Что такое проект поисковый технологический заключительный этапы. Требования к проектному изделию. Этапы проекта: общая характеристика

Мы ежедневно занимаемся большим количеством дел, постоянно делаем выбор, ищем новые возможности для реализации поставленных задач. В повседневной жизни люди даже не задумываются, что они постоянно занимаются разработкой проектов. Это происходит неосознанно. Однако часто человек, который считает, что он сумел построить настоящий на самом деле проделал ненужную работу. Чтобы сконцентрировать свои усилия на необходимых действиях и получить желаемый результат, нужно знать, что представляет собой процесс проектирования.

Что такое проект

Нельзя назвать проектом любую задумку или идею, которую невозможно реализовать. Это определенный механизм, цель которого состоит в достижении поставленной цели и внедрении разработки в практическую деятельность. Итак, :

  • Существует определенная дата начала процесса проектирования.
  • Когда заканчиваются этапы разработки проекта, нужно отметить в календаре или документах, если они есть, дату окончания работы или представить конечный результат.
  • Конечный результат проектирования должен быть новым, ранее неизвестным. Не обязательно при этом добиваться полной уникальности. Достаточно того, что результат будет открытием для членов команды, работающей над проектом.
  • Для разработки проекта необходимы определенные ресурсы. Они всегда ограничены.

Теперь можно сказать, что проектированием называется стройка квартиры, поиск работы, изучение иностранного языка, переход на другой распорядок дня. Этапы разработки проекта в каждом случае уникальны, но если вы можете реализовать вашу идею, воплотить ее в жизнь, то гораздо проще смотреть на все трудности как на ступени реализации, по которым вы будете подниматься еще выше.

Существует несколько видов исследований. Они различаются между собой по разным характеристикам.


Этапы проекта: общая характеристика

Хотя видов проектов существует много, каждый из них реализуется по определенной схеме. В целом процесс проектирования проходит так:

  • Анализируется идея, разрабатывается план проекта.
  • Выбирается руководитель проекта.
  • Четко прописываются цели проектирования с учетом всевозможных ограничений.
  • Выявляются участники проектирования.
  • Определяется дата начала работы и планируемый объем проекта.
  • Определяются возможные риски и последствия.
  • Идет работа над поставленной целью.
  • Устраняются проблемы, возникшие в ходе работы.
  • Анализируется конечный результат проекта.
  • Результат представляется руководству.
  • Происходит оценка конечного результата и работы участников.

В зависимости от вида проектирования этот план может быть скорректирован под конкретные цели. Могут вноситься новые этапы работы над проектом или же устраняться уже существующие, если они не нужны.


Разработка школьного проекта

Школьный проект, как правило, не представляет собой долговременную работу. Ученики должны в проявить себя как способные и целеустремленные люди, умеющие достигать компромисса. Этапы проекта в школе таковы:

  • Подготовка к работе. На этом этапе формулируется задание и разрабатывается план проектирования.
  • Формируются задачи проекта, каждый участник предлагает собственные идеи, которые помогут достичь цели.
  • Определение метода сбора необходимой информации, распределение заданий между всеми участниками проекта.
  • Сбор информации, ее анализ, выполнение задач проектирования.
  • Формулировка соответствующих выводов.
  • Подготовка к защите проектной работы.
  • Представление результата деятельности учителю, защита работы.

После защиты проектной работы учитель выставляет соответствующую оценку, которая зависит от степени достижения цели проектирования, работы всех участников исследования, сложности темы, умения представить свои результаты обществу.

Школьное исследование - это самая простая форма работы, во время которой ученики только начинают постигать азы работы над собственной идеей. Этапы работы над проектом не представляют собой определенных расчетов, чего нельзя сказать об инвестиционной сфере деятельности.


Разработка инвестиционного проекта

Инвестиционный проект подразумевает, что его участники учитывают определенный финансовый риск, поскольку реализация требует определенных вложений. Только от человека зависит, готов ли он пойти на это. Этапы инвестиционного проекта таковы:

  • Предынвестиционный этап. Он включает в себя все мероприятия по подготовке к работе, среди которых проверка основной идеи, планирование, выделение определенных финансовых средств, выбор места исследования, заключение договора с организацией, разработка технического оснащения, разработка и утверждение определенной документации, получение разрешения на реализацию проекта и утверждение соответствующих документов. Этот этап корректируется, если инвестор желает что-либо изменить.
  • Инвестиционный этап. В него входит непосредственное выполнение работы, включая монтаж, производство образцов и сопутствующих составляющих. Во время этого периода происходит внедрение идеи в действительность.
  • Эксплуатационный этап. Это завершающий период работы над проектом, он включает в себя применение идеи на практике. Также этап подразумевает расчет всех экономических показателей и прогнозов.

