Как сделать маску вороны из басни крылова. Урок литературного чтения по басне Крылова И.А

Ворона и лисица - куклы на руку из носков для домашнего мимического театра. Это «артисты» для инсценировки знаменитой басни дедушки Крылова. Разыграть басню-спектакль можно втроем (лиса, ворона, и рассказчик) или вдвоем. Тогда роль рассказчика можно совместить с вороной. Правду сказать, у вороны роль очень маленькая. И реплика всего одна «Кар!». Но для больших артистов не бывает маленьких ролей! Кроме того, это позволит вам привлечь к участию в спектакле домашнего мимического театра даже совсем юных трех-четырехлетних актеров - именно на роль вороны.

С куклами вороны и лисицы, сделанными из носков, можно разыграть в домашнем мимическом театре и другие спектакли. Например, еще одну басню - «Лиса и виноград». Или русскую народную сказку «Лиса и дрозд». Ворона «превратится» в дрозда. Для этой сказки нужно будет сделать . А о том как дрозд кормил, поил, смешил лису будет повествовать рассказчик.

Как сделать лису из носка для домашнего мимического театра

Вам потребуется:

  • носок красного или оранжевого цвета,
  • картон
  • черный и белый фетр
  • Пряжа белого и красного цвета
  • Немного синтепона или поролона
  • Нитки, иголка, ножницы

1. Делаем ротик для лисы. Выворачиваем носок на изнанку. Из картона вырезаем прямоугольник по ширине носка и скругляем уголки.

Полученную фигуру из картона сгибаем пополам и приклеиваем к кончику носка как показано на рисунке.

2. Кусочек синтепона пришиваем к пяточке носка, тем самым формируем выступающую часть головы. На фотографии снято — это как последний этап, но удобнее пришить синтепон сразу.

3. Из белого и черного фетра по шаблону вырезаем дополнительные детали для куклы из носка.

Получившиеся детали пришиваем швом строчка или петельным швом к носку как показано на рисунке.

Глаза можно приклеить готовые как у нас, можно сделать из фетра или пришить пуговицы.

4. Гордость лисы - это хвост - делаем его из пряжи белого и рыжего цвета.

Наматываем пряжу на основу. Пучок снимаем с основы и разрезаем нитки с двух сторон.

Берем длинную нитку и начинаем завязывать небольшие пучки пряжи. Каждый следующий пучок кладем перпендикулярно предыдущему. Начинаем делать хвост из пряжи белого цвета, затем красного. Учитывайте, что готовый хвост будет немного длиннее, чем при работе.

Хвост лисы ровняем ножницами и пришиваем к носку.

Кукла лиса для домашнего мимического театра готова.

Как сделать ворону из носка для домашнего мимического театра

Для вороны вам потребуется:

  • Носок черного цвета
  • Желтый фетр
  • Картон
  • Готовые глазки (можно заменить картоном или фетром)
  • Ножницы, иголка, нитки

1.Носок выворачиваем на изнанку и приклеиваем вкладыш из картона, как у лисы.

Открытый урок чтения в 5 классе

«И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

Цель: Познакомить обучающихся с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, его басней «Ворона и Лисица».

Задачи: 1. Учить видеть и чувствовать за строками

Произведения глубокий смысл басни, выражать

Свои мысли посредством выразительного чтения.

2. Коррекция аналитико – синтетической

Деятельности на основе упражнений в соотнесении

Слов, пословиц к басне.

3. Воспитывать отрицательное отношение к

Порокам и недостаткам человека как лесть,

Корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова,

Плакат с датами жизни и смерти баснописца,

Фотография памятника И.А.Крылову,

Иллюстрации к басням,

Предметные картинки (вороны, лисы),

Карточки с лабиринтом,

Картинки для игры «Что изменилось?»,

Карточки со словами и словосочетаниями,

Маски лисы и вороны,

Грамзапись басни,

Запись пословиц на доске.

Тип урока: изучение новой темы .

