Философия теодора адорно. Теодор адорно - биография, информация, личная жизнь

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя, - 6 августа 1969, Висп, Швейцария) - немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы.

Биография

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского и корсиканского происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870-1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году. Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, экспортировал вино в Великобританию и Соединённые Штаты, и открыл филиал компании в Лейпциге. Мать Адорно, Мария Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865-1952), была певицей и преданной католичкой. Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте, работал учителем фехтования.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию. В 15 лет сдружился с журналистом Зигфридом Кракауэром, ставшим его интеллектуальным наставником (несколько лет подряд они вместе по субботам читали «Критику чистого разума» Канта). Хотя Адорно никогда прямо не участвовал в политической жизни - в отличие, например, от своего коллеги по Франкфуртской школе Герберта Маркузе, бывшего депутатом Совета в дни Ноябрьской революции, - революционный настрой времени не обошёл его стороной. В последнем классе Адорно познакомился с книгами Дьёрдя Лукача и Эрнста Блоха, оказавшими на него большое впечатление.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. Его научным руководителем стал неокантианец Ганс Корнелиус, один из основоположников гештальтпсихологии; на его семинаре он и познакомился со своим ближайшим товарищем Максом Хоркхаймером. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С начала 1920-х годов Адорно выступал в печати как музыкальный критик (свою первую критическую статью «Экспрессионизм и художественная правдивость» опубликовал уже в 17-летнем возрасте). С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»), тогда как его первой собственно философской публикацией стала лишь габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже евреев левых взглядов, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишен права на преподавание. Это заставило его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института. В 1938-1941 годах Адорно работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах - содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).

Представьте себе, вам сказали, что «Битлз» - это результат социального эксперимента по изменению сознания, не имеющего аналогов в истории. Популярность которого была искусственно создана английскими и американскими учеными-социологами. Фанаты «ливерпульской четверки», наверняка, разорвут такого человека на части (до того они, судя по всему, на этой почве помешаны). Остальные поднимут сказавшего такие слова на смех или почтут за сумасшедшего. Особенно, если они в свое время участвовали в молодежном движении 60-х годов под девизом: «sex, drugs and rock-n-roll». А таких на Западе - большинство. И хотя СССР остался в стороне от тех потрясений, которым подверглись жители западных стран, веяния шестидесятых дошли и до нас.

Конечно, не будь «Битлз», не было бы ни рок-музыки, ни ее многочисленных «потомков» (практически все направления современной музыки, от металла до попа произошли от рока шестидесятых). Но, если верить автору «Комитета 300», «Битлз» никогда не стала бы сверхпопулярной группой, не приложи к этому свои руки Теодор Адорно, сочинивший музыку к большинству хитов «Битлз», и многочисленные СМИ, действовавшие по указке «сверху» (подробнее об этой версии читайте в вышеупомянутой книге).

Многие скажут, что это бред, потому что противоречит здравому смыслу. А задумывался ли кто-нибудь, откуда у него этот здравый смысл появился? И с чего это именно у вас он здравый? Впрочем, вернемся к «Битлз». Большинство возражающих непременно будет ссылаться на историю группы «Битлз» (как будто все там - истина от первой до последней строчки). В ней об Адорно - ни слова. А на нет, и суда нет. Но в том то и дело, что многочисленную толпу обмануть гораздо легче, чем одного человека. Толпе скажи, что все так думают, или - известнейшие и уважаемые обществом люди, говорят, что дело было так и так…. «Все так думают» - очень серьезный аргумент для обывателей.

Впрочем, это все лирика. Лучше перейдем к самой сути вопроса: подвергнем сомнению несколько общеизвестных «истин». А верить или не верить - дело ваше.

Они принесли с собой в мир «надежду, мир и любовь»

Каким образом «Битлз» завоевали такую бешеную популярность? Обычно отвечают примерно так: ребята из «Битлз» были не только талантливыми музыкантами, но и смогли найти ключ к сердцам миллионов молодых людей. Джон Леннон и сотоварищи протестовали против устаревшей социальной системы. Против богатства, людского эгоизма, жестокости и насилия. Одним словом, они что-то вроде рок-коммунистов (вспомните революционный лозунг «свобода, равенства и братство).

