Произведения бориса житкова читать. Рассказы про животных, которые обогатят внутренний мир ребенка

Рассказы о животных для чтения в начальной школе. Рассказы Бориса Житкова про животных. Рассказы для внеклассного чтения в начальной школе. Рассказы про слона, рассказы про собак, рассказы про корову и телёнка.

Борис Житков. Вечер

Идёт корова Маша искать сына своего, телёнка Алёшку. Не видать его нигде. Куда он запропастился? Домой уж пора.

А телёнок Алёшка набегался, устал, лёг в траву. Трава высокая — Алёшку и не видать.

Испугалась корова Маша, что пропал её сын Алёшка, да как замычит что есть силы:

Дома Машу подоили, надоили целое ведро парного молока. Налили Алёшке в плошку:

— На, пей, Алёшка.

Обрадовался Алёшка — давно молока хотел, — всё до дна выпил и плошку языком вылизал.

Напился Алёшка, захотелось ему по двору пробежаться. Только он побежал, вдруг из будки выскочил щенок — и ну лаять на Алёшку. Испугался Алёшка: это, верно, страшный зверь, коли так лает громко. И бросился бежать.

Убежал Алёшка, и щенок больше лаять не стал. Тихо стало кругом. Посмотрел Алёшка — никого нет, все спать пошли. И самому спать захотелось. Лёг и заснул во дворе.

Заснула и корова Маша на мягкой траве.

Заснул и щенок у своей будки — устал, весь день лаял.

Заснул и мальчик Петя в своей кроватке — устал, весь день бегал.

А птичка давно уж заснула.

Заснула на ветке и головку под крыло спрятала, чтоб теплей было спать. Тоже устала. Весь день летала, мошек ловила.

Все заснули, все спят.

Не спит только ветер ночной.

Он в траве шуршит и в кустах шелестит.

Борис Житков. Охотники и собаки

Рано утром встал охотник, взял ружьё, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошёл стрелять зайцев.

Был сильный мороз, но ветра совсем не было. Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы. Ему было тепло.

Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.

«Пора и домой, — подумал охотник. — От моих лыж видны следы, и, пока не стемнело, я по следам дойду домой. Перейду овраг, а там уже недалеко».

Он спустился вниз и увидел, что в овраге черным-черно от галок. Они сидели прямо на снегу. Охотник понял, что дело неладно.

И верно: он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом. Охотник свистнул собак.

«Если собаки не выведут меня на дорогу, — подумал он, — я пропал. Куда идти, я не знаю, заблужусь, занесёт меня снегом, и я замёрзну».

Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов — и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.

Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:

«Кабы не собаки, пропал бы я сегодня».

Борис Житков. Как слон спас хозяина от тигра

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.

Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил.

Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой.

А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: «Сяду ему на шею — так мне ещё удобней будет им править».

Он уселся на слоне и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.

Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.

А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.

А ноги у слона — как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:

— Какой я дурак, что бил слона! А он мне жизнь спас.

Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.

Борис Жидков. Про слона

Мы подходили на пароходе к Индии. Утром должны были прийти. Я сменился с вахты, устал и никак не мог заснуть: все думал, как там будет. Вот как если б мне в детстве целый ящик игрушек принесли и только завтра можно его раскупорить. Все думал — вот утром, сразу открою глаза — и индусы, черные, заходят вокруг, забормочут непонятно, не то что на картинке. Бананы прямо на кусте,

город новый — все зашевелится, заиграет. И слоны! Главное — слонов мне хотелось посмотреть. Все не верилось, что они там не так, как в зоологическом, а запросто ходят, возят: по улице вдруг такая громада прет!

Заснуть не мог, прямо ноги от нетерпения чесались. Ведь это, знаете, когда сушей едешь, совсем не то: видишь, как все постепенно меняется. А тут две недели океан — вода и вода, — и сразу новая страна. Как занавес в театре подняли.

Наутро затопали на палубе, загудели. Я бросился к иллюминатору, к окну, — готово: город белый на берегу стоит; порт, суда, около борта шлюпки: в них черные в белых чалмах — зубы блестят, кричат что-то; солнце светит со всей силы, жмет, кажется, светом давит. Тут я как с ума сошел, задохнулся прямо: как будто я — не я и все это сказка. Есть ничего с утра не хотел. Товарищи дорогие, я за вас по две вахты в море стоять буду — на берег отпустите скорей.

Выскочили вдвоем на берег. В порту, в городе все бурлит, кипит, народ толчется, а мы — как оголтелые и не знаем, что смотреть, и не идем, а будто нас что несет (да и после моря по берегу всегда странно ходить). Смотрим — трамвай. Сели в трамвай, сами толком не знаем, зачем едем, лишь бы дальше, — очумели прямо. Трамвай нас мчит, мы глазеем по сторонам и не заметили, как выехали на окраину. Дальше не идет. Вылезли. Дорога. Пошли по дороге. Придем куда-нибудь!

Тут мы немного успокоились и заметили, что здорово жарко. Солнце над самой маковкой стоит; тень от тебя не ложится, а вся тень под тобой: идешь, и тень свою топчешь.

