Институт президентства в современной россии. Понятие института президентства В каком году был учрежден институт президентства

Институт Президента в РФ

Институт Президента был утвержден в 1991 г. на референдуме. Первым Президентом стал Б. Н. Ельцин (12 июня 1991 г.).

Правовой статус Президента закреплен в ст. 80 Конституции РФ.

Президент – глава государства. Институт Президента в РФ не является классическим (американским), а скорее имеет черты французской Пятой республики. Глава государства не входит ни в одну из ветвей власти, но в то же время обладает отдельными полномочиями всех ветвей. Президент не является главой Правительства. Он сам формирует внутреннюю и внешнюю политику государства, определяет структуру Правительства, принимает решения о его отставке. Назначение главы Правительства осуществляет лишь с согласия Государственной Думы.

Правительство ответственно не только перед Президентом, но и перед парламентом. Хотя исходя из текста Конституции в большей степени – перед Президентом, от которого и зависит в конечном итоге судьба Правительства.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод граждан. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране ее суверенитета, независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Выборы Президента осуществляются на основе Конституции РФ и Федерального закона «О выборах Президента РФ».

Выдвигать кандидата на должность Президента вправе как группа граждан, так и политические партии. Причем, если партия имеет фракцию в Государственной Думе, она освобождается от необходимости собирать подписи избирателей.

Выборы проводятся в случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Они считаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 50 % избирателей, внесенных в списки. Избранным считается кандидат, набравший более 50 % голосов.

Если этого не случилось, назначается повторное голосование. Оно проводится по двум кандидатам, получившим наибольший процент. В этом случае победившим считается тот, кто наберет максимальное количество голосов.

В день истечения полномочий Президента проходит процедура вступления в должность нового избранного главы государства – инаугурация.

Компетенция Президента РФ представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ. Можно выделить следующие группы полномочий:

Формирование исполнительной власти и руководство ею. Президент хотя и не входит в исполнительную ветвь власти, взаимодействует с ней наиболее активно. Он формирует Правительство. Решение о недоверии Правительству, вынесенное Госдумой, не является для него обязательным. Президент даже может распустить за это Госдуму (ст. 117).

В Администрацию Президента, которая является не только его аппаратом, но и конституционным органом и тесно взаимодействует с Правительством, входят: руководитель, помощники Президента, полномочные представители, Главное управление Президента, различные комиссии и ведомства (например, Комиссия по гражданству и др.), аппарат Совета безопасности и т. д.;

Взаимодействие с федеральными законодательной и судебной властями.

Президент обладает правом отлагательного вето, то есть правом отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. Таким образом, глава государства активно участвует в законодательном процессе, и последнее слово в принятии законов остается, как правило, за ним.

Президент предлагает Совету Федерации кандидатуры судей Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов, принимая непосредственное участие в формировании высшей судебной власти РФ;

Полномочия в области безопасности и обороны. Президент формирует военную доктрину, возглавляет Совет безопасности РФ, является Верховным главнокомандующим вооруженными силами РФ как в мирное, так и в военное время.

Кроме того, он вводит военное положение как во всей стране, так и в отдельных местностях, которое должен утвердить Совет Федерации (без его согласия соответствующий указ не будет действителен);

Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Президент проводит международные переговоры на высшем уровне, подписывает от имени России международные договоры, которые позднее подлежат ратификации в Федеральном Собрании;

Иные полномочия Президента РФ. Например, присвоение почетных званий и награждение государственными наградами РФ.

Акты Президента имеют силу подзаконных. Посредством этих документов Президент РФ и осуществляет все свои полномочия, перечисленные выше. Наибольшую роль среди актов играют указы Президента РФ. Они бывают двух видов:

Носящие нормативный характер, то есть содержащие правовые предписания неопределенному кругу субъектов и рассчитанные на длительное и многократное применение;

Носящие индивидуальный характер: о приеме в гражданство РФ, о зачислении на должность, о награждении.

В соответствии со ст. 91 Президент РФ обладает неприкосновенностью. Досрочное прекращение его полномочий имеет место в следующих случаях:

Отставка Президента, то есть добровольный уход главы государства со своего поста;

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

Отрешение от должности;

Смерть Президента.

Во всех этих случаях обязанности Президента временно переходят к Председателю Правительства РФ, который осуществляет все президентские функции, кроме трех: не может инициировать референдум, распустить Государственную Думу, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Выборы нового главы государства проводятся не позднее чем через три месяца после досрочного прекращения полномочий предыдущего.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

4. Администрация Президента РФ Об Администрации Президента РФ можно говорить в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле к ней относятся формируемое им Правительство РФ со всеми центральными органами правительственной федеральной исполнительной власти

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

Тема 8 Институт гражданства 8.1. Понятие и принципы гражданства Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

13.2. Институт референдума Второй, менее распространенной формой непосредственной демократии является референдум, т. е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

14.2. Компетенция Президента РФ Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету, его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями: представительская

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

49. Институт совместной собственности Совместная собственность (сособственность) имела место, когда одна и та же вещь принадлежала не одному, а нескольким лицам одновременно (сособственникам).Институт совместной собственности предполагал право собственности каждого из

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

172. Институт субконцессии Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Институт фискалов Институт фискалов был введен в 1714 г. В обязанности фискалов входило наблюдение за исполнением регламентов и указов на местах, а также пресечение случаев взяточничества,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Государственный (муниципальный) заказ – экономический институт Общая тенденция «экономизации» российского права, о которой писал А.Г. Быков, предполагает «включение экономических категорий и понятий в содержание правовых норм и оперирование ими».Не стала

