Следствию нашли уголовное дело. Следствию нашли уголовное дело История мировой авиации полна тайн и загадок

Предположили, что воздушное судно могли сбить военные, когда оно пролетало над ракетной частью. И хотя военные опровергают эту версию, сейчас ее проверяют следователи. Поиск самолета продолжается уже неделю, но пока результатов нет.

Сегодня МЧС официально заявляет, что на борту пропавшего самолета находился пилот и 12 пассажиров. Такова была и самая первая версия: пилот и еще 12 человек. А до этого данные менялись: сообщалось, что на борту Ан-2 могло быть 13, 14 или 15 человек. Но сегодня МЧС сообщает о 12 пассажирах и пилоте. Среди этих пассажиров находятся начальник ГИБДД города Серова и госавтоинспектор.

Как передает сегодня радиостанция " ", родственники пропавших говорят о возможности пролета Ан-2 над некой секретной ракетной частью и о том, что военные могли его сбить. Власти, однако, это никак не подтверждают. Более того, в МЧС говорят, что все это выдумки. Версии, что Ан-2 мог упасть возле Карпинска, появлялись практически с самого начала поисков, но пока не было ни одного сообщения, что кто-то видел там пожар или какие-то остатки самолета. На горячую линию МЧС продолжает поступать всевозможная информация, она проверяется.

В пользу версии родственников говорит тот факт, что сейчас поиск смещен в район поселка Кытлым, как раз туда, где находится ракетная часть. Впрочем, общая площадь поисков составляет 160 тысяч квадратных километров. Куда мог улететь Ан-2, совершенно непонятно — топлива в его баке хватило бы даже на полет в Ханты-Мансийск, а это 5 часов перелета.

Пропавший самолет . Военные, между тем, опровергают предположения о том, что они могут быть причастны к исчезновению борта. "Предположительно, пропавший "кукурузник" летел на предельно низких высотах — практически над макушками сосен, иначе бы наше оборудование его засекло, — заявил командующий войсками ВВС и ПВО Центрального военного округа, генерал-майор Виктор Севостьянов. — Хочу также опровергнуть информацию некоторых СМИ о том, что военные причастны к пропаже Ан-2. Мы к этому инциденту никакого отношения не имеем".

Кроме того, сообщается, что МЧС планирует привлечь к поискам пропавшего Ан-2 беспилотник. Ранее стало известно, что Росавиация обратилась к военным летчикам с просьбой о помощи в поисках пропавшего кукурузника.

Между тем, по данным Lifenews.Ru , начальник ГИБДД города Серова Дмитрий Ушаков перед вылетом связывался по мобильному телефону с одним из своих знакомых. Друг Ушакова, Сергей Фролов, рассказал изданию, куда и зачем направлялись пассажиры Ан-2. Сам он по чистой случайности не оказался на злополучном борту — собирался лететь, но в последний момент отказался от полета. По словам мужчины, перед вылетом Ушаков звонил ему и предлагал отправиться в полет на "кукурузнике" до Кытлыма — максимум, на полтора часа.

Однако обстоятельства сложились так, что Фролов не смог составить компанию своему другу, а поехал на свой дачный участок. Когда мужчины в следующий раз созвонились, Ушаков сказал своему другу: "Жди нас, мы скоро будем пролетать над тобой, ты нас увидишь!". Но самолет так и не пролетел над участком, где находился Фролов. Только следующим утром ему позвонила жена друга и рассказала, что самолет пропал вместе с пассажирами.

По мнению Сергея Фролова, довольно странно то, что об исчезновении самолета в полицию заявили не сразу. "Ан-2 взлетел в десять вечера, а о его исчезновении доложили лишь в половине девятого утра, — возмущается он. — Видимо, кто-то из местных пилотов очень хотел скрыть, что на аэродроме практикуют незаконные коммерческие рейсы, и драгоценное время было упущено".

Самолет Ан-2, принадлежащий челябинской компании "Ави Зов", поднялся в воздух без разрешения и уведомления вечером 11 июня. По факту исчезновения Ан-2 возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса России "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц". Более того, командование Центрального военного округа предоставило аэродромы для поиска самолета.

Первая половина майских праздников на Среднем Урале закончилась сенсацией. Серовские охотники нашли обломки самолета Ан-2, который с лета прошлого года искали тысячи спасателей и добровольцев на территории трех регионов. Худшие опасения подтвердились.

