Смех – не грех. Вера православная - смех - алфавит

Сегодня шутки «про религию» у нас в стране - своеобразный тренд. Кажется, шутить на церковные темы становится модно. Добрая половина интернет-новостей о Церкви преподносится в формате шутки. То же происходит и за пределами социальных сетей - в СМИ и даже в повседневных разговорах. Но можно ли относиться с юмором к православию? Почему на телевидении так часто высмеивают представителей РПЦ? Может, стоит законодательно запретить шутки на религиозные темы в такой стране, как Россия?..

«Проба души»

Чем больше в последнее время я слышу шуток на религиозную тему, тем больше задумываюсь, что со всеми нами что-то не так. Вот типичная последовательность записей в моей новостной ленте в социальной сети Facebook: первый френд на полном серьезе распространяет очередное открытое письмо в защиту традиционных ценностей, второй (напротив, пытаясь каламбурить) предлагает «оттаскать за бороду» его авторов… Один ставит лайк на высказывания известного священника, другой размещает у себя на странице карикатуру на того же батюшку. Один цитирует святых отцов, другой - анекдоты про «жирных попов». То, что одни люди произносят абсолютно серьезно, другие тут же поднимают на смех. То, что находят смешным одни, другие считают совершенной пошлостью.

Я пытаюсь понять, почему мои друзья так по-разному смеются. Очевидно, что не только по части «религиозных шуток», но и по части юмора вообще у нас в обществе наблюдается фундаментальный раскол. Кажется, мы все по-разному ощущаем самые простые, базовые вещи. Что такое хорошо - что такое плохо. Что такое красота - что такое пошлость. Дело не в конкретных словесных определениях, дело в отношении к жизни, которое и передается в юморе.

«Смех есть самая верная проба души», - говорит Подросток у Достоевского. «Смехом, - поясняет он, - иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности». И в самом деле, наблюдая то, как и над чем человек смеется, мы понимаем, свой он нам или чужой. Именно через возможность вместе посмеяться мы способны ощутить свою подлинную общность с другими людьми.

Для людей религиозных эта «проба души» предстает в особенном свете. Вот этот - вроде и не православный, а ведь «наш человек»! Потому что мы с ним друг друга понимаем на невербальном уровне. Можем поспорить об экуменизме и результатах Второго Ватиканского собора, но можем вместе и чаю попить, и посмеяться от души. А вот тот вроде и православный, но ведь все равно изнутри чувствуется: какой-то «не наш» он. Душно как-то с ним рядом. То ли масло на хлеб не так намазывает, то ли темы его совсем другие интересуют… А, может, просто у нас с ним разное чувство юмора?

Да, конечно, все верные суть «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Только легко ли принять это не умом, а сердцем? В свете различного отношения к юмору этот вопрос встает особенно остро. Так называемая «холодная весна 2012 года» (как назвал период, начавшийся февральским скандалом о кощунстве в храме Христа Спасителя, протодиакон Андрей Кураев) лишь вынесла на поверхность вопросы, которые давно рвались наружу: где предельные границы смеха? Над чем может и над чем не может смеяться христианин? Сочетаются ли юмор и церковность?

Православие или смех?

«О том, хороша ли данная религия, надо судить по тому, дозволяет ли она шутки на религиозные темы» (“It is the test of a good religion whether you can joke about it”), - говорил Гилберт Кит Честертон. Как соотнести эти слова с современным российским православием? Статус юмора в православной культуре - очень специфичес-кий. Не то чтобы юмор формально запрещен верующим, но относятся к нему в восточно-христианской традиции явно подозрительно. Весьма вероятно, что здесь имеет место влияние античной философии на восточное богословие в целом, а именно - принятие аристотелевского понимания юмора как поверхностного явления по отношению к серьезности («Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она есть отдых»). Святой Антоний Великий объяснял эту мысль через образ лука: «Тетива лука не может быть всегда натянута - постоянного напряжения древо не выдержит. Иногда тетиву должно и припустить». Иными словами, смех для христианина - это лишь необходимая временная передышка в каждодневной борьбе со страстями.

В средневековой Руси на уровне массового сознания закрепилось еще более радикальное представление, а именно: смех в принципе непозволителен христианину. История вековой борьбы Русской Церкви со скоморошеством это подтверждает. Исследователь «народного православия» А. А. Панченко отмечает, что для русских средневековых книжников было характерно буквальное толкование слов из Евангелия от Луки: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25). Вследствие этого в допетровскую эпоху за смех, колядование, пиры с плясками клирики налагали на прихожан епитимьи различной тяжести: «Аще кто возглаголет сам, хотя смеху людем, да поклонится той дни 300»; «Посмеявшийся до слез, пост 3 дни, сухо ясти, поклон 25 на день…»

Слово «шут» в древнерусской литературе нередко выступает синонимом слова «бес», отсюда и само понятие «шутки» в средневековой Руси оказывалось связанным с бесовщиной. Противопоставление христианства и смеха закрепилось и на уровне русского фольклора (типичные народные пословицы: «И смех, и грех», «Где грех, там и смех»).
Яркое проявление конфликта между юмором и русской православной культурой - личность Н. В. Гоголя. Неслучайно душевную болезнь и смерть писателя порой связывают с тем, что слишком сложно сов-мещать в себе комика и мистика. Ближайший к нам по времени пример похожего внутреннего конфликта - священник-артист Иоанн Охлобыстин, вынужденный делать выбор между служением в алтаре и игрой в комедийном сериале…

«Будем людьми!»

И все же, «нe говорите мне о монахах, которые никогда не смеются. Это смешно…» Этот эпиграф к сборнику житий католических святых («Отцы-пустынники смеются») в принципе может быть отнесен ко всему христианству XX века.

