Хадисы о любви. Любовь в исламе

и милосердия. Коран — это послание любви и милосердия милостивого Бога к Своим созданиям. Впервые мы знакомимся с Богом в Коране, где он предстает перед нами, как дающий поддержку всему миру, созидающий и всепрощающий. Коран провозглашает, что Божественное милосердие бесконечно. Не удивительно, что Посланник, который принес Коран, именуется «Рахматул лиль-алямин», т.е. милосердие для мира.

К сожалению, этот аспект Ислама оставался в тени, во-первых, из-за постоянной пропаганды, осуществляемой некоторыми силами, которые необоснованно преувеличивали так называемый воинствующий характер мусульманской веры, а во-вторых, из-за односторонней позиции некоторых мусульманских активистов, которые по простоте своей создали впечатление, что главное предназначение Ислама — это война, недозволенная оппозиционная деятельность.

Ислам, в сущности, — это религия любви — любви Бога к человеку и к совершенству. Любовь — это основа и цель всех истинных Божественных религий. Коран начинается с того, что называет Бога Рахман и Рахим. Обычно эти слова переводятся на другие языки, как Милостивый и Милосердный. Однако слово «Рахман» в арабском языке имеет множество дополнительных значений: Это и любовь, и милосердие, и благословение и т.д. Бог — это воплощение самых высших человеческих идеалов. Человек низкого и среднего уровня развития, преклоняясь перед Богом, опускает Его до своего собственного сознания. Одна лишь вера в Бога не делает человека моральным и духовным, потому, что Бог, которому он поклоняется, может в его представлении оказаться и не мудрым, и не всепрощающим, и не любящим. Таким образом, первые аяты Корана, где дважды повторяются такие эпитеты Бога, как Рахман и Рахим, восхваляют исключительно Создателя, про которого говорится, что он «Господь», «Питающий», «Развивающий» свои создания и т.д. Владыка, Хозяин, Господь всей Вселенной (Раббиль Алямин).

Бог — созидательная, а не слепая жизненная сила. Одна из характерных черт Бога — это целеустремленность, направленная на реализацию идеалов и конечных целей. Любовь Бога создает все сущее, вселенную, развивающуюся по определенным законам, как физическим, так и моральным, составляющим основу человеческой жизни. По этим законам судят людей. Эта вторая черта выведена как вторичная из первой, созидательной любви. Бог Рахман, Рахим, а уже потом судья. Законы его рождаются любовью, его правосудие вдохновляется любовью. Это совсем не означает, что Бог одинаково любит добро и зло. Так как его любовь созидательная и совершенствующая. Бог не может любить то, что сводит, на нет идеалы. Чтобы показать, что означает любовь Бога, приведем несколько аятов из Корана.

«Он (Аллах) отличает Своим милосердием, кого пожелает. Аллах — обладатель великой милости!» (3:74); «… поистине, Аллах любит благотворящих!» (2:195).

В Коране сказано: «Поистине, Аллах любит справедливых!» (5:42);»Поистине, Аллах любит богобоязненных!» (3:76); «Аллах любит делающих добро!» (3:148); «Аллах любит терпеливых!» (3:146).

Если Бог любит все эти качества, то он не может любить то, что отрицает эти качества, а также не может любить людей, которые своим образом жизни отказываются признать эти качества. Не потому, что он их не любит, что оскорблен Сам, а потому, что это неверие делает преступным самого человека.

«Аллах не любит агрессивных!» (2:190); «Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив!» (4:36); «Он не любит неумеренных!» (6:141).

Приведенные цитаты из Корана доказывают, что Ислам выступает за высокие моральные идеалы и улучшение человеческой жизни. Любовь Аллаха созидательна, она помогает утверждать прекрасное и очищать жизнь от скверны. Ислам не основан на мистике, чудесах, мифах или легендах. Ислам — религия, утверждающая ценности жизни, а Бог — источник и хранитель этих ценностей. Любовь Бога к человеку или человека к Богу — это активная созидательная сила, которая очищает верующего. Ислам — воплощение гуманизма, потому что он возвеличивает ценность человеческой жизни на земле. На пути любви — любви Бога к человеку и другим его созданиям, любви человека к человеку чистая вера Ислама и свод жизненных законов совпадают. Делать что-либо ради любви к Богу означает связывать это действие с реализацией высших ценностей жизни. Действия же, не связанные с верой в высшие идеалы, становятся просто механическими или осуществляются на низшем биологическом уровне. Стремление человека к добру должно быть побуждено желанием воплотить в действительность неизменные и постоянные ценности, пирамида которых достигает высшей точки на вершине извечной реальности. Ислам идентифицирует добро с Богом, который не просто произвольно изменяет мир, а с помощью добра, позитивного намеренного созидательного начала. Любовь есть созидание добра. По Корану то, что сознательно не служит идеалу, не питает дух. Эгоистические и ограниченные жизненные цели не возвышают душу и не поощряются Исламом, даже если с первого взгляда не причиняют вреда. Например, милосердие, если принимает материальную форму, может испортить получающего его в духовном отношении, так как он может постоянно чувствовать себя должником, или оно может оказаться недействительным из-за желания оказывающего милосердие получить за него похвалу. «О вы, которые уверовали! не делайте тщетными ваши милости попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми…» (2:264).Такие поступки без веры в идеал сравнимы с миражем в пустыне, который обманывает странника, заставляет его страдать от жажды еще сильнее. «А у тех, которые не веровали, деяния — точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это — ничто…» (24:39).

Как мы уже говорили, любовь Бога — это не наслаждение влюбленных, чья сентиментальная, опьяняющая, восторженная любовь предназначена только для двоих. Некоторые мистики наслаждались этим чувством, представляя себе Бога, как своего двойника, впадали в экстаз, как в высочайшее духовное состояние. Ислам не признает такой любви. Любовь к Богу доказывается любовью к провозглашенным им ценностям и высшим идеалам, в которых человеческое и Божественное едины. Когда мы говорим, что кто-то совершил что-либо из любви к Богу, то это означает, что он при этом исходил из Исламских идеалов, а не из своих личных узко эгоистических интересов. Тогда только дух возвышается и приходит в гармонию со Вселенной и бесконечностью; постоянные ценности даруют бессмертие душе. В то же время, самые полезные дела, совершаемые по низким личным мотивам становятся мимолетными и принижают душу. С духовной точки зрения, действия должны оцениваться по их мотивам (по намерениям). Об этом неоднократно говорил Пророк. Исключительно личная мотивация, не учитывающая постоянных всеобщих ценностей, называется в Коране «Савваб-Аддунья», т.е. требование немедленных материальных выгод, а поиск высших ценностей называется «Савваб-аль-ахира», т.е. поиск счастья в загробной жизни. Кто ищет награды в земной жизни, обязательно получит ее, если использует подходящие средства для ее достижения, но будет расплачиваться духовным падением, потому, что все, что он делал, он совершал чисто из эгоистических побуждений. Коран предупреждает: «Кто желает жизни близкой и ее украшений, тому мы полностью завершим дела их в ней, и они здесь не будут обделены. Это — те, для которых нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они творили» (11:15,16).

