Сварочный дроссель. Доводим до ума бюджетный полуавтомат Расчет дросселя для сварочника

Дроссель - промышленное название такого электротехнического элемента, как катушка индуктивности. Это приспособление имеет широкий спектр применения, в частности, мощный дроссель можно использовать для улучшения рабочих характеристик полуавтомата или инвертора для сварки.

Основное свойство катушки индуктивности, представляющей собой магнитопровод, намотанный с соблюдением определенных условий вокруг ферромагнитного сердечника, – это стабилизация силы тока по времени.

Проще говоря, напряжение, приложенное к катушке, вызывает плавное нарастание силы тока на выходе. Изменение полярности приводит к такому же плавному уменьшению силы тока.

Главным фактором является то условие, что ток, проходящий по дросселю, не может резко возрастать или снижаться. Именно это и определяет ценность использования дросселя для сварки - компенсация сопротивления позволяет избежать резких скачков по амперажу.

Это позволяет подстраховаться от случайного прожига свариваемых заготовок, уменьшить разбрызгивание плавящегося металла и точно подобрать параметры тока для сварки по заданной толщине металла. Шансы получить хороший шов с применением дросселя для сварки значительно выше.

Параметр, определяющий коэффициент изменения по току - индуктивность. Измеряется она в Гн (генри) - за 1 секунду при напряжении в 1 В через дроссель с индуктивностью в 1 Гн может пройти только 1 А.

Число витков на катушке напрямую влияет на величину индуктивности. Она прямо пропорциональна количеству витков, возведенному в квадрат. Но если надо изготовить сварочный дроссель своими руками, то высчитывать точное число витков не обязательно.

Так как параметры сварочных аппаратов бытового назначения в большинстве своем стандартны и общеизвестны, сварщику для изготовления дросселя собственноручно достаточно будет воспользоваться приведенной ниже инструкцией.

Предназначение

В инверторе для сварки дроссель необходим, чтобы создать на электроде электрическую дугу. Поджиг происходит при достижении определенного уровня напряжения.

Сварочный дроссель увеличивает сопротивление, что смещает фазы между током и напряжением и позволяет производить более плавный поджиг. Сам по себе этот факт часто позволяет избежать прожигания заготовки, особенно если сварке подвергаются детали из тонкого листового металла.

Плавное изменение силы тока позволяет не испортить заготовку резкой подачей завышенной мощности, оптимально установить температуру дуги и, соответственно, не допустить разбрызгивания металла при сохранении нужной глубины обработки.

Другое ценное его свойство - это частичная защита от нестабильного напряжения в сети.

Дроссель для сварочного инвертора существенно облегчает поджиг электрода, который должен загораться при более высоком напряжении, чем выдает инвертор.

Примером может служить электрод MP-3, вольтаж для возгорания которого должен составлять 70 В. Выходной дроссель для сварки может существенно облегчить работу с этим , который выдает всего 48 В в режиме холостого хода.

Это происходит благодаря явлению самоиндукции. Устройство индуцирует ЭДС (электродвижущую силу), которая вызывает пробой воздуха и вспыхивание сварочной дуги, стоит только поднести присадку на расстояние в несколько миллиметров от поверхности металла.

Дроссель для сварки подключается ко вторичной обмотке трансформатора в аппарате. Его можно использовать в аппаратах любого типа - как в самодельных, так и заводского изготовления, работающих по любому принципу - инверторных, с понижающим трансформатором и тому подобное.

Материалы для изготовления

Дроссель для дооборудования полуавтомата либо инвертора можно собрать своими руками, используя конструктивные элементы из старой техники - ламповых телевизоров, уличных фонарей старой конструкции и других устройств, в которых имеется трансформатор.

Конструктивно он представляет собой сердечник из материала, проводящего магнитное поле, но не проводящего электрический ток либо надежно заизолированного, и трех слоев обмоток, разделенных диэлектриком.

В качестве основы для сердечника подойдет либо специальный материал - феррит, обладающий данными свойствами, либо ярмо (подкова) от старого трансформатора. Намотка устройства ля сварки делается алюминиевым или медным проводом сечением 20-40 мм.