Удивительно, что самыми веселыми христианами в Православной Церкви эпохи гонений оказываются как раз те, кого литература и фольклор предшествующих веков рисуют самыми мрачными - монахи. Многие величайшие исповедники веры XX века известны также как большие юмористы - это и святитель патриарх Тихон (Белавин), и святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович). Полны шуток и забавных историй проповеди митрополита Сурожского Антония (Блума). Эти люди решительно ломают стереотипный образ православия как религии суровых ханжей.

Быть может, столь решительно сместить акценты в отношении к юмору заставил нашу Церковь страшный XX век. Такая «смена градуса» характерна для всего мирового православия, испытавшего беспрецедентные в истории человечества гонения. Среди верующих советских «катакомб» была распространена характерная инверсия старинной пословицы: «Раньше были сосуды золотые, а попы деревянные, - а теперь сосуды деревянные, а попы - золотые». Когда за исповедание веры вновь стали гнать и убивать, место легендарного «попа-толоконного лба» занял настоящий пастырь добрый - священник, открытый к людям, проникновенный и к тому же веселый.

Примером того, как даже перед лицом смертельной опасности можно сохранять чувство юмора, является и легендарный патриарх Сербский Павел (Гойко). Человек маленького роста, который почти всегда ходил пешком и был знаменит на всю Сербию своими стоптанными башмаками, за простоту и веселый нрав снискал поистине народную любовь. Несмотря на предельно аскетичный образ жизни, патриарх постоянно шутил. «Будем людьми!» - эти слова патриарха Павла известны во всем мире как символ православия «с человеческим лицом».

Смех сам по себе не является грехом, он может даже быть защитой от греха, если это добрый смех, - вот смысл подлинно христианского отношения к юмору, воплощенного святыми и подвижниками XX века. «Добрым смехом можно бесшумно развеять скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже убийства», - говорил святитель Иоанн (Максимович). И все же, «есть два смеха: светлый и темный, - отмечал он. - Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его можно различить по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех - грязный».

Община - или корпорация?

Почему же тогда в современном православном сообществе так много обид и непонимания вызывает чей-то смех? Возможно - потому, что оно слишком неоднородно. На одном полюсе - благочестивые бабушки, с предельной серьезностью отгоняющие «захожан» от ковра («Это только для батюшки!»), а на другом - неблагочестивые интеллигенты, сочиняющие про бабулек анекдоты. Как и до революции, в современной Церкви имеют место различные субкультуры: белого духовенства, семинаристов, монашествующих, клирошан, мирян-церковнослужителей, представителей «политического православия»…

У каждой из указанных групп - своя корпоративная культура, свои специфические шутки. У приходских священников - про «недалеких прихожан», ошибки диаконов‑практикантов, про матушек. У бурсаков - про трудности семинарского быта, великий и могучий церковнославянский и изгибы схоластического богословия. У иноков и послушников - про типично монашеские искушения, встречи с ангельскими и бесовскими силами и суровых настоятелей.

Еще есть весьма размытая, но многочисленная группа молодых мирян-катехуменов (то есть неофитов, проходящих катехизацию). Они выступают коллекционерами церковного юмора, впитывая, как губка, все доступные им капли юмора и семинарского, и монашеского, и церковно-бюрократического… Именно этой категорией создано большинство тем и групп, посвященных «православному юмору» в популярных соцсетях и на форумах. Большая часть таких шуток - о том, как сложна и непостижима разуму православная субкультура. Здесь «более продвинутые» православные смеются над «менее продвинутыми». Например, известный сюжет про ананасы. Приходит в храм пожилая женщина с большой сумкой: «Где тут у вас ананасы раздают?». Свечницы в растерянности. Оказывается, когда во время крестного хода батюшка кропил прихожан освященной водой, бабушки, на которых водичка не попала, кричали: «А на нас?! А на нас?!»… Квинтэссенция шуток «про невежество» - «отложим по печению». Это когда во время пения Херувимской - «Всякое ныне житейское отложим попечение!» - кто-нибудь обязательно начинает шуршать пакетами и выкладывать на стол крекеры и кексы.

Другой источник церковных анекдотов - территориально-приходское разделение РПЦ. Современная Русская Церковь - как медовые соты. Церковь одна, но и «перегородки» между «ячейками» явно бросаются в глаза. Каждая по-настоящему живая приходская община по сути является обособленным миром, со своими шутками и особым приходским сленгом. «Либералы» и «сталинисты», «хоругвеносцы» и «меневцы»… Быть может, их неостроумное неприятие друг друга и создает у нецерковной публики образ православного как человека, напрочь лишенного чувства юмора?

Со стороны

«Жизнь без юмора - опасна». Эти слова патриарха Кирилла в 2010 году во время визита в Одессу растиражировали все информагентства. Слова Святейшего о том, что «большинство плохих людей лишены чувства юмора» и о том, что юмор «понижает градус человеческого конфликта, помогает разрядить обстановку», были встречены бурными аплодисментами.

Вероятно, патриарх потому и попал в топ новостных лент, что - с точки зрения журналистов - сказал нечто нетипичное. К сожалению, для массового сознания церковники по-прежнему - суровые мрачные люди, не только сами не обладающие чувством юмора, но и готовые отправить на суд инквизиции тех, у кого оно имеется. СМИ активно работают на этот стереотип, фабрикуя заголовки вроде «Православие и юмор несовместимы», тиражируя новости о том, как в очередной раз представители Церкви раскритиковали то или иное юмористическое шоу.

