Китайская чайная церемония. Китайская Чайная Церемония – история, традиции, философия

чайная церемония

(Гун Фу Ча) издревле была больше, чем просто приготовление и употребление чая. Само значение слова на китайском языке говорит о том, что это высокое искусство, своего рода ритуал для всех участников. Начиная с XVII века, это культурное явление начинает становиться очень распространенным.

Китайцы предпочитают чай в любое время года, ведь если нужно, он согреет, а если жарко, поможет утолить жажду. Быстрый темп современной жизни приучил нас к чаю, который заваривается в пакетиках и пьется быстро. Концепция чайной церемонии полностью противоположна и часто кажется чем-то экзотическим и диковинным.

Гун Фу Ча не стоит путать с японской чайной церемонией. Между ними есть одно очень важное отличие, которое связано со смыслом самого действа. Для китайцев он заключается в чае – им важно оценить богатство аромата, глубину и тонкость вкуса напитка, и подаренное им послевкусие и настроение.

Акцент делается на заваривании, и то, насколько удается эта задача, напрямую влияет на полученное участниками удовольствие от вкуса и аромата напитка и создание приятной атмосферы. А вот у японцев главную роль играет символика ритуала.

История чайной церемонии

Подготовления к церемонии

Чай в Китае знали не всегда. Считается, что свойства чая были обнаружены Шень Нуном, мифологическим и культурным героем нации. Путешествуя по родным землям, он приобретал знания о свойствах растений, употребляя их и пытаясь понять как они воздействуют на организм.

Однажды такой опыт над собой закончился неудачно и Шень Нун занемог. По легенде он проглотил капельку росы, которая скатилась с неизвестного ему куста и излечила его, очистив от токсинов. Также, ему очень понравился вкус и ощущение свежести, подаренное листьями растения. Шень Нун посчитал его даром небес. Так чудесный куст получил свое название, а чай стал важным врачующим средством у китайцев.

Около трех тысяч лет тому назад, люди открыли для себя пользу, получаемую от использования чайного куста. В самом начале употреблялись не только листья, но и ветки кустарников, которые бросали в кипящую воду, чтобы добиться лечебного эффекта.

На вкус, питье было очень неприятным и сильно горчило. Листья также ели с обычной едой по причине того, что тогдашние сорта растения не подходили для заваривания и наслаждения вкусом напитка. А вот позднее, когда были выведены более привычные для нас виды растений, и зародилась история приготовления напитка.

Только богачи пили чай

Сначала это был напиток богачей. Примерной датой его распространения среди обычного населения Китая считают I век до н. э., времена правления династии Хань. Примерно тогда же, китайцы научились сушить чайные листья и перемалывать их. Полученный порошок заваривали в кипятке. Чтобы разнообразить вкус напитка, к нему начали добавлять цитрусы и имбирь.

Популярность чая привела к зарождению искусства его приготовления, люди стали сочинять о нем песни и изображать на рисунках. На совершенствование способа приготовления напитка, создание правильной техники и нужной утвари, ушло две тысячи лет. Такой временной отрезок позволил отчеканить структуру чайной церемонии до малейших деталей.

Чайная посуда

В результате китайцы создали подходящую для этой цели посуду, дополнительные инструменты, используемые в процессе приготовления напитка, и усовершенствовали способы заваривания в зависимости от сорта. Так появилось первое задокументированное трех-томное поэтическое описание чая, которое датируется VIII веком и известно как «Трактат о чае» авторства Лу Юя.

Примечательно, что в этом сборнике чайной культуры приводилось детальнейшее описание всех сортов, давались объяснения о правильном приготовлении, описывались требования к воде и перечислялись лучшие источники, а также давалось подробное описание всех существовавших на тот момент чайных традиций в разных регионах.

В эпоху династии Тан, популярность чая привела к тому, что повсеместно стали проводиться празднества, посвященные дегустации напитка. В школах, храмах и даже во дворце устраивались торжественные чаепития строго согласно правилам хорошего тона. При этом использовали только хороший чай и красивую посуду.

Как правило, во главе чайной дегустации был один, специально назначенный человек. В его обязанности входил непременный контроль за приготовлением чая и оказание внимания каждому приглашенному. Участники празднества учились вдыхать аромат чая, разбираться в его цвете и описывать грани вкуса. Такая встреча завершалась очень поэтично – гости начинали беседовать о высоком, облекая мысли в стихотворную форму.

С появлением чайных сортов и развитием медицины, китайцы стали различать вкусовые предпочтения по сезонам. Для весны выбирали цветочный чай, а для лета – зеленый. Зимой предпочитали черный, а осенью пили зеленый молодой чай.

Климат Китая с большим количеством дождей и благодатностью почвы создает идеальные условия для выращивания высококачественного чая и располагает к экспериментам и выведению широкого разнообразия чайных сортов. Местоположение плантации, температурные перепады, и время сбора урожая – это важные факторы влияния, которые определяют вкусовые оттенки чая.

На создание того или иного вида чая непосредственно влияет способ обработки листьев. Крайне ценным является ручной труд во время сбора урожая. Собирают чайные побеги, на которых есть один или два молодых листика.

