Надпись на триумфальной арке. Ворота и арки в городах россии

П арадный въезд в город и ворота старинной крепости, триумфальная арка и инженерное решение для складских помещений - проходим под сводами российских архитектурных памятников .

Золотые ворота во Владимире

Красные ворота в Москве

Триумфальная арка в Москве

В 1826 году император Николай I дал распоряжение построить и в Москве арку в память о победе над Наполеоном. Проект создал архитектор Осип Бове, ворота возвели в 1834 году.

Каменные ворота украсили чугунные скульптуры - богиня Ника в колеснице, запряженной шестеркой лошадей, барельефные композиции «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Их выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев. В 1936 году ворота были разобраны. Часть скульптур Триумфальной арки хранится в Музее архитектуры имени Щусева.

Точную копию ворот воссоздал спустя три десятилетия архитектор Владимир Либсон. Новая арка появилась на Кутузовском проспекте, недалеко от парка Победы.

Арка главного штаба в Санкт-Петербурге

Здание Главного штаба в Петербурге строили в 1819–1828 годах по проекту Карла Росси. В память о победе России в Отечественной войне 1812 года архитектор соединил два отдельно стоящих здания изысканной аркой в стиле ампир. Ее декорировали барельефами и скульптурами на военные сюжеты. «Колесницу славы» с богиней Никой, увенчавшую арку, изваяли Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.

Изначально фигуры были изготовлены из очень тонких листов меди на металлическом каркасе. Со временем они начали разрушаться: Ника осталась без лаврового венка, лошади - без хвостов, двуглавый орел потерял одну голову. Арку и скульптуры несколько раз реконструировали.

Бранденбургские ворота в Калининграде - одни из семи сохранившихся городских ворот. Они до сих пор используются по прямому назначению: под арками расположена проезжая часть, по которой ходит транспорт.

Первые деревянные ворота на этом месте были построены еще в 1657 году. Они находились на пути к замку Бранденбург, от которого и получили свое название. Через сто лет по указу короля Пруссии Фридриха II здесь возвели массивные кирпичные ворота в неоготическом стиле . Арку с двумя проездами перестроили в середине XIX века, тогда ворота были украшены остроконечными декоративными фронтонами, цветочными рельефами, гербами и медальонами.

Королевские ворота в Калининграде

Два самых узнаваемых архитектурных символа Калининграда - это Кафедральный собор и Королевские ворота . В своем современном виде арка появилась здесь в 1850 году. Автором проекта был немецкий военный инженер Эрнст Людвиг фон Астер. По сторонам центрального проезда были возведены казематы с зубцами на крыше и стилизованными дозорными башенками на нижнем ярусе. Барельефы трех королей, украсившие ворота, создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

После Великой Отечественной войны арку не реставрировали почти 60 лет, поврежденные барельефы калининградцы прозвали «тремя безголовыми королями». В 2005 году ворота и украшавшие их декоративные элементы полностью восстановили по архивным фотографиям. Сегодня внутри архитектурного сооружения находится экспозиция «Великое посольство» историко-культурного центра.

Фридрихсбургские ворота в Калининграде

Ворота - это все, что сохранилось от Фридрихсбургской крепости, основанной в 1657 году. Их возвели в 1852 году по проекту немецкого архитектора Фридриха Шлютера. Центральную арку в неоготическом стиле, казематы и круглые башни сложили из обожженного фигурного кирпича. Ворота декорировали зубчатыми парапетами и ложными готическими окнами.

Здание было повреждено в годы Великой Отечественной войны. После реставрации в 2011 году ворота с башнями, гербом на фасаде, железными дверями и мощеным двориком приобрели свой первоначальный вид. Сегодня они принадлежат Музею Мирового океана . Внутри расположена экспозиция «Корабельное воскресение», посвященная истории кораблестроения и возрождению исторических судов.

1814 год. С триумфом и победой возвращаются русские войска из Западной Европы. Специально к этому событию у Тверской заставы сооружается деревянная триумфальная арка. Спустя 12 лет, полностью обветшавшую деревянную арку, решают заменить на более прочную - каменную.
Над проектом два года работал архитектор О.И.Бове. Новый вариант арки приняли в апреле 1829 г. и уже 17 августа этого же года была осуществлена торжественная закладка первого камня. И далее в течение долгих пяти лет возводили мощные арочные стены.