А теперь обо всем этом, но уже с другой стороны. Ральф Эпперсон, автор книги «Невидимая рука, или Введение во взгляд на историю как на Заговор» приводит слова американского писателя Gary Allen: «Молодежь верит, что бунтует против Истеблишмента. А Истеблишмент владеет и управляет радио- и телевизионными станциями, массовыми журналами и компании звукозаписи, которые превратили рок-музыку и ее исполнителей в могущественную силу американской жизни». Добавим, не только американской.

Спрашивается, для чего «капиталистам» помогать своим идейным «врагам»? Только в том случае, если «враги» неопасны и контролируются самими «Истеблишментом». Если это так, то понятно, почему в июне 1965 года «за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании» королева наградила музыкантов орденом Британской империи (из-за протеста некоторых кавалеров ордена церемония прошло только в конце октября). Для чего монархия Великобритании - хранительница морали и протестантской религии - удостоила такой чести Джона Леннона, известного бунтаря и предводителя молодежной революции 60-х годов, который летом следующего года заявил «Христианство рано или поздно изживет себя. Оно съежится и исчезнет». Или т.н. молодежная революция была полностью спланирована и разыграна как по нотам?

Как творилась молодежная революция

После книги Джона Колемана, который привел немало фактов, подобное уже не кажется бредом. Он считает, что «феномен «Битлз» не был спонтанным молодежным бунтом против старой социальной системы. Наоборот, это был тщательно разработанный неуловимыми заговорщиками план ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения, сознание которой планировалось изменить против ее воли».

По его мнению, кроме небольшой кучки подростков «никто бы не обратил внимание на шутовскую группу из Ливерпуля, если бы пресса не подняла вокруг них настоящий ажиотаж» («неверующим» советую вспомнить каким образом «становятся» популярными современные поп-звезды). А двенадцати-атональную систему «музыки» для «Битлз» сочинил известный теоретик музыки. Тавистокский институт человеческих отношений и его Стэнфордский исследовательский центр сотворили специальные молодежный слэнг («тинэйджер», «cool» и другие слова были изобретены учеными социологами), новый стиль одежды, прически. Одним словом, был создан новый стиль жизни (битники, хиппи, «разбитое поколение»). Таким образом, была очерчена граница целевой группы воздействия (процесс «фрагментации - неадекватной адаптации»), которая затянула миллионы молодых людей в свой культ.
Западная молодежь (особенно Американская) подверглась радикальной революции (хотя многие считают, что молодежь сама эту революцию организовала), начавшаяся 7 февраля 1964 года, когда «ливерпульская четверка» прибыла в нью-йоркский аэропорт Кеннеди. Буквально за несколько дней при помощи СМИ «Битлз» стали сверхпопулярны. Вслед за «Битлз» в США стали прибывать и другие рок-группы. Рок концерты стали обязательным элементом повседневной жизни американской молодежи. В тандеме с этими «концертами» пропорционально росло и потребление молодежью наркотиков. Дьявольский бедлам тяжелых ударных звуков глушил сознание слушателей до такой степени, что любого можно было легко убедить попробовать новый наркотик лишь потому, что «все делают это».

В это время один из химиков швейцарской фармацевтической компанией «Sandoz» открыл синтез эрготамина - одного из мощнейших изменяющих сознание наркотиков. Это была лизергиновая кислота, более известная как ЛСД. Новый «чудо-наркотик» стал быстро распространяться в «пробных» упаковках, бесплатно раздаваемых в колледжах и на рок-концертах по всей территории США. ЛСД приобщил американскую молодежь и к другим наркотикам.
Несмотря на очевидный рост распространения наркотиков, Управление по борьбе с наркотиками США (УБН) не вмешивалось в ситуацию. Старшее поколение, разумеется, возмутилось. Но весь свой гнев обратило не на источник распространения наркотического зла, а на последствия наркомании. Обвиняли молодежь, родителей, правоохранительные органы, но только не тех, кто это все устроил.

