Игра по обществознанию на тему "труд". Тест на тему "труд" Технологическая карта урока

Вопросы для практической работы по теме «Трудовое право»

1. Мой друг устроился на работу курьером в местное издательство. Он похвастался, что теперь у него есть трудовая книжка, и был счастлив. Однако, когда мы встретились в следующий раз, мой друг был печален. Оказалось, что он уволился с прежнего места работы, а когда пошел устраиваться на новое место, то обнаружил, что потерял трудовую книжку. Я сказал ему, что знаю, как решить его проблему. Что я сказал другу?

2.За два дня до истечения срока предупреждения об увольнении Панфилов пришел в отдел кадров и попросил считать его заявление недействительным, так как он передумал увольняться. Начальник отдела кадров ответил, что приказ об увольнении уже подписан, поэтому Панфилов через день может забрать трудовую книжку и получить окончательный расчет. Правильны ли действия начальника отдела кадров?

3. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.

В чем заключается розыгрыш?

4. Буфетчица школы Баженова не явилась на работу из-за того, что по дороге на работу она попала в «пробку» на автодороге, где произошла авария. По приезде на место аварии полиции, ее привлекли в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул по той причине, что прежде чем соглашаться давать показания, она должна была тщательно взвесить положительные (помощь полиции в расследовании причин аварии) и отрицательные последствия своих действий (голодными остались дети). Законно ли поступил директор школы? (Незаконно. Быть понятым – это обязанность, а не право)

5.Сантехник школы Радчиков был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом виде, учинил в общежитии, где проживал дебош. Законно ли решение директора школы?

(Нет. Он не нарушал трудовой дисциплины )

6. Библиотекарь Шимилова была уволена за систематическое нарушение трудовых обязанностей, которое выражалось в том, что она неправильно вела себя в коллективе (обо всех говорила плохо, сплетничала), а также грубо относилась к читателям, из-за чего директор библиотеки ее неоднократно предупреждал. Законно ли увольнение?

Законно (ее трудовая обязанность читателям не грубить )

7.Ученик 9-го класса Дима Галкин, желая купить себе мопед, устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Ранее на этой работе был занят пенсионер, и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы для Димы объем работы был уменьшен ровно наполовину, поскольку когласно Трудовому кодексу он не может работать более 4 часов в день, тогда как у пенсионера рабочий день был 8 часов.

Разрешите данную ситуацию

Права мама Димы .

8.Валерий, ученик 10-класса. Решил подработать в летний период. Он устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он – несовершеннолетний, и разрешить ему приходить к 9 часам. Начальник почты ему отказала, мотивируя тем, что все граждане, проживающие в зоне обслуживания почты, уже должны получить почту с тем, чтобы до ухода на работу суметь просмотреть ее.

Кто прав в данной ситуации?

Права начальник почты.

9.Водителя трамвая Карпова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня на улице города, суд арестовал на 15 суток. После отбытия наказания он пришел на работу и узнал, что его уволили за прогул. Законно ли произведено увольнение?

Да. Причина прогула неуважительная.

10.Разнорабочий предприятия Бардин при установке мебели в кабинете директора разбил зеркало. Возместить причиненный ущерб Бардин отказался, сказав, что разбил его случайно. Начальник объявил Бардину выговор и вычел из его зарплаты стоимость зеркала.

Законно ли наложена материальная ответственность на Бардина?

Законно, если стоимость зеркала не выше месячной зарплаты.

11. Петя Алексеев, ученик 10-го класса, решил поработать

в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых (на загородную дачу). Заведующая детским садом, справедливо полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала распоряжение ПАлексееву собрать необ­ходимые ему рабочие инструменты и его личные вещи к назначенному сроку. П. Алексеев отказался.

Законно ли отказался П.Алексеев выполнить распоря­жение заведующей детским садом? Законно

12. Торговая палатка, находившаяся поблизости от дома
двух подростков Халилова и Шарова, учащихся ПТУ, спе-
циализировалась на продаже овощей и фруктов. При завозе
в нее арбузов постоянные работники не справлялись с их
выгрузкой. Поэтому Халилова и Шарова привлекали для
работы (с их согласия) по мере возникновения необходимости,
оплачивая их труд сдельно. Кроме того, подросткам поручалась охрана арбузов, находящихся в пристроенном к торговой палатке помещении, ночью. Участковый милиционер
сообщил в инспекцию труда о том, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.

