Таможенное декларирование – порядок оформления и «подводные камни. Таможенное декларирование товаров, перемещаемых Декларирование товаров физическими лицами

В несопровождаемом багаже

(За исключением автомобилей)

В соответствии с пунктом 2 ст. 355 ТК ТС товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже, подлежат декларированию в письменной форме. Таким образом, физические лица при следовании через государственную границу государства-участника ТС указывают сведения о наличии несопровождаемого багажа в соответствующей графе пассажирской таможенной декларации.

Декларантом может быть физическое лицо государства–члена Таможенного союза или иностранное физическое лицо.

Декларирование товаров, перемещаемых физическим лицом в несопровождаемом багаже, производится им путем подачи в таможенный орган заявления, форму и порядок заполнения которого устанавливает федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, либо таможенной декларации в случае декларирования товаров иным лицом.

Таможенное декларирование автомобилей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу для личного пользования

Таможенное декларирование автомобилей, временно ввозимых на территорию Российской Федерации, а также вывозимых с этой территории, в случае их перемещения через таможенную границу Российской Федерации следующими на них физическими лицами производят таможенные органы, расположенные в местах прибытия (убытия) этих автомобилей.

Таможенная декларация на автомобиль считается поданной с момента ее регистрации таможенным органом.

Транспортные средства для личного пользования, не зарегистрированные на таможенной территории Таможенного союза и территории иностранного государства, могут быть помещены под процедуру таможенного транзита.

Автомобили, вывозимые с таможенной территории в несопровождаемом багаже, а также ввозимые на эту территорию (за исключением ввозимых временно), подлежат декларированию путем представления в таможенный орган физическими лицами, перемещающими эти автомобили, таможенной декларации на автомобиль.

При этом сведения об оформленных таможенными органами автомобилях вносятся в электронные базы данных, используемые таможенными органами для учета перемещаемых через таможенную границу транспортных средств.

При прибытии автомобиля на территорию, физическое лицо, следующее на нем через таможенную границу, представляет таможенному органу сведения об этом автомобиле, внося их в соответствующие графы пассажирской таможенной декларации, а также транспортные, товаросопроводительные и иные документы, в том числе:

Документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать автомобиль;

Документы, подтверждающие право собственности или владения на автомобиль лица, его перемещающего;

Документы, подтверждающие предназначение автомобиля.

Таможенное декларирование автомобиля завершается путем проставления должностным лицом таможенного органа в соответствии с принятым им решением оттисков штампа и личной номерной печати в таможенной декларации на автомобиль.

После завершения таможенного декларирования таможенные органы выдают на автомобиль следующие документы:

Паспорт транспортного средства (за исключением автомобилей, ввозимых временно), при этом паспорт транспортного средства оформляется на имя его собственника и выдается владельцу транспортного средства;

Таможенный приходный ордер, если производилась уплата таможенных пошлин, налогов.

Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, предоставленной для выпуска в свободное обращение. Обязанность же по уплате прекращается в тех же самых случаях, что и при ввозе товаров для личного пользования.

Запасные части, необходимые для ремонта транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза, могут временно ввозиться с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на срок, не превышающий срока временного ввоза таких транспортных средств.

Топливо, находящееся в баках, предусмотренных конструкцией транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, может ввозиться на таможенную территорию Таможенного союза или соответственно вывозиться с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таможенный союз (ТС) - форма международной экономической интеграции стран, занимающая промежуточное положение от зоны свободной торговли к экономическому союзу (Толковый словарь таможенного права). Таможенный союз - это еще и соглашение двух и более государств об упразднении таможенных пошлин между ними, форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной (единой таможенной территорией) при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза. При этом страны, входящие в таможенный союз, применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами, в том числе таможенные правила и процедуры (Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза).

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) одной из составляющих таможенного дела является порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза (ТГ ТС) и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском. Законодательство РФ о таможенном деле, в свою очередь, содержит несколько отсылочных норм в части регулирования порядка перемещения товаров физическими лицами для личного пользования (ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

В связи с тем что - традиционно одна из проблемных зон таможенной деятельности, в таможенном законодательстве Таможенного союза значительное место отведено регулированию порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, а также вопросам осуществления таможенных операций в отношении этих товаров.
К тому же, по данным ФТС России, значительная часть преступлений и правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу приходится именно на товары, перемещаемые физическими лицами под видом товаров для личного пользования. Так, из общего количества дел об административных правонарушениях, возбужденных в 2009 г., 47% приходится на физических лиц, причем основное количество дел возбуждалось в связи с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств, недекларированием либо недостоверным декларированием физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ, невывозом либо неосуществлением обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами и незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу. Такая статистика, на наш взгляд, подтверждает необходимость более пристального внимания органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за перемещением товаров физическими лицами через таможенную границу.