Каким образом рекламировался новый образ жизни: сексуальная революция, наркотики? Очень просто. Так как рекламировать наркотики нельзя, можно просто начать о них говорить. Организуются всевозможные ток-шоу, где в прямом эфире группы «экспертов» рекламируют наркотические вещества под видом «обсуждения», а участники шоу демонстрируют различные точки зрения, сторонники и противники высказываются за или против. В газетах и журналах пишутся подробные статьи о проблеме. В результате обсуждавшийся вопрос прочно застревает в сознании публики. Кроме того, старшее поколение и молодежь (которые предварительно были «фрагментированы» друг от друга) по-разному воспринимают эту информацию, поэтому «пропагандисты наркотиков» с экранов телевизоров и с полос печатных СМИ высказывались таким образом, чтобы быть понятным только молодым. Как закономерный итог «обсуждения проблемы, которую надо создать»: рост распространения наркотиков. Таким же образом, в СССР (а позднее в России) «появился» секс, наркотики, гомосексуалисты и т.п. Все эти явления, разумеется, существовали и ранее, но стали серьезной проблемой только после того, как их начали прилюдно рекламировать под видом обсуждения.

Кстати, так называемая «война с наркотиками» - фарс (ловят лишь тех, кто пытается в одиночку начать влезть в этот бизнес или случайные мелкие партии). Истинные владельцы наркобизнеса вовсе не представители развивающихся стран, да и наркотики обычно перевозятся крупными партиями под надежным прикрытием.

Кому это все было нужно?

Если все-таки согласиться с тем, что молодежная революция шестидесятых годов была четко спланированной акцией, возникает закономерный вопрос: для чего все это было нужно?

Во-первых, ради денег. Торговля колебаниями воздуха приносит астрономические состояния. Причем доходы превышают расходы в десятки и сотни раз. Музыка не относится к товарам первой необходимости, но ею кормится огромное количество всевозможных музыкантов, продюсеров, промоутеров, компаний звукозаписи, СМИ и пр. Еще больший доход дает торговля наркотиками (в западных странах тесно связанная с музыкой).
И, самое главное, западные ученые и политики, усиленно очернявшие фашистов и коммунистов, создали новую форму тоталитаризма для контроля над личностью. Эта революция на самом деле не освободила молодежь, а, наоборот, закабалила (вспомните Дж. Оруэлла «свобода - это рабство»). Если раньше молодежь всегда активно протестовала против существующего миропорядка, то теперь вся их энергия направлена из политической сферы в сферу «лохматых причесок, грязных штанов и курения «травки» (то, что сейчас «рулит» поп, а не рок, совершенно неважно). Нынешний молодежный протест - пассивен и уже не имеет той былой силы, которая позволяла им активно изменять мир. Несмотря на то, что современная молодежь считает, что может иметь свободу выбора и самостоятельно мыслить, она никогда еще не была так управляема и направляема.

Некоторые странности в истории «Битлз» и их творчества

Как ни странно, но «Битлз», записав свою первую пластинку в 1963 году, уже через три года, в августе 1966 года дают свой последний концерт. И разбегаются в 1970 году на пике славы, просуществовав всего одиннадцать лет. Не потому ли, что в августе 1969 года умирает Теодор Адорно (их возможный идейный вдохновитель). Но популярность Джона Леннона только возрастала. А его убийство (возможно, подстроенное спецслужбами и до сих пор полностью не рассекреченное) окончательно закрепило за ним образ молодежного кумира.
В названиях некоторых песен «Битлз», оказывается, имеется скрытый наркотический подтекст.

«Желтая подводная лодка» - «Подводная лодка» - затормаживающий наркотик.
«Lucy in the Sky with Diamonds» - Заглавные буквы значимых слов названия складываются в наркотик LSD.

«Hey Jude» - в широком смысле толкуется как песня о наркотике, известном как метадрин.

«Земляничные поляны» - для сокрытия посевов опиумного мака его часто высаживают в зарослях земляники.

«Норвежский лес» - британское название марихуаны.

Надежда умирает последней. Потом умирают люди

Так что те, кто до сих пор верит в то, что «Битлз» принесли в мир «надежду, мир и любовь», глубоко ошибаются. Они принесли в мир наркотики. То есть уничтожили и надежду, и мир, и любовь.

Примечание

Фанаты грозятся убить Марка Чэпммена, застрелившего Джона Леннона 8 декабря 1980 года, если тот будет помилован.

Д-р Джон Колеман. «Комитет 300. Тайны мирового правительства». (более известна как «Комитет 300»).

