Преподобный амвросий оптинский (†1891). Преподобный старец амвросий оптинский

Большую роль в духовном развитии нашей Родины сыграли старцы, жившие в Оптиной пустыни. Особым почитанием пользуется святой Амвросий Оптинский - простой монах, не обладавший высокими церковными должностями. Зато он обладал нетленным сокровищем - смирением, а также другими Божиими дарами.


Житие Амвросия Оптинского

Родился на свет в Тамбовской области, в скромной большой семье, которая вскоре потеряла кормильца. Дед его был иереем, отец - пономарем (звонарь). Возможно, поэтому мальчик с детства имел тягу к монашеской жизни, но решился на нее не сразу. Учился очень хорошо, духовное училище окончил с отличием. Будучи семинаристом, Александр очень тяжело заболел. Тогда и пообещал Богу, что уйдет в монастырь, если Господь его исцелит. Однако, до исполнения обещания прошло затем еще несколько лет.

По словам самого подвижника, ему тяжело было проститься с мирской жизнью. Решающим моментом стала поездка в Троице-Сергиеву лавру. Там он встретил духовного наставника, который благословил его отправиться в Оптину. Юноша решил следовать совету без промедления, словно боялся опять передумать. Так он начал свое восхождение к святости.

Житие Амвросия Оптинского в монастыре не назовешь легким. Каждый начинает там путь с тяжелого физического труда. Случилось так и с Александром. Молодой человек и без того был очень слаб здоровьем. К тому же был очень хорошо образован, знал несколько иностранных языков. Однако работал на кухне - помогал печь хлеб. Кто был на монастырях, знают - послушания на кухне одни из самых тяжелых. Надо очень рано вставать, а оставлять рабочее место поздней ночью.

Но испытания не сломили юношу, и вскоре он стал монахом с именем Амвросий, через 3 года уже был иеромонахом (священником). Всю жизнь святой терпел множество тяжелых физических недугов. Его даже как-то подготовили к смерти, потому что братьям казалось, что после очередной болезни Амвросий не выживет. Но он прожил до 78 лет. Многое успел сделать для своих духовных детей.


Молитва Амвросия Оптинского

Монахи - это особенные люди, которые всю жизнь посвящают тому, чтобы молиться. Это не так просто, как кажется. Требуется собранность, усердие и воля. Святые отцы завещают и мирянам чаще прибегать к этому благодатному средству. Амвросий Оптинский составил разные молитвенные правила, которые по силам любому верующему.

  • При нападениях врагов (или недоброжелателей), во время искушений - псалмы 3, 53, 58 и 142. Можно прочитывать не все, а те, что больше нравятся. Читать каждый день.
  • Если нападает уныние, тяготит скорбь - псалом 101.

Данные молитвы, составленные царем Давидом, имеют великую целительную силу.

Молитва Амвросию Оптинскому помогает многим людям и в наше время. Вот только несколько свидетельств:

  • Молодой человек заболел инфекционным заболеванием легких. После помазывания освященным маслом из Оптиной и молитвы преподобному на другое утро встал здоровым.
  • Девушке, которую несправедливо уволили - помог найти работу, предложение поступило в этот же день после молитвы в храме.
  • Мужчина, который искал свое место в жизни, по молитвам нашел супругу и счастливо живет в браке.

Люди обращаются в самых разных ситуациях. Можно молиться Амвросию Оптинскому и о детях - просить им телесного здоровья, успехов в учебе. Святой даже составил особую молитву, которую должны прочитывать матери о своих чадах.

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тя сущи, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас недостойных чад твоих (имена), чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.


Наставления святого

Амвросий Оптинский известен своими наставлениями. Он мог общаться как с самыми простыми людьми, крестьянами, так и с лучшими умами своего поколения. Например, был знаком с Ф. М. Достоевским, даже стал прототипом для одного из его героев. Поучения его были очень краткими, образными, простыми. Смысл многих из них сводился к тому, что жизнь не следует усложнять - надо придать все заботы в руки Божии, а самим молиться, оказывать уважение ближним.

После Льва и Макария, Амвросий Оптинский стал самым известным старцем из этой прославленной обители. Внешне его жизнь не отличалась от многих других, но внутренний рост известен лишь одному Всевышнему, а он намного важней. Благодаря молитвенному подвигу старец достиг святости.

Храмы и иконы

К лику святых преподобный старец был причислен в 1988 г., но в народе еще при жизни заслужил великое доверие и любовь. Сегодня в России есть несколько храмов Амвросия Оптинского - в Ленинградской области, в Кировской епархии, в Тверской епархии. Но мощи преподобного находятся в соборном храме Оптиной пустыни. Там было подготовлено место возле св. Макария, над могилой сейчас находится часовенка.

Обретение было произведено совместно, в 1998 г. - тогда были открыты гробницы восьми святых, которые покоились на монастырском кладбище. Иконы Амвросия Оптинского изображают его седовласым старцем, в монашеском облачении. Они имеют достаточно сильное портретное сходство с прижизненными портретами святого. Святой держит в руках четки (ведь монахи творят молитву по ним), или свиток.

Вся жизнь Амвросия Оптинского была посвящена Господу и людям. Имея прекрасное образование, он славился простотой. Жил очень смиренно, кротко перенося телесные немощи, был духовным светом для своих учеников. Молитвами преподобных отцов наших, Господь да помилует нас!

Амвросий оптинский - молитва, житие, храм, икона was last modified: Июнь 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Отца Амвросия Оптинского, прожившего в чине иеромонаха, отличала особая добродетель, называемая высокой христианской любовью. Отказавшись от мирского благополучия, святой посвятил жизнь служению Богу и людям.

Мощи святого преподобного Амвросия Оптинского, хранимые в усыпальнице собора Иконы Владимирской Богородицы, и поныне обладают чудодейственными силами, даруя исцеления и помощь в решении запутанных жизненных вопросов. После смерти старец продолжает бескорыстно служить людям, даря им особую Божью защиту и благодать.

История жизни

Отец Амвросий, в быту Александр Гренков, родившийся в 1812 году, прожил жизнь, посвященную Богу, и после смерти был причислен к лику святых. Имея духовное образование, Александр не принял сан священника, а пошел работать учителем. Во время страшной болезни, на грани смерти Гренков дал Богу обет принять постриг в случае выздоровления.

