Разновидность лютни. Музыкальный инструмент лютня

Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «al‘ud» («дерево»), хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель - лютье.

Изготовление

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы.

Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни как правило изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

История, происхождение

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и . История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к и чей строй соответствует строю лютни. под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, - чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.



В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.

Самые выдающиеся композиторы

Самые выдающиеся композиторы, сочинявшие для лютни в разные эпохи:

Композиторы эпохи ренессанса:

Италия: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано;
Центральная Европа: Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугарай, Кшиштоф Клабон, Мельхиор Нейзидлер, Якуб Полак;
Англия: Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;

Композиторы эпохи барокко:

Италия: Алессандро Пиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер;
Франция: Робер де Визе, Дени Готье;
Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;

Современные композиторы:

Иоганн Непомук Давид (Германия), Владимир Вавилов (Россия), Шандор Каллош (Венгрия и Россия), Штефан Лундгрен (Германия и Швеция), Тоёхико Сато (Япония и Голландия), Ронн МакФарлен (США), Пауло Гальвао (Португалия), Роб МакКиллоп (Шотландия), Йозеф ван Виссемс (Голландия), Александр Данилевский (Франция и Россия), Роман Туровский-Савчук (США и Украина), Максим Звонарёв (Украина).

Видео: Лютня на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

С таринный струнный щипковый музыкальный инструмент. Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «al‘ud» («дерево»), хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.
Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы.
Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни как правило изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.
Струны
В наши дни почти все исполнители на лютне используют нейлоновые струны (полный нейлон и басовые: нейлон с медной канителью). Очевидно, что эта практика недавняя. Все лютневые исполнители прошлого использовали жильные струны (натуральные). Разница звучания между нейлоном и жилами очень заметна. Каждый лютнист, каждый любитель лютни должен, по крайней мере, однажды услышать лютню с натуральными струнами. Он ощутил бы различия в звучании лютни, которую мы знаем сегодня и как она достаточно отличается от той, которую слышали наши предки.
Конструкция
С амое раннее описание конструкции лютни относится к 15 в. Основные пропорции и детали остались неизменными и по сей день. Корпус изготавливался из тонких полосок дерева (чаще всего из клена), склеенных в полукупол грушевидной формы, шейка и колковая коробка располагались почти под прямым углом по отношению к корпусу. На шейку навязывалось необходимое количество ладов, тонкая дека изготавливалась из ели. Непосредственно в ней вырезалась фигурная розетка. Конструкция лютни была необычайно легкой (при мензуре 60-65 см, вес лютни не превышал 300-400 гр.).
Ренессансные лютни конструировались разных размеров по аналогии с регистрами человеческого голоса. Например, немецкие источники описывают инструменты семи регистров: малая октавная лютня, малый дискант, дискант, альт, тенор, бас и октавный бас. В Италии, Англии, Франции в употреблении, главным образом, были лютни трех регистров: малая, средняя и большая, различаясь по высоте на кварту, а большая на октаву ниже средней. Средняя лютня соответствовала альту и строилась G-c-f-a-d-g или A-D-g-b-e-a. В номинальных величинах эти ноты не обязательно были нотами современного строя. Но именно для лютен этого строя публиковался основной лютневый репертуар как сольные пьесы, так и аккомпанемент вокальных партий.
Сложность изготовления струн заключалась в том, что они должны были быть одинаково плотными и ровными в диаметре по всей их длине. Только в 16 в. новые технологии позволили изготавливать более точно калиброванные струны. Производство таких кишковых (или, как мы их называем, «жильных») струн было весьма трудоемким процессом. Для их изготовления ценились жилы только молодых бычков, особенно если они были выращены в Испании.
Со временем к лютне добавились 6-й и 7-й хоры. Но с расширением басового диапазона лютни возникла проблема звуковысотности. Тембр лютни и без того отличался неярко выраженной первой гармоникой, звук толстой струны даже при точном строе имел расплывчатое звучание, которое мешало восприятию басовой линии в полифонической музыке. Поэтому в каждый из басовых хоров вместо второго унисонного баса включалась тонкая октавная струна.
Успехи в технологии производства струн открывали новые возможности расширения басового диапазона лютни. Прибавились 7,8,9 и 10 хоры, которые настраивались диатонически, но могли перестраиваться в зависимости от тональности. В 17 в. всеобщее признание завоевывает 10-хорная лютня.
Мастера
Первые сведения о знаменитых мастерах-создателях лютен относятся к 16 в. Несколько немецких семейств из района Германии (вблизи Аугсбурга) основали в Италии две прославленные школы изготовления щипковых инструментов. Первая - в Болонье, где трудились Л.Малер, Г.Фрей и др., затем - большое семейство Тиффенбрукер в соседней Венеции и Падуе. Лютни, созданные этими мастерами в 17-18 в.в. и в наши дни считаются непревзойденными.
Настройка
Хочется напомнить, что почти все инструменты того времени были привилегией знати, светского круга. Лютня была придворным инструментом, и если орган называли «Королем всех инструментов», то лютню по праву считали «инструментом всех королей». Научиться на ней музицировать для знатной особы не составляло труда, а вот чтобы настроить (особенно многохорную лютню), требовался навык и тонкий слух.
Анекдот о том, что «лютнист, который играет на лютне сорок лет, тридцать из них тратит на настройку, а остальные десять играет на расстроенном инструменте» имеет под собой основание. Достаточно представить себе быт того времени: большие замки и дворцы, открытый огонь каминов, сквозняки, жара, влажность и т.д. Жилы, сделанные из натурального материала, так остро реагировали на изменения климата, что точный строй порой являлся действительной проблемой. (прим.авт. - Мне приходилось играть на настоящих жильных струнах и, признаюсь, что ощущение аутентичности - непередаваемое, однако удовольствие это весьма дорогое и крайне непрактичное.)
Во время настройки лютню как правило темперировали. Казалось бы, неверное на первый взгляд расширение или сужение некоторых интервалов, создавало в итоге точный строй. Для смены тональностей менялся тон необходимых басов и совершалась темперация в определенном ладу. Навязные лады могли сдвигаться в нужную сторону. (Не случаен интерес композиторов и музыкальных теоретиков тех эпох к вопросу темперации. Они пытались умозрительно решить проблему точного интонирования на лютне на основе пифагорейских натуральных интервалов. Например, знаменитые «лютневые уроки» Дж.Дауленда или книга Л. де Милана для виуэлы).
С расширением басового диапазона шейка лютни постепенно удлинялась, соответственно увеличивалось и число ладов. Если на ранних лютнях их было семь, то со временем - от 9 до 12 (9 навязных и 3 наклеенных на деке). Тем самым диапазон одной струны расширился до полной октавы. Подобное расширение также создавало вероятность нарушений точного строя, что послужило дополнительным импульсом к утверждению равномерной темперации. (Аналогичные процессы происходили со всеми струнными инструментами, включая клавесин).