Может ли инспекция труда наложить штраф на за­ведующего торговой палаткой и на каком основании?

(Да может.Он нарушил Трудовой кодекс)

13. Катя Семенова после школы устроилась в почтовое
отделение разносчиком телеграмм. Проработав 3 месяца,
она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск,
поскольку ее мама приобрела две туристические путевки,
и она хотела бы с ней съездить отдохнуть. Начальник поч-
тового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск
надо еще заработать. Законен ли отказ? Не законен.

14. Длительное время не работавший после окончания
школы, Валерий Тарасов был очень рад, что его приняли
на работу на бензоколонку в качестве заправщика автома-
шин. Но радость его была недолгой: владельцу бензоколон-
ки было указано на нарушение законодательства о труде.

Законно ли увольнение В. Тарасова? Если да, то в чем можно усмотреть нарушение трудового законодатель­ства?

Законно- опасная работа.

15.После окончания школы, поступив на работу в ресто-
ран учеником повара, Костя Албашев, рослый и симпатич-
ный парень, очень скоро обнаружил свое умение ладить с людьми, а также хорошие манеры. Администрация ресторана после двухнедельной стажировки перевела его на работу официантом. Законно ли произведен перевод? Незаконно.

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения практических заданий, повторение предметных знаний по теме (обобщение и систематизация). Контроль за степенью усвоения УУД. Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе.

Цели урока:

  • расширить представления о труде как основном виде деятельности человека, систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни человека. Различать творчество и мастерство;
  • способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров;
  • развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль. Решение учебных задач с использованием Интернет-ресурсов.

Средства обучения: презентация PowerPoint (Приложение 1 ), выставка работ учащихся «Творчество в науке», «Творчество в искусстве», пакеты заданий для групповой работы, Интернет-ресурсы для поиска ответа на вопрос, анкета для учащихся для подготовки к уроку (Приложение 2 ).

Учебник: Обществознание, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, Просвещение, 2012.

Межпредметные связи: история, МХК, москвоведение, русский язык, литература, экономика

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы работы

Результат

1. Организационный этап. 2 мин. Приветствие учащихся. Приветствие учителя, друг друга. Формирование групп. Индивид
Групповая
Личностные УУД : проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся
5 мин. Задает вопросы по презентации для актуализации, обобщения и систематизации знаний, «вызов».
– Что объединяет изображения на первых четырех слайдах?
– Какая трудовая деятельность, изображенная на слайде, принципиально отличается от других?
– Сформулируйте самостоятельно тему сегодняшнего урока (учитель вписывает тему в слайд).
– Что такое труд? Вписывает тему на слайде.
– Задание на правильное написание обществоведческих терминов и знание их определений (цена, товар, услуга, меценат, благотворительность)
– Какие цели урока мы можем поставить перед собой?
Учитель предлагает достичь результатов урока в групповой форме. Как вы думаете, какие задания вы получите в папке?

Повторение правил работы в группе.

Отвечают на вопросы, анализируя изображения и обобщая имеющиеся знания. Изображения на 1-4 слайдах объединяет то, что на них изображен труд человека. В результате труда учителя оказывается услуга, на остальных создается товар. Сегодня на уроке мы будем повторять знания по теме: «Труд». Учащиеся дают определение понятию «труд».
Учащиеся самостоятельно определяют цели урока и алгоритм их достижения.
Называют правильное написание обществоведчских терминов и поясняют их смысл.

Обобщение усвоенного.

