Слово в неделю сыропустную. Адамово изгнание из Рая

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь от рождения до исхода из нее отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: “Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности”. И так каждый день, каждый год.

И давно ли впервые ныне раздался в Церкви вопль истомившегося во грехах человеческого сердца: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!” И встрепенулись сердца — повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные недели к покаянному поприщу Великого поста, когда:

— фарисей и мытарь были зеркалом для душ наших;

— гласом блудного сына взывали мы с вами к Небесному Отцу, осмысливая и свое отпадение от истины, и уход в страну далече: “Боже, согреших на небо и пред Тобою, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих”;

— напоминание о Страшном и славном Суде Господнем, когда книги разгнутся и тайное явится, еще не устрашая, нас звало к познанию себя, к покаянию.

И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его в лице общего нам всем праотца Адама от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали — земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лица снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.

Плакал Адам по изгнании своем, седе “прямо рая”, плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы — изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не второй Адам — Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов “Христос воскресе!” и в них — изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.

Святая Мать-Церковь восприняла заповедь Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля:“...обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост... созовите... старцев...” и всех жителей в дом Господа “...да восплачут священники, служители Господни, и говорят: “пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание...” (Иоил. 2, 12. 15. 16. 17).

Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь Своего подвига второй Адам — Иисус Христос, чтобы Своей Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в него вернуться.

Святое Евангелие свидетельствует: “...Иисус возведен был Духом в пустыню... и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Мф. 4, 1-2). И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что “сей же род [диавол] изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21).

Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо “... свет во тьме светит, и тьма его не объят” (Ин. 1, 5).

А человек своим произволением избирает путь посреди тли и нетления, избирает доброе или злое. И если грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и смерть, то только послушанием, постом и молитвой — этой нашей живой жертвой любви к Богу — возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это, дорогие мои, есть рай уже на земле.

Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является только любовью к людям. Сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу, и к людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату — к человеку, то омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко — в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.

Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: “...и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим...”

Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,

— ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;

— это ты и есть тот самый грешник;

— это ты нелюбовный — любишь по выбору;

— это ты — чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил.

Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.

И звучат слова сегодняшнего Евангелия: “...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6, 14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуете рай.

А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7, 1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще и на поприще Великого поста в частности будут тщетны. И этот путь один — путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.

“Не судите, да не судимы будете...” Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока “...милость превозносится над судом” (Иак. 2, 13).

Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.

И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы — свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: “...властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего.

А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором нам же, и он звучит: “Суд бо без милости не сотворшему милости” (Иак. 2, 13)! И рай не может принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви — там нет спасения.

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя — того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение, ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других. И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: “Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!” И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: “Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя” — начнется преображение жизни вокруг нас.

“Днесь весна душам!” Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.

Чадо Божие!

“Да постится ум твой от суетных помышлений;

да постится воля твоя от злого хотения;

да постятся очи твои от худого видения;

да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;

да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;

да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;

да постятся ноги твои от хождения на злое дело”.

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.

Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов — покаяния, воздержания и смирения — и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху — райское сияние на земле. Аминь.

Сырную седмицу завершает неделя сыропустная. Так называется последнее воскресенье перед началом Великого поста. Именно этот день является последним, когда дозволено употреблять запрещённые во время поста продукты и сыр. Также этот день ещё называют Прощеным воскресеньем, когда все христиане просят прощения у всех родных и близких людей за свои ошибки и возможные обиды. Кроме этого, в каждой церкви также совершаются специальный чин прощения, во время которого прихожане со священнослужителями просят прощения. Он проводится сразу же после вечернего богослужения. Это является важным для того, чтобы иметь возможность начать пост, очистив душу и помирившись с окружающими людьми.

Почему была введена традиция недели сыропустной

Каждая проповедь священнослужителя храма в неделю сыропустную повествует нам также о том, как за нарушение заповеди Адам и Ева были изгнаны из рая. Кроме этого, наши праотцы не смогли удержаться от соблазна и утратили своё блаженное невинное состояние, а это, в свою очередь, действительно достойно слёз и грусти прихожан. Эта страсть себялюбия и стала основной причиной такой бедности всего человечества. Ещё одним грехом человечества остаётся чревоугодие, о котором нужно забыть на период поста.

Что ещё нужно знать о сыропустной неделе?

Когда приходит сыропустная неделя, что это значит для души? Основное послание в этот день — стать прощённым можно только после того, как ты сам простил всех людей, которые согрешили в прошлом против нас. Именно этому каждого из нас учит Бог, призывая постящегося к отсутствию лицемерия перед ним. Помните, что слова окружающих людей не так важны, как правдивое соблюдение правил поста. Этот день является неким напоминанием того, как человек отпал от Бога. Сейчас даже есть некие притчи об этом дне.