В христианстве концепция Бога и человека искажена догмой первоначального греха и его искупления. Каким же должен быть любящий Бог, Создатель грешного человечества, который наказывает невинных младенцев еще до того, как они появились на свет, а затем распинает Своего «сына» во искупление несовершенных грехов? Может ли религия любви отправить в ад некрещеных детей? Но жизнь не определяется догмами. Догмы — только теории, а жизнь намного богаче любой теории. Среди буддистов, христиан и индуистов можно найти поучительные примеры из жизни с любовью, посвященной процветанию всего сущего. Любовь Иисуса, например, присутствует в жизни многих христиан, независимо от того, что его религия была искажена. Подобным же образом жизнь правоверных буддистов была насыщена милосердием, независимо от их негативной метафизической позиции. Отличительной характеристикой жизни являются благожелательность и любовь, выступающая в форме веры в Бога и человека.

// «Islam: religion of love», Мухаммад Мазхаруддин Сиддики

Эта статья посвященна теме священных айатов из суры «Испытуемая», которая еще называется и сурой «Испытание», или же сурой «Любовь».

Ее порядковый номер в корпусе Корана 60, но по времени ниспослания она располагается после суры «Сонмы» и перед сурой «Женщины», относясь к чисто мединским сурам.

В тематических айатах, вынесенных в начало нашего изложения, Аллах (велик Он и могуч!) благовестит своим правоверным рабам, что, по Своей милости и милосердию, Он приводит к истине целые народы врагов, которых связывают с правоверными кровнородственные узы. Кроме того. Он (слава Ему!) определяет в этих священных айатах направление и путь, по которому должны следовать правоверные в своей любви и вражде с теми, кто расходится с ними в их убеждениях. Аяты вводятся оборотом «может быть», который символизирует надежду, причем исходит от самого Творца — наищедрейшего из самых щедрых. Ниспослание айатов произошло по прошествии приблизительно двадцати лет с начала проро-ческой миссии Господина и Заступника нашего Посланника Аллаха ХХХ. После случившейся разлуки отцов и сыновей, братьев и сестер, после того, как произошло сражение родственника с родственником, прозвучало речение Его: (Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы враждуете, любовь; поистине, мощен Аллах!). Этот священный айат веет свежим дуновением, возвышенным благовестом и чистым спокойствием в сердца правоверных после продолжительной вражды и отчужденности между ними и их родственниками из многобожников. Он как бы говорит правоверным: «Возможно, уже в ближайшем будущем Аллах установит между вами и теми вашими родственниками-многобожниками, с которыми у вас была длительная вражда, вместо нее любовь и приязнь вместо отчужденности. И знайте, что Он (слава Ему!) все-могущ, и обширно милосердие и прощение Его тем, кто покаялся и обратился к Нему», ибо говорит Он: «А милость Моя объемлет всякую вещь, и потому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, отдают очистительный закят и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за Посланником, неученым Пророком ХХХ, что записан у них в Торе и Евангелии; он побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им благое и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них» (7:157).

Творец (Велик Он и Могуч!) исполнил свое обещание и после недолгого времени в месяце Рамадан 8-го года хиджры*1 свершилось величайшее победоносное открытие Мекки*2, и всякий родственник встретился со своим родственником после того, как вступили люди в религию Аллаха толпами (сура 7), а вражда уступила место любви благодаря искренности всех их в поклонении Аллаху, Господу миров.

Затем Он (слава Ему!) ниспослал еще два священных айата (8-9), разъяснив в них со всей открытостью и ясностью путь, по которому надлежит идти правоверным всегда и везде, в мире и войне, в дружбе и вражде и в сопротивлении тем, кто расходится с ними в религии. Этот путь сводится вкратце к следующему: тем, кто расходится с нами как с мусульманами в вере, не нанося, однако, нам вреда, но, напротив, протягивая нам руку мира, мы должны отвечать миром на мир и безопасностью на безопасность, сотрудничать с ними в благочестии и богобоязненности, а не во грехе и вражде (5:3). Что же касается тех, кто наносит вред нам и нашим убеждениям, нашим общим интересам, нашему хозяйству и любому из дел, возложенных на нас Всевышним Аллахом, кто вредит нам каким бы то ни было способом, то Аллах дозволил нам защищать себя от них, защищать все свои права.

Вот как устанавливаются отмеченные выше правила, начиная с первого айата из двух упомянутых выше: «Не отвращает вас Аллах от тех, которые не сражались с вами за религию и не изгоняли вас из ваших жилищ. Должно вам благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Аллах любит справедливых!» (60:8). Смысл айата сводится к следующему: «Дозволил Аллах вам, о правоверные, и внушил вам любовь к тому, чтобы вы предлагали добро, благодеяния и поддержку тому, кто не одной веры с вами, пока он не сражается с вами из-за того, что вы мусульмане и не пытается нанести вам какой-нибудь вред, касающийся вашей религии или земной жизни. Вы должны обращаться с ним по справедливости, ибо на справедливости стоят и земля и небеса, ибо Аллах повелел нам справедливость («А когда вы говорите, то будьте справедливы, хотя и к родственникам», 6:152): справедливость в суждениях («Когда вы судите среди людей, то судить по справедливости», 4:58), справедливость в свидетельстве («И возьмите свидетельства двух справедливых из вас и установите свидетельства пред Аллахом», 65:2), справедливость в примирении между людьми: («И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха, а если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных! Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете помилованы», 49:9-10), справедливость в записи того, что касается взаимоотношений людей («И пусть записывает между вами писец по справедливости», 2:282), справедливость с врагом и другом, богатым и бедным, близким и далеким, согласно Слову Его: («О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы на-рушите справедливость. Будьте справедливы, это ближе к богобоязненности», 5:8).

И если справедливость ведет к достижению народами счастья, к распространению безопасности, мира, покоя и безмятежности среди них, если таковы последствия справедливости, то несправедливость ведет к гибели народов, ибо она губит народы, подрывая лежащие в основе их бытия принципы. Истинно говорит Аллах: «Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали. Посмотри же, каков был конец их хитрости! Мы погубили их и их народ — всех. И вот — это дома их, разрушенные за то, что они были несправедливы. Поистине в том — знамение для людей, которые знают!» (27:50-52). А в Своем священном хадисе*3 Всевышний Аллах говорит: «О рабы мои! Поистине, Я сделал запретной для Себя несправедливость и сделал ее запретной среди вас, так не будьте же несправедливы одни к другим».