Следующим этапом является сушка собранных листьев на солнце или в тени – выбранный способ определяет будущий сорт чая. Далее, просушенные листья ферментируют. Последним этапом является обработка и придание продукту завершенного вида.

Было изобретено множество способов обработки чайных листьев – обжаривание в котлах, вяление, обваривание, скручивание и т. д., которые позволили получить красный, желтый, белый, зеленый и другие виды чаев. Те, в свою очередь, потом разделились на еще большее количество подвидов. На сегодняшний день, существует около 1500 сортов чая и каждый из них обладает своим собственным неповторимым вкусом и ароматом.

То, насколько чай укоренился в культуре Китая, можно судить по количеству самых разных организаций и групп, посвящающих свою деятельность чаю. Сюда входят музеи, центры изучения, общества, следящие за качеством, и организации, посвященные культуре чаепития.

Выбор чая для чайной церемонии

Для проведения церемонии используется особый сорт чая – . Он в заваренном виде не настолько крепкий, как черный чай, но обладает куда более разнообразными свойствами, чем обыкновенный зеленый. Поэтому, иногда, улун называют еще императорским чаем.

Он относится к полуферментированной группе – листья сушатся и скручиваются по специальной технологии. В его листьях содержится очень много витаминов и минералов и высокий процент органических кислот.

Соответственно, такой чай требует к себе нестандартного подхода в приготовлении. Именно тонкое умение раскрыть его тайны без какой-либо спешки позволит оценить все благородство его вкуса. А потому он как нельзя лучше раскрывается под рукой мастера во время чайной церемонии.

Улун для чайной церемонии обязательно должен быть родом из Китая, иначе есть риск получить чай низкого качества. В нем не должны присутствовать никакие искусственные ароматизаторы или добавки. Допустимым является наличие в составе женьшеня, лепестков розы, и аромата сливок (если это молочный улун).

Качественный продукт можно прибрести в специальных чайных магазинах. При покупке следует обратить внимание на его цену – хороший чай такого сорта не может стоить мало, так как собирают его на высокогорьях вручную. Кроме того, больше всего полезных свойств именно у улуна высокого качества.

Вода и посуда – важные основы церемонии

С древних времен и по сей день к чистоте воды предъявляются очень высокие требования, поэтому для церемонии набирают ее из источников в горах. Для того, чтобы быть пригодной для чая, вода должна пройти естественный путь очищения.

Безусловно, особую роль играет посуда, используемая для чайной церемонии. Как правило, это целый набор, который включает в себя:

  • два чайника – один для воды, а другой для заваривания;
  • ситечко;
  • чайные чашки – пиалы и высокие чашки попарно;
  • посудины для хранения чая, ознакомления с ним, и разливания напитка;
  • доска, чтобы собирать воду;
  • вспомогательные инструменты для приготовления – спиртовка, щипцы, воронка, кисточка, ложечка и игла;
  • а также чайное божество.

Каждый вспомогательный предмет помогает раскрыть самые тонкие ноты аромата.

Гун Фу Ча – это не только возможность получить удовольствие от каждой чашки выпитого чая, это еще и возможность понаблюдать за умелыми движениями мастера, оценить эстетичность самого действа. Ведущий церемонии по традиции отвечает на вопросы гостей и делает пояснения по необходимости.

Как подготовиться к чайной церемонии или Гун Фу Ча

Неправильно воспринимать Гун Фу Ча как завершающий этап во время приема еды. Это совершенно отдельное мероприятие, а значит, желудок не должен быть отягощен перевариванием пищи. Но и не нужно идти на церемонию голодным, иначе чай может вызвать некоторое раздражение желудка.

Должно пройти несколько часов после приема пищи. Для того чтобы уловить каждую чайную ноту во время церемонии, нужно разборчиво подойти к еде, которую вы будете перед этим употреблять. Не стоит отдавать предпочтение блюдам с ярко выраженными вкусовыми свойствами и содержащими большое количество специй, слишком сладким или наоборот соленым или кислым.

Еще одна важная сторона, которая может отрицательно повлиять на восприятие чая – это использование парфюмов, курение и алкоголь. Не лишним будет помыть руки перед чайной церемонией.

Все это важные мелочи, к которым следует прислушаться. Вкусовое восприятие должно быть максимально очищено, ведь во время действа гостям будет предлагаться не одна чашка чая. Улун будут заваривать вновь и вновь, каждый раз раскрывая его по-новому.

Если придерживаться этих простых требований, то участие в церемонии и каждая выпитая чашка чая подарит бодрость, силу и ощущение небывалой легкости.

Особенности проведения чайной церемонии

Прежде всего, следует знать, что подобное мероприятие может провести только человек, который обладает умениями и опытом, разбирается в чайной утвари, и способен презентовать свое искусство. Само чаепитие занимает несколько часов.

Та как же проходит Гун Фу Ча?

Мастер расставляет всю красивую утварь по своим местам, чтобы создать соответствующую атмосферу. Затем, он начинает нагревать воду. Вода будет готовой к употреблению, как только начнет закипать.

При помощи ложки из бамбука чай засыпается в посудину (чахэ), которую гости передают из рук в руки и изучают вид и ароматные свойства чая, вдыхая его дважды. Категорически запрещено касаться чайных листьев руками. Смысл запрета заключается в том, что запах рук может навредить целостности аромата чая, а значит нужно проявлять предельную осторожность.

