Язык навахо. Навахо язык Глаголы с классификаторами

НАВАХО ЯЗЫК (Navajo, устар. Navaho), североамериканский индейский язык атабаскской языковой семьи, распространенный на юго-западе США (главным образом, на территории огромной резервации в штатах Аризона, Нью-Мексико и Юта). Нáвахо входит в группу близкородственных южноатабаскских, или апачских языков, относительно поздно мигрировавших на юг из исконного атабаскского ареала, находящегося в западной Канаде и на Аляске. Происхождение этнонима Navajo не вполне ясно. В английский он пришел из испанского языка, а в испанском, скорее всего, отражает слово из таноанского языка тева, означающее "глубокое ущелье (каньон) с возделанными полями". Язык навахо весьма однороден, диалектное членение в нем выражено слабо.

Численность носителей навахо достигает от 100 до 150 тыс. человек (общее число индейцев-навахо близко к 200 тысячам). Навахо – один из самых благополучных с точки зрения перспектив выживания североамериканский индейский язык. Еще в 1970-е и даже в 1980-е годы число носителей навахо росло, в 1990-е годы во многих индейских семьях родным языком для детей становился английский. Для подавляющего числа носителей типично навахо-английское двуязычие.

Навахо исследовали многие лингвисты, в том числе Э.Сепир. В одной из своих работ Сепир на чисто лингвистических основаниях доказал северное происхождение индейцев навахо. После смерти Сепира его материалы были частично обработаны и опубликованы его учеником Х.Хойером. В настоящее время навахо – наиболее документированный индейский язык Северной Америки. В первую очередь это заслуга Р.Янга и У.Моргана, в течение более 50 лет исследовавших навахо, основавших современную орфографию навахо и издавших многие тысячи страниц грамматических описаний и словарей. На навахо опубликовано большое количество учебных материалов. Язык преподается в школах и колледжах.

На материале навахо и других атабаскских языков были впервые описаны многие языковые явления. В ряду различных именных классификаций, распространенных в языках мира, – таких, как именные классы, классификаторы и т.д., – стоит атабаскская система так называемых классифицирующих глаголов. Одному и тому же глаголу европейских языков в навахо может соответствовать целая серия глаголов, используемых в зависимости от характеристик предмета, с которым происходит данное событие. Так, смыслы "упасть", "двигаться", "нести" передаются разными глаголами в зависимости от таких характеристик предмета, как его одушевленность, число (один/два/много), форма и консистенция (округлый, продолговатый жесткий, продолговатый гибкий, плоский, кашеобразный и т.д.).

В 1973 американский лингвист К.Хэйл, основываясь на данных навахо, впервые ввел в лингвистическую теорию понятие иерархии. Хэйл заметил, что в навахо употребление местоименных префиксов 3-го лица регулируется, среди прочего, соотношением между субъектом и объектом предложения по одушевленности или внутренней активности. В частности, если субъект более активен, чем объект (например, субъект – человек, а объект – животное или неодушевленный предмет), то употребляется префикс yi- (Мальчик пчелу yi-убил ), а если более активен объект – то употребляется префикс bi- (мальчика пчела bi-укусила ).

Навахо является типичным полисинтетическим языком с морфологически сложным глаголом, включающим множество грамматических категорий. На материале навахо Э.Джелинек в 1980-е годы сформулировала идею языка с местоименными аргументами. Согласно этой идее, аргументы глагола в разных языках реализуются по-разному. Если в таких языках, как английский или русский, аргументами глагола являются автономные слова – именные группы, то в языке типа навахо аргументами являются местоименные морфемы в составе глагола, а именные группы представляют собой факультативные приложения к местоименными аргументам.

Навахо, как и другие атабаскские языки, является почти исключительно префиксальным языком. Глагольная словоформа описывается как порядковая структура с конечным корнем и примерно двумя десятками префиксальных позиций. При этом порядок префиксальных позиций сложен и парадоксален. Словоизменительные и словообразовательные позиции перемешаны непредсказуемым образом. Однотипные значения часто маркируются в разных позициях и наоборот. Сепир писал, что атабаскские языки по своей структуре очень отличаются от большинства североамериканских индейских языков. С другой стороны, атабаскские языки максимально далеки и от среднеевразийского «стандарта».

Особенность лексики навахо – почти полное отсутствие заимствований из других языков. Несмотря на то, что предки навахо пересекли большую часть североамериканского континента, двигаясь в ареал современного проживания, и вероятно контактировали со многими индейскими племенами, в их языке нет никаких следов этих событий. Имеется несколько существительных, заимствованных из испанского языка (таких, как bilagáana "белый человек", от исп. americano "американец"). Глагольных заимствований в навахо не может быть в принципе – из-за особенностей структуры навахского глагольного корня и префиксального словоизменения.

В английский и другие европейские языки из навахо перешло название традиционного навахского жилища: англ. hogan из навахск. hooghan "округлое жилище, обычно со стенами из бревен, обмазанных глиной". Кроме того, в археологии используется термин «анасази» – название индейской культуры, распространенной на современной территории навахо за несколько столетий до их прихода (от навахск. "anaas ází "предки врагов").