Музыкальный инструмент: Лютня

В век сверхзвуковых скоростей и нанотехнологий иногда очень хочется расслабиться, отрешится от всей мирской суеты и оказаться в каком-нибудь другом мире, где нет современной суматохи, например, в романтичной эпохе Ренессанса. В нынешнее время для этого не надо изобретать машину времени, а достаточно просто посетить концерт аутентичной музыки где-нибудь в Измайловском кремле или Шереметьевском дворце. Там вы не только услышите прекрасные мелодии, мысленно переносящие в прошлые времена, но и познакомитесь с интересными музыкальными инструментами, на которых несколько столетий назад музицировали наши далекие предки. Интерес к старинной музыке сегодня все больше возрастает, современные исполнители с увлечением осваивают инструменты прошедших эпох, к которым относятся траверс-флейта, виола да гамба , требл виола, барочный контрабас-виолон, клавесин и, несомненно, лютня - инструмент привилегированных сословий и заслуживающий особого внимания. Её арабы в средние века по праву называли королевой музыкальных инструментов.

Звук

Лютня относится к семейству струнно-щипковых инструментов, по характеру своего звучания немного напоминает гитару, тем не менее, её голос гораздо мягче и нежнее, а тембр - бархатный и трепетный, так как более насыщен обертонами. Источник звука на лютне – парные и одинарные струны, которые исполнитель правой рукой защипывает, а левой прижимает к ладам, изменяя их длину, тем самым меняя звуковысотность.

Музыкальный текст для инструмента записывался при помощи букв на шестилинеечной строчке, а длительность звуков обозначалась нотами, поставленными над буквами. Диапазон инструмента около 3-х октав. Определенной стандартной настройки инструмент не имеет.