Уяснение особенностей перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и таможенных операций, совершаемых в ходе такого перемещения, является предпосылкой правильного понимания процесса и, как следствие, соблюдения физическими лицами непосредственно таможенных правил, законодательства РФ и международных договоров РФ в области таможенного дела.
Наблюдаемое в последние годы постоянное увеличение пассажиропотока через ТГ ТС обусловливает необходимость уменьшения времени на проведение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Вместе с тем представляется, что уменьшение времени на проведение таможенных операций неблагоприятно скажется на эффективности контрольных мер.
В этой связи проблема развития системы таможенного контроля товаров, перемещаемых через ТГ ТС физическими лицами с одновременным упрощением таможенных операций и сокращением времени на их выполнение, представляется весьма актуальной.
В соответствии с общими принципами регулирования перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров.
Под в данном случае в соответствии с п. 36 ст. 4 ТК ТС понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Все способы перемещения товаров для личного пользования перечислены в ст. 353 ТК ТС, а именно в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с гл. 44 ТК ТС (рис. 1).

Рис. 1. Способы перемещения товаров для личного пользования

Соблюдение требований и условий о перемещении товаров имеет важное практическое значение для целей использования упрощенного порядка перемещения товаров физическими лицами. Именно товары, перемещаемые указанными способами, подлежат (при соблюдении прочих требований) перемещению в упрощенном порядке, и в отношении таких товаров (не превышающих количественные и стоимостные ограничения) возможно освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Однако сначала необходимо определить предназначение товаров, т.е. установить, являются ли они товарами для предпринимательской (производственной) деятельности или товарами для личного пользования.
Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через ТГ ТС, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и перемещения им товаров через ТГ ТС (п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском").

На практике должностными лицами таможенных органов указанные критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке :
- характер товаров, т.е. их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, перемещение товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары перемещаются для предпринимательской деятельности);
- количество товаров (например, перемещение однородных товаров одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п. в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности);
- частота перемещения товаров через таможенную границу (так, периодическое перемещение одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности. Помимо этого, однородные товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течение одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата).
Нововведением в таможенном законодательстве при определении предназначения товаров является применение таможенными органами системы управления рисками, что вполне обоснованно, так как нередко для определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами, требуется проведение соответствующих контрольных мер, порядок осуществления которых регламентирован Приказом ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 (Приказ ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене").

