Проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Дисциплинарные взыскания - ошибки применения Сроки применения дисциплинарного взыскания

Должностные обязанности – все обязанности, которые возлагаются на гражданского служащего в связи с замещением данной должности, включая соблюдение ограничений.

Виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

*за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В зависимости от последствий :

а. формальные – последствия не важны;

б. материальные – по последствиям.

Повышенная ответственность за некоторые материальные проступки руководителей.

81.Правовой статус полномочного представителя Президента.

Виды полномочных представителей:

а) в федеральном собрании РФ;

б) в федеральном округе;

в) в Конституционном суде.

Полномочный представитель – должностное лицо, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель :

1) является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента;

2) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ;

3) непосредственно подчиняется Президенту

4) назначается на должность на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.

Задачи :

а. организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;

б. организация контроля за исполнением в федеральном округе решений ФОИВ;

в. обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента;

г. представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе.

Функции :

1. обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

2. анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе;

3. организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов;

4. согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа;

5. организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства;



6. согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта;

7. принимает участие в работе органов государственной власти субъектов, а также органов МСУ, находящихся в пределах федерального округа;

8. вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов.

Права :

2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов;

3) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента;

4) организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента;

5) право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

84.Понятие, виды, принципы государственной службы.

Государственная служба :

а) организационно-функциональная основа государства , осуществляющая функции и задачи государства;

б) в правовом смысле – комплексный институт, объединяющий нормы всех отраслей права в части, касающейся государственной службы;

в) в организационном смысле – организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими:

1. узкий смысл – выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах;

2. широкий смысл - выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (школы, учреждения).

ФЗ «О системе государственной службы».

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

3. субъектов РФ;

4. органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственный орган – органы государственной власти, иные государственные органы, замещаемые государственными должности, которые устанавливаются :

а. Конституцией, ФЗ;

б. Конституциями (уставами), законами субъектов.

Признаки (критерии):

1) осуществление на профессиональной основе (профессия граждан);

2) служебная деятельность (подчинена обеспечению исполнения полномочий определённых в законе субъектов, содержание – функциями и полномочиями для должности);

3) разнородность субъектов ;

4) признание государственными служащими всех лиц, занимающих государственные должности;

5) дифференциация должностей на государственные и негосударственные.

Виды :

1. гражданская;

2. военная;

3. правоохранительная.

Закон о системе государственной службы закрепляет принципы :

1. федерализма – обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2. законности – строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и организаций;

3. приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4. равного доступа граждан к государственной службе – исключение дискриминации (требования к кандидату – характер должностных обязанностей);

5. единства правовых и организационных основ государственной службы , предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6. взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы ;

7. открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих;

8. профессионализма и компетентности государственных служащих;

9. защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

85.Административно-правовой статус предприятий и учреждений.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус :

1. относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности – взаимодействие с ОИВ;

2. относящиеся к государственным предприятиям и учреждениям;

3. относящиеся к муниципальным предприятиям и учреждениям;

4. относящиеся к негосударственным предприятиям и учреждениям.

