Вход в церковь название. Внешнее и внутреннее устройство храма

Пренебрегать этими правилами, многовековыми традициями православной церковной архитектуры - огромная ошибка, ведь здание храма для верующих священно практически настолько же, как и иконы с изображениями святых. По мнению деятелей Русской и Украинской Православной Церкви и знатоков церковной архитектуры, строительство новых храмов должно сопровождаться соблюдением следующих основ.

Традиционность

Внешний вид православного храма должен строго соответствовать канонам религии. На протяжении веков строительство храмов производилось по строго определенным правилам, и классический облик церковных сооружений практически не подвергался изменениям. Порой встречаются значительные отличия в архитектуре православных церквей. Однако, они имеют под собой весомую подоплеку.

Например, они могут зависеть от функционального назначения здания: собор, храм-памятник, приходская церковь - все они обладают своими архитектурными нюансами. Влияние также могут оказывать климатические особенности страны или региона, в котором происходит строительство храмов, некоторые декоративные элементы могут определяться веяниями эпохи или национальными особенностями. Но, так или иначе, архитектурное формообразование храма всегда происходит по установленным канонам

Функциональность

Внутренняя архитектура должна быть максимально удобной для проведения религиозных таинств и отправления культа, кроме того, церковь должна включать в себя все необходимые вспомогательные помещения, а также отвечать требованиям, актуальным для любого здания, таким как безопасность и Символизм. Желательно, строить на пригорке, для того что бы храм был виден издалека, а звон колоколов был слышен как можно дальше. Символичны формы, выбирающиеся для строительства храма.

Форма корабля - символ спасения: в Церкви Христовой прихожане спасаются от духовной смерти, от царства тьмы. Эта форма символизирует ковчег Ноя, спавшего от потопа, физической смерти, людей, которые не отступились от Бога. Форма восьмиугольника символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к пещере с яслями, где родился Спаситель мира - Иисус. Церковь является путеводной звездой ведущей верующих ко спасению, к жизни со Христом. Форма креста. В основании церкви возлагают Крест Христов, позорное орудие для казни, ставший символом спасения через мучительную смерть, распятого на нём Иисуса Христа. Форма храма в виде круга - символ вечности Церкви, так как в нем нет начала и конца.

Церкви Украины

Современные каменные и деревянные церкви Украины, как правило, включают в себя три основных зоны. Их разделают на алтарь, среднюю часть и притвор. Причем, о создании этих частей храма задумываются еще на этапе проектирования, который лежит в основе возведении всего сооружения. А, также, при разработке проекта специалисты должны позаботиться о том, чтобы алтарь храма был обращен к востоку – это требование касается абсолютно всех православных церквей.

Этапы строительства православных храмов

Проектирование здания;

Закладка фундамента (и оборудование подвалов, если они предусмотрены проектом);

Строительство стен (включая работы по тепло- и гидроизоляции);

Устройство кровли.

Венчаются храмы куполами, изображающим небо, на куполе глава с крестом-славящим Иисуса Христа, Главу Церкви. Одна глава на Церкви указывает на Иисуса Христа. Две главы указывают на естества Иисуса Христа-Бога и Иисуса Христа-человека. Три главы на храме это символ Святой троицы. Пять глав символизируют Христа и четырёх евангелистов. А семь крестов у церкви говорит о семи Таинствах и о семи Вселенских Соборах. Девять глав говорят о девяти чинах ангельских. Тринадцать глав на храме говорят об Иисусе Христе и его двенадцати апостолах.

Далее, переходят к наружному и внутреннему оформлению строений. Причем, речь в данном случае идет не только о разнообразных отделочных работах (хотя и она должны производиться) и о прокладке коммуникаций, но также об оборудовании храма специальной церковной утварью, светильниками и другими специфическими предметами интерьера.

Иногда, встречаются двухэтажные храмы. Нижний этаж символизирует Церковь земную, воинствующую. Верхний этаж - Церковь небесную, торжествующую

С чего начать?
Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма -- это алтарь , в центре которого находится престол -- самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви -- Евхаристия (благодарение) -- пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.


Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом . По словам священника Павла Флоренского, иконостас -- это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы -- три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь -- семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав -- девять чинов ангельских, тринадцать -- Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей -- алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть -- притвор . Притвор -- место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди -- оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная , поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор
-- главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» -- возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня . В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг -- это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен.

Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности. Сегодня мы расскажем о том, как строили храмы.

Деревянные храмы

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным. Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.

Каменные храмы

Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь.

Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором.

В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.

На каком месте возводились храмы

Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов на Русской земле началась новая жизнь. Издавна на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства.

Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.

Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.

В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, обязательно русский народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.

Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.

Архитектура и строительство храмов Древней Руси

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.

Церкви на Руси также возводились из кирпичей, но до этого в большинстве случаев для строительства использовалась плинфа.

От византийских строителей русские мастера переняли кладку из плинфы. И до XV века при строительстве храмов на Руси преимущественно использовалась плинфа.

Плинфа - обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5-4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета. Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.

Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень.

Позже, уже конце XV века На Руси появился новый материал — кирпич. Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов.

Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.

Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате.

Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.

Деревянные храмы на Руси строили быстрее, так как на Руси издавна было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет.

Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10-12 человек. На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.

Кому посвящали храмы

Храмы в Древней Руси посвящали Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице, а также многочисленным святым. Более того, многие храмы посвящались великим церковным праздникам — Покрову и Успению Пресвятой Богородицы, Вознесению Господню и многим другим.

Вскоре на Древней Руси появилась традиция воздвигать храмы-памятники на местах, где произошли особо важные, памятные события — ратные победы, великие битвы или кончины тех, кто положил жизнь за свою веру и Отечество.

Видео

Видео: Владимир Будько

Инструкция

Решение о предоставлении земли может быть быстрым и успешным, а может затянуться в том случае, если под выбранным участком земли проходят некие подземные коммуникации, а рядом находится лесопарковая зона, река или овраг, а также, если это место запланировано для какого-то другого строительства.

После того, как земельный участок под строительство будет выделен официально, найдите подходящую архитектурно-проектную мастерскую для разработки архитектурного проекта храм а. Убедитесь, что мастерская имеет обновленную государственную лицензию и имеет опыт возведения церкви, которой затем должен быть согласован в местном архитектурном комитете и на других экспертизах.

Отдельного внимания заслуживает поиск добросовестной и умелой строительной бригады. Если ваша архитектурно-проектная мастерская имеет собственных рабочих и строительную лицензию, вы можете заказать у них и строительные работы вдобавок к созданию проекта храм а.

Наверное, самый сложный вопрос, встающий перед тем, кто постройкой храм а – это финансирование, так как строительство и сопутствующие расходы выливаются в серьезные суммы денег – от трех миллионов до полумиллиарда рублей, в зависимости от региона и сложности строительства.

Источник средств может быть самым разным – от кредита в банке до поиска спонсоров, организаций и , которые готовы вложить свой капитал в постройку храм а, а также часть денег можно собрать, благодаря благотворительным взносам и пожертвованиям от членов общины и жителей региона.

В зависимости от того, насколько быстро находятся денежные средства и решаются организационные вопросы, срок постройки храм а может как сократиться, так и растянуться на долгие годы.

В строительстве храм а очень важно знать, чем его внутренняя структура отличается от обычного здания. Все внутренние элементы храм а символичны – в нем должен быть алтарь и , символизирующий божественный мир, где совершаются таинства, и средняя часть для прихожан, символизирующая земной мир, отделенная от алтаря иконостасом.

Если храм имеет всего один престол, то он является однокупольным. Если же престолов несколько, в храм е строится помимо главного несколько дополнительных куполов. Также у некоторых храм ов есть небольшая комната перед входом, называющаяся притвором, вход в который осуществляется с паперти.

Церковь иногда сравнивают с кораблем, плывущим к Царству Небесному среди бурных вод житейского моря. Путь от тьмы к свету лежит с запада на восток. Именно поэтому в большинстве случаев православные храмы алтарем обращены в сторону востока. Что еще требуется учитывать при постройке храма?

Инструкция

Постройка любого начинается с благословения правящего архиерея местной епархии. Церковь строится не для красоты, она призвана удовлетворить нужды церковной общины. Если в городе, поселке или другом населенном пункте церковной общины нет, ее необходимо создать и зарегистрировать в федеральных органах. Чтобы регистрация состоялась, в общину должно входить не менее десяти человек.