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

82. Институт поручительства Одним из древнейших способов обеспечения исполнения обязательства в римском праве считалось поручительство. По сути, поручительство предполагало такое соглашение, по которому третье лицо для обеспечения исполнения обязательства должником

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 32 ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ 32.1 Общая характеристика. Принципы действия Права человека - одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли. Тот перечень

Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович

Административно-правовой статус президента РФ и система Администрации Президента РФ Президент России – глава государства и гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; Президент РФ – глава государства, но фактически он и глава исполнительной власти.В

Из книги автора

§ 1 Институт наследования в древности Наследование – один из важнейших институтов гражданского права. Упоминание о наследовании можно найти в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских папирусах и т. д. Отношения, связанные с

Из книги автора

2.7. Институт гражданства в РФ Понятие и принципы гражданства в РФ Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных

Из книги автора

Институт соучастия и организованная преступность Преступность как негативное социальное явление, закономерно присущее всякому обществу, где есть государство и право, развивается в соответствии с объективными условиями жизни общества. В последние годы у нас

Конституционные полномочия Президента РФ

Для нашей страны институт президентства является новым. Впервые идея введения института президентства одержала верх в период советской «перестройки», когда в 1990 г. решением Съезда народных депутатов была установлена должность Президента СССР. Вскоре после этого по результатам всероссийского референдума аналогичный институт появился и в РСФСР, еще находившейся в составе единого союзного государства: 12 июня 1991 г. был избран первый Президент России.

Учреждение института президентства в Российской Федерации, первое всенародное избрание на этот пост по Конституции 1993 г. закрепили изменившиеся реалии государственного устройства страны и современный механизм разделения властей. Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что Президент РФ , будучи главой государства, не входит в систему разделения властей . По сравнению со всеми другими высшими институтами государственной власти и должностными лицами он обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью.

Одна из важнейших задач его деятельности заключается в обеспечении консолидации и согласовании действий всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными полномочиями в законодательной, исполнительной и даже судебной областях. Все это делает президента ключевой фигурой во властных структурах государства.

Анализ конституционных полномочий Президента РФ позволяет сделать вывод о том, что ему предоставлены обширные полномочия в отношении исполнительной власти. Президент РФ опосредованно (через Председателя Правительства РФ) утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и формирует персональный состав их руководителей.

Официальная императивность взаимоотношений Президента РФ с Правительством РФ очевидно вытекает из ряда конституционных норм, в частности: а) из исключительных полномочий назначать с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) права назначать и освобождать от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти; в) права председательствовать на заседаниях Правительства РФ; г) права отправить Правительство РФ в отставку.

Взаимодействие Президента РФ с парламентом , а точнее с палатами Федерального Собрания РФ, не столь категорично с точки зрения его властных полномочий. У него есть право роспуска не всего парламента, а только одной его палаты – Государственной Думы, но воспользоваться им он может лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п. 6 ст.84, ст.109, ч.4 ст.111, чч.3, 4 ст.117). По ряду назначений должностных лиц, указанных в Конституции, Президент РФ обязан испрашивать согласие соответствующей палаты парламента. По его представлению назначается Председатель Правительства РФ. Председатель Центрального банка – Государственной Думой, Генеральный прокурор и судьи высших федеральных судов – Советом Федерации. С комитетами Государственной Думы по международным делам и геополитике он согласовывает назначения чрезвычайных и полномочных послов РФ.

Президент РФ взаимодействует с государственными органами в разных формах. С 1994 г. стали традиционными ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. Он выступает на совместном заседании палат парламента с посланием о положении дел в стране, в котором дает оценку действиям всех ветвей власти, определяет основные направления государственной политики и первоочередные задачи по их практическому воплощению. Наряду с этим Президент РФ может направлять свои послания парламенту и по отдельным проблемам. Традиционными становятся и бюджетные послания Президента Правительству. В них он определяет текущие приоритеты в бюджетной сфере, концептуально обозначая основные параметры, которыми должно руководствоваться Правительство при составлении федерального бюджета на предстоящий год.

Для постоянного взаимодействия Президента РФ с органами государственной власти им назначаются представители в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального собрания РФ, Конституционном Суде РФ, а также в федеральных округах. Он может назначать своих представителей по особым поручениям, связанным, например, с выполнением его заданий во внешних делах, дипломатическими миссиями и др.

Конституционно-правовой статус Президента РФ

Конституционно-правовой статус Президента РФ определен в ст.80-93 Конституции РФ. Его сущность раскрывается через признаки, которыми Президент РФ характеризуется как:

глава государства , который определяет внутреннюю и внешнюю политику, представляет страну внутри страны и за рубежом (в международных, межгосударственных отношениях), решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, осуществляет индивидуальное помилование;

гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина . Он в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вводит на всей территории страны или в отдельных местностях чрезвычайное положение, о чем ставит в известность парламент;

верховный главнокомандующий , отвечающий за боевую готовность Вооруженных сил РФ. В этом качестве Президент РФ утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высших военачальников, присваивает высшие воинские звания, объявляет о призыве граждан России на военную службу, в случае агрессии против РФ или ее непосредственной угрозы вводит на всей территории РФ или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным уведомлением обеих палат парламента;

субъект законодательного процесса – обладает правами законодательной инициативы и отлагательного вето, подписывает и обнародует федеральные законы.