Порядочно уже прошли, уж людей не стало встречаться, смотрим — навстречу слон. С ним четверо ребят — бегут рядом по дороге. Я прямо глазам не поверил: в городе ни одного не видали, а тут запросто идет по дороге. Мне казалось, что из зоологического вырвался. Слон нас увидел и остановился. Нам жутковато стало: больших при нем никого нет, ребята одни. А кто его знает, что у него на уме. Мотанет раз хоботом — и готово.

А слон, наверно, про нас так думал: идут какие-то необыкновенные, неизвестные, — кто их знает? И стал. Сейчас хобот загнул крючком, мальчишка старший стал на крюк на этот, как на подножку, рукой за хобот придерживается, и слон его осторожно отправил себе на голову. Тот там уселся между ушами, как на столе.

Потом слон тем же порядком отправил еще двоих сразу, а третий был маленький, лет четырех, должно быть, — на нем только рубашонка была коротенькая, вроде лифчика. Слон ему подставляет хобот — иди, мол, садись. А он выкрутасы разные делает, хохочет, убегает. Старший кричит ему сверху, а он скачет и дразнит — не возьмешь, мол. Слон не стал ждать, опустил хобот и пошел — сделал вид, что он на его фокусы и смотреть не хочет. Идет, хоботом мерно покачивает, а мальчишка вьется около ног, кривляется. И как раз, когда он ничего не ждал, слон вдруг хоботом цап! Да так ловко! Поймал его за рубашонку сзади и подымает наверх осторожно. Тот руками, ногами, как жучок. Нет уж! Никаких тебе. Поднял слон, осторожно опустил себе на голову, а там ребята его приняли. Он там, на слоне, все еще воевать пробовал.

Мы поравнялись, идем стороной дороги, а слон с другого бока и на нас внимательно и осторожно глядит. А ребята тоже на нас пялятся и шепчутся меж собой. Сидят, как на дому, на крыше.

Вот, — думаю, — здорово: им нечего там бояться. Если б и тигр попался навстречу, слон тигра поймает, схватит хоботищем поперек живота, сдавит, швырнет выше дерева и, если на клыки не подцепит, все равно будет ногами топтать, пока в лепешку не растопчет.

А тут мальчишку взял, как козявку, двумя пальчиками: осторожно и бережно.

Слон прошел мимо нас: смотрим, сворачивает с дороги и попер в кусты. Кусты плотные, колючие, стеной растут. А он — через них, как через бурьян, — только ветки похрустывают, — перелез и пошел к лесу. Остановился около дерева, взял хоботом ветку и пригнул ребятам. Те сейчас же повскакали на ноги, схватились за ветку и что-то с нее обирают. А маленький подскакивает, старается тоже себе ухватить, возится, будто он не на слоне, а на земле стоит. Слон пустил ветку и другую пригнул. Опять та же история. Тут уж маленький совсем, видно, в роль вошел: совсем залез на эту ветку, чтоб ему тоже досталось, и работает. Все кончили, слон пустил ветку, а маленький-то, смотрим, так и полетел с веткой. Ну, думаем, пропал — полетел теперь, как пуля, в лес. Бросились мы туда. Да нет, куда там! Не пролезть через кусты: колючие, и густые, и путаные. Смотрим, слон в листьях хоботом шарит. Нащупал этого маленького, — он там, видно, обезьянкой уцепился, — достал его и посадил на место. Потом слон вышел на дорогу впереди нас и пошел обратно. Мы за ним. Он идет и по временам оглядывается, на нас косится: чего, мол, сзади идут какие-то? Так мы за слоном пришли к дому. Вокруг плетень. Слон отворил хоботом калиточку и осторожно просунулся во двор; там ребят спустил на землю. Во дворе индуска на него начала кричать что-то. Нас она сразу не заметила. А мы стоим, через плетень смотрим.

Индуска орет на слона, — слон нехотя повернулся и пошел к колодцу. У колодца врыты два столба, и между ними вьюшка; на ней веревка намотана и ручка сбоку. Смотрим, слон взялся хоботом за ручку и стал вертеть: вертит как будто пустую, вытащил — целая бадья там на веревке, ведер десять. Слон уперся корнем хобота в ручку, чтобы не вертелась, изогнул хобот, подцепил бадью и, как кружку с водой, поставил на борт колодца. Баба набрала воды, ребят тоже заставила таскать — она как раз стирала. Слон опять бадью спустил и полную выкрутил наверх.

Хозяйка опять его начала ругать. Слон пустил бадью в колодец, тряхнул ушами и пошел прочь — не стал воду больше доставать, пошел под навес. А там в углу двора на хлипких столбиках навес был устроен — только-только слону под него подлезть. Сверху камышу накидано и каких-то листьев длинных.

Тут как раз индус, сам хозяин. Увидал нас. Мы говорим — слона пришли смотреть. Хозяин немного знал по-английски, спросил, кто мы; все на мою русскую фуражку показывает. Я говорю — русские. А он и не знал, что такое русские.

— Не англичане?

— Нет, — говорю, — не англичане.

Он обрадовался, засмеялся, сразу другой стал: позвал к себе.

А индусы англичан терпеть не могут: англичане давно их страну завоевали, распоряжаются там и индусов у себя под пяткой держат.

Я спрашиваю:

— Чего это слон не выходит?

— А это он, — говорит, — обиделся, и, значит, не зря. Теперь нипочём работать не станет, пока не отойдет.