Итак, зарегистрирована, благословение архиерея получено. Теперь следует обратиться в местные органы власти для того, чтобы для постройки был выделен участок. При обращении может помочь официальное письмо от архиерея. Следует заранее определить, что за храм будет построен, на он будет рассчитан, каким будет постройки, в чью честь будет освящен главный престол.

Проектирование храма следует поручить архитектурно-проектной мастерской. Выбирая мастерскую, выясните, есть ли у нее государственная лицензия. Утверждение проекта потребуется в нескольких инстанциях, поэтому желательно, чтобы мастерская имела контакт с организациями, которые будут проводить экспертизы проекта. Наиболее крупные проектные мастерские нередко обладают и строительной лицензией, в этом случае проект и строительство можно поручить одной и той же организации, что весьма удобно.

Устройство храма символично, поскольку он отчасти представляет собой образ Царствия Небесного. Алтарь – главная часть православного храма. В центре алтаря расположен престол, самое священное место храма.

Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом. Иконостас – своеобразные окна между земным миром и Миром Высшим. Иконостас имеет три двери. Средние – Царские врата. Правые ворота расположены с южной стороны, левые – с северной. Через них в алтарь могут входить прихожане мужского пола. А вот через Царские врата может во время богослужения входить только священник или дьякон.

От иконостаса внутрь храма идет возвышение, в центре которого расположен амвон в виде полукруглого выступа. Таинство Причащения совершается именно на амвоне.

Количество куполов в храме может быть разным. При одном престоле в средней части церкви делается один купол. Если есть несколько алтарей с престолами, то над средней частью каждого из них выполняется отдельный купол.

Храм может состоять из двух частей – алтаря и собственно храма. Нередко сооружается в храме и притвор. Сегодня притвором небольшое помещение сразу при входе . С улицы вход в притвор выполняется в виде паперти. Это площадка перед входом в , перед которой имеется несколько ступеней.

Видео по теме

Источники:

  • Как построить храм

В последнее время общество, в котором мы живем, все чаще стало задумываться о возрождении давно забытых или утраченных духовных ценностей. Сейчас достаточно большое количество людей стало верить в Бога. Многие из нас в самые трудные минуты своей жизни, несмотря на различные обстоятельства, находят в себе силы и возможности прийти в храм и попросить помощи у Господа. Все мы молимся Богу, всем святым и просим здоровья, счастья и любви для своих близких и родных. Естественно, нам хочется прийти в церковь и поставить свечу у иконы, однако бывает так, что прийти-то некуда, поэтому и возникает желание возвести храм в своем городе или селе. Это, конечно, задача сложная, но выполнимая.

Инструкция

Получите благословение у правящего архиерея. Для этого необходимо иметь проект будущего храма, который утвержден архитектурным управлением мэрии, сведения об ответственных за строительство, о средствах на возведение или перечень инвесторов, которые готовы вложить деньги в строительство.

Напишите обращение к о желании возвести храм (приложите полученное благословление правящего архиерея и рабочий проект). После определитесь с местом под строительство и получите обходной лист в отделе землепользования. Затем собирается специальная комиссия, которая определяет место и территорию будущего храма. Все это согласовывается и устанавливается «Поклонный Крест» на месте будущей церкви (проводится молебен).

Установите ограждение на территории будущего храма. Проведите земляные работы и заложите фундамент.

Возведите стены будущего храма и обработайте их специальным составом.

Проведите окончательные работы по внутреннему и наружному оформлению храма. Изготовьте и установите иконостас.

Видео по теме

Часовней называют небольшое строение, которое предназначено для молитв. Часовня меньше церкви – она даже может быть размером с киот (место для хранения икон и другой церковной утвари), а может вмещать несколько человек. В отличие от церкви, в часовне нет алтаря – есть лишь иконы, место для установки свечей и лампад. Построить часовню с разрешения церковных властей может каждый, главное при этом – соблюдать некоторые правила. Если вы тоже решили поставить часовню , эта инструкция сможет вам помочь.

С чего начать?

Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма -- это алтарь, в центре которого находится престол -- самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви -- Евхаристия (благодарение) -- пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас -- это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.

Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма - равносторонний крест
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы -- три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь -- семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав -- девять чинов ангельских, тринадцать -- Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, "как на цепи подвешенный к небесам"
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей -- алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть -- притвор. Притвор -- место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди -- оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. ???? -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор -- главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» -- возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики - крест, одна сторона которого вытянута на запад
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг -- это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.



Похожие публикации