Следующим этапом становится нагревание заварочного чайника (чаху). Он обычно глиняный, но иногда, может быть изготовлен из фарфора или керамики. Затем, в него помещается порция чая и заливается горячей водой. Чай засыпают, используя ложку и воронку из дерева – она оберегает чай от рассыпания. Чайник накрывают крышкой и полотенцем и периодически раскачивают из одной стороны в другую, чтобы вода хорошо перемешалась с улуном.

Первая заварка непригодна к употреблению, так как ее задача подготовить листья чая к раскрытию.

Ее применяют, чтобы нагреть пиалы и высокие чайные чашки. Уже выдержанный улун переливают в сливник (чахай), из которого гостям наливают чай в чашки. А потом, процесс заваривания повторяют вновь.

Для каждого гостя предусмотрено наличие чайной пары – двух чашек, маленькой круглой пиалы (пинъбэй) и собственно чашки (сянбэй), узкой и высокой. До начала церемонии их располагают на специальной подставке (бэйчжань) чайного подноса (чапань) как часть композиции.

Также в него по необходимости сливают воду. Готовый чай разливают по высоким чашкам, заполняя немного больше половины емкости. Сверху ее плотно накрывают маленькой чашкой и переворачивают. Интересно, что опытный мастер выполняет это действие одной рукой.

Каждая из чашек играет свою роль – из маленькой наслаждаются вкусом и цветовой гаммой напитка, а высокая дает прекрасную возможность в полной мере насладиться многообразием аромата. Рекомендуют для этого вдыхать запах с закрытыми глазами – это обострит восприятие каждой его грани. Выпивают порцию чая в три или семь глотков. Каждую новую заварку необходимо выдерживать чуть дольше предыдущей.

При помощи щипцов чайник очищают от заварки, а ситечко прочищают иглой. Есть еще так называемое чайное весло – оно используется, чтобы убрать образовавшуюся пену после первого заваривания чая. Кисточка применяется для протирания чайника во время чаепития.

Традиционно первые семь чашек чая несут следующее значение:

  • первая знакомит с чаем, гости пытаются понять его вкус;
  • вторая помогает избавиться от негативных эмоций и душевной тоски;
  • третья служит зарядкой для мозга;
  • четвертая помогает забыть о своих невзгодах;
  • пятая чашка – очищающая для тела;
  • шестая порождает мысли о духовной сфере и небесах;
  • седьмая чашка – дарит высшую степень легкости и релаксации.

Правилом хорошей беседы является обсуждение чая и упоминание о Лу Юе (чайное божество), статуэтка которого является непременным аксессуаром церемонии.

Обязательным атрибутом Гун Фу Ча является звучание тихой традиционной китайской музыки, которая помогает создать приятную расслабленную атмосферу. Цель ее помочь участницам проникнуться действом и благородным вкусом напитка, наиболее полно оценить его цвет, вдохнуть аромат, взбодриться и улучшить настроение. Нежный шепот флейт поможет позабыть о всех неурядицах в жизни, отвлечься и окунуться в волшебный мир чая.

Китайская чайная культура

Поводом для чаепития в Поднебесной может быть все что угодно. Но, по обыкновению, оно несет в себе попытку выразить свое положительное отношение к другому человеку.

    Рассмотрим некоторые примеры:
  • Раскаяние – если человек наносит обиду другому, то в знак примирения необходимо предложить тому выпить чаю. В таком жесте закладывается искренняя попытка извиниться за свой поступок.
  • Почтение – угостить чашкой чая того, кто старше по возрасту или же выразить свое уважение к любому другому человеку, независимо от его рабочего статуса, считается важным аспектом китайской культуры. Также, существует традиция приглашать попить чай своих родных (старших по возрасту) и оплатить его стоимость.
  • Семейная традиция – в Китае очень любят собираться всей семьей и пить чай. Во время таких встреч старшие члены семьи обучают младших древним традициям.
  • Благодарность старшим членам семьи в день бракосочетания – опускаясь на колени, новобрачные угощают родителей чаем и говорят слова благодарности за все, что они для них сделали. Кроме того, согласно китайским традициям, во время чайной церемонии проходит знакомство невесты и жениха. Новоиспеченные муж и жена также проводят Гун Фу Ча, чтобы породнить семьи между собою. Никто не может в таком случае отказаться принять из рук молодой пары чашку, так как это будет истолковано как неприятие брака.

Чайная культура Китая отображает особую религиозную взаимосвязь – единение с Дао. Чайная церемония направлена на создание гармонии и достижение полного спокойствия и размеренности. Только пребывая в безмятежном состоянии, человек способен получить удовольствие от общения и ощутить радость.
А напоследок смотрите как проводить китайскую чайную церемонию .

Китай – одна из самых колоритных стран мира. Здесь проживает нация, которая искренне уважает свою историю, стремится сохранить традиции и бережно относится ко всему, что напоминает о семье и предках. Процесс употребления чая здесь превращен в целую церемонию, которая наполнена глубоким смыслом и дарит истинное насаждение каждому ее участнику.

