Поминовение усопших. Вера православная - дни поминовения

Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .

Дни поминовения усопших у православных

Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.

Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .

Поминки на 3 и 9 день после смерти

Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».


Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу - с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.

40 дней и 1 год (годовщина)

Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.

Панихида об усопших

Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.

Нужно ли на поминки ходить в церковь

Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.


Зачем надо молиться об усопших

И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.
На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.
Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.
Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.
Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами.
Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Дни поминовения усопших.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

До сорокового дня умершего именуют новопреставленным. Поминать новопреставленных в первое время после смерти важно и нужно, потому что поминовение облегчает душе нелегкий переход в вечную жизнь и помогает проходить мытарства.

Дни особого поминовения усопших: что означает?

3, 9 и 40 – (при этом день смерти считается первым). Поминали усопших в эти дни ещё в глубокой древности.

Ещё существует обычай поминать усопшего в:

  • День рождения;
  • День Ангела;
  • каждую годовщину после смерти.


Дни особого поминовения усопших: что нужно делать в эти дни?

На третий день после смерти обычно хоронят усопшего. После похорон на поминальный обед приглашаются все присутствующие.

В остальные дни поминовения усопшего самые близкие родственники собираются за совместной трапезой, чтобы помянуть покойного молитвою. В церкви подается записка на Литургию или заказывается панихида, освящают кутью.

Дни особого поминовения всех усопших: календарь

  1. В Православной Церкви каждый день недели отнесен к особому воспоминанию. Суббота же приурочена памяти всех Святых и умерших . В субботу (по-еврейски означающую – покой) Церковь молится за души людей, перешедших от земной жизни в загробный мир. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы, в году существуют отдельные дни, посвященные молитвам за умерших. Эти дни называются родительскими:
  2. Вселенская мясопустная родительская суббота – суббота за неделю до Великого поста. Такое название получила потому, что за ней следует «Неделя мясопустная», т. е. в эту субботу разрешается последний раз кушать мясо перед Великим постом.
  3. Родительские вселенские субботы – это вторая, третья и четвертая субботы Великого поста.
  4. Радоница – вторник на второй неделе после Пасхи.
  5. 9 мая – в этот день поминаются все погибшие и трагически умершие в период Великой Отечественной войны.
  6. Троицкая вселенская родительская суббота – суббота перед Троицей. В последнее время многие считают родительским днем сам праздник Троицы. На самом деле это не так.
  7. 11 сентября день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанн . В этот день церковь совершает поминовение православных воинов, которые погибли, сражаясь за Веру и Отечество. Этот день особого поминовения установлен в 1769 году по указу Екатерины II во время войны с поляками и турками.
  8. Димитревская родительская суббота (8 ноября). Небесный Покровитель благоверный великий князь Димитрий Донской, победив на Куликовом поле, совершил поименное поминовение погибших воинов на поле брани накануне своего дня Ангела. С того времени Церковь в этот день, названный народом Димитриевской субботой, поминает не только погибших за Отечество воинов, но и всех умерших православных христиан.

Православные христиане в родительские дни идут в церковь, где совершаются заупокойные службы. Принято в эти дни приносить жертвы на панихидный стол – разные продукты (кроме мясных).

По окончанию панихиды продукты раздают нуждающимся, служащим храма, отправляют в дома для престарелых и детские дома. Продукты на панихидный стол также приносят в дни, когда совершается панихида. Это своего рода милостыня за покойных.

На Радоницу и в Троицкую субботу после церкви принято идти на кладбище: убраться на могилках умерших родственников и помолиться.

Обычай оставлять на могилках продукты и выпивку к православию отношения не имеет. Это отголоски языческих тризн.

Не стоит оставлять на могилках освященные в церкви продукты и распивать на кладбище спиртные напитки. Самое лучшее, что вы можете сделать для усопших родственников – это прочитать молитву.