Первая половина майских праздников на Среднем Урале закончилась сенсацией. Серовские охотники нашли обломки самолета Ан-2, который с лета прошлого года искали тысячи спасателей и добровольцев на территории трех регионов. Худшие опасения подтвердились – все пассажиры самолета и пилот погибли. Сейчас на месте трагедии работают спасатели и криминалисты, останки пострадавших отправлены на экспертизу, а следователям предстоит установить точную причину самого громкого происшествия на Урале за последние годы. На место трагедии вылетел свердловский губернатор , председатель правительства области и начальник регионального ГУ МЧС Андрей Заленский. Подробности – в материале «УралПолит.Ru ».

Что произошло

История с исчезновением в Серове пассажирского самолета 11 июня 2012 года началась как дурной анекдот и первые несколько дней мало кто из жителей региона воспринимал произошедшее всерьез. По версии, которая вначале активно гуляла по Интернету, компания пьяных гаишников угнала самолет с городского аэродрома для того, чтобы продолжить веселье. Позже выяснилось, что гаишников на борту было всего двое – начальник серовского ГИБДД Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. То, что компания была нетрезвой, также не подтвердилось. Гибель пассажиров Ан-2 – самая массовая гибель в Свердловской области за последние годы.

По факту исчезновения самолета было возбуждено уголовное дело, и следователи отрабатывали пять версий произошедшего: самолет захватили; Ан-2 потерпел крушение из-за неблагоприятных погодных условий; самолет был сбит военными; произошла катастрофа из-за технической неисправности; пилот совершил ошибку, так как полет осуществлялся без разрешения. «Кукурузник» вылетел без подготовки судна к полету, без полетной карты, без навигатора, автоматическим радиомаяком экипаж не воспользовался.

После обнаружения останков самолета в уральском следственном управлении на транспорте заявили о том, что по предварительным данным Ан-2 потерпел крушение при заходе на посадку – останки воздушного судна были найдены в восьми километрах от аэродрома Серова. По словам специалистов, осмотревших место происшествия, после крушения самолета произошел пожар – останки некоторых пострадавших сильно повреждены огнем. В понедельник утром следователи подтвердили, что в самолете обнаружены останки всех 13 пропавших человек.

Уголовное дело по факту исчезновения было возбуждено практически сразу, однако 16 октября следователи прекратили производство. На данный момент, как сообщили «УралПолит.Ru » в российском Следственном комитете, расследование дела возобновлено. Сегодня утром губернатор Евгений Куйвашев провел совещание с руководством МЧС и правоохранительных органов.

«Наша задача сейчас состоит в том, чтобы следствие установило точную причину падения самолета. Нужно максимально обратить внимание на психологическое состояние родственников, оказать им поддержку и содействие. Я даю поручение правительству выработать сегодня до обеда варианты мер поддержки – социальной и финансовой. Также от правоохранительных органов буду ждать результатов экспертизы. Нам предстоит еще достаточно серьезная, большая работа», – заявил губернатор. По предварительной информации, выплатить планируется по одному миллиону рублей.

Пассажиров «видели» и «слышали»

В период активных поисков пропавшего самолета регулярно появлялась информация о возможных свидетелях крушения. Так, например, еще в августе прошлого года житель Камышлова сообщал о том, что, судя по снимкам, спутник «увидел» объект в районе Алапаевска. Сотрудники правоохранительных органов выезжали на место, смотрели. Однако ничего обнаружено не было. Кроме того, на телефон доверия поступила информация, что в населенном пункте Дальний, в районе Нижнего Тагила, видели самолет Ан-2. Сигнал был проверен, однако он тоже не дал результатов.

Осенью житель Нижнего Тагила сообщил о том, что услышал по радио призывы о помощи. Он сообщил спасателям примерные координаты, где может находиться «кукурузник». Однако следов Ан-2 возле поселка Гари, про который говорил радиолюбитель, обнаружено не было. В свою очередь, эксперты не нашли на аудиозаписи «сигнала о помощи с пропавшего Ан-2» человеческой речи. В январе нынешнего года этот же тагильчанин сообщил о том, что снова узнал о местонахождении самолета Ан-2, поиски которого велись в течение полугода. Слова тагильчанина были обнародованы в СМИ, однако правоохранительные органы опровергли эту информацию.

