Спряжение глаголов в русском языке. Основные правила

Знать написание окончаний глаголов без ударения – одно из трудных правил русского языка. Зависит от того, как будет меняться эта часть речи. Спрягать, то есть изменять по лицам и числам — это и есть «спряжение».

Спряжений немного, их два, у каждого существует своё правописание. Имеются слова, которые пишутся не по правилу, требующие необходимого заучивания. Сначала нужно запомнить слова, относящиеся к 1, а потом ко 2 спряжению.

Вконтакте

Одноклассники

Спряжение — один из постоянных признаков. Закон действует только для окончаний без ударений. Когда эта грамматическая часть слова ударная, то правило, о котором далее будет идти речь, не поможет.

Если правописание определяется по окончаниям, на которые не падает ударение , то следует знать, что ударная буква «е» характерна для первого, а буква «и» — для 2 -го. Это можно представить таким образом:

  • свистеть — свистишь, свистите — свистят (2 спр.);
  • бить — бьёшь, бьёт, бьют (1 спр.).

Можно проспрягать слово «расти» и пронаблюдать за всем происходящим по таблице:

Из этого примера видно: в конце слов наблюдаются такие сочетания: -у — -ю; -ешь — -ёшь; -ете — -ёте; -ем — -ём; -ут — -ют.

Для определения формы, поглядим на окончание. Нельзя оставлять ударение без внимания!

Окончания

Нахождение решения возможно в том случае, если личные окончания безударные .Тогда используется нехитрый закон орфографии. Схема обязательных действий:

  1. Вначале необходимо образовать инфинитив, не нарушая видовую принадлежность (что делаешь? = что делать? что с делаем? = что с делать?).
  2. Определить, что находится перед окончанием неопределённой формы –ть.
  3. К 1 спряжению относятся слова с гласной буквой «е», но есть семь слов исключений (о них будет сказано позже).
  4. Сюда же следует отнести слова с гласной «а» (имеются четыре исключения). (Они будут представлены в рифмованных строчках, облегчающих запоминание).
  5. Три глагола с буквой «и»: зиждиться, брить и стелить.
  6. Остальные глаголы, оканчивающиеся на -уть, -оть, -ять, -ыть и так далее.

К 2 спряжению относятся :

Чтобы запомнить 2 спряжение, очень кстати будут такие строчки в рифму:

Ко второму спряжению

Отнесем мы, без стеснения,

Глаголы, с окончанием на –ить,

Исключая брить, стелить,

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, ненавидеть, видеть,

гнать, держать, дышать, терпеть,

а ещё зависеть и вертеть.

Глаголы разноспрягаемые

К таким «двуличным» следует отнести те части речи, которые имеют в одной или нескольких формах частично окончания первого и второго спряжения . Таких слов немного, запомнить их не составит большого труда: хотеть, бежать и чтить.

Уже можно подводить итоги сказанному. Чтобы определить, к какому спряжению относится искомая значимая часть речи, и какую гласную нужно написать в окончании, необходимо определить, на какую часть слова падает ударение. Если ударная буква находится в окончании, она в сильной позиции. Эта гласная диктует свои условия, и сомнений тут никаких не будет. Но, если окончание в безударном положении, тогда следует применять все свои знания: таблицу спряжений, стихи с исключениями, всё, что известно о глаголах.

Дополнительные рифмовки

В качестве примера можно привести ещё несколько стихотворений.

Глаголы на -ить отнесём ко второму,

а к первому на -ять и остальные вместе с ними по орфографии закону.

Не забудем исключенья , их запомним, без сомненья.

А ещё есть хорошая детская песенка про мечту и хорошую жизнь.

Очень хочется на мир смотреть

Всё вокруг зеленым видеть ,

Страх и слезы ненавидеть .

Научиться многое терпеть ,

Чтоб не смог никто обидеть ,

Чтоб от сильных мира не зависеть ,

Чтоб беззащитным не вертеть .

Как приятно все слышать,

Птицу синицу в руках держать,

Чистым воздухом вокруг дышать,

Весь мир красивым видеть…

Не спешите мысли гнать,

Надо лишь исключения знать!

При использовании рифмованных строк, заучиваются слова, которые разрозненно трудно запомнить. Контекст любого стихотворного произведения понятен и доступен детям. Ведь именно в детстве (начальные и 5-6 классы) школьники знакомятся с категориями и особенностями различных частей речи русского языка.

Полная таблица для запоминания правила

Таблица спряжений глаголов в виде схемы содержит в сокращённом виде то, о чём говорилось выше.

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) .

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?

Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.

Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.

1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:

1 спряжение

Лицо Окончания Ед. ч. Окончания Мн. Ч. Пример
1 -у/ю -ем Рису ю/Растё м
2 -ешь -ете Рису ешь/Растё те
3 -ет -ут/ют Рису ет/Рису ют

2 спряжение

Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.

Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:

  • глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
  • глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
  • три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
  • все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
  • все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
  • семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
  • четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,

Хотеть, чтить, бежать, прощать

Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.

Упражнение 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселится - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссориться, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упражнение 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Упражнение 7.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упражнение 8.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнение 9.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Упражнение 10.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Тест по теме «Правописание глаголов»

1. В каком варианте пишется Ь?

1) делает...ся

2) мне не нравит...ся

3) будет строит...ся

4) крапива жалит...ся

2.

1) не могу взят...ся

2) будет старат...ся

3) не хочу злит...ся

4) прут гнет...ся

3. В каком варианте пишется Ь?

1) болт закрепит...ся

2) больной лечит...ся

3) вопрос выяснит...ся

4) надо распорядит...ся

4. В каком варианте не пишется Ь?

1) Мечта может осуществит...ся.