При этом современным медиа не все священники одинаково интересны. Только тот представитель Церкви наверняка может попасть на экран, кто вольно или невольно сыграл роль Репетилова, эдакого комичного резонера, который, едва появившись на сцене, с грохотом падает («Тьфу, оплошал!»)… Являясь в кадре или на газетной полосе, такой священник ну просто обязан сказать или сделать нечто нелепое, несуразное, «смешное». Нечто из области абсурда, лишающее глубины и серьезности любое произносимое им слово. Так, чтобы зритель или читатель наверняка подумал: бедный малый, что только церковное мракобесие с людьми делает! Ярким примером такого излюбленного средствами массовой информации священника является протоиерей Всеволод Чаплин. Он единственный, кто не просто снабжает прессу материалом для анекдотов, но еще и превращает процесс общения священника с журналистом в ролевую игру. В отличие от всех прочих известных церковных спикеров, отец Всеволод будто намеренно метит в заголовки таблоидов. Иными словами, говорит нарочно так, чтобы быть опубликованным. Например, фразу отца Всеволода о том, что «хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать, на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять», не пропустило ни одно крупное СМИ. Не будь броского слова «дресс-код» и упоминания злачных мест - вряд ли призывы священнослужителя к приличиям в одежде заинтересовали бы кого-то из журналистов.

Похожим образом попытался «сыграть» со СМИ священник-артист Иоанн Охлобыстин, объявивший о своем желании баллотироваться на президентских выборах. Впрочем, у отца Иоанна шутки не получилось: в медиа очень быстро просочилась информация о том, что батюшка не фрик и не сумасшедший, а просто хочет создать вокруг себя информационный повод и реализовать нераспроданные билеты на собственное шоу в Лужниках. Разглядев в священнике обыкновенного шоумена и коммерсанта, пресса быстро потеряла к нему интерес и вычеркнула из списка «медиастарцев». Наверное, «такой» отец Иоанн показался ей недостаточно смешон?

В церковной среде нередко звучит негодование - у нас же столько духовных наставников, богословов, писателей, есть кому сказать о православии всерьез… Так почему же на авансцене одни «шутники»?!.. Быть может, тут стоит задуматься не столько о позиции священноначалия и «распределении ролей» в церковном аппарате - сколько о природе современного телевидения и СМИ в целом. Почему-то издатели/продюсеры/главные редакторы единогласно решили, что современному россиянину не интересен «обычный приходской поп». Не интересен священник, который возится с «социальными сиротами», водит их в музеи и походы, не интересны церковные миссии милосердия, которые в Крымске трудились бок о бок с волонтерами, ликвидируя последствия наводнения. Видимо, привычно предполагается, что нашим людям интересен только «петросян» - хоть от политики, хоть от искусства, хоть от религии.

«Безбожники у станка»

Можно ли защитить верующих от насмешек? Не стоит ли законодательно запретить шутить на церковные темы? В последнее время эти вопросы звучат все чаще.

Запад (для кого - прогрессивный, для кого - загнивающий) уже проходил эту тему. И с Index librorum prohibitorum, в который входили все «небогоугодные книги» (среди «запрещенных» к чтению католиками в разные годы были не только труды атеистов, но и труды верующих философов - Декарта, Канта, Беркли). И с запрещением трансляции антиклерикальных комедий по ТВ.

Одной из таких комедий был фильм «Житие Брайана» британской группы «Монти Пайтон». Это история молодого еврея, родившегося в то же время и в том же месте, что и Иисус Хрис-тос, и ошибочно принимаемого своими соотечественниками за Мессию. Прокат фильма, снятого в 1979 году, был полностью запрещен в Норвегии (1979–1980), Сингапуре и Ирландии (1979–1987). В ряде городов запрет на «Житие Брайана» был снят совсем недавно - например, в валлийском Аберистуите его сняли только в 2009 году. Церковные активисты Европы и Америки посвятили «Житию Брайана» не одну акцию протеста, обвиняя создателей картины в кощунстве.

Помню, как на первом курсе мы с приятелями, активно интересовавшиеся тогда всевозможным «умным кино», раздобыли кассету с этой редкостью. Помню, что местами было действительно смешно, местами странно. Но половину «шуток» Монти Пайтона мы смогли понять только после комментариев преподавателя истории. Основной осадок, оставшийся у меня после первого просмотра «Жития Брайана», сводился к следующему: сознание собственной серости… Потому что остроты авторов касались подробностей евангельской истории, истории Иудеи, а также ессеев, саддукеев, фарисеев; все это я представляла очень туманно. Кстати, именно этот фильм сподвиг меня почитать Евангелие и кое-какую литературу о раннем христианстве. Так что в моем случае воздействие антиклерикального фильма получилось вполне миссионерским.

Вообще, на мой взгляд, качество антиклерикального юмора, как бы мы к нему ни относились, - это ярчайший показатель религиозности общества. Характер популярных шуток на церковные темы свидетельствует о том, насколько велик авторитет религии в обществе, каков уровень религиозной культуры его граждан. В этой связи характерно, что ничего подобного «Житию Брайана» в современном российском кинематографе нет. Тем более нет у нас антиклерикальных комедий, подобных тем, которые снимали Бюнюэль и Феллини. Ведь для того, чтобы зритель их понимал, ему нужно знать евангельские притчи, разбираться в основах догматики, понимать термины типа «пресуществление» и «богочеловечество»… В противном случае происходящее на экране представляется просто бессмысленной белибердой.

Современный российский антиклерикализм в плане юмора не породил ничего, кроме пары сотен пошлых анекдотов и нескольких десятков примитивных картинок-демотиваторов, будто сделанных в одной и той же студии студентами-практикантами. Предметом смеха во всех этих шутках является строго ограниченный набор образов: священник с толстым животом; жадный священник; священник на «мерседесе»; глуповатая жена священника. Что характерно, православные миряне практически никогда не становятся объектом шуток. Видимо, антиклерикалы нас и в самом деле не замечают…

Современные православные апологеты часто говорят, что нынешние критики Церкви по уровню культуры приближаются к воинствующим атеистам времен Емельяна Ярославского. Рискну предположить, что дела у наших антиклерикалов гораздо хуже. В «Союзе воинствующих безбожников» имела место, как-никак, «идейная борьба с религией». Если обратиться к наследию советского атеизма 1920–1930‑х, можно заметить, насколько детально обличители религиозных предрассудков представляли себе церковную жизнь. Они ориентировались в церковном календаре, знали жития святых. Неслучайно для историков, культурологов номера «Безбожника» - бесценный источник знаний о церковной жизни в стране.