Всех форм собственности · Устанавливаются в качестве принципов: а) запрет на вмешательство государства в производственно-хозяйственную деятельность; б) государственную регистрацию предприятий; в) обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчётности, предоставления информации, необходимой для налогообложения. · Предприятия обязаны соблюдать предписаниязаконодательства о защите окружающей среды, режиме природопользования и другие правила. · Контроль за соблюдением – уполномоченные государственные органы, которые могут применять меры принудительного воздействия. · Иногда требуется разрешение на занятие определённым видом деятельности.
Государственные и муниципальные предприятия · Собственник таких предприятий – государство. · Ведение государственных органов: 1) создание предприятий; 2) определение предмета и целей деятельности; 3) утверждение устава; 4) управление; 5) назначение на должность и снятие с неё руководителей. · Некоторые виды деятельности – только государственные предприятия – производство оружия, боеприпасов, изготовление и реализация наркотических средств. · Должностные лица предприятий – полномочия государственно-властного характера. · Государственные предприятия (и муниципальные) – унитарные предприятия. · Особенности статуса унитарных предприятий: а) создаются на базе государственной или муниципальной собственности; б) осуществляют деятельность для удовлетворения потребностей в областях, определённых ФЗ. · Виды: а) на праве хозяйственного ведения (государственные предприятия); б) на праве оперативного управления (казённые предприятия). · Законодательное закрепление положения: а) ГК РФ; б) ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. · Учреждение: а) уполномоченными органами государственными и МСУ; б) федеральные – ФОИВ; в) федеральные казённые – Правительство РФ. · Создание – в установленных ФЗ случаях (необходимость производства продукции, которая изъята из оборота). · Учредитель определяет в уставе – специальную гражданскую правоспособность. · Унитарное предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом без согласия собственника. · Собственник унитарного предприятия – право на получение части прибыли. · Собственник имущества казенного предприятия: а) право изымать у казенного предприятия излишнее (неиспользуемое) имущество; б) доводить обязательные заказы; в) утверждать смету доходов и расходов. · От имени РФ или субъекта собственник – органы государственной власти РФ или субъектов. · Руководитель унитарного предприятия – единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником и может действовать от имени предприятия без доверенности. · Действия: 1) представление интересов; 2) утверждение структуры и штата; 3) осуществление приёма на работу; 4) издание приказов; 5) организация выполнения решений собственника. · Контроль за деятельностью унитарного предприятия – орган, реализующий полномочия собственника. · Администрация унитарного предприятия – функции оперативного управления. · Управленческие полномочия – отношения внутри предприятия. · Полномочия собственника унитарного предприятия: а) по вопросам организационной деятельности; б) полномочия, реализуемые по инициативе предприятия (получение согласия); в) полномочия по осуществлению контроля.
Государственные корпорации · Создаются для осуществления социальных, управленческих или иных социально-полезных функций. · Создание – ФЗ. · Виды: а) отраслевые; б) межотраслевые; в) для определённых задач. · Органы управления: а) наблюдательный совет (высший); б) правление (коллегиальный исполнительный); в) генеральный директор – возглавляет правления и руководит деятельностью корпорации. · Издаваемые корпорацией НПА – обязательны для ФОИВ, органов государственной власти субъектов и МСУ.
Негосударственные предприятия · Действуют в пределах административно-правового режима, предусмотренного для всех предприятий. · Роль государства – установление правовых норм и контроль за их соблюдением (не решает конкретных вопросов). · При преобразовании государственных учреждений у государственных органов сохраняется специальное право на участие в управлении ими. · Они назначают своих представителей в совет директоров, наделённых правом вето (одно из их преимущественных прав) при принятии решений о: а) внесении изменений и дополнений в устав; б) ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии; в) изменении уставного капитала; г) заключении определённых сделок.

86.Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.

Формы деятельности органов исполнительной власти – внешнее выражение видов их деятельности , предусмотренных нормами АП, совершаемые в целях осуществления возложенных на них задач , функций , полномочий .

Суть исполнительно-распорядительной деятельности требует :

а. официального оформления действий (для обеспечения определённости в деятельности);

б. создание правовых предпосылок законности деятельности.

Основные формы деятельности – в правовых актах, устанавливающих компетенцию (только в её пределах может действовать).

Формы деятельности:

1) издание правовых актов;

2) проведение организационных мероприятий;

3) осуществление материально-технических мероприятий.

*существует ещё множество классификаций (эта советская).

Также форма деятельности предполагает реализацию органами управления правоспособности, предусмотренной другими отраслями права .

В зависимости от последствий (формы действий):

1. правовые формы действий – действия, влекущие правовые последствия :

а) издание правовых актов – осуществление государственного управления;

б) издание плановых актов, целевых программ – теоритические обоснования основных направлений в содержании государственной деятельности;

в) издание административных и гражданских договоров;

г) заключение международных договоров;

2. неправомерные формы действий – непосредственно не влекут последствий, могут лишь инициаторами или предпосылками совершения действий, которые повлекут последствия :

а) организационные мероприятия;

б) проведение совещаний;

материально-технические операции.

88.Администрация Президента РФ: понятие, основы правового положения.

89.Компетенция РФ в области законодательства об административных правонарушениях.

Законодательство – совместное субъектов и РФ.

Принцип : законы и иные НПА субъектов принимаются в соответствии с ФЗ и не могут им противоречить.

Субъекты – остаточная компетенция .

Форма законодательства:

а. федеральное – закон;

б. субъектов – закон, иные НПА (форма может быть конкретизирована законом).

*законы субъектов должны соответствовать КоАП, в случае противоречия используется КоАП.

Состав законодательства об административных правонарушениях:

а) КоАП (дополнительные законы на федеральном уровне должны вносить изменения в кодекс – самостоятельно не действуют);

б) принимаемые законы субъектов, соответствующие КоАП.

Закон, регулирующий административную ответственность – КоАП (5 разделов).

Ведение РФ (по КоАП) – установление:

1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2. перечня видов административных наказаний и правил применения;

3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (при нарушении ФЗ);

4. порядка производства по делам;

5. порядка исполнения постановлений о наложении взысканий.

КоАП определяет :

1) в соответствии с законодательством о судебной системе – подсудность дел;

2) в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних – подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних;

3) в соответствии с установленной структурой ФОИВ – подведомственность ФОИВ.

Обратная сила :

а. присутствует – закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, иным образом улучшающий положение лица;

б. отсутствует – закон устанавливает или отягчает ответственность, иным образом ухудшает положение лица.

*производство по делу – на основании закона, действующего во время производства по делу.

90.Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.