Групповая Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью.
Личностные УУД: уважение к труду как основе жизни и благосостояния
3. Самостоятельное творческое использование полученных знаний, сформированных умений и навыков. Консультирует, координирует, советует, помогает учащимся, работающим в группе. Задания для групп:
Задание 1. Выбрать определение, которое вы считаете наиболее полным, раскрывающим все признаки понятия «труд».
Задание 2. Прочитать пословицы о труде и сформулировать правила успешного труда.
Задание 3. Сделать все возможные выводы о характер труда по картинам.
Задание 4. Поработать с ресурсами Интернета и ответить на вопрос по трудовому праву (продолжительность рабочей недели в РФ, труд несовершеннолетних и т..).
Задание 5. Составить синквейн по теме «Труд».
В группах на отдельных листах выполняют задание.
Самостоятельно выбирают 4 задания из 5, которые будут выполнять в группе. Распределяют задания и роли в группе. Готовят устные и письменные ответы.
Групповая Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков. Развитие ИКТ -компетенции.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов, сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера.
4. Промежуточная рефлексия Во время выполнения этапа № 3 Просит учащихся оценить тему «Труд» на мишени интересов. Комментирует результат, прикрепляет на доску мишень интересов. Учащиеся отмечают на мишени интересов свое отношение к теме. Индивид Познавательные УУД : структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков.
4. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности 10 мин Консультирует, координирует, советует, помогает учащимся, работающим в группе. Выступают одна (две) группы, первые справившиеся с заданием. Представители групп у доски отвечают на вопросы, представляют итоги групповой работы, анализируют, доказывают, аргументируют. Групповая Познавательные УУД : осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталонным. Личностные УУД: уважение к труду как основе жизни и благосостояния, мотивация.
Коммуникативные УУД:
5. Динамическая пауза 1 мин Изобразите, какие движения характерны для водителя автобуса, художника, дворника, плотника, учителя. Учащиеся изображают стоя движения, характерные для лиц указанных профессий. Коллективная Здоровьесбережение,переключение внимания, отдых
6. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Повторная рефлексия.
5 мин Учитель знакомит учащихся с результатами анкетирования, которые представлены на слайдах. . Задает вопросы по результатам анкетирования:
1. Что такое труд?
2. Что создается в процессе труда?
3. Как вознаграждается труд?
4. Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Анализируют результаты анкеты, делают выводы, прогнозируют возможные ответы учащихся. Коллективная Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Личностные УУД: оценивание усваимого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные УУД:
Умение полно и точно выражать свою мысль.
7. Рефлексия. 5 мин Задает индивидуальное задание учащимся по теме «Труд». Два вопроса представлены на слайде с использованием иллюстраций:
1. Чем отличается активность паука от активности ткачихи?
2. Сделайте выводы на основе изображений.

Что удалось?
Что не удалось на уроке?

Учащиеся письменно отвечают на отдельном листе на два вопроса. Приходят к выводу, что труд ткачихи осознанный, целенаправленный, а паук плетет паутину на основе инстинктов.
Анализируя изображение, делают выводы, что история человечества - это история трудовой деятельности.

Делают выводы по уроку.

Индивид Познавательные УУД : осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Регулятивные УУД:
8. Домашнее задание. 2 мин Объяснение домашнего задания. Самостоятельно выбирают объем домашнего задания по рабочей тетради к учебнику Л.Н.Боголюбова Индивид Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

«Труд- основа жизни». Конспект урока обществознания в 5 классе


Место работы: МКОУ "Нижнемамонская СОШ №2"
Конспект предназначен для учителей обществознания, работающих в 5 классах. Материал конспекта может быть использован во внеурочной работе.

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме «Труд- основа жизни»

Цель урока: определение роли и значения труда в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательная: изучить понятия «товар», «услуга», формировать умения различать эти понятия; изучить вопросы оценивания труда человека в современном обществе.
Развивающая: формировать логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения; развивать познавательные процессы.
Воспитательная: способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.
Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: формирование умений устанавливать связи между трудом и его результатами, разделять понятия «услуги» и «товар», объяснить причины появления богатства и бедности
Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения
Личностные: воспитание культуры труда, формирование уважительного отношения к труду

Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент:
- приветствие учащихся,
- проверка готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности),
- объявление критериев оценки.

I. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.
На интерактивной доске слайды с видами профессиональной деятельности.

Ребята, что объединяет всех этих людей, изображенных на слайдах? (Они работают, трудятся)
Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте восстановим его!
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем идет обсуждение.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: («Труд!»)
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг (труда.)
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано (трудом):
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие (трудов)! ….
- Какое слово вы вставили в стихотворение?
- Как догадались, что это слово «труд»?
Давайте обобщим нашу беседу, подведем её итог, составив только одно предложение, которое содержало бы основную мысль нашего разговора.
Учащиеся высказывают разные варианты ответа.
Труд-основа жизни . Такова тема нашего итогового урока по теме «Труд».
- Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план:
1. Что такое труд? Каким он бывает?
2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?
II. Изучение новой темы.
1. Что такое труд? Каким бывает труд.
- Итак, ребята, что же такое труд?
- Скажите, а какое из ваших определений точное?
- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
- Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.
Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.
Труд- это…
1) Работа, занятие.
2) Результат деятельности, работы, произведение.
3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
4) Усилие, направленное на достижение чего-либо.

Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Труд различается по содержанию и сложности.


Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
В первой колонке мы запишем профессии ваших родителей, а во второй- характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.

Профессия Характеристика труда
Шофёр
Учитель
Художник
Домашняя хозяйка
Дворник
Программист
Продавец
Полицейский
Агроном
Постоянный - временный, простой - сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.
Проверка:
«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»
2. Что создается трудом.
2.1.- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.
Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство
Представление каждой группой своей схему.
Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.
- Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
2.2. - Что такое богатство? Какими средствами его можно достичь?
Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?
Назовите антоним слову «богатство».
Богатство- это все, что ценят люди (запись в тетрадях).
- Кого называют богатым?
Организация работы с притчей:
- Послушайте притчу о труде и определите ее основной смысл.
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами. Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить. Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими
мастерами.
Высказывание мнений учеников об основном смысле притчи.
- Как вы понимаете слово «благотворительность»?
Организация групповой работы:
Работая в группах, составьте несколько примеров благотворительности в наши дни.


Основное правило русских купцов: «Богатство обязывает!»
Запись в тетрадях: меценат - покровитель; благотворительность - оказание материальной помощи нуждающемуся. Спонсор - Физическое и юридическое лицо, оказывающее финансовую поддержку кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности, продукции.
2.3. Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что - услугой (стр. 75 из учебника)
-Давайте запишем в тетрадь определения:
Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)


Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

2.4. Физкультминутка.
Игра «Товары и услуги»
Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх.
Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба (у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)

3. Как оценивается труд.
- Ребята, а как оценивается труд работника?
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.


Задание: - Вы должны закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил __________________________ .
Маша учится в строительном институте и получает __________________ .
Бабушка каждый месяц получает _____________________ .
На младших детей в семье мама получает __________________ .
Все названное выше составляет ________________________ семьи.
Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.
III. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.
Ответили ли мы на них?
Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней, если ничего не понятно – на последней. Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
IV. Объяснение домашнего задания.
- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача - составить правила хорошего, результативного труда, но не просто правила, а правила в пословицах.
Первое правила я уже сочинила, давайте запишем его:
«Поспешишь - людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывай время и силы на её выполнение.
«Есть терпенье, будет и уменье». Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда»
На следующем уроке мы выберем с вами 10 самых лучших правил и оформим эти правила в вашем классном уголке. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МОДУЛЬ 1.
Тема 1. Предмет, метод и система трудового права
Вопросы для обсуждения

  1. Понятие трудового права как отрасли права. Предмет трудового права.

  2. Метод трудового права и его особенности.

  3. Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, как предмет трудового права.

  4. Система трудового права и система трудового законодательства.

  5. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.

  6. Роль и функции трудового права: понятие и виды.

  7. Принципы трудового права.

  8. Свобода труда, запрещение дискриминации и принудительного труда - основополагающие принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Контрольные вопросы по теме


  1. Чем наемный труд отличается от самостоятельного труда?

  2. Какие общественные отношения составляют предмет трудового права?

  3. В чем заключаются особенности метода трудового права?

  4. Охарактеризуйте систему российского трудового права.

  5. В чем отличие трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом?

  6. Что понимается под отраслевыми принципами трудового права, и в какой правовой форме они закреплены?

  7. Как соотносятся нормы и принципы трудового права?

Краткие фабулы ситуации, необходимые для практического усвоения темы
1. По договоренности с директором организации во время ремонта в производственном корпусе было поручено обеспечивать вывоз мелкого строительного мусора.

Работать Ковалев должен был ежедневно по рабочим дням недели с 18.00 (после окончания работы ремонтной бригады) до 20.00.

Организация взяла на себя обязательство обеспечить его необходимыми средствами и за выполняемую работу ежемесячно выплачивать по 4000 руб.

Дайте правовую оценку указанной ситуации. Сконструируйте трудоправовую и гражданско-правовую модели отношений между Ковалевым и организацией. Можно дополнять указанную фабулу необходимыми дополнительными условиями.