Фото :





Интересные факты

  • У многих народов изображение лютни служило символом гармонии, молодости и любви. У китайцев она означала мудрость, а также согласованность в семье и обществе. У буддистов – гармонию в мире богов, у христиан - лютня в руках ангелов знаменовала красоту небес и примирение природных сил. В искусстве эпохи Возрождения она символизировала Музыку, а инструмент с оборванными струнами указывал на несогласие и разлад.
  • Лютня являлась эмблемой - символическим изображением влюбленных.
  • Лютня в эпоху Возрождения очень часто отображалась на живописных полотнах, даже Орфея и Аполлона художники того времени рисовали не с лирой, а с лютней. А более гармоничной композиции, чем девушка или юноша с этим романтичным инструментом и представить нельзя.
  • В свое время лютня, являвшееся весьма популярной, считалась привилегированным инструментом светского круга, знати и особ королевской крови. На Востоке её называли султаном инструментов, а в европейских странах бытовало высказывание, что орган «Король всех инструментов», а лютня «инструмент всех королей».
  • Великий английский поэт и драматург У. Шекспир очень часто упоминал лютню в своих произведениях. Он восхищался её звучанием, приписывая ей способность доводить слушателей до экстазного состояния.
  • Величайший итальянский скульптор, художник, поэт и мыслитель Микеланджело Буонарроти, восхищаясь исполнением известного лютниста Франческо да Милано говорил, что он был божественно вдохновлен музыкой и все его мысли в это время были обращены к небесам.
  • Исполнителя на лютне называют лютнист, а мастера, который изготавливает инструменты – лютье.
  • Инструменты болонских мастеров - лютье Л. Малера и Г. Фрея, а также представителей мастерового семейства Тиффенбрукеров из Венеции и Падуи, созданные в 17-18 веках, стоили по тем меркам астрономических денег.
  • На лютне научиться играть было не так сложно, а вот настраивать инструмент, у которого было много струн, изготавливаемых из натуральных материалов, но плохо державших строй из-за перепадов температур и влажности, было проблематично. Очень известной была шутка: музыкант, играющий на лютне, две трети времени занимается тем, что настраивает инструмент, а одну треть музицирует на не настроенном инструменте.

Конструкция

Весьма элегантная конструкция лютни включает в себя корпус и гриф, заканчивающийся колковым блоком. Корпус, имеющий грушевидную форму, включает в себя деку и кузов, который выполняет роль резонатора.

  • Кузов изготавливается из выгнутых, образующих полусферическую форму, сегментов, производимых из твердых пород древесины: черного дерева, палисандра, вишни или клена.
  • Дека – это лицевая часть корпуса, закрывающая кузов. Она плоская, имеет форму овала и обычно изготавливается из резонаторной ели. На деке в нижней части располагается подставка, а в средней имеется звуковое отверстие в виде изящного замысловатого узора или красивого цветка.

Сравнительно широкий, но короткий гриф лютни прикрепляется к корпусу на одном уровне с декой. На него приклеивается накладка из черного дерева, а также привязываются кетгутовые разграничители ладов. В верхней части грифа находится порожек, влияющий на высоту натяжения струн.

Колковый блок лютни, на котором находятся регулировочные штифты для натяжения струн, также имеет свою отличительную особенность. Она заключается в том, что блок располагается по отношению к шейке грифа под достаточно большим, почти прямым углом.

Количество парных струн на разных лютнях очень сильно варьируется: 5 до 16, а иногда и 24.

Вес инструмента весьма небольшой и составляет приблизительно 400 гр., длина инструмента – около 80 см.

Разновидности


Лютня в свое время, пользующееся большой популярностью, эволюционировала весьма интенсивно. Музыкальные мастера постоянно экспериментировали с её формой, количеством струн и настройкой. В результате возникло довольно значительное количество разновидностей инструмента. Например, ренессансные лютни кроме традиционных инструментов, включающих в себя инструменты с различным количеством парных струн - хоров, заимели виды различных размеров, которые были аналогичны регистрам человеческого голоса: малую октавную, малую дискантную, дискантную, альтовую, теноровую, басовую и октавную басовую. Кроме этого, в лютневое семейство входит барочная лютня, аль-уд, архилютня, торбан, кобза, теорба, киттарон, цитра, бандора, лютня кантабиле, орфарион, лютня вандерфогель, мандора, мандола.