Преподобный Амвросий Оптинский

В 1839 году Александр отправился в Оптину Пустынь, где и был посвящен в монахи под именем Амвросия. Знающего 5 языков инока через некоторое время приобщили к издательскому делу, вскоре рукоположили в иеромонахи.

Прежняя болезнь дала о себе знать, отец Амвросий основное время проводил в постели, постоянно пребывая в молитвах. Господь по великой милости Своей наградил преподобного даром прозорливости и исцеления. К прозорливцу потянулись люди, но он не делал различия между петербургским сенатором и старой крестьянкой, между профессором и модницей. Кого вразумлял шутливо, а для некоторых у него была приготовлена палка.

Отец Амвросий был духовным наставником Достоевского и Толстого.

Еще при жизни праведника некоторые посетители видели старца якобы парящего в воздухе или со светящимся ярким светом лицом, однако будущий святой запрещал рассказывать об этом при его жизни.

По благоволению старца, недалеко от Оптины был построен женский монастырь, отец Амвросий часто сам оплачивал пребывание в нем бедных женщин.

По благословению преподобного отца были открыты монастыри в разных губерниях:

  • Орловской;
  • Саратовской;
  • Полтавской;
  • Воронежской.

Смерть и погребение

Мучимый болью, предчувствуя свою скорую кончину, старец Амвросий мечтал вернуться в Оптину пустыню, но болезнь приковала его в монастыре Шамордино, лишив возможности слышать и говорить. После соборования и причащения, в присутствии архимандрита Исаакия 23 октября старец скончался.

Важно! О его смерти скорбела вся Россия. Люди, приехавшие проводить в последний путь духовного наставника, отмечали необычно умиротворенное и светлое выражение его лица, на котором была печать покоя.

Было принято решение похоронить старца в Оптиной пустыне, куда сестры несли гроб на носилках. Процессия сопровождалась иконами, хоругвями и колокольным звоном по мере передвижения от села к селу.

Тело предали земле около Введенского собора, написав слова из Библии «Для немощных был, как немощный, чтобы приобрести немощных»(1 Кор 9:22). Простого иеромонаха отпевал иерей.

Вскоре к могиле отца Амвросия потянулись паломники. И стали происходить чудеса исцелений и получения ответов на волнующие проблемы. В 1998 году было решено перезахоронить мощи святых, хранимые под Введенским собором.

Поклонение мощам преподобного Амвросия Оптинского

При вскрытии гробницы преподобного мощи его имели особый цвет, прекрасно сохранились и издавали приятный аромат.

Поклониться раке преподобного Амвросия можно во Введенском соборе Оптиной пустыни.

В чем помогают мощи преподобного

Как и при жизни, за советом и помощью к любящему старцу, сердце которого было наполнено особой Божьей любовью к людям, не прекращается поток людей.

По свидетельству записей, сделанных в соборе, после посещения святых мощей происходило множество чудес:

  • ушла глухота мальчика;
  • исчезли сильные боли в ногах;
  • излечился туберкулез в запущенной форме;
  • мгновенно прошла зубная боль;
  • исчезли боли в желудке и множество других;
  • приходило освобождение от зависимостей.

Помня о рассудительности старца, люди приезжают к мощам за советом в ведении бизнеса, будущего переезда. приобретения недвижимости или автомобиля.

Всем помогает святой, некоторым являясь во сне и давая ответ. Есть свидетельства людей о том, что преподобный Амвросий явился им во сне и предупредил об опасности.

Богослужения в день обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского


(1812 - 1891)
Преподобный Амвросий Оптинский (1891 г.).
Прпеподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца (1891).
Ὁ Ὅσιος Ἀμβρόσιος τῆς Ὄπτινα (Ρῶσος) 10 / 10 / 1891

*
Память 10/23 октября, 27 июня/10 июля и в Соборе старцев Оптинских 11/24 октября

Амвросий Оптинский, преподобный оптинский старец
Житие преподобного Амвросия Оптинского

================
Амвросий Оптинский, преподобный оптинский старец
(1812 - 1891)

Преподобный Амвросий Оптинский, (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовка Тамбовской губернии в семье пономаря. В 12 лет послупил в Тамбовское Духовное училище, а в 1830 г. - в Тамбовскую Духовную семинарию. За год до её окончания семинарист Александр опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. В 1836 г. он окончил семинарию и четыре года откладывал исполнение обета. В 1839 г. прибыл в Оптину пустынь. Он стал келейником старца Льва (Наголкина), затем исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту. Летом 1841 г. был пострижен в рясофор, в 1842 г. - в мантию, в 1843 г. рукоположен во иеродиакона.
В 1843 г. по пути в Калугу отец Амвросий простудился и тяжело заболел. В декабре 1845 г. был рукоположен во иеромонахи, но из-за болезни почти не мог служить. В период обострения болезни в 1846 - 1848 гг. преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени.
Слабый физически иеромонах Амвросий обладал великой духовной силой. С 36 лет он был поставлен помощником Оптинского старца Макария в деле духовничества и окормлении мирян. С ним же он разделял труды по переводу и изданию святоотеческих книг.
После кончина старца Макария в 1860 г. отец Амвросий стал единственным духовником оптинской братии и паломников. Неподалеку от Оптиной пустыни в селе Шамордино трудами преподобного Амвросия была устроена женская Казанская Горская обитель.
Скончался преподобный Амвросий в 1891 г. Был погребен в стенах Оптиной пустыни. Сразу же после его кончины начались многочисленные посмертные чудеса.

http://iconsv.ru/

*
============

=============
Ὁ Ὅσιος Ἀμβρόσιος τῆς Ὄπτινα (Ρῶσος)

Γεννήθηκε στὶς 23 Νοεμβρίου τοῦ 1812 στὸ χωριὸ Μεγάλο Λιπόβιτς τῆς περιφέρειας τοῦ Ταμπώφ. Ὁ πατέρας του ὀνομαζόταν Μιχαὴλ Θεοδώροβιτς Γρένκωφ καὶ ἡ μητέρα του Μάρθα Νικολάγεβνα. Εἶχαν συνολικὰ ὀκτὼ παιδιὰ καὶ ὁ Ὅσιος Ἀμβρόσιος ἦταν ἕκτος στὴν σειρά. Τὸ βαπτιστικὸ ὄνομα τοῦ Ὁσίου ἦταν Ἀλέξανδρος καὶ ἡ εὐσεβὴς οἰκογένειά του τὸν ἀνέθρεψε σύμφωνα μὲ τὶς ἐπιταγὲς τοῦ Εὐαγγελίου, ἂν καὶ ὁ ἴδιος, ἀπὸ μικρός, ἦταν πολὺ ζωηρὸς ἀλλὰ καὶ πολὺ εὐφυής.