Осенью прошлого года на территории соседнего региона – ХМАО-Югры, вблизи Пыть-Яха (300 км от Серова) был обнаружен человек, который несколько месяцев скитался по тайге. По предварительной версии, это был начальник серовской ГИБДД Дмитрий Ушаков, которому удалось выжить в результате авиакатастрофы. Однако проверка личности найденного мужчины не подтвердила эту версию, а сам он впоследствии скончался в югорской больнице.

Уже весной текущего года, на прошлой неделе, несколько человек получили СМС-сообщения от пилота Хатипа Кашапова. Им приходили сообщения с текстом «Данный абонент появился в Сети». С момента пропажи пилота родственники продолжали пополнять баланс Кашапову, чтобы оператор не отключил ему телефон. Между тем дозвониться до него все равно не получается.

Цифры и факты

Поиски самолета Ан-2 продолжались почти 11 месяцев. По данным МЧС, за активный период поисковой операции, длившейся более полугода, было обследовано около одного миллиона квадратных километров (свыше 200 тыс. кв. км на земле и 870 тыс. кв. км по воздуху). В поисках принимали участие более 1,5 тысяч человек – в том числе сотрудники МЧС, лесники, полицейские, добровольцы. Территория поисков охватила три региона – помимо Свердловской области самолет искали в Пермском крае и Югре. Для операции было задействовано более 13 воздушных судов и около 320 единиц техники. Спасатели опросили более 27 человек, которые могли стать свидетелями исчезновения воздушного судна. Бюджету Свердловской области поисковые работы обошлись почти в 30 млн рублей, выделенных из резервного фонда.

В ходе расследования уголовного дела, которое длилось пять месяцев и теперь возобновлено вновь, следователи допросили более 163 свидетелей и 11 человек из числа родственников, признанных пострадавшими. В январе нынешнего года жена одного из пропавших пассажиров – Ивана Чикишева обратилась в суд с заявлением о признании его погибшим. 26 марта суд рассмотрел заявление и оно было удовлетворено.

Примечательно, что генеральный директор авиакомпании, которой принадлежал пропавший самолет «Авиа-Зов», Олег Золин не избежал наказания. Хотя и весьма символичного. Мировой суд Каслинского района Челябинской области (именно здесь зарегистрирована авиакомпания) оштрафовал его на 300 рублей за то, что он несвоевременно сообщил о пропаже Ан-2. При этом сам Золин добивался возбуждения уголовного дела по факту угона воздушного судна.

Спасибо, охотники наткнулись случайно. Очевидно, таинственность истории так повлияла на местные власти, что они решили выплатить семьям погибших компенсацию. За что? За особый героизм при самовольном полёте? Разбирался наш корреспондент Александр Пугачев:

Обломки крыльев и хвостового оперения, обгоревшего до лонжеронов. Фюзеляж полностью разрушен. Двигатель пробурил торф на метр. Место крушения обнаружили совершенно случайно, спустя полгода после окончания поисковой операции, всего в восьми километрах от места взлёта. Катасьминские болота - гиблое место, сюда даже опытные охотники и егеря стараются лишний раз не заходить.

Найти место крушения в глухом заболоченном лесу серовским охотникам Сергею Скрябину и Александру Кузнецову помогло то, что грунт в этих местах еще не полностью оттаял после зимы, уже через месяц болото поднимется и добраться сюда будет невозможно. Кроме того, обломки самолета лежат довольно компактно и поисковые группы попросту не смогли разглядеть их в густом подлеске.

С воздуха увидеть пропавший без вести АН-2 было практически невозможно - взрыв уничтожил его полностью. Судя по расположению тел, от которых остались лишь кости, черепа и золотые украшения, он вонзился в землю под прямым углом. Обломки скрыла уральская тайга.

Александр Левченко, начальник линейно-эксплуатационной службы, участник операции по эвакуации обломков упавшего самолета: «Если отойдете метров на 20, пройдете и не заметите, что обломки лежат. Поэтому достаточно сложно было его обнаружить. К тому же, обычно, когда падает воздушное судно, какая-то просека остается. А тут он спикировал вертикально. Радиус поэтому небольшой. Лес фактически нетронутый стоит, пара стволов только повалена и все».

Этот АН-2 прозвали «самолётом-призраком», потому как растворился он в уральских просторах, словно в Бермудском треугольнике. Почти сразу следствию удалось установить: пилот Хатип Кашапов был отправлен в Серов, чтобы следить за пожарной ситуацией в местных лесах. Но вместо этого зашибал шальные рубли на частном извозе - устраивал небесные развлечения для подгулявших серовских компаний.

