Какие существуют виды географических карт? Что такое карта? Что такое карта в географии.

Что такое ката ? Люди, начинающие заниматься каратэ часто задают вопрос что такое ката и зачем они нужны. Изначально ката это технические комплексы приемов, разработанные для боя с несколькими противниками. Техника каратэ весьма разнообразна. Она не ограничивается только базовыми одиночными ударами и блоками. Существуют также многочисленные связки из двух, трёх или более действий. Из таких связок и возникали ката каратэ. Они свои в каждом стиле и школе, но есть и многие переходящие из одного стиля в другой с изменением названия или некоторых технических деталей. Такова например ката Санчин (Сейсян в Вадо-рю). Под первым названием с некоторой разницей в технике исполнения ее изучают, например в стиле годзю рю каратэ, школе уэчи-рю (окинава каратэ) и пр.

Основатель современного каратэ Гитин Фунакоси считал ката важнейшим элементом подготовки учеников. В то время не было таких понятий какспорт каратэ или детское каратэ. Существовало только боевое каратэ, без ограничений правилами. Сплошь и рядом мастера каратэ сталкивались с несколькими, подчас вооруженными противниками. Чтобы выжить, нужно было противопоставить количеству или оружию умение, которого не было у противников. Вот тут и приходили на помощь ката. Каждая из них предполагала определенную сложившуюся ситуацию и выход их неё.

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

Тайкёку 1-3

«Великое Начало». Предназначены для развития силы и координации.

Хэйан 1-5

«Мир и покой». Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.

Тэкки 1-3

«Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра. Используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии и староокинавскую технику низких ударов ногами по ногам противника.

Бассай-дай

«Взятие Крепости». Традиционная ката во многих стилях и школах. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.

Энпи

«Полёт ласточки». Старейшая ката в каратэ. Техника значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз.

Канку-дай

«Созерцание небес». Одно из самых зрелищных традиционных ката Окинавы. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сётокана.

Хангэцу

«Полумесяц». Единственная энергетическая ката в Сётокане.


Дзиттэ

«Десять рук». Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий.

Ганкаку

«Журавль на утесе». Одна из старейших ката в карате-до.

Нидзюсихо

«24 шага». Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями.

Тинтэ

«Необычные руки» Относится к ката защитных действий. Происходит из Китая.

Сотин

«Великое умиротворение» или «непоколебимость».

Мэйкё

«Блестящее зеркало». Прежнее название Рохай.

Унсу

«Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака». Возможно, это самая древняя форма.

Бассай-сё

Малая форма Бассай-Дай.

Канку-сё

Малая форма Канку-дай.

Ванкан

«Королевская корона». Самая короткая ката в Сётокане.

Годзюсихо-дай

«54 шага».

Годзюсихо-сё

Малая форма ката Годзюсихо-Дай.

Дзион

Ката китайского происхождения.

Дзиин

«Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха).

Географические карты — это уменьшенные, обобщенные изображения земной поверхности на плоскости, построенные по математическим законам с использованием специальных обозначений. На картах показывают размещение, состояние и связи природных и социально-экономических явлений. Они используются во многих сферах человеческой деятельности. Карты - наглядное средство хранения информации о Земле, источник получения новых знаний.

Математические законы построения и свойства изображения составляют математическую основу карты, которая включает , геодезическую основу (геодезия - наука о фигуре и , о методах измерений на земной поверхности для отображения ее на планах и картах) и картографическую проекцию. Масштаб определяет степень уменьшения длин и площадей. Геодезическая основа определяет переход от поверхности Земли к поверхности эллипсоида (или шара), обеспечивая правильное положение объектов на карте по . Для изображения поверхности эллипсоида на плоскости используются картографические проекции. Это математические способы изображения земной поверхности на плоскости, устанавливающие зависимость между координатами точек земного эллипсоида и координатами тех же точек на плоскости.

При развертывании в плоскость поверхности земного эллипсоида образуются разрывы. Чтобы заполнить их, производят растяжения изображения в местах разрывов, при этом возникает искажение углов, длин, линий, площадей. Для устранения одного из искажений или ослабления другого используют различные виды проекций. Одни из них не искажают углов, другие - площадей и т.д. Выбор проекции карты зависит от ее назначения, содержания и масштаба.