Черты правового положения ФОИВ до реформы 2004 :

1. самостоятельность всех органов в организационно-правовом отношении;

2. Правительство – координация подведомственных ФОИВ, блоки могли курироваться замами;

3. в деятельности руководствовались всеми НПА ;

4. ведали комплексами и отдельными функциями;

5. концентрация всех функций в одном органе;

6. совпадение основных форм деятельности.

Специфические черты :

1. министерство – ФОИВ, выполняющее все функции, делились: отраслевой и общей компетенции;

2. государственный комитет , федеральная комиссия – ФОИВ, осуществляющие межотраслевую координацию;

3. федеральная служба РФ, агентство , надзор – ФОИВ, осуществляющие специальные функции в установленной сфере.

Утвержден

Указом Президента

Российской Федерации

от2010 №.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I . Общие положения

1. Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации определяет:

1) назначение и сущность служебной дисциплины в подразделениях центрального аппарата МВД России , подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, территориальных органах МВД России и иных организациях и подразделениях, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации ;

2) права и обязанности руководителей (начальников) всех уровней управления по поддержанию служебной дисциплины в органах внутренних дел;

3) обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению служебной дисциплины;

4) порядок поощрения и привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности;

5) порядок обжалования сотрудниками органов внутренних дел дисциплинарных взысканий.

2. Действие Дисциплинарного устава распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации .

3. Поощрение– признание и одобрение начальником в рамках предоставленных полномочий отличий (заслуг) в службе подчиненного сотрудника, образцового исполнения им служебных обязанностей, выраженное в определенной настоящим уставом форме.

4. Отличия (заслуги) в службе – проявление сотрудником героизма; выполнение заданий особой важности и сложности; качественное выполнение работы, превышающей предусмотренный должностными обязанностями объем; иные проявления верности долгу, Присяге, приоритетности государственных и служебных интересов над личными.

5. Дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником по его вине возложенных на него служебных обязанностей.

6. Чрезвычайное происшествие – событие с участием сотрудника, существенно нарушившее обычный ход оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел.

7. Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности сотрудника за нарушение служебной дисциплины.

8. Дисциплинарное взыскание (наказание) – мера дисциплинарной ответственности сотрудника, допустившего нарушение служебной дисциплины (совершившего дисциплинарный проступок), применяемая начальником в рамках предоставленных полномочий.

9. Назначение вне очереди в наряд по службе – возложение на курсанта или слушателя образовательного учреждения МВД России исполнения служебных обязанностей в составе суточного наряда вне графика.

II . Принципы служебной дисциплины в органах внутренних дел

10. Служебная дисциплина в органах внутренних дел основывается на сознательном и беспрекословном соблюдении каждым сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Дисциплинарного устава, нормативных правовых актов МВД России, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников, не противоречащих закону, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения), требований к служебному поведению, обязательств, предусмотренных контрактом о службе.

11. Служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается за счет:

1) личной ответственности сотрудника за выполнение своих должностных обязанностей;

2) установления внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения), прав и должностных обязанностей сотрудников;

3) неукоснительного выполнения сотрудником приказов (распоряжений) начальника, не противоречащих закону;

4) соблюдения сотрудником профессионально-этических норм и принципов, правил внутреннего распорядка, ношения форменной одежды, взаимного приветствия и иных требований к служебному поведению сотрудников;

5) поддержания сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения служебных обязанностей;

6) контроля со стороны прямого и непосредственного начальников за исполнением подчиненными служебных обязанностей, грамотного сочетания и умелого применения мер убеждения и принуждения;

7) формирования у сотрудника высоких деловых, нравственных и личностных качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей;

8) уважения начальником личного достоинства подчиненных, стимулирования их служебной деятельности.

12. В целях защиты интересов службы в органах внутренних дел, общественного осуждения нарушений служебной дисциплины, воспитания личного состава дисциплинарные проступки сотрудников, связанные с нарушением профессионально-этических норм и иных требований к служебному поведению сотрудников, грубым нарушением служебной дисциплины и совершением проступка, порочащего честь сотрудника милиции, в зависимости от тяжести совершенного проступка рассматриваются на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликтов интересов или обсуждаются на общих собраниях.

III . Права и обязанности руководителей (начальников) органов внутренних дел по поддержанию служебной дисциплины

13. Руководитель (начальник) органа внутренних дел в целях поддержания служебной дисциплины пользуются правами, предоставленными действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и должностным регламентом (должностной инструкцией);

14. Права начальника по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

15. Сотрудник, назначенный исполняющим обязанности или временно исполняющим обязанности по должности начальника, пользуется соответствующими дисциплинарными правами в полном объеме.