Σπούδασε Ἱερατικὸ σεμινάριο καὶ στὴν ἀρχὴ ἔγινε δάσκαλος. Κατόπιν ἔγινε μοναχὸς στὴν Ὄπτινα καὶ στὶς 2 Φεβρουαρίου τοῦ 1843 Διάκονος. Στὰ τέλη τοῦ 1845 (9 Δεκεμβρίου) καὶ σὲ ἡλικία 33 χρονῶν, ἔγινε ἱερέας.

Σὲ λίγο ὅμως ἡ ὑγεία του χειροτέρεψε, ἀλλὰ ἡ ζωὴ του ὑπῆρξε ὁσιακῆ καὶ ἄκρως εὐεργετικὴ στοὺς συνανθρώπους του. Εἶχε προορατικὸ χάρισμα καὶ ἵδρυσε γυναικεῖο κοινόβιο τὸ 1872. Οἱ δοκιμασίες ποὺ ὑπέστη ἦταν πολλές, ἀλλὰ αὐτὸς στάθηκε βράχος ὑπομονῆς καὶ ἔμπρακτος διδάσκαλος τῶν θεϊκῶν ἀρετῶν.
Πέθανε στὶς 10 Ὀκτωβρίου τοῦ 1891 καὶ ἁγιοποιήθηκε τὸ 1990.
*
============

=============
Преподобный Амвросий Оптинский

10 июля
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако, не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, отец Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Скончался преподобный Амвросий 23 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

http://www.calend.ru/
Православные праздники
*
===============

Преподобный Амвросий Оптинский. Современная икона.

================
Акафист преподобному Амвросию Оптинскому

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=482

Кондак 1
Избранный угодниче Божий и чудотворче, великий старче, Амвросие, Оптинская похвало всея Руси дивный наставниче, прославляюще твое в подвизех изрядное житие, приносим многохвальное пение, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися о всех нас, чадех твоих, со умилением зовущих:

Икос 1
Ангельскому житию подражая, отвергл еси вся красная и скоропреходящая тленнаго мира сего и стопы своя направил еси к духовному учителю и прозорливцу старцу Илариону, да наставит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги спасения. Он же, провидев грядущее твое богоугодное житие, посла тя в обитель Оптину, и тамо ты обрел еси себе доброе пристанище. Сие увидевше таковое Божие изволение о тебе, глаголем сицевая:
Радуйся, Богом избранная отрасле благочестия родителей;
Радуйся, измлада лет твоих Господа возлюбивый.
Радуйся, к книжней мудрости усердие от юности имевый;
Радуйся, святых отцев духоносное учение познавый.
Радуйся, скорогибнущих благ мира сего отвержение;
Радуйся, нетленных сокровищ неослабное желание.
Радуйся, Божия произволения о спасении души твоея искавый;
Радуйся, благословение на путь монашеский получивый.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 2
Видя сердца твоего благое намерение, Христос предначерта узкий и тернистый путь твоего спасения, и, егда был еси внезапу на смертном одре болезни, даде Господу обещание: аще исцелит тя, всего себе предати подвигом иночества. Востав же по милости Божией с одра болезни, абие прославил еси всещедраго Бога, Врача душ и телес, зовя: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Божественных писаний стяжав, в страсе Божием помышлял еси, како Господь устроит грядущий путь твоего спасения и како вступити на стезю многотруднаго и скорбнаго монашескаго жительства. Мы же, дивящеся твоему благому намерению, воспеваем ти:
Радуйся, на Бога Промыслителя всю надежду возложивый;
Радуйся, токмо Его благоизволения взыскавый.
Радуйся, всякое испытание во спасение души понести готовый;
Радуйся, совести своея велению последовавый.
Радуйся, увеселения мирская возненавидевый;
Радуйся, богатства земная невозлюбивый.
Радуйся, Богу единому поработати всего себе подвигнувый;
Радуйся, Тому точию угодити восхотевый.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 3
Силою любве утверждался, в вере поревновал еси Евангельское житие стяжати по образу преподобных отцев Церкве древния. Егда же даде ти Господь разумение сего благоугождения, воспел еси со умилением: Аллилуиа.