Адорно (настоящая фамилия - Визенгрунд) Теодор (11.09.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. С 1931 преподавал во Франкфуртском университете (куда вернулся в 1949), в 1934 был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 работал в США. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма. Сотрудник, а затем и соруководитель Франкфуртского института социальных исследований. Изучал процессы «овеществления» и «фетишизации» в современной музыке и ее восприятия слушателями. Постепенно перешел к анализу под этим углом зрения и других областей искусства, литературы и философии. Автор нескольких серьезных работ в области социологии и искусства.

Существует две различные системы нот: 7-ричная - «тональная», «орфическая» или «белая», и 12-ричная - «атональная», «дионисическая» или «черная». Рок-музыка «Битлз» была основана на 12-ричной системе. А русская народная песня - по тональной системе.

Имеются данные, что американцы пытали иракских пленных, заставляя их постоянно слушать тяжелую рок-музыку.

Теодор Адорно (1903-1969) известен как крупный социолог, участвовав­ший в зарождении и становлении Франкфуртской школы. Родившись в Германии (во Франкфурте-на-Майне), он получил прекрасное музыкаль­ное образование, которое продолжал совершенствовать в Вене. Адорно
проходил обучение музыкальной композиции у одного из самых известных композиторов XX в. и основателей музыкального авангарда А. Шенберга. В молодые годы он проявил большой интерес к теоретическим занятиям философией, эстетикой, художественной и особенно музыкальной культу­
рой. Именно в этих областях науки он стал главным теоретиком Франк­фуртской школы. .

Особенно велики его достижения в области социологии музыки, где бы­ли написаны одни из первых и наиболее глубоких работ («Философия но­вой музыки», «Введение в социологию музыки» и др.). Благодаря активным занятиям в сфере музыкального искусства и критическим выступлениям в печати с анализом его произведений Адорно приобрел славу одного из веду­щих теоретиков музыки и музыкальных критиков Германии.

Защитив докторскую диссертацию, он готов был вести преподаватель­скую деятельность. Но приход Гитлера к власти круто изменил его судьбу, равно как и многих ученых-обществоведов, тем более людей еврейской на­циональности. Адорно был вынужден уехать из Германии. Сначала он ока­зался в Великобритании, а через четыре года - в США. В этой стране он вначале участвовал в проведении исследований в сфере музыкального ис­кусства на радио в рамках знаменитого проекта, которым руководил П. Ла-зарсфельд; Однако маркетинговая концепция проекта противоречила тео­ретическим установкам самого Адорно, и он, выйдя из проекта, переезжает в Калифорнийский университет, где работает вместе с М. Хоркхайм^ером.

После войны социолог возвращается во Франкфурт-на-Майне, где в университете имени Гёте ведет активную работу. Он участвует в ряде тео­ретических дискуссий (с К. Поппером, неопозитивистами, сторонниками реформы высшего образования ФРГ и др.) и, конечно же, принимает близ­ко к сердцу движение «новых левых». Критицизм этого движения оказыва­ется созвучным многим идеям Адорно, часть которых движение восприня­ло и сделало «своими», Сам социолог поддержал это движение на его первом этапе, однако постарался «откреститься» от него на втором этапе, когда оно стало откровенно нигилистическим и экстремистским. Студен­ческая молодежь отшатнулась от него, но в леворадикальной критической социологии его авторитет продолжал оставаться высоким еще долгое вре­мя после смерти, наступившей внезапно от сердечного приступа в августе 1969 г. Поэтому тезис о том, что он принял движение «новых левых» близ­ко к сердцу, можно толковать не только фигурально, но и буквально.


Социологическая проблематика нашла свое отражение в ряде круп­ных работ Адорно, в первую очередь в «Диалектике просвещения» (напи­санной совместно с Хоркхаймером и опубликованной в 1947 г.). В этой работе содержится, по существу, программное изложение неомарксизма, его социально-философских и социологических идей. Центральное место занимает в ней рассмотрение проблемы отчуждения как сквозной для всей капиталистической истории Запада Этот исторический процесс рас­сматривается как постепенная утрата человеком своей индивидуальной свободы в условиях усиливающегося безумия буржуазного общества. По­следнее Адорно характеризует как «неудавшуюся цивилизацию», отлича­ющуюся признаками «фашизоидности» (независимо от того, существуют ли в странах позднего капитализма фашистские режимы или нет).