Это основные этапы проекта. Они могут быть дополнены некоторыми действиями, если того требует инвестор или в этом нуждается реализация задумки на практике. Выполнение инвестиционного проекта - это сложная задача, успешное внедрение в жизнь которой под силу только людям со специальным образованием и навыками предпринимательства.

Существует еще один вид проекта - творческий. Его разработка также проходит согласно определенным этапам.


Разработка творческого проекта

Творческий проект является таким же исследованием, как и инвестиционный. Однако есть одно отличие, которое заключается в том, что конечным результатом должно быть готовое изделие. должен уметь воплощать свои мысли и идеи в реальность, чтобы его способности не остались бесполезными. Для этого и нужно осваивать навык проектирования. Этапы творческого проекта таковы:

  • Выбор темы проектирования, постановка цели и соответствующих задач.
  • Установление всевозможных ограничений.
  • Определение необходимых ресурсов.
  • Сбор необходимой информации.
  • Составление плана проектирования.
  • Изготовление изделия с учетом всех вышеперечисленных факторов.
  • Оценка готового изделия.
  • Анализ результатов.
  • Оформление исследования в бумажном виде.
  • Защита проекта.

Эти этапы выполнения проекта каждый творческий человек видит по-своему. Поэтому не обязательно строго следовать инструкции. Достаточно лишь в общих чертах перенять эти требования.


Оформление проекта

Любой проект необходимо грамотно оформить. Для этого каждый аспект исследования излагается в печатном варианте. Требования к тексту таковы:

  • Наличие заголовков и подразделов.
  • Описание хода исследования.
  • Наличие выводов.
  • Описание результата исследования.
  • Наличие приложений, которыми могут выступать рисунки, фотографии, графики, диаграммы и т. д.

После оформления проекта наступает этап защиты.


Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне ~ и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”. технология 6 класс

Учитель технологии

Никитина Г.Н.

г. Волжский

Цели:

  • познакомиться с последовательностью выполнения творческого проекта;

  • развивать интерес и активизировать познавательную деятельность;

  • воспитывать коммуникативные качества личности;

  • учиться использовать и обрабатывать полученную информацию.



Актуализация опорных знаний:

  • Что такое творческий проект?

Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
  • Какова основная цель любого проекта?

Чего я хочу добиться?
  • Из каких частей состоит творческий проект?

  • Что содержит техническая документация?

  • От чего зависит качество выполнения проекта?

  • Почему некоторые учащиеся не смоли справиться с выполнением проекта?



План.

  • Разработка выполнения творческого проекта.

  • Требования к проектному изделию.

  • Основные этапы выполнения творческого проекта.

  • Определение выбора творческого проекта и разработать первичную документацию проекта (практическая часть урока).



Разработка выполнения творческого проекта.

  • Очень часто мы не задумываемся о внешней форме изделия, увлекаясь их функциональными возможностями. Любая вещь должна быть красивой, и ваши проекты тоже.

  • Работа над проектами на уроках технологии – это кропотливый труд, в ходе которого ученики сотрудничают и друг с другом, и с учителем, не остаются в стороне и родители.

  • Проект может состоять из отдельных частей, например рисунков, чертежей какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты исследования, элементы усовершенствования изделия, экономические расчеты и т.д.



Варианты проектов могут быть различны.



Основные этапы выполнения творческого проекта.

Изготовление объекта проектирования начинается только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза и плана технологического процесса изготовления изделия.




Основные требования к проектированию изделий.

  • Технологичность позволяет производить изделие на универсальном оборудовании легко и без излишних затрат. Технологичной считается деталь, изготовленная с наименьшими затратами труда, например только механической обработкой.