16. В целях поддержания служебной дисциплины начальник обязан:

1) обеспечивать соблюдение подчиненными законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников, должностного регламента (должностной инструкции), внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения), требований к служебному поведению, обязательств, предусмотренных контрактом о службе;

2) требовать от сотрудника выполнения возложенных нормативными правовыми актами и должностным регламентом (должностной инструкцией) обязанностей по замещаемой им должности;

3) формулировать приказ, распоряжение и указание ясно, кратко и четко, без употребления формулировок, допускающих неоднозначное толкование, проверять и требовать своевременного и точного их исполнения;

4) подавать личный пример дисциплинированности, образцового исполнения должностных обязанностей;

5) выявлять и пресекать совершение подчиненными дисциплинарных проступков;

6) знать и анализировать состояние служебной дисциплины в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению совершения дисциплинарных проступков сотрудниками;

7) обеспечивать всестороннее изучение деловых, личных и нравственных качеств кандидатов на службу;

8) обеспечивать профессиональную подготовку подчиненных на уровне, позволяющем им успешно выполнять служебные задачи;

9) предпринимать меры антикоррупционной защиты, обеспечивать формирование у сотрудников навыков антикоррупционного поведения;

10) лично соблюдать и обеспечивать соблюдение подчиненными профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника;

11) давать принципиальную оценку каждому совершенному сотрудником дисциплинарному проступку;

12) своевременно и объективно докладывать вышестоящему начальнику о нарушениях служебной дисциплины, а о чрезвычайных происшествиях с участием подчиненных – немедленно;

13) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных, в пределах предоставленных ему прав поощрять их отличия (заслуги) в службе;

14) учитывать тяжесть совершенного проступка, степень вины и последствия несоблюдения служебной дисциплины подчиненными при выборе меры дисциплинарного воздействия;

15) знать состояние социально-психологического климата в коллективе, обеспечивать изучение морально-психологического состояния личного состава, своевременно выявлять и устранять причины и условия, способствующие нарушению дисциплины;

16) лично участвовать в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения, проводить индивидуальную воспитательную работу с подчиненными, а также обеспечить проведение необходимых мер по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности ;

17) соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчинённых, не допускать протекционизма, ущемления их законных прав и интересов, преследования сотрудников по мотивам личного характера;

18) соблюдать лично и обеспечивать соблюдение подчиненными режима секретности, сохранности служебных документов;

19) создавать подчиненным необходимые условия для служебной деятельности, повышения ими уровня профессиональной подготовки;

20) контролировать действия подчиненных, соблюдение ими законности, служебной дисциплины и норм профессиональной этики;

21) контролировать соблюдение сотрудниками внутреннего распорядка подразделения.

22) воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей.

17. Начальник обязан обеспечить ведение учета поощрений и взысканий в порядке, установленном настоящим уставом.

IV . Ответственность начальников за поддержание служебной

дисциплины в подразделении

18. Начальник несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненного личного состава, допущенные элементы протекционизма в работе с личным составом, преследование сотрудников по мотивам личного характера.

19. Начальник, не обеспечивший контроль за соблюдением личным составом установленного порядка и требований служебной дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим уставом и нормативными правовыми актами МВД России.

20. Начальник, превысивший свои права по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий, несет дисциплинарную ответственность.

21. Начальник несет дисциплинарную ответственность, за исключением случаев, когда указанные деяния подпадают под уголовную либо административную ответственность:

1) за несоответствие содержания отданного им приказа законодательству Российской Федерации;

2) неправомерно отданный им приказ и его последствия;

3) за непринятие мер по обеспечению исполнения правомерно отданного им приказа;

4) за разглашение государственной тайны, утрату документов, содержащих государственную тайну.

V . Обязанности сотрудников по соблюдению дисциплинарных требований

22. Каждый сотрудник обязан:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Дисциплинарный устав, нормативные правовые акты МВД России, приказы, распоряжения и указания прямых начальников, не противоречащие закону, должностной регламент (должностную инструкцию), внутренний распорядок органа внутренних дел (подразделения), требования к служебному поведению, обязательства, предусмотренные контрактом о службе;

2) добросовестно выполнять служебные обязанности, охранять установленный в Российской Федерации правовой порядок, защищать права и свободы человека и гражданина, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств;

3) точно и в срок исполнять отдаваемый начальником приказ, за исключением приказа, противоречащего закону;

4) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, а также сведения, затрагивающие деловую репутацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

5) содействовать начальнику в поддержании служебной дисциплины, информировать его о ставших ему известными фактах правонарушений, нарушений служебной дисциплины и норм профессиональной этики сотрудниками;

6) беречь вверенные ему оружие, боеприпасы, спецсредства, имущество, технику, служебное удостоверение и жетон с личным номером;

7) поддерживать уровень профессиональной подготовки в соответствии с требованиями в занимаемой должности, а физической – в соответствии с медиковозрастной группой и особенностями по занимаемой должности;

8) выполнять требования старших по должности и по специальному званию в части соблюдения служебной дисциплины;

9) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от служебного положения и места работы, с достоинством вести себя в общественных местах;

10) соблюдать профессионально-этические нормы и принципы, внутренний распорядок органа внутренних дел (подразделения), правила ношения форменной одежды, взаимного приветствия;

11) сообщать начальнику о невозможности прибытия на службу с указанием причин и места своего нахождения.