Смотрим, слон вышел из-под навеса, в калитку — и прочь со двора. Думаем, теперь совсем уйдет. А индус смеется. Слон пошел к дереву, оперся боком и ну тереться. Дерево здоровое — прямо все ходуном ходит. Это он чешется так вот, как свинья об забор.

Почесался, набрал пыли в хобот и туда, где чесал, пылью, землей как дунет! Раз, и еще, и еще! Это он прочищает, чтобы не заводилось ничего в складках: вся кожа у него твердая, как подошва, а в складках — потоньше, а в южных странах всяких насекомых кусачих масса.

Ведь смотрите какой: об столбики в сарае не чешется, чтобы не развалить, осторожно даже пробирается туда, а чесаться ходит к дереву. Я говорю индусу:

— Какой он у тебя умный!

А он хохочет.

— Ну, — говорит, — если бы я полтораста лет прожил, не тому еще выучился бы. А он, — показывает на слона, — моего деда нянчил.

Я глянул на слона — мне показалось, что не индус тут хозяин, а слон, слон тут самый главный.

Я говорю:

— Старый он у тебя?

— Нет, — говорит, — ему полтораста лет, он в самой поре! Вон у меня слоненок есть, его сын, — двадцать лет ему, совсем ребенок. К сорока годам в силу только входить начинает. Вот погодите, придет слониха, увидите: он маленький.

Пришла слониха, и с ней слоненок — с лошадь величиной, без клыков; он за матерью, как жеребенок, шел.

Ребята индусовы бросились матери помогать, стали прыгать, куда-то собираться. Слон тоже пошел; слониха и слоненок — с ними. Индус объясняет, что на речку. Мы тоже с ребятами.

Они нас не дичились. Все пробовали говорить — они по-своему, мы по-русски — и хохотали всю дорогу. Маленький больше всех к нам приставал, — все мою фуражку надевал и что-то кричал смешное — может быть, про нас.

Воздух в лесу пахучий, пряный, густой. Шли лесом. Пришли к реке.

Не река, а поток — быстрый, так и мчит, так берег и гложет. К воде обрывчик в аршин. Слоны вошли в воду, взяли с собой слоненка. Поставили, где ему по грудь вода, и стали его вдвоем мыть. Наберут со дна песку с водой в хобот и, как из кишки, его поливают. Здорово так — только брызги летят.

А ребята боятся в воду лезть — больно уж быстрое течение, унесет. Скачут на берегу и давай в слона камешками кидать. Ему нипочем, он даже внимания не обращает — все своего слоненка моет. Потом, смотрю, набрал в хобот воды и вдруг как повернет на мальчишек и одному прямо в пузо как дунет струей — тот так и сел. Хохочет, заливается.

Слон опять своего мыть. А ребята еще пуще камешками его донимать. Слон только ушами трясет: не приставайте, мол, видите, некогда баловаться! И как раз, когда мальчишки не ждали, думали — он водой на слоненка дунет, он сразу хобот повернул да в них.

Те рады, кувыркаются.

Слон вышел на берег; слоненок ему хобот протянул, как руку. Слон заплел свой хобот об его и помог ему на обрывчик вылезти.

Пошли все домой: трое слонов и четверо ребят.

На другой день я уж расспросил, где можно слонов поглядеть на работе.

На опушке леса, у речки, нагорожен целый город тесаных бревен: штабеля стоят, каждый вышиной в избу. Тут же стоял один слон. И сразу видно было, что он уж совсем старик — кожа на нем совсем обвисла и заскорузла, и хобот, как тряпка, болтается. Уши обгрызенные какие-то. Смотрю, из лесу идет другой слон. В хоботе качается бревно — громадный брус обтесанный. Пудов, должно быть, во сто. Носильщик грузно переваливается, подходит к старому слону. Старый подхватывает бревно с одного конца, а носильщик опускает бревно и перебирается хоботом в другой конец. Я смотрю: что же это они будут делать? А слоны вместе, как по команде, подняли бревно на хоботах вверх и аккуратно положили на штабель. Да так ровно и правильно — как плотник на постройке.

И ни одного человека около них.

Я потом узнал, что этот старый слон и есть главный артельщик: он уже состарился на этой работе.

Носильщик ушел не спеша в лес, а старик повесил хобот, повернулся задом к штабелю и стал смотреть на реку, как будто хотел сказать: «Надоело мне это, и не глядел бы».

А из лесу идет уже третий слон с бревном. Мы — туда, откуда выходили слоны.

Прямо стыдно рассказывать, что мы тут увидели. Слоны с лесных разработок таскали эти бревна к речке. В одном месте у дороги — два дерева по бокам, да так, что слону с бревном не пройти. Слон дойдет до этого места, опустит бревно на землю, подвернет колени, подвернет хобот и самым носом, самым корнем хобота толкает бревно вперед. Земля, каменья летят, трет и пашет бревно землю, а слон ползет и пихает. Видно, как трудно ему на коленях ползти. Потом встанет, отдышится и не сразу за бревно берется. Опять повернет его поперек дороги, опять на коленки. Положит хобот на землю и коленками накатывает бревно на хобот. Как хобот не раздавит! Гляди, снова уже встал и несет. Качается, как грузный маятник, бревнище на хоботе.