Сыропустная неделя 2019 выпадает на 10 марта. Решение соблюдать пост должно быть осознанным и добровольным, ведь только так Вы сможете действительно получить пользу от него!

Сыропустная неделя и Великий пост — отличный способ избавиться от грехов

В первые дни поста каждый из нас очень похож на Адама, который был изгнан из рая по причине вкушения запрещённой еды. Но уже через несколько дней поста начинаешь очищаться, и даже мысли меняются. Пост действительно сможет изменить любого истинно верующим человека.

Конечно же, неделя сыропустная — воспоминание Адамова изгнания из рая. Именно эта трагедия стала причиной такой сложной жизни всего человечества. И только Великий пост и Прощёное воскресенье способны вернуть ему спокойствие и помочь избавиться от грехов, в том числе от чревоугодия.

Неделя Сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощенное воскресение.

Слово архимандрита Кирилла (Павлова)

Адамово изгнание… Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

Без этого все сердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему?

Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения…

Во-вторых, потому, что Царство Божие - светлое общество сынов Божиих… может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства?..

Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый…

Очевидно, что без искреннего все сердечного примирения со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава…

Не таковаго поста Аз избрах, - говорит Господь через пророка Исаию, - но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис. 58, 6; 1, 16-17). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор. 13, 4-7).

Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею?..

Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но - с ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним?..

Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою дух наш не разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения…

Если мы дерзнем приступить к Таинству Святого Причащения, к Жертве… без истинной любви друг ко другу, то не будет ли это оскорблением высочайшей любви Божией? Имея дух злобы, мщения, вражды к ближним, мы попираем Святыню и Кровь Господа вменяем ни во что…

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми… и Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11). Аминь.

Проповедь «О воспоминании Адамова изгнания»

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Все мы, дети всех народов и племен, состоим в кровном родстве. Происхождение наше Божественно, но светоносная природа наша на заре Творения подверглась порче. В памяти человечества нет ничего плачевнее, чем воспоминание о грехопадении первых людей, Адама и Евы.

Первые люди были прекрасны. Лишь в доверчивом взгляде, чистой улыбке ребенка мы можем угадывать отблеск той утраченной красоты. Не зная греха, Адам и Ева наслаждались полнотой бытия в чудесном райском саду. Ничего не запрещал Всеблагой Творец любимым Своим созданиям, кроме одного плода, внешне привлекательного, но таившего внутри смерть и ад. Ибо этот маленький плод заключал в себе все будущие грехи человечества.

Мала и ничтожна капля отравы, однако стоит проглотить ее, и человек падает замертво. Вот так же в капле сока запретного плода таились потоки крови и слез, все чудовищные преступления и нравственные пороки всемирной истории.

Всещедрый Творец наделил человека многими дарованиями, среди них и высочайшим даром - свободой воли. Небесный Отец ждал от людей не слепого подчинения, а ответной любви. Бог не скрыл от Своих детей существования коварного дерева, Он просто предупредил: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17).

Увы, прародители наши не поверили Богу и изменили Ему! Не Всеблагому Отцу, не Творцу своему поверили они, а ползучей твари, в которую вселился диавол.

Чем же прельстил Адама и Еву лукавый змий? Ложью и клеветой на Творца соблазнил он их, собственной гордыней и завистью ко Господу прельстил, сказал: будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5).

Первые люди не нуждались в познании добра и зла. Они сами были добром, образом и подобием Всевышнего Добра, Которое есть Бог. А познать зло для них означало впустить зло в собственные души, омрачив их первозданный свет.

Вкусив от запретного плода, Адам и Ева поняли, что они наги, и прикрылись листьями. Но они не поняли самого страшного: обнажились их души и стали доступны для тлетворного проникновения греха. Так отпали первые люди от Бога и подпали власти человекоубийцы-диавола. Прародители наши не соблюли дарованной им чистоты, поэтому не могли оставаться в Господнем Царстве Чистоты - и были изгнаны.

Каждый из нас отпал от Бога вместе с прародителями. Кто осмелится сказать, что сохранил в себе детскую невинность, чистоту помыслов, совершенную любовь? Кто не поддавался нашептыванию лукавых соблазнов, не осквернял в себе образ Божий? Даже лучшие из людей, подобно святому апостолу Павлу, могут сказать о себе: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).