Вслед за «Диалектикой просвещения» в 1950 г. выходит коллективный труд, выполненный при участии и под руководством Адорно, - «Автори­тарная личность». Эта работа создавалась на материалах конкретно-соци­ологических исследований, в основу которых была положена концепция авторитарной личности Фромма. Авторитарная личность рассматривав лась как один из наиболее характерных типов личности в условиях капи­талистического общества, а ее свойства и признаки анализировались с по­зиций их антигуманной направленности.

Одна из значительных сторон социологического творчества Адорно - его работы в области социологии музыки. Помимо названных выше, сле­дует упомянуть два труда, опубликованных друг за другом и повлиявших на развитие этой отрасли социологической знания, - «Призмы/Критика культуры и общество» (1955) и «ДиссонайсыГМузыка в управляемом ми­ре» (1956), В анализе музыки как социального явления проводится край­не важная идея о том, что определенные в^ды музыки можно рассматри­вать как моделирование процесса отчуждения (обесчеловечивания) человека, происходящего в условиях позднего капитализма. Как и анали­зу общества и его теорий, трактовке Социологом музыки также присущ критический характер. Процесс «подавления» личности «общественной тотальностью» в виде определенной музыки является одной из тем соци­ологии Адорно.

Критический характер его теоретических построений проявился наи­более ярко в «Негативной диалектике» (1966). Название книги отражает не столько название концепции, сколько ее характер» установку автора на критическое переосмысление диалектики как Гегеля, так и ряда мыслите­лей XX в. Под «негативной диалектикой» следует понимать критику тра­диционных понятий и категорий диалектики, абсолютизацию ее отрица­ющей функции, т.е. принципа негативности - в противоположность диалектическому принципу, согласно которому главное - не отрицание, а утверждение, использующее лишь в качестве одного из своих моментов отрицание.

Строго говоря, «негативная диалектика» была «изобретением» не только Адорно, но и всей Франкфуртской школы. При этом она не вы­ступала самоцелью и создавалась не ради исключительно формально-ло­гических упражнений с понятиями и категориями. Наиболее значимым было ее применение к отрицанию существовавших социально-экономи­ческих, культурных и духовно-идеологических реалий. Как отмечают ис­следователи творчества Франкфуртской школы в целом и Адорно в ча­стности, наиболее характерная черта этой диалектики - вульгарный социологизм. Такова точка зрения известного отечественного историка социологии Ю.Н. Давыдова. Характеризуя взгляды Адорно, он пишет: «Поскольку критика "угнетательского и эксплуататорского разума" в не­гативной диалектике... осуществляется главным образом посредством редукции логико-гносеологических понятий к определенным общест­венно-экономическим реалиям, характерная черта этой программы "кри­тического переосмысления" диалектики - вульгарный социологизм» {История теоретической социологии. 1998. С. 525]. Эта черта негативной диалектики, по существу, базировалась на изначальном признании фак­та эксплуатации человека человеком, его Подавления и угнетения.

Боже правый, до такого не додумалась даже брежневская пропаганда во времена самых неистовых газетных нападок на "Битлз"!
А я такой курьёз пропустил, хоть и смакуют его на просторах Интернета уже не первый год... Собственно, не беда, что пропустил, но после того как наткнулся в Интернете на нижеследующее, сижу и ломаю голову: что заставляет людей верить в подобное ?

"...Феномен «Битлз» не был спонтанным молодежным бунтом против старой социальной системы. Наоборот, это был тщательно разработанный неуловимыми заговорщиками план ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения, сознание которой планировалось изменить против ее воли.

Никто не обратил бы внимания на шутовскую группу из Ливерпуля и на их двенадцати-атональную систему «музыки», если бы пресса не подняла бы вокруг них настоящий ажиотаж. Двенадцати-атональная система состояла из тяжелых повторяющихся звуков, взятых из музыки жрецов культов Диониса и Ваала и подвергнутых «современной» обработке Адорно (Adorno), близким другом королевы Англии и, следовательно, Комитета 300.