Степень искажения на карте увеличивается . Самые минимальные разрывы на экваторе, а самые крупные - в полярных широтах.

Линии, ограничивающие картографическое изображение, называют рамками карт. Внешние рамки могут иметь различную форму (окружности, прямоугольника и др.). Рамка, непосредственно ограничивающая изображение, называется внутренней. Как правило, между внутренней и внешней рамками размещаются показатели долготы и широты разных точек земного шара.

На свободном от изображения месте на карте помещается ее легенда. Это свод знаков с соответствующими пояснениями, которые используются на данной карте. Иногда здесь же располагают диаграммы, профили, таблицы, дополняющие изображение на карте.Географические карты необыкновенно разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам: территориальному охвату, содержанию, назначению, масштабу.

По территориальному признаку различают , карты океанов и морей, материков, частей материков, государств, областей, районов.

По содержанию географические карты делят на общегеографические, изображающие земную поверхность с расположенными на ней объектами; тематические, характеризующие элементы содержания общегеографических карт или отражающие явления, которых нет на этих картах. В свою очередь тематические карты образуют две основные группы: карты природных явлений (или физические карты) и экономические карты, которые отражают хозяйства страны, района или целого мира. Все экономические карты также представлены двумя группами: общеэкономическими и отраслевыми картами. Выделяют еще и карты, которые называют частными. Они отражают те или иные узкие вопросы внутриотраслевого значения.

При составлении карт такого рода необходимо помнить, что система принятых для них условных обозначений должна полностью соответствовать обозначениям, используемым в . Для создания экономических карт нередко используют метод картограмм и картодиаграмм. С их помощью показывают результаты статистической обработки материалов экономико-географического исследования. Особенно наглядными на экономических картах бывают картосхемы-рисунки. Их еще называют перспективными картосхемами. Вместе с основной смысловой нагрузкой, которая дается не в виде абстрактных значков, а в виде изображения реальных объектов, в такие картосхемы вмонтированы объемные рисунки городских кварталов, культурных и др. Территория представляется как бы с высоты птичьего полета. К такого рода близки схемы-планы небольших участков территорий в очень крупном масштабе или внемасштабные схемы, которые без конкретной территориальной привязки отражают суть явления или объекта в самых общих чертах. Примером могут служить схемы открытых разработок , оросительных систем, гидроузлов.

По назначению выделяют карты туристские, дорожные, учебные, навигационные и другие.

По масштабу все географические карты делятся на крупно-, средне- и мелкомасштабные. Подробно географические объекты и их очертания изображаются на крупномасштабных картах (от 1:10 ООО до 1:200 ООО). Такие карты называют топографическими. Они применяются в народном хозяйстве, в военном деле, в исследовательской работе, а также для составления карт мелкого масштаба.

Топографические карты строятся в системе внемасштабных и масштабных условных знаков. Основные элементы местности (населенные пункты, озера, ) изображаются в их действительных очертаниях с сохранением размеров в масштабе карты. Отдельные предметы местности, например колодец, башня, дерево, изображаются без сохранения их размеров, то есть внемас-штабными знаками. На реках указывается направление течения, скорость, ширина и глубина. окрашиваются в зеленый цвет. По , ставящимся внутри контура, определяют вид леса. Топографическая карта может дать разнообразные сведения о деревьях в лесу: об их высоте, диаметре, среднем количестве стволов на единицу площади. Зная эти данные, можно высчитать объем древесины в лесу. на топографической карте изображают горизонталями.

Особым видом карт являются контурные карты. На них изображены лишь очертания материков, линии рек, местоположение отдельных городов. Такие карты являются основой для обозначения географических объектов, которые необходимо нанести на нее. Изображать объекты на контурных картах нужно так же точно и аккуратно, как это сделано на печатных картах. Работа с контурными картами поможет хорошо понять и запомнить географическую карту.

Где, как и когда проходить?

Зачем нужен техосмотр и какой от него вам прок?