Квинтэссенция раннего советского «безбожия» - образ московского беспризорника Антипки, героя знаменитых карикатур Моора, «украшавших» почти каждый номер «Безбожника у станка». «Бог - есть, но мы его не признаем», - говорил Антипка. Но нынешние безбожники, кажется, не доросли и до Антипки. Что и неудивительно - ведь большинство из соратников Ярославского-Губельмана являлись «бывшими верующими». Они могли породить не только пошлые стишки и примитивные картинки. Они могли снять качественное по тем временам художественное кино - например, «Праздник святого Йоргена», комедия Якова Протазанова по сценарию Сигизмунда Кржижановского, собирала в начале 1930‑х годов полные кинотеатры по всей стране.

Во все века усиление позиций христианства в европейской культур сопровождалось углублением анти-христианской полемики, включая распространение антихристианского юмора. По мере того как христиане осуществляли «скрытый захват» Римской империи, появлялись «антихристианские» писатели-сатирики Лукиан, Цельс, Порфирий, Либаний… В Российской империи, где Церковь имела государственный статус, антиклерикальный юмор был представлен стихами Пушкина и «Очерками бурсы» Помяловского… Современные же враги «церковников» в России защищаются, кажется, не только двумя писателями - Владимиром Голышевым, Дмитрием Быковым, а все больше - хулиганскими выходками феминисток (что, впрочем, скорее политика, нежели юмор). Анекдоты «про попов» и вовсе нельзя считать оружием антиклерикальной пропаганды - в большинстве своем они банально не смешны, не говоря о неизвестной их авторам топорности смысла.

По существу современный антиклерикальный юмор напоминает так называемый «юмор висельника» (нем. Galgenhumor). Это юмор человека, находящегося в безвыходном положении. Человека, которому на самом деле ни капельки не смешно, который испытывает внутренний ужас перед лицом грядущей смерти, но пытается натужно шутить и показывать другим, что ему все нипочем.

Бессилие современных юмористов‑безбожников - это хорошо или плохо? С одной стороны, конечно, хорошо, что Православная Церковь сегодня, в отличие от первых веков и советского времени, не испытывает гонений. С другой стороны, всякому действию (как в природе, так и в обществе) обычно сопоставлено противодействие. И если противодействие столь жалко, встает вопрос: а было ли реальное действие? Смогло ли православие столь глубоко проникнуть в ткань общественной жизни, чтобы шутки про «церковников» стали по-настоящему острыми и глубокими? Как видно, нет.

Анастасия Коскелло

Иллюстрации: Ксения Наумова

Д обрый день, дорогие наши посетители!

Е сли радость — это хорошо, то почему смех и смехотворство — грех?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Н ужно делать различие между радостью и смехом. Православие так и поступает, потому что так поступал Сам Христос. Он говорил и о смехе, и о радости. «Радуйтесь и веселитесь», — говорил Он одним, — и «горе вам, смеющиеся ныне», — другим. Разные слова — разные понятия, разные состояния человека, значит, и отношение к ним должно быть разным. Поэтому попытаемся поговорить и об одном, и о другом.

Итак, смех. Это способ уйти от реальности — забыть, а не решить проблемы. Юмор — обезболивающее лекарство, которое снимает боль, но не излечивает болезнь. Да, такие лекарства применяются в медицине; да, они могут приносить пользу; да, без них нельзя, но проблемы они не решают. Так и смех, юмор помогает сгладить ситуацию, снять напряжение, легче воспринять неприятности жизни. Порой удачная шутка может разрядить самую взрывоопасную ситуацию. Но через некоторое время проблемы возвращаются. И с этой точки зрения обилие хохм на экране и в жизни — это симптом, который говорит далеко не о радостности нашей жизни. Спрос рождает предложение. Каково же состояние нашего общества, если обезболивающее в нас вливается такими дозами!

Смех — как привычка, как отказ от серьезного восприятия жизни, как развлечение, как способ заполнить внутреннюю пустоту, как мировоззрение — опасен. Наверное, это имеет в виду Спаситель, когда говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне». Ныне — то есть здесь, сейчас. Эти слова отражают состояние человека, живущего одним днем, не задумывающегося о чем-то более важном, чем сиюминутное поддержание комфортности своего существования. Смеющийся ныне — человек, который пытается естественное стремление к вечной радости заглушить, заполнить, заменить смехом и искусственной веселостью. Именно поэтому в литературе, предназначенной для подготовки человека к исповеди, среди прочих грехов упоминается смехотворство.

Еще, конечно же, имеет значение, над чем мы смеемся. Чаще всего глубинным поводом для смеха служат какие-либо человеческие недостатки, которые и ставят людей в смешное положение.

Рассмотрите внимательней любой анекдот: он обязательно обнажает какое-либо несовершенство и грех человека. От «уехал муж в командировку» и историй про Вовочку до политического анекдота — все это рассказы о греховности человеческой. Здесь важно проложить границу между смехом христианина и смехом греховным. Верующий человек смеется сострадательно, он высмеивает грех, но сочувствует грешнику, потому что ощущает: да я и сам во многом таков. Вспомним гоголевское: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Без этого внутреннего содержания смех становится осуждением. А кто осуждает, тот и Богом будет осужден.

