Примеры процессов аккомодации и ассимиляции в рамках представления об интеллекте Ж.Пиаже. Ассимиляция - понятие и признаки, чем ассимиляция отличается от диссимиляции? Проблема ассимиляции реально психологического опыта человека

Ассимиляция

Согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Ассимиляция Этимология.

Происходит от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение.

Категория.

Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.

Специфика.

Усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией.

Контекст.

В акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль имеет необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АССИМИЛЯЦИЯ

(от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - в концепции развития интеллекта Ж . Пиаже - атрибут , аспект адаптации . Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли . Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли , освобождение от эгоцентризма . Любое логическое противоречие, по Пиаже, - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Ассимиляция

Термин, использованный Жаном Пиаже в его теории интеллектуального развития. Он обозначает детскую интерпретацию окружающего мира в контексте существующей схвмы. К примеру, младенец, называющий каждого мужчину «папой», демонстрирует веру в то, что все мужчины являются папами. Его интерпретация общественного устройства мира взрослых людей основана на этой предпосылке. Вместе с процессом аккомодации, ассимиляция помогает ребенку приспосабливаться к окружающему миру.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ассимиляция" в других словарях:

    АССИМИЛЯЦИЯ - (лат. assimilatio, от assimilare уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиологии уподобление веществ, поглощенных животным, веществам собственного тела. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    АССИМИЛЯЦИЯ - (от лат. ad к и simi lis подобный), такая переработка попадающих извне в растительный или животный организм веществ, в результате к рой последние становятся составной частью клеток организма. А. белков с хим. стороны наиболее загадочная стадия… … Большая медицинская энциклопедия

    АССИМИЛЯЦИЯ - (от латинского assimilatio), 1) уподобление, слияние (например, ассимиляция звуков, ассимиляция народов); усвоение. 2) (Биологическое) усвоение питательных веществ живыми организмами, их превращение в результате биохимической реакций в… … Современная энциклопедия

    АССИМИЛЯЦИЯ - (от лат. assimilatio) ..1) уподобление, слияние, усвоение2)] В этнографии слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте… … Большой Энциклопедический словарь

    АССИМИЛЯЦИЯ - АССИМИЛЯЦИЯ, ассимиляции, жен. (лат. assimilatio) (книжн.). Действие по гл. ассимилировать и ассимилироваться. Ассимиляция звуков (уподобление одного звука другому в слове; линг.). Ассимиляция народностей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    Ассимиляция - (лат. assimilatio сіңісу, ұқсасу, теңдесу) үлкен этникалық ортада саны кем және саяси мәдениеті мен әлеуметтік жағдайы төмен халықтың өзінің ұлттық болмысынан айырылып, басым халық арасында сіңіп кетуі құбылысы. Философия этностардың, халықтардың … Философиялық терминдердің сөздігі

    Ассимиляция - (от лат. assimilatio слияние, уподобление, усвоение) конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической … Психологический словарь

    Ассимиляция - в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы,… … Геологическая энциклопедия

    АССИМИЛЯЦИЯ - процесс, в результате к рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к рой они находятся в непос редств. контакте. Этот процесс может происходить… … Энциклопедия культурологии

    ассимиляция - расплавление, слияние, усваивание, усвоение, уподобление, ассимилирование Словарь русских синонимов. ассимиляция сущ., кол во синонимов: 7 ассимилирование (4) … Словарь синонимов

Книги

  • Ассимиляция заимствований из французского языка в среднеанглийских диалектах , Багана Ж.. Монография посвящена исследованию влияния французского языка на среднеанглийские диалекты. Норманнское завоевание Англии в 1066 году способствовало созданию сложной языковой ситуации. В…

Одним из атрибутов адаптации, который может рассматриваться в рамках развития интеллекта человека, является ассимиляция. Это своеобразный условный механизм, благодаря которому индивид имеет возможность применять на практике приобретенные ранее навыки, умения, не подвергая их существенному преображению. Что же представляет собой этот механизм и кто ввел в психологию данное понятие, мы расскажем более подробно далее.