Икос 3
Имея крепкую веру во благое промышление Божие о спасении человека, притекл еси к честному образу Пресвятыя Богородицы "Тамбовския", еже бысть тебе благословение родительское, и смиренно молил еси Владычицу, да управит путь твой. Мы же, видяще твое неотступное упование на милость Царицы Небесныя, поем ти:
Радуйся, Божия Матере верное и возлюбленное чадо;
Радуйся, Ея священнаго покрова силы тайное постижение.
Радуйся, благословения родительскаго чрез Ея образ добронравный хранителю;
Радуйся, Заступницы усердныя благоговейный почитателю.
Радуйся, многочастне в нощи молитвы к Ней слезно возносивый;
Радуйся, небесныя помощи от Нея непостыдно восприемый.
Радуйся, тако утешение в сердце своем обретый сладостное;
Радуйся, яко умиление приял еси благотишное.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 4
Бурею помышлений движимый, пришел еси в обитель преподобнаго Сергия Радонежскаго, да укрепит твое сердце на подвиги предстоящаго иноческаго поприща всея России чудотворец и учитель монашескаго делания, преизливающий от раки своих честных мощей токи благодатныя помощи. Умилився же тамо сердцем взывал еси с радостию: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша велие житие и благочестие богомудрых отцев и старцев Оптины пустыни, тайно оставил еси мир и вся, яже в нем, и пришел еси необинуяся в обитель сию в смирении души, во еже спастися и угодити Богу. Мы же, видяще вящую ревность души твоея, приносим ти хвалебную песнь:
Радуйся, тленныя блага мира сего ни во чтоже вменивый;
Радуйся, сладость церковную познавый.
Радуйся, во обитель святую вселивыйся;
Радуйся, всего себе Богу отдавый.
Радуйся, заповеди Божия неленостно исполнивый;
Радуйся, плоды Христова учения сладце вкусивый.
Радуйся, подвигов святых отцев ревнителю;
Радуйся, чистоты душевныя неусыпный хранителю.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 5
Богозданная пустынь прия тя, яко во объятия отча, в нюже кротко вселился еси и тамо первее понесл еси труды послушания в келии великого старца богопросвещеннаго Льва, им же наставлен был еси к духовному деланию. Уведев же сладость отречения воли своея, возопил еси: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще твое иноческое преуспеяние, облекоша тя отцы пустыни в ризы схимы великия. И сподоби тя подвигоначальник Христос благодати ангельскаго чина приобщитися, сего ради вопием ти:
Радуйся, всем сердцем Бога возлюбивый;
Радуйся, всею душею Ему послуживый.
Радуйся, веру чрез многия труды непреложно утвердивый;
Радуйся, надеждою на помощь свыше себе вооруживый.
Радуйся, любве Евангельския сокровище;
Радуйся, Духа Святаго вместилище.
Радуйся, подвигов монашеских воине доблественный;
Радуйся, равноангельскаго жития подражателю предивный.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 6
Проповедник православный веры и истиннаго жития во Христе Иисусе явился еси, противныя Евангелию и Церкви учения отрицая, и многия от пути заблуждения обратил еси ко Христу Жизнодавцу, поя благодарственно: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси, яко свеща многосветлая, в земли Российстей, просвещая всякаго человека приходящаго к тебе, светом истины, людие же, обремененнии грехми и скорбьми многими, обретоша в тебе богоразумнаго наставника благочестия и добраго отца всем немощствующим, страждущим и уничиженным, воспевающе таковая:
Радуйся, светильниче православныя страны Российския;
Радуйся, зерцало Божественныя любве.
Радуйся, столпе веры апостольския;
Радуйся, каменю надежды жизни вечныя.
Радуйся, наставниче во всяких обстояниях боговдохновенный;
Радуйся, проповедниче покаяния рачительный.
Радуйся, врачу недугов телесных;
Радуйся, целителю болезней душевных.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 7
Хотя последовати самому Христу, подражал еси Ему всеусердно, взем иго Его на себе, и, научився от Него кротости и смирению, обрел еси покой души своей, зовущей присно: Аллилуиа.

Икос 7
Новая и дивная звезда святости явися на небе церковнем, егда восшел еси по лестнице духовней к совершенству ангелоподобному, простерл еси лучи любве своея по лицу всея земли русския и привлекл еси к себе знатная и худородная, мудрая века сего и немудрая, вопиющая к тебе сицевая:
Радуйся, граде, верху горы стояй;
Радуйся, светило, мрак неведения прогоняющее.
Радуйся, вся немощная врачуяй;
Радуйся, от бед и прельщений вражеских избавляяй.
Pадуйся, печальных утешителю;
Радуйся, жаждущих духовный напоителю.
Радуйся, хитрословеснаго мудрования века сего обличителю;
Радуйся, многих заблудших на путь истины исправителю.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 8
Странником и пришельцем в земнем мире предстал еси, взыскующим града небеснаго, и понесл еси тяготы и немощи ищущаго у тебе помощи ближняго, и тако исполнил еси закон Христов, поя с благодарением: Аллилуиа.

Икос 8
Весь огнем Божественныя любве исполненный, крест многотрудный болезней телесных пронесл еси чрез все твое иноческое житие, в терпении стяжав душу твою, по слову Евангелия Христова, и всех нас научил еси безропотному крестоношению, зовущих ти:
Радуйся, вождю ищущих спасения;
Радуйся, образе истиннаго послушания.
Радуйся, сам тяжкие недуги до конца претерпевый;
Радуйся, приходящия к тебе в болезнех и печалех терпению научивый.
Радуйся, паствы твоея изрядный душепопечителю;
Радуйся, алчущих жизни вечныя питателю.
Радуйся, обидимых покровителю;
Радуйся, непокорных воли Божией вразумителю.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 9
Все естество человеческое в болезнех и телесных немощех испытал еси, плоть распяв со страстьми и похотьми, и молитвою неустанною отгонял еси напасти и искушения лукавых духов и тем вся научал еси противостати кознем диавольским, взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 9
Витийства суемудрых, неведавших силы веры православныя, отметал еси словом Божиим и чистым житием твоим, и воистину возсиял еси, яко светозарный столп благочестия и хранитель святоотеческаго предания, усердно прелагая древняя писания отцев в письмена удоборазумительныя. Мы же, дивящеся трудом твоим, воспеваем сице:
Радуйся, веры правыя адаманте;
Радуйся, жития по вере крепосте.
Радуйся, духа благочестия насадителю;
Радуйся, добродетелей христианских сеятелю.
Радуйся, подвигов старчества преуспеяние;
Радуйся, множества иноков духовное просвещение.
Радуйся, приведый тех ко спасению;
Радуйся, обративый многия грешныя к покаянию.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 10
Спастися взыскующим Царства Небеснаго вспомоществуя, верный путеводитель явился еси, мирския и духовныя управляя: в конец лет своих многия труды положил еси, обитель Шамординскую убогим устрояя, да сестры тоя обретут душевный покой и спасение, воспевающе песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 10
Стена и прибежище был еси чадом твоим, молитвами неусыпными от демонских наваждений охраняя; на невидимую брань с духи злобы их вдохновлял еси, гордость и славолюбие смирением упраздняя, темже радующеся, зовем ти:
Радуйся, стрелы вражия угасивый;
Радуйся, демонския полки победивый.
Радуйся, пленных от духов злобы свободивый;
Радуйся, из темницы страстей многия души изведый.
Радуйся, любовию и молитвами заблудшия к Богу обративый;
Радуйся, сирот и вдовиц добрый попечителю.
Радуйся, водительства иноков и инокинь богоносный зиждителю;
Радуйся, смиренномудрия и кротости доброгласный проповедниче.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 11
Пение умиленное приносим ти, скорому помощнику в нуждах и печалех всем, к тебе с верою и любовию притекающим, до конца дней своих был еси чадолюбивый отец страждущих и обремененных, чающих утешения души. Темже неложно прославляется тобою Бог, дивный во святых Своих, зовущих непрестанно: Аллилуиа.