Сок запретного плода, отравив сердца потомков Адама и Евы, ввергает их во все более мрачные бездны грехопадения. От Каинова братоубийства до новейших братоубийственных войн, от древних Содома и Гоморры до современного нравственного распада протянулась цепь беззаконий. Эти беззакония рода человеческого вопиют к небесам, требуя отмщения.

Но нет пределов любви и милости Господней. Бог пожалел заблудшее и падшее Свое создание и не оставил его. Устами пророков и праведников призывал Господь людей вспомнить о Божественном своем происхождении и возродиться в Духе и Истине. А когда настала полнота времен, послал Бог на землю обетованного Спасителя миру, Иисуса Христа.

Непостигаемую умом человеческим любовь явил Господь, искупив нас из рабства греху. Единородный Сын Божий облекся в человеческое тело, дабы вновь освятить его, предал Себя на страдания и смерть, пролил Пречистую Свою Кровь, дабы омыть Адамов грех и последовавшие за ним неисчислимые прегрешения людские. Как вместе с падшим Адамом все мы погрузились в пучину смерти, так с Воскресшим Христом каждый из нас получил надежду вернуться к Источнику жизни Вечной.

Описывая страдания Спасителя, преподобный Ефрем Сирин восклицает: «Яркое солнце с небесной высоты, увидев поругание Владыки на древе крестном, изменилось в лице, удержало лучи своей светлости, не потерпело взирать на поругание Владыки, облеклось печалью и тьмою. Все твари были в страхе и трепете, когда страдал Спаситель, Небесный Царь. А мы, грешные, за которых и предан Единый Безгрешный, все еще остаемся небрежными».

Дорогие во Христе братья и сестры!

Для наших прародителей воздержание от запретного плода было бы знаком любви ко Господу. Если мы, их потомки, хотим возвратиться ко Господу Милующему, мы должны стяжать добродетель воздержания.

Ныне перед нами открываются двери Великого поста, дорога духовного обновления, по которой мы должны прийти к Светлому Воскресению. Не только в воздержании от жирной пищи и хмельного пития заключается пост, такое воздержание - благое подспорье, чтобы мы смогли очистить от скверны наши чувства и помыслы. Отрешившись от житейской суеты, в благоговейной молитве наедине с Господом должен проводить христианин дни Великого поста. Но как предстать перед Господом Всемилостивым, если сам ты немилостив? Как предстать перед Божественной любовью, если в душе твоей живет ненависть? Потому-то этот день, канун Великого поста, именует Святая Церковь Прощеным воскресеньем и призывает нас ныне примириться со всеми, кто обидел нас, и искренне покаяться перед теми, кого мы обидели.

«В прощении обид другим состоит истинное познание Бога, которое объемлет собою всякое познание. Заповедь о прощении ближних есть мать всех заповедей. При исполнении оной мы можем любить Бога всем сердцем, а ближних, как самих себя. Наши посты, бдения и умерщвление тела полезны нам только тогда, когда мы исполняем сию заповедь. Тогда сердце наше и внутренний наш человек принимают участие во исполнении внешних наших подвигов, а не отвергают их», - говорит преподобный Марк Подвижник.

Братия и сестры возлюбленные, вспомните, как тяжко мы с вами грешим, как много прогневляем Господа. Но стоит нам уронить несколько слезинок покаяния - и Он, Милосердный, прощает нас. Иисус Христос, Которому мы призваны подражать, молился за Своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). А мы, называющие себя христианами, копим гнев на ближних своих и готовы мстить им за малейшую обиду.

Все мы родня по плоти в Адаме и родные по духу во Христе. В каждом человеке должны мы прозревать живую икону, образ и подобие Божие. Неужели же мы не найдем в себе сил для примирения друг с другом, для единения в святом братолюбии?

Трудным кажется прощать и просить прощение, но лишь из-за гордыни, которую внушает нам древний змий. Зато как легко и радостно становится на душе, когда примиришься с ближними. Это святая радость, радость о Господе!

Переступим же порог Великого поста с сердцами, очищенными от памятозлобия, и да будет нам по слову Господню: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Аминь.

Воспоминание Адамова изгнания.

Протоиерей Андрей Лоргус

В «Прощеное воскресение», в последнее воскресение перед началом Великого поста, Церковь напоминает всем нам событие далекой древности, проклятие и изгнание Адама и Евы из Эдемского сада. Церковь предусмотрела это так же, как и в предыдущие воскресные дни, как подготовку к Великому посту.