Методы и приёмы: словесный (рассказ учителя, обобщающая

Беседа, выступления учащихся, работа с учебником);

Наглядный (предметные картинки, иллюстра-

Ции, портрет, фотографии)

Ход урока.

I. Организационный момент:

Отчёт дежурного;

Проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. (Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

Сколько чашек стояло на столе?

Была ли среди фруктов груша?

Что лежало под столом?

Что было нарисовано на картине?

Какого цвета была ваза для фруктов?

II. Сообщение темы и целей урока.

Игра «Осколочный рисунок».

На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.

Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.

Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.

Видите, ребята, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. И сегодня мы начнём изучать новый раздел учебника « Басни И.А.Крылова». Познакомимся с содержанием басни « Ворона и Лисица».

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

(На доске вывешивается портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

2.Выступления учеников о биографических данных баснописца.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера.. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Позже, довелось ему учиться «из милости». Иван Андреевич прислуживал лакеем в доме богатого помещика. У детей помещика были домашние учителя, которые обучали их русскому и французскому языкам, математике, и ему разрешили заниматься вместе с ними.

Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.

Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

(Показ слайдов с изображением книг «Басни И.А.Крылова», памятника И.А.Крылову в Санкт - Петербурге.)

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

3. Игра «Лабиринт».

Учитель предъявляет учащимся лабиринт, предлагает внимательно рассмотреть его и помочь вороне пройти сквозь лабиринт к сыру.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

1) Работа с предметными картинками.

Опишите, какова ворона по внешнему виду.

Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Какими качествами характера наделена лисица в сказках?

Поэтому неслучайно на роль льстеца выбрана Лисица, которая чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.

2) Прослушивание басни в грамзаписи.

Понравилась ли вам басня?

3) Словарная работа.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;

Зоб – у насекомых, птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учителем наизусть. Ученики следят по книге.

5) Чтение басни учащимися про себя.

6) Обобщающая беседа.

Как вы понимаете, что такое лесть?

(Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)

Кого называют льстецом?

Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?

(«Что лесть гнусна, вредна…»

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…)

Перечислите, что расхваливала Лисица?

Как она называла Ворону?

(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.

(Голубушка, как хороша!

Какие пёрышки! Какой носок!

Ведь ты б у нас была царь птица!)

Искренними ли были её слова?

(И говорит так сладко, чуть дыша.)

Для чего Лисица так расхваливала Ворону?

(Чтобы отнять у Вороны сыр.)

Догадывалась ли об этом Ворона?

Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?

Как это случилось?

После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?

(Доверчивая, глупая.)

Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

(Нет.)

Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

(Тщеславных людей.)

В каких словах басни заключён её главный смысл?

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Что значит «уж сколько раз твердили миру»?

(Говорили не раз.)

- « Но всё не впрок»?

(Не на пользу.)

- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

(Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

Какой же смысл имеет басня?

(Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)

Доказал ли это Крылов?

(Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)

Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.

И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость.

7) Физкльтминутка

IV. Закрепление материала.

  1. Подготовка к выразительному чтению.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.»

В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.

«На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:»

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь птица!»

При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:»

Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.

«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»

2. Выразительное чтение басни.

3. Игра «Словарь – наоборот»

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру

Не на пользу – но только всё не впрок.

Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал

Очень близко – близехонько

Смотрит не отрываясь – глаз не сводит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло

Очень громко – во всё горло

Исчезла, скрылась – была такова

3. Чтение басни по ролям.

Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?

Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет.

  1. Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.

На языке медок, а на сердце ледок.

Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

За добро добром платят.

(Ответы учащихся.)

5. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Льстивый, склонный к лести - (Лисица)

Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – (Ворона)

Высокомерный – (Ворона)

Неискренний – (Лиса)

Честолюбивый, любящий славу – (Ворона)

Неправдивый, лживый – (Лиса)

Хитрый – (Лиса)

Глупый – (Ворона)

Доверчивый – (Ворона)

V. Домашнее задание.

Выучить басню по ролям сильным учащимся.