Икос 11
Светильника добродетелей видеша в тебе вси концы, отче наш Амвросие, яко в терпении и смирении земное странствие скончал еси и исполнил еси вся, яже заповеда нам Христос во Святем учении, и преселился еси от земли на небо, внидя в радость Господа своего, яко верный раб Христов. Темже радующеся, воспеваем ти таковая:
Радуйся, усердный слуго, сотворивый волю Господина своего;
Радуйся, воине Христов, суету житейскую оставивый.
Радуйся, Богу единому послуживый;
Радуйся, вся заповеди Божия исполнивый.
Радуйся, обители небесныя удостоивыйся;
Радуйся, горния славы приобщивыйся.
Радуйся, наследниче жизни вечныя;
Радуйся, угодниче Божий прехвальный.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 12
Благодати Божия сокровище некрадомое унаследовал еси и тихое, безмятежное пристанище на небесех обрел еси. Действием же промысла Божия во дни торжествуемая тысящелетия Крещения Руси прославлен и к лику святых причислен был еси, ублажающе память твою святую, поем вси: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще твое всероссийское прославление, возносим ти, яко благоухание кадильное, смиренныя наша молитвы, не забуди чад твоих, почитающих имя твое святое и взывающих к тебе в благодарении:
Радуйся, Амвросие, Божественнаго безсмертия тезоименитый;
Радуйся, Церкве Православныя чесная похвало.
Радуйся, лика святых угодников причастниче;
Радуйся, сонма преподобных отцев сотаинниче.
Радуйся, пред престолом Бога Всевышняго наш твердый предстателю;
Радуйся, пред судом Божиим наш теплый ходатаю.
Радуйся, нас, странствующих в юдоли плачевней, путеводителю;
Радуйся, о всей земли Российстей неусыпный молитвенниче.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 13
О дивный угодниче Христов и чудотворче, преподобне старче наш Амвросие, приими ныне малое моление недостойных чад твоих, не остави нас в скорбех и болезнех, прииди и простри руку помощи, настави нас на путь покаяния и спасения, во еже избавитися муки вечныя, да тобою присно славим Бога, вопиюще: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
*
========

=======================

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
*

Прп. Амвросий в житии. Инок Артемий. Икона. Оптина пустынь. 1990-е годы. Введенский храм Оптиной пустыни. Икона находится у раки мощей.

*
Молитва иная

О преподобне и богоносне отче наш Амвросие!

Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да ниспослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков.
Аминь.
*

*
Молитва третья

О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя. А наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в нем же мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, ниспосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость бесконечная, изобильно проистекаемая от единаго, всесвятаго и блаженнаго источника безсмертия, в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
*
===============

На российской земле появлялось много святых - они становились учителями веры и примерами благочестия для современников, последующих поколений. Великий духовник, живший в XIX в., родился в Тамбовской губернии в 1812 г. Родители, Михаил и Марфа Гренковы, нарекли сына Александром, в честь святого князя А. Невского. Но больше он известен как преподобный Амвросий Оптинский. Прославился своими духовными наставлениями, наполненными юмором и глубоким смыслом. Молитвенной защиты у праведного старца просят сегодня тысячи верующих, получая в ответ исцеление от физических и духовных недугов.

Краткая биография святого

В семье Гренковых дед был священником, отец - пономарем. Глава семьи рано умер, поэтому Саша с братьями и сестрами (было еще семеро детей) проживал у дедушки. В 12 лет мальчика отдали в Тамбовское духовное училище. Успешно закончив его, он был отправлен в Семинарию.

Александр обладал живым нравом, остроумием, за что его любили товарищи. Будущее энергичного и талантливого юноши представлялось довольно радужным. Получил прекрасное образование, мог рассчитывать на хорошую должность. Но Господь распорядился по-другому. Как говорил святитель Филарет, Бог избирает будущих своих слуг от материнской утробы, но призывает в определенное время. Случается, что люди не сразу подчиняются Его воле, но рано или поздно все равно следуют туда, куда велит Создатель.

Подобная история есть и в житии Амвросия Оптинского. Перед окончанием семинарии юноша тяжело захворал - здоровье часто подводило его и в дальнейшем. Он пообещал Господу, что если поправится, уйдет в монастырь. И выздоровел. Однако, обет свой исполнять не торопился. Молодому человеку было тяжело отказаться от мирского. Устроился педагогом к богатому помещику, получал хорошее жалование. Затем поступил в Духовное училище г. Липецка - преподавал греческий язык.

Однако, высшее призвание напоминало о себе. Вместе с другом Алексей поехал в паломническое путешествие: побывал в келье у старца Иллариона, насельника Троице-Сергиевой лавры. Именно этот благочестивый духовник посоветовал юноше идти в Оптину пустынь. Встреча оказала большое влияние на дальнейшую судьбу молодого человека.

Сразу после завершения поездки он тайно бежал в обитель. Вероятно, опасался, что поддастся на уговоры родни и друзей, побоялся не исполнить данный Богу обет. Так осенью 1839 г. в Оптиной появился новый послушник. Поначалу жил в гостинице, вскоре перешел в обитель. Служил чтецом у знаменитого старца Льва, нес послушание на монастырской кухне, в пекарне. Помогал также преподобному Макарию.

Основные вехи духовного пути:

  • Ноябрь 1842 г. - пострижение в мантию с именем Амвросий.
  • Декабрь 1845 г. - рукоположение в священника (иерея).
  • 1846 г. - принятие схимы.

Господь забрал к себе старца 23 октября 1891 г. - сегодня это официальный день памяти преподобного. Святые мощи Амвросия Оптинского были обретены летом 1998 г.