2. Капитан полиции Лаптев обжаловал в суд приказ начальника о наложении на него дисциплинарного взыскания.

Суд производство по делу прекратил, полагая, что отношения по применению труда сотрудников полиции не относятся к категории трудовых и не входят в предмет трудового права. Правильное ли решение принял суд?

3. В ЗАО «Русь» в связи с увольнением Ивановой образовалась вакансия бухгалтера. Иванова, состоящая в этой должности три года, фактически из них проработала только два, поскольку около четырех месяцев в каждом году была нетрудоспособна из-за обострения собственных хронических заболеваний, а также необходимости ухода за больным ребенком. Столь частые отсутствия на работе бухгалтера весьма неблагоприятно сказывались на положении дел, поэтому директор ЗАО «Русь» после увольнения Ивановой решил, что бухгалтером должен быть физически здоровый мужчина.

С учетом этих соображений он дал объявление в газету:

«Требуется мужчина, не имеющий хронических заболеваний и вредных привычек, в возрасте до 35 лет с высшим экономическим образованием для работы в должности бухгалтера».

Согласуются ли пожелания директора и данное им объявление с принципами российского трудового права?

4. Дайте характеристику основных способов правового регулирования – запрет, дозволение, предписание, а также соответствующие им формы реализации права – соблюдение, использование, исполнение.


  1. Понятие наемного труда.

  2. Заемный труд.

  3. Отграничение трудового права от смежных отраслей.

  4. Особенности метода трудового права.

  5. Принципы трудового права.

Список обязательных источников информации (нормативного, теоретического характера
Нормативные акты
Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. // Российская газета. 1998. 16. дек.

О принудительном или обязательном труде: Конвенция МОТ № 29 1930 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. 19.

О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности: Конвенция МОТ № 100 1951 г. // Ведомости ВС СССР. 1956. № 10. Ст. 202.

Об упразднении принудительного труда: Конвенция МОТ № 105 1957 г. // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4649.

О дискриминации в области труда и занятий: Конвенция МОТ № 111 1958 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1967. Вып. 22.

О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 329-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.07.2012 № 145–ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

О производственных кооперативах: Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 30.22.2011 г. № 362-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

О занятости населения в Российской Федерации: Закон от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.07.2012 г. № 133-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
Рекомендуемая литература
Адриановская Т.Л. Правовая защита женщин от дискриминации в сфере труда и занятости // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика: Сб. науч. статей. Краснодар; СПб., 2004.

Адриановская Т.Л. Защитная функция трудового права: Науч. тр. РАЮН. Вып. 3: В 3 т. М., 2003. Т. 2.

Андриановская И.И. Значение преемственности в формировании предмета трудового права как отрасли права // Юридический мир. 2009. № 3.

Бондаренко К.А. О методе договорного регулирования трудовых и иных правоотношений // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 17 - 19.

Бочарникова М.А. О разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. 2011. N 1. С. 69 - 75.

Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве / Под ред. Е.А. Огиенко. Пермь, 1992.

Гаращенко Л.П. Сравнительно-правовой метод исследования источников трудового права (сущность и значение) // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 10 - 12.

Горохов Б.А., Маврин С.П. Российское трудовое законодательство и международное трудовое право // Правоведение. 2004. № 6.

Деменева Н.А. Дискриминация в сфере труда: проблемы методологии // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 19 - 22.

Кузьменко А.В. Особенности применения правовых принципов в регулировании некоторых "пограничных" отношений трудового права // Российский ежегодник трудового права. 2009. № 5 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2010. С. 100 - 106.

Лютов Н.Л. Дискриминация в области труда и занятий: проблемы определения // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 20 - 24.

Киселев А.В. Трудовой кодекс России: согласие и диссонансы с Европейской социальной хартией // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Маврин С.П. Принципы трудового права в условиях рыночной экономики // Правоведение. 1992. № 2.

Орловский Ю.П. Реализация принципов трудового права - важное условие его дальнейшего развития // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 24 – 27; № 2. С.7-10.

Орловский Ю.П.

Офман Е.М. Применение сравнительного метода в трудовом праве // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 7 - 10.

Сойфер В.Г. К вопросу о месте трудового договора в гражданском обществе // Законодательство и экономика. 2012. № 6. С. 5 - 11.