  • Экономичность требует производства изделия с наименьшими затратами, получением наибольшей прибыли при эксплуатации изделия или реализации технологии. Изготовление должно быть таким, чтобы деталь не стоила слишком дорого.

  • Эргономика (отрасль науки, изучающая человека и его деятельность в условиях производства) предусматривает изготовление такого изделия, которое бы обслуживалось человеком с наименьшими затратами его энергии, движений, сил, было бы удобным в использовании.

  • Безопасность предусматривает создание и эксплуатацию изделий без нарушения жизнедеятельности человека. При использовании готового изделия должна исключаться возможность травматизма.

  • Экологичность проекта заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без нанесения вреда окружающей среде.



Этапы выполнения творческого проекта.

Творческий проект выполняется в определенной последовательности. Работу над ним можно разделить на три этапа, рассмотрим схему выполнения творческого проекта:




Требования к структурным элементам творческого проекта (реферат).

  • Титульный лист.

В содержании перечисляются заголовки разделов, подразделов, список литературы.
  • Введение.

Во введении дается обоснование проекта, выбор темы творческого проекта, актуальность выбранной темы, цели и задачи.

Выбрать тему ученик может самостоятельно, определить ее с помощью родителей или воспользоваться темой, предложенной учителем.


  • Основная часть.

Содержание основной части проекта должно отвечать теме проекта.

Основная часть подразделяется на:

Конструкторскую часть (чертежи, расчеты);

Технологическую часть (последовательность выполнения каждого этапа проекта, технологическая карта или фото каждого этапа).

Также в основной части необходимо представить список всего использованного оборудования, инструментов и правила безопасности при работе с ними.


  • Экономическая часть.

В экономической части указываются все материальные затраты израсходованные при выполнении проекта, а так же на амортизацию оборудования.
  • Самооценка проекта.

Степень самостоятельности выполнения различных этапов работы, оценку полноты решения поставленных задач и достижении цели.
  • Заключение.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненного проекта.
  • Список литературы.




Практическая работа.

  • определение выбора темы творческого проекта;

  • просмотр каталога, анализ конструкций существующих аналогичных изделий;

  • разработка конструкции нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.



Примерные темы для проекта:

  • в качестве подарка брату;

  • для бабушки в качестве подарка на 8 Марта;

  • для себя подставка на письменный стол;

  • для украшения дизайна комнаты;

  • подставку для карандашей в качестве подарка папе на 23 февраля;

  • моему учителю.



Анаграммы

  • При выполнении проекта необходимо проявить (что?)

  • Прежде чем выполнять проект необходимо составить (что?)

  • Обязательное требование к любой проектной работе


  • Тема : «Творческий проект. Этапы и содержание проекта »

    Цели урока :

    Образовательная : познакомить учащихся с понятиями : «Творческий проект. Этапы выполнения проекта. Подготовительный этап»;

    Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;

    Воспитательная : способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.


    1. Методическое оснащение урока .
    Материально – техническая база:

    • Персональный компьютер, мультимедийный проектор.
    Дидактическое обеспечение:

    • Журналы, проекты, образцы изделий

    1. Метод обучения : рассказ.

    2. Тип урока : комбинированный.
    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    • Приветствие.

    • Проверка явки учащихся.

    • Проверка готовности учащихся к уроку.

    • Доведение до учащихся плана урока.
    2. Актуализация знаний учащихся.

    3. Изложение нового материала

    Что такое творчество и творческий проект

    Слово «творчество» происходит от слова «творить» и означает «искать, изобретать и созидать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте». Творчество - это процесс создания нового и прекрасного, который наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли.

    Творческий проект - самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной. Например, овладение новыми способами обработки или отделки материала, разработка оригинальной конструкции или формы изделия и т. д.

    Думая, размышляя над той или иной технической задачей, вам предстоит вносить в изделие творческие находки, т. е. те идеи, которые у вас возникли .

    Что значит сделать работу самостоятельно? Это значит без чьей-либо помощи необходимо выполнить задание, полученное от учителя. Эта работа, во-первых, отразит ваши реальные возможности по предмету, так как придется самостоятельно определяться в выборе объекта и его конструировании. Например, определить сложность изделия, его функциональные возможности , надежность, прочность, красоту внешнего вида. Во-вторых, изготовив изделие, вы сможете его оценить относительно других объектов творчества, выполненных одноклассниками.