Почему именно это, ветхозаветное, одно из древнейших событий, изгнание Адама и Евы из Эдема, почему оно относится к Великому посту? Потому что с этого проклятия, которое Бог дал первым двум людям, которым мы все являемся потомками, начинается история падшего человечества, к которому мы с вами принадлежим. Это история, которая совершалась за стенами Эдемского сада. Это изгнание было проклятием, было наказанием и в то же время исправлением, которое Бог дал за грех Адама и Евы. И этот грех разлучил человека, первого человека, с Богом. И тень этого греха лежит на всех нас. Мы все являемся наследниками той природы, которую получаем от своих родителей, а родители от своих родителей - и так до Адама и Евы. Мы все являемся носителями той уже искаженной грехом природы, которая восходит к Адаму и Еве. И поэтому их изгнание из Эдема и на нас сказывается, и в нашей природе. Но это не тот грех, о котором мы можем молиться как о личном грехе, он не личный. Никто из нас не причастен лично греху Адама и Евы. Но все мы причастны, потому что все мы человеки, от единой природы Адама. И поэтому Адамово изгнание есть и наше изгнание.

Часто новоначальные христиане спрашивают: почему так жестоко поступил Господь с первыми людьми? Так ли велико было их преступление, так ли велико было это ослушание, что нужно было их наказать изгнанием навсегда из Эдемского сада, насовсем? Совсем лишить их поддержки Эдема, совсем их лишить того блаженства, которое они имели по дару Господа?

Но у нас нет ответа, потому что между грехом и наказанием нет прямой причинно-следственной связи, которая объяснялась бы справедливостью, одинаковым весом, каким-то равноценным значением. Так может быть только на рынке, где мы уравниваем вес продукта с гирями. Но в суде Божием совсем не так. Поэтому мы не можем сказать, какому наказанию может соответствовать какой грех, или наоборот, за какой грех какое будет наказание. Потому что наказание, наказ - это тот урок, который дает Господь человеку для его исправления. Но кроме этого есть еще в Адамове изгнании другая особая вещь. Господь говорит: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт, 3:22), Не должны были Адам и Ева сохранить в себе райского достоинства, совершенства, света, обожения, которое они имели. Не должны сохранить, потому что грех, ими совершенный, обладает необратимостью - как мало какие грехи, которые мы иногда называем смертными, хотя, конечно, это название не соответствует сути греха.

Некоторые грехи являются необратимыми. Есть такие поступки в жизни человека, которые вернуть нельзя, как, например, убийство другого, смерть, которая является следствием моего поступка, выбора, случайная или намеренная, - делает меня убийцей, и я не могу вернуться к себе прежнему после этого события. Есть такие события в жизни человека, перед которыми он должен остановиться и подумать: обратно дороги не будет. Так и Адам с Евой. Они совершили поступок необратимый. Он необратимо изменил их природу - и нашу с вами. Он необратимо изменил соотношение между человеком и Богом. И это была воля человеческая. И так часто в нашей воле совершать или не совершать необратимые поступки.

Многие поступки Господь прощает и не вменяет человеку в вину, исправляет и благодатью Своею залечивает раны душевные - злобы, ненависти, вражды, лжи, предательства. Но есть вещи, которые необратимы по природе, по той природе, которую дал Господь и которая, как бы ни милостив был Господь, но она останется в природе человека, она останется в наших отношениях, она останется в нашей истории, в нашей судьбе, и останется, увы, навсегда, хотя бы мы и плакали и каялись, и приносили бы свой пост. Мы будем нести искаженную природу, которую оставил нам Адам. И поэтому перед постом это напоминание нам, что мы не только раскаиваемся в совершенных нами грехах, но пост еще и есть несение тяжести нашей общечеловеческой судьбы и природы, которая, увы, искажена. Она несовершенна, она вот такая, что мы болеем, склонны к лжи и вражде, удобопреклонны греху - вот в чем наша беда. Это не грех, это наша беда, это наше несчастье.

И Великий пост - это плач и скорбь нашей общечеловеческой природы, искаженной грехом. Это наш плач, Адамов плач о том, что с нами произошло, о том, какие мы, о том, какая наша судьба останется поврежденная, искаженная, не светлая, не прямая до конца. Это вовсе не означает, что мы должны с унынием смотреть на нашу жизнь. В нашей жизни много того, что преодолевает и может преодолеть это наше несчастье. Но пост - это время покаяния, это и время несения особого труда. И в пост мы особым образом сталкиваемся с этой трудностью, с этой дебелой плотью, которая является следствием человеческого поступка Адама. И поэтому Адамово изгнание - особая тема; может быть, не самая важная для одного или другого из нас. Но это наша общая тема, которая склоняет нас к покаянию, склоняет нас к воспоминанию, склоняет нас к смирению и принятию судьбы, человеческой природы, человеческой истории, но и победы Воскресения Христова в этой судьбе и в этой природе. И если бы не было этой победы, то наш пост был бы временем скорби. А наш пост - это время ожидания, ожидания победы над грехом.

