Юные гимнастки: художественная гимнастика для начинающих. Методика обучения ловле мяча в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки Художественная гимнастика упражнения с мячом для начинающих

Мяч является универсальным предметом, знакомым всем с детских лет. Его мягкий материал и круглая форма располагает занимающихся к активному действию. Упражнения с мячом варьируются в большом диапазоне: от элементарно простых до технически и физически сложных. Поэтому мяч можно использовать как на занятиях с начинающими, так и с хорошо подготовленными группами. Упражнения с мячом по сравнению с другими предметами (например с лентой, скакалкой) эффективнее воздействуют на мышечную чувствительность, особенно рук и туловища, а также на кожный анализатор.

В гимнастике пользуются в основном резиновыми мячами двух размеров: средний мяч - диаметром

15-18 см, большой мяч - диаметром не менее 20 см. На соревнованиях пользуются мячом диаметром 18-20 см и весом 400 граммов. Техника владения мячом основывается на использовании силы тяжести, центробежных и инерционных сил, возникающих при движении мяча. Круглая форма и вращающееся движение мяча определяют округлость и мягкость сопровождающих движений гимнастки, также слитность и плавность переходов от элемента к элементу. Все упражнения с мячом предполагают движения руки и тела гимнастки по маховой дуге. Мяч должен свободно лежать на ладони или двигаться в контакте с гимнасткой, его нельзя захватывать пальцами. Движение мяча по той или иной части тела гимнастки сопровождается согласованным мышечным импульсом. Целостность и текучесть движений поддерживается согласованным перемещением центра тяжести тела гимнастки (при помощи пружинных движений, приседаний, подтягиваний и т. д.) и движениями мяча. Правильная техника владения мячом показывает степень развития координации и мышечной чувствительности у занимающихся.

Обучение упражнениям с мячом начинается с ознакомления со способами держания мяча. Мяч можно держать: 1) на ладони (или ладонях), не захватывая пальцами (рис. 48, а); 2) на тыльной стороне кисти (или кистей) - пальцы прогнуты (рис. 48, б); 3) сбоку- держать обеими руками, мяч между пальцами (рис. 48, в).

Эти основные способы держания мяча видоизменяются в зависимости от того, где находится рука и куда направлены пальцы. Например, хват с боку, руки скрестно (рис. 49, а), руки вверх пальцами назад, мяч на ладони (рис. 49, б), обратный хват (рука повернута внутрь ладонью вверх) (рис. 49, в).

Приведенные способы держания мяча являются исходными или конечными в любом упражнении с мячом или в связке; они встречаются и как формы ловли или захвата мяча. Поэтому важно добиться от занимающихся большой точности и ловкости в применении различных хватов мяча в начальном обучении.

Различные способы держания мяча можно тренировать уже на маховых движениях. Сами махи являются подготовительными движениями для изучения и выполнения кругов, «восьмерок», бросков и ловли мяча. К разучиванию выкрутов следует приступать только после освоения определенных навыков выполнения различных кругов. Перекаты и отбивы мяча являются технически самостоятельными группами упражнений, поэтому их простые формы можно включить уже в первые занятия с мячом.

В начале обучения целесообразно применять в качестве сопровождающих движений спружинивания на месте и на шагах, перенос тяжести тела с ноги на ногу, махи руками и т. п. Относительно медленный темп и простые движения тела позволяют занимающимся внимательно следить за движением мяча.

В дальнейшем сопровождающие движения надо усложнять; движение же мяча должно оставаться непрерывным как на танцевальных шагах и прыжках, так и во время выполнения «волн», взмахов и поворотов. Контакт с мячом обеспечивается постоянным последовательным и текучим движением тела гимнастки.

Если упражнения выполнены правильно, то мяч мягко прилегает к рукам и к телу занимающейся и потери мяча исключаются. В целях гармонического и симметричного развития тела гимнастки следует все изучаемые элементы и упражнения выполнять как правой, так и левой рукой и в обе стороны.