Статус Президента РФ как гаранта конституционного строя определяет и его место в системе разделения властей, сдержек и противовесов. Он выступает арбитром между всеми ветвями государственной власти. Но это не значит, что он возвышается над ними. Избрание Президента России на всеобщих прямых и состязательных выборах дает ему политический мандат управления страной в течение шестилетнего срока исполнения конституционных полномочий. В результате этого он получает доверие общества и является наиболее авторитетным в правовом отношении выразителем совокупных политических интересов, даже не будучи партийным президентом. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы" увеличивает срок избрания Государственной Думы и Президента РФ с 4 лет до 5 лет и 6 лет соответственно.

Большинство функций Президента РФ, обусловленных его конституционными полномочиями, реализуются им в сфере государственного управления. Это прежде всего вопросы назначений должностных лиц и руководства деятельностью государственного аппарата. Помимо этого Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и законодательству, международным обязательствам РФ, а также в случае нарушений этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Ему принадлежит право назначать выборы в Государственную Думу, объявлять референдум, через который осуществляется прямая связь гражданского общества и государства. Президентские полномочия в значительной мере реализуются путем издания правовых актов, носящих нормативный и ненормативный характер.

Институт президентства предполагает наличие отлаженной организационно-управленческой структуры рабочего аппарата президентской власти, эффективной процедуры принятия решений и контроля за их исполнением.

Для обеспечения деятельности Президента РФ Конституцией предусмотрено его право формировать Администрацию Президента РФ , которая является исполнительным аппаратом, оказывающим ему содействие в осуществлении конституционных полномочий. В положении об Администрации Президента РФ и соответствующих указах определены ее основные функции: организационное обеспечение деятельности Президента РФ; информационно-консультационная и аналитическая работа; обеспечение взаимодействия с Правительством, парламентом, представительными и исполнительными органами власти субъектов федерации, деятельности общественных консультативных советов при Президенте РФ; подготовка издаваемых им указов и распоряжений, контроль за их исполнением, организация протокольных мероприятий, связь со средствами массовой информации и т. д.

Среди полномочий Президента РФ в области обороны и внешней политики – руководство Советом безопасности РФ, созданным в 1992 г. (п. «а» ст. 83 Конституции РФ).

Совет безопасности РФ обладает широкими полномочиями и во многом уникальными возможностями. По сути этот орган участвует в выработке стратегического курса государства и призван решать ряд взаимосвязанных задач, среди которых:

1) межведомственная координация между различными структурами в процессе проведения глубоких аналитических изысканий;

2) подготовка материалов для принятия государственных решений в области научно-технического развития и совершенствования оборонно-промышленного потенциала;

3) разработка целевых комплексных программ по развитию ведущих отраслей экономики, укреплению Вооруженных сил РФ и правоохранительных органов;

4) совершенствование мероприятий по противодействию коррупции, преступности, терроризму и экстремизму;

5) разработка мероприятий в области международного сотрудничества.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий Президента РФ – шесть лет. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы" увеличивает срок избрания Президента РФ с 4 до 6 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока – важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. В большинстве демократических государств президент избирается на четырех- или пятилетний срок и не более чем на два срока.

Конституционные требования к кандидату в президенты РФ:

наличие гражданства РФ;

достижение 35-летнего возраста;

постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет.

В мировой практике известны более серьезные ограничения (например, требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры).

Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность предыдущего Президента. При проведении досрочных выборов, а также в случае назначения повторных выборов ко дню истечения шести лет – на 30-й день со дня опубликования общих результатов выборов.

Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Федерального Собрания в присутствии судей Конституционного Суда. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.

Институт Полномочного представителя (полпреда) Президента РФ в федеральном округе учрежден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (в ред. от 5 октября 2004 г.), утвердившим Положение о Полномочном представителе.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ на территории соответствующего федерального округа и обеспечивающее реализацию конституционных полномочий Президента РФ на территории округа.

Задачи Полномочного представителя:

а) реализация основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

б) контроль за выполнением в округе решений федеральных округов государственной власти;

в) обеспечение реализации в округе кадровой политики Президента РФ;

г) представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в округе, политическом, социальном и экономическом положении.

Основные функции Полномочного представителя:

а) согласование проектов решений органов федеральной власти, затрагивающих интересы территорий, входящих в округ;

б) разработка программ социально-экономического развития территорий;

в) согласование кандидатур на должности госслужащих;

г) анализ эффективности работы правоохранительных органов;

д) направление соответствующих предложений Президенту РФ;

е) внесение Президенту РФ представлений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству и международным обязательствам РФ.

Полномочный представитель при осуществлении своих функций:

а) имеет право беспрепятственного доступа на все объекты, находящиеся на территории округа;

б) направляет в федеральные органы государственной власти жалобы и обращения граждан, проживающих в округе;

в) привлекает сотрудников федеральных органов государственной власти к проведению проверок на территории округа;

г) контролирует исполнение федеральных программ и использование федерального имущества на территории округа;

д) запрашивает необходимую информацию от органов власти субъектов РФ; при необходимости направляет своих заместителей для участия в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся на территории округа;

е) вносит в федеральные органы государственной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов или применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Полномочный представитель Президента РФ:

а) назначается на должность Президентом РФ по представлению руководителя Администрации Президента РФ на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока полномочий главы государства;

б) непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему.