Есть еще и общественная опасность смехотворства. Она возникает в случаях, когда смех касается закрытых для него тем. Неуместен смех в области священного, смерти, страданий и горя, также он не должен опускаться ниже пояса. Та, даже не пошлость, а похабщина, которая нам зачастую скармливается телевидением и радио под вывеской юмора, не коробит только человека с минимальным нравственным багажом, то есть ребенка, который принимает все за чистую монету и растет похабником. Я пока еще не встречал ни одного счастливого и радостного похабника, да и вряд ли такое сочетание вообще возможно. Похабщина притупляет чувство радости, она — еще одно препятствие на пути к счастью, которое и без того труднодостижимо».

Обсуждение: 6 комментариев

    С этим я согласна,но если,допустим!Великое множество проблем,и от нервного пере!напряжения пробивает (Прошу простить за жаргон),на смех.Постоянно.Как быть в этом случае?
    И опять же.Взять такую ситуацию.Допустим-проблемы.Много.И собралась компания друзей,дабы поддержать.В процессе поддержки,естественно,будут шутки.Чтобы снять напряжение.И что же-отказывать хорошим людям и не позволиь себе хотя бы лёгкий смех?

    Ответить

    1. Насчет нервного перенапряжения: Если во время случившихся проблем Вы будете молиться, то напряжение сразу пройдет. А там и проблемы разрешаться наилучшим образом.
      Что касается компании: Сейчас на дворе Великий пост, а в посты лучше уходить от смеха. А вообще, шутки и смех, в разумных их пределах, вполне допустимы.

      Ответить

    Если смеяться нельзя,если нельзя радоваться,что всё хорошо,ТО ЧТО ЖЕ ТОГДА ХОРОШЕГО ВООБЩЕ МОЖНО УВИДЕТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ?Если даже простой,искренний,добрый смех пусть даже во время проблем-и то под запретом?

    Ответить

    1. Karmin, все зависит от духовного роста человека. Если Вы имеете потребность в смехе, тогда вряд ли Вы будете иметь потребность в молитве, в Боге. Смех — это не что иное, как выражение псевдорадости.
      Что же касается смеха в целом, то нет в нем греха. Просто нужно знать, когда можно смеяться, а когда нельзя. Когда это позволительно, а когда нет.
      Вот, например, если у Вас проблемы, то нужно помолиться Господу Богу. Вряд ли можно решить проблему с помощью смеха…
      Умудри Вас Бог!

      Ответить

    А ведь от природы смех для человека — это вполне естественная эмоция. Маленький ребеночек, еще не научившись говорить, смеется над котенком, который радостно играется и пытается поймать собственный хвостик — и здесь нет ничего «злого», эта эмоция малыша говорит о том, что он увидел данное явление природы забавным и удивительным, а, значит, еще раз восхитился тем, в какой чудный мир попал. Может быть, просто толкование слова «смех» не просто многогранно, но и вовсе двояко?

    Ответить

    1. Бытие 21:6: …Тогда Сарра сказала: «Бог дал мне радостный смех: …
      Библейское имя Исаак — означает «Смех»

      Псалом 126:2: …В то время наши уста наполнились смехом И наш язык радостно восклицал…
      А ещё есть и Евангелиях места, гле говорится как от полученной вести Иисус возрадовался. И вообще, если внимательно, проникновенно читать Евангелия, видно, что Спаситель вовсе не мрачная, бесчувственная личность. Этому нного свидетельств.
      Нет, не должно выжигать, умерщувлять естественные, данные Творцом человеку свойства и качества, расцвечивающие жизнь и мир. И НЕЛЬЗЯ чтобы верующий ходил унылый, арачный, глухой ко всему — значит он вовсе и не верующий, ибо Святый Дух несёт многую радость.

      Ответить

Прп. Иоанн Синайский в своей знаменитой "Лествице" говорит о смехе 18 раз.

Больше всего о смехе говориться в слове, посвященному покаянному радостотворному плачу. Кроме покаянного контекста, смех также рассматривается в связи со страстями многословия, лжи, чревоугодия, окамененного нечувствия, ленности, тщеславия, блуда.

Покаянный плач пред Богом о своих грехах – это добродетель, очищающая, обновляющая, исцеляющая, просвещающая человека, приводящая его к блаженной духовной радости о Христе.

Смех и смехотворство – грехи, противоположные смирению, покаянному плачу и духовной радости, ведущие человека к самооправданию, забвению своих грехов, осуждению ближних, безрасудству, блуду и вечной погибели.

Лествичник четко различает и противопоставляет благодатный добродетельный спасительный духовный смех (радость) и безблагодатный, греховный, гибельный, плотской смех.

Цитаты:

Где был у них (пребывающих в подвиге покаяння – Т.Б.) какой-либо вид смеха ? Где празднословие? где раздражительность, или гнев? Они даже не знали, существует ли гнев у людей, потому что плач совершенно угасил в них всякую гневливость(Слово О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице) .

Достигши плача, всею силою храни его; ибо прежде совершенного усвоения, он весьма легко теряется; и как воск тает от огня, так и он легко истребляется от молвы, попечений телесных и наслаждения, в особенности же от многословия и смехотворства .

Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач; то без сомнения ничто столько не противится ему, как смех .

Кто пребывает во всегдашнем плаче по Богу, тот не перестает ежедневно (духовно) праздновать; а кто всегда празднует телесно, того ожидает вечный плач. Нет радости для осужденных в темнице, нет праздника на земле и для истинных монахов. Посему-то сладко плачущий пророк и говорит со стенанием: изведи из темницы душу мою (Пс. 141:8) в радость неизреченного Твоего света. Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения, и повелевай смеху : иди, и идет ; и плачу сладкому: прииди и приходит ; и телу, сему рабу и мучителю нашему: сотвори сие и сотворит, (Мф. 8:9). Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (т.е. радость).

Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к нему радовался душевным смехом . Отыми грех, и излишни будут болезненные слезы чувственным очам; ибо когда нет раны, то не нужен и пластырь. У Адама прежде преступления не было слез, как не будет их и по воскресении, когда грех упразднится; ибо тогда отбежит болезнь, печаль и воздыхание (Ис. 35:10).