Их было восемь — всех слонов-носильщиков, — и каждому приходилось пихать бревно носом: люди не хотели спилить те два дерева, что стояли на дороге.

Нам неприятно стало смотреть, как тужится старик у штабеля, и жаль было слонов, что ползли на коленках. Мы недолго постояли и ушли.

ЦВЕТОК

Жила девочка Настя со своей мамой. Раз Насте подарили в горшочке
цветок. Настя принесла домой и поставила на окно.
— Фу, какой гадкий цветок! — сказала мама. — Листья у него точно языки,
да еще с колючками. Наверное, ядовитый. Я его и поливать не стану.
Настя сказала:
— Я сама буду поливать. Может быть, у него цветки будут красивые.
Цветок вырос большой-большой, а цвести и не думал.
— Его надо выбросить, — сказала мама, — от него ни красы, ни радости.
Когда Настя заболела, она очень боялась, что мама выбросит цветок или
не будет поливать и он засохнет.
Мама позвала к Насте доктора и сказала:
— Посмотрите, доктор, у меня девочка все хворает и вот совсем слегла.
Доктор осмотрел Настю и сказал:
— Если б вы достали листья одного растения. Они как надутые и с шипами.
— Мамочка! — закричала Настя. — Это мой цветок. Вот он!
Доктор взглянул и сказал:
— Он самый. От него листья варите, и пусть Настя пьет. И она
поправится.
— А я его выбросить хотела, — сказала мама.
Мама стала Насте давать эти листья, и скоро Настя встала с постели.
— Вот, — сказала Настя, — я его берегла, мой цветочек, и он меня зато
сберег.
И с тех пор мама развела много таких цветов и всегда давала Насте пить
из них лекарство.

МЫЛО

Один мальчик все хотел узнать, плавает ли мыло. Вот раз пришел он на
кухню. А на кухне стояло ведро, полное воды, а рядом новый кусок мыла.
Оглянулся мальчик, видит: никого нет. Взял мыло, положил в воду и пустил.
Мыло — юрк! И под воду. Испугался мальчик, что мыло утопил. Убежал из кухни
и никому не сказал.
Все спать легли, и нового мыла никто не хватился.
Наутро мать стала самовар ставить. Видит: воды уж мало в ведре.
Выплеснула все в самовар да скорей по воду, чтоб самовар долить.
Вот сели все за стол, чтобы чай пить. Принесла мать самовар на стол.
Кипит самовар. Все глядят — что за чудо! Из-под крышки пузыри пузырятся, и
все больше и больше. Глядь — и весь самовар в пене.
Вдруг мальчик заплакал и закричал:
— Я думал — оно плавает! — И рассказал, как все было.
— Ах, — сказала мама, — это, значит, я с мылом воду в самовар
выплеснула да свежей потом долила.
Отец сказал мальчику:
— Ты бы лучше в тарелке попробовал, чем в ведре его топить. А плакать
нечего. Мне вот теперь без чаю на работу идти, а видишь — я не плачу.
Отец потрепал сынишку по плечу и пошел на работу.

В ГОРАХ

Три брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они
уже видели, как засветилось окно в их доме.
Вдруг собрались тучи, стало сразу темно, грянул гром, и полил дождь.
Дождь был такой сильный, что по дороге вниз потекла вода, как в речке.
Старший сказал:
— Стойте, вот тут скала, она нас немного прикроет от дождя.
Все трое присели под скалой и стали ждать.
Младшему, Ахмету, надоело сидеть, он сказал:
— Я пойду. Чего трусить? До дому недалеко. Не хочу я здесь с вами
мокнуть. Поужинаю и в сухой постели переночую.
— Не ходи — пропадешь, — сказал старший.
— Я не трус, — сказал Ахмет и вышел из-под скалы.
Он смело зашагал по дороге — вода ему нипочем.
А вода уж ворочала камни и катила их вниз за собой. Камни догоняли и с
разгону били Ахмета по ногам. Он пустился бежать.
Он хотел разглядеть впереди огонек в доме, но дождь так лил, что ничего
впереди не было видно.
"Не вернуться ли?" — подумал Ахмет. Но стыдно стало: похвастал — теперь
засмеют его братья.
Тут сверкнула молния, и ударил такой гром, будто все горы треснули и
повалились. Когда молния осветила, Ахмет не узнал, где он.
"Ой, кажется, я заблудился", — подумал Ахмет и испугался.
Ноги ему избило камнями, и он пошел тише.
Он совсем тихонько ступал и боялся оступиться. Вдруг снова ударила
молния, и Ахмет увидал, что прямо перед ним обрыв и черная пропасть.
Ахмет так и сел на землю от страха.
"Вот, — подумал Ахмет, — если б я ступил еще шаг, я сорвался бы вниз и
разбился б насмерть".
Теперь ему страшно стало и назад идти. А вдруг опять там обрыв и
пропасть.
Он сидел на мокрой земле, и сверху лил на него холодный дождь.
Ахмет только думал:
"Хорошо, что я еще один шаг не ступил: пропал бы я совсем".
А когда настало утро и прошла гроза, братья нашли Ахмета. Он сидел на
краю пропасти и весь закоченел от холода.
Братья ему ничего не сказали, а подняли и повели домой.