Адамово изгнание


Протоиерей Андрей Панков

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Воскресный день накануне Великого и спасительного поста именуется в Православной Церкви Прощённым воскресеньем и днём воспоминания Адамова изгнания. В богослужебных книгах пишется, что воспоминание Адамова изгнания неслучайно, ибо Адам пал через беззаконное вкушение пищи. Из священной истории все мы с вами знаем о том, что Господь некогда сотворил человека. И человек был своего рода величайшим творением Божиим, сочетавшим в себе земное и небесное, два мира, две природы. Но случилось так, что диавол соблазнил первых людей.

Особенность творения человека заключалась в том, что ему уготовано было стать богом. Но невозможно сотворить из человека бога без воли самого человека. Вот для того, чтобы человек упражнялся в добродетели, верности, любви, благоговении перед своим Творцом, Господь насадил в Эдеме древо познания добра и зла. Заповедав человеку, чтобы он никогда не вкушал от плодов этого древа. И через послушание, через исполнение этой заповеди, первые люди - Адам и Ева - упражнялись в добродетели, совершенствовались и приближались к величайшему замыслу Создателя. Отношения между первыми людьми и Богом трудно себе представить, ибо это были отношения Отца и детей, Творца и творения. Отношения величайшей любви, доверия, чистоты и послушания.

И мы знаем с вами, что змей, который был мудрейшим из всех зверей Эдема, некогда обращаясь к Еве, сказал: "Правда ли, что Бог запретил вам есть от всех деревьев эдемских?" Ева ответила: "Нет, мы можем есть от всех деревьев, но только от древа познания добра и зла не можем есть. И даже", - прибавляет Ева по свойству женского существа, - "мы даже не можем прикасаться к этим плодам". И в этот момент змей произносит страшные слова, которые ядом вольются в сердце Евы: "Знает Бог, что в тот день, когда вы вкусите эти плоды, вы сами станете как боги!" И Ева, взглянув на древо познания добра и зла, увидела, что плоды его приятны для глаз и, наверное, вкусны. И совершила величайшее злодеяние, суть которого заключалась не столько во вкушении запрещённых плодов, сколько в признании Бога обманщиком, тираном, который сознательно держит в неведении первых людей. И совершив это злодеяние, как часто бывает, человек находится первое время в состоянии эйфории и опьянения грехом. Явившись своему мужу она говорит: "Вот, я вкусила от древа познания добра и зла и теперь я - богиня! Сколько же ты будешь находиться в рабском послушании у своего Создателя?" И как это тоже часто бывает, мужчина дрогнул перед словами женщины. И совершилось великое злодеяние - падение, суть которого означает попрание любви Божией и предательство своего Создателя и Творца.

Это злодеяние повлекло за собой чрезвычайные последствия. Поэт говорит: "Ангел сдвинул планету". И природа человеческая нарушилась. В неё вошли болезни, страдания и смерть. Конечно же первые люди не стали богами, и слова дьявола были ложью от начала и до конца. Но дело было сделано - человек совершил непоправимое, то, что невозможно устранить одними лишь человеческими силами. И мы знаем с вами о том, что Господь - не по гневу или строгости, граничащей с жестокостью - изгоняет Адама из эдемского сада. Потому что с этого момента начинается история выздоровления человеческого естества, человеческой природы. Эдем берётся от нашего мира. У входа в райский сад поставляется херувим с обращающимся огненным мечом. Очень скоро у Адама происходит горькое прозрение, очень скоро он познаёт глубину своего падения. Священное Предание говорит нам о том, что Адам во все дни своей жизни приходил к вратам в эдемский сад, к своему потерянному царству и рыдал о содеянном, прося у Господа прощения за совершённое им.

Каким образом, дорогие мои, эта история относится ко всем нам? Мы все являемся чрезвычайно близки Адаму и Еве, ибо все мы их потомки. И жестокая правда нашего мира заключается в том, что если мы не освящены водой и Духом, если мы не живём по любви, если мы не причастники Христу, то мы - дети предателей, наследники тех, кто попрал любовь Божию. И если это неодолимое стремление к предательству не преодолевается в нас благодатью Божией, то нам по слову Божию уготована смерть.