Контрольные вопросы

1. Кто может выступать в качестве главы государства в странах с различными формами правления?

2. Кто может быть избран Президентом РФ?

3. Каков порядок избрания Президента РФ?

4. Какова процедура импичмента Президента РФ?

5. Какова роль Президента РФ в системе государственного управления?

6. Каковы функции Президента РФ?

7. Каким образом можно классифицировать полномочия Президента РФ?

8. Каково предназначение Администрации Президента РФ?

9. Как называются федеральные округа в России? Перечислите входящие в них субъекты федерации.

10. Каковы основные задачи и функции Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе?

Постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории должности президента в РФ.

История учреждения института президентства

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов СССР был избран президентом Советского Союза.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Конституции) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными было признано 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеня (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали референдум.

24 апреля 1991 г. Верховный совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения были внесены в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г.

Полномочия президента в 1991 году

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом Съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава государства. Согласно ст. 104 Конституции, именно съезд являлся высшим органом власти в России. К его исключительному ведению относилось определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание членов Конституционного суда РСФСР.

Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного совета РСФСР (постоянно действовал в период между созывами съезда, избирался на съезде из числа народных депутатов). По Конституции, глава государства не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей. 25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного совета была переименована в Российскую Федерацию, президент республики стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ.

Изменения были внесены также в ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Депутаты также отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему на V съезде народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и местные Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. В тот же день Конституционный суд РФ признал это решение противоречащим Основному закону. Согласно Конституции, Верховный совет РФ прекратил полномочия Бориса Ельцина как главы государства и возложил их исполнение на вице-президента РФ Александра Руцкого.

В течение последующих дней здание Верховного совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано внутренними войсками и милицией, исполнявшими приказы Ельцина. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска после танкового обстрела взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. Против высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено и в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст. 80 Основного закона, президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции, президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей досрочной отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина. 26 марта 2000 г. Владимир Путин был избран президентом России, в дальнейшем переизбирался в 2008 и 2012 гг.

В 2000-е гг. в Основной закон РФ был внесен ряд поправок, которые расширили права главы государства. В соответствии с изменениями от 30 декабря 2008 г., срок полномочий президента был увеличен до шести лет (начиная с выборов 2012 г.).

В 2014 г. глава государства получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ. Кроме того, он стал представлять верхней палате Федерального собрания кандидатуры для назначения на должность судей Верховного суда, а также кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

Введение

Институт президентства в Российской Федерации начал функционировать с 24 апреля 1991 года после проведения Всероссийского референдума о введении должности Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (17 марта 1991 года), который юридически оформили два закона РСФСР (от 24.04.1991 г.) . Это шаг нашей страны по демократическому пути развития на основе общепринятых принципов организации государственных органов власти – системы сдержек и противовесов или целенаправленное действие политической элиты РСФСР для обретения России суверенитета в составе Союза Советских Социалистических Республик и дальнейшего развала Советского Союза. Истолкование может вестись в зависимости от выбранных политических и идеологических позиций. Во всяком случае, в данном курсовом проекте целью работы поставлено не распознать истинную сущность такого значимого события как введение института президентства, а изучить сам политический институт.

Для России этот институт является новым, так как был введён в действие 24 года назад, до этого же момента в истории российской государственности данный политический институт ни в какой форме не был представлен. Были князья, цари, императоры, вожди, но президента, как избираемого по демократическим принципам, то есть на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, не было. Изначально Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики потом России до 12 декабря 1993 года являлся высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, не имеющим право распускать Парламент (это к слову о правомерности деятельности Бориса Николаевича Ельцина на посту Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – России осенью 1993 года). После принятия референдумом Конституции начали действовать новые положения определяющие статус, функции и полномочии лица находящегося на посту Президента Российской Федерации, которые (с учётом некоторых поправок) действуют до сегодняшнего дня.

Президент в Российской Федерации – это глава государства, который занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. Политическая необходимость существования института президентства (поста главы государства) заключается в потребности обеспечить устойчивое функционирование и слаженность огромной системы государственного управления.
Актуальность данной тематики обусловлена, как и новизной данного института для Российской Федерации, так и особым местом Президента в системе государственного управления.

Цель работы заключается в выявлении специфики отечественного института президентства путём сравнения его с другими теоретическими моделями республиканской формы правления. Для достижения данной цели необходимо поставить перед собой ряд задач, а именно:
Исследовать роль и место института президентства при различных теоретических моделях республиканской формы правления;
Изучить становление и развитие института президентства в Российской Федерации, определить его характерные черты и особенности;
Сравнить отечественный институт президентства с теоретическими моделями института, представленными при республиканской форме правления;
Определить специфику отечественного института президентства.
Объектом изучения является процесс образования института президентства в Российской Федерации и сама сущность данного института. Предмет изучения – это институт президентства в Российской Федерации.

При создании курсового проекта были использованы такие методы как анализ, синтез, институциональный и сравнительный политологический.
Место и роль института президентства при различных теоретических моделях республиканской формы правления

Институт президентства является одним из ключевых элементов политической и государственных систем многих стран мира с республиканской формой правления. Так как только при республиканской форме правления предполагается выборность высших органов государственной власти, а также в некоторых монархиях (Речь Посполитая, Объединённые Арабские Эмираты), а президент – это выборное высшее должностное лицо, место и роль которого определяются основным законом в зависимости от вида республиканской формы правления.