23. Старшие по специальному званию и по должности, а при равных должностях – старшие по специальному званию во всех случаях обязаны требовать от младших по специальному званию соблюдения ими служебной дисциплины, формы одежды и иных требований, предъявляемых к служебному поведению.

VI . Поощрения и порядок их применения

24. Поощрения являются средством укрепления служебной дисциплины и воспитания личного состава.

25. В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, к сотруднику за отличия (заслуги) в службе, образцовое исполнение им служебных обязанностей могут применяться следующие виды поощрений:

1) объявление благодарности;

2) выдача денежной премии;

3) награждение ценным подарком;

4) занесение в Книгу почета, на Доску почета;

5) награждение Почетной грамотой;

6) награждение нагрудным (почетным) знаком;

7) награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел;

8) награждение именным оружием;

9) досрочное присвоение очередного специального звания;

10) присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;

11) досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

26. К курсантам образовательных учреждений МВД России, кроме перечисленных в пункте 25 настоящего устава видов поощрений, может применяться также поощрение в виде предоставления внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения.

27. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.

28. Начальник применяет к подчиненным сотрудникам виды поощрений в пределах прав, предоставленных ему Министром внутренних дел Российской Федерации.

29. Начальник может ходатайствовать о поощрении отличившихся сотрудников правами вышестоящего начальника.

30. При определении вида поощрения начальник принимает во внимание успешность и добросовестность исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, продолжительность и безупречность службы, достигнутые результаты в службе.

31. Начальник, применивший поощрение, вправе в пределах предоставленных ему полномочий одновременно увеличить размер единовременного денежного вознаграждения по итогам года.

32. Начальник, которому сотрудник временно подчинен по службе, обладает правом применения поощрений в отношении такого сотрудника в пределах предоставленных ему полномочий.

33. Поощрения применяются в отношении отдельного сотрудника, группы сотрудников, всего личного состава органа внутренних дел (подразделения) одновременно. Во втором и третьем случаях с лиц, имеющих дисциплинарное взыскание, оно снимается в порядке поощрения с учетом требований настоящего устава.

34. Поощрения объявляются приказами, за исключением благодарности, которая может быть объявлена как приказом, так и устно. За одно и то же отличие (заслугу) по службе сотруднику может быть объявлено только одно поощрение.

35. Устные поощрения, как правило, объявляются перед строем, на совещании (собрании).

36. Право снятия с подчиненного дисциплинарного взыскания в порядке поощрения принадлежит тому начальнику, которым взыскание было наложено, а также вышестоящим начальникам, имеющим не меньшие дисциплинарные права, чем начальник, наложивший дисциплинарное взыскание.

37. Одновременно в порядке поощрения с сотрудника может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

38. Не применяется мера поощрения о снятии ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания в случаях наложения таких дисциплинарных взысканий как: лишение нагрудного (почетного) знака, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел, а также и в случае неприведения дисциплинарных взысканий в исполнение.

39. Занесение на Доску почета, в Книгу почета, награждение Почетной грамотой, нагрудным (почетным) знаком, именным оружием производится в установленном соответствующими положениями порядке.

VII . Дисциплинарные взыскания, порядок их применения и исполнения

40. Основанием для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности является нарушение сотрудником служебной дисциплины (совершение дисциплинарного проступка).

41. В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины (совершение дисциплинарного проступка) на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) понижение в должности;

6) снижение в специальном звании на одну ступень;

7) лишение нагрудного знака;

8) увольнение из органов внутренних дел.

9) в образовательных учреждениях МВД России, кроме перечисленных видов дисциплинарных взысканий, применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисления из образовательного учреждения.

42. Начальник применяет к подчиненным сотрудникам виды взысканий в пределах прав, предоставленных ему Министром внутренних дел Российской Федерации.

43. За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

44. При нарушении служебной дисциплины совместно несколькими лицами, дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного отдельно.

45. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины сотрудника. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение сотрудника, признание им своей вины, его отношение к службе, результаты деятельности, наличие либо отсутствие действующего дисциплинарного взыскания.

46. По каждому факту нарушения служебной дисциплины у сотрудника истребуется письменное объяснение. В случае отказа сотрудника от предоставления по истечении двух рабочих дней письменного объяснения составляется соответствующий акт, подписанный комиссией в составе не менее 3 человек.

47. Основанием для издания приказа о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности является, как правило, заключение служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка, оформленное в установленном порядке.

48. Порядок организации и проведения служебной проверки определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.