Основы чаепития в Китае

Период употребления чая китайцами протянулся на тысячи лет, хотя покорение мира этим ценным напитком началось только в XVI веке. Примерно к XV веку чайная церемония в Поднебесной приобрела свой традиционный облик, окончательно сформировались этапы и устоялся набор чайной посуды.

Почему именно в Китае зародилось столь философское и почтенное отношение к чаю и его употреблению? Чай здесь всегда считался продуктом дорогим и весьма полезным для здоровья, поэтому позволить себе вкушать этот напиток могли лишь люди состоятельные, а редкие листовые чаи употребляла исключительно императорская семья. Кроме этого, сам процесс выращивания, сбора и переработки листьев долгое время держался в секрете, а семена и тем более чайные кусты было запрещено вывозить за пределы государства. За любое ослушание назначалось серьезное наказание вплоть до казни.

Каждый этап, в соответствии с которым производятся определенные действа по ознакомлению, приготовлению и употреблению горячего ароматного напитка, наполнены особым смыслом. Они призваны подарить человеку умиротворение, наслаждение, помочь познать себя и понять других. Иностранец может относится к китайской чайной церемонии, как театральному действию, но каждый житель поднебесной на духовном уровне переживает каждый ее этап.

Улуны чаще всего используются в чайной церемонии

Не зря в семье очень бережно относятся к чайным наборам, которые достались от предков. Есть также традиция регулярно собираться всем членам семьи по выходным, дома или в ресторане, чтобы выражать уважение детей к родителям и наоборот. Совместное чаепитие укрепляет семейные узы и сохраняет традиции.

Говорят, что если церемония проведена по всем правилам и каждый ее участник предварительно подготовился духовно и морально, можно очистить разум и душу от негатива, восстановить хорошие отношения с окружающими и даже прийти к взаимопониманию с компаньонами. Не зря традиционные чаепития входят в программу многих деловых переговоров и встреч даже на национальном уровне.

На Востоке верят, что если следовать традициям и выполнять все так, как делали предки, можно восстановить баланс и гармонию между окружающим и внутренним миром, остановить время и даже повернуть ход событий. Вот почему в китайском чаепитии нет второстепенных вещей и ритуалов. Здесь важна каждая мелочь от размера ложечки, которой насыпают чай, до крохотной надписи на чашке.

Этапы

Китайская чайная церемония – основа многих подобных традиций, которыми известна Япония, Корея и другие страны. По правилам она должна проводиться в чайном домике, где нет яркого освещения, палитра цветов приглушенная, бежево-коричневая, серо-зеленая, повторяющая главные природные цвета. В вазе могут стоять цветы, в помещении допускается звучание тихой китайской музыки, звуков природы. Все должно расслаблять, успокаивать и настраивать на таинство. Обязательным условием является наличие большого столика, за которым будет удобно всем гостям и где можно свободно разместить всю посуду.

Хозяин дома или мастер, который приглашен для проведения церемонии, красиво и в определенном порядке расставляет посуду, подогревает воду в чайнике или специальном котелке. Теперь можно приступать к действиям, которые незнакомцу могут показаться ритуальными.

Выделяют следующие этапы классического чаепития:

  1. Вень Ху Тан Бей предполагает обогрев и ополаскивание исиня, процедура длится 2-3 минуты. Смысл – убрать возможные пылинки с посуды и подготовить ее для заваривания чая. Сначала горячая вода из чайника наливается в исинь, из него ополаскиваются пиалы или чашки, а затем ополаскивается и сам заварник. Все производится на подносе с поддоном, куда стекает вода.
  2. Жан Шань Цзя Мин предполагает знакомство каждого участника с выбранным для церемонии сортом чая. Сухая заварка высыпается в Ча-Хэ и передается от одного гостя к другому. Каждый из них приподнимая крышку сосуда вдыхает его аромат и оценивает его. Ознакомление происходит по кругу слева направо. Сначала участник церемонии должен согреть чаинки своим дыханием, а потом наслаждаться его ароматом, цветом и красотой скрученных сухих листочков. Параллельно может вестись беседа, восхваляющая чай, приятную атмосферу, опыт мастера и так далее.
  3. Ву Лон Ру Лонг – это подготовка и пересыпание нужного количества заварки в исинь. Осуществляется это маленькой бамбуковой ложкой, в которую помещается примерно 15 грамм заварки, которая рассчитана на 50 мл воды – объем стандартной пиалы. Так как исинь может иметь объем от 150 до 350 мл, то в него насыпают от 3 до 7 ложек заварки с горкой.
  4. Суан Ху Гао Чонг – предполагает промывание заварки от пыли и подготовку листьев к главному завариванию. Производится это в исине, в который высокой струей наливается подогретая до нужной температуры вода, издавая булькающие звуки. Здесь важно выдержать нужную температуру воды и не передержать в ней листья. Чай должен очиститься от возможной пыли и загрязнений и слегка размягчиться, чтобы во время главного заваривания максимально отдать свой вкус и аромат. Играет роль и высота струи воды, которая выливается из чайника. Он может достигать 70 см, водой наполняется весь чайник до краев.
  5. Чун Фэн Фу Миан – это процедура очищения залитой водой заварки от соринок и загрязнений. Осуществляется с помощью фарфоровой ложки. После того, как пузырьки и соринки сняты, крышку исиня закрывают и выдерживают в нем чай 1-2 минуты. Далее воду сливают в отдельную емкость – этот настой не употребляют.
  6. Зай Чжу Цин Куан – предполагает заваривание размягченных листьев горячей водой. Высота струи воды, которую выливают из чайника в исинь, не должна превышать 15 см. Считается, что чем ниже струя воды, тем медленнее и качественнее заваривается чай. В результате получают первый истинный чай.
  7. Мом Лин Гай – это повторное очищение исиня от пузырьков, пенки и всплывших листьев. Исинь закрывается крышкой и уже через 30-60 секунд можно приступать к обслуживанию участников церемонии.