Никому из нас не хочется, чтоб его окружали коптящие, шумящие, технически неисправные автомобили. Именно Технический осмотр призван выявлять такие авто и не допускать их до движения по дорогам общего пользования. Ведь такие транспортные средства ко всему прочему могут быть опасными и для окружающих, и для самого автовладельца.

На пункте технического осмотра (правильнее его называть пунктом инструментального контроля) автомобиль осмотрят и снизу, и под капотом, замерят загрязненность выхлопа и даже «прокатят» на барабанах для проверки тормозов. Большинству водителей бояться этого не стоит, так как после техосмотра вы будете досконально знать состояние «здоровья» вашего четырехколесного любимца, а главное — безопасно ли на нем передвигаться.

Конечно, такую обширную диагностику можно сделать и в автосервисе, только стоить это будет значительно дороже.

Не могу забыть свой первый техосмотр: он поверг меня в ужас. На пункте осмотра мне сообщили, что на моем автомобиле тормозят только два передних колеса (из четырех положенных). А ведь гонял себе - и ничегошеньки не подозревал… До сих пор, как вспомню - аж жутко становится.

Скрыть...

Новые правила прохождения техосмотра с 30 июля 2012 года

На сегодняшний день вы сами можете выбрать один из двух способов прохождения техосмотра своего автомобиля. Можете пройти — а можете

Первый, как и раньше, проводят пункты ГТО при ГИБДД. Просто технический осмотр можно пройти у независимых операторов, имеющих соответствующую регистрацию. (Официальный дилер вашего авто, также может иметь подобную регистрацию и организовывать прохождение техосмотра, к примеру, при очередном техобслуживании).

Пройти технический осмотр вы можете в любом понравившемся или на всей территории нашей страны вне зависимости от места регистрации автомобиля.

После осмотра вам обязаны выдать заполненную диагностическую карту ТО, в которой отражены подробные результаты технического осмотра автомобиля, (он же инструментальный контроль).

Именно диагностическая карта будет свидетельствовать о том, прошли вы техосмотр или нет. Т.е. теперь привычный водителям не выдается и про него можно забыть.

Диагностическую карту с собой возить не требуется, т.к. согласно ПДД предъявлять ее инспектору ГИБДД вы не обязаны.

Вообще-то наличие действующего полиса ОСАГО говорит о том, что на момент страхования ваш автомобиль имел пройденный технический осмотр*. Но если быть еще точнее, то информация о сроке действия техосмотра вносится в ГИБДДешную базу и в последующем доступна инспекторам ДПС.

Причем техосмотр (диагностическая карта) привязывается к конкретному автомобилю, а не к владельцу, поэтому при продаже авто срок прохождения следующего техосмотра не меняется.

* - С недавнего времени именно страховщик, перед тем как выдать полис ОСАГО должен проконтролировать факт прохождение техосмотра. На самом же деле многие страховые агенты предлагают различные варианты обхода этого положения.

Следует знать о том, что если в момент ДТП срок действия диагностической карты окажется просроченным, то страховая компания после выплаты компенсации пострадавшей стороне, вправе требовать возмещения убытков с владельца авто с просроченным техническим осмотром.


* - Автобусы, маршрутки и такси должны проходить техосмотр раз в полгода. А учебные машины, грузовики свыше 3,5 тонн и авто со спецсигналами - раз в год. (Наказания за просроченный технический осмотр для них остались прежними: штраф от 500 до 800 рублей и запрещение эксплуатации).

Где и когда проходить технический осмотр (ГТО, ТО)?

Владельцам новых авто, возраст которых (с момента выпуска) не превышает 3-х лет, проходить технический осмотр не требуется.

Если же возраст вашего авто более 3-х лет, то технический осмотр, как мы уже говорили, вы можете пройти двумя способами.

Способ 1. Государственный технический осмотр в ГИБДД по-старинке
Технический осмотр, как и раньше, можно пройти в пункте ГТО при отделах ГИБДД. В этом случае диагностическую карту вам выдадут инспектора ГИБДД.

Способ 2. Технический осмотр по-новому - без ГИБДД
С 2012 года у водителей появилась возможность пройти технический осмотр без участия ГИБДД у любого аккредитованного страховщиками оператора.