При разучивании упражнений с мячом встречаются типичные ошибки. Это - захват мяча пальцами; жесткая ловля мяча или прижимание его к телу при ловле; подпрыгивание мяча во время перекатов по полу, неровность переката мяча по различным частям тела гимнастки; нарушение темпа, ритма и амплитуды движений мяча, задержка мяча: неравномер-

Художественная гимнастика.Художественная гимнастика - вид
спорта, выполнение под музыку различных
гимнастических и танцевальных
упражнений без предмета, а также с
предметом
(скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Из истории художественной гимнастики.

Термин «художественная гимнастика» родился в
открывшейся в 1934 году «Высшей школе
художественного движения» Ленинградского
государственного института физической культуры
им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия
теоретиков и преподавателей ведущих студий
пластики и художественного движения,
существовавших в 20-30 годы: Петроградского
института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды
Вербовой (1923 г.), студии художественного
движения Елены Горловой (1923 г.), пластического
отделения студии «Темас» Александры СеменовойНайпак (1927 г.) и многих других.
В 1941 году в Ленинграде проходит первый
чемпионат города по художественной гимнастике.
Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия
Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей
северной столице стартует первый чемпионат
России. Первой примадонной российской
гимнастики стала москвичка Людмила Зотова.
Начиная с 1948 года ежегодно проводятся
чемпионаты России, и определяется первая леди
отечественной художественной гимнастики. 1980
год стал для художественной гимнастики
поворотным, после завершения Олимпийских игр в
Москве, на конгрессе МОК было принято решение
о включении этого вида спорта в программу
Олимпийских игр.

Правила соревнований.

Гимнастки выполняют упражнения со скакалкой,
обручем, мячом, булавами и лентой на ковре
размером 13x13 метров под музыкальное
сопровождение, время которого не должно превышать
полторы минуты. Во время упражнения гимнастка
обязана двигаться в такт музыке и не выходить за
пределы ковра. Существует два вида упражнений –
индивидуальные (личные) и групповые. В
индивидуальном многоборье на международном
уровне гимнастка выступает на ковре одна по четырём
видам программы из пяти существующих. Поэтому
каждые два года один предмет выпадает из списка
программы. В групповых упражнениях на ковре
выступают пять гимнасток одновременно и одна
гимнастка является запасной. Обычно по олимпийской
программе нужно выполнить два упражнения.
В групповом упражнении гимнастки обязаны выполнять
не только технические элементы, как в индивидуальном
многоборье, но и переброски предметов, а также
элементы сложной акробатики. Поэтому упражнение
смотрится очень интересным и динамичным.

Упражнения с предметами составляют основное
содержание соревновательных программ
по художественной гимнастике. Применяемые
в художественной гимнастике предметы отличаются
по форме структуре и размерам:
Скакалка - это пеньковая веревка удобной для гимнастки
длины с поперечным диаметром 0,5–1,0 см с узелками
на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть
видимым.
Обруч - это предмет в форме круга, внутренним
диаметром 80–90 см, толщиной (поперечным диаметром)
0,8–1,5 см, весом минимум 300 грамм, сделанный
из пластмассы. Цвет по выбору.Мяч - это резиновый шар,
диаметром 18–20 см, весом минимум 400 грамм. Цвет
по выбору.Лента - это конструкция из палочки-трости длиной
50–60 см, диаметром 1 см, подвижного крепления -
карабинчика и полоски ткани длиной 6 м + подгиб 1 м
и шириной 4–6 см, весом минимум 35 грамм (без палочки).
Цвет по выбору.Булавы - это два предмета, состоящие
из бочкообразного тела, сужающейся шейки
и шарообразной головки. Диаметр головки до 3 см, длина
булавы 40–50 см, вес каждой булавы минимум 150 грамм.
Цвет по выбору.