Состояние здоровья

Высоко ценили смиренного монаха в обители - сделали помощником старца Макария в духовном послушании. Однако, здоровье инока сильно пошатнулось. Настолько, что опасались внезапной кончины. Поэтому батюшку благословили на принятие великой схимы - обычно в нее постригают перед смертью. Нового схимника вывели за штат и оставили без послушаний на иждивении монастыря.

Господь проявил милость, и преподобному понемногу стало лучше. После кончины св. Макария на него легло послушание старчества. Болезни полностью не оставили праведника - приступы гастрита, нервные болезни, простуда постоянно давали знать о себе. Усугубил положение вывих руки. С 1862 г. старец перестал посещать богослужения в храме, почти не выходил из своей кельи.

В 1862 г. открылось геморроидальное кровотечение, положение было очень тяжелое. Братия привезла чудотворную икону Царицы Небесной «Калужскую». Возле постели больного отслужили молебен. Старцу стало легче, но болезнь периодически возвращалась. К своим недугам относился с большим терпением. Считал, что каждому требуется очищение от грехов, помимо покаяния. Поэтому скорби он принимал как милость, благодаря которой духовно возрастал.

Амвросий Оптинский не удостоился церковных должностей, много лет был просто иеромонахом. При обители также не сделал карьеру игумена или архимандрита, принял смерть в сане иеросхимонаха. Но народ его очень любил, потому что он ценил не звания, а добрую душу. Простые люди всегда могли прийти в келью преподобного за советом, никто не получал отказа.

Для любого посетителя имелось у старца нужное слово - и для простой крестьянки, которая ухаживает за барской птицей, и для образованных господ, приехавших из больших городов. Жил монах по такому расписанию:

  • Подъем - в 4 ч. утра. Начиналось монашеское правило (у иноков оно другое, чем у мирян) совместно с келейниками.
  • Молитва в уединении.
  • Прием насельников монастыря начинался в 9 утра, затем следовали приезжие.
  • Вечерние молитвы читались довольно поздно - уже в 11 вечера. Только к полуночи преподобный оставался наедине со своими мыслями, мог недолго отдохнуть.

Подобным образом святой прожил три десятилетия. Не чуждался преподобный принимать женщин . До этого такие беседы в обители не проводились. Но Амвросий Оптинский никому не отказывал, в 1884 г. даже основал женский монастырь в с. Шамордино, что недалеко от обители.

Чудеса и святые места преподобного

В основе монашеской жизни лежит молитвенное служение Богу и людям. Оно незаметно окружающим, но плоды иноческого труда проявляются в виде особых духовных даров, которые имел Амвросий Оптинский.

В чем помогает молитва преподобному, нельзя сказать однозначно, ведь каждое чудо дается по вере конкретного человека. Но известно о многих случаях исцелений. Лечил недуги иногда простым прикосновением, благословлял пить травяные сборы. Но главное, обучал людей молитве, общению с Богом:

  • Вылечил женщину, страдавшую язвой желудка, после чего хирургическое вмешательство стало ненужным.
  • Помогал крестьянам преодолеть тягу к алкоголю, курению.
  • Исцелил на расстоянии подростка, который мучился воспалением ушей и горла.
  • По молитвам святого бесплодные женщины рожали здоровых детишек.

Последний час праведник встретил в основанной им Казанской пустыни, где находили приют бедные женщины, которым некуда было податься. После кончины тело перенесли в Оптину. Мощи издавали приятное медовое благоухание , во время похорон шел дождь, но свечи, стоящие возле гроба, не погасли. На похороны пришло очень много людей, погребли останки около храма - так принято в монастырях.

На могилке также стали происходить чудеса, свидетельства о которых хранятся в летописи обители. Церковная память иеросхимонаха совершается трижды в году: 10 июля (обретение мощей), 23 (день кончины) и 24 октября (собор старцев Оптинских). Мощи ныне покоятся во Введенском Соборе монастырской пустыни, в приделе, который освящен во имя преподобного. Есть храмы имени святого в Санкт-Петербургской, Кировской, Тверской епархиях.

Скит преподобного Амвросия Оптинского в Белоруссии стал еще одним святым местом, которое связано со старцем. Находится он в Гродненской области, с. Русаково. Основан по благословению архиепископа Гурия в 2005 г. Начинать приходилось с нуля. Сегодня в скиту есть храм, гостиница для паломниц. Насельницы ведут хозяйство, работают на огороде, выращивают травы. Они изготавливают лекарственные сборы и мази. Скит поддерживает дружеские связи с Оптиной пустынью.

Обращение к иконе

Необязательно совершать паломничество, чтобы помолиться Амвросию Оптинскому. Икону можно поставить дома. Святой услышит обращение независимо от того, где находится верующий. На иконе изображают старца, убеленного сединами, в монашеских одеяниях. Как правило, лик бывает весьма похож на прижизненные фотографии и портреты праведника. В руках у монаха - четки, что символизирует обретение молитвенного дара. Говорят, что мир еще стоит только благодаря службам, которые совершают в обителях.

Обращаться к праведникам принято после прочтения молитв к Господу и Божией Матери . Читают акафисты, совершают молебны. Разрешено молиться своими словами, поверяя духовные и житейские проблемы. Важна искренность, вера в то, что помощь будет оказана.

Хотя преподобный был хорошо образован и обладал острым умом, говорил с духовными чадами очень просто. Его поучения известны краткостью, меткостью, юмором. Они легко запоминаются, служат верующим руководством во многих житейских ситуациях. Часто приходящие спрашивали о том, как нужно жить. Батюшка отвечал с долей иронии: «Жить - не тужить».

Если вдуматься, то здесь не просто шутка, а указание на то, чтобы человек избегал лени и уныния. Последнее старец считал опасным как для души, так и для тела. Унылый человек ничего не хочет делать - не молится, не ходит в храм, работает спустя рукава. Так христианин поддается дьявольским наветам и начинает скатываться в бездну грехов.

Наказывал никого не осуждать и никому не досаждать. Ведь для многих подобное поведение привычно. А схимник призывал воспитывать в душе смирение , считать себя последним из людей. По его словам так жить намного проще. Только взращивая в сердце смирение, можно стяжать добродетели, необходимые для спасения.