Гришкин Женя, Михеев Илья, Шишкина Оксана учат басню вместе по частям.

VI. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?

(Лестью, заискиванием.)

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.

Отметить работу ребят за урок.


Ходурока:

I. Организационный момент. Правила посадки, правила поведения в компьютерном классе.

II. Прогнозирование учащимися темы урока, сообщение учителем задач урока

III. Слово учителя о баснописце И.А. Крылове (на экране демонстрируется презентация).

И.А. Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет Ваня остался без отца и пошел работать в магистрат, переписывать бумаги. Еще через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начал писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои журналы, но они закрывались властями. И.А. Крылов становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарем. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В библиотеке он проработал до 73 лет. Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер Крылов 21 ноября 1844 года в зените славы, дожив до глубокой старости.

В юности он учился, изучал языки, переводил с французского оперы для театра. Издавал собственный сатирический журнал «Почта духов» (1789г.), где он говорил о невежестве, взяточничестве, казнокрадстве, преклонении дворянства перед всем иностранным, о помещичьем произволе, о самих правителях государства, выдвигал идею равенства между людьми. Журнал «Зритель» обратил на себя внимание властей, в типографии произвели обыск, за Крыловым установили полицейский надзор.

В 40 лет Крылов вошел в литературу как баснописец и этому призванию остался верен до конца. Крылов часто выступал с чтением, басни имели огромный успех. «А как читает этот Крылов!» – записывал в дневнике один современник – внятно, просто, без всяких вычур и между тем с необыкновенной выразительностью.

При жизни Крылова вышло 9 книг, заключавших 196 басен, а всего он написал их более двухсот.

«Подобно крепкому дубу возвышался он над своими современниками, выбрав форму басни… и в сей басне сумел сделаться народным поэтом» – писал Н.В. Гоголь.

А.С. Пушкин высоко ценил И.А. Крылова, считая его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев» .

Санкт-Петербург, Летний сад, аллея, где находится памятник И.А. Крылову. Баснописец изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. Мы видим открытое лицо, добрые проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, барельефные изображения персонажей наиболее известных басен. Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

IV. Басни И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

1. Что такое басня?

2. Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

3. Чтение в лицах басен «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»

Особенность чтения басен Крылова – обращаться не к слушателям, а к партнеру.

В каждой басни обязательно присутствует мораль :

1. логический поучительный вывод из чего-нибудь (мораль басни)

V. Физкультминутка

Как живешь?Вот так!

Как идешь?Вот так!

Как бежишь?Вот так!

Как летишь?Вот так!

Как плывешь?Вот так!

Как шалишь?Вот так!

Как сидишь?Вот так!

VI. Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

1. Словарная работа (продолжение презентации на экране)

Взгромоздясь – взобралась с успехом, с особым предчувствием. Назовите синонимы к этому слову: взобралась, взлетела, примостилась, села, пристроилась.

Вещунья – предсказательница, тот, кто предвидит, предсказывает что-либо.

Плутовка – хитрая и ловкая, мошенница. Тот, кто любит хитрить, лукавить.

Мошенница – обманщица, совершающая неблаговидные жульнические действия с корыстными целями.

Аллегория – иносказание.

VII. Работа над басней «Ворона и лисица»

1. Просмотр мультфильма по басне Крылова «Ворона и Лисица»

2. Беседа о первом впечатлении

3. Отработка техники чтения (продолжение презентации)

4. Самостоятельная работа. Чтение басни с подготовкой к чтению вслух.

5. Чтение басни вслух и ответы на вопросы:

Гнусна – отвратительна, омерзительна

Бог послал – так раньше говорили о чем-то случайно добытом или полученном.

Прочитайте еще раз басню и подумайте, какие слова чаще употребляет баснописец? Это глаголы, слова – действия. Они показывают, как ведут себя герои. Получается рассказ – повествование, а не описание. Это более интересно и лучше запоминается.

6. Чтение басни в лицах.

7. Вывод.