Имейте ввиду: автомобили большой массы или размера (внедорожники, пикапы...), а также легковые авто с шипованной резиной, примут не в каждом пункте ТО.

Необходимые документы для прохождения технического осмотра

На пункте техосмотра с вас потребуют:

  • Паспорт ;
  • Свидетельство о регистрации или ПТС (Паспорт транспортного средства);
  • Оплаченные квитанции ;
  • Доверенность * (если вы не владелец авто).

Медицинская справка при прохождении техосмотра отныне не требуется(!).

* - В доверенности обязательно должны быть указаны полномочия: доверяю проходить технический осмотр и выполнять все действия, связанные с выполнением данного поручения. Рукописная доверенность также сгодится. Не забудьте о том, что человек за рулем при этом должен числиться в полисе ОСАГО.

Если у собственника нет прав, то дополнительно оформлять доверенность необязательно. При прохождении ТО он также может присутствовать, например, сидеть на пассажирском сидении.

Стоимость проведения Технического осмотра. Повторный ТО

Среднестатистическому владельцу легкового автомобиля эта процедура обойдется в 600-800 рублей. Окончательная сумма зависит от региона и марки автомобиля.

Повторный технический осмотр. Стоимость и нюансы
Если с первого раза пройти технический осмотр не удалось, то отчаиваться не стоит - у вас есть законные 20 суток на то, чтобы устранить обнаруженный недочет и повторно у того же оператора пройти диагностику элементов, которые не соответствовали требованиям.

В этом случае повторный техосмотр, в пунктах при ГИБДД, проводится бесплатно. А в коммерческих, за очередную проверку с вас возьмут дополнительную плату, (как правило - половину стоимости первоначального ТО), но в любом случае не более внесенной за первое посещение суммы.

Если повторный технический осмотр проводится у другого оператора или с момента прохождения первого ТО прошло более 20 суток - инструментальный контроль состоится в полном объеме заново.

Подготовка автомобиля к техосмотру

Перед тем как заявиться на техосмотр, обязательно проверьте наличие:
- аптечки (нового образца);
- огнетушителя, (желательно* объемом не менее 2л );
- знака аварийной остановки нового образца, (с оранжевым треугольником внутри внешнего красного).

Убедитесь что срок эксплуатации аптечки и огнетушителя не просрочен!

* - Требования некоторых ГИБДД к водителям легковых авто иметь 2 литровые огнетушители могут носить лишь рекомендательный характер(!), так как отражены они в с пометкой «рекомендуемое».

Если ваш стаж вождения менее 2 лет, то наклейте на заднее стекло восклицательный знак «начинающий водитель», а при наличии шипованной резины букву «Ш». (Таковы требования ).

Что и как проверять перед техническим осмотром?
Убедитесь в том, что работают все световые приборы, включая подсветку номерного знака.

Не поленитесь лишний раз проверить исправность работы:

  • стеклоочистителей («дворников») и стеклоомывателей;
  • звукового сигнала;
  • ручного тормоза (ручника).

Внимательно осмотрите шины на предмет глубоких порезов (разрывов), их быть не должно. (Допускаемая высота рисунка протектора не менее 1,6 мм).

Убедитесь в том, что номера кузова не заляпаны грязью, конечно, если знаете, где они находятся. :) Ни в коем случае не шлифуйте их наждачной шкуркой. Под машиной после стоянки не должны наблюдаться масляные или иные пятна, одним словом, подтеков жидкостей быть не должно.

По-хорошему, автомобиль следует осмотреть и снизу. Особое внимание при этом нужно уделить всем деталям рулевого управления и целостности тормозных трубок, шлангов, цилиндров. Рулевые тяги, шарниры и пыльники должны быть в целости и не иметь люфтов.

К вмятинам на кузове, царапинам и ржавчине на техосмотре обычно не придираются, но постарайтесь все же, как минимум, приехать на чистом автомобиле.

Но это еще не все, самое сложное - «на глаз» проверить работу тормозов, чистоту выхлопа и регулировку фар. В идеале для этого требуется специальное оборудование. В любом варианте прогретый двигатель вашего автомобиля должен работать ровно, без провалов (не троить), а при нажатии на «газ» сзади не должны виднеться клубы дыма.