К сожалению, жизнь наша бывает, порой, сложна. И в разных обстоятельствах не всегда мы принимаем правильные решения. Порой, по лени, по малодушию, по трусости, по тщеславию мы совершаем те или иные грехи, попираем любовь Божию. И Святая Церковь в качестве очищающего средства полагает нам Великий пост - время воздержания, время, когда все мы должны задуматься о том, какой жизнью мы живём. Соответствует ли наша жизнь заповедям Христовым, или мы идём путём Адама, путём разрушения своей собственной жизни. Это время, в которое Господь призывает нас всех к покаянию. Призывает к тому, чтобы мы приблизились ко Спасителю.

Но, с другой стороны, как мы можем приблизиться к Богу, если мы сами, в сердце своем имеем обиду и что-либо против наших ближних? Если мы не простили грехи тех, кто нас окружает. Тех кто, может быть, по эмоциям, по неосторожности, по неразумию, по своей слабости совершили перед нами то или иное зло - обидели нас, оскорбили, забыли... И для того, чтобы начать этот постный путь восхождения ко Господу, путь приближения к исполнению заповедей Христовых, Церковь полагает нам особый день - Прощённое воскресенье. День, в который мы воспоминаем падение Адама и просим друг у друга прощения с тем, чтобы Господь благословил нас на этот путь очищения.

Дай, Господи, дорогие мои, чтобы в этот день, вспоминая нашу великую и в то же время трагическую человеческую историю, мы нашли в себе мужество, твёрдость и веру попрать свою собственную гордыню. И, смирившись, поклониться своему ближнему, попросить у него прощения, для того чтобы освободить душу от тяжести греха обиды и с ревностью начать путь своего собственного покаяния и приближения к Богу. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


Дорогие братья и сестры! Сердечно вас поздравляю с наступающим воскресным днем, который в Церковном уставе называется Воспоминанием Адамова изгнания или Прощеным воскресением.

Завтра особый день - он выделяется из всего богослужебного года. В этот день мы вступаем в Великий пост. В течение трех седмиц Церковь предлагала нам разные поучения и притчи, чтобы настроить нас на молитвенный лад, возбудить в нас чувство покаяния и вины перед Богом. Церковь рассказывала нам о том, что человеческая жизнь оценивается Богом, и в конце этой жизни человека ждет суд.

Завтра вечером мы будем просить друг у друга прощения. Это особое условие, без которого истинный пост невозможен для человека. Но прежде мы вспоминаем нашего праотца, первого человека, созданного Богом, Адама, который нарушил данную ему заповедь и был изгнан из рая. Именно это событие вспоминает наша Церковь и предлагает познакомиться с ним на богослужении.

Мы знаем из Священного Писания, что Бог создал человека, взяв от земли. Человек есть прах по своему существу. Бог вдохнул жизнь в человека, дал ему свободу. Святые отцы говорят, что образ и подобие Божие, о котором мы так часто слышим, - это свобода, которая есть у человека. Свобода выбора: любить или нет, идти или нет, отвечать или же молчать в ответ. Бог никогда не нарушает эту свободу. Он дает нам заповеди для того, чтобы мы могли подтвердить ее. Если мы идем за Богом, то должны делать это добровольно, не по принуждению, а если не хотим идти за Ним - это наш выбор.

Бог дал жену человеку - Еву. С древнееврейского «Ева» переводится как «жизнь», а Адам - «земля». Бог вселил их в райский сад и заповедовал им блаженствовать. Но как часто бывает, дорогие братья и сестры, истинная опытность приходит тогда, когда, к сожалению, человек ошибается. Не избежал этой участи и наш праотец. Под влиянием искусителя, врага рода человеческого, который есть по своей сути зло, человек начал сомневаться: «Насколько правдива заповедь Божья?», «Насколько нужно исполнять ее, и нет ли здесь какого-нибудь подвоха?». Дьявол посеял в сердце человека помысел о том, что Бог есть обманщик. Была заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, а если вкусите - смертью умрете (Быт. 2 ,17). И вот враг рода человеческого говорит, что это не так, что если вы вкусите - вы будете как Боги, вы сможете уподобиться Богу. И человек, к сожалению, этой греховной мыслью прельщается. Сначала жена, потом Адам. Когда Бог вопрошает человека о том, что случилось с ним, Адам начинает обвинять всех. Сначала свою жену, а потом и самого Бога: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3 ,12).