49. В случае очевидности дисциплинарного проступка основанием для издания приказа о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности является рапорт, акт и иные документы, подтверждающие факт совершения проступка, и объяснение сотрудника. В этом случае приказ должен быть издан не позднее 10 дней со дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке.

50. В случаях проведения в отношении сотрудника служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела либо дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения.

51. Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меру наказания, выходящую за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.

52. Наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, производится только после смены виновного с дежурства, караула, поста, участка патрулирования или после его замены другим сотрудником.

53. Слушатели и курсанты образовательных учреждений МВД России при наложении на них дисциплинарного взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе привлекаются к несению службы только в своем образовательном учреждении в любые дни недели в свободное от занятий время. Продолжительность выполнения наряда по службе устанавливается в пределах продолжительности рабочего времени, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

54. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения дисциплинарного проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении.

55. Вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчить, снять дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное дисциплинарное взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка.

56. Принятие вышестоящим начальником решения о наложении более строгого взыскания должно быть осуществлено в течение 10 дней со дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, или не позднее одного месяца со дня утверждения заключения служебной проверки.

57. Старший по должности сотрудник, а при равных должностях – старший по званию в случае нарушения младшим по должности и (или) специальному званию сотрудником служебной дисциплины вправе ходатайствовать перед прямым начальником младшего сотрудника о применении мер дисциплинарной ответственности.

58. К сотруднику, впервые нарушившему служебную дисциплину, как правило, применяются такие виды взысканий, как замечание или выговор, за исключением случаев грубого нарушения служебной дисциплины.

59. К сотруднику, допустившему грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него действующих дисциплинарных взысканий, могут быть применены все виды дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

60. При нарушении дисциплины сотрудником, имеющим действующее дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, ставится вопрос об увольнении его из органов внутренних дел по соответствующему основанию.

61. Не может применяться взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии к сотруднику, состоящему в должности менее одного года.

62. При привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического (и (или) иного токсического) опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования – показаниями не менее двух свидетелей. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.

63. Увольнение из органов внутренних дел и понижение в должности применяются в качестве дисциплинарного взыскания только в случаях:

1) грубого нарушения служебной дисциплины;

2) неоднократного нарушения служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме.

64. Увольнение из органов внутренних дел является крайней мерой дисциплинарного взыскания.

65. Понижение в должности применяется к сотруднику как альтернатива увольнению из органов внутренних дел.

66. Наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом. Замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд по службе могут быть объявлены устно.

67. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием оснований его издания объявляется сотруднику, подвергнутому взысканию, под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия сотрудника на службе. В случае отказа сотрудника от ознакомления с приказом комиссией в составе не менее 3 человек составляется соответствующий акт.

68. Приказ о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности правами прямого начальника вышестоящего органа внутренних дел направляется по месту службы сотрудника в день регистрации. В этом случае срок объявления сотруднику приказа о наложении дисциплинарного взыскания исчисляется со дня его поступления в орган внутренних дел, в котором сотрудник проходит службу.

69. Дисциплинарное взыскание сотруднику органов внутренних дел может объявляться перед строем, на совещании (собрании) либо лично.

70. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел и понижения в должности приводится в исполнение не позднее одного месяца со дня его наложения путем издания приказа по личному составу, в соответствии с порядком назначения и увольнения сотрудников, определенным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

71. По истечении одного месяца со дня наложения дисциплинарное взыскание в виде понижения в должности или увольнения из органов внутренних дел в исполнение не приводится, но подлежит учету.

72. Должностное лицо, по вине которого наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание не приведено в исполнение, привлекается к дисциплинарной ответственности.

73. Дисциплинарное взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.

74. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения.

75. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.

76. Для снятия дисциплинарного взыскания, наложенного вышестоящим начальником, непосредственный начальник возбуждает соответствующее ходатайство.

77. В случае подачи сотрудником жалобы в суд либо вышестоящему начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

VIII . Учет поощрений и дисциплинарных взысканий

78. Учету подлежат все поощрения и дисциплинарные взыскания сотрудника.

79. Сведения о поощрениях и дисциплинарных взысканиях, объявленных приказами, заносятся в соответствующий раздел послужного списка личного дела сотрудника.

80. Сведения о поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотрудников учитываются подразделениями по работе с личным составом органов внутренних дел в порядке и по форме, утвержденной Министром внутренних дел Российской Федерации.

IX . Ведение документации о поощрениях и дисциплинарных взысканиях

81. Служебная документация по учету поощрений сотрудников и наложенных на них дисциплинарных взысканий ведется в соответствии с требованиями о документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

82. Служебная документация по учету поощрений сотрудников и наложенных на них дисциплинарных взысканий хранится в делах в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной в установленном порядке начальником органа.

83. Законченные производством дела (тома дела) хранятся в архиве подразделения делопроизводства и режима органа внутренних дел в соответствии с перечнями документов, в которых установлены сроки их хранения.