Основные термины и понятия

Мир узнал о таком понятии, как ассимиляция, благодаря Жану Пиаже, который был основателем Центра генетической психологии в Женеве (1955 год). Занимаясь развитием своей теории о направлении познания природы в психологии (генетическая эпистемология), он впервые заговорил об ассимиляции, применяя термин в контексте проявления адаптационных способностей индивида в условиях изменяемой среды.

Наравне с термином «ассимиляция» в психологии возникло обозначение и другого процесса – (также благодаря крупнейшему психологу современности Жану Пиаже). По его версии, эти процессы являются связанными, а потому существование одного из них без второго попросту невозможно.

Согласно представлениям ученого, ассимиляция не только противоположна аккомодации, но и тесно взаимосвязана с ней. Такая психологическая связь обеспечивает гармоничное существование этих двух механизмов в человеческом сознании и представляет собой область подлинного интеллекта. Если провести параллель с биологией, уравновешивание ассимиляции и аккомодации позволяет судить о когнитивной человека.

Взгляды и теории, которые озвучивал некогда профессор Ж. Пиаже относительно ассимиляции, стали весьма популярными, что обеспечило им признание в психологии. Они настолько прочно укоренились в психологии, что современные ученые не подвергают их достоверность сомнению.

В то же время, чтобы узнать значение слова «ассимиляция» и получить более детальную трактовку термина с психологической точки зрения, следует глубже изучить природу явления.

Жан Пиаже считал ассимилирующие процессы доказательством существования структур . По сути, это утверждение, что воздействие факторов внешнего окружения индивида может менять модели его поведения или воздействовать на них настолько, насколько сильной будет взаимосвязь индивида с существующей структурой.

Ассимиляция как один из атрибутов, обусловливающих адаптацию индивида, играет немаловажную роль в изучении человеком окружающей среды. В процессе приспособления к социуму человеку свойственно приобретать новую информацию, навыки и опыт, ассимилируя которые он получает возможность реализовывать свои идеи. При этом приобретаемые сведения могут ассимилироваться, чтобы соответствовать уже существующим представлениям и моделям поведения.

Наиболее яркий пример существования структур – это дети в раннем возрасте. Каждый ребенок постоянно вбирает в себя новую информацию и приобретает новые навыки, приспосабливая их к сложившимся ранее представлениям об окружающей среде. Но и во взрослом состоянии подобные процессы не прекращаются в нашем сознании.

Встречаясь с неизведанными ранее явлениями, объектами или событиями, взрослый человек интерпретирует полученный опыт. Благодаря этому он способен модифицировать собственные идеи и знания о мире ассимилируемыми данными, постоянно внося поправки в базу, которая была сформирована в сознании намного раньше.

Как работают механизмы, по версии ученого (пример)

Согласно идеям Пиаже, есть лишь два варианта, которыми обусловлены адаптационные процессы человека. Давайте рассмотрим каждый из них на примере.

Допустим, у ваших знакомых есть дочь, которую вы считали воплощением «святости». Однако эта девчушка совершает на ваших глазах проступок, на который (как вы считали) она не способна. Что изменится в вашем сознании? Как вы примените новую информацию?

1-й вариант. Новая информация будет ассимилироваться вашим сознанием таким образом, что вы не измените своего представления о девочке и не обратите внимание на ее поведение. Вместо этого вы предположите, что она лишь повторила плохой пример своих более невоспитанных сверстников. В результате вы все так же будете думать, что эта девочка хорошая, но уже будете знать о «темной стороне» ее личности.

2-й вариант. Используя для обработки полученной информации метод аккомодации, вы сочтете поведение девочки неприемлемым и кардинально поменяете свое мнение о ребенке. Так, во время аккомодации происходят противоположные процессы, не позволяющие информации ассимилироваться, в результате меняется не приобретаемый опыт, а ранее сформированные идеи.