Во время Второй мировой войны язык навахо использовался ВМС США в качестве кода для секретных радиопереговоров. В мае 1942 группа знатоков навахо, служивших в ВМС, разработала основы нового кода: "корпус" был обозначен навахским словом, означающим "клан", "немцы" были обозначены как "железные шляпы", "танк" – как "черепаха" и т.д. Были закодированы сотни военных понятий. Кроме того, были придуманы обозначения для букв латинского алфавита – это были навахские переводы английских слов, начинающихся с соответствующей буквы. Например, буква A могла кодироваться навахскими словами, означающими "муравей" (англ. ant), "яблоко" (англ. apple) или "топор" (англ. axe). Около четырех сотен навахо работали в качестве шифровальщиков и радистов (code talkers).

Андрей Кибрик

По данным переписи 2000 года, навахо - единственный язык туземного населения Америки к северу от американо-мексиканской границы, на котором говорит, по состоянию на начало 21 века, 178 000 человек, причем это число сейчас растет .

  • высокий (?)
  • низкий (aa)
  • восходящий (a?)
  • нисходящий (?a)

1.2. Согласные

Ниже перечислены согласные навахо в орфографическом записи и транскрипции МФА :

билабиальни альвеолярные палатальный велярный гортанные
центральные латеральные простые губные
Взрывные непридихови b [P] d [T] g [K]
придыханием t k
Глотализовани t " k " " [ʔ]
Африкаты непридихови dz [ʦ] dl j [ʧ]
придыханием ts [ʦ ʰ] "Ch" [ʧ ʰ]
глотализовани ts " [ʦ "] Tł " ch " [ʧ "]
фрикативный Глухие s [S] ł [ɬ] sh [Ʃ] h [X] hw h [H]
Звонки z [Z] l [L] zh [Ʒ] gh [Ɣ] ghw [Ɣ ʷ]
носовые m [M] n [N]
Глайд y [J] w [W]

Звонкий латеральный l реализуется как аппроксимант, а ł - как фрикативный. Такая корреляция является обычной в языках мира (ср. в валлийском), поскольку настоящий глухой обычно плохо заметен, однако на фоне других южных атабаскських как это выглядит скорее необычно. Согласный h произносится как [X] в начале основы и как [H] в начале суффикса или непочатковий позиции в основе.

Как и во многих других языках северо-запада Америки, в навахо сравнительно мало губных согласных.


1.3. Морфонология

В языке навахо существует так называемая гармония согласных: в рамках одного слова могут встречаться или только шипящие , или только свистящие.

2. Грамматика

С типологической точки зрения, навахо есть агглютинативного полисинтетические языке с вершинным маркировкой. При этом в навахо достаточно высокую степень фузии , особенно фонологической. Преобладающий порядок слов в навахо - SOV, но при этом речь преимущественно префиксных , типологически неожиданно.

Большую роль в навахо играет глагол - существительные несут сравнительно немного грамматической информации. Кроме того, в навахо существует множество модификаторов типа местоимений , клитик , указательных элементов, числительных, послелогами, наречий и союзов . В грамматике Г. Хойера все эти элементы называются долями. В навахо Есть прилагательных как особой части речи - вместо них используются глаголы.


2.1. Существительные

Большинство существительных не имеют отличных форм числа ; нет в навахо и склонения .

Часто полные именные группы в предложении не нужны, потому что глагол содержит достаточно информации.

2.2. Глаголы

Глагольные формы в навахо, наоборот, очень сложны и несут богатую лексическую и грамматическую информацию.

Многие понятия выражаются номинализации и глагольными перифразами, например Hoozdo - " Финикс "(дословно "здесь жарко"), ch"?"?tiin - "дверной проем" (дословно" здесь горизонтальная дорога наружу "), n?"oolkił? - "часы" ("то, что медленно движется по кругу") и chid? naa"na"? bee"eld ǫǫ htsoh bik? "dah naaznil?g? -" танк "(" машина, на которой сидят сверху и которая ползает с большой взрывающейся летию сверху ").

Глагольные формы состоят из основы , к которой добавляются различные словообразовательные и словоизменительные префиксы. В каждом глаголе должен быть хотя бы один префикс. Порядок префиксов жестко фиксирован.

Сама основа, в свою очередь, состоит из корня и суффикса (часто плохо заметного в поверхностной форме через фузии). К этой основе (stem) добавляются префиксы так называемых классификаторов, которые зависят от типа аргумента (эта система похожа на системы именных классов в африканских или Дагестанских языках). Основа с этими префиксами называется "темой" (theme).

Тема сочетается с деривационного префиксами, формируя "основу" (base), к которой, в свою очередь, добавляются словоизменительные ("Парадигматические") префиксы.


2.2.1. Структура глагольной словоформы

Порядок префиксов в словоформе зависит от класса префикса, для словоформы существует своего рода шаблон. В таблице приведена одна из недавних версий такого шаблона для навахо , хотя сама идея о подобном устройстве словоформы восходит еще к Эдварду Сепира.