Отметим, что определение предназначения товаров по-прежнему остается прерогативой должностных лиц таможенных органов, так как каждый случай перемещения товаров физическими лицами для личного пользования является сугубо индивидуальным.
При принятии решения о предназначении товаров должностными лицами таможенных органов следует учитывать такие факторы, как: состав семьи; обычная потребность человека в перемещаемых товарах; место работы или его отсутствие; место жительства (лицо государства - члена Таможенного союза, иностранное лицо, если лицо государства - члена Таможенного союза - город, районный центр и т.д.), близость места жительства к границе; обстоятельства поездки (цель и частота), обстоятельства предыдущих поездок; ассортимент перемещаемых товаров; наличие документов, подтверждающих легальное приобретение в розничной торговле; частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами; иные факторы, установленные в ходе опроса лица.
В качестве документов, подтверждающих отсутствие фактов неоднократного перемещения однородных товаров за определенный период времени, принимаются во внимание пассажирские таможенные декларации с отметкой о выпуске либо декларации с отказами в регистрации, выданные должностными лицами таможни. Такие декларации принимаются должностными лицами таможни в доказательство того факта, что, несмотря на частое пересечение границы, товары лицом не ввозились.
Для целей определения предназначения вывозимых товаров рассматривается только заявление физических лиц о приобретении их на ТТ ТС (с учетом приложения 1 к Соглашению "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"). При этом данное заявление может подтверждаться документально на основании имеющихся на товарах и/или на их упаковке соответствующих идентификационных ярлыков, бирок и т.п.
Действующие в настоящее время таможенные правила в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, содержат перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования :
- природные алмазы;
- вывозимые товары, в отношении которых законодательством государств - членов Таможенного союза установлены вывозные таможенные пошлины, за исключением следующих товаров: рыба, морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) в количестве не более 5 кг; икра осетровых видов рыб весом не более 250 граммов; топливо, находящееся в обычных баках транспортного средства для личного пользования, а также в количестве не более 10 литров, находящееся в отдельной емкости; вывозимые драгоценные металлы и драгоценные камни таможенной стоимостью более 25 тыс. долл. США в эквиваленте;
- котлы центрального отопления;
- двигатели внутреннего сгорания, за исключением двигателей для водных судов;
- косилки (кроме косилок для газонов, парков или спортплощадок), машины для заготовки сена, уборки урожая, машины или механизмы для обмолота, прессы для упаковки в кипы соломы и сена;
- машины, механизмы, оборудование (классифицируемые в различных товарных позициях по ТН ВЭД ТС) (Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130). Например, оборудование для производства или отделки войлока или фетра или нетканых материалов в куске или в крое, включая оборудование для производства фетровых шляп (код по ТН ВЭД ТС 8449 00 000 0), приборы и аппаратура для обнаружения или измерения ионизирующих излучений (код по ТН ВЭД ТС 9030 10 000 0) и пр.;
- солярии для загара;
- тракторы, моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки грузов или пассажиров; транспортные средства промышленного назначения самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами;
- прицепы для перевозки автомобилей;
- суда, лодки и плавучие конструкции, за исключением яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта гребных лодок и каноэ;
- медицинская техника и оборудование, за исключением необходимых для использования в пути следования либо по медицинским показаниям;
- аппаратура и оборудование для фотолабораторий;
- приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей;
- мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная; парикмахерские кресла и аналогичные кресла;
- игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты;
- товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Данный перечень не является исчерпывающим, что обусловливает наличие углубленных профессиональных навыков и знаний у должностных лиц таможенных органов в рассматриваемой сфере.
Одновременно с представлением товаров для личного пользования таможенному органу физическими лицами при их следовании через таможенную границу осуществляется таможенное декларирование.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования , за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД) (Форма пассажирской таможенной декларации, Порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации").

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием ПТД.
Отметим, что заявление физическим лицом таможенному органу сведений о перемещаемых товарах и иных сведений, необходимых для выпуска товаров, - это таможенное декларирование.
В соответствии с п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. В то же время ст. 98 ТК ТС указывает, что декларант, кем и является физическое лицо, обязан "представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах".
В то же время ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" содержит формулировку о том, что отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется на основании "заявления физического лица о перемещаемых товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации".
В этой связи не совсем понятно, что представляет собой заявление физического лица о перемещаемых товарах в устной форме. По нашему мнению, требуется привести в соответствие таможенное законодательство, позволяющее единообразно интерпретировать формы таможенного декларирования. Следует согласиться с О.Ю. Бакаевой, которая отмечает, что с принятием ТК ТС исключены устная и конклюдентная формы декларирования. В свою очередь, некоторые авторы, до сих пор определяя перемещение товаров для личного пользования как "специальную таможенную процедуру", утверждают, что "таможенным законодательством предусмотрено как устное, так и письменное декларирование товаров, перемещаемых через границу страны Таможенного союза". Хотя, на чем основывается такое утверждение, не поясняется.

Необходимо также отметить, что ранее в ТК РФ (Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. Документ утрачивает силу с 1 октября 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) (ст. 124 - в настоящее время утратила силу) существовала конклюдентная (как разновидность устной) форма заявления сведений физическими лицами путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом, в целях применения которой создавалась система "красного" и "зеленого" коридоров (Приказ ФТС России от 22 ноября 2006 г. N 1208 "Об утверждении Порядка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме" - в настоящее время утратил силу).

На основании п. 2 ст. 6 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском в местах прибытия на ТТ ТС или убытия с ТТ ТС, может применяться система двойного коридора.
При этом "зеленый" коридор является специально обозначенным местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа, а "красный" коридор - является специально обозначенным местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.
Требования, применяемые к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории, утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 "О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории"). Помимо этого, Приказом ФТС России от 9 августа 2010 г. N 1471 определен Перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора (Приказ ФТС России от 9 августа 2010 г. N 1471 "Об определении Перечня мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядка его формирования").