Если используется алюминий, то сечение провода должно быть не менее 36 мм, медный провод может быть тоньше. Подойдет плоская медная шина сечением 8 мм.

Габариты сердечника должны позволять намотку примерно 30 витков шины данного сечения, с учетом прокладок-диэлектриков. Рекомендуется сердечник от повышающего трансформатора советского телевизора ТСА 270-1.

Последовательность действий

Когда необходимые инструменты и материалы подготовлены, можно приступать к изготовлению дросселя для сварки. Алгоритм действий такой:

  1. разобрать трансформатор, очистить катушки от следов старых обмоток;
  2. изготовить из стеклоткани, картона, пропитанного бакелитовым лаком, либо иных подходящих диэлектриков прокладки, которые в дальнейшем будут играть роль индуктивного (воздушного) зазора. Их можно просто приклеить к соответствующим поверхностям катушек. Толщина прокладки должна составлять 0,8-1,0 мм;
  3. произвести намотку на каждую катушку толстого медного или алюминиевого провода. Ориентироваться стоит на круглый провод из алюминия с сечением 36 мм либо медный с аналогичным омическим сопротивлением. На каждую «подковку» наносится 3 слоя по 24 витка в каждом;
  4. между слоями проложить диэлектрический материал - стеклоткань, пропитанный бакелитовым лаком картон или другой диэлектрик. Прокладки должны быть надежными, так как дроссель такой конструкции склонен к самопробою между намотками. Если сопротивление между намотками будет ниже, чем сопротивление воздуха между электродом и присадкой, то пробой произойдет именно между намотками, и устройство ля сварки будет необратимо повреждено.

Намотку надо производить равномерно, без перехлестов, строго в одну и ту же сторону, чтобы «мостик» между катушками был с одной стороны будущего дросселя, а контакты входа и выхода с другой.

В случае ошибки перемычку можно установить и косо. Важно, чтобы ее установка превращала катушки с разным направлением обмотки в катушки с одинаковым направлением по факту.

Включение и проверка

Дроссель для сварки подключается к системе между диодным мостом и массой - контактом, который идет на соединение со свариваемым материалом. Выход диодного моста соединяется со входом дросселя, к выходу собранной катушки индуктивности - соответственно контакт массы.

Всю конструкцию для сварки в сборе необходимо протестировать на кусочке металла того же химического состава и толщины, с каким в дальнейшем планируется вести большую часть сварочных работ. Показателями качества являются:

  • легкий электроподжиг;
  • стабильность дуги;
  • относительно слабый треск;
  • плавное горение без сильных брызг расплава.

Учтите, что введение этого элемента в конструкцию сварочного аппарата приводит не только к стабилизации работы, но и к некоторому падению силы тока . Если инвертор или полуавтомат начал варить хуже, то значит - упала сила тока.

Дроссель нужно отсоединить и снять несколько витков с каждой катушки. Точное количество витков в каждом конкретном случае подбирается эмпирическим путем.

Те мастера, которые увлекаются сварочными работами, не раз задумывались над тем, как соорудить установку для проведения сопряжения элементов и деталей. Описанный ниже самодельный сварочный полуавтомат будет иметь следующие технические характеристики: напряжение электросети, равное 220 В; уровень потребляемой мощности, не превышающий 3 кВа; работает в повторно-кратковременном режиме; корректируемое
рабочего напряжения является ступенчатым и варьируется в пределах 19-26 В. Сварочная проволока подается со скоростью в пределах от 0 до 7 м/мин, тогда как ее диаметр равен 0,8 мм. Уровень сварочного тока: ПВ 40% — 160 А, ПВ 100% — 80 А.
Практика показывает, что подобный полуавтомат сварочный способен демонстрировать отличную работоспособность и длительный срок жизнедеятельности.