Конечно, не в каждой словоформе встречаются все эти префиксы.

Глагольная словоформа состоит из трех частей:

дизьюнктни префиксы коньюнктни префиксы основа

Эти части, в свою очередь, делятся на 11 позиций.

дизьюнктни префиксы коньюнктни префиксы основа
0 1a 1b 2 3 4 5 6 7 8 9 10
объект послелогами послелогами "Тематический" наречие итератив множество прямое дополнение дейктични элемент "Тематический" наречие способ действия и вид подлежащее классификатор основа

При этом иногда некоторые сочетания префиксов подвергаются перестановке, нарушая указанный выше порядок. Так, префикс a-(объект 3-го лица) обычно идет к префикса di-, ср.: Adisbąąs "Я начинаю вести колесную тележку" [

Тем не менее если в одной словоформе с a-встречаются префиксы di-и ni-, первый меняется местами со вторым, что приводит в порядок di-- a - ni-, ср. Di"anisbąąs "Я веду виз (в чем-то) и застревают "[ adinisbąąs ("a-di-ni-sh- ł-bąąs ")


2.2.2. Глаголы с классификаторами

Многие глагольных основ в навахо (и других атабаскських языках) имеют специальные формы, которые различаются в зависимости от формы или других характеристик объекта. Таковы основы называют глаголами с классификаторами (classificatory verbs). Обычно у каждого классификатора есть ярлык- аббревиатура . Существует 11 первичных классов глаголов "трогание" (handling).

Они перечислены ниже (в форме перфективу)

Классификатор + основа Ярлык Описание Примеры
- "Ą SRO Твердый округлый предмет бутылка, мяч, ботинок, коробка
-Yį LPB Ноша, мешок, связка Рюкзак, узелок, мешок, седло
-Ł-jool NCM некомпактно вещество пучок волос или травы, облако, туман
- L? SFO Тонкий гибкий предмет Веревка, ножки, горка жареных луковиц
-Tą SSO Тонкий твердый предмет Стрела, браслет, сковорода, пила
-Ł-tsooz FFO Плоский гибкий предмет Коврик, плащ, мешок с зеленью
-Tł? " MM Мягкая вещество Мороженое, грязь, пьяный упавший
-Nil PLO1 Множественные предметы (1) Яйца, мячи, животные, монеты
-Jaa " PLO2 Множественные предметы (2) Шарики, зерна, сахар, насекомые
-Ką OC Открытый сосуд Стакан молока, ложка пищи, горстка муки
-Ł-tį ANO живой предмет Микроб, человек, труп, кукла

Таким образом, в навахо нет, скажем, глагола "давать". Чтобы сказать "дай мне сена" нужно использовать основы классификатору NCM: n?łjool. Напротив, "дай мне сигарету" будет передаваться другим глаголом: n?tįįh. Первичные глагола с классификаторами также различают несколько способов обращения с объектом. По этому признаку они делятся на три класса:

  • "Трогание" (handling), например "нести", "опускать", "братья";
  • "Приведение в движение" (propelling), например "подбросить", "впустить", "бросить";
  • "Свободный полет" (free "flight), например "падать" или "лететь".

Так, например, если взять класс SRO, есть три различных глагола

  • - "Ą трогать (нечто круглое)
  • -Ne бросить (что-то круглое)
  • -L-ts "id (что-то круглое) движется именно.

2.2.3. Чередование yi-/bi-

Как и в большинстве атабаскських языков, оживленисть играет важную роль в грамматике навахо: много глаголов имеют различные формы в зависимости от оживлености его аргументов.

В навахо можно выделить следующую иерархию оживлености: Человек → Ребенок / Великая животное → Животное средних размеров → Маленькая животное → Сила природы → Абстракция. Обычно наиболее оживленная название идет в предложении первым. Если оба имени занимают одинаковое место в этой иерархии, оба могут занимать и первое место в предложении.


3. Современное положение

Индейцы племени навахо, 1887 год

Языке навахо до сих пор говорят многие представители народа навахо разного возраста. Многие родители передают навахо детям как родной язык: среди индейских племен Северной Америки это сейчас редкость. Однако речь все же находится под угрозой, особенно в городских районах за резервациями , поскольку все больше молодых навахо переходят на английский язык.

Даже в резервациях, по данным переписей, доля индейцев 5-17 лет, которые не обладают навахо, с 1980 по 1990 год выросла с 12% до 28%. В 2000 году эта цифра достигла 43%.

Язык навахо, непонятная японцам, использовалась в армии США как язык радиосвязи во время 2-й мировой войны (данные события легли в основу фильма "Говорящие с ветром").