Бог есть чадолюбивый Отец. Он милосерден. Не лишая жизни человека, Он выносит приговор - человек должен пройти долгий и трудный путь, чтобы исправиться. Первые люди покидают райский сад и оказываются на грешной земле. Это очень глубокий образ. Люди неверующие, далекие от Церкви, наверное, усомнятся в том, что когда-то в истории человечества такое произошло, но ведь в жизни мы можем найти этому массу подтверждений. Когда мы любим Бога, когда мы идем за Ним, когда мы стараемся жить так, как Господь заповедует нам, у нас появляется уверенность и понимание, что жизнь наша не случайна, что в ней есть смысл, что Бог рядом с нами, и Он помогает нам. Но согрешив и упав, нарушив заповедь Божью, человек тут же начинает ощущать свое одиночество, свою наготу. Господь говорит: Где ты, Адам? (Быт. 3 ,9). А глупый человек пытается спрятаться от Бога, приводит себе на память и окружающим людям кучу примеров, массу фактов и оправданий, чтоб только не сказать: «Господи, виноват я перед тобой».

Наверное, если бы Адам сказал слова покаяния, Бог бы простил его. Но человек по гордости, по своей нераскаянности, не делает этого. Единственный способ исцелить его от этого греха - дать ему свободу идти до конца: изжить грех, изжить страсть через страдания и скорбь.

И вот первые люди оказываются на земле и сталкиваются с теми проблемами и трудностями, которые сегодня так нам знакомы. Мы дети Адама, мы его потомки. И в наших чувствах, сердцах, в разуме есть то самое семя тли, которое появилось в душе Адама. Оно будто бы передается по наследству человеку и, к сожалению, каждый день своей жизни мы, дорогие братья и сестры, это семя умножаем, совершая неблаговидные поступки, следуя страстям, завидуя, гневаясь, раздражаясь и совершая многие другие грехи. Адам видит райские врата, которые затворены для него. Он сидит и плачет и говорит: «Увы мне, увы». Только теперь он понимает, чем мог он обладать и чего лишился.

В православном богословии Христос, который есть обетованный Мессия, был, есть и всегда будет нашей надеждой. Он был обещан изгнанному из рая Адаму. Именно Господь, пришедший в мир, Сам станет человеком и избавит человечество от греха и порока, потому что собственными силами это сделать уже невозможно. Именно поэтому Христос в православном богословии называется Новым Адамом или Человеком с неба. Адам был земляным человеком, то есть от земли взятым, а Христос - Богочеловек, пришедший с неба. Как Адам совершает грех, удовлетворяя свою страсть вкушением плода, так и исправление человека возможно через пост и воздержание. Именно поэтому Великий пост - это время подвига и время молитвы.

Пост это время, когда мы трудимся. Это вовсе не значит, что в остальное время человек должен порабощаться страстями и не думать о вечности. Еще преподобный авва Дорофей говорил, что Великая Четыредесятница есть десятая часть жизни человеческой, десятая часть года, которую мы приносим Богу как десятину. В это время мы трудимся, подвизаемся, просим друг у друга прощение, каемся в грехах, стараемся жить так, чтобы совесть наша была чиста.

Мы видим, что покинувшему рай Адаму, нужно пройти очень долгий, скорбный путь. Он прожил долгие годы и всегда вспоминал тот рай, который для него был потерян. Он трудился, в поте и крови добывал себе пищу и ждал Мессию. И каждый его потомок, каждый из нас, дорогие братья и сестры, желая стяжать райское блаженство, должен пройти через труд, пройти с достоинством через всю жизнь, которую Господь отводит нам. Человек должен научиться молитве, смирению, кротости, прощению. Вступая в Великий пост, мы вспоминаем нашего праотца и молимся Богу, чтобы в тех случаях, когда возможно нам не делать ошибок, мы не повторяли грех Адама. И что греха таить, часто мы порабощаемся не какими-то великими страстями, а порой такой мелочью, о которой и говорить то стыдно.

Однажды старца Паисия Святогорца спросили, каковы искушения, которые бес или дьявол посылают людям, искушая их. И старец Паисий рассказал видение одного старца, который увидел беса, сидящего на заборе и болтающего ножками. Старец спросил его: «Что же ты ни чем не занят?». И он ответил: «Современного человека мне искушать не надо, он сам все делает. Он сам и искушается, и падает, и унывает. У меня в последнее время и работы нет никакой».

Будем помнить об этом, братья и сестры. Многие наши жизненные ошибки связанны не с тем, что враг рода человеческого нас искушает, а с тем, что мы сами искушаемся собственной похотью и греховностью. Но есть у нас надежда, есть у нас возможность исправления, есть у нас упование. Христос всегда рядом с нами, а Великим постом мы особо будем чувствовать и видеть Его рядом с собой.