Подготовка элементов перед началом работ

В роли сварочной проволоки следует применять обычную, ту, что имеет диаметр в пределах 0,8 мм, она реализуется в катушке по 5 кг. Такой сварочный полуавтомат невозможно будет изготовить без наличия сварочной горелки на 180 А, которая имеет евроразъем. Приобрести ее можно в отделе, специализирующемся на продаже сварочного оборудования. На рис. 1 можно увидеть схему сварочного полуавтомата. Для установки понадобится выключатель питания и защиты, для него можно использовать однофазный автомат АЕ (16А). При работе аппарата возникнет необходимость перехода между режимами, для этого можно применить ПКУ-3-12-2037.

От наличия резисторов можно отказаться. Их цель состоит в скорой разрядке конденсаторов дросселя.
Что касается конденсатора С7, то в тандеме с дросселем он способен стабилизировать горение и поддерживать дугу. В качестве наименьшей его емкости может выступить 20000 мкф, тогда как наиболее подходящий уровень равен 30000 мкф. Если попытаться внедрить другие разновидности конденсаторов, которые обладают не столь внушительными размерами и более значительной емкостью, то они станут проявлять себя не в достаточной степени надежно, так как будут довольно скоро выгорать. Для изготовления сварочного полуавтомата предпочтительнее использовать конденсаторы старого типа, расположить их нужно в количестве 3-х штук в параллель.
Силовые тиристоры на 200 А имеют достаточный запас, допустимо установить и на 160 А, однако функционировать они станут на пределе, в последнем случае возникнет необходимость использовать довольно мощные вентиляторы при работе. Используемые В200 следует устанавливать на поверхности негабаритной алюминиевой основы.

Намотка трансформатора

Изготавливая сварочный полуавтомат своими руками, процесс нужно начинать с намотки трансформатора ОСМ-1 (1кВт).

Его первоначально предстоит полностью разобрать, железо следует на время отложить. Предстоит изготовить каркас катушки, применив для этого текстолит толщиной равной 2 мм, такая необходимость возникает по той причине, что свой каркас не имеет достаточного запаса прочности. Габариты щеки должны быть равны 147х106 мм. В щеках нужно подготовить окно, габариты которого равны 87х51,5 мм. На этом можно считать, что каркас полностью готов.
Теперь нужно отыскать обмоточный провод Ø1,8 мм, предпочтительнее использовать тот, что имеет усиленную стекловолоконную защиту.

Изготавливая сварочный полуавтомат своими руками, нужно создать на первичной обмотке следующее количество витков: 164 + 15 + 15 + 15 + 15. В промежутке между слоями нужно проложить изоляцию, применив тонкую стеклоткань. Провод предстоит наматывать с максимальной плотностью, в противном случае он может не влезть.

Для подготовки вторичной обмотки нужно использовать алюминиевую шину, которая имеет стеклянную изоляцию с габаритами, равными 2,8х4,75 мм, приобрести ее можно у обмотчиков. Понадобится около 8 м, однако приобрести материал нужно с некоторым запасом. Намотку следует начинать с образования 19 витков, после предстоит обеспечить петлю, направленную под болт М6, затем необходимо сделать еще 19 оборотов. Концы должны иметь длину по 30 см, что понадобится для проведения дальнейших работ.
При изготовлении полуавтомата сварочного следует учесть, что если для работы с габаритными элементами вам может быть недостаточно тока при подобном напряжении, то на этапе монтажа или уже в процессе дальнейшего использования аппарата можно переделать вторичную обмотку, дополнив ее еще тремя витками на плечо, в конечном результате это позволит получить 22+22.

Сварочный полуавтомат должен обладать обмоткой, которая укладывается впритык, по этой причине следует мотать очень аккуратно, это позволит расположить все верно.
При использовании для образования первичной обмотки эмальпровода затем в обязательном порядке нужно произвести обработку посредством лака, минимальное время удержания катушки в нем ограничено 6 часами.

Теперь можно смонтировать трансформатор и подсоединить его к электросети, что позволит определить ток холостого хода, который должен быть равен примерно 0,5 А, уровень напряжения на вторичной обмотке должен быть эквивалентен 19-26 В. При совпадении условий можно на время отложить трансформатор и приступить к выполнению следующего этапа.