4. Образец текста

Фольклорная рассказ с Навахо:

Ashiik? t"? diigis l?i "t?łikan? ła" ?diiln?ł d? nihaa nahidoonih n?igo yee hodeez"ą jin?. ?ko t"? ał"ąą ch"il na"atł"o"ii k"iidiil? d? h?hg?shįį yinaalnishgo t"? ?łah ch"il na"atł"o"ii n?ineest"ą jin?. ??d? t?łikan? ?yiilaago t"? b?h?g? t"? ał"ąą tł"?z?k?g? yii "haid?łbįįd jin?. "H?adida d? t?łikan? y?g? doo ła" aha"diidził da, "n?igo aha"deet"ą jin? ". ??d? baa nahidoonih biniiy? kintahg? dah yidiiłjid jin?.

Примерный перевод: Несколько безумных мальчиков решили сделать вина на продажу, так что каждый высадил лозу, и после тяжелой работы они довели ее до зрелости. Затем, сделав вино, они перелили его в мехи. Они согласились, что никогда не дадут друг другу ни глотка из них и, взвалив мехи на спины, пошли в город.

Навахо, самоназвание - дене, дине, самоназвание территории проживания навахо - Динета) - индейский народ, проживающий, главным образом, на территории США. Язык навахо относится к атабаскским языкам. Навахо - один из самых многочисленных индейских народов Северной Америки - около 250 тыс. чел.


Отдельные племенные группы атабасков начали мигрировать на юг из районов северо-западной Канады и восточной Аляски в XI-XII веках, предки современных навахо вместе с другим группами родственных апачей - в XIV веке. Более двухсот лет понадобилось им для переселения по Великим равнинам на юго-запад США. Здесь основными занятиями навахо стало земледелие и - по мере проникновения испанской колонизации на север - скотоводство; были позаимствованы такие ремёсла как ткачество, гончарство и др. Северное происхождение навахо подтверждается не только языковой близостью с атабасками Канады, но и наличием жилища-хогана, а также рядом других особенностей материальной и духовной культуры. Первые, исторически достоверные упоминания испанскими хронистами народа Apachu de Nabajo относятся к двадцатым годам XVII века. Экзоним "Аpachu" на одном из языков индейцев пуэбло (вероятно, индейцев племени зуни) означало "враги", "Nabajo" - "возделанные поля". Таким образом, первоначальное название народа навахо, позаимствованное испанцами у местных индейцев, по существу означало "враги, занимающиеся земледелием", в отличие от других племенных групп апачей, еще не перешедших на оседлый образ жизни. Место расселения навахо на тот момент локализуется историческим регионом Чама (Chama, New Mexico) расположенным в центральной части границы между современными штатами Нью-Мексико и Колорадо.


В конце XVII - начале XVIII веков на земли, ранее занятые навахо, с территорий, полностью подконтрольных испанской администрации, переселяются представители племён пуэбло. Это приводит к тому, что навахо заимствуют от автохтонного населения ряд традиций пуэбло, в частности, начинают сооружать крепости-пуэблито, напоминающие крепости древних пуэбло. Пуэблито служат для защиты как от испанцев, так и от набегов ютов и команчей. Традиционные жилища навахо - хоганы - представляют собой сооружения из брёвен, обмазанные глиной. До XIX века продолжался постепенный распад первобытно-общинного строя; при этом навахо фактически сохраняли независимость от испанских колонизаторов и (позднее) мексиканских властей. Утрата независимости произошла после захвата США в 1848 юго-западной части Северной Америки; в 1860-х навахо поселены в резервациях (на территории штатов Аризона, Нью-Мексико и Юта. Исторические земли навахо известны под названием Динета или Динетах. В настоящее время большинство индейцев навахо (около 60 % от общего количества) проживают на территории полуавтономной резервации, известной как Нация навахо. Её территория полностью окружает земли малочисленного народа хопи. Поскольку хопи поддерживают активные контакты с внешним миром, это становится причиной частых конфликтов между ними и навахо за земли и связанные с ними права. Несмотря на неоднократные попытки, Конгресс США пока не смог разрешить конфликт между навахо и хопи.


Навахо-нейшен "Нация навахо"- индейская резервация народа навахо, полуавтономное государственное образование в США, управляемое индейцами навахо. Занимает площадь 67 тысяч км² на северо-востоке штата Аризона, юго-востоке штата Юта и северо-западе штата Нью-Мексико. Крупнейшая индейская резервация на территории США. Ранее территория называлась «Индейская резервация навахо» (Navajo Indian Reservation). 5 апреля 1969 года название на гербе резервации было изменено на "Нация навахо". В 1994 году племенной совет, управляющий резервацией, отверг предложение о замене названия "Навахо" на "Дине", мотивировав это тем, что название дине для народа употреблялось до так называемого Долгого марша навахо, события 1864 года, когда народ навахо был насильственным образом переселён из Аризоны на восток штата Нью-Мексико. Название же резервации должно указывать не на прошлое, а на будущее.