Тависток и его Стэнфордский Исследовательский Центр создали специальные слова, которые затем вошли в общее употребление в среде «рок-музыки» и ее любителей. Эти модные ключевые слова создали новую отколовшуюся от социума большую группу молодежи, которую посредством социальной инженерии и обработки заставили поверить, что «Битлз» - это действительно их любимая группа.

Вслед за «Битлз», которых, между прочим, собрал вместе Тавистокский Институт, приехали и другие «Made in England» рок группы, для которых, как и для «Битлз», Тео Адорно писал всю культовую «лирику» и сочинял всю «музыку».

Автор этих строк - Джон Коулмэн (John Coleman) - или Колеман, как его именуют русские переводчики. Кто он такой, можно узнать в Википедии, а русский перевод его книги "Комитет 300. Тайное мировое правительство" (Comittee 300 ) легко найти в Сети. Обсуждать её целиком у меня нет намерения, так как я абсолютно некомпетентен в том, о чём в ней говорится, и не имею ни малейшего понятия ни о Римском клубе, ни о Комитете Трёхсот, ни о том, был ли на самом деле Борис Николаевич Ельцин выходцем из Secret Intelligence Service. Точно так же, как автор книги понятия не имеет ни малейшего понятия о музыке, отчего и написал несусветную ахинею о "Битлз" - о том немногом, что мне всё-таки известно.

Поэтому, будучи далее сдержанным в эпитетах, позволю себе не согласиться с автором, заявляющим, что "Битлз" были собраны вместе британским Тавистокским институтом человеческих отношений, чтобы сыграть ключевую роль в наркотизации и оболванивании американского населения, а музыку и тексты им, как и другим британским рок-музыкантам, посещавшим США, специально для этого писал немецкий левый философ, социолог и музыковед Теодор Адорно...

Первое . Джон Леннон и Пол Маккартни познакомились за семь лет до американских гастролей - 6 июля 1957 года, когда Джону было 16 лет, а Полу едва исполнилось 15. Джон был лидером группы Quarrymen , членом которой тогда же стал Пол. Год спустя Маккартни привёл в Quarrymen пятнадцатилетнего Джорджа Харрисона. Так был создан костяк будущих "Битлз".

Затем в группу влился Стюарт Сатклифф, а спустя некоторое время Пит Бест, заменивший временно игравшего на барабанах Томми Мура. К тому времени группа уже называлась The Silver Beatles.

Групп таких в одном Ливерпуле было что грибов после дождя - одни распадались, другие появлялись, поэтому очень трудно понять, зачем Тавистокскому Институту понадобилось собирать вместе мальчишек, исполнявших до этого со своими друзьями расхожий репертуар, и несколько лет ждать, пока они научатся сносно играть, прежде чем отправить их растлевать Америку. Проще было сразу подобрать профессионалов, приставить к ним Адорно - и дело с концом.

Второе .К моменту американских гастролей "шутовская группа", созданная, по мнению Коулмэна, специально для морального разложения и наркотизации Америки, уже несколько месяцев как была самой популярной в Британии - и не благодаря газетному ажиотажу, а после выпуска двух альбомов, занявших первое место в топе, гастролей по стране и выступления в телепрограмме "Воскресный вечер в "Палладиуме", которую смотрело 27 миллионов человек, после чего и началась битломания. А главное - "Битлз" выступили и перед королевой, что вовсе не вызвало у неё желания тут же принять ЛСД.

Третье . Если отколовшаяся от социума часть англоязычной молодёжи поверила в то, что "Битлз" их любимая группа под влиянием неких ключевых слов, изобретённых Стэнфордским исследовательским центром - чем объяснить любовь к "Битлз" в тех странах, где не говорят по-английски и где огромное число людей начало изучать английский именно для того, чтобы понимать любимую группу?

Четвёртое .Британия не является единственной родиной рок-музыки. Можно лишь утверждать, что предтечей британского рока был "ливерпульский бит", который вдохновлялся, в свою очередь, американским рок-н-роллом, появившимся в середине 50-ых. Ливерпуль - город-порт на западном побережье, куда приходили пароходы из США, на борту которых, среди прочего, непременно было некоторое количество пластинок с записями Билла Хейли, Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, Чака Берри, Фэтса Домино, которые затем расходились по всей стране. Их-то, как известно, и заслушивали до дыр будущие герои британского рока. Так что, кто кого "морально разлагал" - большой вопрос.