Дни поминовения усопших в 2016 году

Видео: Дни поминовения усопших

Для общецерковного еженедельного поминове-ния усопших в богослужебном уставе
отводится субботний день. Суббота — седьмой день творения, в который Господь
почил от дел Своих и назначил его для покоя от суеты мирской и для молитвы, о
чем боговидец Моисей и записал в ветхозавет-ном законе. Христиане, понимая
Моисеев закон духовно, молятся в субботы о вечном покое для своих усопших
вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом, с праотцами, пророками и всеми святыми.

Преподобный Макарий Великий имел о субботе от-кровение; найдя однажды в
пустыне человеческий череп, он спросил его о загробной участи: имеет ли душа
этого умершего и ей подобные некоторую от-раду по смерти. Череп, который
принадлежал языческому жрецу, ответил на это: «Когда христиане молятся в субботу
за прежде отшедших христиан и бывает на них свет от вечера пятницы до рассвета
понедельника, тогда и мы (души неверных) имеем некоторую отраду».

Вселенские родительские
субботы

Особо почитаются в церкви Христовой вселен-ские родительские субботы и дни
всеобщего поми-новения умерших православных христиан.

1. Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого поста. Ее
значение тесно связано со следующим за нею днем — Неделей Мясопуст-ной,
посвященной воспоминанию Второго пришест-вия и Страшного Суда Божия. Каждый год
память о нем должна все больше подвигать христиан на молитву о тех, кто уже
умер и не может предва-рить этот день добрыми делами и покаянием.

2. В Великий пост поминовению усопших посвя-щаются вторая, третья и
четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные
литургии, ни поминальные трапезы. Если на эти дни приходятся третины или
девятины, то поминовение, согласно Уставу, должно быть отложено до бли-жайшей
субботы (Бол. Устав, л. 937). Впрочем,
кроме вечера субботы, во все остальные дни Великого поста после вечерни должно
совершаться краткое моление об усопших — лития.

Совершение панихиды в сороковой день по пра-вилам не отлагается. Но
устраивать номинальную трапезу при этом не следует, если в названный день Устав
предписывает строгий пост или сухоядение. 51-е правило Лаодикийского собора
ограничивает поминальные обеды в Великий пост субботними днями. В Номоканоне
это ограничение смягчено: помины не собираются только в 1-ю и последнюю недели
Великого поста. Но, видя здесь противоре-чие с весьма древним и общецерковно
признанным правилом, ради блага души умершего, желательно следовать более
древнему и более строгому правилу.

3. Следующий и наиболее известный день общего поминовения усопших — Троицкая
суббота, день перед праздником Пятидесятницы. Воспоминаемое в этот праздник сошествие
Св. Духа на апостолов облекло их силою
свыше
(Лк. 24, 49). Вдохнов-енная этим, Божия Церковь с особой благодатной
силой дерзает в сей день молиться о праведных и грешных, и даже о еже во аде держимых (Бол. Потребник 5-го лета патр. Иоасафа, л. 92
об., молитва 3-я) своих несчастных членах.

Особенные российские дни
всеобщего поминовения усопших

1. В России и во всех местах
жительства православно верующих русских людей молитвенно празднуется наш,
отечественный, день памяти умерших — суббота перед днем святаго великомученика
Димитрия. Начало этого обычая восходит к достопамятному Мамаеву побоищу — когда
великий князь Московский Димитрий, по молитвам своего наставника и богомольца
преподобного Сергия, игумена Радонежского, и всех святых земли Русской, одержал
победу над татарской ордой Мамая. Эта по-беда досталась ценой обильно пролитой
крови, и князь Димитрий, сам чудом уцелевший в жестоком бою, дал обет ежегодно
творить память о павших соратниках в ближайшую субботу перед днем свое-го
тезоименитого святого — великомученика Димит-рия Солунского. С тех пор этот
обычай нерушимо сохраняется в русском христианстве, причем в сей день
преимущественно поминают воинов, павших за родную землю и правую веру. Правда,
в отличие от других родительских суббот, Димитриевская суббота может быть
перенесена на неделю вперед — в случае, если на ближайшую к Димитриеву дню
субботу прилучается праздник Казанской иконы Пресвятыя Богородицы (Еп. Арсений
Уральский, Краткий практический устав).