Если с "красным" коридором все понятно - декларирование осуществляется в письменной форме, то представляется затруднительной квалификация действий физических лиц в "зеленом" коридоре. На наш взгляд, требуется разъяснение ФТС России по этому поводу. Особенно в отношении того, является ли нахождение физического лица в "зеленом" коридоре свидетельством того, что им выполнены необходимые действия и операции по заявлению сведений таможенному органу. Если да, то с какого момента: с момента входа в "зеленый" коридор или в момент выхода из него. Напомним, что ранее существовала иная проблема для таможенных органов. После того как физическое лицо производило декларирование в конклюдентной форме (т.е., по сути, проходило по "зеленому" коридору), должностными лицами таможенных органов перед проведением таможенного контроля этому физическому лицу предлагалось заявить сведения в письменной форме путем подачи ПТД. Подобные действия сотрудников таможенных органов признавались судами неправомерными, поскольку лицо уже произвело декларирование товара в конклюдентной форме.
Все вышесказанное означает, что комплексная разработка проблемы, избранной в качестве предмета настоящего исследования, обусловливает проведение дальнейших изысканий в этом направлении. Отмеченные в данной статье, на наш взгляд, недостатки таможенного законодательства должны быть устранены, что позволит избежать проблем и трудностей, возникающих при перемещении товаров для личного пользования.

Любые товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, подлежат декларированию.

Товары могут декларироваться самим физическим лицом (как российским, так и иностранным), а также лицом, действующим на основании доверенности (перевозчиком, таможенным брокером).

Если товар перевозится несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, декларировать товар может сопровождающий его один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних - руководитель группы.

Товары, перемещаемые в сопровождаемом багаже, декларируются в пункте пропуска. При письменном декларировании подается пассажирская таможенная декларация ТД-6. Форма и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФТС РФ.

Одновременно с ТД-6, в зависимости от обстоятельств, представляется для подтверждения заявленных сведений:

1. документ, удостоверяющий личность (паспорт, загранпаспорт, свидетельство о рождении для несовершеннолетних и т.п.);

2. документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего (если товар декларируется этим лицом от имени несовершеннолетнего);

3. документы, подтверждающие приобретение и стоимость декларируемых товаров (счета, чеки и т.п.);

4. транспортные (перевозочные) документы (накладные, багажные квитанции и т.п.);

5. документы, подтверждающие право на льготы (в т.ч. для временного ввоза, беженцы, переселяющиеся на ПМЖ и т.п.);

6. документы, подтверждающие соблюдение нетарифных ограничений (лицензии, разрешения и проч.);

7. иные документы, в том числе подтверждающие их предназначение для личных нужд (в случае такой необходимости).

При декларировании товаров в устной форме такие документы представляются только по требованию должностного лица.

Декларирование товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, производится путем подачи в таможню по месту жительства Заявления упрощенной формы (или ГТД в случае декларирования товаров иным лицом по доверенности).

При перемещении товаров в сопровождаемом багаже декларация ТД-6 подается одновременно с представлением товаров.

При перемещении товаров в несопровождаемом багаже или пересылке в адрес физического лица Заявление подается в 15-дневный срок со дня представления перевозчиком товаров таможенному органу по месту проживания или регистрации лица.

В отношении товаров, перемещаемых через таможен­ную границу в несопровождаемом багаже, таможенная декларация должна быть подана при ввозе товаров на та­моженную территорию РФ в течение сроков, указанных в ст. 129 ТК, а при вывозе - одновременно с предъявлением товаров таможенному органу.

При этом сведения о наличии несопровождаемого багажа указываются в пассажирской таможенной декларации ТД-6, оформленной в пункте пропуска при пересечении границы.

Одновременно с заявлением представляется тот же набор документов, что и при оформлении сопровождаемого багажа в пункте пропуска (перечислены выше), а кроме того, еще должен быть представлен экземпляр пассажирской таможенной декларации ТД-6 (где декларируется сопровождаемый багаж и указано наличие несопровождаемого багажа) на ввозимые товары с отметкой таможенного органа о выпуске.