Делая сварочный полуавтомат своими руками, взамен ОСМ-1 для силового трансформатора допустимо использовать 4 единицы ТС-270, однако они обладают несколько иными габаритами, при необходимости для этого случая можно самостоятельно рассчитать данные для осуществления намотки.

Намотка дросселя

Для проведения намотки дросселя следует использовать трансформатор на 400 Вт эмальпровод Ø1,5 мм или больше. Намотку нужно произвести в 2 слоя, укладывая изоляцию между слоями, при этом нужно соблюдать требование, которое заключается в необходимости как можно более плотной укладки провода. Теперь предстоит использовать алюминиевую шину с размерами в 2,8х4,75 мм, при намотке нужно осуществить 24 витка, остаток шины должен быть равен 30 см. Сердечник следует монтировать с обеспечением зазора в 1 мм, параллельно с этим предстоит уложить заготовки текстолита.
При самостоятельном изготовлении сварочного полуавтомата дроссель допустимо намотать на железе, позаимствованном от лампового старого телевизора.
Для питания схемы можно использовать готовый трансформатор. Его выдача должна составить 24 В при 6 А.

Сборка корпуса

На следующем этапе можно приступать к сборке корпуса установки. Для этого можно использовать железо, толщина которого равна 1,5 мм, углы предстоит соединить методом сварки. В качестве основания механизма рекомендуется использовать нержавеющую сталь.

В роли мотора может выступить та модель, которая применяется в стеклоочистителе машины марки ВАЗ-2101. Необходимо избавиться от концевика, который работает на возврат в крайнее положение.
В подкатушечнике для получения тормозного усилия используется пружина, можно для этого применить совершенно любую, которая есть в наличии. Тормозной эффект будет более внушительным, если на это станет влиять воздействие сжатой пружины, для этого предстоит закрутить гайку.

Для того чтобы сделать полуавтомат своими руками, нужно подготовить следующие материалы и инструменты:

  • эмальпровод;
  • проволоку;
  • однофазный автомат;
  • трансформатор;
  • сварочную горелку;
  • железо;
  • текстолит.

Изготовление такой установки окажется посильной задачей для мастера, который заблаговременно ознакомился с представленными выше рекомендациями. Этот автомат окажется намного более выгодным в плане стоимости по сравнению с той моделью, что была произведена в условиях завода, а ее качество не окажется ниже.


В самом простом виде дроссель - это катушка из толстого медного провода, намотанного на магнитный сердечник, которая включается в выходную цепь сварочного аппарата последовательно с электродом. Дроссель для полуавтомата необходим для сглаживания токовых пульсаций, которые возникают при краткосрочных изменениях входного напряжения и мгновенных коротких замыканиях на электроде. При выполнении полуавтоматической сварки без этого устройства высока вероятность возникновения дефектов сварного шва, т. к. при таких отклонениях в электрических параметрах проволока продолжает подаваться с неизменной скоростью.

Дроссель для полуавтомата по силам изготовить любому домашнему мастеру. Его расчет производится очень укрупненно (в основном, в части сечения проводов), а параметры самодельного дросселя подбираются регулировкой зазора сердечника в процессе пробных включений полуавтомата на разных режимах. Тем не менее, все же желательно иметь хотя бы общие представления об основных электротехнических принципах, лежащих в основе работы этого устройства, а также о конструктивных особенностях его изготовления.

Работа дросселя сварочного полуавтомата основывается на так называемом «первом законе коммутации», согласно которому в катушке индуктивности ток мгновенно измениться не может. В очень упрощенном виде можно сказать, что дроссель выступает в роли своеобразного накопителя энергии, но в отличие от конденсатора он аккумулирует не напряжение, а ток. При прохождении через катушку поток электронов порождает магнитное поле, величина которого зависит не только от силы тока, но и от параметров сердечника. Путем регулирования зазора между его элементами можно управлять величиной магнитного потока и таким образом регулировать индуктивное сопротивление дросселя.