Открытие памятника, состоялось 20 сентября 1834 г. у Тверской заставы простояла 102 года. А когда в начале 1936 г. решили перепланировать площадь Белорусского ж/д вокзала, арку демонтировали. Её аккуратно разобрали и на долгие 32 года поместили на хранение в Музей архитектуры им. А. В. Щусева, который находился на территории ранее действующего Донского монастыря. Сегодня фрагменты литья старой арки, чугунные доски с гербовым оформлением и рельефными воинскими доспехами можно увидеть у входа в Большой собор.

В начале 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальных ворот, только на новом месте. Задача стояла сложная. Необходимо было по замерам, фотографиям и рисункам восстановить арку в первозданном виде. Руководил проектом В. Либсонон – один из самых известных московских реставраторов. В состав руководимого им коллектива вошли: инженеры М. Гранкина и А. Рубцова, архитекторы Д. Кульчинский и И. Рубен, которые приступили к реставрации только после изучения архивов. Сначала были подготовлены гипсовые слепки, формы тех деталей, которые необходимо было заново отлить. Всего надо было заново подготовить примерно 150 разных моделей точных копий элементов декора.

Отдельные фигуры были заново отлиты. Новая жизнь была дана доспехам, гербам старых городов, военным атрибутам. Мастера литья и чеканщики потрудились на славу. Позже все элементы были собраны воедино и стали частью Триумфальных ворот. Много споров и предложений вызвало место для размещения Триумфальной арки. Было предложение восстановить её на Ленинградском шоссе, граничащим с Белорусским вокзалом. Также предлагали вынести её за город на Поклонную гору и восстановить точно по проекту Бове с кордегардиями, но архитекторы «Моспроекта-1» решили восстанавливать Триумфальную арку на въезде площади Кутузовского проспекта. Арку решили превратить в монумент, который должен вписаться в городской пейзаж и не затеряться в нем. С обеих сторон её должны обтекать транспортные потоки, и она не должна была превратиться в простое ограждение или мост.

После утверждения места за дело взялись строители. Они выровняли место под арку, сровняв с землёй небольшую возвышенность на Староможайском шоссе, проложили новый проезд, подземный переход. Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Вместе с «Кутузовской избой» и музеем-панорамой «Бородинская битва» восстановленная Триумфальная арка составляет единый комплекс на площади Победы в районе Поклонной горы.

Фасадом арка обращена к въезду в Москву. В таком расположении многие видят давнюю традицию размещать арки и ворота главным фасадом к центральной дороге, ведущей в город. Основу однопролётной арки составили шесть пар 12-метровых величественных чугунных колонн. Их расположили вокруг двух арочных пилонов - опор. Каждая колонна весит 16 тонн, их заново отлили на столичном заводе «Станколит» по образцу одной оставшейся колонны, которая была в основе первой арии. Между колоннами разместили литые фигуры воинов со щитами и копьями, в шлемах и кольчугах. Над воинами разместили изящные горельефы. На тематическом барельефе изобразили русских воинов, которые оттесняют врагов, бегущих от напора мужественных освободителей.

Вся сила и мощь показана в образе воина на переднем плане со щитом, на котором изображён герб России.

В другом горельефе показано «Освобождение Москвы». Гордая красавица, олицетворявшая столицу, полулежит на щите с московским гербом. Её правая рука протянута императору Александру I на фоне зубчатых стен Московского Кремля. Вокруг изображения Геракла, Минервы, женщины, юноши и старца. Античные русские национальные мотивы чётко прослеживаются в каменных одеяниях персонажей. По периметру арки расположены гербы админ. районов России, которые участвовали в освободительном движении. Над карнизом – статуи Побед, которые выделяются на светлом фоне. У их ног сложены трофеи. На строгих лицах лёгкие улыбки. Венчает арку необычайно красивая колесница Славы, которую возглавляет шестёрка лошадей. Крылатая богиня Победа восседает в колеснице, всматриваясь во всех тех, кто въезжает в город.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Парк Победы

Сдан: 1834 г.

Архитектор: О.И. Бове

Скульптор: И.П, Витали, И.Т. Тимофеев

Описание

Московские Триумфальные ворота, это парадные, белокаменные ворота двадцати восьми метровой высоты. Ворота украшены двенадцатью чугунными колоннами. В нижней части ворот расположены скульптуры воинов, а в верхней части ворот скульптуры женщин олицетворяют Победу, Храбрость и Славу защитникам.