Что касается второго айата, то в нем Аллах разъяснил, кто суть те, кому мы должны сопротивляться и с кем должны порвать, отражать их на-падение, обращая их вспять потерпевшими убыток: «Отвращает вас Аллах от тех, которые сражались с вами за религию и изгоняли вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья, а кто возьмет их в друзья, те — нечестивые». Смысл таков: «Аллах дает вам, о правоверные, категорический запрет предлагать дружбу, любовь или сотрудничество тем, кто сражается с вами потому, что вы мусульмане; тем, кто изгнал вас из ваших жилищ, которые вы населяли; тем, кто помогал вашим врагам изгонять вас из ваших жилищ. И знайте, что всякий, кто будет сотрудничать с таковыми и подобными им, будет несправедлив к своей религии, несправедлив к самому себе, несправедлив к своей умме, а последствием этого будет убыток в земной и загробной жизни за предательство Аллаха, его Посланника и шариата, который принес Господин наш Посланник от Аллаха».

Два рассмотренных выше священных айата определили для мусульман на все времена и повсеместно закон, которому они должны следовать в своих взаимоотношениях с теми, кто не одной с ними веры, будь он с востока или с запада, с севера или с юга. Это — весы, которые Всевышний Аллах поставил перед мусульманами. Священные айаты говорят о тех возвышенных повелениях и высокой нравственности, которым мы должны учиться, понимая, что всех людей сотворил Всевышний Аллах от одного отца и одной матери: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин» (4:1).

Из этих айатов следует, что Всевышний Аллах, по Своей милости и доброте осуществил надежду правоверных, когда в ответ на их мольбы воссоединил их после двадцатилетней разлуки со своими отцами, матерями, родственниками и близкими, случившейся в результате сражения друг против друга. Примирив их, Он собрал тех, кто не расстался еще со своим язычеством, и превратил их в мусульман, «...и объединил их сердца. Если бы ты израсходовал все то, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их сердца» (8:63). Эти айаты учат нас тому, что мусульманский Закон вменяет своим последователям протягивать руку мира всякому, кто делает то же самое по отношению к ним, невзирая на его религиозные убеждения, потому, что в них нет принуждения, которое может создавать не истинных верующих, но лживых лицемеров: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (2:256).

Из сказанного же следует, что мы как мусульмане не можем принять разговоров о столкновении цивилизаций, религий и идей. Напротив, мы утверждаем, что цивилизации у разумных людей взаимодействуют, укрепляют и поддерживают друг друга во имя служения всему человечеству. Шариат не препятствует немусульманам учиться у мусульман и мусульманам пользоваться опытом других в пределах того, что разрешил Аллах. Нет препятствий для того, чтобы Запад учился у цивилизации Востока и чтобы Север учился у цивилизации Юга и наоборот, коль скоро они предлагают людям добро, благо и поступательное развитие, утверждают достойные нравы. Нам становится также понятным, что исламский Закон защищает душу человека, независимо от того, принадлежит ли она мусульманину или немусульманину. Он использует для упрочения своей защиты различные средства, часть из которых воплощает в себе поощрение и убеждение, а другая часть — грозное предупреждение и порицание. Достаточно напомнить в этой связи, что, согласно шариату, убивающий душу несправедливо и насильственно считается как бы убившим всех людей: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот — как будто бы убил всех людей. А кто оживил ее, тот — как будто бы ожи-вил их всех» (5:32), то есть способствовал ее оживлению, свидетельствуя пред Аллахом истинным свидетельством и препятствуя несправедливому в его несправедливости, убийце в его убийстве, предостерегая притесняемого.

Отсюда становится ясным, что те, кто смешивает джихад*4 в исламе с терроризмом и агрессивной враждой, — невежды и заблудшие, ибо джихад в исламе законен только ради высоких целей, из которых к важнейшим относятся следующие две: 1). защита религии, души, отечества, чести, человеческого достоинства и всего того, что повелел нам защищать Всевышний Аллах,

2). поддержка притесняемого и обуздание несправедливого.

Для подтверждения скачанного достаточно напомнить, что все походы, имевшие место в благородный пророческий век*5, были направлены на осуществление отмеченных двух задач. Так, битва при Бадре*6 была предпринята для защиты тех, кто был беззаконно изгнан из своих жилищ, и только за то, подвергшиеся изгнанию говорили: «Господь наш — Аллах!». Битва при Ухуде*7 была предпринята для защиты Медины после того, как к ней у горы Ухуд приблизились многобожники. Битва против ахзаб*8 была предпринята ради защиты лучезарной Медины после того, как ее с разных сторон окружили многобожники. Победоносное открытие для ислама Мекки было осуществлено, чтобы поддержать притесняемого, поддержать представителей племени бану хуза "а — союзников мусульман, пострадавших от вероломства своих врагов из многобожников.

Таков джихад в исламе. Он может осуществляться только во имя защиты всего, что должно защищать и ради поддержки притесняемого.

Что же касается терроризма и агрессии, то они по своему существу оказываются прямым отрицанием джихада, и разница между ними — как между небом и землей. Они две несовместимых противоположности. И если джихад в исламе нацелен на защиту истины и поддержку притесняемого, то террор и агрессия служат защите лжи и поддержке несправедливого будь то путем убийства или узурпации земли, или разрушения жилищ, или лишения средств к существованию, или непризнанием законных прав. Но отсюда же следует, что исламский шариат всячески радеет об утверждении покоя, распространении мира, безопасности и благоденствия среди всего человечества, включая и исламскую умму в плане ее взаимоотношений с теми, чья позиция расходится с шариатом. Ведь он, например, повелевает мусульманам предоставлять приют тем, кто просит его у них и обеспечивать безопасность тем из иноверцев, кто достоин ее. Для иллюстрации достаточно привести речение Аллаха, обращенное к Господину и Заступнику нашему Посланнику Аллаха ХХХ, а через него и ко всякому разумному человеку: «А если кто-нибудь из многобожников попросил бы у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит Слово Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, которые не ведают еще» (9:6). То есть «ты, о Посланник, если попросит у тебя убежища кто-нибудь из многобожников, должен приютить его и сохранить ему жизнь, чтобы он услышал Слово Аллаха и внял сему Корану. И если он, услышав слова Аллаха, уверовал, то он присоединился к твоим последователям, если же он откажется и захочет вернуться в свою страну, то пошли вместе с ним, о благородный Пророк, того, кто защитит его, пока он не достигнет своей страны. И Мы повелели тебе это, так как многобожники — люди, не знающие Истины, и им нужно время, чтобы услышать ее, будучи в неприкосновенности и спокойствии в своем отечестве». В своем достоверном хадисе Пророк Мухаммад (САВ) приказал своим последователям исполнять это Божье повеление с максимально возможной тщательностью: «Если кто уверил человека в безопасности, а затем убил его, то я не имею к убийце никакого отношения, даже если убитый был неверным».

Поистине, исламский шариат — это закон мира, доверия и спокойствия. Наилучшая безопасность — та, что распространяется среди какого-либо народа, сопровождаясь добром, развитием, прогрессом и благоденствием. Истинный мусульманин — это тот, кто строит, а не разрушает, обустраивает, а не опус-тошает, преобразовывает, а не портит, кто сотрудничает с другими на основе благочестии и набожности, а не в грехе и вражде (5:3)…

Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О те, которые уверовали! "Благословляйте Его и приветствуйте Его усердно» (33:56).