2) Дождь должен прекратит...ся.

3) Он ни к кому не обратит...ся.

4) Ученик не может сосредоточит...ся.

5.

1) ты бор...шься

2) мы накол...м дров

3) лицо пыш...т здоровьем

4) мы высп...мся

6. В каком слове пишется буква Е?

1) белье полощ...тся

2) терп...шь боль

3) никого не обид...т

4) вы все предвид...те

7. В каком слове пишется буква И?

1) куст вян...т

2) все забуд...тся

3) увид...л друга

4) калачом не заман...шь

8. В каком слове пишется буква И?

1) тяжело дыш...т

2) проща...мся молча

3) стел...т постель

4) ничего не увид...ли

9. В каком слове пишется буква Ю?

1) они мел...т кофе

2) крупы порт...тся

3) они справ...тся

4) занятия оконч...тся

10. B каком слове пишется буква Я?

1) они распор...т швы

2) родители хлопоч...т

3) они ма...тся без дела

4) дети стро...т дом из песка

11. В каком варианте пишется И?

1) ты скоро выздорове...шь

2) собака ла...т

3) ночь дыш...т прохладой

4) ветер ве...т

12. В каком варианте пишется А?

1) они ни на что не наде...тся

3) всей правды тебе не скаж...т

4) колыш...тся травы

13. В каком варианте в глаголе пишется Е?

1) война многих осирот...ла

2) воздух нас опьян...л

3) повесел...л ребят

4) край обезлюд...л

14. В каком варианте в глаголе пишется И?

1) поместье обедн...ло

2) я обессил...л от тяжкого труда

3) солдат обескров...л от раны

4) голод ослаб...л организм

15. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1) завед...вать отделом

2) оправд...вать друга

3) исповед...вать христианство

4) завид...вать согласию

16. В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1) испыт...вать печаль

2) приз...вать к примирению

3) задум...ваться над своей судьбой

4) попроб...вать заглянуть в будущее

Основным приёмом организации деятельности учащихся является создание проблемной ситуации, игра, самооценивание, просмотр теоретического материала через файловую презентацию, выполнение тренировочных упражнений. Урок с традиционной методикой с применением разнообразных приёмов организации деятельности для организации познавательного интереса с использованием информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Спряжение глагола.

Цели:

  1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
  2. Развивающая цель : активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
  3. Воспитательная цель : создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

Оборудование. Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Слово учителя: (Психологический настрой).

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Нам пора начать урок.

Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

Слайд 2

Тучи вис ят низко. Весь день ид ёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м , целый день сид им в каюте, скуча (и,е)м . Меркн (и,е)т день, а море злей и злей бурл ит . Волны стон ут и плач ут .

II. Проблемная ситуация:

  1. Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.

  1. Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Незнайка не знает.

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

  1. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

  1. Поможем Незнайке?

Да.

III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

Запишите число, тему урока

Слайд 3 «Спряжение глаголов».

Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.

  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.

Слово учителя:

Слайд 4

Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:

1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?

II cпряжение. Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.


Подписи к слайдам:

Колокольчик наш звенит И урок начать велит. Слышишь звонкий голосок - Нам пора начать урок.

Тучи вис ят низко. Весь день ид ёт дождь. Свищ (и,е)т ветер. На палубу не выход (и,е)м, целый день сид им в каюте, скуча (и,е)м. Меркн (и,е)т день, а море бурл ит всё злей и злей. Ваш Незнайка.

Спряжение глаголов. Спряжение глаголов.

Чита ю чита ешь чита ет чита ем чита ете чита ют нес у нес ёшь нес ёт нес ём нес ёте нес ут ворч у ворч ишь ворч ит ворч им ворч ите ворч ат свеч у свет ишь свет ит свет им свет ите свет ят

Глаголы I спряжения имеют окончания - у (-ю) , -ешь (-ёшь) , -ет (-ёт) , -ем (-ём) , -ете (-ёте) , ут (-ют) . Ид ёт, ид ут - 1спряжение

Глаголы II спряжения имеют окончания - у (-ю) , -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Лет ит, лет ят - II спряжение

I спряжение II спряжение Пишем – Чертим – рисуем – чиним – полем – маним – пляшем – просим Напиши неопределённую форму данных глаголов

I спряжение II спряжение Пишем – писать Чертим – черт ить рисуем – рисовать чиним – чин ить колем – колоть маним – ман ить пляшем – плясать просим - прос ить Проверь себя

Запомни! Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на –е- спрягать нельзя.

Платить ужинать сеять ловить играть спешить рыть учить

Сегодня с рассвета Бесну.. тся море, Вороча.. т камни, Встаёт на дыбы. И пен.. тся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. И ветер мохнатое Небо ерош.. т И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос.. тся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол. Шторм Вставь пропущенные буквы

Шторм Сегодня с рассвета Бесну ет ся море, Вороча ет камни, Встаёт на дыбы. И пен ят ся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу. И ветер мохнатое Небо ерош ит И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос ят ся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол.

«Четвёртое лишнее» Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т Ла..т, се..т, чита..т, кле..т Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..тся

«Четвёртое лишнее» Смотр и т, дыш и т, тревож и тся, та е т Ла е т, се е т, чита е т, кле и т Вид и т, пиш е т, завис и т, держ и тся

Творческое задание Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения - и составить с ними предложения на тему «В море». Грохотать, гнать, крутить, выть, сверкать, катить.

Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ ет (I спр.) ветер. На палубу не выход им (II спр.) , целый день сидим в каюте, скуча ем (I спр.) . Меркн ет (I спр.) , день, а море злей и злей бурлит. Ваш Незнайка.

Прозвенел звонок, Закончился урок! ! -До свидания! -До следующего путешествия




Похожие публикации