Тормоза
Первый признак неисправности* тормозов - когда при нажатии педали тормоза на ровной дороге автомобиль ощутимо «уводит» в одну сторону.

* - Оценить работу тормозов также можно «дедовским» способом. Правда способ этот может не подойти для автомобилей с ABS.
Найдите скользкую (заснеженную) поверхность - зимой, либо грунтовую дорогу - летом. При резком торможении со скорости 15-20 км/ч длина тормозного пути у двух передних колес должна совпадать. Задних колес это тоже касается. Сделайте несколько таких торможений. Обратите внимание - не уводит ли автомобиль постоянно в одну и ту же сторону.

Фары
Из-за одной негорящей копеечной лампочки можно запросто завалить весь технический осмотр. Никакая самодеятельность с лампами синего или зеленого цвета в фарах или фонарях «не прокатит».

О самодельном ксеноне* и речи быть не может! Придраться могут даже к «не заводским» светодиодным лампам и «завернуть» техосмотр согласно пункту

Трещина на лобовом стекле

Довольно часто у некоторых авто можно заметить трещину на лобовом (ветровом) стекле. Неприятно, конечно, тем более что менять стекло из-за небольшой трещинки выходит в копеечку.

Знайте, техосмотр вы пройдете, если трещина на стекле не заходит в рабочую зону стеклоочистителей со стороны водителя. В п. 4.7.2 четко указано: «Наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается».

Т.е., даже если трещина и заходит на водительскую половину ветрового стекла, но по ней не елозит «дворник», то можно смело ехать на техосмотр даже с треснутым стеклом.

Из-за чего не проходят техосмотр? Подводные камни ТО

Техосмотр с первого раза чаще всего я заваливал из-за несоответствия регулировки фар, один раз придрались к тонированной полосе на ветровом стекле сверху (она, оказывается, должна быть не более 14 см, что указано в п. 4.7.3 ).

Как-то давно, помнится одну новую(!) Волгу, забраковали по причине незакрепленного аккумулятора и несоответствия заводской(!) тонировки стекол установленным нормам. Хотя с виду стекла были затемнены не сильно.

Тонировку, кстати, проверяют только на ветровом и передних боковых стеклах, остальные можете хоть фанерой заколотить. Если у вас имеется два и на нем должны отсутствовать неполадки, перечисленные в

Технический осмотр мотоцикла

Технический осмотр мотоцикла проводится намного быстрее, т.к. диагностируют его по гораздо меньшим, чем автомобили, параметрам.

Осматривать мотоцикл начинают со сверки номеров шасси (рамы) с теми, что записаны в документах.

Завершается техосмотр мотоцикла проверкой глубины протектора шин (должна быть не менее 0,8 мм).

В очень редких случаях инспектора «на глаз» проверяют эффективность торможения на расчерченной площадке, попросив водителя разогнаться и резко затормозить.

Все! Как правило, техосмотр мотоцикла ограничивается этим перечнем проверок.

Аптечку, знак и огнетушитель владельцам мотоциклов без бокового прицепа иметь не обязательно. А мотоциклы с боковым прицепом должны быть оборудованы только аптечкой и знаком аварийной остановки.

Www.сайт

Привычные талоны ГТО (ТО) ушли в прошлое и более не используются.

Примечание: под понятием автомобиль подразумевались транспортные средства с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, сюда подпадают все легковушки и легкие грузовики. Технический осмотр мотоциклов и прицепов для легковых авто проводится с вышеуказанной же периодичностью.

Цель нашей работы - рассмотреть типы и виды географических карт.

Цель нашей работы - рассмотреть типы и виды географических карт. Но начнем мы нашу статью с ответа на главный вопрос: что такое географическая карта? Это способ изображения поверхности нашей планеты, а также природных или социально-экономических явлений.

Карта - это своего рода модель, которой присущи следующие черты:

  • отвлечение от целого;
  • упрощение;
  • обобщение и так далее.

Еще важно отметить, что карты используются практически во всех сферах деятельности человека.