Какова идея басни И.А. Крылова? Обсуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Цель чтения – заклеймить льстеца и осудить глупца. Опираясь на общеизвестные свойства характера Лис – хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость – при чтении басен особый упор нужно сделать на те характерные черты Лисы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи, а именно – лести: в басне Лиса лестью добивается намеченной цели и автор в равной степени высмеивает и льстивую Лису и глупую Ворону, податливую на лесть.

VIII. Работа учащихся за компьютером.

Соотнести мораль басни и ее название – тест .

IX. Итоги.

Какой литературный жанр изучаем? Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем именно?

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Что б жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

М. Исаковский

Кто, служа высоким целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет.

Н.А. Некрасов

Русский писатель Н.В. Гоголь назвал басни Крылова «Книгой мудрости самого народа».

Конспект открытого урока

по литературному чтению в 4 классе

Тема : «Ворона и лисица»- басня И.А.Крылова

Составитель :

Баглаева Венария Мударисовна

учитель МБОУ Школы №129 г. Уфы

Цели урока : 1)Продолжать знакомить с творчеством И.А.Крылова.

2)Прививать интерес к творчеству И.А.Крылова, развивать любовь к его басням.

3)Работать над техникой чтения, используя разные приемы работы.

4)Обогатить словарный запас.

5)Прививать любовь к урокам чтения, желание большечитать.

Оборудование: 1) Портрет И.А.Крылова

2)Маски животных из басен

3)Иллюстрации к басням.

4)Рисунки учеников- выставка.

5)Выставка книг И.А.Крылова.

Ход урока.

Приветствие гостей.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над баснями И.А.Крылова. Обращаясь к его портрету, мы видим мудрого проницательного, доброго к людям человека. В народе его называют дедушкой Крыловым.

И.А.Крылов родился в семье военного. С детства был одаренным ребенком. В 11 лет уже начал работать. Хорошо знал французский язык и итальянский. Занимался математикой, играл на скрипке.

И.А.Крылов написал много стихов, пьес, издавал журналы, но его любимым делом стало сочинение басен. И басни принесли ему такую известность, каким успехом не пользовался ни один писатель.

Эти строки Исаковского говорят, как мы его любим.

(рассказывает ученик)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Его басни прозвали книгой мудрости самого народа , ведь басни понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой простой разговор. И.А.Крылов так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читая басни, мы не только узнаем, что случилось с героями, но и видим перед собой яркую, живую сценку в своем воображении.

И вот на ваших рисунках мы видим героев басен, с которыми мы уже познакомились и, конечно, мы их знаем. (Описание некоторых рисунков)

Молодцы, ребята, очень интересные рисунки. Это было частью домашнего задания. И еще вы выучили наизусть басню «Зеркало и Обезьянка».

Чтение наизусть и оценивание.

Итак, обезьяна была глупой, несообразительной. А какими еще чертами отличалась эта Мартышка?

А какой совет дал Медведь?

А как сказать иначе то, что посоветовал медведь?

Выражения из басен Крылова очень созвучны с народными пословицами.

Чтение хором пословицы (были закрыты)

Других не суди, на себя погляди.

Давайте попробуем прочесть эту пословицу так, как должен прочесть этот герой из басен, (Моська, лиса, медведь, лягушка) и робот.

Выражения: сердито, ласково, хитро и как робот.

А была ли польза от совета Мишки?

(нет, глупую обезьяну не перевоспитаешь)

Итак, басни - это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы видим людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеемся над ними, т.е. мы смеемся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки. А И.А.Крылов помогает открыть их.

А как вы думаете, легко ли написать басню?

Оказывается это очень трудно. И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы написать 20 строк хороших, таких, чтобы ему понравились, он написал черновых, пробных 200 строк.

А он написал более 200 басен. Представляете, как много он трудился.

Сегодня мы знакомимся еще с одной из лучших басен И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Герои этой басни Ворона и Лисица.

Беседа о Вороне (показ иллюстрации)

Ребята, ворону все видели?