Величина индуктивности дросселя непосредственно влияет на скорость увеличения силы тока при коротком замыкании. При этом она напрямую зависит от сварочного режима полуавтомата и диаметра проволоки. В случае использования тонкой проволоки требуются более быстрое нарастание тока и, соответственно, меньшая индуктивность, чем при применении толстой проволоки. К примеру, при уменьшении диаметра проволоки в полтора-два раза индуктивность понижается в 2,5–3 раза.

Предназначение дросселя

Сварка с применением полуавтомата производится постоянным током отрицательной полярности на проволоке, толщина которой варьируется в пределах 0.5÷3.0 мм. Чем меньше ее диаметр, тем ниже значение сварочного тока и тем стабильнее горение дуги. Во время сварочного процесса расплавленный металл проволоки поступает в сварочную ванну в виде непрерывного потока капель. Этим обеспечивается стабильность дуги и качество сварочного шва. При краткосрочном образовании непрерывного потока металла возникает ток короткого замыкания, а при разрывах происходит его резкое уменьшение. Если в выходную схему полуавтомата включен дроссель, то в первом случае он препятствует мгновенному росту тока, а во втором - компенсирует падение его величины за счет «запасенной» энергии.

В сварочных полуавтоматах применяют дроссели с фиксированной, ступенчатой (см. рис. выше) или регулируемой индуктивностью. Первый тип применяется при сварке на постоянных режимах, во втором случае дроссель выполнен с несколькими отводами, а в третьем индуктивность регулируется изменением величины зазора в магнитопроводе или механическим перемещением сердечника. При нестабильном источнике внешнего питания наилучшим вариантом для полуавтомата является регулировка зазором, так как она позволяет опытным путем подбирать сварочный режим с устойчивой дугой и без разбрызгивания металла. А оптимальный метод решения проблемы стабильности и качества сварочного процесса - это использование в полуавтомате дросселя в сочетании со схемой вольтодобавки на входном трансформаторе.

Как рассчитать сечение провода обмотки

Для расчета сечения и выбора подходящего провода в первую очередь необходимо определить предельную плотность тока. Ее величина зависит от материала проводника и временно́го режима работы полуавтомата, который определяется паспортным значением параметра ПН (ПВ) - продолжительности нагружения. Формула расчета плотности тока по величине ПН выглядит так:

Здесь Jп - плотность тока в А/мм² для заданной в процентах величины ПН, а J - при долговременных режимах.

Для медных проводников трансформаторов и дросселей J обычно принимают равной 3,5 А/мм².

При использовании алюминиевых проводов необходимо применять понижающий коэффициент 1,6 (см. таблицу).

Чтобы определить сечение провода (S) для намотки дросселя полуавтомата, необходимо паспортное значение максимального тока (I max) разделить на Jп. К примеру при I max=150 А и ПН=40% сечение медного провода будет равно 27 мм². Точный тип проводника (провода или шинки) выбирается по справочнику с округлением в большую сторону.

Вычисление количества витков производится по формуле с использованием габаритов сердечника, которые также определяются расчетным путем. Но народные умельцы всего этого, как правило, не делают, т. к. собирают дроссель для полуавтомата на основе имеющегося в наличии магнитопровода. Обычное количество витков у такого изделия при токе 150–200 А - несколько десятков (40÷60). В отличие от величины сечения ошибка здесь не очень критична. В худшем случае она может привести к тому, что качество сварки не улучшится.

Что потребуется для изготовления

Для того чтобы изготовить дроссель для полуавтомата своими руками, в первую очередь следует сделать требующиеся расчеты, а затем подготовить необходимые материалы и инструмент. В процессе работы потребуются:

  • паяльник (от 100 Вт) с принадлежностями;
  • слесарные тиски;
  • пассатижи, круглогубцы, молоток и пр.;
  • сердечник и корпус катушки;
  • гетинакс (или подобное) для зазоров;
  • лакоткань;
  • киперная лента;
  • эпоксидка или клей;
  • медный или алюминиевый провод (или шинка);
  • две клеммы под винт.