"Боже, благослови Господина нашего Мухаммада, открывающего сокрытое и завершающего предшествующее, утверждающего истину истиной и ведущего по Твоему Прямому пути! Воздай Роду его по заслуге его Твоею мерой великой!»

"Слава Господу твоему, Господу Величия и Могущества — превыше Он всего, что ни приписывалось бы Ему! Мир посланникам! Хвала Аллаху — Господу миров!» (37: 180-182).

1 Хиджра — переселение Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину (Йасриб) в 622 г. после его многолетнего противостояния с мекканцами, не принимавшими его мусульманской проповеди. Хиджра сыграла решающую роль в распространении Ислама. При втором праведном халифе Омаре (Умаре) ибн аль-Хаттабе аль-Фаруке (ок.585-644) была принята за отправную точку нового (мусульманского) летоисчисления, основанного на лунном календаре с длиной года в 354 дня. В дальнейшем изложении даты по Хиджре будут даваться без специальных разъяснительных помет. Даты по европейскому летоисчислению будут сопровождаться пометой Р.Х. (от Рождества Христова).

2 Имеется в виду сдача Мекки без боя Пророку Мухаммаду (САВ).

3 Аль-хадис алъ-кудси — хадис из мусульманского предания о Пророке Мухаммаде (САВ), содержащий, в отличие от обычных хадисов, прямую речь Аллаха.

4 Джихад (букв. «высшая.мобилизация сил») — необычайно емкий по своему содержанию термин ислама, в своем самом общем употреблении означающий «борьба за веру», что подразумевает и «джихад сердца» (борьба с собственными предосудительными наклонностями), и «джихад языка» (проповедь одобряемого и запрещение порицаемого), и «джихад меча» (вооруженная защита веры) и т.д. В европейском общественном сознании за джихадом закрепилось в первую очередь и главным образом представление, соответствующее джихаду меча, хотя, согласно Пророку Мухаммаду (САВ), такой джихад квалифицировался лишь как малый джихад, в отличие от великого джихада, подразумевавшего борьбу за духовное самосовершенствование.

5 То есть организовывавшиеся самим Пророком Мухаммадом (САВ).

6 Битва при Бадре (у колодцев Бадр, в 150 км к юго-западу от Медины) 15 или 17 марта 624 г. от Р.Х. — первое крупное и победоносное сражение Пророка Мухаммада (САВ) с язычниками-мекканцам.

7 Ухуд (Оход) — местечко в 5 км к северу от Медины, на склонах которой 23 марта 625 г. от Р.Х. произошло сражение мусульман с мекканскими язычниками, желавшими отомстить за поражение в битве у колодцев Бадр.

8 Союзные племена, выступившие против Пророка Мухаммада (САВ) в битве за Медину.

Любовь к Всевышнему

Наивысший уровень любви – любовь к Аллаху и Его посланнику. Аллах в Коране говорит: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий. (Коран, 5:54). А также: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения». (Коран, 2:165) Любовь ко Всевышнему является наивысшим уровнем любви и конкуренция в ней крайне сильна.

О важности данного вида любви говорит следующий хадис Пророка (мир ему и благословение от Аллаха): «Тот, в ком объединятся три вещи, почувствует истинную сладость веры: когда Аллах и посланник Его будут любимей, чем все остальное, когда возвращение к неверию будет ненавистней, чем быть брошенным в пламя огня, когда человек будет любить другого только ради Аллаха».

Под любовью к Всевышнему подразумевается следующее: мусульманин должен постоянно ощущать связь со Всевышним, надеяться на Него и любить Его, что в свою очередь должно удерживать верующего от всего греховного и побуждать его к покорности перед Ним.
«Первый, кто имеет право на твою любовь- это твой Создатель, потом - тот, кто объяснил всем людям их обязанности и довел до людей эту прекрасную религию- последний пророк, потом- твои родители, потом- все остальные», - гласит хадис.

Любовь к брату по вере

Такой вид любви является обязанностью для каждого мусульманина. Пророк говорил: «У мусульманина перед другим мусульманином шесть обязанностей: он приветствует его при встрече; принимает его приглашение; желает здоровья, если тот чихнет; навещает его, когда тот заболеет; принимает участие в похоронной процессии, если тот умер; желает ему того, чего желает самому себе».

Так же Пророк сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто не проявляет милосердия к младшему из нас и не уважает старшего из нас. И не имеет к нам отношения тот, кто обманывает нас. Верующий не станет полноценным верующим, пока не будет желать для верующих того, чего желает для себя самого».
Таким образом, согласно словам Пророка, любовь к брату по вере является причиной, приводящей к полноценности веры.

Любовь к родине

Возможно, некоторые считают, что в исламе нет места любви к родине, но это не так.

Имеются прямые доказательства от Пророка, свидетельствующие о том, что любовь к родным местам существенна человеку. Так, Мутакки Хинди в книге «Канз аль-уммаль» приводит историю с Асылем аль-Гузали, который однажды прибыл к Пророку из Мекки. Пророк стал расспрашивать его о родном городе. А когда Асыль завел речь о Мекке, Посланник Аллаха воскликнул: «Асыль, погоди! Дай сердцу успокоиться». Любовь Пророка к родным землям это известный факт. «Сколь прекрасна ты! Тебя больше всех я люблю. Если бы мой народ не изгнал меня, никогда бы не покинул я эти места», - говорил Пророк о Мекке.

Известно всем, что одной из задач руководителя государства является защита государства и его граждан. А эта задача, практически, неосуществима без наличия патриотических чувств. Защита государства подразумевает под собой любовь к родине. Иначе бы Всевышний повелел всем оставить свои дома захватчикам и бежать на другие земли, чтобы поклоняться Ему.

Любовь к родителям

Любовь к родителям невозможно сравнить с какой-либо другой формой любви. К ней призывает сам Всевышний: Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете». (Коран, 6:151)

Повеление Господа касательно хорошего отношения к родителям, которое сопряжено с повелением поклоняться лишь Ему одному, свидетельствует об их высоком положении.

Коран и Сунна изобилуют увещеваниями о хорошем отношении к родителям, об обязанности любить их, быть признательными и благодарными им.

Забота о родителях – это один из видов поклонения Всевышнему. Передаётся со слов Тальхи (да будет доволен им Аллах), что Джахима (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха! Я хочу воевать на пути Аллаха, и пришёл получить у тебя совет на это». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Жива ли твоя мать?» Он ответил: «Да» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иди и заботься о ней».