Венчает ворота скульптуры колесницы, которой управляет богиня победы Ника. На аттике под скульптурой колесницы с обеих сторон ворот нанесены памятные надписи. С фронтальной части надпись гласит, “СИИ триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий Первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков”.

Вторя надпись с тыльной стороны аттика гласит: “Славный год сей минул но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли отечество храбрые и победоносные войска. Каждый из вас есть спаситель отечества, Россия приветствует вас сим именем. Фельдмаршал М.И. Кутузов”.

История создания

В 1826 году во время коронации Николая I, им была выдвинута идея о строительстве Триумфальных ворот в честь победы над французскими захватчиками в 1812 году. Внешний вид ворот должен был походить на восстанавливаемые в Санкт-Петербурге в камне Нарвские триумфальные ворота, взамен деревянных построенных в 1814 году.

В 1834 году Триумфальные ворота были торжественно открыты на площади Тверской заставы. В 1936 году, в рамках реконструкции площади, ворота были демонтированы. А в 1968 году ворота были воссозданы на Кутузовском проспекте, Рядом с Поклонной горой и музеем-панорамой «Бородинская битва» .

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Парк победы и выходите на Кутузовский проспект к дому 2К2. Выйдя на улицу, идите по центральной части Кутузовского проспекта в сторону центра. Триумфальные ворота находятся в 200 метрах от станции метро, выйдя на улицу, вы сразу ее заметите.

Московские триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сооружены в 1829 - 1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 году.

Описание Триумфальной арки

Московские триумфальные ворота представляют собой однопролетную арку с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Сооружение обращено лицевой стороной к въезду в по старой традиции, согласно которой триумфальные ворота были главным фасадом к ведущей в город дороге.

Между парами колонн в нишах установлены литые фигуры воинов в древнерусских доспехах на высоких постаментах. В верхней части пилонов, над фигурами воинов, расположены горельефы: «Изгнание французов» (первоначальное название - «Изгнание галлов из Москвы») и «Освобожденная Москва». По периметру карниза - гербы административных районов , жители которых участвовали в борьбе с врагом. Над карнизом - аллегорические статуи богинь Побед в сидящей позе, с венками и скипетрами в руках, у ног которых сложены военные трофеи.

Арка увенчана колесницей Славы - шестеркой коней и колесницей с восстающей на ней крылатой богиней Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком, венчающим победителей. На главном фасаде вмурованная чугунная плита с текстом закладной доски 1829 года (см. «История Триумфальной арки») .

Высота Триумфальной арки - 28 метров.

История Триумфальной арки

Триумфальная арка была сооружена в середине 1814 года к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из Западной Европы с победой. Первоначально арка была деревянной и была установлена у Тверской заставы (в районе нынешнего Белорусского вокзала). Деревянное сооружение было недолговечным и быстро ветшало, в 1826 году было принято решение о постройке каменной Триумфальной арки.

Новый проект был разработан и принят в апреле 1829 года. 17 августа 1829 года состоялась торжественная закладка каменной арки. Надпись на бронзовой доске, вмурованной в основание будущего памятника, гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града , разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство Триумфальных ворот продолжалось 5 лет и было закончено в 1834 году, 20 сентября 1834 года состоялось их торжественное открытие. Митрополит московский отказался освятить памятник из-за присутствия на нем скульптурных изображений мифологических богов.

В 1936 году было принято решение о реконструкции площади у Белорусского вокзала с целью расширения дороги от улицы Горького до Ленинградского шоссе. Триумфальные ворота были разобраны, скульптуры и убранство арки были переданы в Музей архитектуры имени А. В. Щусева на территории бывшего Донского монастыря.

Через тридцать лет в 1966 году Триумфальную арку было решено восстановить на новом месте - на Кутузовском проспекте. Проект был разработан 7-й мастерской «Моспроекта-3». Коллективу реставраторов под руководством В. Либсона по сохранившимся фотографиям и рисункам предстояло воссоздать первоначальный облик арки. Скульпторами-реставраторами Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР было подготовлено более 150 моделей - точных копий элементов декора, работы по отливке которых в металле были выполнены на Мытищинском заводе. 12 чугунных 12-метровых колонн (весом 16 тонн каждая) были отлиты на заводе «Станколит» по фрагментам единственной сохранившейся колонны. После утверждения проекта реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект Исполкомом Моссовета, началось сооружение арки, которое велось силами 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

С древних времен триумфальные арки возводились в честь полководцев, одержавших великие победы. Эта традиция сохранялась на протяжении нескольких веков. Во многих странах победители, вернувшиеся из похода, входили в город через специально сооруженные по этому случаю триумфальные ворота.