Какое у неё оперение? Красивое? Привлекательное?

А как «поет» ворона вам нравится? (кричит)

Беседа о лисе . (показ иллюстрации)

А что мы знаем о лисе?

Что мы знаем о её поведении? (хитрая, плутовка, обманщица) Очень трудно за лисой наблюдать в природе. Она быстро скрывается, чуткая, близко к себе не подпускает.

Физминутка. (побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону- машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, веляя хвостом. Скрылась, тихо сели.

Словарь: 1)сырный дух; (слова на доске)

2)сыр пленил;

3)плутовка;

6)вещунья;

7)лесть, гнусна.

Чтение басни учителем .

Обмен впечатлениями по прочитанному материалу с выборочным чтением.

Какие картины вы увидели?

1 картина . “Ворона перед завтраком.”

2 картина. “Появление лисы.”

Кто появляется во 2 картине?

(Зачитывают 4 строчки)

3 картина . “Обращение Лисы к Вороне”.

Какие льстивые слова подобрала Лиса, чтобы похвалить Ворону?

Почему так часто мы видим восклицательный знак?

4 картина . “Сыр выпал- с ним была плутовка такова”

Как повлияли льстивые слова восхваления лисы на Ворону?

Сыр Выпал? – как вы понимаете?

Почему же не удалось Вороне позавтракать?

Благодаря чему Лиса- плутовка присвоила сыр?

А поверила ли Ворона речам Лисы?

А сейчас прочитаем мораль басни, где И.А.Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток- лесть.

Чтение морали.

В этих словах главная мысль басни: что льстить - это плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что-то ждёт, надеется взамен за ложную похвалу получить себе награду.

Добилась Лиса своей цели с помощью лести?

Хоровое чтение морали.

О чём эта мораль?

Работа по иллюстрации.

Какой момент из басни запечатлен?

Самостоятельное чтение басни, готовясь к выразительному чтению.

Чтение морали.

Чтение «Живая картина»

Как можно еще назвать басню?

Интересно ли вам было познакомиться с этой историей?

А кого мы представляем вместе Лисы и Вороны?

I Викторина.

Из каких басен эти строки?

    Вперед чужой беде не смейся, голубок?

    Что это там за рожа?

Какие у неё ушимки и прыжки?

    Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт.

    Ворона каркнула во все воронье горло

    Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

    Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватило их.

II Басни И.А.Крылова очень созвучны с народным творчеством. Подумайте, какая народная пословица к какой басне подходит?

1.На языке мёд, под языком лёд.

2.Лениться да гулять – добра не видать.

3.Дружно нетрудно, а врозь – хоть брось.

4.Чужую беду, руками разведу.

5.У лисы плутовки 33 уловки

III О ком можно сказать « осталась с носом »?

Когда так говорят?

В какое время суток происходила история Вороны и Лисицы?Как определили?

Подведение итога. Рефлексия.

С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?

Какой человеческий недостаток выслеживает автор?

Оценивание.

Домашнее задание : Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

Цель: Познакомить обучающихся с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, его басней «Ворона и Лисица».

Задачи: 1. Учить видеть и чувствовать за строками

произведения глубокий смысл басни, выражать

свои мысли посредством выразительного чтения.

2. Коррекция аналитико – синтетической

деятельности на основе упражнений в соотнесении

слов, пословиц к басне.

3. Воспитывать отрицательное отношение к

порокам и недостаткам человека как лесть,

корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова,

плакат с датами жизни и смерти баснописца,

фотография памятника И.А.Крылову,

иллюстрации к басням,

предметные картинки (вороны, лисы),

карточки с лабиринтом,

картинки для игры «Что изменилось?»,

карточки со словами и словосочетаниями,

маски лисы и вороны,

грамзапись басни,

запись пословиц на доске.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы и приёмы: словесный (рассказ учителя, обобщающая

беседа, выступления учащихся, работа с учебником);

наглядный (предметные картинки, иллюстра-

ции, портрет, фотографии)

Ход урока.