Любовь мужчины и женщины

Насчет любви мужа и жены Всевышний оказал милость ею Своим рабам и сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих», (Коран 30:21)

Он устроил женщину успокоением для мужчины, где его сердце успокаивается ею, и устроил между ними чистую любовь, а это любовь, сочетаемая с милостью, ведь Всевышний сказал вслед за тем, где упомянул то, что Он разрешил нам из женщин и что запретил: «Аллах хочет разъяснить вам и вести вас по обычаям тех, которые были до вас, и обратиться к вам. Поистине, Аллах - Знающий, Мудрый! Аллах хочет обратиться к вам, а те, которые следуют за страстями, хотят отклонить вас великим отклонением. Аллах хочет облегчить вам; ведь создан человек слабым». (Коран 4: 26-28).

Известно, что пророк указывал влюбленным жениться, как приводится в хадисе: «Для любящих нет ничего лучшего, чем брак».

Брак с возлюбленной - это и есть лекарство любви, которое устроил, заповедал и предопределил Аллах.
Данный вид любви является канонически дозволенным. Чувство влечения к противоположному полу является сущностью человека, неотъемлемым элементом его естества, его подлинной природы, поэтому он не в состоянии им управлять. Об этом свидетельствуют слова Пророка «О Аллах, это моя дележка в том, чем я владею, не упрекай же меня в том, чем я не владею, и чем владеешь Ты». Но ключом к проявлению данной любви в исламе является брак.

Анна Фатима Вердик

Что такое любовь? Любое ли чувство к человеку противоположного пола является любовью? Тоска по нему или по ней, светлые мечты, желание добра – всё ли это любовь? А может, любовь – это что-то большее, чем чувство? Как узнать, что это – любовь?

Веками историки и литераторы, музыканты и художники, психологи и физиологи пытаются объяснить любовь или подобрать ключи к этому многогранному состоянию человека.

Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова считается одной из непостижимейших загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? Чем жива, когда любящие надолго разлучены?

Ответы на эти и другие вопросы, связанные с таинством истинной любви, мы можем найти в Исламе. Любви, симпатии и взаимоотношениям между мужчинами и женщинами в религии Единобожия уделено очень большое внимание.

Невозможно создавать хорошую в религиозном понимании семью без любви, невозможно воспитать хороших детей без любви, невозможно хорошо относиться друг к другу без любви!

Понятие «любовь» было заложено Всевышним в первого человека Адама (мир ему) и его супругу Хава (Еву). Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу. И была дарована им Создателем любовь, чтобы они в своём союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Творца.

От них потом это прекрасное чувство – любовь – по наследству передалось всему человечеству. И с тех пор люди ищут любовь, влюбляясь, обретают её, привыкают к ней, страдают и учатся забыть её, если она безответна.

Традицией пророков является женитьба, и любовь укрепляла их браки. Вечная речь Всевышнего – Священный Коран – рассказывает нам об истоках и зарождении человеческой любви между мужчиной и женщиной (смысл): «Из знамений Аллаха – то, что Он создал для вас жён из вас самих же, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами узы любви и милосердия. Воистину в этом – явное знамение для тех, кто размышляет » (21 аят суры «Ар-Рум»).

Слово «любовь» часто встречается в религиозных текстах, но в основном в них речь идёт о любви к Всевышнему, Его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), другим пророкам, праведникам, святым и любви между верующими.

Замечательная история любви Зулейхи к пророку Юсуфу (мир ему) упоминается и в Священном Коране. Всевышний на испытаниях пророка Юсуфа (мир ему) показал нам, как удержаться от соблазна и сохранить чистоту и целомудрие. А на примере Зулейхи показал, каким сильным иногда может быть чувство любви. Эпизодов, рассказывающих о любви между мужчиной и женщиной, тоже немало в исламских религиозных текстах.

Восточная любовь

Тема любви очень широко освещена и в восточной поэзии. Некими прототипами Ромео и Джульетты можно считать Лейли и Маджнуна. Это трагическая история любви, популярная на Ближнем и Среднем Востоке.

«Гаис ибн аль-Мулаввах ибн Музахим, молодой поэт-бедуин из племени Бану-Амир, влюбился в девушку из этого же племени по имени Лейла аль-Амирийя. Он сочинял стихи и песни, где воспевал свою любовь к Лейле. Когда Гаис просил отца Лейлы выдать его дочь за него замуж, тот отказал, поскольку это шло вразрез с порядками племенного строя.

Тогда Гаис покинул своё племя и начал скитаться по пустыне. Родные Гаиса уговаривали его вернуться, но, ничего не добившись, решили оставлять для него пищу посреди пустыни. Иногда его видели читающего самому себе стихи о Лейле или пишущего на песке тростью.

Лейла перебралась в Ирак, где вскоре заболела и умерла. Через несколько лет был найден мёртвым и Гаис, лежащий возле могилы неизвестной женщины. На могильном камне он написал три своих последних строфы.

Люди знали, что Гаис сошёл с ума от любви, поэтому прозвали его «Маджнун Лейла» – «Сведённый с ума Лейлой», или просто Маджнун.

Современное понимание любви

Проблема в том, что в современном обществе понятие любви нередко относят лишь к сексуальному влечению и половой близости без всякой ответственности. Истинная любовь лишается своей чистоты, сакрального смысла и невинности, когда её потребности практикуются вне брака. Современная пропаганда разврата и грязные проявления нетрадиционной субкультуры никоим образом нельзя относить к чистому чувству любви.

Негативных последствий неправильного понимания любви тоже предостаточно. В основном в молодёжной среде «разовые увлечения» принято считать любовью, а такие страшные грехи, как прелюбодеяние и супружеская измена, – «нормальными жизненными коллизиями». Некоторые, попробовав слишком много «любви», узнают, что люди их называют гулящими, проститутками и другими подобными словами. У многих на счету – убийство ещё не рождённых детей (аборты), незаконнорожденные дети. Часто неправильно трактуемая любовь и так называемая неразделённая любовь становятся причиной суицида. Разочарование в любви пытаются утопить в алкоголе, но при этом человеческий облик теряет свою красоту и духовность мелеет.

Как сдать экзамен на любовь?

Заставить сердце полюбить или запретить ему влюбиться невозможно. Чистая и искренняя любовь даётся человеку Всевышним. Это сильнейшее испытание, сложный жизненный экзамен, но его надо сдать только на «отлично». А как это сделать? Этот вопрос вовсе не риторический, всё просто, как всё гениальное. В Исламе даются совершенные инструкции для влюблённых – нет лучшего действия для любящих сердец, чем брак. Если кто-то влюбился, пусть идёт и сватается к ней. А если любовь не взаимная – нет лучшего лекарства, чем терпение. Ведь Аллах обязательно вознаграждает за терпение. В Коране сказано: «О уверовавшие! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину Аллах – с терпеливыми (Он благоволит тому, кто терпелив и стоек духом) » (аят 153 суры «аль-Бакара»).

А для девушек хорошим примером может послужить то, как поступила мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Когда она, осознав величие и благородство Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), влюбилась в него, отправила свою служанку к нему, чтобы оповестить о том, что желает выйти за него.