X . Порядок обжалования дисциплинарных взысканий

84. Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам, вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, или в суд в трехмесячный срок со дня ознакомления его под роспись с соответствующим приказом, а по делам об увольнении – в месячный срок со дня ознакомления с приказом об увольнении и вручения его копии.

85. В случае подачи сотрудником жалобы приведение в исполнение дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

86. Письменное указание вышестоящего начальника об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника является обязательным для исполнения.


Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 29, ст. 3698; 2001, № 1 (ч.1), ст. 2; № 53 (ч.1), ст. 5030; 2002, № 27, ст. 2620; № 30, ст. 3033; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; 2007, № 10, ст. 1151; № 49, ст. 6072; 2008, № 52 (ч.1), ст. 6235; 2009, № 30, ст. 3739; № 51, ст. 6151; «Российская газета», 26.07.2010 № 163.

За совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание. Так указано в ст. 57 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) - основного правового акта, регулирующего гражданскую службу. Какие виды дисциплинарных взысканий применяются в отношении государственных служащих, в каких случаях и каком порядке, расскажем в настоящей статье.

Виды дисциплинарных взысканий

Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе. Следовательно, это правомерно, что перечень видов дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих шире перечня видов дисциплинарных взысканий, установленных ТК РФ.

Представитель нанимателя вправе применить к государственному служащему следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 57 Закона N 79-ФЗ):

Замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
- увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ).

Порядок применения дисциплинарного взыскания

Согласно ст. 58 Закона N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Уведомление о необходимости представить объяснение рекомендуем оформить в письменном виде. В случае отказа служащего от дачи объяснения составляется соответствующий акт, желательно с подписями двух свидетелей из числа работников. Отказ служащего дать объяснения не будет препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

При применении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного гражданским служащим проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен проступок, и качество исполнения служащим его должностных обязанностей.

Внимание! Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (ч. 6 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано гражданским служащим в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суде.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному изысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Вместе с тем представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя (ч. 8, 9 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

Внимание! При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе (ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

День совершения и день обнаружения дисциплинарного проступка

Дисциплинарное взыскание можно применить не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. Из этого периода исключаются время нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, отсутствия его на службе по иным уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Обратим на это особое внимание.

Минздравсоцразвития в Письме N 2647-17 дает следующие разъяснения по этому поводу: днем совершения дисциплинарного проступка следует считать день его обнаружения. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке. Если вторая часть разъяснения не вызывает вопросов, то со словами, что "день совершения проступка приравнивается ко дню его обнаружения", согласиться нельзя в силу буквального толкования нормы ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, тем более что Закон N 79-ФЗ разграничивает срок применения дисциплинарного взыскания относительного даты совершения и даты обнаружения проступка. То есть правильно считать датой совершения дисциплинарного проступка день, когда был совершен проступок, а датой обнаружения - день, когда о совершении проступка стало известно непосредственному руководителю государственного служащего.

Служебная проверка

В отличие от ТК РФ, Закон N 79-ФЗ предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 58).

В ходе такой проверки устанавливаются:

Факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- вина гражданского служащего;
- причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего - ч. 1 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4, 5 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

В нем указываются (ч. 9 ст. 59 Закона N 79-ФЗ):

Факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
- предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого она проводилась (ч. 10 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, вправе на ее время отстранить от замещаемой должности гражданского служащего, в отношении которого проводится эта проверка. При этом за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе (ч. 8 ст. 59 Закона N 79-ФЗ):

Давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
- обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, перед представителем нанимателя, назначившим проверку;
- знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Порядок проведения служебной проверки и наложения дисциплинарного взыскания может быть конкретизирован ведомственными правовыми актами.

Например, в отношении гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ применяются:

Инструкция по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом ФСКН России N 424;
- Инструкция об организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом ФСКН России N 365.

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности?

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также - гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 "О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации". Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей.

Государственный служащий несет дисциплинарную ответственность за должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей по замещаемой должности гражданской службы. Перечень дисциплинарных взысканий расширен специальным законодательством, применяемым только к государственным гражданским служащим.

Закон предусматривает особую процедуру привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности и особый порядок (административный и (или) судебный) обжалования дисциплинарных взысканий, а также выявляется специфика видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на государственных служащих.

Под дисциплинарным взысканием понимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия, применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностной проступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия является прекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольнения с государственной службы.

Гражданско-правовая ответственность

Особенностью ответственности государственных служащих является то, что они не несут непосредственно перед физическими и юридическими лицами, имуществу которых причинен ущерб, гражданско-правовую ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с исполнением ими возложенных на них должностных обязанностей. Применительно к отношениям, возникающим в сфере государственного управления, субъектом имущественной ответственности является государство в лице органов государственной власти, а не государственный служащий Тамасханов И.А. Актуальные вопросы ответственности должностных лиц публично-правовых органов //Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 1, с.21.