Кроме того, необходим брусок для закрепления корпуса катушки, а также кусочки любого пластика или дерева для ее расклинивания.

Пошаговая инструкция по сборке дросселя своими руками

Для изготовления сварочного дросселя не требуется никаких схем или чертежей. Все достаточно понятно и очевидно, нужно только знать, сколько витков и каким проводом предстоит намотать. В качестве сердечника можно использовать любой набор трансформаторного железа, вплоть до пакета прямоугольных пластин. Однако наилучшим вариантом будет использование сердечника типа ПЛ, т. к. он собирается из двух монолитных С-образных половинок и зазоры между ними можно использовать для регулировки индуктивности будущего дросселя.

Такие сердечники массово использовались и применяются в блоках питания радиоаппаратуры еще с советских времен. Поэтому найти старый трансформатор (например, типа ТС) мощностью 200–300 Вт, наверное, не будет очень сложной задачей. Очень удобно для регулировки зазора еще и то, что такой сердечник стягивается специальным хомутом с винтовым соединением (см. рис. ниже).

Провод или шинку можно использовать любые (но лучше все-таки медные), главное, чтобы сечение соответствовало расчетному.

Намотка и установка дросселя

При разборке старого трансформатора необходимо очень аккуратно снять катушки, освободить их от проводов и зачистить до блеска место соединения половинок сердечника. Далее последовательность действий выглядит так:

  1. Надеть катушку на деревянный брусок, закрепить его тиски и намотать на катушку в один-два слоя киперную ленту, а поверх нее - лакоткань. Затем аккуратно, виток к витку, намотать первый слой проводов (получится около 8–12 витков в зависимости от толщины и зазоров). Действовать надо очень осторожно, т. к. провода жесткие, а катушка сделана из тонкого и хрупкого гетинакса.
  2. Поверх первой слоя витков намотать лакоткань, предварительно промазав ее лаком. Классический вариант – это бакелитовый лак, но можно взять и любой другой, например паркетный. Намотать второй слой витков, также укрыть его лаком и лакотканью. Аккуратно отогнуть выходной конец.
  3. Все то же самое сделать со второй катушкой, затем обе их тщательно просушить. Подготовить две пластинки гетинакса (или другого изолирующего пластика) толщиной 1–2 мм по размеру стыка половинок сердечника.
  4. Надеть на одну из половинок сердечника обе катушки, уложить изолирующие прокладки и вставить вторую половину. Тщательно стянуть сердечник хомутом.
  5. Соединить катушки последовательно скруткой с пайкой или винтом (предварительно залудив), а затем место соединения изолировать.
  6. Концы катушек, предназначенные для подключения, зафиксировать на хомуте, а затем припаять к ним клеммы.

При проверке дросселя с полуавтоматом необходимо попробовать его в разных режимах, и в зависимости от ситуации увеличить или уменьшить индуктивность, заменяя прокладки в зазоре сердечника.

В известной книге В. Я. Володина «Современные сварочные автоматы своими руками» приводится классический расчет количества витков в обмотке дросселя. Для домашнего мастера подошел бы более упрощенный вариант определения числа витков, пусть даже их число будет приблизительным. Если кто-то знает источники с такими методиками или сам может описать, как это сделать, поделитесь, пожалуйста, в комментариях к статье.

Большинство мастеров, занимающихся частным ремонтом техники, рано или поздно начинают задумываться над тем, как собрать . В наши дни для использования в условиях малых производств производители техники предлагают немалое количество таких аппаратов. Это может быть аппарат, работающий на переменном или постоянном токе, сварочный полуавтомат или устройство с использованием электродов. Однако любой хороший фирменный аппарат стоит больших денег, а его более дешевый аналог, как правило, ненадежен и быстро начинает отказывать в работе. Для сборки сварочного аппарата прежде всего нужно подобрать или изготовить необходимые детали, это касается и такого устройства, как дроссель.

При создании сварочного аппарата своими руками нужно обратить особое внимание на дроссели.