    Целью любого творческого проекта является преобразование окружающей человека действительности. Мы живем в мире вещей, которые можно сделать удобными, полезными и красивыми. Поэтому проектируемое вами изделие должно отвечать потребностям человека и пользоваться спросом. Качество выполнения проекта зависит от уровня и прочности ваших знаний, умений и навыков, полученных на занятиях.

    В процессе творческой работы вам предстоит продемонстрировать и личностные качества: целеустремленность, находчивость, любознательность, трудолюбие.

    Последовательность и содержание вашей деятельности в процессе выполнения проекта приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Этапы и содержание проекта


    Этапы

    Содержание

    1

    Подготовительный

    Выбор и обоснование темы проекта. Историческая и техническая справки

    2

    Конструкторский

    Разработка конструкторской документации (чертежи, модели, эскизы, схемы, рисунки и т. д.)

    3

    Технологический

    Разработка технологической документации (технологическая карта или план изготовления изделия)

    4

    Изготовление изделия

    Организация рабочего места.

    Выполнение технологических операций



    5

    Заключительный

    Экономическое обоснование. Рекламный проспект изделия. Выводы по итогам работы. Защита проекта

    Качество выполнения каждого этапа оцениваете» учителем. Работу над проектом можно вести индивидуально или коллективно (2-3 человека). При этом конкретно определяется, что делает каждый учащийся. При проектировании изделия можно использовать готовые детали и механизмы. Например, крепежные детали (болты, винты, шпильки и т. д.), электроустановочную арматуру и т. п. В следующих параграфах мы рассмотрим работу на каждом этапе творческого проектирования.

    Подготовительный этап проекта -

    На этом этапе вначале необходимо выбрать и обосновать тему будущего проекта. Не так просто из множества вещей, окружающих нас в повседневной жизни, выбрать объект проектирования. Подумайте, что вас не устраивает, что вы хотели бы изменить в давно знакомых предметах. Только реально оценивайте свои силы и возможности.

    Обо всех своих идеях сообщите учителю, он поможет нам правильно рассчитать свои силы, реально оценить возможности изготовления выбранного вами изделия.

    Просмотрев видеофрагмент мультфильма "Маша и медведь" вместе с детьми формулируем тему, цель и задачи будущего проекта с точки зрения Медведя .

    Вот требования, которые необходимо учитывать при выборе темы проекта:


    • суть предстоящей работы должна быть понятной;

    • работа должна быть интересной;

    • вы должны быть способны самостоятельно выполнить основные технологические операции по ходу выполнения проекта;

    • материально-техническая база мастерских должна обеспечивать выполнение проекта.
    Если тема проекта выбрана, то объясните, почему выбран именно этот объект. Обоснуйте причину такого выбора и обоснование изложите в пояснительной записке к творческому проекту.

    После этого необходимо подготовить историческую справку - небольшое исследование по истории возникновения объекта проектирования. В этой справке указывают :


    • время и место возникновения объекта проектирования (если есть);

    • историю его развития и применения (краеведческий материал);

    • особенности технологии изготовления; традиции изготовления и применения.
    При выполнении этой части работы вы должны научиться работать с пособиями и справочниками по теме проекта. Сведения можно получить из бесед со знающими людьми, из книг, журналов, телепередач и других источников (схема 1).

    Схема 1


    Источники информации

    - Подготовив историческую справку, приступают к разработке технической справки - описания основных технических особенностей выбранного объекта.


    • инструменты и материалы, необходимые для изготовления объекта проектирования;

    • форму, цвет, размеры и другие параметры изделия;

    • традиции в отделке (в рисунках, композиции, технологических приемах);

    • краткое описание технологических приемов (условные обозначения, схемы, иллюстрации, чертежи);

    • виды и способы отделки изделий.
      Составлением технической справки заканчивается подготовительный этап выполнения проекта.

    1. Закрепление нового материала.

    1. Дайте определение творчества.

    2. Что такое творческий проект?

    3. Какова цель творческого проекта?

    4. Перечислите основные этапы проектирования.