Применение

Искусствоведы считают лютню не только одним из самых интересных, но и принципиально важным инструментом в истории Европейской музыки 16-17 веков. Она получила признание у представителей различных слоев общества, от простолюдинов до королевских особ, и использовалась как аккомпанирующий, солирующий и ансамблевый инструмент. Быстро растущая популярность лютни постоянно требовала пополнения и обновления репертуара. Очень часто сочинители произведений были одновременно и исполнителями, поэтому в европейских странах появилась целая плеяда замечательных композиторов-лютнистов. В Италии – Ф. Спиначино, Ф. Милано, В. Галилей, А. Риппе, Г. Морлей, В. Капирола, А. Пиччинини. В Испании – Л. Милан, М. Фуэнльяна. В Германии – Х. Нойзидлер, М. Нойзидлер, И. Капсбергер, С. Вайс, В. Лауффенштайнер. В Англии – Д. Дауленд, Д. Джонсон, Ф. Каттинг, Ф. Россетер, Т. Кампион. В Польше – В. Длугорай, Я. Рейс, Д. Като, К. Клабон. Во Франции – Э. Готье, Д. Готье, Ф. Дюфау, Р. Визе. Необходимо также отметить, что даже такие величайшие мэтры как И.С. Бах , А. Вивальди , Г. Гендель , Й. Гайдн уделяли лютне внимание, обогащая её репертуар своими произведениями.

В нынешнее время интерес к старинной музыке, а вместе с этим и к лютне, не ослабевает. Её звук все чаще можно услышать на сценах концертных залов. Среди современных композиторов, которые сегодня сочиняют для инструмента, немало интересных произведений следует отметить И. Давида, В. Вавилова, Ш. Каллоша, Ш. Лундгрена, Т. Сато, Р. МакФарлена, П. Гальвао, Р. МакКиллопа, Й. Виссемса, А. Данилевского, Р. Туровского-Савчука, М. Звонарёва.


Известные исполнители

Необычайно модная в эпоху Ренессанса и Барокко, но вытесненная другими инструментами и несправедливо забытая, лютня сегодня вновь вызывает большую заинтересованность, и не только у музыкантов-аутентистов. Её звук теперь всё чаще можно услышать на разных концертных площадках, причем не только соло, но и в ансамбле с другими прекрасными старинными музыкальными инструментами. В XXI веке наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для популяризации инструмента, являются В. Каминик (Россия), П. О"Детт (США), О. Тимофеев (Россия), А. Крылов (Россия, Канада), А. Суетин (Россия), Б. Ян (Китай), Я. Имамура (Япония), Р. Лислеванд (Норвегия), Э. Карамазов (Хорватия), Й. Хелд (Германия), Л. Кирххоф (Германия), Э. Эгуэз (Аргентина), Х. Смит (США), Я. Линдберг (Швеция), Р. Барто (США), М. Лоу (Англия), Н. Норт (Англия), Й. ван Леннеп (Нидерланды) и многие другие.

История


Всю историю возникновения лютни, которая в восточных странах считалась одним из самых совершенных инструментов, проследить невозможно. Подобные инструменты уже четыре тысячелетия назад были широко распространены во многих странах мира. На них музицировали в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Персии, Ассирии, Древней Греции и Риме. Тем не менее, ученые-искусствоведы предполагают, что у лютни был непосредственный предшественник - это уд - инструмент к которому на Ближнем Востоке до сих пор относятся с особым почитанием, утверждая, что он является результатом творения внука Пророка. Уд имел грушевидный корпус, который изготавливали из орехового или грушевого дерева, деку из сосны, короткую шейку и выгнутую назад головку. Звук извлекали при помощи плектра.