Время Великого поста - время особенное. В церкви, в храме Божьем все поменяется: будет другая служба, будут другие песнопения, молитвы. Сами прихожане поменяются лицом, но будем помнить и слова Священного Писания, которые мы слышали отчасти сегодня на Литургии и в полной мере услышим завтра: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6 ,16-18). Принеси Богу истинную жертву - будь весел и радостен оттого, что Господь дает тебе время потрудиться, Господь дает тебе силы принести жертву себе. Время поста это не время скорби, это время радости.

Мне приходилось видеть много прихожан, православных людей, которые ждали пост с радостью, без страха, ибо надеялись в нем увидеть избавление. В глубокой древности великая Черыредесятница - шесть недель великого поста и Страстная седмица - воспринималась Церковью как сложная, длинная, долгая, но очень благодатная дорога, как путь, ведущий человека от бездны падения к совершенству, к небу, ко Христу.

Великий пост - это время, когда в древности оглашенные готовились к принятию Святого Крещения, изучали Священное Писание, учились благочестию, молитве. И для нас, дорогие братья и сестры, пусть Великий пост станет временем надежды, пусть Великий пост много исправит в нашей жизни.

Я всех вас сердечно поздравляю. Помощи всем Божией. Желаю, чтобы время поста вы потратили не напрасно - исправили свои греховные страсти, покаялись в грехах, научились любить и молиться. Храни вас Бог.

13 марта 2016

Дорогие братья и сестры!

Когда говорим об Адамовом изгнании, вспоминаем рай. Рай, которого никогда не видели. Отблески которого, как нам казалось, были в глазах любимых людей, в самые светлые мгновения жизни, в обстоятельствах, звуках, поступках, превосходящих наш повседневный опыт.

Мы как будто всю жизнь ходим вокруг той живой ограды, слыша звуки, обоняя ароматы, которые тревожат, удивляют, страшат.

Мы скорбим о потерянном, которого никогда не имели.

Поэтому у нас больше вопросов, чем ответов.

Что значит для нас рай?

Это вопрос из той же серии, что за радость благовествует нам Евангелие?

Действительно ли радует нас пришествие в мир Спасителя, или мы привыкли к этой вести и воспринимаем её как должное?

Вслушаемся в свое сердце: когда оно трепещет, когда замирает? Когда слышит весть о Земле или о Небе? О душе или о желудке?

Не лукавим ли мы, говоря, что земное нас не радует и не нужно нам, а ждем лишь небесного?

Когда такое говорит апостол Павел, понимаешь, что это опыт, которого нет у нас. Когда такое говорим мы… Дай Бог, чтобы это хоть немного было искренне.

Рай сейчас и сегодня это как? Это когда мы отказываемся от земной радости, или когда стараемся расширить, умножить, наполнить её?

У всех свои ответы. Одни навеяны суровым аскетическим трудом прославленных иноков, другие — нашим семейным и повседневным опытом, многовековым культурным наследием.

Иногда эти ответы пересекаются. Иногда расходятся очень заметно.

Не ждем ли мы с замиранием сердца и трепетом того, иного, высшего рая, как места, где только и удастся вздохнуть полной грудью? Места, где со страхом и надеждой произойдет Та Встреча, без которой бессмысленно всё в нашей жизни.

Мы готовимся войти в пост, чтобы войти в рай.

Как же нам снова подойти к вратам рая, помня, что и рай и ад начинаются уже здесь, на Земле?

“Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света”.

Вот те практические шаги, которые приводят нас к раю, как в сегодняшнем чтении свидетельствует апостол Павел.

Мы готовы на какое-то воздержание, чтобы расчистить место для радости.

“Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти…»

Страшен обличающий нас херувим чистоты, охраняющий врата, которые мы никак не можем увидеть, пока не изменим взгляд.

«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
Кто ты, осуждающий чужого раба?” (Рим. XIII, 11 — XIV, 4)

Если апостол Павел начинает сегодня говорить о пробуждении, то апостол Матфей говорит, что без прощения обид друг другу не будет ни поста, ни рая. (Мф. VI, 14-21).

Рай невозможен, если ты унылый, мрачный, потому что хочешь казаться кем-то в глазах людей. Потому что ты фальшивый.

Наше сокровище там, куда стремиться наше сердце. Не получится ли так, что мы перепутали сокровища, и наш пост приведет нас не к Пасхе Жизни, а к очередной календарной дате разговения?

Верный ли компас наше сердце? К сокровищу ли оно нас ведет или обратно, в тюрьму эгоизма?

«Адам! Где ты? Ты все еще судишь чужого раба? Возвращайся…!» Аминь!.



Похожие публикации