Если будем наблюдать, то найдем, что бесы часто горько над нами насмехаются . Ибо когда мы насытились, они возбуждают в нас умиление; когда же постимся, ожесточают нас, чтобы мы, прельстившись ложными слезами, предались наслаждению - матери страстей. Но им не должно покоряться, а делать противное (Слово О радостотворном плаче ).

Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству , слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы(Слово О многоглаголании и молчании) .

Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.

Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех , истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.

Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: „не опечаливай”, внушают они нам, „повествователя”; или „не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие”. Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных . И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы(Слово О лжи) .

Дщери мои (объядения – Т.Б.) суть: леность, многословие, дерзость, смехотворство , кощунство, прекословие, жестоковыйность, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство, наглость, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние, - самая лютая из всех страстей(Слово О любезном для всех и лукавом владыке, чреве) .

(Нечувствие – Т.Б.) Осуждает смех , и учит о плаче, смеясь … Я матерь смеха (Слово О нечувствии, т.е. об омертвении души, и о смерти ума, предваряющей смерть тела) .

Некоторые же (бесы – Т.Б.) возбуждают в нас во время молитвы смех , чтобы чрез сие подвигнуть Бога к негодованию на нас(Слово О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий) .

Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти (боязливости – Т.Б.) то она состареется с тобою(Слово О малодушной боязливости, или страховании) .

Безвременный смех , например, иногда рождается от беса блуда; а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею) (Слово О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. О благорассмотрительном рассуждении).

Количество записей: 775

Здравствуйте! В Храм я начала ходить совсем недавно. Грешно жила, не задумывалась ни о чем, хотя в Бога верила всегда. Недавно потеряла взрослого любимого сына и мир перевернулся. Наш батюшка нашел для меня в те страшные минуты нужные слова. Утешение я нахожу в молитвах. Но всегда, если я начинаю свой разговор с Господом Богом нашим, я начинаю плакать. Я молюсь и плачу. Если прихожу в Храм и стою в определенном месте, слезы льются просто ручьем. Може, Бог гневается на меня и не хочет принимать мои молитвы? Но они действительно идут от всего сердца! Мне очень хотелось бы иметь наставника в вопросах православия. Много вопросов, а задать их некому. Не хотелось бы набираться разума у бабушек. Они тоже не всегда говорят правильные вещи.

Галина

Галина, в слезах нет ничего плохого, а слезная молитва вообще очень ценна пред Богом. Не смущайтесь по поводу слез, молитесь с твердой верой, что Бог Вас слышит. А вот духовника Вам действительно надо искать. Может быть снова обратиться к тому Вашему батюшке, ведь он уже однажды нашел для Вас те самые, нужные слова.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, меня много лет мучает совесть за грех - я в молодости забеременела и пришлось вступить в брак, ребенка я не хотела и будучи беременной думала об этом и не желала, соответственно, ничего хорошего. Теперь моя дочь выросла, я ее очень люблю, но она не может найти ни работу, несмотря на хорошее образование, ни выйти замуж, с 12 лет у нее мысли о самоубийстве. Она крещеная, молится и посещает церковь, ничего не помогает, поклонялись святым мощам, тоже не помогает. Я в отчаянии, что я могу сделать для неё, на исповеди была, молюсь. Как мне искупить мой грех, не представляю. Спасибо.

Елена

Дорогая Елена, если Вы в молодости не смогли подарить своему ребенку материнскую любовь, то сейчас как раз время наверстать упущенное. Не ищите в сегодняшнем положении как-то мистики, проблема в психологическом плане. Ваша поддержка дочери и сердечное участие в ее жизни поможет ей. А покаяние было нужно не для дочери, а для Вас самой. Надеюсь, что Ваше посещение храма и исповеди не было одиночным эпизодом. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Мне 16 лет. В последнее время очень сильно унываю. Пропало желание молиться, даже какое-то отвращение к молитве появилось. Стала очень раздражительной, постоянно в душе волнение, все свои переживания просто "заедаю" пищей. Чувство какой-то пустоты, не хочется ничего делать, чувство будто живу бессмысленно. Пытаюсь себя как-то настроить на хорошее, но не получается. Я раньше с охотой молилась, в течение дня старалась чаще вспоминать о Боге, а теперь вообще не хочу... Помогите мне, пожалуйста.

Мария

Бывает, Мария. Бывает и такое. Нам же никто не пообещал, что, раз уж встали на путь верующего человека, то пойдем по нему легко и непринужденно, всегда будет хотеться молиться и что-то доброе делать. Нет, бывают и другие состояния. Только на них не надо зацикливаться, а напротив - каяться и покаянием их отгонять.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Беременные часто молитвенно обращаются к Божией Матери. Есть икона, которая называется "Помощница в родах". Перед этим образом возносят такую молитву:
"О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою (имя), приди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюся и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь."
Кроме того, (если нет токсикоза) я бы посоветовал Вам чаще причащаться Святых Христовых Таин, хотя бы два раза в месяц. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Так получилось, что я стала общаться с протестантами, мы вместе посещаем больницы и дома престарелых, помогая, беседуя с людьми. Сама я православная. Перед любым делом они молятся, скажите, могу ли я общаться с ними, не грех ли это? И нужно ли мне молиться с ними?

Света

Дорогая Светлана, не лучше ли Вам организовать свой кружок для посещения немощных и больных? Кроме того, что нельзя одобрить совместную молитву с инославными, Вы еще своим участием помогаете распространять ложную религию среди людей.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Пожалуйста, объясните мне с точки зрения церкви, почему во время чтения молитвы меня одолевает ужасная зевота, с чем это связано? И во время посещения храма тоже самое... Я крещеная, но крестили меня после развода моих родителей. Отец мусульманин. Имеет ли это какое-либо отношение? Спасибо. Благодарю за ответ!