Чаепитие всегда проводится хозяином дома. После того, как чай заварен, его разливают в так называемую чашу справедливости, или Ча-Хай, где производится его смешивание и равномерное распределение вкуса. Из Ча-Хая напиток разливают по пиалам. Сначала напиток подают самым старшим гостям, выражая тем самым им свое почтение и уважение. Процедура непосредственного чаепития может повторяться несколько раз в зависимости от того, какой сорт чая был использован. Если это высококачественный улун, то лисья заливают водой до 6 раз, а если пуэр – то до 10-16 раз.


Глиняный исинь – лучший сосуд для заваривания элитного чая

Когда пиалу подносят ко рту, этикет допускает произведение не более трех глотков чая. Первый небольшой подготавливает вкусовые рецепторы к восприятию. Второй полный позволяет оценить вкус, а третий тоже небольшой призван сформировать послевкусие. Далее ритуал повторяется, пока не закончится жидкость в пиале. Если пиалы используются объемом менее 50 мл, весь напиток можно выпить за 5 или 7 глотков.

В конце церемонии хозяин может выложить все листья из исиня и предложить их гостям для ознакомления и для того, чтобы выказать им благодарность за прекрасный вкус и времяпровождение. После этого вся посуда тщательно ополаскивается кипятком и оставляется на Ча-Пани. Никакие химические антисептики и моющие средства не используются. После высыхания посуда тщательно полируется льняной тканью.

Во время проведения церемонии в Китае принято общаться. Это живой разговор на разные темы, хотя и не такой активный, как дома или на работе. Человек подсознательно расслабляется, а потому и речь его и мысли приводятся в порядок, становятся неспешными и глубокими. В беседе не принято выносить на люди семейные проблемы, поэтому тема разговора обычно отвлеченная и позитивная.

Китайские традиции не предполагают частого проведения церемонии. Чаепитие по всем национальным правилам проводится по особым случая от свадьбы до дня рождения. Но в целях сохранения традиций и объединения близких и друзей еженедельное участие в церемонии считается наиболее правильным.

Чайная посуда

Посуда, которая используется в чаепитии, подбирается не менее тщательно, чем сама заварка. Наибольшей ценностью обладает та, которая принадлежит уже не одному поколению семьи. В эпоху императоров по посуде и ее декору можно было сказать о сословии, к которому принадлежит ее обладатель. Об этом говорили цвета посуды и надписи на ней. В традиционном исполнении посуда для чайной церемонии в Китае представляет собой набор из:

  • котелка, в котором до нужной температуры нагревается мягкая родниковая вода;
  • набора гайваней, который равен числу гостей или набора пиал с блюдцами;
  • чайника объемом в среднем около 300 мл, в котором происходит заваривание листьев, – исиня;
  • чаши, в которой смешивается уже готовый чай, выливаемый из исиня, – ча-хай;
  • специальной коробочки Ча-хе, в которой предлагается чай гостям для ознакомления;
  • Ча-пани – стилизованного подноса, на котором располагается вся посуда;
  • ситечка для исиня;
  • фарфоровой ложки для снятия пузырьков и мусора при первой и второй заварке;
  • специальной бамбуковой ложки, с помощью которой отмеряется нужное количество чая.

Чайная церемония, которая проводится в материковой части Китая, отличается от тайваньской. Различия касаются некоторых изменений в этапах чаепития и наличием дополнительных приборов в чайной посуде. Но суть и качество приготавливаемого напитка остается неизменной.

Чайные традиции

Китай – страна, в которой особенно почитаются семейные узы. Именно поэтому существуют такие традиции, как:

  • семейная встреча;
  • знак уважения;
  • выражение благодарности;
  • извинение и др.


Совместное чаепитие – способ поддержания крепких семейных уз

На свадьбе для сплочения всей семьи новобрачные подают пиалу с чаем каждому гостю, выражая тем самым свое почтение и уважение к родственникам. Кроме этого церемония на свадьбе служит своеобразным способом знакомства молодых с родственниками друг друга, которых иногда бывает очень много. Кроме этого важным моментом является подача чая молодыми своим родителям. Они становятся на колени и преподносят пиалы с лучшим напитком.

Родители в свою очередь принимают пиалы, выпивают чай и дарят детям конверт алого цвета, символизирующий удачу.