Была такая традиция и в России. В 1814 к моменту возвращения из Европы русской армии, довершившей разгром наполеоновских войск, была сооружена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Однако деревянная арка недолговечна, и в 1826 году было принято решение о замене ее каменной. Проектирование новой Триумфальной арки было поручено разработать знаменитому архитектору Осипу Ивановичу Бове (по его проекту было построено здание Большого театра). Проект был готов в течение года, но перепланировка площади, на которой она должна была быть установлена, заставила архитектора пересмотреть его. В итоге окончательный проект был представлен в 1829 году.

Закладка мемориала состоялась в августе 1829 года. При этом в основании была замурована бронзовая пластина, надпись на которой гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство памятника затянулось на несколько лет. Причинами этому стали недостаток денежных средств и равнодушие властей города. В итоге, открытие мемориала состоялось лишь спустя пять лет в 1834 году.

Триумфальная арка стояла у Тверской заставы больше века, пока в 1936 году не было принято решение об очередной перепланировке площади. В результате арка была разобрана и помещена в филиал музея имени Щусева. Некоторые ее фрагменты: часть колонны и рельефные изображения воинских доспехов располагаются там и теперь.

30 лет спустя московские власти приняли решение о воссоздании памятника. Ее было решено установить на новом месте. Вопрос о месте размещения Триумфальной арки вызвал много споров. Некоторые предлагали установить ее на Ленинградском шоссе, другие на Поклонной горе. Кроме того, было решено не восстанавливать некоторые украшения и ограду, с тем, чтобы монумент не мешал оживленному движению.

Архитекторам пришлось немало поломать голову и над тем, как лучше разместить памятник. Первоначально арка располагалась в окружении невысоких домов, а на их фоне была величественным сооружением. Современные же дома превышали арку по высоте. В итоге, лучшим вариантом размещения была признана нынешняя площадь Победы на Кутузовском проспекте.

В основном вид и размер Триумфальной арки должен был остаться прежним. Для этого архитекторами и инженерами использовались сохранившиеся чертежи, рисунки и фотографии памятника. Скульпторы по тем же материалам воссоздавали рельефные изображения, некоторые из которых были утрачены, а другие использованы в оформлении музея-панорамы «Бородинская битва».

Наконец, 6 ноября 1968 года работы над воссозданием Триумфальной арки были завершены. Памятник расположился недалеко от Поклонной горы и образовал мемориальный комплекс с расположившимися поблизости музеем «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и еще несколькими памятниками. Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Памятник состоит из однопролетной арки и 12 колонн, расположенных вокруг двух пилонов – арочных опор. Высота колонн -12 метров, вес каждой из них – 16 тонн. Между парами колонн на постаментах размещаются литые фигуры, экипировка которых повторяет снаряжение древнерусских воинов: длинные копья, кольчуги и остроконечные шлемы.

Над этими фигурами укреплены изящные горельефы, изображающие сцены боев, а также русского Императора Александра Iи героев древних мифов. На одном из них русские воины в античных доспехах атакуют отступающего врага. Этот горельеф имеет название «Изгнание французов». Мастерски сделанные горельефы создают видимость объемного изображения: фигуры переднего и заднего планов отличаются по величине.

Над Триумфальной аркой расположена скульптурная группа изображающая запряженную в шестерку коней древнюю колесницу. Колесницей управляет богиня победы Ника. В правой руке она держит лавровый венец, которыми во все времена награждали победителей. Кстати, при открытии арки в XIX веке из-за изображения древних богов сооружение даже отказался освятить московский митрополит.

По сторонам арки помещены мемориальные доски. На одной из них слова Кутузова: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На другой доске надпись, которая была на замурованной при закладке пластине, приведенная выше.

Под сводом арки закреплена чугунная мемориальная доска, на которой записана краткая история сооружения и воссоздания арки, а также имена людей принимавших в этом участие: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829–1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».



Похожие публикации