Как сохранить любовь?

Любовь нечаянно нагрянет,
Когда её совсем не ждёшь…

А мы можем продолжить слова поэта так:

Дай Бог, чтобы она была благодатной и в браке счастливы были мы…

Но любовь может так же быстро и улетучиться, как будто её и не было вовсе; как говорят в народе, от любви до ненависти – один шаг. Иногда люди, которые страстно клялись перед свадьбой в любви до гроба, разочаровавшись, разводятся – и становятся после этого… заклятыми врагами.

Для многих счастье – это и есть любовь, а посему в конце хочется раскрыть самый важный секрет любви: как сохранить любовь и сберечь семейное счастье. А секрет этот заключён в Коране: «…Если будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим... » (сура «Ибрахим», аят 7).

Благодарите Аллаха за любовь, цените любовь и говорите своим супругам почаще: «Я люблю тебя!» Быть благодарными Всевышнему за дарованную Им любовь – значит выражать эту благодарность и словами, и сердцем, беречь себя и своё сердце от грехов и измен, избегать всего, что приближает ко греху. Проявляя таким образом благодарность, можно сохранить и преумножить любовь в сердцах, взаимопонимание между любящими супругами и стать счастливыми.

Любите и будьте счастливы – и да убережёт нас Аллах от прелюбодеяния и супружеских измен!

“О Аллах! Царь в День суда! Создатель земли и неба! Смилуйся над влюбленными и спаси их от великих бед! Смягчи сердца их любимых! Ведь Ты поистине Внемлющий зову о помощи! Ты близок к тем, кто молит Тебя” (молитва паломницы во время обхода (тауафа) Каабы - главного святилища Ислама в Мекке).

Из книги аль-Уаша “Аль-мауашша”

Любовь и секс, взятые в контексте исламской культуры и религии, вызывают интерес в силу целого ряда причин. Одна из них - устойчивое сохранение в сознании людей стереотипов, принятых на веру представлений о сексуальной стороне исламской культуры. С одной стороны, на Западе и в России многие склонны полагать, что любовь как чувство, а также секс, как широкий спектр всего разнообразия половой сферы жизни человека, подавлены в исламской культуре жесткими предписаниями Корана. С другой стороны, мусульманский Восток часто предстает в массовом сознании этих же людей как символ сексуальной избыточности, половодья сексуальной чувственности, а мусульманин - пресловутый “восточный мужчина” - воспринимается как идеальный тип “всегда готового” сексуального партнера.

Любовь и секс с точки зрения человека, ориентирующегося на западную культуру, вещи самодостаточные, их ценность не нуждается в подкреплении аргументами (религиозными и прочими) и обладают онтологическим статусом в бытии человека. Причины восприятия Ислама как асексуальной культуры, репрессивной по отношению к любви и сексу, кроются в ошибочной интерпретации тех положений Корана, где говорится о любви и сексе, во-первых; во-вторых, - в отсутствии анализа раннего Ислама и в условиях Арабского халифата в период его классического расцвета до 1257 года.

Зачастую исследователи черпают материалы для изучения сексуальной культуры Ислама из жизни мусульман, живущих на периферии мусульманского мира, где культура народов, исповедующих Ислам, являет собой результат смешения норм Шариата с доисламскими обычаями. Или же анализируются установки идеологии и практики экстремистских движений. Хотя Ислам и как религия, и как культура находится далеко за этими рамками.

Следует обратиться к тексту Корана, к содержанию высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), а также к творчеству, например, мусульманского теолога аль-Газали (1058-1111), крупнейшего авторитета по вопросам исламской догматики и морали (за что он получил почетное прозвище “Довод Ислама”), и аль-Джахиза (776-869), великого арабского писателя, к народному фольклору и арабской классической поэзии. Аль-Газали и аль-Джахиз посвятили ряд произведений изложению своих взглядов на любовь и секс.

Ислам в первую очередь распространился среди арабов, народа чувственного, для которого любовь и секс являются неотъемлемыми атрибутами самой жизни, условием существования человека. Это произошло исключительно и благодаря способности Ислама абсорбировать в себя и трансформировать многое из доисламского уклада жизни арабов и других народов, в том числе и особенности сексуальных моделей и норм, регулировавших сексуальную сферу их жизни.

Любовь и секс в сознании арабов всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера. Неслучайно действие знаменитых общеарабских историй о необычайной силе любви и сексуальной страсти происходит вблизи Каабы, которая являлась главным религиозным объектом для паломничества в доисламской Аравии, а затем была восстановлена как священный центр для всех мусульман, в сторону которого необходимо обращаться во время молитвы.

Известна история, что уже после распространения Ислама некто Салих ибн Абд ур-Раззак во время Хаджа в Мекке, совершая обход Каабы (тауаф), увидел на ее стене лист бумаги со стихами. Неизвестный поэт сообщал жителям Мекки о своей безумной любви к женщине-мекканке и признавался, что из-за своей скромности он не нашел другого способа выразить свои чувства, кроме как повесить свои стихи на стену Каабы.

Утонченный взгляд на секс и любовь прослеживается в поэзии мусульманских народов. Меджнун, обессмертивший себя любовью к Лейле, сказал: “Не быть любимым - значит быть ослом!”. Аль-Ахуас ибн Мухаммед аль-Ансари выразился: “Если ты не любил и не знал страсти, то ты - один из камней пустыни”. Ему вторили поэты: “Все люди – влюбленные создания...! Пропащий тот, кто не любил и не был любим”.

Также Шерик ибн Абдуллах аль-Кади писал, что влюбленным полагается самое большое вознаграждение от Аллаха. А поэт Джамиль прямо сказал, что “умерший от любви тоже шахид” (мусульманин, погибший в борьбе за Ислам). Этот взгляд получает подтверждение в свете хадиса самого Пророка (мир ему): “Кто влюбится и умрет, сохранив себя от греха прелюбодеяния, приравнивается к шахиду”.

В этой связи поэтизируется, становится почти сакральным статус мусульманки, ее роли придается оттенок духовного совершенствования. Женщины не олицетворяют дьявольское наущение, как полагали христианские богословы, сбивая мужчин с пути истинного, но единение представителей двух полов дает возможность пережить через любовь и секс наиболее глубинные пласты опыта человеческого бытия, чтобы осознать свое истинное предназначение в мире.

Таким образом, можно сказать, что мусульманский мир всецело приветствовал любовь и сексуальность, определяя для этой сферы человеческих отношений свои нормы. В Коране содержатся многочисленные аяты с призывом к верующим вступать в брак. “Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость” (Коран 30:21).

В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. Секс создан Аллахом как единственный способ воспроизводства человеческого рода в ряду других Его созданий: “...И создали Мы вас парами”. Любовь мужчины и женщины друг к другу не есть чувство, возникающее из случайной прихоти, мимолетного каприза людей. Любовь дана Аллахом как необходимая часть сексуальных отношений мужчины и женщины: “... устроил между вами любовь и милость” (Коран 30:21).