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом.

Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц.

Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.

Идея гражданско-правовой (материальной) ответственности государства перед лицами, пострадавшими от неправомерных действий государственных органов и их чиновников, в настоящее время получила национальное и международное правовое признание. Так, согласно ст. 53 Конституции РФ декларируется право каждого гражданина на возмещение вреда причиненного неправомерными действиями органов государства. И особым случаем является ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренная ст. 1070 Гражданского кодекса РФ (далее -- ГК РФ).

В условиях становления правового государства законодатель придает все большее значение институту возмещения вреда в связи с постоянным взаимодействием граждан с указанными органами.

Например, субъектом, обязанным возмещать вред, согласно ст. 1070 ГК РФ является государство, а не конкретный государственный орган, причинивший вред.

Возложение ответственности именно на государство обусловлено тем, что конкретное учреждение (государственный орган), действиями должностных лиц которого причинен вред, как юридическое лицо, обладающее имущественной обособленностью, может вступать в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган дознания, следствия, прокуратуры или суда.

Целесообразность возложения обязанности по возмещению вреда за счет казны обусловлена и тем, что незаконная деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда рассматривается как нарушение государством своей обязанности по охране прав, свобод и законных интересов граждан, необеспечение им законного функционирования указанных органов.

Определяя субъектом ответственности государство, публичная власть гарантирует сбалансированность правовой системы, стабильность установленных общественных отношений.

Следует обратить внимание, что установление правового режима, при котором вред возмещается за счет казны, существенно повышает эффективность института возмещения вреда, так как обеспечивает гражданам более надежный источник компенсации, своевременную защиту и полное восстановление социальной справедливости. Казна располагает большими возможностями, чем конкретный орган, и тем более должностное лицо, по восстановлению потерпевшему прежнего состояния. Необходимо отметить, что ранее действовавшее законодательство предусматривало возмещение вреда не за счет государства, а за счет конкретного органа Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причинённый незаконными действиями должностных лиц государственных органов //Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 1, с.28.

В отношениях по возмещению вреда с участием государства одной из ключевых категорий является понятие казны. Определение и выяснение сущности этого понятие имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Употребление понятия «казна» в российском праве имеет давние традиции. На сегодняшний день законодатель закрепил легальное понятие казны. Согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа». В случаях, когда в соответствии с действующим ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В связи с тем что одной из главных задач органов казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, целесообразным было бы, на наш взгляд, привести в соответствие со ст. 1070 ГК РФ Положение о Федеральном казначействе, предусмотрев что Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Рассматривая дело в суде о возмещении вреда, причиненного указанными выше органами, необходимо более тщательно устанавливать орган, на который должно быть возложено его возмещение. Нередко суды ошибаются в выборе субъекта, обязанного возместить вред. Особую актуальность данная проблема обрела в современных условиях. Причиной этому является действие Бюджетного кодекса РФ, который устанавливает порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину. Согласно Бюджетному кодексу РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями государственных органов и должностных лиц, в суде от имени казны РФ выступают соответствующие главные распорядители средств федерального бюджета по подведомственной принадлежности.

Также следует обратить внимание на еще одну особенность ответственности государства - существующую проблему исполнения судебных решений о взыскании денежных средств с казны. Проблема обращения взыскания на средства бюджетов во многом вызвана тем, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, с одной стороны, являются равными субъектами и обладают статусом юридического лица, а с другой - они обладают властными полномочиями, которые непосредственно выражаются в компетенции государственных (муниципальных) органов.

ГК РФ (ст.1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Гражданско-правовая ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Моральный вред подлежит денежной компенсации в тех случаях, когда он явился результатом действий (бездействия) госслужащих, нарушивших личные неимущественные права либо посягавших на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Хотя гражданско-правовая ответственность госслужащих и наступает в связи с должностным проступком, тем не менее, ее нельзя рассматривать как дисциплинарную санкцию. Гражданско-правовая ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, и она может применяться одновременно и наряду с мерами дисциплинарных взысканий. Поэтому привлечение госслужащих к этому виду ответственности не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный имущественный вред. Более того, привлечение к административной или уголовной ответственности является необходимым условием привлечения и к материальной ответственности.

Отдельные категории госслужащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов. Госслужащие, виновные в причинении материального ущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальную ответственность в общегражданском порядке. Причинение государственному органу вреда при исполнении должностных обязанностей не должно ставить госслужащего в затруднительное материальное положение, лишать его самого и его семью необходимых средств к существованию. Поэтому госслужащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность, т.е. возмещение материального ущерба в заранее установленных пределах. Таким пределом следует считать определенную часть месячного содержания госслужащего. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких госслужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Руководитель государственного органа при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может, не проводится, если причина ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия. Госслужащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий орган или в суд в течение двух недель со дня объявления взыскания.



Похожие публикации