Система оценок

Выступление гимнасток оценивают три бригады судей:
Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D1 (2
судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи,
оценивают технику работы с предметом). При
подсчёте оценки учитывается среднее
арифметическое бригад D1 и D2: (D1+D2)/2.
Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи;
Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют
сбавки за ошибки;
На любых соревнованиях обязательно работает судьякоординатор, следящий за формальной стороной
выступления (например, количество предметов на
площадке, выходы за площадку и т. д.).
Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка
= (D1+D2)/2+A+E

МТО на примере упражнения «Перекат мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол»

Для упражнений с мячом используется резиновый мяч средней
величины (диаметр 15-20 см). Броски, отбивы и перекаты мяча могут
выполняться одной гимнасткой и двумя (переброски и перекаты -с
партнером).
В исходных положениях мяч может лежать на ладони (рис. 68), можно
поддерживать его пальцами с боков, и тогда ладони не касаются мяча,
и, наконец, он может лежать на тыльной стороне кисти.
В последнем случае пальцы предельно вытянуты. Руки при бросках и
ловле мяча следует освободить от излишнего напряжения. Бросок
выполнять с предварительным замахом. Ловлю мяча, особенно после
высоких бросков, необходимо амортизировать, продолжив движение
руки вниз. В противном случае мяч будет отскакивать от ладони.
Захватывать мяч пальцами нельзя.
Броски и ловля мяча обеими руками. В качестве подготовительного
упражнения сначала следует освоить без мяча предварительные и
сопровождающие движения руками. 1. И. п.- руки в стороны.
Раскачивание руками дугами к низу-вверх и дугами книзу – в стороны,
слегка пружиня ногами.

Техника выполнения.

Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине
должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно
только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома.
Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки
вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз,
перекатить обратно на ладони.
2. И. п. - о. с, руки вперед
ладонями вниз, мяч на тыльной стороне ладоней. Приподнимая и опуская руки, прокатывать мяч по рукам на грудь
и обратно на ладони (рис. 72).
3. То же, перекатывая мяч
на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти
(на беге назад).
4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой
ладони. 1. Слегка поднимая правую руку, перекатить
мяч на грудь. 2. Левой рукой задержать мяч на груди,
положив ладонь на мяч сверху. 3-4. Повернув левую
кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку
в и. п. Повторить перекат на левой руке.
5. И. п.-руки в стороны, мяч на правой ладони.
1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь.
2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой.
Программное упражнение. 6. П п. -о. е., правая рука в сторону, мяч на ладони. 1.
Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке
на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч
левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п., левая
рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка
отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.

Вывод.

В художественной гимнастике упражнения с мячом
считаются, одними из основных и самых главных.
Они развивают гибкость и ловкость у спортсменок,
что очень важно.
Обычно хорошими данными для художественной
гимнастики считается врождённая гибкость,
растяжка, высокий толчёк, стройная фигура,
хорошая координация движений. Но даже если
гимнастка не обладает всеми этими качествами,
почти всего можно добиться путём тяжёлых
тренировок, находясь в руках у хорошего тренера.

Определение и характеристики предмета

Мяч – один из предметов в художественной гимнастике. Мяч делается из резины или синтетического материала. Его диаметр – 18-20 сантиметров. Вес – 400 граммов. Мяч традиционно считается более «лирическим» видом программы. Динамическая составляющая в упражнениях с мячом не так сильна, как в других дисциплинах художественной гимнастики. Движения гимнастки должны быть плавными и спокойными.

История использования предмета в художественной гимнастике

Мяч был введен в программу художественной гимнастики в 1929 году в берлинской школе гимнастики. С этого времени начинается развитие гимнастического мяча. Как ни странно, наиболее успешно и активно оно проходило в Эстонии и Финляндии. Идея мяча была заимствована из заокеанского баскетбола. Эстонский доктор Идла обратил внимание на то, как естественны движения тела во время работы с мячом. Открытие Идла существенно ускорило развитие художественной гимнастики, позволив уйти от архаичных и нелепых движений, напоминавших античные представления. В дальнейшем в некоторых учебниках по гимнастике элементы и движения описывались относительно человека, стоящего с мячом. С 1969 года упражнения с мячом вошли в программу чемпионатов мира.