КАК САША МАМУ НАПУГАЛ

Мама пошла на рынок, а мне сказала:
— Запрись на крючок и никого не пускай, а то, гляди, воры-разбойники
придут.
Я не заперся, а как мама ушла, я взял мочалку, натрепал и подвязался —
вышло, как борода.
Потом из печки уголь достал и себе усы под носом намазал. На голову я
папину майку надел. Посмотрел в зеркало и вижу, что я стал очень страшный.
Тогда я поставил в сенях табурет. Перед табуретом поставил валенки, сам
я надел папин тулуп, в руку я взял топор и влез на табурет.
Долго я ждал, вдруг слышу: мама идет. Подергала дверь, дверь и
открылась. Как увидала, что такой большой да с топором, так и стала в
дверях.
Я поднял руку с топором и сказал:
— Я разбойник.
Вдруг мама засмеялась и говорит:
— Не разбойник ты вовсе, а Сашка. — И столкнула меня с табуретки. — Фу,
как перепугал!
А это она потому узнала, что у меня голос тонкий. Потом сказала, чтоб
не смел больше, — все-таки, значит, испугалась.

БОРОДА

Один старик шел ночью через лед. И уж совсем подходил к берегу, как
вдруг лед подломился, и старик упал в воду. А у берега стоял пароход, и с
парохода шла железная цепь в воду к якорю.
Старик добрался до цепи и стал по ней лезть. Вылез немного, устал и
стал кричать: "Спасите!"
Матрос на пароходе услыхал, поглядел, — а на якорной цепи кто-то
прицепился и кричит.
Матрос не стал долго думать, нашел веревку, схватил конец в зубы и
полез по цепи вниз спасать старика.
— На, — говорит матрос, — веревку, обвяжись, дедушка, я тебя вытяну.
А дедушка говорит:
— Нельзя меня тянуть: у меня борода к железу примерзла.
Матрос достал нож.
— Отрежь, — говорит, — дед, бороду.
— Нет, — говорит дед. — Как же мне без бороды?
— Не до весны же ты на бороде висеть будешь, — сказал матрос, отхватил
ножом бороду, обвязал старика и вытянул его на веревке.
Потом матрос привел его в теплую каюту и говорит:
— Раздевайся, дедушка, да ложись в постель, а я тебе чаю согрею.
— Какой чай, — говорит дед, — коли без бороды я теперь. — И заплакал.
— Смешной ты, дед, — сказал матрос. — Чуть было совсем ты не пропал, а
чего бороды жалеть, коли она вырастет.
Стащил с себя старик мокрую одежу и лег в теплую постель.
А наутро сказал матросу:
— Твоя правда: вырастет борода, а без тебя бы я пропал.

КАК МАЛЬЧИК ТОНУЛ

Я шел по берегу и смотрел, как плотники строят пристань. Большущие
бревна плавали в воде плотно одно к одному. Их доставали из воды и забивали
в дно, так что из воды торчал целый забор из бревен. Вдруг мне показалось,
что там, где плавали сваи, что-то мелькнуло. Я не знал что, а побежал туда.
Я не спускал глаз с этого места и бежал со всей силы.
А сбоку я увидал краем глаза: как раз туда бежит телеграфист. Бежит со
всех ног и держится за живот. У него на поясе была сумка с телеграммами, и
он боялся, что они выпадут.
Телеграфист тоже смотрел в то место, куда глядел и я. Земля там осыпью
спускалась к воде, а на воде плавали сваи — плотно, как плот. Телеграфист
мне ни слова не сказал, а только ткнул пальцем, укрепился ногами на осыпи и
протянул руку. Я тоже ни слова не сказал, а взял крепко телеграфиста за
руку, а сам лег на сваи и просунул руку между ними — в том самом месте, куда
мы оба глядели, не сводя глаз.
Я стал шарить рукой в воде. И вдруг маленькие пальчики попались мне и
крепко вцепились в мою руку. Я ухватился тоже. И тут же телеграфист потянул
меня на берег. Сваи разошлись, и вслед за моей рукой вылезла маленькая рука,
а за ней голова, и мы вытащили мальчика. Он был рыжий, лет семи. Он мигал
глазами и ничего не говорил. Подошли плотники. Один взял мальчика, поднял и
потряс над землей. У мальчика вылилась вода из рта. Его поставили на ноги и
спросили: как он утонул? Мальчик сказал, что хотел по сваям пройти, а они
под ногами разошлись, и он провалился с головой между ними. А потом сошлись
над ним, как потолок. И сейчас же заплакал:
— А где моя шапка? Где удочка! Я без шапки домой не пойду.
Все стали смеяться: скажи спасибо, что жив остался, а ты о шапке
плачешь.
Я нашел его удочку и стал в воде искать его шапку. Зацепил и вытащил.
Но это был старый лапоть. Потом еще раз зацепил, и это была мокрая фуражка.
Мальчик стал ее жалеть, что она мокрая. Я пошел. А когда оглянулся, мальчик
все держал фуражку и плакал.
Телеграфист махнул рукой, посмотрел, тут ли телеграммы, и поспешил
прочь.