После Долгого марша по договору 1868 года была образована резервация навахо, занимавшая северо-запад штата Нью-Мексико. Однако, хотя договор точно описал границы территории, на местности они никак не были обозначены, и пограничные посты не были установлены, так что сами навахо не придерживались этих границ, и селились на всех территориях, где они жили до депортации. Впервые территория резервации была расширена 28 октября 1878 года, когда президент Резерфорд Хейс подписал указ о передвижении границы на 30 километров западнее. Позже территория неоднократно расширялась в конце XIX и начале XX века. В большинстве случаев расширение проводилось на основе указов, некоторые из которых позже были подтверждены Конгрессом США. В 1887 году федеральное правительство сделало попытку "цивилизовать" индейцев, расселив их на сельскохозяйственных территориях. Часть таких земель была выделена на восточной границе резервации. Земли самой резервации не подлежали преобразованию в сельскохозяйственные, однако позже при расширении границ на востоке резервации племенные земли навахо и сельскохозяйственные земли, не принадлежащие навахо, оказались перемешаны. В 1934 году программа переселения была прекращена.


Площадь резервации составляет 62 362,06 км². Это самая большая индейская резервация США. Резервация со всех сторон окружает резервацию народа хопи. В 1980-е годы Министерство внутренних дел США попыталось объединить резервации навахо и хопи. Это вызвало конфликт, который был юридически разрешён, когда часть земли была сдана в аренду на 75 лет. Несколько территорий, находящихся в штате Нью-Мексико под управлением навахо, не соединяются с основной территорией Нации навахо. Территория резервации представляет собой пустыню. На ней расположены природные памятники различного подчинения, включая национальный монумент Каньон Де Шейи, Долину монументов, национальный монумент Радужный мост и Корабельную скалу. Вся земля считается общей собственностью навахо и управляется правительством Нации навахо.


Согласно переписи 2000 года на территории резервации проживали 173 987 гражданина навахо, что составляет 58,34 % всех индейцев навахо в США. Нация навахо установила, что любой человек, имеющий как минимум четверть крови навахо, может записаться гражданином навахо и получить сертификат индейской крови. В 2004 году Совет Нации навахо проголосовал против предложения снизить эту долю до одной восьмой. К меньшинствам относятся хопи, пайюты, а также американцы европейского этнического происхождения. В 1991 году была проведена реформа управления Нации навахо. В настоящее время резервация имеет три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. Правительство навахо трижды отказывалось провести реформу управления, как это предполагалось Законом о реорганизации индейцев 1934 года. В 1935 и 1953 годах законодательные инициативы, предложенные федеральным правительством, были отвергнуты, так как навахо считали, что они ущемляют их права на использование полезных ископаемых и на свободу скотоводства. В третий раз, в 1963 году, реформа была сочтена слишком сложной и потенциально угрожающей свободе самоопределения навахо. Проект конституции навахо был одобрен правительственной комиссией, но так и не был ратифицирован правительством навахо. В 2006 году вопрос о принятии конституции снова был поднят.


Все законопроекты Нации навахо должны быть утверждены Министром внутренних дел США, к которому они поступают через Бюро по делам индейцев. Большинство конфликтов между навахо и федеральной властью решаются путём переговоров и принятием политических соглашений. Законы Нации навахо собраны в Кодексе законов. Законодательную власть осуществляет Совет нации навахо (Navajo Nation Council), ранее называвшийся Совет племени навахо (Navajo Tribal Council). В 2010 году Совет состоял из 24 депутатов, которые избираются раз в четыре года зарегистрированными избирателями навахо. До выборов, прошедших в ноябре 2010 года, Совет включал в себя 88 депутатов. В октябре 2010 года 77 из 88 депутатов были обвинены в различных уголовных преступлениях.


Главой исполнительной власти является президент, избираемый раз в четыре года. Структура судебной власти у навахо менялась несколько раз. Так, до Долгого Марша судебную власть осуществляли вожди. В Боске-Редондо суд был прерогативой армии США, а после возвращения навахо в 1868 году - агента по делам индейцев, бывшего представителем федерального правительства США в резервации. В 1892 году был образован суд навахо, в полномочия которого входили дела индейцев. С 1950 года судьи были избранными, что, однако, вызвало ряд проблем, и, когда в 1958 году произошла реорганизация судебной власти, навахо снова вернулись к назначаемым судьям. Судей назначает президент и утверждает Совет нации навахо. Президент имеет право назначать только судей из списка, предоставленного ему Законодательным комитетом Совета. В декабре 1985 года была проведена ещё одна реформа, в результате которой образован Верховный суд нации навахо.


Закон и порядок на территории резервации поддерживаются несколькими организациями, в том числе полицией нации навахо. Продажа алкогольных напитков на территории Нации навахо запрещена.


























Вчера на 93-м году жизни скончался Честер Нез - последний из 29-ти индейцев навахо, которые принимали участие в создании легендарного одноименного кода, используемого во время Второй мировой войны для передачи и получения данных. За время ведения боевых действий противник так и не сумел разгадать шифр, созданный на базе лингвоформ племени. Нез и 28 его однополчан-соплеменников были призваны в 1942 году в морскую пехоту для создания кода для связи на фронте на языке навахо - тональном, не имеющем письменности наречии.