Чтобы выразить искреннее сожаление, которое почти никогда не может быть отвергнуто, также используют чайную церемонию. Аналогично происходит и выражение благодарности. Для воссоединения семьи хотя бы изредка проводятся совместные чаепития родителей и детей даже в том случае, когда семьи находятся далеко друг от друга. Такие семейные встречи проводятся по воскресеньям в родительском доме или ресторане.

Чаепитие в Китае можно сравнить с медитацией. Это неспешный, расслабляющий ритуал, в котором каждое движение наполнено смыслом и совершается с учетом особых правил. Это одна из самых колоритных национальных традиций, которой больше 5 сотен лет.

Китайская Чайная церемония – это своеобразная медитация. Чайный мастер во время чайной церемонии должен сохранять высокий уровень осознанности.

Гости также должны настраиваться на определенные переживания чайного действа. Если кто-то из гостей игнорирует чайную церемонию, не чувствует общего настроя, то волшебство чайной церемонии исчезает.

Китайская Чайная Церемония. В Китае за многие тысячелетия было выработано много способов приготовления чая. Так появилось и изысканное чаепитие – «гун-фу ча».

Во время чайной церемонии уделяют большое внимание своим внутренним ощущениям и переживаниям. Начинают с того, что стараются, как можно полнее ощутить аромат и вкус чая, любуются чайной посудой.

Чай способен вызывать различные ассоциации, погружать в прошлое, вызывать мечтания о будущем . Чем внимательнее и осознанней человек, тем больше приятных впечатлений он может получить от чайной церемонии.

Разговаривать во время чайной церемонии можно, но нужно не забывать о чаепитии. Хорошо, если разговор ведется тихо и не мешает остальным участникам чайного действа.

Китайский зеленый чай заваривают по несколько раз, но перерывы между заварками делают небольшие, чай не должен остывать. Вкус чая сильно зависит от времени заваривания , стоит чуть передержать и чай становится горьким. После каждой заварки чай полностью выливается из чайника. Чай пьют без сахара и не едят во время чайной церемонии, чтобы не перебивать вкус чая.

В Китае за многие тысячелетия было выработано много способов приготовления чая, которые предназначались для различных целей.

Так появилось и изысканное чаепитие – «гун-фу ча», что в переводе значит – высшее мастерство чаепития.

Гун-фу Ча – это в дословном переводе означает наивысшее искусство чая , это возможность насладиться четырьмя «достоинствами» чая: цветом настоя, формой листа, вкусом и ароматом.

Символический смысл “гун-фу ча” – это переворачивание чашечек и вкушение энергий Инь и Ян.

Для ритуала Гун-фу ча требуется особая атмосфера и специальный настрой.

Подготавливаясь к чайной церемонии, чайный мастер собирает посуду и красиво расставляет ее на чайном подносе “чабане“.

В начале чайной церемонии знакомятся с чаем. Чайные листья насыпают в коробочку и передают по кругу. Каждый участник чайной церемонии вдыхает аромат чая, знакомясь с ним . Обычно делается три вдоха. Выдыхается воздух на чайные листья, чтобы они согрелись и их аромат усилился.

Перед тем как насыпать чай в чайник его наполняют кипятком, затем, этим кипятком омывают другую чайную посуду, прогревая ее. Сам чайник также щедро поливают кипятком, используя воду, которой омывали другую посуду.

Так как чай в чайнике заваривается быстро, то если его сразу разливать по чашкам, то в первой и последней чашке будет разный по вкусу чай. Чтобы этого избежать, чай сначала наливают в чашу справедливости .

Чайные чашечки, заварник и ча-хай ставят на чайный столик. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для смывания чайной пыли с заварки.

Вторую и следующие порции заливают в заварник (по мере выпивания), а настой переливают в ча-хай . Из этого сосуда чай разливают в высокие чашки, которые накрывают широкими чашечками. Эту конструкцию переворачивают и передают участникам чаепития.

>Приподняв высокую чашку, ее подносят к носу и медленно вдыхают, получая наслаждение от аромата и настраивая каналы восприятия. После этого пьют чай, следя за своими ощущениями.

Чашечки для чаепития используют маленькие 50 миллилитров и менее. Чай обычно выпивается за три, пять или семь маленьких глотков , не торопясь, стараясь ощутить все оттенки вкуса чая.

Чай – это традиционный напиток и употребляют его каждый день. Чаепитие в Китае – семейная традиция. Чай (чаще всего зелёный) заваривают в большом чайнике (фаянсовом, фарфоровом, глиняном) на всю семью и разливают по чашкам(пиалам).

В Китае выделяют несколько особых случаев для приготовления чая.

Китайская чайная церемония – философия действа

Чтобы проводимая чайная церемония достигла задуманного эффекта, необходимо высвободить для неё побольше времени, пригласить действительно приятных Вам гостей, отключить внешние раздражители (например, мобильный телефон) и настроиться на спокойный и умиротворенный лад.

Философия китайской чайной церемонии заключается в возможности остановиться, прислушаться к себе, прочувствовать всю глубину чайного вкуса и живительную силу его аромата , а также растворить свои мысли в плавных, медитативных движениях ведущего.

Можно сказать, что чайная церемония сродни медитации , только инструментом расслабления в ней служит не дыхание, а божественный вкус элитного чая.