ГАРМОНЬ

У одного дяденьки была гармонь. Он на ней очень хорошо играл, и я
приходил слушать. Он ее прятал и никому не давал. Гармонь была очень
хорошая, и он боялся, чтобы не сломали. А мне очень хотелось попробовать.
Вот раз пришел я, когда дяденька обедал. Он кончил есть, а я стал
просить, чтоб сыграл. А он сказал:
— Какая игра! Мне спать охота.
Я стал просить и даже заплакал. Тогда дяденька сказал:
— Ну ладно, разве немножко.
И достал из сундука гармонь. Немножко поиграл, положил гармонь на стол,
а сам тут на лавке и заснул.
Я подумал: "Вот когда мне счастье пришло. Тихонько возьму гармонь и на
дворе попробую".
Я приловчился, ухватил гармонь за ручку и потянул. А она как рявкнет на
все голоса, как живая. Я с испугу и руку отдернул. Тут дяденька вскочил.
— Ты, — говорит, — это что же!
И ко мне, да меня за руку.
Тут я заплакал и сказал всю правду.
— Ну, — сказал дяденька, — не реви: коли у тебя такая охота, приходи, я
тебя учить буду.
Я приходил, а дяденька мне показывал, как играть. Я научился и теперь
очень хорошо играю.

ПОЖАР

Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил
учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один
стеречь квартиру.
Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из
железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб
зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя
очень рассердился. Он пошел в кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их
керосином, положил сверху пушку и зажег. "Теперь небось выстрелит!"
Огонь разгорелся, загудел в плите — и вдруг как бахнет выстрел! Да
такой, что весь огонь из плиты выкинуло.
Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не
слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, все само потухнет.
А ничего не потухло. И еще больше разгорелось.
Учитель шел домой и увидал, что из верхних окон идет дым. Он побежал к
столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель
разбил стекло и надавил кнопку.
У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям
и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им,
где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а
пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили
лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей.
В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.
Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер
никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.
Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной
маме.
А Петина мама все плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел,
потому что его нигде не видно.
А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и
насильно привели.
Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело.
Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму
жить к себе, пока не починят дом.

НАВОДНЕНИЕ

В нашей стране есть такие реки, что не текут все время по одному месту.
Такая река то бросится вправо, потечет правее, то через некоторое время,
будто ей надоело здесь течь, вдруг переползет влево и зальет свой левый
берег. А если берег высокий, вода подмоет его. Крутой берег обвалится в
реку, и если на обрыве стоял домик, то полетит в воду и домик.
Вот по такой реке шел буксирный пароход и тащил две баржи. Пароход
остановился у пристани, чтобы там оставить одну баржу, и тут к нему с берега
приехал начальник и говорит:
— Капитан, вы пойдете дальше. Будьте осторожны, не сядьте на мель: река
ушла сильно вправо и теперь течет совсем по другому дну. И сейчас она идет
все правее и правее и затопляет и подмывает берег.
— Ох, — сказал капитан, — мой дом на правом берегу, почти у самой воды.
Там остались жена и сын. Вдруг они не успели убежать?!
Капитан приказал пустить машину самым полным ходом. Он спешил скорей к
своему дому и очень сердился, что тяжелая баржа задерживает ход.
Пароход немного проплыл, как вдруг его сигналом потребовали к берегу.
Капитан поставил баржу на якорь, а пароход направил к берегу.
Он увидал, что на берегу тысячи людей с лопатами, с тачками спешат —
возят землю, насыпают стенку, чтобы не пустить реку залить берег. Возят на
верблюдах деревянные бревна, чтоб их забивать в берег и укреплять стенку. А
машина с высокой железной рукой ходит по стенке и ковшом нагребает на нее
землю.
К капитану прибежали люди и спросили:
— Что в барже?
— Камень, — сказал капитан.
Все закричали:
— Ах, как хорошо! Давайте сюда! А то вон смотрите, сейчас река прорвет
стенку и размоет всю нашу работу. Река бросится на поля и смоет все посевы.
Будет голод. Скорей, скорей давайте камень!
Тут капитан забыл и про жену и про сына. Он пустил пароход что есть
духу и привел баржу под самый берег.
Люди стали таскать камень и укрепили стенку. Река остановилась и дальше
не пошла. Тогда капитан спросил:
— Не знаете ли, как у меня дома?
Начальник послал телеграмму, и скоро пришел ответ. Там тоже работали
все люди, какие были, и спасли домик, где жила жена капитана с сыном.
— Вот, — сказал начальник, — здесь вы помогали нашим, а там товарищи
спасли ваших.