Покорение Европы лютня начала в 8 веке с Испании и Каталонии, после того как мавры завоевали Пиренейский полуостров. Инструмент не только очень быстро влился в культуры этих стран, но также, вследствие крестовых походов, стал стремительно распространяться по другим европейским странам: Италии. Франции, Германии, вытесняя другие бытовавшие в то время инструменты, такие как цистра и пандура. Набирающая популярность лютня постоянно подвергалась различным усовершенствованиям. Мастера вносили изменения в конструкцию инструмента, модифицировали корпус и гриф, прибавляли струны. Если изначально он имел от 4 - 5 парных струн - хоров, то впоследствии количество постепенно увеличилось. К 14 веку лютня в Европе не только полностью сформировалась, но и стала одним из самых востребованных инструментов не только в придворном, но и домашнем музицировании. Её использовали уже не только как аккомпанирующий, но и как солирующий инструмент. Для лютни сочиняли много разнохарактерной музыки, делали переложения не только популярных песен и танцев, но и духовной музыки. В 15 веке популярность инструмента ещё больше возрастает, живописцы часто изображают его на своих художественных полотнах. Композиторы продолжают интенсивно обогащать репертуар. Исполнители отказываются от плектра, отдавая предпочтение пальцевому способу извлечения, что значительно расширяло технические возможности, позволяя исполнение, как гармонического аккомпанемента, так и полифонической музыки. Лютни продолжали совершенствоваться, и наиболее востребованными стали инструменты с шестью спаренными струнами.

В 16 веке популярность лютни достигла своего апогея. Она доминировала как у профессиональных музыкантов, так и у любителей. Инструмент звучал во дворцах королей и высшей знати, а также в домах простых горожан. На нем исполняли сольные и ансамблевые произведения, аккомпанировали вокалистам и хорам и, кроме этого, вводили в состав оркестров. В разных странах создавались школы по производству лютневых инструментов, самая известная из них находилась в Италии в г. Болонье. Инструменты постоянно модифицировались, увеличилось количество парных струн: сначала десять, затем четырнадцать, а впоследствии их число достигало 36, что соответственно требовало изменений в конструкцию инструмента. Разновидностей лютни было много, среди них было семь, которые соответствовали тесситуре человеческого голоса, от дисконта до баса.

К концу 17 века популярность лютни стала заметно падать, так как её постепенно вытесняли такие инструменты, как гитара , клавесин , а несколько позже и фортепиано. В 18 веке она фактически уже не употреблялась, за исключением нескольких разновидностей, которые бытовали в Швеции, Украине и Германии. И лишь на рубеже 19 и 20 веков, из-за возникшего вновь интереса к старинным инструментам английских энтузиастов во главе с инструментальным мастером, профессиональным музыкантом и музыковедом Арнольдом Долмичем внимание к лютне вновь сильно возросло.

Лютня – старинный изящный музыкальный инструмент с красивым нежным голосом, который в свое время был вытеснен из обихода и несправедливо забыт. Прошло время, музыканты вспомнили о нём, заинтересовались и вновь вывели на концертную сцену покорять слушателей утонченным звучанием. Сегодня лютня часто является участницей концертов аутентичной музыки, выступающий как солирующий, так и ансамблевый инструмент.

Видео: слушать лютню

Лютня (итал. liuto, франц. luth, нем. Laute) — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Лютня - весьма распространённый в старину, теперь забытый струнный инструмент персидского происхождения, бывший в употреблении у арабов и перешедший в Европу через Испанию.

Слово «лютня» вероятно, происходит от араб. al‘ud‎‎, «дерево», хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни.
В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Мелоццо да Форли. Ангел-музыкант фреска 1480 г. Музей Ватикана

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии.

Пьеро делла Франческа. Рождество. 1470-05 г.г.

Джованни Кариани Концерт 1485-90 г.г.

Джорджоне Сельский концерт. 1508-09 г.г. Лувр

Каллисто Пиацца Концерт 1528-30 г.г.

В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом, вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

Караваджо Лютнист 1595 г.

Караваджо Лютнист 1600 г.

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Неизвестный нидерландский художник Концерт

Хендрик Гольциус Весна 1597 г.

Ян Стен Женщина с лютней 17 в. Королевская коллекция, Гаага

Ян ван Скорел Мужчина, играющий на лютне

Ян Даре Женщина, играющая на лютне

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II.

Аннибале Каррачи Портрет Джованни Габриелле с лютней 1600 г.

Бартоломео Манфреди Молодой лютнист 1610 г.

Орацио Джентилески Девушка с лютней 1610 г.

Геррит ван Хонтхорст Вечеринка с менестрелем, играющим на лютне 1620 г.