Преимущества, которые дает дроссель для сварочного аппарата

Сварочный дроссель является регулятором силы тока, применяемого для сварки. Непосредственной его задачей является компенсация недостающего сопротивления. Его можно подключить к вторичной обмотке трансформатора. Это позволяет сместить фазы между проходящим током и его напряжением, что облегчает зажигание электрической дуги в начале процесса. Она горит при этом намного более ровно, и это позволяет достичь достаточно высокого качества сварного шва. Без дросселя сила тока всегда будет максимальной, что может создать проблемы в процессе сварки.

Схема сварочного полуавтомата.

Дроссель может входить в конструкцию как сварочного аппарата, который использует в процессе сварки электроды, так и в состав полуавтомата. Сварочный полуавтомат, имеющий его, куда меньше разбрызгивает металл при работе, сам процесс сварки проходит намного мягче, чем при его отсутствии, а сварной шов при этом проваривается на большую глубину. Так что преимущества использования такой детали не вызывают сомнений, и ее можно установить не только на , но и на аналогичный аппарат заводского изготовления. Особенно это касается недорогих моделей, склонных к неполадкам. Это немало облегчит работу на нем и повысит качество сварки.

Вернуться к оглавлению

Варианты использования подручных материалов

Чтобы изготовить сварочный дроссель самостоятельно, прежде всего необходимо найти подходящий материал. Для этого вполне подойдут многие электротехнические устройства, отработавшие свой срок службы и выброшенные за ненадобностью. Поскольку он представляет собой просто сердечник с намотанным на него проводом, выбор здесь довольно широк. Вполне может подойти для этой цели трансформатор, когда-то входивший в конструкцию такого аппарата, как ламповый телевизор. Всю обмотку с него придется снять, а освободившийся сердечник использовать для намотки нового провода, длину и сечение которого необходимо рассчитать заранее.

Для создания дросселя применяются уже использованные электротехнические устройства.

Можно также, если представилась возможность, использовать дроссели, которые стояли на перегоревших лампах уличных фонарей. Старые обмотки при этом придется снять, поскольку они пришли в негодность, но оставить картонные прокладки, которые создавали зазор между основной частью сердечника и замыкающей. При намотке нового провода их нужно будет поставить на прежнее место. В целом же надо отметить, что для намотки дросселя можно использовать любой магнитопроводящий сердечник, имеющий сечение от 10 до 15 см. При этом необходимо сделать между его частями немагнитный промежуток, для чего вставить изолирующую прокладку толщиной от 0,5 до 1 мм.

Вернуться к оглавлению

Технология изготовления и установка

Алюминиевый или медный провод участвует в создании дросселя.

Для намотки дросселя используется алюминиевый или медный провод. В первом случае его сечение должно составить 35-40 мм, во втором достаточно будет и 25 мм. Можно в качестве замены провода использовать и шину, в частности медную, 4 на 6 мм, или более толстую алюминиевую. При этом провод наматывается в количестве от 25 до 40 витков, а шину надо будет намотать в 3 слоя. Если в качестве сердечника выступает вышеупомянутая деталь от лампы уличного фонаря, то намотка производится только на одну из боковых сторон по всей длине до полного заполнения окна. При этом направление намотки менять нельзя. Каждый слой нужно изолировать от предыдущего путем прокладки хлопчатобумажной ткани, стеклоткани или специального изолирующего картона, которые еще желательно пропитывать бакелитовым лаком.

Если для аппарата предусматривается не плавная, а ступенчатая регулировка, то в магнитопроводящем сердечнике дросселя никакого воздушного промежутка не делается, а при намотке через равное количество витков нужно делать отводы. Контакты на них нужно ставить при этом достаточно сильные, поскольку на них будет ложиться большая нагрузка. В целом нужно признать, что установление дросселя положительно влияет на работу любого аппарата для сварки, будь то сварочный полуавтомат или примитивная самоделка. Для аппарата, работающего на переменном токе, его оптимально будет использовать вместе с выпрямителем тока, что позволит тому применять практически всю номенклатуру электродов, да и работать он будет куда мягче.