КАК УТОНУЛ ПАРОХОД

Была война. Люди боялись, чтобы враги не приплыли к их земле на военных
кораблях. Военные корабли из пушек могут все на берегу разбить. А потом
могут привезти с собой солдат и высадить их на берег.
Так вот, чтоб военные корабли боялись подходить к берегу, в море
пускали большие круглые железные коробки. Эта коробка так устроена, что если
за нее заденет пароход, то она сейчас же взорвется. Да с такой силой, что
непременно сделает дырку в пароходе. И в пароход начнет набираться вода, и
тогда он может потонуть.
Эти коробки называют минами. Чтобы мины никуда не уносило и чтобы они
стояли около берега в воде, их привязывают проволочной веревкой к тяжелым
якорям. Якоря крепко лежат на дне и держат мины. Чтобы их сверху не было
видно, проволочную веревку делают покороче, так что мина сидит под водой, но
не очень глубоко. Пароход над ней не пройдет, непременно дном зацепит. Когда
воевали, много военных кораблей наскакивало на мины. Мины взрывались и
топили корабли.
Но вот кончилась война. Вынули из воды мины. А когда подсчитали, то
вышло, что вынули не все. Немного мин еще осталось в море. Их не могли
найти. По морю стали ходить простые пароходы, а не военные. Простые пароходы
перевозили людей и товары из порта в порт, из страны в страну.
Один пароход шел с грузом. Дело было летом, и была спокойная погода.
Пароход проходил мимо рыбаков, и с парохода все смотрели, как рыбаки
поднимают сети и много ли попалось рыбы.
Вдруг раздался такой удар, будто гром. Пароход тряхнуло, и из-под борта
взлетел в воздух сноп воды выше мачты. Это пароход толкнул мину, и она
взорвалась. Пароход стал быстро тонуть.
Рыбаки оставили сети, подплыли на лодках к пароходу и взяли всех людей.
Капитан долго не хотел уходить. Ему было жалко парохода. Он думал, что,
может быть, пароход можно как-нибудь спасти и он не утонет. Но все видели,
что пароход все равно утонет. И капитана силой взяли в лодку.
Пароход пошел на дно вместе с грузом.

КАК ПОДНЯЛИ ПАРОХОД СО ДНА

Пароход опустился на дно и лег, наклонившись набок. У него была большая
пробоина, и он весь был наполнен водой.
Вода была там, где стоит машина; вода была в каютах, где жили люди;
вода была в трюмах, где лежал товар. Маленькие рыбки заходили заглянуть, нет
ли чем поживиться.
Капитан очень хорошо знал место, где утонул его пароход. Там было не
очень глубоко: туда могли спуститься водолазы. Пароход решили поднять!
Пришел спасательный пароход и стал спускать под воду водолазов.
Водолазы все одеты в резиновые костюмы: через них вода не проходит. Грудь и
воротник у этого костюма — медные. Голову водолаза закрывают медным
колпаком. Этот колпак привинчивают к воротнику. А в медном колпаке есть
стеклянное окошечко — чтобы водолазу смотреть. И еще в этот колпак идет
резиновая труба, в нее сверху качают воздух, чтобы водолаз под водой мог
дышать.
Водолазы привязали к пароходу большущие бидоны — понтоны. В эти понтоны
напустили по трубам воздух. Понтоны поплыли вверх, потянули с собой пароход.
Когда пароход всплыл, все обрадовались, и больше всех капитан. Пароход
на буксире повели в починку. На нем был только один человек. Это капитан
скорей захотел пойти на свой пароход. Двадцать дней чинили пароход — и
заделали пробоину.

// Ноябрь 3, 2010 // Просмотров: 20 238

Борис Житков родился в Одессе, в семье учителя математики и пианистки. Он многое знал и умел. Успел поработать кораблестроителем и химиком и даже штурманом дальнего плавания. Он слыл среди своих друзей прекрасным рассказчиком, но писателем становиться не собирался. Но от судьбы не уйдешь, и однажды, по просьбе своего школьного товарища К.Чуковского, он записал один из своих рассказов, и это решило всё. В журналах стали появляться веселые и трогательные истории для детей про «Беспризорную кошку» и «Галку», «Мангуста» и «Слона». Житков очень любил животных и всего лишь несколькими штрихами умел показать в своих рассказах все особенности повадок и характера и тигра, и слона, и обезьяны.

В эту аудиокнигу вошли рассказы: «Охотник и собаки», «Девочка Катя», «Храбрый утенок», «Кружечка под елочкой», «Галка», «Вечер», «Про слона», «Как слон спас хозяина от тигра», «Мангуста», «Беспризорная кошка».

©&℗ ИП Воробьев В.А.

© Илл., Семенюк И.И., 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Петя с мамой и с сёстрами жил в верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру.

Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтобы зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг: «Теперь небось выстрелит!»

Огонь разгорелся, загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.

Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет. А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось.

Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным.

Учитель разбил стекло и надавил кнопку.

У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобиле был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.

Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным. Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.

А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.

А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели.

Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.

На льдине

Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось.

Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

– Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

– Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

– Почему нас качает? – закричал Володя.

А отец крикнул:

– Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

– Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

– Пропали!

Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:

– Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама закричала:

– Съешь скорее корку!

Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слёзы. Она не могла говорить, а только хрипела, махала руками.

Мама испугалась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей-скорей приезжал.

Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух.

Доктор очень боялся за Валю.

Вдруг впереди одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя. Было ещё далеко. Но доктор всё равно хотел идти пешком.

Вдруг сзади затрубил гудок. Шофёр посмотрел назад и сказал:

– Погодите, доктор, помощь идёт!

А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резиновые трубы и провели трубу в море.

Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал её в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной силой. Она с такой силой вылетала, что конец трубы людям нельзя было удержать: так он трясся и бился. Его привинтили к железной подставке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стреляют водой из пушки. Вода так сильно била по обвалу, что сбивала глину и камни и уносила их в море.

Весь обвал вода смывала с дороги.

– Скорей, едем! – крикнул доктор шофёру.

Шофёр пустил машину. Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку.

А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос-гидротаран размыл обвал.