    5. *Ученик выполнил проект - панно «Цыпленок» из трехслойной фанеры, при этом качество работы было отличным. Картинка-сувенир вышла красивой и всем понравилась. Форму и рисунок панно ученик взял из школьного учебника . Отчет о проделанной работе был также представлен своевременно. В процессе работы школьник прилежно выполнял все задания, соблюдал технику безопасности труда, правильно применяя освоенные трудовые приемы, и следил за порядком на рабочем месте. Как вы считаете, является ли его работа творческой?

    6. Что включает в себя подготовительный этап?

    7. Что означает понятие «обоснование проекта»?

    8. Расскажите о содержании исторической справки .

    9. Какие сведения необходимо указать в технической справке?

    10. Перечислите основные источники информации.

    11. *Какие источники информации вы использовали для выполнения своего проекта?

    12. *В чем вы встретили трудности при выполнении проекта на подготовительном этапе? Ответ обоснуйте.
    Повторение новых понятий

    • Творчество, творческий проект,

    • Этапы проектирования

    • Подготовительный этап,

    • Обоснование проекта,

    • Историческая справка,

    • Информация,

    • Источники информации,

    • Техническая справка.
    5. Практическая работа.

    1 - « Оформление титульного листа. Оформление опорной схемы»

    2 - « Выполнение графической зарисовки опорной схемы проекта. Обоснование темы проекта. Составление исторической и технической справки»


      1. Вводный инструктаж

    • Сообщение темы.

    • Разъяснение задач практической работы.

    • Показ образцов

    • Инструктаж по ТБ и ОРМ.

      1. Самостоятельная работа учащихся.

    • Текущий инструктаж:

    • Проверить организованность начала работы учащихся.

    • Проверить соблюдение учащимися правил ТБ и ОРМ.

      1. Целевые обходы

    • Концентрация внимания учащихся.

    • Оказание помощи слабо подготовленным учащимся в выполнении задания.

    • Контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения.

      1. Заключительный инструктаж

    • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

    • Разбор типичных ошибок.

    • Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

    6. Подведение итогов .


    • Сообщение о достижении целей урока.

    • Оценка результатов труда учащихся.

    • Задание на дом.

    7. Уборка рабочих мест.

    Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследова­тельских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготови­тельный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выде­лить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым по­требует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и форми­рования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по сте­пени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь воз­можность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной дея­тельности.

    Четкость организации проектирования определяется четкостью и кон­кретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, конста­тацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших мето­дических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к ка­честву проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами орга­нов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В треть­их, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Та­ким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

    1.2.2. Основные этапы выполнения проекта

    При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

    Этапы выполнения проекта

    Таблица 1

    Деятельность уча­щихся

    Деятельность

    Начинание

    Определение темы, уточнение целей, вы­бор рабочей группы

    Уточняют ин­формацию, обсу­ждают задание

    Мотивирует учащихся, объ­ясняет цели проекта, наблю­дает

    Планирование

    Анализ проблемы, оп­ределение источников информации, поста­новка задач и выбор критериев оценки ре­зультатов, распреде­ление ролей в команде

    Формирует зада­чи, уточняют ин­формацию (ис­точники), выби­рают и обосновы­вают свои крите­рии успеха

    Помогает в ана­лизе и синтезе (по просьбе),

    наблюдает

    Принятие ре­шения

    Сбор и уточнение ин­формации, обсужде­ние альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

    Работают с ин­формацией, про­водят синтез и анализ идей, вы­полняют исследо­вание

    Наблюдает, консультирует

    Выполнение

    Выполнение проекта

    Выполняют ис­следование и ра­ботают над про­ектом, оформля­ют проект

    Наблюдает, со­ветует (по просьбе)

    Оценка ре­зультатов

    Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин это­го, анализ достижения поставленной цели

    Участвуют в кол­лективном само­анализе проекта и самооценке

    Наблюдает, на­правляет про­цесс анализа (если это необ­ходимо)

    Продолжение таблицы №1

    1.2.3. Роль учителя при выполнении проекта

    Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль незави­симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа­гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмож­но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь­ников.

    У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

    Намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

    Искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль­тернативы;

    Осуществлять и аргументировать выбор;

    Предусмотреть последствия выбора;

    Действовать самостоятельно (без подсказки);

    Сравнивать полученное с требуемым;

    Объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат про­ектирования.

    При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно про­демонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в дея­тельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.



Похожие публикации