Если у физического лица отсутствует декларация ТД-6, в которой декларировался сопровождаемый багаж, с отметками пункта пропуска, при таможенном оформлении несопровождаемого багажа считается, что в сопровождаемом багаже ввозились товары, стоимость или количество которых соответствует предельным нормам для беспошлинного ввоза, если лицо не докажет обратного (т.е. льготы по беспошлинному ввозу считаются использованными и за ввозимые товары придется платить таможенные платежи в части превышения норм беспошлинного ввоза).

Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации определяет правила заполнения физическим лицом пассажирской таможенной декларации ТД-6.

Лицо, декларирующее товары, заполняет Декларацию в двух экземплярах, указывая в графах Декларации точные сведения о перемещаемых через таможенную границу РФ товарах и другие сведения, необходимые для таможенных целей.

Записи делаются ручкой четко и разборчиво на русском или английском языках.

Любые изменения и дополнения, вносимые в Декларацию, должны быть подписаны лицом, декларирующим товары, и заверены должностным лицом таможенного органа, производящим таможенное оформление, путем проставления оттиска личной номерной печати и подписью.

Лицо, декларирующее товары, указывает в Декларации путем зачеркивания соответствующих квадратов требуемые сведения.

В квадратах "въезд", "выезд" и "транзит" указывается направление перемещения товаров физическим лицом, следующим через таможенную границу РФ. При перемещении товаров транзитом лицо, декларирующее товары, указывает также направление перемещения, зачеркивая кроме квадрата "транзит" еще один квадрат - "въезд" или "выезд".

В пункте 1 Декларации лицо, декларирующее товары, указывает сведения о себе, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, а в строке "Количество" - количество лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста (если таковые имеются) и следующих с ним.

В подпункте 2.1 пункта 2 Декларации указывается наличие либо отсутствие у физического лица товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, включая ручную кладь. При их наличии в строке "Количество мест" подпункта 2.1 пункта 2 Декларации цифрами указывается общее количество мест багажа.

В подпункте 2.2 пункта 2 Декларации указывается наличие либо отсутствие у физического лица товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже.

При наличии в качестве несопровождаемого багажа автомобиля (транспортного средства), перемещаемого в качестве товара, сведения о нем указываются в подпункте 4.2 пункта 4 Декларации.

В подпункте 3.1 пункта 3 Декларации указываются сведения о перемещаемой наличной иностранной валюте и (или) валюте РФ, дорожных чеках, внешних и (или) внутренних ценных бумагах в документарной форме, драгоценных металлах в любом виде и состоянии, драгоценных камнях.

В подпунктах 3.2 - 3.12 пункта 3 Декларации указывается наличие у физического лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме в соответствии с законодательством РФ, помимо указанных в подпункте 3.1 пункта 3 Декларации.

1) подробно о товарах, заявленных в подпунктах 3.2 - 3.11 пункта 3 Декларации - реквизиты разрешительных документов, количество, стоимость товаров (в валюте РФ, долларах США или евро);

2) о товарах, подлежащих декларированию в письменной форме в соответствии с законодательством РФ, помимо заявленных в подпунктах 3.1 - 3.12 пункта 3 Декларации;

3) о товарах, не подлежащих декларированию в письменной форме (по желанию физического лица).

В подпункте 4.2 пункта 4 Декларации указываются подробные сведения об автомобилях (транспортных средствах), заявленных в подпункте 3.12 пункта 3 Декларации, для указания направления и цели перемещения автомобилей (транспортных средств).

В случае перемещения через таможенную границу РФ товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, несовершеннолетним лицом сведения об этих товарах указываются в Декларации лица, его сопровождающего (одного из родителей, усыновителя, опекуна или попечителя). Группой несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей - руководитель группы указывает в своей Декларации.

В указанном случае допускается заявление руководителем группы сведений о товарах, перемещаемых группой несовершеннолетних лиц, в произвольной форме в отдельном перечне с разбивкой по товарам каждого несовершеннолетнего лица. Указанный перечень является неотъемлемой частью Декларации руководителя группы.

При принятии Декларации должностное лицо таможенного органа проставляет оттиск личной номерной печати на дате заполнения Декларации, указанной лицом, декларирующим товары.

Должностное лицо таможенного органа, принявшее Декларацию, обводит сплошной линией сделанные физическим лицом в подпунктах 3.1 пункта 3 и 4.1 пункта 4 Декларации записи во избежание возможности последующих дописок и исправлений.