I. Организационный момент:

Отчёт дежурного;

Проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. (Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

Сколько чашек стояло на столе?

Была ли среди фруктов груша?

Что лежало под столом?

Что было нарисовано на картине?

Какого цвета была ваза для фруктов?

II. Сообщение темы и целей урока.

Игра «Осколочный рисунок».

На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.

Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.

Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.

Видите, ребята, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. И сегодня мы начнём изучать новый раздел учебника « Басни И.А.Крылова». Познакомимся с содержанием басни « Ворона и Лисица».

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

(На доске вывешивается портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

2.Выступления учеников о биографических данных баснописца.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера.. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Позже, довелось ему учиться «из милости». Иван Андреевич прислуживал лакеем в доме богатого помещика. У детей помещика были домашние учителя, которые обучали их русскому и французскому языкам, математике, и ему разрешили заниматься вместе с ними.

Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.

Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

(Показ слайдов с изображением книг «Басни И.А.Крылова», памятника И.А.Крылову в Санкт - Петербурге.)

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

3. Игра «Лабиринт».

Учитель предъявляет учащимся лабиринт, предлагает внимательно рассмотреть его и помочь вороне пройти сквозь лабиринт к сыру.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

1) Работа с предметными картинками.

Опишите, какова ворона по внешнему виду.

Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Какими качествами характера наделена лисица в сказках?

Поэтому неслучайно на роль льстеца выбрана Лисица, которая чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.

2) Прослушивание басни в грамзаписи.

Понравилась ли вам басня?

3) Словарная работа.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;

Зоб – у насекомых, птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учителем наизусть. Ученики следят по книге.

5) Чтение басни учащимися про себя.

6) Обобщающая беседа.

Как вы понимаете, что такое лесть?

(Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)

Кого называют льстецом?

Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?

(«Что лесть гнусна, вредна…»

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…)

Перечислите, что расхваливала Лисица?

Как она называла Ворону?

(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.

(Голубушка, как хороша!

Какие пёрышки! Какой носок!

Ведь ты б у нас была царь птица!)

Искренними ли были её слова?

(И говорит так сладко, чуть дыша.)

Для чего Лисица так расхваливала Ворону?

(Чтобы отнять у Вороны сыр.)

Догадывалась ли об этом Ворона?

Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?

Как это случилось?

После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?

(Доверчивая, глупая.)

Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

(Тщеславных людей.)

В каких словах басни заключён её главный смысл?

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Что значит «уж сколько раз твердили миру»?

(Говорили не раз.)

- « Но всё не впрок»?

(Не на пользу.)

- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

(Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

Какой же смысл имеет басня?

(Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)

Доказал ли это Крылов?

(Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)

Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.

И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость.

7) Физкльтминутка

IV. Закрепление материала.

    Подготовка к выразительному чтению.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.»

В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.

«На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:»

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь птица!»

При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:»

Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.

«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»

2. Выразительное чтение басни.

3. Игра «Словарь – наоборот»

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру

Не на пользу – но только всё не впрок.

Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал

Очень близко – близехонько

Смотрит не отрываясь – глаз не сводит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло

Очень громко – во всё горло

Исчезла, скрылась – была такова

3. Чтение басни по ролям.

Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?

Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет.

    Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.

- На языке медок, а на сердце ледок.

- Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

- За добро добром платят.

(Ответы учащихся.)

5. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Льстивый, склонный к лести - (Лисица)

Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – (Ворона)

Высокомерный – (Ворона)

Неискренний – (Лиса)

Честолюбивый, любящий славу – (Ворона)

Неправдивый, лживый – (Лиса)

Хитрый – (Лиса)

Глупый – (Ворона)

Доверчивый – (Ворона)

V. Домашнее задание.

Выучить басню по ролям сильным учащимся.

Гришкин Женя, Михеев Илья, Шишкина Оксана учат басню вместе по частям.

VI. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?

(Лестью, заискиванием.)

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.

Отметить работу ребят за урок.



Похожие публикации