Классификация карт

Перед тем как рассмотреть подробно некоторые виды географических карт, разберемся со способом их разделения на группы. Классификация - это система, которая соединяет упорядоченные (по какому-либо признаку) все возможные разновидности. Такая систематизация приследует несколько целей:

  • инвентаризация;
  • хранение;
  • поиск;
  • научная систематизация;
  • составление списков и каталогов;
  • создание банка данных и картографических информационно-справочных систем.

Как уже было сказано выше, существуют различные принципы разделения на виды географических карт. Классификация карт по их некоторым признакам - один из них.

К таким признакам относятся:

  • масштаб;
  • тематика;
  • эпоха создания;
  • язык;
  • способ оформления;
  • издание и так далее.

Любая систематизация должна удовлетворять некоторым требованиям. К таковым можно отнести следующие:

  • классификация по существенному признаку;
  • последовательная;
  • один уровень - одно основание;
  • полная;
  • резервная система (это требование подразумевает способность включать новые виды карт).

Теперь переходим к более подробному рассмотрению видов и типов существующих на данный момент карт.

Виды и типы географических карт

Первыми рассмотрим виды карт по масштабу. Они делятся на:

  • планы;
  • крупномасштабные;
  • среднемасштабные;
  • мелкомасштабные;
  • материковые;
  • карта океанов.

Также возможна классификация по признакам территориального деления, природных районов, экономических регионов, исторических областей.

Выделяют следующие виды географических карт по содержанию:

  • общегеографические;
  • тематические;
  • специальные.

К группе специальных относятся тактильные карты. Они созданы специально для слепых людей. Сюда же можно отнести: глобус, атлас, рельефные, цифровые, электронные и анаглифические карты.

Если говорить о типах, то можно выделить следующие:

  • аналитические карты;
  • комплексные;
  • синтетические.

Сейчас коротко рассмотрим каждый тип отдельно. Ярким примером аналитической группы является карта угла наклона рельефа. Такие карты не ставят перед собой цель показать общее представление об объекте. Они вычленяют какой-либо один показатель и посвящаются только ему.

К комплексным картам относятся те, которые изображают элементы определенной тематики. Примерами могут служить: изображение изобаров и векторов, распаханности территории и урожайности какой-либо культуры, водность реки и потенциальные ее ресурсы. Несмотря на то что все элементы даются каждый в своей системе счисления, совместное их изображение на одной карте помогает рассмотреть все в комплексе и взаимосвязь одного показателя с другим.

Пример синтетической карты: геоморфологическая, отражающая тип рельефа, но в ней ни слова не сказано о крутизне склонов. Еще несколько примеров: карта климата, ландшафтная, сельскохозяйственное районирование и так далее. Они дают увидеть целостное изображение какого-либо объекта.

Атласы

Мы ранее упоминали, что множество видов географических карт содержатся в специальных атласах. Ими часто пользуются школьники на уроках географии. Атлас - это не отдельная карта, а целый их комплекс. Они, как правило, все между собой взаимосвязаны, что достигается рядом факторов:

  • использование сопоставимых проекций;
  • однообразные условные обозначения;
  • примерно одинаковый масштаб;
  • наличие общих принципов оформления, изображения и так далее.

Мало кто знает, что изобретателем и составителем первого атласа является Клавдий Птолемей. Древнегреческий ученый составил такой сборник еще во втором веке.

Что же включает в себя атлас:

  • общегеографическую карту мира и отдельных регионов;
  • карта населения и климата;
  • экономическая и другие тематические.

Топографические карты

Мы уже сказали о том, какие бывают виды географических карт. Сейчас предлагаем подробно рассмотреть топографическую карту. Они показывают:

  • гидрографию;
  • рельеф;
  • искусственные сооружения (в том числе коммуникации и населенные пункты).

Есть топографические карты, которые достаточно детальные, на них изображены объекты в масштабе (1:50 тысячам). Если переводить на метры и сантиметры, то в 1 см изображения отражается 500 м реальной местности. Есть и крупные масштабы, отражающие планы городов (на них можно увидеть здания, частные дома, сады и так далее).