Виктория

Виктория,
зевота вызвана недостатком кислорода в крови во время усиленной мозговой деятельности. Зевают школьники и студенты, зевают дома и на работе.
Молитва же требует от нас особенного напряжения наших душевных и умственных способностей. Глубокий вдох восполняет недостаток кислорода.
Только это имеет отношение к описанному явлению.
Когда крестили, кто отец - не важно.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Может быть, мой вопрос немного странный, но мне очень хочется узнать, дабы быть уверенной, что мои молитвы будут услышаны. Дело в том, что когда я молюсь и прошу о чем-то у Бога, то делаю это про себя (в уме), правильно ли это? И как правильно просить об упокоении души моего умершего мужа? Спасибо.

Оксана

Оксана, то, что Вы молитесь в уме, правильно. Если при этом Вы не слишком отвлекаетесь от слов молитвы, так и продолжайте молиться, это совершенно нормально и естественно.
А в отношении молитв об усопших - есть канон за умершего (или за единоумершего, как его иногда еще называют) и молитва, их можно найти по этой ссылке: http://www.soborjane.ru/index/kanon_za_edinoumershego/0-2237 . Для крещеных усопших обязательно нужно заказывать церковное поминовение и, конечно, не забывать поминать их и в домашней молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, сейчас я болею, и врач сказал не вставать, но когда приходят плохие и пошлые мысли, я встаю и иду к иконе. Скажите, во время болезни (ангина) можно молиться в постели?

Маша

Да, Маша, можно молиться и в постели, если болезнь связана с постельным режимом. Лучше побольше лежите, поскорее выздоравливайте и будете молиться так, как Вы привыкли.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Мне 26 лет. Мы с мужем венчаны, очень хотим детей. Живем 3 года и ничего не происходит. Этим летом специально ездили в Самару, ходили в Крестный ход (3 дня). Посещаем церковь, стали соблюдать посты. Но, к сожалению, ситуация не меняется. Душевное равновесие еще осложняется тем, что уже 4 месяца я не могу найти работу. Иногда посещают мысли, для чего я вообще живу? Стараюсь гнать их, понимаю, что все от лукавого. Но бывает иногда сложно совладать с собой. В последнее время стала задумываться, что надо просто смириться, отпустить ситуацию, положиться во всем на Бога... Просто очень тяжело осознавать, что кому-то дети даются очень просто, часто даже тем, кто их совсем не хочет. Я же, наоборот, всю свою жизнь только и мечтала о семье, детях. О карьере почти и не задумывалась. А сейчас получается так, что ни детей, ни работы... Очень тяжело бывает порой, вплоть до отчаяния. Благо, муж меня поддерживает, спасибо ему огромное. Надеюсь на Ваш совет. Спаси Господи...

Марина

Здравствуйте, Марина! В этой ситуации действительно главное – смирение. Не оставляйте Ваших чаяний и не переставайте молиться, посещать святые места. Можно, например, съездить в Дивеево к преподобному Серафиму Саровскому. Я лично знаком со многими людьми, которым по молитвам батюшки Серафима Господь подавал чад. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Недавно узнала о святых Гурии, Самоне и Авиве, купила иконку и хочу помолиться им. Нашла три молитвы этим святым. Как будет правильно: прочитать все три или выбрать какую-то одну?

Олеся

Олеся, и то, и другое правильно. Поступите в этом случае так, как подскажет Вам душа.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, у меня сложные, но очень важные для меня вопросы, они взаимосвязаны. Уже больше года я через мольбу искренне прошу Бога выполнить одну мою просьбу, она не связана с деньгами или прочими материальными благами, а связана с моим другом. Просьба эта для Бога очень легко выполнима, ничего особенного в ней нет. Почему Бог мне не помогает? Второй вопрос связан с первым, точнее, с этим человеком, моим другом. Уже год, даже чуть больше, я прошу Бога об укреплении дружбы, хотя она и не трещит по швам (хотя об этом далее), она не устраивает, хочется более крепкой дружбы и об укреплении я молю уже год, в целом ничего не меняется, изредка то лучше станет, то хуже.

Вчера я попросил Бога в молитве ответить мне? будем ли мы дружить в будущем, и весьма понятный ответ, если это не совпадение, меня удручил и вывел из колеи, все рушится. Вопросы такие, в дополнение к первому:gПочему Бог не меняет эту ситуацию в лучшую сторону, хотя я уже год в основном об этом его прошу? Я разочаровался в силе молитвы, но не в Боге, как вновь в нее поверить, только когда Бог услышит?

Роман

Роман, не сомневайтесь, Бог, внимая Вашей молитве, уже исправляет ситуацию, как Вы говорите, "в лучшую сторону", будем принимать то, что нам дается, как лучший и наиполезнейший для нас вариант.
Нам бы сподобиться вымолить вечную дружбу со Святыми, чтобы они приняли нас в свой сонм на Небе, а дружба человеческая – вещь преходящая, частенько бывает и не на пользу. Молитесь о вечном.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Большое спасибо за Ваш ответ! Дело в том, что я из Японии, православные церкви далеко от моего города, священники у нас - японцы, японский язык я еще не выучила. Дома у меня есть иконы, молюсь каждый день, но ответа на свои молитвы я не получила.