Следовательно, с исламской точки зрения, сексуальное чувство мужчины к женщине, и наоборот, коренится в конституции человеческой природы, и в то же время есть орудие Божьего промысла. Иными словами, Ислам вобрал в себя понимание секса как явления, обладающего онтологическим статусом в жизни человека, бытие которого без секса невозможно.

При этом в рамках исламского вероучения секс трактуется еще телеологически: секс не только самодостаточен, секс также есть цель. Он не только средство самореализации человека в его земной жизни. Секс есть также средство проявления трансцендентной силы, Воли Аллаха. Секс в Исламе рассматривается как проекция потустороннего, трансцендентного в посюстороннем, земном бытии человека.

О чувстве любви в Коране говорится как о явлении, прямо связанном с сексом, половыми отношениями мужчины и женщины. Статус любви и секса в Исламе качественно повышен. Если до возникновения Ислама араб просто любил и реализовывал себя в сексе, как ел, дышал и пил, то в рамках Ислама мусульманин осознавал еще и сакральное (священное) значение переживаемого им чувства любви и совершаемого полового акта с женщиной. Любовь и секс в Исламе оказались внутри объемного, трехмерного пространства: мужчина, женщина, и, свыше, Аллах.
Соответственно, в Исламе секс в широком смысле, как весь разнообразный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, может реализоваться двумя, взаимодополняющими друг друга, путями. Во-первых, в виде чувственной страсти между мужчиной и женщиной, как половое влечение их друг к другу для удовлетворения их половых потребностей. Во-вторых, в виде чувства симпатии и расположенности духовного характера, позволяющего вызвать между мужчиной и женщиной любовь. Как и секс, любовь в Исламе стала рассматриваться как явление трансцендентного, божественного происхождения, не подчиняющееся сознанию, воле и капризам человека, если он оказался влюбленным.

Отнюдь не случайно, что в вышеприведенном кораническом аяте (“устроил между вами любовь...”) о любви между мужчиной и женщиной говорится в связи с их половыми отношениями. В Исламе любовь рассматривается как необходимое условие полноценной реализации сексуальных отношений мужчины и женщины.

Существующей предрассудок в отношении Ислама как религии, санкционирующей насильственное принуждение женщины выходить замуж за нелюбимого мужчину, опровергается положением из Корана: “... А кто вынудит... то ведь Аллах и после принуждения их Прощающий, Милосердный” (Коран 24:33), т. е. Бог на стороне подвергнутых принуждению женщин.

В авторитетнейшем сборнике хадисов - высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), составленном аль-Бухари, приводится сообщение, связанное с женщины по имени Ханса бинт Хидаг аль-Ансари, которую отец насильно выдал замуж. Ханса пожаловалась Пророку Мухаммаду (мир ему), и он расторг ее брак с нелюбимым мужчиной. Также имеется хадис, где сообщается, что на вопрос Аиши, супруги Пророка Мухаммада (мир ему), требуется ли согласие женщины на брак, он ответил, что да, и добавил, что молчание девушки, стесняющейся вслух высказаться о своем решении, следует расценивать как положительный ответ.

Следовательно, Ислам не только допускает, но и находит естественным возникновение любви между мужчиной и женщиной, желающих вступить в брак. При этом, конечно, до заключения законного брака они не имеют права нарушать религиозные предписания.

В журнале “Мажаллату аль-Азхар” исламского университета “Аль-Азхар” (Египет) регулярно публикуются фетвы - богословско-правовые заключения, - вынесенные для разъяснения и практического применения какого-либо предписания Шариата. В одном из номеров журнала помещен ответ комитета по изданию фетв на вопрос читателя: “Рассматривается ли в Исламе любовь как грех?”

“Любовь - это сердечное влечение, не подчиняющееся воле человека, если бы даже он хотел отказаться от нее. Поэтому в Шариате не предусмотрено решения, которое бы разрешало или запрещало любовь. Санкции Шариата применяются лишь тогда, когда мужчина и женщина нарушают установленные религиозные запреты. Если же между ними имеется сердечная любовь и намерение в дальнейшем вступить в законный брак, то ни на нем, ни на ней нет греха”, - ответили исламские ученые.

Как следует из вышеизложенного, Ислам признает, что любовь, раз возникнув в душе человека, не может быть удалена из нее никаким внутренним субъективным усилием или внешней санкцией, как не могут быть подавлены потребности есть, пить, дышать и вступать в сексуальные отношения.

В Исламе не сложился культ платонической, духовной любви к женщине. Не существует в Исламе и узаконенного обета безбрачия и института монашества.

Общеизвестно отрицательное отношение Пророка Мухаммада (мир ему) к безбрачию и сексуальному воздержанию, какими бы благими намерениями они не объяснялись (желанием человека полностью посвятить себя поклонению Богу и т. д.). Например, сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) запретил своему сподвижнику Усману ибн Мазуну практиковать сексуальное воздержание с целью целиком посвятить себя служению Аллаху.

Что касается действительных случаев практики сексуального воздержания некоторыми известными суфийскими шейхами (подавляющее большинство суфиев имели и имеют семьи и потомство), то после тщательного исследования данного явления западным исламоведом Брюсом Б. Лоуренсом можно смело утверждать, что в данном случае мы имеем дело с парадоксальной формой почитания женщин через сексуальное воздержание. Б. Лоуренс настаивает на необходимости использования герменевтического метода анализа суфийских текстов, в частности текстов Низамутдина-Тулия, жившего в Делийском султанате.

Результаты исследования Б. Лоуренса сводятся к утверждению, что шейх Низамутдин рассматривал любовь и секс, находящие свое полное выражение через семейные отношения, как неотъемлемые атрибуты человеческой экзистенции, его существования. По мнению шейха, женщина олицетворяет необходимый этап на пути (“тарикат”) человека. Истинная любовь к Аллаху немыслима без предварительного переживания любви к женщине, которая (любовь) затем сохраняется в душе мужчины в “снятом виде”, по выражению Гегеля. Для того, чтобы осознать степень и значимость высшей “большой” любви к Аллаху, суфий должен сначала пройти через этап “малой” любви к женщине.

Шейх Низамутдин, по мнению Б. Лоуренса, вовсе не умалял любви к женщине. Он просто указывал, что для человека, помимо земных объектов любви, существует еще иной объект любви трансцендентного характера, т. е. Аллах.

Надо отметить, в рамках исламского общества сексуальные отношения регулируются четкими религиозными предписаниями, через которые поощряются любовь и секс в законном браке и осуждаются всякие отношения людей “нетрадиционной сексуальной ориентации”. Ислам допускает и одобряет сексуальную и любовную активность, предоставляя мусульманам право удовлетворять свои физические и социально-психологические потребности путем заключения шариатского брака. Ислам запрещает кровосмесительство, гомосексуализм, лесбиянство, зоофилию, педофилию, некрофилию, садомазохизм, а также анальный секс, и налагает за их совершение на мусульманина и мусульманку различные наказания.