Сторожевой пес Мухтар - наверное, единственный живой свидетель злосчастного взлета. С таким же усердием он, видимо, облаивал подвыпивших незнакомцев, поднявшихся тогда на борт Ан-2. Псу, скорее всего, было всё равно, что среди пассажиров были начальник Серовского ГИБДД и один из его подчинённых, а также несколько их общих знакомых и родственников. 13-м путешественником стал сторож аэропорта города Серов Юрий Соболев.

Пять месяцев спасатели, полиция и многочисленные добровольцы прочёсывали просторы уральского края. Говорят, обследовали порядка трёхсот тысяч квадратных километров. Точной информации, куда направился самолёт-призрак, не было. Поэтому сначала искали в направлении посёлка Павда, куда по слухам, пропавшие улетели в баню. Потом в горах Конжаковский камень и затем, у перевала Дятлова - решили, что вояж на закате был задуман пьяной компанией ради красивых видов.

Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Потратили более 31 миллиона рублей, искали на огромной территории, а он оказался в 8 километрах от Серова, вопросы возникают к тому, как вообще была организована эта операция».

Поискам мешали разного рода добровольные «помощники». Например, некий блоггер Валентин из Нижнего Тагила просто измучил следствие дезинформацией. Несколько раз он сообщал о полученных радиосигналах.

В результате на поиски был потрачен почти миллион долларов. Ведь каждую подобную ложь приходилось проверять - спасатели вновь и вновь углублялись в тайгу, в воздух поднимались вертолёты и самолёты, волонтёры прочёсывали заданные квадраты. Потом наступили морозы, и поиски пришлось приостановить. Родственники, которым, конечно, всё это время было больнее всех, обвиняли поисковиков в нежелании работать.

Александр Бегленко, родственник погибших в крушении Ан-2 Максима и Оксаны Маевских: «Отметить на бумаге красным, что квадрат этот пройден, проще простого. Я так тоже могу. У меня своя карта есть. Бумага все стерпит».

Чтобы подобраться к месту крушения, пришлось прокладывать тяжелой техникой лежневку - расчищать путь, валить деревья. Последние фрагменты АН-2 в куске промерзшего торфа вывезли из леса на тягачах. Дальше работа экспертов МАК и Росавиации. На специальной площадке обломки сложат, чтобы определить техническое состояние АН-2 до полёта. На месте катастрофы специалисты уже нашли массу интересного.

Владимир Кулаков, первый заместитель руководителя Уральского СУ на транспорте: «Фрагменты бытовой техники частично изъяты, по ним тоже будет проводиться экспертиза. Будут их изучать на предмет получения из них какой-то информации, если это возможно, мы получим. Технические возможности для этого у нас есть».

Но на этом невероятная история «самолёта-призрака» не заканчивается. После обнаружения АН-2 и останков пропавших, губернатор Свердловской области объявил, что собирается выплатить семьям погибших в этой авиакатастрофе по полмиллиона рублей из резервного фонда региона. Общество в результате, раскололось надвое - за и против. Одни считают - компенсация заслуженная. Ведь пассажиры злополучного АН-2 не могли знать, что командир Кашапов не справится с управлением и убьёт всех, кто был на борту.

Татьяна Шарафиева главный редактор серовской газеты «Глобус»: «Мне кажется, нужно создать благотворительный фонд для подобных случаев, Потому что те, кто остался без своих близких, они не виноваты. И хотя бы так мы могли бы их поддержать, и в том числе материально. Жизнь здесь, на севере области не дешевая, а зарплаты небольшие. Семьи остались без кормильцев».

Однако большинство свердловчан платить за чужое разгильдяйство не желают - ведь те, кто в тот вечер садился на борт «самолёта-призрака», были людьми взрослыми, а значит, сложно предположить, что они не понимали - полёт никем не санкционирован, а, следовательно, незаконен. По сути, они угоняли служебный авиатранспорт, что само по себе, карается по закону. Да и состояние пилота должно было внушить тревогу. Но, очевидно, 11 июня погибшие начали отмечать День России…

Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Те компенсации, которые планирует губернатор выплатить, вызывают очень много вопросов по одной причине - получается, что у нас среди равных, есть более равные. Если говорят, что случилась трагедия, погибли люди и надо компенсировать, возникает вопрос почему за счет бюджета. Почему, предположим, в тех же самых ДТП, где у нас ежедневно гибнут люди, мы из бюджета не компенсируем, там тоже трагедия, тоже гибнут люди».