А там, где празднуют чудотворной
иконе Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость» в 24-й день октября, помино-вение
усопших тоже переносится, если праздник Ее приходится на субботу. Димитриевская
суббота, не-известная в Греции, не могла войти и в принятые у нас греческие
богослужебные уставы. Поэтому вопрос о характере службы в этот день настоятели
решают по-разному. Представляется наиболее пра-вильным служить согласно уставу
«аще суббота за упокой», помещенному в Октае (Еп. Арсений Уральский, Краткий практический устав). Если на эту
субботу придется шестеричная служба святому, то ее можно поменять местами с
четверичной или от-ложить, совершая службу без Минеи, по одному Октаю, как некоторые
и поступают.

2. Почти повсеместно распространено в России поминовение усопших на второй
неделе по Пасхе, во вторник Фоминой седмицы (по обычаю некото-рых местностей — в
понедельник или субботу). В отличие от вселенских родительских суббот, оно
ограничивается служением заупокойной панихиды, а основная служба совершается
рядовая.

Празднично проведя в Божественном хвалении и радости Пасхальную седмицу,
когда и наши умершие имеют великое утешение, мы в этот день вновь обращаемся к
молитве за них, очистив чув-ствия
(канон Пасхе, песнь 1-я), с обновленной верой и надеждой.

Имеется также благочестивый обычай во дни св. Пасхи христианам посещать
места погребения, петь канон Пасхе или стихеры со стихами: Да во-скреснет Бог у могил родных, христосуясь с умер-шими, как с
живыми. Заупокойные литии, совер-шаемые от Фоминой недели до отдания Пасхи,
предваряются троекратным пением Христос воскресе .

О том, что такое пасхальное молитвенное поми-новение тоже восходит к
глубокой древности, есть свидетельство в проповедях св. Иоанна Златоуста: «Для
чего отцы наши установили, оставив молит-венные храмы в городах, собираться
сегодня вне города и на сем именно месте?
— говорит великий святитель. — Для
того, что сегодня Исус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу
над смертию» (Слово 62-е).

Киево-Печерский патерик сохранил следующее предание. В 1463 г. начальник пещеры
Дионисий во время пасхальной заутрени сошел в пещеру пока-дить усопших братий,
похороненных в ней, и с лю-бовью воскликнул: «Святые отцы и братья! Сегодня
Великий день, Христос воскресе!» Со всех сторон раздался громогласный ответ:
«Воистину воскресе!» (Киево-Печерский патерик, сл. 38).

3. Старинным русским обычаем, который во мно-гих местах сохранялся до
начала нашего века, но теперь почти забыт, было поминовение в так назы-ваемый
«семик» — четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской
субботы. В этот день наши предки оказывали свое милосер-дие усопшим не только
молитвою, но и делом. В этот день они вместе с духовенством, с крестами, с
божественным пением ходили к так называемым «убогим домам» — открытым братским
могилам, где с зимы лежали безвестные мертвецы — нищие, бездомные, замерзшие в
пути. Почти каждый, кто имел возможность, считал своим долгом по-хри-стиански
похоронить кого-то из этих несчастных за свой счет и часто своими руками. Даже
русские царевны принимали самое деятельное участие в этом трогательном обряде,
который поражал ино-странцев, посещавших Россию триста-четыреста лет назад.
Поскольку «убогие дома» (их другое назва-ние — скудельницы) обычно находились
близ церквей, то в этих церквах совершалась и заупо-койная служба: накануне, в
среду — панихида, а в сам четверг — заупокойная литургия. В осталь-ных же
городских храмах служба шла как обычно.



Похожие публикации