Как можно увидеть, ассимиляция — это наиболее простой вариант приспособления индивида к чему-то новому, что обусловлено простотой добавления новых сведений к уже существующим знаниям. И информация, которая будет ассимилироваться человеком, позволит ему иногда рассматривать новые идеи под таким ракурсом, который максимально соответствовал бы уже существующим представлениям субъекта. Автор: Елена Суворова

Ассимиляция – это психологический термин, который относится к одной из частей процесса адаптации. Термин ассимиляция был впервые введен профессором Жаном Пиаже.

В процессе ассимиляции мы вбираем в себя новую информацию или опыт и вплетаем их в уже существующие у нас идеи. Процесс ассимиляции в какой-то мере субъективен, потому что у нас есть тенденция модифицировать опыт или информацию таким образом, чтобы она подходила к уже существующим у нас представлениям, идеям, верованиям.

Ассимиляция играет важную роль в том, как мы изучаем окружающий нас мир.

В раннем детстве дети постоянно ассимилируют новую информацию и опыт в уже существующее у них знание о мире. Однако, этот процесс не прекращается в процессе роста, он продолжается и у взрослых людей. Встречаясь с новизной и интерпретируя этот опыт, люди постоянно вносят маленькие и большие поправки в существующие у них идеи об окружающем мире.

Давайте подробнее рассмотрим ассимиляцию и ее роль в процессе обучения.

Как работает ассимиляция

Пиаже считал, что существует 2 основных способа того, как мы адаптируемся к новому опыту и информации. Ассимиляция – это самый легкий метод, потому что он не требует большого объема подстройки. С помощью этого процесса мы добавляем новую информацию к существующей базе знаний, иногда при этом давая другую интерпретацию этому новому опыту таким образом, чтобы он подходил к уже существующей информации.

К примеру, давайте представим, что у ваших соседей есть дочь, которую вы всегда воспринимали как милую, вежливую и добрую.

Однажды вы выглядываете в окно и видите, как эта девочка кидает снежком в вашу машину. Вы воспринимаете это как нечто грубое и недоброе, совсем не то, что вы ожидали бы от этой девочки. Как вы интерпретируете эту новую информацию? Если вы прибегаете к процессу ассимиляции, вы не будете зацикливаться на поведении девочки, предположив, что она сделала то, что видела, как делают ее одноклассники, и что она не хотела быть невежливой.

Вы не станете в корне пересматривать свое мнение о девочке, вы просто добавите новую информацию к существующему у вас знанию. Она добрая девочка, но теперь вы знаете, что у нее есть и «шкодная» часть ее личности.

Если б вы применили второй метод адаптации, описанный Пиаже, поведение девочки заставило бы вас переменить свое мнение о ней. Это процесс, который Пиаже назвал аккомодация, в котором старые идеи заменяются новой информацией.

Ассимиляция и аккомодация работают в тандеме как часть процесса обучения. Некоторая информация просто инкорпорируется в существующие схемы с помощью процесса ассимиляции, а некоторая информация приводит к развитию новых схем или полностью трансформирует старые при помощи процесса аккомодации.

Еще примеры ассимиляции

  • Студент, изучающий работу новой компьютерной программы.
  • Маленький ребенок видит новую породу собак, которую не видел ранее, и сразу показывает пальцем на животное и говорит «Собака!»
  • Шеф-повар, изучающий новую кулинарную технику.
  • Программист, изучающий новый язык программирования.

В каждом из этих примеров человек добавляет новую информацию к существующей схеме. Поэтому это описывается “ассимиляция”. Эти люди не изменяют и не полностью модифицируют существующие представления, как это происходило бы при аккомодации.

Атрибут, аспект адаптации. Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже , познавательная Ассимиляция принципиально не отличается от биологической.

Ассимиляция неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда Ассимиляция и Аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма.