Ещё одна глава летописи навахо закрылась. Сегодня мы постараемся восстановить хронологию событий создания шифра, сохранившего и отобравшего тысячи жизней.

Вообще говоря, попытки использовать языки и наречия индейцев для шифровки данных предпринимались и ранее: армия США привлекала к сотрудничеству племена чероки, чокто, команчи и мескваки, однако именно с навахо войска союзников смогли добиться успеха.

Американских индейцев в США, в общем-то, недолюбливали: расизм был и в армии, и на флоте. К радистам и шифровальщикам отношение было несколько лучше - от их действий зависел успех боевых операций.

Во время Второй мировой 29 индейцев навахо, призванных на флот, работали живыми машинами-криптографами. Практически все крупные операции морской пехоты Штатов в Тихом океане, проводимые в период с 1942 по 1945 годы, сопровождались шифровкой данных. Индейцы служили в диверсионных и парашютных подразделениях, передавая важнейшие донесения по телефонам и рациям на своём родном наречии. Для японцев их язык обернулся шифром, разгадать который у них не получилось даже после войны.


Идея использовать язык племени была подана Филипом Джонстоном - военным, сыном миссионера, работавшего с индейцами навахо, и одним из немногих американцев, свободно говорившем на языке. Джонстон помнил, что во времена Первой мировой войны уже были предприняты попытки передавать приказы и донесения на языке племени другой народности - чокто, однако они оказались менее успешными, чем хотелось бы.

Филип был уверен, что язык навахо идеально подойдёт для этой цели: необычайно сложный, бесписьменный, не имеющий не только правил, но и элементарного алфавита. Выучить такой язык чужаку было практически невозможно. Говорили, что лишь 30 иностранцев понимали наречие навахо, однако ни одного японца среди них не оказалось.

В начале 1942 года американцы выяснили, что индейцы навахо могут закодировать, передать и раскодировать трёхстрочное сообщение на английском языке менее чем за 20 секунд - для выполнения того же объема работы шифровальным машинам тогда требовалось от минуты до двух. К маю 1942 года 29 индейцев были доставлены на калифорнийскую базу Пендлтон, создав специальный словарь военных терминов. Никаких записей тогда не велось, так что книгу индейцам пришлось выучить наизусть.


После прохождения курса обучения радист навахо оказывался заброшенным в какое-нибудь подразделение морской пехоты в партере тихоокеанского театра боевых действий и начинал работать. Исполнительность, оперативность и доблесть индейцев восхвалялись на протяжении всей войны - с их помощью, в частности, была взята Иводзима. Иногда индейцы работали круглыми сутками, не имея возможности уйти на перерыв.

Японцы, обыкновенно ломающие шифры без особого труда, за всю историю войны не справились лишь с кодом навахо. Уже по окончании боевых действий стали известны первые оригинальные обозначения, при помощи которых кодировали приказы.

Шифр работал следующим образом: первоначально радист переводил каждое слово телеграммы на английский язык, после чего брал лишь первую букву английского слова. К примеру, слова «be-la-sana» (apple - яблоко), «wol-la-chee» (ant - муравей) и «tse-nill» (axe - топор) обозначали букву «А». Для передачи сообщения, например, слова «navy» (флот), радист передавал следующее: tsah (needle - игла) wol-la-chee (ant - муравей) a-ke-dee-gleenee (victor - победитель) tsa-а-dzo (yucca - юкка).

Фрагмент кода навахо, используемого во время войны, выглядел следующим образом:

ant - муравей

apple - яблоко

axe - топор

TSE-NILL

BADGER - БАРСУК

BEAR - МЕДВЕДЬ

BARREL - БОЧКА

cat - кошка

coal - уголь

coal - уголь

devil - дьявол

DOG - СОБАКА

FOX - ЛИСИЦА

girl - девушка

goat - козёл

GUM - РЕЗИНКА

hair - волосы

hat - шапка

HORSE - ЛОШАДЬ

itch - чесотка

INTESTINE - КИШЕЧНИК

jackass - осёл

jaw - челюсть

kettle - котёл

KID - МАЛЫШ

BA-AH-NE-DI-TININ

lamb - ягнёнок

match - спичка

mirror - зеркало

needle - иголка

oil - нефть

pant - одышка

pig - свинья

pretty - красивый

НАВАХО (Navajo) народ

Нава́хо, или нава́хи (самоназвание - дене, дине, самоназвание территории проживания навахо - Динета) - индейский народ, проживающий, главным образом, на территории США. Язык навахо относится к атабаскским языкам. Навахо - самый многочисленный индейский народ Северной Америки - около 250 тыс. чел. (2006).

В XI веке откололись от атабасков и переселились с Аляски на юго-запад США (здесь их основными занятиями стали земледелие и - с началом испанской колонизации - скотоводство; появились ремёсла - ткачество, гончарство и др.); северное происхождение навахо подтверждается наличием жилища-землянки и некоторыми другими чертами.