Улюмджиев Е.А .Эффективность трудового права: некоторые вопросы теории //Юридический мир. 2009. № 6.

Хохлов Е.Б. Некоторые актуальные проблемы теории и практики современного российского трудового права // Правоведение. 2006. № 4.

Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф. Основные направления развития российского трудового законодательства // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 5 - 19.

Шишкин В.В. Эволюция предмета трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 27 - 30.
Тема 2. Источники трудового права
Вопросы для обсуждения


  1. Понятие источников трудового права, их виды.

  2. Международные правовые акты о труде.

  3. Конституция РФ как источник трудового права.

  4. Общая характеристика Трудового кодекса РФ.

  5. Подзаконные нормативные акты, регулирующие трудовые и иные отношения, непосредственно связанные с ними.

  6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

  7. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

  8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере применения труда.

  9. Акты социального партнерства.

  10. Характеристика локальных нормативных актов в трудовом праве. Договоры в трудовом праве.

  11. Значение постановлений и определений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ для применения законодательства о труде. Проблема судебного прецедента в трудовом праве.

  12. Действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, во времени и пространстве.

  13. Действие нормативных правовых актов СССР на территории Российской Федерации.

  14. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда.

Контрольные вопросы по теме


  1. Что понимается под источником российского трудового права?

  2. Раскройте понятие «трудовое законодательство».

  3. Раскройте понятие «иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права».

  4. Что такое «локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права» и как он принимается?

  5. Определите действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Краткие фабулы ситуации, необходимых для практического усвоения темы
1. Гражданка Яковлева в поисках работы выехала в одну из зарубежных стран. Вскоре она была принята на высокооплачиваемую работу в зарубежный филиал российской фирмы «Рамекс». Однако когда Яковлева в неофициальной обстановке критически высказалась о директоре филиала, то была уволена без объяснения причин. Она обратилась в российской консульство с вопросом: что ей необходимо предпринять для восстановления нарушенных прав, поскольку при ее увольнении были грубо нарушены нормы ст. 81 ТК РФ?

Сформулируйте ответ консула. Как действуют нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пространстве и по кругу лиц?

2. В ЗАО «Типография «Принт» в декабре 2010 г. был заключен коллективный договор, по которому тарифные ставки рабочих и служащих устанавливались приказом директора, а не действующим отраслевым тарифным соглашением, которое предусматривало большую величину тарифных ставок и их регулярную индексацию. Через несколько месяцев профсоюзный комитет был переизбран, и его новый председатель обратился к директору с предложением о внесении изменений в коллективный договор, которые бы учитывали нормы отраслевого соглашения. Директор ответил, что он против, а нормы отраслевого соглашения являются для него всего лишь ориентиром.

Каково соотношение юридической силы различных нормативно-договорных актов? Необходимо ли в данном случае вносить изменения в коллективный договор? Как действуют нормативные акты, принятые до введения ТК РФ?

3. Директор ОАО «Энергострой» издал приказ, в котором со ссылкой на ст. 5 ТК РФ утверждалось, что льготы, предусмотренные до 1 февраля 2002 г. для некоторых категорий работников указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и не нашедшие отражения в ТК РФ, на работников ОАО не распространяются. Профком предприятия предложил директору отменить приказ как незаконный.

Кто прав в данной ситуации? Каковы особенности применения нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принятых до введения в действие ТК РФ?

4. В соответствии с решением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П признаны не соответствующими Конституции РФ нормы ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», запрещающие увольнять по инициативе работодателя работников, являющихся членами выборных профсоюзных органов, без предварительного согласия профкома и вышестоящего профсоюзного органа.

В марте 2002 г. генеральный директор ОАО «Станкопром» вызвал к себе членов профсоюзного комитета и заявил, что если они будут мешать ему работать, то он уволит их по сокращению штатов (п. 2 ст. 81 ТК РФ). Председатель профкома заметил, что в этом случае увольнение членов выборных профсоюзных органов в соответствии со ст. 374 ТК РФ возможно только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. В ответ на это генеральный директор сослался на вышеупомянутое решение Конституционного Суда РФ как имеющее высшую юридическую силу. Кто в данной ситуации прав и почему? Являются ли акты судебных органов источниками права?

