обрабатывающим или обрабатывающим и сборочным. Причем, эти работы в ряде случаев могут осуществляться в одной и той же поточной линии, например поточные линии, включающие литье цветных металлов под давлением, штамповку, термическую и механическую обработку небольших деталей на заводах поршней, карбюраторов. Такие предприятия выпускают ограниченную номенклатуру продукции, но имеют свое небольшое вспомогательное и обслуживающее хозяйство.

Технологически специализированные предприятия с одним переделом основного производства и своим вспомогательным хозяйством, например центролит, центрокуз, сборочный завод. Здесь номенклатура продукции также невелика, каждым рабочим местом закрепляется небольшое количество операций или видов работ. Отдельные предприятия этой группы, как и второй, могут не иметь подсобного производства, пользуясь услугами специализированных заводов по производству моделей, штампов, услугами автотранспортных баз и др.

Функционально специализированные предприятия , которые возникают в результате выделения функций обслуживания и их обособления. Основным производством здесь становится выполнение работ по обслуживанию других предприятий энергией, транспортом, ремонтом, учетно-вычислительными работами, инструментами и т. п.

Комплексно специализированные предприятия предметной, подетальной, технологической специализации, взаимодействующие друг с другом по основному производству и с функционально специализированными – по обслуживанию. Они выпускают ограниченную номенклатуру однотипной продукции при минимальном количестве деталеопераций на каждом рабочем месте. Эту структуру можно считать наиболее прогрессивной.



Похожие публикации