Особенности применения предмета в художественной гимнастике

Набор элементов в упражнениях с мячом достаточно велик. Основу составляют броски и ловля мяча (базовые упражнения этого вида), перекаты по помосту или телу гимнастки. Броски и подбивы выполняются не только руками, но другими частями тела. Например, плечами, ногами или головой. Судьи очень строго следят за контролем мяча. Он ни в коем случае не должен держаться на запястьях, эта ошибка карается сурово. Фиксация мяча осуществляется разными частями тела. Важнейший элемент упражнений с мячом – балансировка, когда гимнастка лежит на животе в шпагате и удерживает мяч на ноге, которая находится над ее головой. В упражнениях с мячом от спортсменки требуется гибкость во всех ее проявлениях: пассивная и активная. Также необходимо чувство ритма, музыкальность и артистичность.

На последнем чемпионате мира по художественной гимнастике, который состоялся в 2011 году во французском Монпелье, в упражнениях с мячом без шансов для соперниц первенствовали россиянки Евгения Канаева и Дарья Кондакова. На третьей ступеньке пьедестала расположилась гимнастка из Беларуси Любовь Черкашина. Кроме того, на французском чемпионате мира разыгрывались награды не только в индивидуальных, но и в групповых упражнениях с мячом. Здесь также с большим отрывом победу праздновали россиянки, итальянки – вторые, у болгарок – бронза.

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо–физиологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Этими особенностями можно объяснить широкий спектр использования художественной гимнастики в занятиях женских групп разного возраста и подготовленности. От других средств гимнастики упражнения художественной гимнастики отличаются особой динамичностью широкоамплитудных движений и танцевальной манерой исполнения.

К специфическим локальным задачам, которые удается решить с помощью упражнений художественной гимнастики можно отнести:

– воспитание двигательной культуры – умения придавать движениям эмоциональную окраску, делать их предельно выразительными;

– эстетическое воспитание занимающихся на основе связи движений с музыкой и использование танцевально–хореографических элементов;

Благодаря такой ориентации занятий с использованием соответствующих средств и методов эту разновидность гимнастики именуют «художественной».

В упражнениях художественной гимнастики можно видеть традиционные строевые, прикладные, общеразвивающие упражнения. Но выполняются они по–особенному. Махи выполняются плавно, мягко. Наклоны, как правило, выполняются пружинящими, волнообразными движениями, хорошо сочетающимися с «отстающей» работой головы, рук.

Насыщенные хореографическими и танцевальными элементами упражнения художественной гимнастики развивают гибкость, прыгучесть, координацию движений, музыкальный слух и чувство ритма.

Девушек, занимающихся художественной гимнастикой, отличает красивая осанка, легкость, грациозность походки и изящность движений.

В зависимости от степени трудности упражнения художественной гимнастики условно подразделяют на: подготовительные и основные.

К первой группе относятся: разновидности ходьбы, бега, подскоков, общеразвивающие движения, простейшие хореографические и танцевальные элементы.

Ко второй группе упражнений (основных) относятся более сложные движения, предназначенные главным образом для тех, кто специализируется по художественной гимнастике: упражнения без предметов (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки), упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента), соединения и комбинации упражнений без предмета и с предметами (индивидуальные и групповые).

8.2. Хореографические и танцевальные упражнения

Упражнения хореографии представлены элементами классической хореографии у станка и на середине зала.

Основные позиции ног и рук.

Основные позиции рук

Рис. 156 Руки внизу, округленные в локтевых и лучезапястных суставах ладонями вверх (большой палец внутри ладони).

Рис. 157 Руки вперед, округленные в локтевых и лучезапястных суставах.

Рис. 158 Руки вперед – в стороны, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).

Рис. 159 Руки вперед – кверху, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).

Основные позиции ног

Рис. 160 I – первая

Сомкнутая стойка. Пятки соединены, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением нагрузки по всей стопе.

Рис. 161 II – вторая

Широкая стойка, носки наружу. Ноги расположены в линию на расстоянии одной стопы с равномерным распределением нагрузки на обе стопы.

Рис. 162 III – третья

Сомкнутая стойка, правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу).

Рис. 163 IV – четвертая

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы), носки наружу.