Необходимо определить, что такое республика. Республика (от лат. res publika – общественное дело) – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями на условиях срочности. Т.е. источником власти объявляется народ, а её носителем – выборные государственные органы. Республиканской форме правления свойственны следующие характерные черты:
Выборность высших органов государственной власти;
Законодательная власть абсолютно отделена от исполнительной и осуществляется всецело народным представительством или совместно – им и самим народом;
Срочность полномочий выборного главы государства;
Источник власти – суверенный народ;
Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
В организации и деятельности высших и местных государственных органов преобладают принципы коллегиальности;
Ответственность носителей власти перед народом, нацией, парламентом и т.д.
Можно выделить три основных типа республик, а именно – президентская, парламентская и смешанная.

1. Президентская (от лат. president – сидящий впереди) республика.
Признаки:

1) Сильная президентская власть: ключевой фигурой среди высших органов государственной власти является президент;
2) Должность премьер-министра зачастую отсутствует, в руках президента сосредотачиваются полномочия главы государства и премьера – главы исполнительной власти;
3) Выборы президента осуществляются на основе всеобщих выборов, и президент избирается либо народом, либо коллегией выборщиков;
4) Президент формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность (а не перед парламентом);
5) Парламент не вправе отправить правительство в отставку или какого-либо министра, также как и объявить ему вотум недоверия;
6) Президент не может распустить парламент или одну из его палат;
7) Президент имеет право вето на законы принятые парламентом;
8) Президент является верховным главнокомандующим.
К числу президентских республик относят: США, Аргентину, Мексику, Бразилию и др. страны Латинской Америки.

2. Парламентская (от фр. parle – говорить) республика.

Признаки:
1) Сильная власть представительного органа (парламент), парламент является важнейшим из органов государственной власти;
2) Фактически руководит государством глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
3) Правительство формируется парламентом под руководством партии победившей на выборах;
4) Правительство несёт ответственность перед парламентом, а не перед президентом;
5) Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых из числа депутатов парламента;
6) Объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство должно уйти в отставку;
7) Президент является только главой государства (но не главой исполнительной власти), выполняющим представительские (церемониальные) функции.
К числу парламентских республик относят: Италию, Германию, Австрию, Венгрию, Турцию, Швейцарию, Финляндию, Индию и др.

3. Смешанная республика.

Признаки:
1) Данному виду республик присущ баланс сил между президентской и парламентской ветвями власти;
2) Наряду с президентом в формировании правительства участвует и парламент;
3) Правительство несёт ответственность не только перед президентом (отставка), но и перед парламентом (вотум недоверия);
4) Другой вариант – повышенная самостоятельность правительства. При этом президент не является главой правительства и не ответственен за его действия. А наряду с президентом имеется должность премьер-министра, наделённого широкими полномочиями;
5) Характерно сочетание признаков парламентарной и президентской республики;
6) Полупрезидентская республика – здесь устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства;
7) Полупарламентская республика – здесь устанавливается усложнённый порядок объявления вотума недоверия правительству.
К числу смешанных республик относят: Францию, Польшу, Украину, Болгарию, Румынию и другие государства.
Необходимо провести сравнительный анализ трёх основных типов республик, дабы выявить определённые черты каждой из теоретических типов республик и определить по ним, к какому виду республики можно отнести Российскую Федерацию.

Российская Федерация является по форме правления республикой, но в Конституции РФ не закреплен её вид. В силу различных причин этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным в научной литературе. Таким образом, Российскую Федерацию относят к:
1. Президентской республике – так как правительство назначается президентом и несёт перед ним ответственность;
2. Смешанной республике – так как в стране есть должность председателя правительства (премьер-министра) и возможен вотум недоверия правительству со стороны парламента;
3. Суперпрезидентской республике – в настоящее время, начиная с 2000-х гг., невероятно усилился авторитет и доминирующее положение президента в структуре органов государственной власти. Во многом это связано со статусом и функциями президента, закреплёнными в Конституции Российской Федерации, которые мы рассмотрим ниже.
Президент Российской Федерации

Правовой статус Президента РФ как главы государства, выступающего представителем государства от имени народа РФ и символизирующего единство государственной власти РФ, определяет Конституция РФ принятая на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Основной закон, являясь юридическим источником, содержит в себе те правовые нормы, которые определяют и характеризуют институт президентства. Конституция РФ раскрывает статус и функции Президента РФ, требования к кандидату в Президенты РФ и принципы проведения его выборов, порядок вступления в должность и текст присяги, кадровые и иные полномочия.
Конституция РФ определяет:
1. Статус и функции Президента РФ:
Президент РФ является главой государства .
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти .
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ-ми определяет основные направления внутренней и внешней политики государства .
Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях .
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ .
2. Требования к кандидату в Президенты РФ, принципы проведения выборов:
Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет .
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд .
Порядок выборов Президента РФ определяется ФЗ .
3. Порядок вступления в должность, текст присяги:
При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» .
Присяга приносится в торжественной обстановки членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ .
4. Кадровые и иные полномочия в отношении органов исполнительной, прокурорской и судебной властей, полномочия по обеспечению безопасности государства в качестве Верховного главнокомандующего ВС РФ, организация вспомогательных органов:
Президент РФ :
а) назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
г) представляет ГД кандидатуру на назначение на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка РФ;
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
е) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;
е.1) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в СФ предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется ФЗ;
з) утверждает военную доктрину РФ;
и) формирует Администрацию Президента РФ;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
л) назначает и освобождает высшее командование ВС РФ.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом .
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД .
Президент РФ :
б) Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.
5. Полномочия в отношении ГД, СФ, Федерального Собрания, законотворчество:
Президент РФ :
e.2) назначает и освобождает представителей РФ в СФ.
Президент РФ :
а) назначает выборы ГД в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ;
б) распускает ГД в случаях и порядке предусмотренных Конституцией РФ;
в) назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ;
г) вносит законопроекты в ГД;
д) подписывает и обнародует ФЗ;
е) обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
6. Полномочия в качестве арбитра между органами государственной власти:
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда .
7. Внешнеполитические полномочия:

Президент РФ :
м) назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами ли комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РФ :
а) осуществляет руководство внешней политикой РФ;
б) ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
8. Акты Президента РФ:
Президент РФ издаёт указы и распоряжения .
Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ.

Вышеперечисленные восемь пунктов достаточно характеризуют институт президентства в нашей стране и самого Президента РФ как главы государства. Считаю, что нет существенной необходимости в дополнении изложенной выше характеристики института президентства четырьмя статьями из Конституции не отражающих статус, функции и полномочия Президента РФ, а именно п. «а» и «в» ст.89, ст.91, ст. 92 и ст.93.
Таким образом, изучив основной закон и выделив интересующие нас аспекты, характеризующие главу государства, мы можем определить черты и особенности отечественного института президентства, которые можно выразить тезисом – Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти, по Конституции РФ он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их единство и согласованное функционирование.
Кто Вы, мистер Президент? (Заключение)

Мы переделали известную фразу, которая после избрания Владимира Владимировича Путина Президентом Российской Федерации 15 лет назад, 26 марта 2000 г. была долгое время популярна в заголовках средств массовой информации: «Кто вы, мистер Путин?». Так как Владимир Владимирович действующий глава нашего государства, следовательно, риторика названия заглавия более чем уместна. Именно такой вопрос необходимо себе поставить, чтобы определить сущность отечественного института президентства.

Действительно, кто вы? Чтобы ответить на такой вопрос необходимо сравнить президента в трёх теоретических разновидностях республиканской формы правления и нашего, российского президента. Как известно, есть одна латинская поговорка – Omnis comparatio claudicat . Но выбирать не приходится, ведь, чтобы дойти до истины необходимо путём сравнения выявить сущность такого явления как институт президентства в Российской Федерации, тем более что всё познаётся в сравнении, хоть оно и хромает. Хромает, значит, может идти, следовательно, не стоит, а движется, поэтому существует динамика в развитии, и мы можем опереться на сравнение как метод, дабы определить – Кто Вы, мистер Президент?

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; является главой государства, арбитром между различными ветвями власти, верховным главнокомандующим; формирует Правительство Российской Федерации, которое несёт ответственность перед Президентом. Данные черты относятся к положению президента в президентской республике. Следовательно, Россию можно отнести к президентскому виду республики.

В Российской Федерации существует должность Председателя Правительства Российской Федерации (премьер-министр); возможен вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Федерального Собрания Российской Федерации (парламента) ; Президент Российской Федерации вправе распустить нижнюю палату парламента, т.е. Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в случаях и порядке предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Таким образом, Россию можно отнести и к смешанной модели республики.
Всё-таки мы считаем, что Российскую Федерацию правильнее будет отнести к модели суперпрезидентской республики.

Что есть суперпрезидентская республика? Это особая разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который в этом случае обычно является главой не только государства, но и правительства, а также лидером правящей партии.

1) Это особая разновидность республиканской формы правления: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления ;
2) характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента: по Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование и единство ;
3) который в этом случае является главой не только государства , но и правительства: Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства Российской Федерации , а также по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров ;
4) а также лидером правящей партии: В.В. Путин до мая 2012 года являлся председателем партии «Единая Россия» (с мая 2012 г. председателем партии является действующий Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого на утверждение Государственной Думе предлагает Президент), которая на сегодняшний день имеет 238 депутатских мандатов из 450, а это в свою очередь где-то 53% мест от общего количества в парламенте, что даёт возможность принимать любой федеральный закон, не имея на своём пути каких-либо оппозиционных преград.

Конституция Российской Федерации закрепляет за Президентом Российской Федерации такие широкие права и полномочия. У Президента Российской Федерации есть неограниченное ничем право роспуска нижней палаты Федерального Собрания, то есть Государственной Думы Российской Федерации. Большинство в обеих палатах Федерального Собрания представляют политическую партию «Едина Россия». Правительство Российской Федерации, сформировано исходя из собственных представлений главы государства. Также как и Конституционный, Верховный суды, должность Генерального прокурора, Председателя Центрального банка Российской Федерации и т.д. Право издавать указы и распоряжения с силой закона.
Все эти положения дают возможность трактовать Российскую Федерацию как суперпрезидентскую республику, а институт президентства и самого Президента Российской Федерации как президента при суперпрезидентской модели республиканской формы правления.