В конце 17 - начале 18 в. на территорию навахо, спасаясь от испанцев, бегут представители племён пуэбло. Это приводит к тому, что навахо заимствуют ряд традиций пуэбло, в частности, начинают сооружать крепости-пуэблито, напоминающие крепости древних пуэбло. Пуэблито служат для защиты как от испанцев, так и от набегов юте и команчей. Традиционные жилища навахо - хоганы - представляют собой тростниковые хижины, обмазанные глиной.

До XIX века продолжался постепенный распад первобытно-общинного строя; при этом навахо сохраняли независимость от испанских колонизаторов и (позднее) мексиканских властей. Утратили независимость после захвата США в 1848 юго-западной части Северной Америки; в 1860-х поселены в резервациях (на территории штатов Аризона, Нью-Мексико и Юта; при этом индейцам были даны наиболее скудные земли).

В наше время основным занятием навахо является скотоводство; распространены ремёсла. Навахо принимают активное участие в движении за улучшение жизни индейцев. Большинство верующих - христиане, есть последователи синкретических культов.

Резервация навахо полностью окружает земли малочисленного народа хопи. Поскольку хопи поддерживают активные контакты с внешним миром, это становится причиной частых конфликтов между ними и навахо за земли и связанные с ними права. Несмотря на неоднократные попытки, конгресс США пока не смог разрешить конфликт между навахо и хопи.

МУЗЫКА И ПЕСНОПЕНИЯ НАВАХО

Предлагаем вашему вниманию диск с национальными песнопениями навахо. На диске 19 треков. На мой взгляд, очень интересная и необычная музыка. Записи достаточно хороши для того чтоб окунуться в атмосферу индейского быта.
Качайте и слушайте…. =)

Формат/format: MP3, 44.100 Hz; 16 Bit; Stereo
Размер/size: 105 Mb

ЕЩЁ О НАВАХО

НАВАХО (от «наваха», на языке тева - «широкая речная долина с возделанными полями»), динй (самоназвание - «люди»), крупнейший индейский народ группы атапасков (также апачей) в США (резервации в штатах Аризона, Нью-Мексико, Юта). Язык навахо, на котором говорит 62%, вытесняется английским языком. Навахо - в основном христиане различных толков и пейотисты.

Мигрировали, предположительно, к 14 - концу XV века из лесных областей Северо-Западной Америки (бассейн реки Маккензи) в бассейн верхнего течения реки Сан-Хуан (на севере современного штата Нью-Мексико), где под влиянием индейцев пуэбло перешли от охоты к оседлому земледелию, к XVIII веку ведущую роль получило заимствованное у испанцев скотоводство. Традиционная культура типична для индейцев юго-запада Северной Америки.

Навахо оказывали упорное сопротивление европейской колонизации. Вместе с группами пуэбло, шошонов, юма и др. были оттеснены в бассейн реки Колорадо и район горных каньонов. После подавления вооружённого сопротивления в 1846-67 около 9 тыс. навахо было насильственно переселено в резервацию Баск-Редон, где многие из них погибли от голода и болезней. В 1868 на границе штатов Аризона, Юта и Нью-Мексико была создана резервация навахо (современная площадь 60 тыс. км2), одна из крупнейших в Северной Америке.

Традиционная семья большая материнская, занимала 3-10 полуземлянок для супружеских ячеек (хоган), имела общий загон для скота и земельный участок. Несколько больших семей, пользующихся общими пастбищами, составляли общину во главе с вождём - одним из глав семей.

Делились на 15 фратрий и более чем 60 матрилинейных родов. О племенной организации сведений нет. С конца XVII века родовые отношения разрушались, развивались социальная и имущественная дифференциация, патриархальное рабство.

Традиционная летняя одежда - из травы, зимняя - из шкур, носили мокасины и гамаши, в XIX веке появились короткие кожаные юбки, хлопчатобумажные рубашки, накидки-одеяла.

С начала XX века распространяется товарное скотоводство (крупный рогатый скот), оросительное земледелие, промышленность (главным образом горнодобывающая).

Сохраняются элементы традиционной культуры: земледельческие культы, ритуальные песнопения, шаманизм, «живопись на песке». С конца XIX века распространяется пейотизм, имеющий среди навахо самое большое число последователей.

ЯЗЫК НАВАХО

(Navajo, устар. Navaho), североамериканский индейский язык атабаскской языковой семьи, распространенный на юго-западе США (главным образом, на территории огромной резервации в штатах Аризона, Нью-Мексико и Юта). Нáвахо входит в группу близкородственных южноатабаскских, или апачских языков, относительно поздно мигрировавших на юг из исконного атабаскского ареала, находящегося в западной Канаде и на Аляске. Происхождение этнонима Navajo не вполне ясно. В английский он пришел из испанского языка, а в испанском, скорее всего, отражает слово из таноанского языка тева, означающее «глубокое ущелье (каньон) с возделанными полями». Язык навахо весьма однороден, диалектное членение в нем выражено слабо.