Можно также ставить дроссель на аппарат вместе с понижающим трансформатором. Он подсоединяется на вторичную цепь сварочного трансформатора. Это повторяет конструкцию фирменного японского полуавтомата, стоящего больших денег. В этом случае дроссель нужно очень точно рассчитать по формуле, которая опубликована в специальной литературе, и преимущество это даст немалое. Такой аппарат будет иметь трансформатор с хорошим рассеиванием, а характеристики его будут четкими.

Стоит сразу предупредить, что прежде, чем собрать сварочный аппарат, собранный своими силами, дроссель необходимо правильно настроить. Это можно сделать двумя основными способами: добавляя или отматывая количество витков провода, или меняя размеры воздушного промежутка в сердечнике.

После того как дроселя будут успешно настроены, самодельный аппарат вполне сможет работать не хуже, чем дорогой фирменный полуавтомат.

Он будет соответствовать именно тем требованиям, которые нужны владельцу.


Сварочный аппарат есть, практически у каждого мало-мальски уважающего себя хозяина. Как правило, в последнее время приобретаются аппараты относительно невысокого качества, которые, после небольшой и недорогой доработки, совершенно не уступают лучшим фирменным образцам. Одной из таких доработок является установка дросселя для сварки .

Что это дает? Во-первых стабилизируется сварочный ток. При использовании сварочного аппарата переменного тока поджиг электрода возможен только при достижении уровня напряжения, необходимого для поджига и соответствующей синусоиды электрического тока. Включение в конструкцию дросселя позволяет сместить фазы между током и напряжением, что приводит к более легкому началу сварочных работ и более ровному горению и, соответственно, более качественному сварному шву.

При современном строительстве одну из ключевых ролей играет пол, особенно если он должен обладать не только внешними показателями, но и сохранять тепло. Паркетный пол считается оптимальным решением. Паркет Киев есть разных видов, цветовых решений и в его выборе есть определенные нюансы.

Сварочные дроссели применяются как в сварочных аппаратах, использующих электроды, так и в полуавтоматах. В случае применения в полуавтомате, значительно уменьшается разбрызгивание металла, а работа становится более мягкой, причем шов проваривается более глубоко.

Для изготовления сварочного дросселя своими руками умельцы используют трансформаторы от старых, желательно ламповых, телевизоров. Для начала снимается полностью вся намотка, а на «железо» наматывается провод, исходя из предварительных расчетов.

Стоит отметить, что весьма неплохое качество при изготовлении сварочного дросселя своими руками можно получить, если использовать в качестве заготовки дроссели от сгоревших ламп уличного освещения. Как правило, обмотка содержит от 25 до 40 витков провода, сечением 35-40 мм2, если используется алюминиевый провод и от 25 мм2, в том случае, если удалось раздобыть медный. Неплохо подходит для намотки дросселя шинка — как алюминиевая, так и медная.

Итак, можно ставить дроссель на, практически, любой сварочный аппарат, но специалисты все-таки советуют использовать его совместно с выпрямительным блоком — это относится только к сварочным аппаратам, работающим с переменным током. В этом случае достигается двойная цель. Получается более мягкая работа и возможность варить любыми электродами.

Существуют конструкции, в которых дроссель работает в паре с понижающим трансформатором. В этом случае расчет дросселя должен быть более точным и производится по формулам, которые можно найти в специализированной литературе.

При такой реализации конструкции предпочтительное место установки дросселя — вторичная цепь сварочного трансформатора. Стоит заметить, что именно таким образом располагается дроссель в некоторых дорогих сварочных полуавтоматах импортного производства. Преимущества здесь налицо. При таком расположении трансформатор обладает нормальным рассеиванием и весьма жесткой внешней характеристикой.

Регулировка работы дросселя — весьма ответственное дело. Несмотря на все расчеты, добиться устойчивой и безупречной работы с первого раза, практически невозможно. Обычно количество витков подбирают опытным путем отматывая или, наоборот, добавляя витки. Еще один способ регулировки заключается в изменении воздушного зазора в магнитопроводе — в этом случае регулировка более плавная.



Похожие публикации