Здесь же отметим, что топографические карты используются в таких видах спорта, как, например, спортивное ориентирование.

Тематические карты

Сейчас немного информации о ещё одном типе географических карт. В классификации видов карт их называют тематическими. Они содержат абсолютно разную информацию:

  • сведения о строении земной коры;
  • размещение природных ресурсов;
  • распределение населения;
  • погода и так далее.

Здесь можно выделить изолинейные, содержащие различные виды линий (они соединяются с точками одинаковой величины). Например, синоптическая карта - изотермами соединены участки с одинаковой температурой; изобарами - с одинаковым давлением; изогиетами - с одинаковым количеством осадков.

Практически все тематические кары содержат условное окрашивание. Примером может служить карта населения (концентрация и примерное количество изображено кружками разного цвета). Если рассматривать уровень преступности, рождаемости или плотности населения, то можно заметить окраску определенных участков. Они различаются не только по цветам (красный, синий, зеленый), но и уровнем насыщенности.

Некоторые факты о картах

Мы рассмотрели виды географических карт, но практически ничего не сказали про их масштабы. А ведь этот фактор имеет значение. Масштаб карты не дает возможности указать мелкие элементы, по этой причине изображаются только основные характерные очертания объектов. Если взять реки, то на самом деле их нужно было бы изображать настолько мелкими линиями, что рассмотреть можно было бы только под микроскопом. На картах показаны не все изгибы рек, неправильная толщина некоторых объектов и так далее.

В летнем лагере для нас проводили интересную игру: мы бегали по всей территории, собирали кусочки карты. Когда мы собрали ее целиком, она указала нам путь к кладу. Уже тогда я поняла, что карта – это очень классная вещь.

Что называют картой

Чаще всего под картой понимают изображение местности на плоскости. Чтобы не пришлось рисовать все в натуральную величину, применяется масштаб.


Как ориентироваться по карте

Представьте грустную ситуацию: вы заблудились. По счастью, при вас оказалась карта. Теперь надо понять, как по ней ориентироваться.


Происходит это за четыре шага:

  • Шаг первый – успокоиться. Паникой делу не поможешь, сейчас главное – действовать взвешенно.
  • Шаг второй – правильно сориентировать карту на местности. Это означает, что верх карты должен быть направлен на север.
  • Шаг третий – найти на карте то место, где вы находитесь сейчас.
  • Шаг четвертый – двигаться в нужную сторону, проверяя, совпадает ли карта с местностью.

Ориентирование карты на местности

Самый простой способ – сделать это при помощи компаса . Его стрелка укажет на север, соответственно, карту надо повернуть верхней частью в этом направлении.


Проблема только одна: обычно компас с собой никто не берет . В этом случае тоже есть варианты того, как можно действовать.

Если с собой оказались магнит и иголка , можно потереть их друг об друга, затем положить иголку в кружку или лужицу с водой. Намагниченная игла будет совпадать с линией, соединяющей юг и север.

Как правило, мох у деревьев растет сильнее с северной стороны. Это поможет понять, где север , но способ не очень надежный. Хорош он в сочетании с предыдущим – ведь игла точно не указывает, где север, а где юг.


Можно дождаться захода или восхода солнца. Солнце, как известно, встает на западе (туда мы поворачиваем левую часть карты), а заходит на востоке (к нему должна быть повернута правая).

Ночью можно понять, где находится север, при помощи Полярной звезды. Для ее обнаружения соединяем две крайние звезды Большой Медведицы, мысленно продлеваем эту линию, пока она не упрется в яркую звезду. Проще всего понять, что надо делать, по картинке ниже.


Определение своего местоположения по карте

Чтобы понять, где вы находитесь, при помощи карты, надо постараться найти какой-то приметный ориентир. В городе это может быть какое-то здание. На открытой местности – реки, железнодорожные пути, дороги, любые особенности рельефа (холмы, овраги).


Какие еще бывают карты

Не надо думать, что существуют только карты местности. Всевозможные карты окружают нас каждый день:


Одно ясно точно: в этом мире без карт не протянуть. Главное – уметь ими правильно пользоваться.



Похожие публикации