Пятое .Бывший рыцарь плаща и кинжала, не особо искушённый в музыкальных веяниях, смешал два термина: атональная музыка (atonal music) и додекафония или, как иногда говорят, 12-тоновая система композиции (12-tone system of composition). Вышло "12-атональная музыка" (в оригинале - 12-atonal music). Можно было бы возразить, что это непринципиальная оговорка и что по сути автор прав. В таком случае прошу внимания. Вот здесь, как мне кажется, наиболее понятное определение додекафонии: "С 1915 по 1917 год Арнольд Шёнберг служит в армии. Только в 1919 году он вновь возвращается к творческой работе и пытается придать музыке более современное звучание: разрушает консонансные и диссонансные связи и придает функциям аккордов равное значение. Тем самым он приходит к понятию атональности вместо известной до того времени тонально-гармонической организации музыкального материала, что само по себе явилось великим открытием. ...Вторым открытием Шёнберга был так называемый тематический стиль - рациональный способ работы с мелодией, в которой все 12 тонов хроматической гаммы имеют одинаковое значение (тона звучат в сериях - серийная техника - и обычно не повторяются раньше, чем звукоряд полностью мелодически исчерпает себя). Эта система получила название додекафонии "....

При чём тут Шёнберг, скажете вы, если речь об Теодоре Адорно? А при том, что не Адорно познакомил мир с атональной музыкой, "осовременив" некие жреческие песнопения, а его учитель Шёнберг, которого и называют отцом атональной музыки, хотя сам он считал, что её корни - в европейском Средневековье.

Впрочем, чем говорить, давайте послушаем фрагмент композиции "Лунный Пьеро", которая считается характерным образцом атональной музыки Шёнберга. Потом сравним с "Битлз".

Ну как, похоже на Yesterday ?

Смею предположить, что Джон Коулмэн не только cмешал два упомянутых выше термина, но и перепутал 12-тоновую систему композиции с традиционным 12-тактным блюзом (12-bar blues), который действительно составляет гармоническую основу рок-н-ролла. Наверное, спросил у специалистов, ему ответили, а он не так запомнил. Бывает... Слышал звон...

Шестое . Музыка "Битлз" постоянно находилась в развитии, последовательно впитывая в себя различные влияния и представляя собой гармоничный синтез самых различных музыкальных течений. Блюз и рок-н-ролл, народные песни, индийские раги, джаз - но только не атональная музыка ! С первых дней популярности группа находилась под неусыпным контролем журналистов и поклонников. Едва ли не по часам известно, где кто из "Битлз" был в какой день и с кем общался. Одно неизвестно - какие шпионские спецредства использовал всемирно известный немецкий профессор, чтобы передавать из Франкфурта-на-Майне новые песни так, чтобы никто об этом не узнал. Зато сохранились нотные черновики, варианты текстов, аудиозаписи репетиций, во время которых песни приобретали окончательный вид... К тому же, и музыканты "Битлз", и "Роллинг Стоунз", и "The Who" (также гастролировавшие в Штатах, а стало быть, пользовавшиеся услугами профессора) продолжали писать прекрасные песни и после смерти 66-летнего Адорно в 1969 году - и продолжают писать... Нужно совершенно не понимать, как рождается музыка и поэзия; совершенно не ощущать их живой ткани, чтобы видеть за всем этим злодейский заговор.

Ай да Адорно, ай да сукин сын!

М-да... Хотел я было ограничиться музыкальной темой, но не удержался, заглянул дальше:

Американская молодежь подверглась радикальной революции, даже не осознавая этого, в то время как старшее поколение беспомощно пребывало рядом, будучи не в состоянии установить источник кризиса и, следовательно, неадекватно реагируя на его проявления, которыми были всевозможные наркотики, марихуана, а позднее лизергиновая кислота. «ЛСД» была «как нельзя кстати» предоставлена для них швейцарской фармацевтической компанией SANDOZ, после того как один из ее химиков Альберт Хоффман открыл синтез эрготамина - одного из мощнейших изменяющих сознание наркотиков. Комитет 300 финансировал этот проект через один из своих банков S. C. Warburg, а в Америку наркотик завез философ Олдос Хаксли.