В графе "Для служебных отметок" после проверки Декларации должностное лицо таможенного органа делает запись о решении о выпуске товаров на двух экземплярах Декларации, заверяет запись оттиском личной номерной печати и вручает один экземпляр физическому лицу, перемещающему товары. Второй экземпляр хранится в таможенном органе, проводившем таможенное оформление, в соответствии с порядком и сроком, установленными для хранения таможенных деклараций.

В графе "Для служебных отметок" Декларации должностное лицо таможенного органа указывает сведения об уведомлении таможенного органа физическим лицом о наличии товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, проставляя отметку "НБ" и реквизиты (дату и регистрационный номер) транспортных (перевозочных) документов, а также иные сведения, необходимые для таможенных целей. В случае непредставления физическим лицом транспортных (перевозочных) документов указанные отметки не проставляются.

Экземпляр ТД-6 с отметками таможенного органа, который возвращается физическому лицу, может пригодиться для подтверждения идентичности товара при обратном ввозе/вывозе временно вывезенных/ввезенных товаров, для подтверждения вывоза ранее ввезенной валюты, при перемещении несопровождаемого багажа и т.д.

ТК ЕАЭС Статья 260. Таможенное декларирование товаров для личного пользования

1. Таможенному декларированию подлежат:

1) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже, или товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком;

2) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений;

3) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

4) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в сопровождаемом багаже;

5) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах;

7) наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации;

8) денежные инструменты, за исключением дорожных чеков;

9) культурные ценности, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;

10) товары для личного пользования, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;

2. Не подлежат таможенному декларированию товары для личного пользования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, перемещаемые в сопровождаемом багаже физического лица, следующего воздушным транспортом транзитом через таможенную территорию Союза, если такое лицо после прибытия на таможенную территорию Союза, не покидая транзитной зоны международного аэропорта, убывает с таможенной территории Союза.

3. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 настоящей статьи.

Пассажирская таможенная декларация заполняется на русском языке, или на английском языке, или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого подана такая пассажирская таможенная декларация, а с разрешения таможенного органа - на другом иностранном языке, которым владеют должностные лица таможенного органа, которому будет подана такая таможенная декларация.

В случае если в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, то такие документы заполняются на языках, определенных такими актами.

В качестве пассажирской таможенной декларации могут использоваться документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, международными договорами в рамках Союза и (или) определяются Комиссией.

4. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с учетом статьи 286 настоящего Кодекса.

6. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже воздушным транспортом, производится физическими лицами на территории государства-члена, в котором расположен международный аэропорт, в котором этому лицу выдан сопровождаемый багаж и лицо покидает зону таможенного контроля этого международного аэропорта.

7. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже, производится физическими лицами в государстве-члене, в котором постоянно или временно проживают либо временно пребывают такие физические лица.

8. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком либо перемещаемых в международных почтовых отправлениях, осуществляется в государстве-члене, в котором постоянно или временно проживает либо временно пребывает физическое лицо, являющееся отправителем или получателем таких товаров для личного пользования.

9. При таможенном декларировании товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, перемещаемых в международных почтовых отправлениях либо помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, заявляется одна из следующих целей их ввоза на таможенную территорию Союза и (или) нахождения на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза:

1) свободное обращение;

2) временный ввоз. Временный ввоз может быть заявлен только в отношении транспортных средств для личного пользования, указанных в статье 264 настоящего Кодекса;

3) вывоз;

4) временный вывоз.

10. Физическое лицо вправе по своему желанию осуществить таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию.

В случае перемещения через таможенную границу Союза физическим лицом товаров для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже такое лицо вправе осуществить таможенное декларирование не подлежащих таможенному декларированию товаров для личного пользования, ввозимых в сопровождаемом багаже, для целей учета стоимостных, весовых и (или) количественных норм , в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.

11. Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом либо таможенным представителем, а в случаях , определяемых Комиссией, - иным лицом, действующим от имени и по поручению декларанта.

12. В отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, пассажирская таможенная декларация подается таможенному органу, расположенному в месте перемещения товаров через таможенную границу Союза, в том числе для помещения товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита.

Если товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, помещены под таможенную процедуру таможенного транзита, пассажирская таможенная декларация для выпуска таких товаров в свободное обращение или для временного ввоза подается таможенному органу места доставки, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.