На этой неделе, в Казани началось рассмотрение дела о крушении теплохода «Булгария». В той трагедии погибло 122 человека, которые даже не подозревали, что платят за билет на тот свет. Вина хозяев судна и экипажа в целом уже доказана. Семьям погибших обещали выплатить по миллиону, и по четыреста тысяч тем, кто получил тяжёлые травмы. Почти столько же, сколько родственникам погибших в катастрофе АН-2…

Дарья Андропова, организатор пикета: «Я считаю, что нужно помочь родственникам жертв с похоронами, но выплачивать такие суммы нецелесообразно».

Впрочем, загадка «самолёта-призрака» наверняка ещё долгое время будет будоражить воображение. Говорить о завершении истории, мягко говоря, рано. Например, по последним данным, в обломках АН-2 были найдены мужские наручные часы. Стрелки остановились на 22 часах и 11 минутах. Вопрос: какого дня, и при каких обстоятельствах?

Бесследно исчезнувший около года назад самолет найден в болоте неподалеку от Серова - в восьми километрах от аэропорта, откуда он отправился в свой последний рейс 11 июня 2012 года.

В ОВД Серова официально сообщили о том, что найденный в восьми километрах от города самолет является тем самым Ан-2, который пропал в июне прошлого года. Об этом сообщил начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД Свердловской области Валерий Горелых.

В настоящее время место предполагаемого крушения Ан-2 оцеплено, - сообщил "РГ" Валерий Горелых. - В район падения самолета выехал специальный гусеничный транспорт - иначе туда просто не добраться. Сотрудники полиции обзванивают родственников погибших, которые почти год не могли предать земле останки своих близких. Будет проведена и ДНК-экспертиза по опознанию погибших.

По его словам, сейчас там работают следователи. По сообщению сотрудников СКР, на месте трагедии найдены "скелетированные останки тел не менее 11 человек".

Руководитель областного полицейского главка Михаил Бородин лично осматривает место происшествия. Здесь же находятся представители администрации Серова, оперативная группа Главного управления МЧС России по Свердловской области, пресс-центра Главного управления, Следственного комитета, а также психологи Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Напомним, вылетел без уведомления органов управления воздушным движением с аэропорта города Серова в неизвестном направлении. По некоторым данным, на его борту находились пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров, включая сотрудников ГИБДД Серова - начальника подразделения Дмитрия Ушакова и его подчиненного Максима Маевского. Самолет найти не удалось. В ноябре 2012 года из-за ухудшения погодных условий поиски были прекращены.

Сегодня в СК сообщили о уголовного дела, возбужденного около года назад в связи с пропавшим на Урале самолетом Ан-2.

"Следственными органами Уральского следственного управления на транспорте СКР возобновлено производство следственных действий по уголовному делу, возбужденному в связи с исчезновением в июне 2012 года самолета Ан-2 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц", - говорится в официальном сообщении.

Кстати, когда все территории предполагаемого падения Ан-2 были прочесаны не по одному разу, начальник ГУ МЧС по Свердловской области Андрей Заленский в интервью "РГ" предположил, что пропавший самолет могут найти охотники. И оказалось, как в воду глядел!

Первым обломки самолета местный охотник Сергей Скрябин. Поначалу он принял остов самолета за рухнувшую опору ЛЭП. По словам очевидцев, самолет торчал прямо посреди болота. Вся передняя часть ушла в вязкую жижу. Металлическая облицовка Ан-2 разлетелась. Самолет буквально забит человеческими останками. Из-за заболоченной местности добраться до предполагаемого места падения самолета можно только на гусеничном транспорте.

В Западно-Сибирском управлении Росавиации корреспонденту "РГ" подтвердили, что обнаруженные в Свердловской области обломки самолета принадлежат пропавшему год назад "кукурузнику" Ан-2. "Установлена принадлежность обломков пропавшему Ан-2. У них совпадают бортовые номера", - заявили в управлении. Полиция Свердловской области предлагает использовать вертолет для поднятия остатков самолета и останков тел, найденных местными охотниками.



Похожие публикации