Как тонул один мальчик

Один мальчик пошёл ловить рыбу. Ему было восемь лет. Он увидал на воде брёвна и подумал, что это плот: так они плотно лежали одно к другому. «Сяду я на плот, – подумал мальчик, – а с плота можно удочку далеко забросить!»

Почтальон шёл мимо и видел, что мальчик идёт к воде.

Мальчик шагнул два шага по брёвнам, брёвна разошлись, и мальчик не удержался, упал в воду между брёвнами. А брёвна опять сошлись и закрылись над ним, как потолок.

Почтальон схватился за сумку и побежал что есть мочи к берегу.

Он всё время глядел на то место, где упал мальчик, чтобы знать, где искать.

Я увидал, что сломя голову бежит почтальон, и я вспомнил, что шёл мальчик, и вижу – его не стало.

Я в тот же миг пустился туда, куда бежал почтальон. Почтальон стал у самой воды и пальцем показывал в одно место.

Он не сводил глаз с брёвен. И только сказал.

Борис Житков русский советский писатель. Среди его профессий были: ихтиолог, капитан научно-исследовательского судна, штурман парусника, морской офицер, инженер. Его творчество оказало большое влияние на развитие советской детской литературы. “Рассказы о животных” для детей Бориса Житкова стали классикой советской анималистической литературы.

Борис Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности. Свои рассказы о животных создавал так, что они ярко отражают весь его богатый и искренний внутренний мир, его принципы и моральные идеалы.

Волк

Один колхозник проснулся рано утром, посмотрел в окно на двор, а на дворе у него волк. Волк стоял около хлева и скрёб лапой дверь. А в хлеву стояли овцы.

Колхозник схватил лопату – и во двор. Он хотел сзади ударить волка по голове. Но волк вмиг повернулся и поймал лопату зубами за ручку.

Колхозник стал вырывать у волка лопату. Не тут-то было! Волк так крепко уцепился зубами, что не вырвать.

Колхозник стал звать на помощь, а дома спят, не слышат.

“Ну, – думает колхозник, – не век же волк лопату держать будет; а как выпустит, я ему лопатой голову проломаю”.

А волк стал зубами ручку перебирать и всё ближе и ближе к колхознику…

“Пустить лопату? – думает колхозник. – Волк тоже лопату бросит да на меня. Я и убежать не успею”.

А волк всё ближе и ближе. Видит колхозник: дело плохо – этак волк скоро за руку схватит.

Собрался колхозник со всею силой да как швырнёт волка вместе с лопатой через забор, да скорей в избу.

Убежал волк. А колхозник дома всех разбудил.

– Ведь меня, – говорит, – у вас под окном чуть волк не заел. Эко спите!

– Как же, – спрашивает жена, – ты управился?

– А я, – говорит колхозник, – его за забор выкинул.

Посмотрела жена, а за забором лопата; вся волчьими зубами изгрызена.

Галка

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, – поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

– Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

– Ничего я не брал, – ответил брат.

Сестра поссорилась с ним и заплакала.

Бабушка услыхала.

– Что у вас тут? – говорит. – Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду.

Бросились искать очки – нет очков.

– Только что на стол их положила, – плачет бабушка. – Куда им деться? Как я теперь нитку в иголку вдену?

И закричала на мальчика.

– Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, – а над крышей галка летает, и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся – да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.

Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:

– Говори, где мои очки?

– На крыше! – сказал мальчик.

Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом разных денежек много штук.

Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:

– Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.

И помирились с братом.

Бабушка сказала:

– Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.

Как слон спас хозяина от тигра

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.

Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил.

Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой.

А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: “Сяду ему на шею – так мне ещё удобней будет им править”.

Он уселся на слоне и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.

Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.

А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.

А ноги у слона – как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:

– Какой я дурак, что бил слона! А он мне жизнь спас.

Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.

Вечер

Идёт корова Маша искать сына своего, телёнка Алёшку. Не видать его нигде. Куда он запропастился? Домой уж пора.

А телёнок Алёшка набегался, устал, лёг в траву. Трава высокая - Алёшку и не видать.

Испугалась корова Маша, что пропал её сын Алёшка, да как замычит что есть силы:

Дома Машу подоили, надоили целое ведро парного молока. Налили Алёшке в плошку:

На, пей, Алёшка.

Обрадовался Алёшка - давно молока хотел, - всё до дна выпил и плошку языком вылизал.

Напился Алёшка, захотелось ему по двору пробежаться. Только он побежал, вдруг из будки выскочил щенок - и ну лаять на Алёшку. Испугался Алёшка: это, верно, страшный зверь, коли так лает громко. И бросился бежать.

Убежал Алёшка, и щенок больше лаять не стал. Тихо стало кругом. Посмотрел Алёшка - никого нет, все спать пошли. И самому спать захотелось. Лёг и заснул во дворе.

Заснула и корова Маша на мягкой траве.

Заснул и щенок у своей будки - устал, весь день лаял.

Заснул и мальчик Петя в своей кроватке - устал, весь день бегал.

А птичка давно уж заснула.

Заснула на ветке и головку под крыло спрятала, чтоб теплей было спать. Тоже устала. Весь день летала, мошек ловила.

Все заснули, все спят.

Не спит только ветер ночной.

Он в траве шуршит и в кустах шелестит.



Похожие публикации