Рис. 164 V – пятая

Сомкнутая стойка, правая перед левой (правая пятка сомкнута с носком левой), носки наружу.

Рис. 165 VI – шестая

Сомкнутая стойка с соединением носков и пяток.

Наиболее часто используемые виды передвижений:

    «мягкий шаг» выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе;

    «высокий шаг» выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол);

    «острый шаг» выполняется из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед резко, отрывисто, стопа другой ноги – на носко;

    «широкий шаг» выполняется выпадом правой (левой) с разноименным движением рук;

    «перекатный шаг» выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу. Одновременно, сгибая и затем, разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую ногу вперед–книзу;

    «пружинный шаг» выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующие терминологические определения. Например, острый бег, пружинный бег, высокий бег. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.

Хореографическо–танцевальные упражнения

В художественной гимнастике применяют элементы классического бального танца (галоп, полька, вальс и др.), народных танцев (русский переменный, припадание, веревочка, па–де–баск, ковырялочка, шаг с притопом и др.), историко–бытовых, современных танцев.

Приставной шаг является наиболее простым танцевальным шагом, позволяющим успешно изучить шаг галопа. Выполняется вперед, в сторону, назад.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, впереди правая, руки на поясе; 1–скользящим движением шаг правой вперед на носок (с переходом на всю ступню), левая сзади на носке; 2–приставляя левую, принять и.п.; 3–4 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем приставной шаг выполняется с движением одной или обеих рук.

Переменный шаг (так называемый тройной, музыкальный размер 2/4) служит основой шагов польки, русского танца. Изучается в различных сочетаниях.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед; «И» – приставить левую; 2–шаг правой вперед, левая сзади на носке; 3–4 – то же с левой ноги. Выполняется так же, «пропуская» на счет «И» ногу несколько вперед.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед на носок; «И» – слегка приседая на правой, небольшой шаг левой на носок; 2–шаг правой, левую отвести назад, руки книзу, затем переводятся вперед–вверх; 3–4 – то же с левой ноги. На счет 3 руки дугами книзу возвращаются в и.п. Выполняется так же с подниманием на счет 2 и 4 прямой или согнутой ноги вперед, с попеременными движениями рук, с поворотами кругом махом ноги.

Шаг Галопа – это приставной шаг с небольшим прыжком и соединением ног в фазе полета.(муз. размер 2/2). Выполняется обычно вперед и в стороны. В момент безопорного положения туловища и ноги должны быть прямыми, носки – оттянутыми. Шаг галопа удобнее всего выполнять, стоя в парах, взявшись за руки (или руки на поясе).

1. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; 1–7 – шаги галопа вперед с правой ноги; 8–подскок на правой, левую вперед; 9–16 – шаги галопа вперед с левой ноги.

2. И.п. – занимающиеся стоят в кругу лицом к центру, взявшись за руки; 1–7 – шаги галопа вправо; 8– подскок на правой, левую в сторону; 9–16– шаги галопа влево.

Шаг Польки – разновидность переменного шага, выполняемого небольшими прыжками с разворотом плеч в сторону ноги, с которой начиналось выполнение движения (муз. размер 2/4).

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И»– подскок на левой ноге, правая вперед; 1– «И» – 2 небольшими прыжками переменный шаг с правой ноги, левую вперед; 3– «И» – 4 – то же с левой ноги.

Шаг Мазурки (муз. размер 3/4). Основные разновидности: женский шаг, мужской шаг.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И» – небольшой подскок на левой ноге, правую вперед–книзу; 1– шаг правой вперед, слегка приседая на ней, левую ногу согнуть назад, колено наружу; 2– небольшой подскок на правой, левую несколько больше согнуть назад; 3–подскок на правой, левую выставить вперед–вниз. Продолжить движение с левой ноги.

Шаг вальса (муз. размер 3/4) выполняется вперед, в стороны, назад, с поворотом.

Вальсовый шаг вперед: И.п. – на носках, руки на поясе; 1– скользящий шаг правой с небольшим приседанием на ней и последующим подниманием на носок; 2–3 – два небольших шага вперед на носках с левой; 4–6 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем рекомендуется выполнять с движениями рук (вперед–назад, «восьмеркой», одноименной с ногой руки).