Геррит ван Хонтхорст Девушка, играющая на лютне 1624 г.

К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра.

Франц Халс Шут, играющий на лютне 1623 г.

Дирк Халс Музыканты (деталь) 1623 г.

Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню).
Басовая лютня, саженной величины, называлась теорбой.

По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

Хендрик Тербрюгген Девушка играющая на лютне 1624-26 г.г.

Хендрик Тербрюгген Дуэт 1628 г.

В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Музыка для лютни нотировалась буквами на 6 линейках. Длительность каждого звука, изображавшегося буквой, обозначалась нотой, поставленной против этой буквы над шестой линейкой.

Ян Мейтенс Девушка играющая на лютне 1648 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин

Андреа Солари Дама, играющая на лютне

На лютнях играли миннезингеры. Знаменитые виртуозы на лютне - Конрад Пауман (XV ст.), Ганс Герле, Мельхиор Нейзидлер в Нюрнберге (XVI ст.).
Школы игры на лютне появились в начале XVI столетия в Венеции и в XVIII столетии в Нюрнберге. Литература о лютне в свое время разрослась до громадных размеров, так как этот инструмент играл такую же роль, как в настоящее время фортепиано. Для лютни перекладывалось все, что появлялось в области музыкальной литературы.

Корнелис Бега Девушка, играющая на лютне 1662 г.

Корнелис Бега Дуэт 1663 г.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине. Малороссийские бандура и торбан имеют сходство с лютней.

Ян Вермеер Женщина с лютней у окна 1663 г.

Ян Вермеер Любовное письмо 1667-68 г.г.

Лютня имеет приблизительно вид современной мандолины, но гораздо больших размеров. Первоначально на нем было от 4 до 5 струн, позднее 24 струны, из которых 14 шли по грифу, а 10 натягивались сбоку грифа. Строй первых струн менялся вследствие укорачивания их пальцами, строй вторых не менялся во время игры.

Герард Терборх Урок музыки 1675 г.

Жан-Франсуа де Трой Шарль Монте Лютнист 1690 г.

Антуан Пеше Девушка с лютней

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.
Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

Материалы из ВИКИПЕДИИ и интернетных энциклопедий

Л ютневое семейство отличалось постоянной эволюцией, которая дала повод к возникновению различных типов инструментов. Наши предки XVII-ых и XVIII-ых веков не были единогласными при определении этих различных инструментов и теперь не легко дать точное описание каждого типа. Например, "Китаррон" и "Теорба" названия итальянские, где и были изобретены. Практически это один и тот же инструмент. Архилютня отличается от Теорбы только своим размером и своим строем. Вообще, если говорить проще, то все эти инструменты можно назвать как "производные от лютни".
В ряд ли можно найти инструмент, имеющий такое большое количество себе подобных. В середине 17 в. английский мастер Джон Роуз изобрел лютню с плоской нижней декой, а лады и порожки расположил веером, поставив при этом металлические струны и сохранив традиционный строй. Назвал он этот инструмент «орфарион» (в честь двух античных мифических героев Орфея и Ариона). Плоский корпус и металлические струны употреблялись и раньше (на цитернах, пандорах, китарронах и английских гитарах). Изобретение Дж.Роуза состояло в том, что веерное расположение ладов позволило разместить на одном грифе две мензуры стандартную и более длинную, а инструмент при этом остался достаточно компактным. Металлические струны давали возможность использовать на орфарионе как пальцевую, так и плектрную техники игры.
Самая маленькая лютня мандора с 4 (5,6) струнами была широко распространена во Франции и Италии. Небольшие размеры делали ее удобной в сольном музицировании, а высокий строй позволял использовать в качестве верхнего голоса в ансамблях. В своих концертах для лютни французские и итальянские композиторы (напр., А.Вивальди) часто подразумевали, наряду с традиционными, именно такие маленькие лютни, на которых, в основном, использовалась плектрная техника. (В дальнейшем эти лютни мандоры, или мандолы заменили мандолины).
В 17-18 в.в. наибольшую популярность приобрели большие инструменты. Это лютни с длинной шейкой теорбы, китарроны, архлютни, лютни а теорбато и др. Главным достоинством таких лютен являлась большая длина басовых струн. Применение как хорных, так и одинарных струн облегчало некоторые технические задачи и делало названные инструменты незаменимыми в ансамблях, особенно в группе basso continuo.
Строи
С экспериментами над конструкциями лютен, начались и эксперименты с системами их строев, за несколько десятилетий приведшие к полному отказу от «старого» ренессансного строя.
Первый из таких экспериментов - перестройка внутренних «игровых» хоров, а не басов (например, м3-5-4-б3-4, или 4-4-б3-м3). Всего было предложено около 20 новых систем настройки. Буквально каждый известный лютневый композитор изобретал свои собственные варианты строя (некоторые - как строй для исполнения только определенных произведений). Такой прием настройки назывался «скордатура» и широко применялся на многих инструментах (виолах, гитарах и др.) Лютневый смешанный сохранил свою роль в течение последних полутора столетий расцвета лютневой музыки, несмотря на не прекращавшиеся конструкционные изменения, связанные с добавлением все новых басовых струн. Лютня в итоге приобрела большой корпус, большую длину басовых хоров, которых было 13 (за исключением одинарных первой и второй струны). В общей сумме струн стало 24.
Только теорба, или китаррон сохранили ренессансный квартовый строй от разного основного тона (ля, соль или ре), разве что первые две струны строились на октаву ниже.