Полезны наставления схимника в любой ситуации. Они вне времени, потому что человеческая натура остается неизменной. Гордыня и страсти властвуют над людьми, заставляя их совершать грешные поступки. Мудрый старец сумел подыскать такие слова, что самые сложные духовные истины становятся понятны каждому.








Покоится рака с мощами святого, который стал великим духовником России XIX века. Он не имел сана епископа или архимандрита и не был даже игуменом. Преподобный Амвросий Оптинский - обычный иеромонах. Будучи смертельно больным, он поднялся на высшую ступень священного монашества. Духовник стал иеросхимонахом. Так в этом чине он и отошел к Господу. Сегодня, как и много лет назад, люди просят его о заступничестве и молитвенной помощи. Возле его святых мощей больные исцеляются от неизлечимых недугов.

Преподобный Амвросий Оптинский: житие

Святого Амвросия в миру звали Александром Гренковым. Родился он 23 ноября 1812 года в Тамбовской губернии, в селе Большая Липовица. Его дед был священником, отец - Гренков Михаил Федорович - служил при храме пономарем. Мать звали Марфой Николаевной. Она занималась воспитанием своих восьмерых детей. Кстати, сын Александр у нее был шестым. Отец мальчика очень рано умер. Дети жили в семье деда.

В двенадцать лет Александра, названного в честь Александра Невского, отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании в 1830 году его, как лучшего выпускника, отправили в Тамбовскую духовную семинарию. Там он сильно заболел и дал обет: если Господь пошлет ему исцеление, то он пострижется в монахи. Но, получив желаемое и окончив в 1836 году семинарию, он не торопился с монашеством. Сначала Александр стал домашним учителем детей зажиточного купца. Потом занялся преподаванием греческого языка в Липецком духовном училище.

Тяга к монашеству

Но коварная болезнь вторично дала о себе знать. Со своим хорошим товарищем Павлом Покровским он посетил Троице-Сергиеву лавру и затворника старца Иллариона из деревни Троекурово. Он и посоветовал ему идти в Оптину пустынь, потому что он был там нужен. Осенью 1839 году Александр тайно уходит в указанную святым старцем обитель. По благословению преподобного Оптинского старца, отца Льва, он стал жить в гостинице и заниматься переводами трудов «Грешных спасение» греческого монаха Агапита Ланда. Зимой 1840 года он переходит жить в обитель. А весной, после урегулирования конфликта насчет тайного исчезновения из Липецкого училища, его принимают послушником. Сначала он служил келейником, а затем и чтецом у старца Льва. Потом работал на хлебне. Далее его перевели на кухню помощником.

Еще когда старец Лев был жив, в 1841 году он проходил послушание и у старца отца Макария. Именно по его воле летом сначала его постригли в рясофор, а осенью 1842-го он облачился в мантию с именем в честь святого Амвросия Медиоланского. Еще через год он получил сан иеродиакона, а в начале зимы 1845 года его рукоположили в сан иеромонаха в Калуге. Во время этой поездки он сильно простудился, что дало осложнение на внутренние органы. Поэтому служить он уже больше не мог.

Помощник старца

В конце лета 1846 года иеромонаха назначили помощником в духовничестве старца Макария. Но слабое здоровье в один момент стало угрожающим фактором для жизни святого Амвросия. Именно в это время он принимает великую схиму, не изменяя своего имени. Его выводят за штат. И он живет на иждивении монастыря. Постепенно здоровье немного улучшилось. После того как отошел к Господу Макарий, отец Амвросий принимает на себя труд старчества. Преподобный постоянно страдал от какого-нибудь недуга: то у него гастрит обострялся, то начиналась рвота, то нервная болезнь, то простуда с ознобом или лихорадкой. В 1862 году он получил вывих руки. Лечение еще сильнее подорвало его здоровье. Он перестал ходить в храм на богослужения, а потом и вовсе не мог выходить из своей кельи.

Болезни

В 1868 году ко всем болячкам добавляется и геморроидальное кровотечение. Тогда игумен монастыря Исаакий просит привести из села чудотворную В келье старца отслужили молебен с акафистом Богородице, после чего отцу Амвросию значительно полегчало. Однако болезнь не исчезла насовсем. Она периодически рецедивировала вплоть до самой кончины.

Наградой старца Амвросия стал золотой наперстный крест - очень редкое на то время поощрение. Преподобный Амвросий в 1884 году стал основателем женской обители, находящейся недалеко от Оптины, в селе Шамордино. Он благословил схимонахиню Софию возглавить женскую общину. Уже позже она получила статус монастыря (1 октября 1884 г.), когда была освящена первая церковь, создававшаяся в трудах по молитвам отца Амвросия. В 1912-м одной из насельниц этой обители была Мария Николаевна Толстая - сестра Льва Толстого, русской православной церковью в 1901 году. Там она и скончалась через год, приняв за три дня до смерти

Литературный сюжет

Святой Амвросий скончался в Шамординской обители. Это случилось 10 октября 1891 года. Его похоронили в рядом с могилой отца Макария. На отпевание со всех концов приехало огромное количество людей. И вот он - сюжет о старце Зосиме из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Правда, к этому времени писатель уже давно умер. Несколько дней лета 1878 года Ф. М. Достоевский вместе со своим другом и коллегой Владимиром Соловьевым провели в Оптиной пустыни. Встречи с иноками натолкнули писателя на создание образа старца Зосимы. Достоевский, как и Лев Толстой, имел тесное духовное общение со святым старцем Амвросием, которое, конечно же, оставило светлый след в сердцах великих русских классиков.

Но вернемся к погребению старца. В начале всей похоронной процессии вдруг от тела стал распространяться тяжелый неприятный запах. Об этом сам старец Амвросий предупреждал еще при жизни, что это ему предначертано за то, что он получил необычайно много незаслуженной чести. Стояла нестерпимая жара. Однако постепенно запах тления исчез. И стало распространяться необыкновенное благоухание, как от цветов и свежего меда.