Тайваньская или Китайская чайная церемония предполагает не только погружение в себя, но и достаточно живое общение участников между собой, хотя и в достаточно расслабленной медитативной атмосфере.

Посуда для чайной церемонии и другие тонкости этого мероприятия

При проведении китайской чайной церемонии нет незначительных мелочей – все несёт определённый смысл, и даже традиционный набор для чайной церемонии способствует достижению максимального эффекта и канонически чёткой последовательности действий:

  • Комната для проведения чайной церемонии должна быть максимально пустой – в идеале голые стены и пол, устланный бамбуковыми циновками.
  • Ведущий церемонию должен досконально знать и понимать все её этапы и их сакральный смысл, кроме того, китайская чайная церемония предусматривает его участие в общем разговоре и направление возникающих бесед в позитивное и мирное русло.

Что касается способов приготовления напитка во время чайной церемонии, то чаще всего отдают предпочтение завариванию чайных листов через гайвань или при помощи ситечка.

Чайная церемония – заварка чая через гайвань

Алгоритм этой процедуры довольно прост:

  • Прогревают гайвань (чаша особой формы со специальной крышечкой), обдав её кипятком.
  • Кладут в неё чайный листья и заполняют гайвань кипятком наполовину, а затем через несколько минут сливают эту первую заварку, избавляясь тем самым от чайной пыли и готовя листья к полноценному завариванию и раскрытию вкуса.
  • Повторно заливают чайные листья горячей водой (не выше 90 градус Цельсия), перемешивают и выливают в чашку.

Традиции чаепития в Китае

«Знак уважения» . В Китае принято выражать свое почтение к старшим, предложением чашки чая. Старших родственников приглашают на чашку чаю в ресторан и платят за них – это традиционное китайское занятие в выходные.

Раньше чай подавали люди, занимающие менее высокую ступень и социальный статус. Сейчас в Китае можно видеть, что родители иногда подают чай детям, или начальник может налить чай своим подчинённым.

Но на официальных мероприятиях более высокопоставленный участник никогда не подаст вам чай.

«Семейная встреча» . Дети, заведя семью или уехав работать, редко навещают своих родителей и поэтому совместные чаепития в ресторанах – это важная часть встречи с семьей. В воскресенье китайские рестораны переполнены посетителями, особенно в дни праздников. Семейные ценности имеют важное значение в Китае.

«Извинение» . В традициях Китая принято, извиняясь, наливать чашку чая человеку, у которого просишь прощения. Это означает искреннее раскаяние и покорность.

«Выражение благодарности старшим в день свадьбы» . В свадебных традициях Китая в знак уважения жених и невеста подают чай своим родителям, опустившись на колени и говорят слова благодарности. Родители выпивают чай и вручают молодоженам красный конверт, который символизирует удачу.

«Сплочение большой семьи в день свадьбы» . Чайная церемония в день свадьбы служит и как способ знакомства семей жениха и невесты. Китайские семьи зачастую очень многочисленны, поэтому что не все смогут познакомиться на свадьбе. Такое могло случиться в древности, когда у отца семейства было несколько жён.

Во время свадебной чайной церемонии новобрачные подавали чай каждому члену семьи . Совместное чаепитие означало приём новых членов в семью. Отказ от чая означал несогласие с браком.

«Поддержание традиции» . Согласно чаошаньской традиции, принято собираться вместе с друзьями и родственниками в чайных комнатах на Гун-фу Ча. Во время ритуала Гун-фу Ча старшие рассказывают младшим участникам об традициях и обычаях.

Выражение благодарности. Человек, которого угостили чаем, может поблагодарить, 3 раза постучав согнутыми указательным и средним пальцами по столу. Обычай этот распространен больше в Южном Китае (Гонконг); в других районах Китая, как правило, обычая этого не придерживаются.

Чайных церемоний много, но, наверное, только китайцы знают, как правильно пить чай. Наше русское слово чай происходит от китайского Ча, так называлось первое чайное растение, которое росло в Китае четыре тысячи лет назад . С тех пор и начались китайские чайные церемонии.

Просмотры: 273

Юлия Верн 43 286 1

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:


Гун Фу Ча (кит. Kung Fu Cha, Gong Fu Tea, Gong Fu Ch, искусство чаепития) – процесс приготовления китайского чая. Название китайской чайной церемонии Гун Фу Ча происходит от слов чай (кит. cha) и Кунг Фу (кит. Kung Fu) — восточного единоборства. Kung Fu в китайском языке имеет много значений: усердная работа, старание, уровень мастерства, следовательно настоящая китайская церемония чаепития включает в себя все выше перечисленные навыки и умения.

Чайное мастерство Гун Фу Ча начало развиваться в золотой век чая при династии Сун (960-1279 гг.) и позднее с развитием чайной культуры распространилась во многих областях Китая, в особенности в провинциях Фуцзянь, Гуандун и острове Тайвань. Секрет Гун Фу Ча состоит из многих слагаемых: чайного мастера и его гостей, приятной спокойной обстановки, правильно подобранной чайной посуды, утвари, чабани, хорошей воды и конечно же чая. Мастерство приготовления чая также зависит от его количества, температуры воды и времени заваривания.