Традиционная лютня Ренессанса. Разные виды имеют 7, 8, 11, 13 хоров (струны парами), соответственно 13, 15, 17, 19, 21 струн. Конечно это только основные виды. На самом деле существует великое множество различных вариаций.

Барочные лютни возникли в результате экспериментов с настройкой около 1600 года
на основе уже популярной лютни эпохи Возрождения. Мастером этого инструмента был и Сильвиус Леопольд Вайсс. Его музыка представляет также конечную точку многовековой традиции лютней, в которой она описывалась, как самый благородный из всех инструментов.

Лютневое семейство инструментов было в постоянном развитии. Как казалось итальянским мастерам, обычной лютне Ренессанса не хватает басов, поэтому была изобретена Theorbo, в которой были добавлены басовые струны. Сколько бы не спорили, а Chitarrone - это тот же Theorbe, только с другой настройкой.

Чисто немецкий инструмент, который выглядит, как лютня Ренессанса, но имеет шесть струн, как на гитаре, и металлические колки. Много дискуссий было вокруг этого инструмента. Ясно одно, что этот инструмент занимал одно из лидирующих по популярности мест с середины IX века до начала нашего столетия.

Один из древних инструментов семейства лютневых. Очень мало сохранилось таких инструментов и, к сожалению, очень мало исполнителей на таких инструментах. Но, тем не менее, современные мастера сохраняют традиции и исчерпывающую информацию можно получить у них.

(Liuto cantabile) - это инструмент Итальянского происхождения последней четверти XIX века мандолиновой группы. Имеет пять пар металлических струн с квинтовым строем, как у Миланской мандолины. Звук извлекается плектром. Особый интерес представляет грушевидная задняя дека, набранная из 37-ми узких, слегка вогнутых палисандровых пластин.

Орфарион - это практически то же самое, что и бандора. Основная разница заключается в количестве струн и настройке.

Инструмент, напоминающий лютню, только гораздо меньших размеров. Происходит из южных стран Европы. Наиболее распространена Неаполетанская мандолина с 4 курсами, строющимися в унисон и имеющими строй скрипки. Миланская мандолина имеет 5 курсов. В отличии от других лютневых инструментов на мандолине играют плектром (медиатором) приемом тремоло. Современная мандолина имеет металлические струны.

Или просто Уд - один из самых древних инструментов арабского происхождения, предшественник европейской лютни. В Греции известен под именем OUTI, в Иране BARBAT. Первоначально имел 4 хора. В наши дни 5 хоров и 6-ую басовую струну. Играют на нем преимущественно плектром.
Торбан, Бандура, Кобза
Самое загадочное и, вместе с тем, удивительное семейство и история украинских старинных музыкальных струнно-щипковых инструментов.

В течение 16-ого столетия цитра была второй по популярности после лютни. Самая простая форма цитры имела 4-е хора по 2 или 3 струны вкаждом. Струны в каждом хоре были настроены в унисон с добавленной октавой в некоторых хорах. Цитра имела много видов и настроек и часто повторно перестраивалась от одной музыкальной пьесы к следующей.


Похожие публикации