Служение людям

Преподобный Амвросий Оптинский всю свою жизнь посвятил служению ближним. Народ чувствовал его любовь и заботу, поэтому отвечал глубоким почитанием и уважением. В 1988 году его на Поместном Соборе РПЦ причислили к лику святых. Преподобный старец Амвросий Оптинский говорил с каждым просто и понятно, метко и с добрым юмором. И при этом мог дать ответы на вопросы самым образованным и известным людям того времени. Он также мог успокоить взволнованную неграмотную крестьянку, которая жаловалась на то, что у нее гибнут индюшки, и что барыня за это может даже выгнать ее со двора.

Преподобный Амвросий Оптинский: поучения

Амросий учил, что люди должны жить так, как вертится колесо, которое одной точкой касается поверхности земли, а все остальное стремится вверх. Он постоянно говорил такие истины:

  1. Мы в основном, как заляжем, так и не можем встать.
  2. Где просто, там и сто ангелов, а где мудрено, там нет ни одного.
  3. Человек бывает плох от того, что забывает, что над ним есть Бог.
  4. Если кто-то сильно мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.

По мнению святого Амвросия, жить надо проще, так как это лучше всего. Не нужно ломать голову, главное - молиться Богу, Он все устроит, поэтому не надо мучить себя обдумыванием, что и как все сделать. Все должно идти так, как должно случиться - это и обозначает жить проще. Если хочешь ощутить любовь, твори дела любви, хоть даже поначалу и не чувствуя ее. Однажды отцу Амвросию сказали, что он слишком просто говорит. На это он ответил, что простоты сам просил у Бога целых двадцать лет. Преподобный Амвросий Оптинский стал третьим старцем после преподобных Льва и Макария. Он их ученик, ставший самым известным и прославленным среди всех старцев Оптиной пустыни.

Служба

Святой Василий Великий дал свое определение человеку. Он назвал его существом невидимым. В наивысшей степени это относится к таким духовным людям, как старец Амвросий. Окружающим видна только так называемая канва его внешней жизни, а о внутреннем мире можно только догадываться. В ее основе лежит самоотверженный молитвенный подвиг и постоянное незримое человеческому оку предстояние перед Господом.

В дни памяти святого часто проводится служба. Преподобному Амвросию Оптинскому она посвящена. Собирается много людей. Всегда читается акафист преподобному Амвросию Оптинскому. Кончина святого старца не прервала его связи с людьми, которые и до сих пор по молитве своей получают чудесную помощь исцеления. Величание преподобному Амвросию Оптинскому начинается со слов: «Ублажаем тя, преподобне отче Амвросие…». Церковь вспоминает имя преподобного 10 октября - в день, когда он представился перед Господом, 27 июня - в день обретения его мощей и 11 октября в Соборе Оптинских старцев. Молитва преподобному Амвросию Оптинскому начинается со слов: «О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие…».

Верующие люди, стремящиеся приложиться к святым мощам и помолиться преподобному Амвросию, с глубокой верой обязательно получат исцеление. Старец вымолит его у Господа. Зная это, люди всегда спешат в Оптину пустынь за помощью и покровительством.

Молитвенные правила преподобного старца

Существует молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского. Оно следует из одного его письма своему духовному чаду. Он пишет, что надо всегда верить и надеяться на милость Господа, который избавит от любых козней человеческих и вражеских. И тут же он указывает на псалмы Давида, которыми молился в час гонений от его преследователей. Это 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Дальше он пишет о том, чтобы тот выбрал для себя соответствующие его настроению слова и часто их прочитывал, постоянно обращаясь к Богу со смирением и верой. А когда будет нападать уныние и наполнять душу безотчетная скорбь, то советовал читать 101-й псалом.

Режим

Преподобный принимал у себя в келье огромное количество народа. Люди съезжались к нему со всех концов России. Он вставал очень рано - в четыре часа утра. К пяти уже звал келейников. И тогда начиналось утреннее правило. Затем он молился в полном одиночестве. С девяти часов начинался прием - сначала монашествующих, а за ними - мирян. Завершал он свой день в 11 часов, когда читалось длинное вечернее правило. К полуночи старец, наконец-то, оставался один. Такой распорядок был у него около тридцати лет. И так каждый день он совершал свой великий подвиг. До преподобного Амвросия старцы не принимали женщин у себя в келье. Он же с ними встречался, являясь для них духовиком. Поэтому и стал чуть позже наставником и основателем женской обители в Шамордино.

Чудеса

Старец, благодаря своей умной молитве, обладал даром от Бога - чудотворением и прозорливостью. Известно очень много случаев, записанных со слов людей. Однажды женщина из Воронежа заблудилась в лесу, который находился в семи верстах от монастыря. И вдруг она увидела старца, клюка которого указала ей дорогу. По ней она вышла к монастырскому домику старца Амвросия. Когда она подошла ближе, вдруг вышедший келейник спросил ее: где тут Авдотья из города Воронежа? Через пятнадцать минут она вышла от старца вся в слезах и рыданиях. И сказала, что Амвросий - это тот самый человек, который вывел ее на правильный путь в лесу.

Был еще один удивительный случай, когда один мастеровой приехал в Оптину пустынь за заказом и деньгами на изготовление иконостаса. Перед отъездом он решил попросить благословения у старца. Но тот сказал, что необходимо ждать три дня. Мастер подумал, что «просвистит» он так свой заработок, но все же послушал старого монаха. Позже он узнал, что, не давая благословения столько времени, старец буквально спас его от смерти. Ведь все эти три дня его подмастерья стерегли его под мостом, чтоб ограбить и убить. Только когда они ушли, духовник принял мастера и отпустил его.

А однажды преподобный Амвросий Оптинский оживил мертвую лошадь бедного крестьянина, который плакал над ней. Святой на расстоянии мог, как Николай Чудотворец, помогать людям в разных бедствиях. Очень много чудесных историй связано с именем святого Амвросия. Поистине, не зря святой Макарий предрекал ему, что он станет великим человеком.

Заключение

Когда наступили в стране времена тяжелых потрясений, Оптина пустынь была разорена и закрыта. Часовня на могиле старца разрушена. Но тропа к могиле святого не зарастала. Осенью 1987 года Оптина пустынь опять была возвращена Церкви. В годовщину возрождения монастыря Казанской Божией Матери. Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского произошло в 1998 году. Теперь его нетленные телеса почивают в Оптиной пустыни, во Введенском храме.



Похожие публикации