Традиционная чайная церемония Гун Фу Ча является способом выражения отношений между людьми. Уважение, знание, усердие, трудолюбие, чувства перетекают от одного участника чаепития (хозяина, чайного мастера) к другому (гостю). В приготовлении чая хозяин проявляет заботу, уважение, тем самым подчиняя себе свое эго, гость в свою очередь учится принимать доброту, благо и выражать благодарность и признательность.

Какой тип чая подходит для заваривания методом Гун Фу Ча?

Гун Фу Ча традиционно используется для заваривания улунов (Те Гуань Инь, Алишань, Дун Дин, Да Хун Пао, Фэн Хуан Дань Цун, Женшень улун и пр.)

Чайная посуда для Гун Фу Ча
  • 1. Для заваривания улунов лучше всего подходят чайники из исинской глины (кит. Ча Ху). Керамические исинские чайники надолго сохраняют тепло горячей воды, необходимой при заваривании улунов и способствуют полному раскрытию аромата скрученных чаинок. Для заваривания улунов может также использоваться гайвань.
  • 2. Чайные пары Вэн Сян Бэй и Пин Мин Бэй. Из высокой чаши Вэн Сян Бэй, вдыхается аромат чая, низкая чаша Пин Мин Бэй предназначена для чаепития. Подставка Ча Тоу объединяет пары в единой целое.
  • 3. Ча Хэ — чаша для знакомства с чаем.
  • 4. Ча Хай (море чая) или Гундаобэй (чаша справедливости) для переливания чая из чайника. Чахай необходим для равномерного распределения крепости настоя.


  • 5. Ча Люй – ситечко для процеживания настоя от мелких чаинок.
  • 6. Чачи (пруд чая) или Чачуань (чайная лодка) — сосуд для питания чайника горячей водой.
  • 7. Чайные инструменты Ча Цзюй. Использование инструментов определяет умения настоящего чайного мастера. Ча Цзюй состоит из чайного совка Чачи, иглы для чистки носика чайника – Чацзань, щипцов Цзяцзы и воронки Часяньло, используемой для пересыпания чая в чайник.
  • 8. Ян Ху Би – чайная кисточка
  • 9. Чайный столик, чайный поднос (кит. Чабань) необходимый для удобства в расположении посуды, утвари, а также слива воды и остатков чая.
  • 10. Термос с горячей водой.
Как заваривать улун в чайной церемонии Гун Фу Ча

Приготовление
Перед началом чаептия необходимо подготовить всю выше перечисленную посуду и чай, вскипятить воду и слить в заранее прогретый термос. Температура заваривания улунов 95°С. Объем чайника или гайвани должен соответствовать количеству участников чаепития. Налить кипяток в чайную посуду и оставить на 1-2 минуты для прогревания.

Заваривание (кит. gao chong di zhen)
После демонстрации чайных листьев гостям, чай засыпается в чайник из исинской глины, закрывается крышкой и слегка встряхивается. Чайный мастер может открыть чайник и предложить гостям почувствовать аромат чуть увлажненных листьев. На следующем этапе чай заливается кипятком доверху и вновь закрывается крышкой. Вода может стекать в сосуд Ча Чи (Чачуань), либо в поддон чабани. Первая заварка не пьется и служит проливкой для чая. Благодаря этому сильноскрученные чаинки улунов омываются от мелких примесей и слегка набухают. Горячая вода из пиал сливается на чайник для его дополнительного обогрева. После проливки чай сразу же заваривается снова. Вторая заварка длится около 20-50 секунд и зависит от типа и качества улуна. Аромат чая может рассказать о процессах его обработки и возрасте. Эта информация помогает чайному мастеру понять, как заваривать улун. Мастерство заваривания требует терпения и усердия. Обучение чайного мастера в Китае может занять несколько лет.


Заваренный настой сливается в высокую чашу Вэн Сян Бэй и накрывается маленькой чашей Пин Мин Бэй. Далее одной рукой обе чаши переворачиваются и ставятся на подставку Ча Тоу. Из чаши Вэн Сян Бэй вдыхается аромат чая и только потом маленькими глотками пьется из чаши Пин Мин Бэй. Хороший качественный чай должен оставлять глубокое обволакивающее послевкусие во рту (кит. Lau Mei).


Чайный мастер вновь открывает чайник и предоставляет гостям возможность почувствовать аромат раскрывшихся чайных листьев. Традиционно гостям предлагается понюхать крышку чайника, так как пронзительный аромат улунов внутри чайника оставляет свое нежное сладковатое благоухание на крышечке. Подобным действием тестируется качество чая. Процесс заваривания повторяется, увеличивается лишь время настаивания. Вторая, третья заварка наиболее раскрывают вкус улунов. Чай заваривается до полного исчезновения аромата, вкуса и цвета настоя. Китайский улун в зависимости от сорта можно заваривать от 3 до 8 раз.В завершении церемонии чайные листья вынимаются из чайника и демонстрируются гостям. Участники чаепития могут посмотреть величину раскрывшихся листьев, оценить их аромат, тем самым оказать дань уважения чаю и чайному мастеру. После окончания чаепития вся чайная посуда тщательно промывается и сушится на чабани.



Похожие публикации