5. Инспектор отдела кадров предприятия «Монтажспецстрой» предложил гражданину Юрченко, пришедшему наниматься на работу, заключить срочный трудовой договор. На возражение Юрченко, что работа, на которую он нанимается, не требует в соответствии со ст. 59 ТК РФ заключения срочного трудового договора, инспектор заметил, что в соответствии с действующими правилами внутреннего трудового распорядка организации со всеми вновь принимаемыми работниками должны заключаться срочные трудовые договоры.

Какая из сторон права? Каковы особенности действия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права?
Темы сообщений, рефератов по частным, наиболее дискуссионным вопросам


  1. Судебный прецедент в трудовом праве.

  2. Коллективный договор как источник права.

  3. Трудовой договор как источник права.

  4. Особенности применения международных источников права в регулировании трудовых правоотношений.

Список обязательных источников информации (нормативного, теоретического характера)
Нормативные акты
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация: Конвенция № 150 Международной организации труда от 11.10.1980 г. //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1871 – 1875; СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4651.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

Конвенция Союза Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

О международных договорах: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда": Федеральный закон от 01.06.2011 № 106-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 23. Ст. 3246.

О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ: Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ (ред. от 22.06.2007 г. № 116-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. № 17. Ст. 1930.

О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 17.11.2011 г. № 1505) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 (ред. от 16.08.2011 № 680) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898 –утратило силу..

Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст.3526.

Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 //СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3528.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2011. № 2.

О Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: Закон Краснодарского края от 07.05.1998. № 129-КЗ (ред. от 03.04.2009 № 1722-КЗ) // Кубанские новости. 1998. 19 мая.
Судебная практика
По делу о проверке конституционности части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в связи с жалобами граждан А.Ф. Кутиной и А.Ф. Поварнициной: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11-П // СЗ РФ. 2008. № 51, ст. 6205.

О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. 06.02.2007 г. № 5)// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 2; СПС КонсультантПлюс.
Рекомендуемая литература
Акопов Д.Р. Подзаконные источники трудового права и акты судебного нормативного толкования // Журнал российского права. 2006. № 7.

Архипов В.В . Процесс имплементации норм международных трудовых стандартов в российское трудовое законодательство //Законодательство и экономик. 2009. № 2.

Бочарникова М.А. О разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. 2011. № 1. С. 69 - 75.

Бочарникова М.А . Противоречия в трудовом законодательстве Российской Федерации и субъектов РФ // Журнал российского права. 2004. № 4.

Бугров Л.Ю. К дискуссии о трудовом договоре как источнике права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 53 - 57.

Бухреева Е. Правовая природа локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. № 1.

Горохов Б.А. , Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений // Правоведение. 2003. № 6.

Еремина С.Н. Роль Трудового кодекса РФ и постановлений Верховного Суда: проблемы, взаимодействие и перспективы совершенствования // Трудовое право. 2011. № 6. С. 57 - 75.

Ершова Е.А. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права // Трудовое право. 2006. № 11.

Ершова Е.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник трудового права // Трудовое право. 2004. № 11.

Иванов С.А. Применение Конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8, 9.

Колебошин Г.М. Место правового обычая в системе источников трудового права России и Израиля // Трудовое право. 2007. № 5.

Маврин С.П. Трудовое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Правоведение. 2006. № 4.

Нуртдинова А.Ф. Разграничение полномочий по регулированию трудовых отношений между федеральными и региональными органами государственной власти // Трудовое право. 2003. № 6.

Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Трудовое право. 2012. № 5. С. 5 - 18.

Офман Е., Станкова У. Постановление Верховного Суда и Трудовой кодекс РФ // Трудовое право. 2011. № 5. С. 85 - 93.

Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 72 - 80.

Сошникова Т.А. Взаимодействие работодателя и представительных органов работников при принятии локальных нормативных правовых актов // Трудовое право. 2009. № 12. С. 99 - 106.

Шаповал Е.А. Особенности подзаконных актов, содержащих нормы трудового права, как источников российского трудового права // Социальное и пенсионное право. 2011. № 2. С. 32 - 35.

Шаповал Е.А. Система трудового права и система источников трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 7 - 13.

Шаповал Е.А. О соотношении понятий "источники трудового права" и "трудовое законодательство" // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 16 - 21.

Яворчук Н.Н. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда молодежи // Актуальные проблемы права: теория и практика: Сб. науч. работ КубГУ. Краснодар, 2004. Вып. 3.



Похожие публикации