Стоит заметить, что сложившаяся реальная картина с институтом президентства в Российской Федерации очень точно отражает специфику российской государственности. А именно, высокое положение главы государства, который как рулевой окормляет и направляет огромную государственную машину. Не может существовать слабой России, Россия либо сильная, либо никакая. Сильная Россия только с сильным правителем. На всём протяжение своего исторического развития Россию в моменты её наиболее высокого могущества возглавляли сильные личности. Явно очерченная фигура лидера, не расплывавшегося в группе властных акторов, позволяла России успешно двигаться вперёд на встречу своему величию.
Список используемой литературы
1. «Конституция Российской Федерации». – СПб.: «Питер», 2015 г. – 64с.;
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
5. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288;
6. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР».: М., Дом Советов РСФСР;
7. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О Выборах Президента РСФСР».: М., Дом Советов РСФСР;
8. Беляева О.М. «Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие». – Ростов н/Д: «Феникс», 2014 г. – 311с.;
9. Крючкова Е.А. «Конституция Российской Федерации в схемах: учебно-методическое пособие». – Изд. 2-е, дополненное и переработанное, М.: «Проспект», 2015 г. – 56с.;
10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. «Теория государства и права: учебно-методическое пособие». – 2-е изд., М.: «Проспект», 2015 г. – 720с.;
11. Толкачев А.А. «Курсовая работа по Введению в политическую теорию тема: “Идеальная форма государства для Российской Федерации”». – М.: МГОУ, 2014 г. – 36с.;
12. Официальный сайт Президента Российской Федерации http://kremlin.ru/;
13. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/;
14. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru/;
15. Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/.

Выполнил студент:
24 группы 2 курса
Очной формы обучения
Истории, политологии и права факультета МГОУ
Толкачев Антон Александрович

Конституционно-правовой институт главы государства в странах современного мира обычно складывается из норм, определяющих место и роль главы государства в государственном механизме и его взаимоотношения с другими органами государства закрепляющих полномочия главы государства, устанавливающих порядок замещения поста главы государства и прекращения его полномочий, предусматривающих возможную ответственность главы государства за государственную измену и нарушение норм конституции. Кроме того, реальная власть главы государства обычно зависит от формы правления, характера политического режима, а также от личных качеств лица, занимающего данный пост, его способности надлежащим образом взаимодействовать с другими органами государственной власти.

Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Само понятие «президент» трактуется как выборный глава государства. Поэтому понятие « глава государства» является родовым понятием по отношению к понятию президента и общим для глав государств как с республиканской, гак и монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. В античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. В его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Различные модели президентской власти предопределяют использование в конституции таких терминов, как «глава государства», «глава исполнительной власти», «арбитр «, «высшее должностное лицо». Иногда конституционный статус президента не определен.

Правильное определение понятия института президентства, понимание его места в политической системе общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Но, прежде чем говорить об институте президентства необходимо выяснить, что означает сам термин "институт".

В обыденном словоупотреблении термин "институт" используется по- разному. В науке этому термину придаётся своё содержание. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят об её институциональной стороне (государство, президентство, партия и другое). В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном - об институте государственной службы, в трудовом - об институте коллективного договора и т.д.

Практический опыт показывает, что среди различных понятий "институтов", институт президентства является особой формой правления политической системы общества. Проблема института президентства весьма многогранна. Её полное и всестороннее исследование является предметом нескольких смежных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, истории, этики, психологии и др. В зависимости от того, какая наука оперирует понятием института президентства, в содержании этого понятия особо подчёркивается та или иная сторона, характерная предмету данной науки.

Понятие института президентства, как известно, относится к числу ключевых в политической науке. Являясь по характеру интерактивным, оно имеет огромное операционное значение при анализе сложных, многоплановых проблем, позволявших определить сущность и выяснить основные направления эволюции политической реальности. Тем не менее, в политической науке, как на Западе, так и на Востоке отсутствует единая общепринятая трактовка этого термина. Такое положение в известной мере оставляет за специалистами широкую свободу выбора тех или иных дефиниций при исследовании развертывания политического процесса и особенностей возникновения и становления института президентства в какой-либо конкретной стране.

В последние годы вопросам теории и практики института президентства в политической системе общества, его формам правления посвящено и вышло в печати большое количество монографий, брошюр, коллективных трудов, где рассматриваются различные стороны этого социально-политического феномена. Авторы этих трудов рассматривают проблемы возникновения и становления института президентства, подчёркивают его социальную сущность, основные полномочия президента, а главное, показывают формы президентского правления.

По утверждению В.Е. Чиркина «Институт президентства (президентуры)» в различных странах имеет три формы: индивидуальную, коллегиальную и смешанную. Первая характерна для подавляющего большинства стран всех континентов (президенты Франции, России, ЮАР, Бразилии, стран СНГ и т.д.). Вторая в виде президиума высшего представительного органа (Президиума Верховного Совета в Белоруссии, президиума (президентства) в Республике Венгрия. Государственный совет существовал в странах тоталитарного социализма до 90-х годов, сохранился на Кубе. Должность председателя такого органа занимал генеральный (первый) секретарь ЦК правящей коммунистической партии или один из других её руководителей.

Коллегиальная форма президентства используется в Швейцарии и Мексике. В первой из этих стран есть орган - Федеральный Совет, который одновременно выполняет обязанности главы государства и правительства. Федеральный Совет назначается в составе семи человек на совместном заседании обоих палат парламента. Руководят заседаниями Федерального

Совета президент и вице-президент. Наконец, коллегиальная президентура (президентские советы) обычно из 3-5 человек создавалась в ряде развивающихся стран (Сирия, Йемен, Судан и др.). Эти органы создавались на основе соглашения некоторых руководителей очередного переворота.