Вальсовый шаг с поворотом (представляет собой сочетание вальсовых шагов вперед и назад с поворотами кругом): И.п. – о.с., руки на поясе; 1– шаг правой вперед – наружу с небольшим приседанием; 2– небольшой шаг левой вперед с поворотом направо кругом на носках; 3–приставить правую назад к левой; 4–слегка приседая, шаг левой назад; 5–шагом правой назад – поворот направо кругом на носках; 6– приставить левую к правой. В дальнейшем выполняется с движениями рук вперед– назад и др.

Некоторые элементы народного танца:

Русский переменный шаг вперед (муз. размер 4/4): И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе или в стороны; 1–шаг правой с носка; «И» – шаг левой с носка; 2–шагом правой ноги, слегка приседания на ней, левую скользящим движением продвигать вперед; «И» – левую вперед с поворотом туловища налево на 45 0 ; 3–4 – то же с левой ноги.

Шаг «веревочка» назад: И.п. – о.с., руки на поясе; 1– поднимая и сгибая ногу, поставить ее назад за левой на носок; 2– небольшой подскок на правой со сгибанием левой и постановкой ее назад. После освоения «веревочки» назад изучается шаг «веревочки» с тройным притопом.

Хореографические прыжки

Хореографические прыжки необходимы для освоения вольных упражнений и улучшения координации движений занимающихся.

Скачок выполняется толчком одной ноги со сгибанием другой. Рекомендуемая последовательность освоения скачка:

    Ходьба с подниманием согнутой ноги вперед, руки на поясе.

    Ходьба на месте с подниманием согнутой ноги вперд с движениями рук вперед и назад.

    И.п. – стойка на левой, правая согнута вперед, левая рука впереди, правая сзади; 1 – шаг правой, левую согнуть вперед, правую руку вперед, левую назад; 2– то же шагом левой ногой, руки меняют положение.

    То же, что в 3-м, но с выполнением прыжка на ноге, с которой идет шаг (это упражнение и является скачком).

    переменный шаг с выполнением скачка на счет 2 и 4.

1. И.п. – о. с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1– шаг правой с подниманием на носок и махом левой вперед; 2 – то же шагом левой с махом правой.

2. И.п. – о.с., левым боком к станку или гимнастической стенке, правая рука в сторону. Шагом левой прыжок со сменой ног впереди с дополнительной опорой левой рукой во время прыжка.

3. Выполнение прыжка со сменой ног после шага левой с продвижением вперед. Затем то же с другой ноги.

4. То же, что в упражнении № 3, но со сменой согнутых ног.

5. Переменный шаг и прыжки на счет 2 и 4 со сменой ног впереди.

Закрытый прыжок выполняется шагом ноги вперед или назад с прыжком на ней. Другая нога в момент прыжка сгибается вперед, руки поднимаются вперед ладонями книзу, голова опущена.

1. И.п. – о.с. на носках, руки в стороны; 1– шагом правой закрытый прыжок, левую согнуть вперед; 2– приставляя левую, стать на носки, руки в стороны; 3–4 – выполнить закрытый прыжок шагом левой.

2. Переменный шаг с закрытыми прыжками на счет «2» и «4».

Открытый прыжок исполняется шагом ноги вперед с прыжком на ней и одновременным отведением другой ноги назад. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника, смотреть перед собой.

1. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шаг правой на носок, левую отвести назад, прогнуться; 2 – то же шагом левой, отводя правую назад.

2. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шагом правой открытый прыжок на ней; 2 – то же шагом левой.

3. Выполнение открытого прыжка после переменного шага.

Комбинации танцевальных шагов.

Выполнение комбинаций танцевальных шагов, меняющихся от занятия к занятию, резко повышает интерес к занятиям, позволяет незаметно поднять физическую нагрузку, улучшить координацию движений. Рекомендуемые комбинации танцевальных шагов:

1. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой ноги; 5–7 – три легких прыжка с продвижением вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, но галоп начать с левой ноги.

2. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой; 5–8 – четыре подскока на двух на месте; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги.

3. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – восемь шагов галопа вперед с правой; 9–16 – то же с левой.

4. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – четыре шага галопа вперед, начиная с правой; 5–7 – три шага вперед с правой; 8 – притоп левой ногой, слегка поворачивая туловище влево; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги с притопом правой.

5. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки в кругу, левым боком к центру круга; 1–3 – три шага галопа влево (к центру); 4 – притоп правой ногой; 5–7 – три шага галопа вправо; 8 – отпуская руки, повернуться налево, лицом к центру круга, руки на поясе; 9–11 – три шага вперед с правой ноги; 12 – приставляя левую ногу, хлопок руками перед собой; 13–15 – три шага назад с левой ноги, руки на поясе; 16 – шагом правой ноги назад повернуться направо, принять и.п.

6. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5–7 – с поворотом направо, не отпуская рук, три шага вперед с правой ноги; 8 – поворот налево с притопом левой ногой; 9–16 – то же, что 1–8, но в другую сторону.

7. И.п. – то же, что в упражнении № 6; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5 – прыжок вправо; 6 – прыжком вправо левую ногу в сторону с приземлением на правую; 7–8 – повторить то же, что на счет 5–6. Не прерывая движения, повторить то же, но в левую сторону.

8. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–8 – восемь шагов галопа вправо; 9–16 – с поворотом направо восемь скачков вперед по кругу, не отпуская рук. То же выполнить влево.

9. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки; 1 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа с правой ноги с поворотом направо кругом, руки во время поворота отпустить. После поворота опять взяться за руки; 5–8 – шаги галопа в том же направлении, но с левой ноги.

10. И.п. – стоя в парах, лицом друг к другу, взявшись за руки; 1–3 – три шага галопа в сторону направления движения; 4 – поворот плечом назад, отпуская одну руку, и взяться за руки после поворота; 5–7 – три шага галопа в сторону направления движения; 8 – отпуская одну руку, поворот плечом вперед и опять взяться за руки.

11. И.п. – о.с., руки на поясе, лицом к центру круга; 1–3 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа вправо с поворотом направо, приставляя левую ногу; 5–6 – два прыжка на правой с махом левой в сторону и приставлением ноги; 7–8 – тройной прыжок с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но с продвижением влево.

12. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – четыре подскока с подниманием согнутой ноги вперед и продвижением вперед.

13. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–6 – три шага польки вперед с правой; 7–8 – тройной притоп с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но шаг польки с левой ноги, притоп – с правой.

14. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – шаги польки вперед. Стоящие слева начинают польку с левой ноги, стоящие справа – с правой. Последний шаг польки выполняется с поворотом на счет 8 лицом друг к другу; 9–15 – семь шагов галопа в направлении движения; 16 – небольшим подскоком поворот лицом по направлению движения.

15. И.п. – о.с., руки на поясе; 1–6 – три шага польки вперед с правой ноги; 7–8 – тройной притоп с левой ноги с поворотом на 360°; 9–16 – то же, что 1–8, но тройной притоп выполняется с правой ноги с поворотом направо на 360°.

16. И.п. – стоя в парах, взявшись правыми руками снаружи, левые руки вперед; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – партнер, находящийся слева, отпуская левую руку, поднимает правую руку стоящего снаружи вверх, оставаясь на месте. Партнер, стоящий снаружи, подскоками на месте со сгибанием ноги, поворачивается на 360°. По окончании поворота принимается и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, только поворот выполняет гимнастка, стоящая слева.

17. И.п. – стоя парами, взявшись за руки; 1– 4 – два шага польки с правой ноги; 5–7 – три скачка вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–10 – два подскока на правой ноге с легким ударом об пол левой ногой впереди вначале носком, затем пяткой; 11–12 – тройной притоп на месте с левой ноги; 13–14 – то же, что 9–10, но подскоки выполнить на левой ноге, правая впереди; 15–16 – тройной притоп с правой.



Похожие публикации