Как нельзя кстати? Странно, что бывший сотрудник спецслужб не знает, что Хоффман открыл ЛСД ещё в 1938 году (Хаксли уже год как переехал в Штаты), впервые описал случайно обнаруженный эффект в 1943 году, а первыми в 60-ые годы активно экспериментировать с ЛСД начали именно американские психиатры, которым предоставила пробы фармацевтическая компания. Пропагандировал его в США профессор Тимоти Лири с соратниками - и только после массового употребления (как и в случае с морфием, который прежде продавался в аптеках как лекарственное средство) стало ясно, что "расширением сознания" дело не ограничивается...

"Белый или белый со слегка сероватым или кремоватым оттенком кристаллический порошок без запаха. Мало растворим в воде и спирте. Усиливает ритмические сокращения матки и повышает ее тонус; по сравнению с эргометрином действует более продолжительно, хотя эффект развивается несколько медленнее. Применяют в акушерско-гинекологической практике в раннем послеродовом периоде при гипо- и атонических кровотечениях, во время и после кесарева сечения, при субинволюции матки после родов и аборта, обильных дисфункциональных маточных кровотечениях и геморрагиях, связанных с миомами матки".

Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, но у меня создалось впечатление, что что швейцарская фармацевтическая компания занималась не производством наркотиков по чьему-то заказу, а создавала новые лекарства, в числе которых и был эрготамин, синтезированный в лаборатории в 1961 году. А Джон Коулмэн услышал очередной звон.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno, 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя, — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической школы.

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже придерживавшихся левых взглядов евреев, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишён права на преподавание. Это заставило его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института. В 1938-1941 годах Адорно работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах — содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).

В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне, став в 1953 году руководителем Института социальных исследований, а в 1963 году — председателем Немецкого социологического общества.

Книги (8)

«Диалектика Просвещения» вышла в свет у Керидо в Амстердаме в 1947 году.

Книга, поначалу расходившаяся с трудом, теперь давным-давно распродана. Если спустя более чем двадцать лет мы ныне вновь издаем эту работу, то идем на это, не только уступая многочисленным просьбам, но и будучи убеждены в том, что многие из содержащихся в ней идей и сегодня отвечают духу времени и в значительной мере стати определяющими для наших последующих теоретических усилий. Постороннему взгляду вряд ли удастся легко представить себе, до какой степени являемся мы оба ответственными за каждую ее фразу.

Обширные разделы диктовались нами совместно; напряжение между двумя интеллектуальными темпераментами, соединившимися в «Диалектике», стало элементом ее жизни.

Избранное: социология музыки

В книге публикуются произведения одного из создателей социологии музыки Теодора В. Адорно, крупного немецкого философа и социолога, многие годы проведшего в эмиграции в Америке.

Выдающийся музыкальный критик, чутко прослушивавшийся к становлению музыки новейшего времени, музыки XX века, сказавший весомое и новое слово о путях ее развития, ее прозрений и оправданности перед лицом трагической эпохи, Адорно предугадывает и опасности, заложенные в ее глубинах, в ее поисках выхода за пределы возможного.

Исследование авторитарной личности

Теодор Адорно сразу же после окончания второй мировой войны становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США.

Результаты исследования показали опасность дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь одной привычкой. Адорно выяснил весьма симптоматическое для антидемократической структуры сочетание таких личных черт, как конвенциальность, покорность власти, деструктивизм и цинизм.

Негативная диалектика

Над текстом «Негативной диалектики» Т.Адорно работал с 1959 по 1966 гг. Ядро книги составили три лекции, прочитанные им весной 1961 г. в College de France в Париже.

Из первых двух лекций (их структура осталась без изменений) сложилась первая часть книги; третья, существенно переработанная и дополненная, стала основой для второй части. Многие фрагменты текста датируются значительно более ранними сроками; первые наброски главы о свободе относятся к 1937 г., мотивы фрагмента «Мировой дух и всемирная история» заимствованы из доклада, который Адорно сделал в 1932 г. в местном отделении Кантонского общества. Идея логики распада является, по-видимому, одной из самых ранних в философской концепции автора; вероятно, ее истоки оформились уже в ученические годы Адорно.



Похожие публикации