Смешанная форма института президентства возникла первоначально в Китае в 1954 году. Она преследовала цели, с одной стороны, особо выделить руководителя коммунистической партии и государства Мао Цзэдуна, которому предназначался пост председателя республики. С другой стороны, был создан коллегиальный орган парламента - Постоянный Комитет Всекитайского собрания народных представителей. Аналогичная структура президентства существует во Вьетнаме, на Кубе, Анголе, Мозамбик и др.

Каждая из трёх форм президентства имеет свои положительные и отрицательные стороны. Институт единаначального президента характеризуется своей определённостью, но, исключая (по крайней мере, юридически) распылённость полномочий главы государства, концентрирует их.

Коллегиальная президентура, принятая в странах тоталитарного социализма, на самом деле не осуществляла свои функции. Это был лишь формально высший орган государства. На деле все важнейшие государственные решения принимались узким кругом руководителей коммунистической партии - политбюро (решение о военном вмешательстве СССР во внутренние дела Афганистана в 70-80-х годах) принял ещё более узкий круг лиц - четыре человека из состава политбюро. При военных режимах коллегиальное президентство недолговечно. Идёт борьба за лидерство, и она нередко заканчивается перестрелкой (Ирак, Йемен, Афганистан и др.). В демократическом государстве коллегиальная структура главы государства может затруднить принятие решений, а некоторые полномочия президента просто трудно выполнять.

Тем не менее, опыт коллегиального главы государства заслуживает изучения и может быть пригоден для других стран. На наш взгляд, наиболее подходящей для этого является, видимо, форма смешанной президентуры. С одной стороны, она отвечает определённым традициям, облегчает осуществление многих функций главы государства, которые выполняется в персональном качестве, с другой - содержит в себе плюсы коллегиальности.

М.В. Баглай утверждает, что термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, - но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляет термин "президентская власть", то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. В кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) указывается, что «Президент (лат. Praesidens -идущий впереди) - избранный глава государства, призванный проводить политику, направленную на стабилизацию и упорядочение жизнедеятельности общества и государства, улучшение жизни народа. В зависимости от формы правления определяются его положение и роль в обществе и государстве». В этой связи следует утверждать, что в президентских республиках президента избирают путём прямых или косвенных выборов парламентом и после избрания он наделяется значительными полномочиями и не может быть смещён законодательным органом, кроме случаев, указанных в Конституции. В президентских республиках президент является основополагающим субъектом политики.

В парламентских республиках электорат избирает законодательную власть, которая, в свою очередь, избирает и формирует правительство. Глава правительства выступает решающим субъектом политики, а роль президента сведена к представительским, консультативным и контролирующим функциям. Президент в парламентских республиках мало влияет на реальную политику. По верному утверждению Д.А. Радугина "Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу и имеет ответственность перед парламентом.

Парламентская республика менее распространена, чем президентская и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии, Исландии и некоторых других странах.

Таким образом, вышеуказанные различные институты нам дают основание утверждать, что они являются политическим институтом. Следует заметить, что политические институты - это сложная и целенаправленная деятельность всех политических сил общества. Анализ имеющейся литературы показывает, что до сих пор отсутствует единое мнение по понятию и определению политического института. На наш взгляд, более правильное определение понятия политического института даётся в Кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология). "Политический институт (от латинского institutum - установление) - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих политическую систему". Но прежде чем говорить о политическом институте, следует выяснить, что такое понятие самого «института». В научной и общественно-политической литературе понятие "института" рассматривается в различном смысле этого слова. Наиболее распространённые названия "институт государственности", "институт главы государства", "институт чрезвычайного положения", "институт марксизма-ленинизма", "социальный институт", "политический институт", "институт президентства" и многие другие.

Каждый из этих институтов имеет свою сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Подробный анализ этих институтов не входит в цель нашего исследования. Поскольку объектом нашего исследования является «институт президентства», сделаем попытку рассмотреть место и роль «института президентства» в политической системе общества. Но прежде чем дать конкретный анализ социальной сущности, места и роли института президентства нам бы хотелось сначала поговорить о политическом институте. В этой связи следует отметить, что одной из сложных и трудных проблем нашего исследования является вопросы взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом и институтом президентства. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразно поговорить, прежде всего, о политическом институте. Политический институт следует отличать от конкретных политических организаций. В зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяется на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности, как целого.

В имеющейся литературе указывается, что развитие политической системы связано с эволюцией политических институтов. Изучение и анализ литературы показывает, что источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, то есть находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Следовательно, эндогенные изменения политических институтов происходят вследствие того, что тот или иной институт перестаёт эффективным образом обслуживать цели или интересы определённых социальных групп.

Из анализа литературы видно, что среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на политическую систему со стороны культурной и личностной систем. Изменения политических институтов под влиянием изменений в культуре связаны, прежде всего, с накоплением человечеством новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях. Среди последних наиболее устойчивым консервативным элементом является оценка политической реальности, которая влияет решающим образом на характер политических институтов. Но взаимодействия на политические институты со стороны личности подразумевают всякого рода инновационную деятельность человека, возможную потому, что человеческая личность не исчерпывается интернационализированной в ней системой социальных ролей и институционализированных ценностей.



Похожие публикации