Численность носителей навахо достигает от 100 до 150 тыс. человек (общее число индейцев-навахо близко к 200 тысячам). Навахо – один из самых благополучных с точки зрения перспектив выживания североамериканский индейский язык. Еще в 1970-е и даже в 1980-е годы число носителей навахо росло, в 1990-е годы во многих индейских семьях родным языком для детей становился английский. Для подавляющего числа носителей типично навахо-английское двуязычие.

Навахо исследовали многие лингвисты, в том числе Э.Сепир. В одной из своих работ Сепир на чисто лингвистических основаниях доказал северное происхождение индейцев навахо. После смерти Сепира его материалы были частично обработаны и опубликованы его учеником Х.Хойером. В настоящее время навахо – наиболее документированный индейский язык Северной Америки. В первую очередь это заслуга Р.Янга и У.Моргана, в течение более 50 лет исследовавших навахо, основавших современную орфографию навахо и издавших многие тысячи страниц грамматических описаний и словарей. На навахо опубликовано большое количество учебных материалов. Язык преподается в школах и колледжах.

На материале навахо и других атабаскских языков были впервые описаны многие языковые явления. В ряду различных именных классификаций, распространенных в языках мира, – таких, как именные классы, классификаторы и т.д., – стоит атабаскская система так называемых классифицирующих глаголов. Одному и тому же глаголу европейских языков в навахо может соответствовать целая серия глаголов, используемых в зависимости от характеристик предмета, с которым происходит данное событие. Так, смыслы «упасть», «двигаться», «нести» передаются разными глаголами в зависимости от таких характеристик предмета, как его одушевленность, число (один/два/много), форма и консистенция (округлый, продолговатый жесткий, продолговатый гибкий, плоский, кашеобразный и т.д.).

В 1973 американский лингвист К.Хэйл, основываясь на данных навахо, впервые ввел в лингвистическую теорию понятие иерархии. Хэйл заметил, что в навахо употребление местоименных префиксов 3-го лица регулируется, среди прочего, соотношением между субъектом и объектом предложения по одушевленности или внутренней активности. В частности, если субъект более активен, чем объект (например, субъект – человек, а объект – животное или неодушевленный предмет), то употребляется префикс yi- (Мальчик пчелу yi-убил ), а если более активен объект – то употребляется префикс bi- (мальчика пчела bi-укусила ).

Навахо является типичным полисинтетическим языком с морфологически сложным глаголом, включающим множество грамматических категорий. На материале навахо Э.Джелинек в 1980-е годы сформулировала идею языка с местоименными аргументами. Согласно этой идее, аргументы глагола в разных языках реализуются по-разному. Если в таких языках, как английский или русский, аргументами глагола являются автономные слова – именные группы, то в языке типа навахо аргументами являются местоименные морфемы в составе глагола, а именные группы представляют собой факультативные приложения к местоименными аргументам.

Навахо, как и другие атабаскские языки, является почти исключительно префиксальным языком. Глагольная словоформа описывается как порядковая структура с конечным корнем и примерно двумя десятками префиксальных позиций. При этом порядок префиксальных позиций сложен и парадоксален. Словоизменительные и словообразовательные позиции перемешаны непредсказуемым образом. Однотипные значения часто маркируются в разных позициях и наоборот. Сепир писал, что атабаскские языки по своей структуре очень отличаются от большинства североамериканских индейских языков. С другой стороны, атабаскские языки максимально далеки и от среднеевразийского «стандарта».

Особенность лексики навахо – почти полное отсутствие заимствований из других языков. Несмотря на то, что предки навахо пересекли большую часть североамериканского континента, двигаясь в ареал современного проживания, и вероятно контактировали со многими индейскими племенами, в их языке нет никаких следов этих событий. Имеется несколько существительных, заимствованных из испанского языка (таких, как bilagáana «белый человек», от исп. americano «американец»). Глагольных заимствований в навахо не может быть в принципе – из-за особенностей структуры навахского глагольного корня и префиксального словоизменения.

В английский и другие европейские языки из навахо перешло название традиционного навахского жилища: англ. hogan из навахск. hooghan «округлое жилище, обычно со стенами из бревен, обмазанных глиной». Кроме того, в археологии используется термин «анасази» – название индейской культуры, распространенной на современной территории навахо за несколько столетий до их прихода (от навахск. «anaas ází «предки врагов»).

Во время Второй мировой войны язык навахо использовался ВМС США в качестве кода для секретных радиопереговоров. В мае 1942 группа знатоков навахо, служивших в ВМС, разработала основы нового кода: «корпус» был обозначен навахским словом, означающим «клан», «немцы» были обозначены как «железные шляпы», «танк» – как «черепаха» и т.д. Были закодированы сотни военных понятий. Кроме того, были придуманы обозначения для букв латинского алфавита – это были навахские переводы английских слов, начинающихся с соответствующей буквы. Например, буква A могла кодироваться навахскими словами, означающими «муравей» (англ. ant), «яблоко» (англ. apple) или «топор» (англ. axe). Около четырех сотен навахо работали в качестве шифровальщиков и радистов (code talkers).



Похожие публикации