Любое логическое противоречие, по Пиаже , - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е.В. Филиппова)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Ассимиляция - согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Ассимиляция (лат.assimilare - усваивать; видоизменяя, уподоблять кому-чему-либо)

  1. усвоение пищи;
  2. включение новых идей в уже накопленную “апперцептивную массу”,
  3. согласно Ж.Пиаже , это использование имеющихся когнитивных схем для усвоения нового опыта (см . Аккомодация);
  4. усвоение неприятного опыта приемлемым способом, не отторгая его;
  5. изменение внешнего мира в соответствии со своими потребностями;
  6. согласно А. Кемпинскому, ассимиляцию представляет включение внешних впечатлений и формирование функциональных структур, определяющих те или иные психологические реакции.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Ассимиляция , основное значение – принимать, поглощать или соединяться. Этот термин имеет очень много значений, которые нельзя не указать здесь. Во всех приведенных ниже специальных употреблениях общий смысл отражен по крайней мере в некоторой степени.

  1. В физиологии – поглощение и преобразование пищи в протоплазму.
  2. В теории зрения Геринга – анаболизм фотохимикатов в сетчатке.
  3. В теории Гербарта, когда новые идеи включены в уже существующую апперцептивную массу, можно сказать, что они ассимилированы.
  4. В подходе Пиаже к развитию: применение общей схемы к конкретному человеку, объекту или событию. См. термин, сопровождающий этот в теории Пиаже – Аккомодация (3).
  5. В ранних подходах к изучению памяти этот термин был предложен для обозначения "закона" памяти, согласно которому новые объекты или события должны быть ассимилированы в существующую когнитивную структуру прежде, чем их можно было бы вспоминать.
  6. В стандартных психодинамических подходах часто говорилось, что определенные патологии, недостатки или просто неприятные факты ассимилируются, если они включаются приемлемым способом в личный опыт. Соответствующие антонимы для этого значения – вытеснение и подавление.
  7. В теории Юнга, этот термин употреблялся для характеристики процесса изменения объектов, событий или идей с тем, чтобы соответствовать потребностям индивида.
  8. В теории Торндайка термин употреблялся по отношению к ситуациям, когда животное использовало приобретенную ранее реакцию в новой ситуации, когда между обеими ситуациями имелось достаточно много общего.
  9. В фонетике – процесс, когда две фонемы приобретают общие характеристики или становятся идентичными.
  10. В социологии – объединение групп или личностей с радикально отличающимися данными в одну группу с общими свойствами. Процесс здесь может быть однонаправленным, когда один поглощается другим, или может быть взаимное смешение обоих.

Возможно, в психологии имеются и другие использования, но, кажется, это ясно, что термин уже испытывает информационную перегрузку. Некоторые специальные употребления во фразах приведены ниже.

предметная область термина

ОБЪЕКТА, АССИМИЛЯЦИЯ - модификация или изменение воспринимаемой формы или функции объекта в течение какого-то времени. Юнг использовал эту фразу для описания таких изменений, которые, как он предполагал, происходили под влиянием потребностей личности. Гештальтпсихологи и некоторые современные теоретики памяти используют этот термин для обозначения изменений в представлении объекта в памяти с течением времени с Условием, что эти изменения приводят воспоминания об объекте в большее соответствие с тем что является типичным для данной категории. См. ассимиляция.

ОБОБЩАЮЩАЯ АССИМИЛЯЦИЯ - см. ассимиляция, обобщающая.

ВЗАИМНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ - см. ассимиляция, взаимная.

АССИМИЛЯЦИЯ, ВЗАИМНАЯ - в теории Пиаже взаимная ассимиляция (4) двух схем, при которой каждая из них сохраняется, но изменяется ассимилируемыми компонентами другой. Пиаже предполагал, что взаимосвязанное развитие зрительной и моторной схем объясняется этим процессом.

АССИМИЛЯЦИЯ, ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ В теории Пиаже базовая форма ассимиляция (4), основанная на том, что ребенок повторяет одну и ту же реакцию на объект или внешнюю ситуацию всегда, когда она встречается. Например, осмысление объекта каждый раз при его появлении, согласно этой теории позволяет ребенку ассимилировать различные его особенности и свойства. Этот вид предшествует рекогнитивной ассимиляции.



Похожие публикации