Наталья

Здравствуйте, Наталья! Прямого ответа Вы и не можете получить. Господь действует не напрямую, а через людей, через различные обстоятельства.
Вот список православных приходов в Японии, где можно исповедоваться на русском языке - например, в храме св. Александра Невского (принадлежность: Московский Патриархат; расположение: Япония / Мэгуро; адрес: Tokyo, Meguro-ku, Simo-Meguro, 6-2-2; Тел.: +81 3 3947 9404, факс: +81 3 3947 9404, mail: [email protected]; причт: протоиерей Николай Кацюбан; стиль: старый;
Язык богослужения: церковнославянский) или св. Николая Чудотворца (принадлежность: Московский Патриархат; расположение: Япония / Токио; адрес: 2-12-17 Hon-komagome Bunkyo-ku Tokyo 113, Japan; тел.: +81 3 3947 9404, факс: +81 3 3947 9404, mail: [email protected], сайт: www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie; причт:протоиерей Николай Кацюбан; стиль: старый; язык богослужения: церковнославянский), или если это далеко – Вы можете им позвонить, там подскажут, возможна ли где-то еще в Японии исповедь на русском языке.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки! Недавно на одном сайте был выложен ролик с православной молитвой к Божьей Матери - прекрасное исполнение под музыку. Много замечательных отзывов, и я поблагодарила исполнителей. И тут - ложка дёгтя: какая-то совсем молодая девчонка давай оскорблять верующих, я не сдержалась и пыталась её вразумить, но нарвалась на такой гадкий поток с её стороны - хула на Бога в чистом виде, вспоминать противно, что она писала. Угомонить её попытались ещё несколько человек, но безрезультатно - ну, это и понятно. Вопрос: стоит ли вообще реагировать на таких людей как в интернете, так и в жизни - переубедить их невозможно, но и позволять поносить имя Бога тоже нельзя (отсюда вырастают пуссирайоты). Как правильно себя вести?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Надо помнить, что Бог поругаем не бывает, и отвечать за свои дела придется каждому. Вступать в подобные споры с людьми неверующими и явно агрессивно настроенными против Бога и Церкви я не советую, потому что они изначально не настроены слушать и принимать аргументы. Такие споры бессмысленны и приносят духовный вред.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, во время месячных как и где можно молиться, и можно до иконы дотрагиваться?

Мария

Здравствуйте, Мария! Молиться можно и дома, и в храме. Главное - нельзя принимать участия в Таинствах и прикасаться к святыням: иконам, Кресту, мощам святых угодников Божиих.

иерей Владимир Шлыков

Скажите, пожалуйста, святой отец! Когда читаешь молитву дома, надо ли голову прикрывать платочком?

Галина

Большинство благочестивых женщин молятся и дома, как в храме – с покрытой головой.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! 30 сентября у меня умер отец, раб Божий Александр. В последнее время он говорил, что не доживет до 47 лет, будто чувствовал. Я православная, верующая, но, как это бывает в наше время или в силу возраста, в церковь ходила редко, молитвам меня никто не учил. Хочу узнать у Вас, всё ли я делаю правильно: папу мы отпели в небольшой церкви, на 3 и 9 день заказывали панихиду. В 7 церквях и храмах я заказала сорокоуст, каждый день читаю литию перед иконами, в том числе и перед той, с которой папу отпевали. Каждое воскресенье езжу в церковь, оставляю еду там и кормлю птиц. Как ещё мне можно помочь моему родному человеку? Он так мучился при жизни, очень нервничал, выпивал от этого. А последний год у него одни неудачи были и сердце не выдержало…

Евгения

Евгения, вы все правильно сделали. Есть, конечно, некие "народные" веяния в том, что Вы делаете, например, сорокоуст именно в семи церквях или обязательное кормление птиц, но и эти дела очень хороши, если не придавать им излишне мистического значения, а совершать в простоте и в память об усопшем.
Вам еще нужно подать заказную записку на Литургию в сороковой день и совершить панихиду. И не забывайте о милостыне в его память: даже кормление птиц – это милостыня, но надо совершать милостыню и для людей.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я человек верующий, крещенный. Каждый день дома читаю утренние и вечерние молитвы, по возможности читаю каноны, акафисты и молитвы. В двунадесятые и великие праздники хожу в храм. Во время Божественной Литургии и Богослужения в храме, примерно от начало службы и до середины, мне становится плохо (головокружение, кисти рук потеют, зеваю и такое состояние, что я вот-вот упаду, хочется выйти из храма, чтоб подышать свежим воздухом), примерно после пения Символа Веры мне становится хорошо, нормализуется состояние. При чтении молитв дома такого плохого состояния у меня нет. Пожалуйста, подскажите, почему так происходит со мной и что мне делать, чтоб избавиться от такого плохого состояния? Заранее благодарен Вам.

Георгий

Георгий, во-первых, не бойтесь того, что с Вами происходит и не отступайте от молитвы и храма. Это – действие падших духов, бесов, которые не терпят от нас ничего доброго и препятствуют всеми своими силами, когда мы идем по пути спасения. Это состояние со временем должно пройти, только не поддавайтесь на их "провокации" и не уходите со службы.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Раб Божий Георгий обращается к Вам. Вопрос у меня такой. Я крещен уже 20 лет назад. Считал себя христианином, но в церковь ходил только по праздникам (и то не всегда), заповеди Божьи, можно сказать, не исполнял. На исповеди и причащении за это время был всего только один раз. Был подвержен всем грехам. И вот, настало сейчас то время, когда продолжать жить так стало для меня невозможным. Я, как блудный сын, вернулся к Господу нашему Иисусу Христу. Начал с покаяния. Сейчас стараюсь жить по его заповедям. Посещаю раз в неделю церковь. Стараюсь соблюдать посты. Утреннее молитвенное правило соблюдаю перед иконостасом, который сделал себе. А вот вечернее правило соблюдать перед ним(иконостасом) нет возможности. Поэтому я ложусь в постель. На моем сотовом телефоне есть аудиозапись вечернего правила. Я включаю его и вместе со священником, который его читает, молюсь. Можно ли считать, что я соблюдаю вечернее молитвенное правило? Ведь я перед Богом в постели. Чувствую себя нарушающим. Не является ли это нарушением? Спасибо!



Похожие публикации