В вышеназванных рамках, санкционированных Исламом, мужчина и женщина могут реализовывать свои сексуальные потребности без всяких ограничений или стеснения. Об этом сказано в Коране. Смысл данного коранического установления проясняется также аятом:

“А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах” (Коран 2:187).

Это подтверждается и таким кораническим высказыванием:

“Baши жены - нивы для вас, ходите на вашу ниву [как] пожелаете” (Коран 2:223).

Академик И. Крачковский перевел слово “как” словом “когда”, придав тем самым неверный смысл. По мнению И. Крачковского, в данном аяте речь идет о частоте и времени полового сношения между мужчиной и женщиной. Но во всех комментариях (тафсирах) мусульманских ученых к Корану подчеркивается, что в данном аяте говорится о разновидностях полового акта, т. е. “как пожелаете” [овладеть], а не “когда пожелаете”.

Этот аят был ниспослан в первые месяцы Хиджры, когда Пророк (мир ему) и группа его сподвижников-мухаджиров покинули Мекку и переселилась в Медину. Многие их них ушли из Мекки в одиночку, без жен. В Медине они вступали в брак с местными женщинами. Однако вскоре начались разногласия.

Дело в том, что мекканские мужчины издревле были известны тем, что предпочитали в семейных отношениях разнообразные сексуальные позы. В то же время это не было принято в Медине. Мединские жены мухаджиров отказывались от мекканских “новшеств”, суеверно боясь, что зачатые непривычным образом дети родятся косоглазыми.

Дело дошло до Пророка Мухаммада (мир ему). Судя по сообщению Абу Дауда, приведенного в тафсире (комментарии) к Корану, составленном Ибн Касиром, именно в связи с этим событием на него снизошло откровение от Аллаха в виде аята

“Ваши жены нивы для вас, ходите на ваши нивы, [как] пожелаете” (Коран 2:223).

Затем Пророк (мир ему) разъяснил мусульманкам, что в половой жизни дозволены различные позы.

Известные мусульманские теологи и факихи, в том числе и аль-Газали, периодически выступали с письменными разъяснениями по поводу того, что можно, а что нельзя мусульманину в постели с женой. Несмотря на это, мусульмане в интимной жизни применяют разнообразные и изысканные способы, что было результатом развития мусульманской культуры как синтеза арабской, иранской, византийской и индийской культур.

Взгляды мусульманских религиозных авторитетов, которые пытались разработать хотя бы минимум правил сексуальных отношений, хорошо выразил аль-Газали в маленьком произведении “Счастливый мусульманский брак”. Он пишет, что мусульманин перед совершением полового акта с женщиной должен произнести: “Бисмиллахир-рахманир-рахим” (Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь для верующих в День Суда), затем прочитать суру “аль-Ихлас” из Корана и дуа-мольбу с просьбой к Всевышнему дать ему хорошее потомство и уберечь от шайтана. Далее следует: “и если приблизится момент эякуляции, то скажи про себя не размыкая губ: “Слава Аллаху, который создал из воды человека”. Не следует находиться головой в сторону киблы (направление на Каабу - И.Н.) во время полового сношения из уважения к Каабе. Мужчина и женщина должны прикрываться чем-либо, так как Пророк Мухаммад (мир ему) укутывался с головой во время сношения с женами и говорил им: “Тебе следует сохранять молчание” (приводится от Абу Мажиха).

Однако другие ученые несколько иначе рассматривают данный вопрос. По их мнению, недостаточно подтверждено происхождение хадиса от Пророка (мир ему) о желательности накрываться одеялом и сохранять молчание во время занятий сексом. А значит, он не носит категорического характера.

Например, доктор Мухаммад Усман аль-Хашит, подготовивший вышеупомянутые сочинения аль-Газали к печати, пишет, что совершение сексуального акта в голом виде не противоречит Сунне Пророка (мир ему), ссылаясь на доктора Абдуллу аль-Кадира. Последний утверждал: “Быть ли партнерам голыми или нет, это зависит от их вкуса и не противоречит Сунне. Ведь в Коране сказано: “Ваши жены нива для вас”. Также есть хадис о Пророке Мухаммаде (мир ему) и его молодой жене Аише (да будет доволен ею Аллах), которые вместе мылись, т. е. были голыми. Следовательно, нет препятствий и для половых сношений в обнаженном виде”.

В любом случае, данный вопрос относится к категории рекомендуемых предписаний, и его несоблюдение верующим не считается грехом.

Также аль-Газали советовал мусульманам воздерживаться от половых сношений с женщиной в первую ночь каждого месяца, ночью в середине месяца, ночью в конце месяца, а также днем и ночью каждый пятницы. Хадис от Тирмизи “Если муж захочет удовлетворить свою сексуальную потребность с женой, то она всегда должна исполнять его желание, даже если бы она была занята выпечкой” говорит лишь о желательности вывода аль-Газали.

Необходимым условием физически близости, по мнению аль-Газали, было обоюдное достижение удовлетворения мужем и женой. Аль-Газали отстаивал общепринятое мнение мусульман, что физическая близость должна удовлетворить не только мужчину, но и женщину. “Если она, сойдясь с мужчиной, будет находиться в возбужденном состоянии, а мужчина, удовлетворившись, встанет, то это скажется на ней отрицательно. Такое несовпадение вызывает охлаждение чувств вплоть до отвращения”.

Право женщины на полноценное удовлетворение ее сексуальных потребностей нашло и теоретическое обоснование у Имама аль-Газали. Он писал: “Муж должен совокупляться с супругой минимум один раз в четыре дня, исходя из того, что у него могут быть четыре жены. Частоту близости с женой можно увеличивать и уменьшать, согласно ее потребности в этом, исходя из необходимости обеспечить ее супружескую верность. Обеспечение супружеской верности - обязанность мужа. Если он не сможет удовлетворить ее сексуальные потребности, то это подвергнет опасности ее супружескую верность”.

Ислам, таким образом, рассматривает женщину не просто как орудие удовлетворения сексуальных потребностей мужчины, но также как полноправного субъекта половых отношений с признанием ее права на полное удовлетворение ее сексуальной потребности.

Итоги вышеизложенного рассмотрения любви и секса в рамках Ислама можно сформулировать в следующих положениях:

Любовь и секс в Исламе рассматриваются как явления не только самодостаточные, то есть как сущностные атрибуты бытия человека, но и как реализация трансцендентной силы, Воли Аллаха.

Любовь и секс между мужчиной и женщиной угодны Аллаху.

Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему) высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе.

Ислам однозначно осуждает все виды “нетрадиционной сексуальной ориентации”, исходя из необходимости защиты семьи, основной функцией которой является воспроизводство человеческого рода, что является целью Божьего замысла.

“Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись” (Коран 51:56).

http://www.islam.ru/lib/douknow/sex/



Похожие публикации