В отношении товаров для личного пользования, помещенных на временное хранение в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса, пассажирская таможенная декларация для выпуска таких товаров в свободное обращение подается таможенному органу, зарегистрировавшему заявление, указанное в абзаце первом пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса.

В отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, пассажирская таможенная декларация подается таможенному органу , правомочному в соответствии с законодательством государств-членов регистрировать пассажирскую таможенную декларацию.

13. В случае если товары для личного пользования помещены на временное хранение, пассажирская таможенная декларация подается в соответствии с пунктом 1 статьи 110 настоящего Кодекса.

14. Декларантами товаров для личного пользования могут выступать достигшие 16-летнего возраста физические лица государств-членов или иностранные физические лица:

1) имеющие на момент пересечения таможенной границы Союза право владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже;

2) передавшие (передающие) перевозчику товары для личного пользования, в том числе транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже;

3) являющиеся отправителями товаров для личного пользования, а в случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов, - получателями товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

4) в адрес которых или от которых товары для личного пользования, в том числе транспортные средства для личного пользования, доставляются перевозчиком;

5) обладающие правом собственности в отношении транспортного средства для личного пользования, таможенное декларирование которого осуществляется для выпуска в свободное обращение;

6) следующие через таможенную границу Союза в транспортном средстве для личного пользования, принадлежащем им на праве владения, пользования и (или) распоряжения, если иное не установлено настоящей главой;

7) приобретшие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования, находящимся на таможенной территории Союза под таможенным контролем, в том числе по решению суда либо праву наследования;

8) обладающие правом владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования, находящимся на таможенной территории Союза под таможенным контролем, помещаемым под таможенную процедуру таможенного транзита;

9) осуществляющие вывоз с таможенной территории Союза временно ввезенного транспортного средства для личного пользования, переданного им в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 8 и пунктом 9 статьи 264 настоящего Кодекса;

10) сопровождающие физических лиц, не достигших 16-летнего возраста (один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей этих лиц, иное сопровождающее лицо либо представитель перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц - руководитель группы либо представитель перевозчика), - в отношении товаров для личного пользования физических лиц, не достигших 16-летнего возраста;

15. При пересылке товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях в адрес физического лица, находящегося на таможенной территории Союза, декларантами таких товаров также могут выступать юридические лица, являющиеся отправителями таких товаров.

16. При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства-члена или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае если номинальная стоимость отсутствует и невозможно определить сумму в валюте государства-члена или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых через таможенную границу Союза денежных инструментов.

17. В целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих таможенному декларированию, в пассажирской таможенной декларации должны быть указаны следующие сведения:

1) реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства-члена, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства-члена;

2) сведения о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер (при наличии));

3) сведения об источнике происхождения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, об их владельцах, если перемещаемые наличные денежные средств и (или) денежные инструменты не являются собственностью декларанта, а также сведения о предполагаемом использовании таких наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

4) сведения о маршруте и способе перевозки (вид транспорта, которым осуществляется перевозка) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

18. При перемещении через таможенную границу Союза гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших в качестве пассажирской таможенной декларации может использоваться заявление в произвольной форме, поданное лицом, сопровождающим гроб с телом (останками) или урну с прахом (пеплом) умершего.

19. При таможенном декларировании вывозимых с таможенной территории Союза гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших представляются следующие документы:

1) свидетельство о смерти, выдаваемое отделами записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния в государствах-членах, либо медицинское свидетельство о смерти, либо нотариально заверенные копии указанных документов, а при отсутствии таких документов в связи с давностью захоронения - иные документы, позволяющие идентифицировать вывозимые останки;

2) заключение в произвольной форме местных органов государственного санитарного надзора о возможности проведения эксгумации в случае перезахоронения;

3) акт (справка) в произвольной форме специализированной организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

20. При таможенном декларировании ввозимых на таможенную территорию Союза гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших представляются следующие документы:

1) свидетельство о смерти, выданное уполномоченным учреждением страны отправления, либо медицинское свидетельство о смерти, либо копии этих документов, а при отсутствии таких документов в связи с давностью захоронения - иные документы, позволяющие идентифицировать ввозимые останки;

2) акт (справка) в произвольной форме специализированной организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.



Похожие публикации