Методические рекомендации для экспертов егэ. Учебно-методические рекомендации по проверке егэ

______________________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий

по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Москва

2016

Авторы-составители: Лазебникова А.Ю., Котова О.А., Лискова Т.Е.
Рецензент: Файзуллина Альбина Раисовна, кандидат политических наук, доцент кафедры истории России и стран ближнего зарубежья, отделения «Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия» Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, председатель региональной предметной комиссии по обществознанию

Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по обществознанию подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по обществознанию, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по обществознанию, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

© Лазебникова А.Ю., Котова О.А., Лискова Т.Е., 2016.

© Федеральный институт педагогических измерений. 2016.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию 5

2. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых 10

2.1. Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21 (С1)-24 (С4)) 10

2.2. Оценивание выполнения заданий на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (25(С5)) 16

2.3. Оценивание выполнения заданий на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью примеров (26(С6)) 19

2.4. Оценивание заданий на решение проблемных познавательных задач (27(С7)) 22

2.5. Оценивание выполнения заданий, требующих составления плана (28(С8)) 26

2.6. Оценивание выполнения альтернативных заданий, требующих написания мини-сочинения(29(С9)) 32

Заключение. 52

1. Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию

Структура и содержание КИМ, типы и уровень сложности заданий экзаменационной работы соответствуют целям ЕГЭ – обеспечить объективную оценку качества подготовки лиц , освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы. КИМ по обществознанию ЕГЭ позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью отбора для поступления в вузы и ссузы.

Задания с кратким ответом первой части экзаменационной работы направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных явлениях. Задания первой части также проверяют умения выявлять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем и таблиц, соотносить видовые понятия с родовыми, классифицировать социальные объекты и их признаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты, оценочные суждения и теоретические утверждения, использовать термины и понятия в предлагаемом контексте, конкретизировать теоретические знания.

Задания с развёрнутым ответом второй части экзаменационной работы значительно увеличивают её дифференцирующую способность и тем самым помогают выявить экзаменуемых с наиболее высоким уровнем обществоведческой подготовки.

Разные типы заданий с развёрнутым ответом в совокупности позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения целостно формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы, определять оптимальные способы практической деятельности, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, конкретизировать теоретические знания, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимой социальной проблемы, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.

Отдельные умения из этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий с развернутым ответом. Каждая из них основана на определенном виде познавательной деятельности :


  • перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;

  • применять обществоведческие понятия в заданном контексте;

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

  • приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

  • решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества;

  • осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • формулировать на основе приобретенных общест воведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам.
В структуре работы все задания с развёрнутым ответом даются в строгой последовательности . Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ей место.

Так 21(С1)-24(С4) представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест . Онвключает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию.

Задание 25(С5) направлено на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

Задание 26(С6) требует приведения примеров или раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере.

Задание 27(С7) - задача, содержащая условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним.

Задание 28(С8) требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.

Задания 29(С9).1 – 29(С9).5 - альтернативные. Они требуют от экзаменуемых написания сочинения-размышления на основе выбора одного из пяти предложенных высказываний. Каждое высказывание поднимает определенную проблему, относящуюся к той или иной области научного обществознания.

Задания 21(С1) и 22(С2), 25(С5) являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл. Все остальные задания с развёрнутым ответом (23(С3), 24(С4), 26(С6)-28(С8)), кроме альтернативных, – трехбалльные. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном – в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

Альтернативные задания являются пятибалльными. К ним прилагается обобщенная схема оценивания от 0 до 5 баллов.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!!!

Мини-сочинение оценивается по нескольким критериям.

Критерий 1 (К1) – Раскрытие смысла высказывания

Критерий 2 (К2) – Характер и уровень теоретической аргументации

Критерий 3 (К3) – Качество фактической аргументации

!!!КРИТЕРИЙ К1 ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ.


Баллы

Могут быть указаны следующие достоинства :

1) чрезвычайная динамичность и способность к саморегулированию;

2) восприимчивость к нововведениям, способность обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост;

3) высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий;

4) живучесть и приспособляемость.

Достоинства рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


Правильно указаны три достоинства

2

Правильно указаны два достоинства

1

Правильно указано одно достоинство.

ИЛИ Ответ неправильный


0

Максимальный балл

2

22 (C2)
Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


Баллы

Могут быть указаны следующие недостатки :

1) постепенное ослабление и даже сознательная ликвидация конкуренции;

2) не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен;

3) часто проявляющиеся инфляционные процессы;

4) не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ;

5) не решает ряда важнейших социальных проблем (организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры и др.);

6) высокая дифференциация в доходах населения.

Недостатки рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


Правильно указаны пять недостатков

2

Правильно указаны три-четыре недостатка

1

Правильно указаны один-два недостатка.

ИЛИ Ответ неправильный


0

Максимальный балл

2

Критерии оценивания заданий, предполагающих широкий спектр вариантов ответа , содержательно отличаются от критериев предыдущей подгруппы. В качестве ориентира для эксперта дается примерный, не завершённый ряд правильных элементов ответа. Как правило, указываются примеры или возможные подходы к выполнению задания (см. Примеры 2 и 3). Критерии ориентируют эксперта на определение правильного направления «разворачивания» мысли отвечающим, его подхода к формулировке ответа, но ни в коем случае не требуют отслеживания в ответе прямого, дословного воспроизведения положений, указанных в критериях.
Пример 2.

26 (C6)
Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).


Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)


Баллы

В ответе необходимость государственного регулирования экономики может быть подтверждена следующими примерами :

  1. В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т.е. государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

  2. В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка , т.е. государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

  3. Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т.е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
Необходимость участия государства в экономической жизни может быть подтверждена другими примерами

Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена тремя примерами

3

Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена двумя примерами

2

Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена одним примером

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный


0

Максимальный балл

3

Пример 3.

27 (C7)
В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

Могут быть сформулированы следующие вопросы :

  1. Как решаются основные вопросы экономики?

  2. Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?

  3. Какова роль государства в экономической жизни страны?
Вопросы могут быть сформулированы иначе

Могут быть сформулированы другие вопросы


Сформулированы три вопроса

3

Сформулированы два вопроса

2

Сформулирован один вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный


0

Максимальный балл

3

Как уже отмечалось, задания с развёрнутым ответом требуют от выпускников осуществления определенного вида познавательной деятельности, основанного на применении полученных в результате изучения курса знаниях и выработанных умениях. В различных экзаменационных вариантах на той или иной позиции части 3 представлено различное содержание обществоведческих знаний. Так, в одном варианте задание 25(С5) экономического содержания, в другом – политического, в третьем – правового и т.д. Аналогичным образом представлено содержание курса в различных вариантах по остальным заданиям. Альтернативное задание 29(С9) охватывает все базовые науки. Незыблемым по каждой позиции остается проверяемое умение . Безусловно, владение содержанием влияет на результат выполнения того или иного задания, однако объектом проверки в первую очередь является овладение тем или иным умением. Это дает основание для систематизации заданий с развернутым ответом, целостного анализа статистических материалов и определения тенденций в овладении необходимыми умениями.

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных
комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ
ЕГЭ 2014 года по иностранным языкам подготовлены в соответствии с Тематическим планом
работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт
педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки в 2014 году (в целях научно-методического обеспечения
мероприятий общероссийской системы оценки качества образования).
Цель пособия - подготовка экспертов единого государственного экзамена по иностранным
языкам раздела «Письмо». Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- ознакомить педагогов с ключевыми положениями нормативно-правовых и программных
материалов, раскрывающих содержательные, структурные и организационные особенности
ЕГЭ как новой итоговой формы контроля;
- сформировать компетенции учителей в сфере современных технологий тестирования и
оценивания;
- обеспечить высокое качество усвоения содержательного компонента курса путем
формирования у учителей рефлексивных умений.
В результате изучения курса у слушателей формируются:
- знания образовательных документов, регламентирующих проведение и организацию ЕГЭ,
определяющих функции, права и обязанности председателя и членов (экспертов) предметной
комиссии;
- владение понятийным аппаратом ЕГЭ: ЕГЭ, спецификация, кодификатор, демоверсия,
коммуникативная компетенция, уровни коммуникативной компетенции, стратегии общения,
тестирование, стандартизированные тесты, формы и виды контроля, формы и виды
оценивания, параметры и критерии оценивания, коммуникативное задание, коммуникативная
задача и т. п.;
- знания формата и процедуры организации, проведения и оценивания ЕГЭ;
- навыки и умения проведения письменной части экзамена;
- умения работать с инструментами, определяющими процедуру проверки и оценивания
ответов выпускников на задания с развернутым ответом;
- умения оформлять бланк протокола проверки ответов на задания С1 и С2, соблюдая
технические требования;
- умения применять технологии тестирования и основные структурные элементы
педагогического оценивания в области письма;
- навыки и умения анализа коммуникативных заданий, входящих в формат ЕГЭ;
- навыки и умения анализа и корректировки типичных ошибок экспертов в области письма;
- способности к самоанализу своей работы в качествеэксперта;
- рефлексия, открытость к педагогическим инновациям.
В качестве конечного результата достижения цели пособие предусматривает формирование
способности и готовности учителей работать в качестве экспертов единого государственного
экзамена по английскому языку раздела «Письмо».
Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
Вербицкая М.В., Махмурян К.С., 2014
Федеральный институт педагогических измерений, 2014

«Эксперт – это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности» — считал Нильс Бор. Предлагаем ошибок не делать, а с рекомендациями экспертов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию ознакомиться!

Как всегда во втором полугодии порадовал нас своими методическими рекомендациями по подготовке к ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по обществознанию. Информацию подобного экспертного уровня всегда полезно получить из «первых уст», непосредственно от разработчиков экзамена. Попробуем оценить вектор нынешних комментариев от госпожи Т.Е. Лисковой, уровень примеров и выяснить главное.

Итак, прежде всего обратимся к материалам видео-конференции (в этой форме в этом году ФИПИ решило дать свои рекомендации) Т.Е. Лисковой, руководителя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов Посмотрим на ее советы

  1. Серьезных содержательных изменений в КИМах с 2017 года не произошло, о чем мы уже упоминали при

2. Наиболее сложными заданиями эксперты считают 14 и 16, проверяющие знания о деятельности и полномочиях высших органов государственной власти в РФ и основ

Напомним, что разбор темы кодификатора ЕГЭ вы можете получить в бесплатном видео-курсе по основным темам курса.

3. Выполнять советуют все задания (хотя это очевидно), и просят внимательно читать условия заданий. Например, в задании 2 некоторые выпускники прошлых лет искали не указанный в перечне (выдумывали), вместо того, чтобы, как требуется в условии, найти в данном перечне обобщающее.

4. Особенно Лискова обратила внимание на задание 25, связанное с анализом обществоведческого термина. Здесь невыполнение самого понятия, анализ которого требуется дать дальше в 2 предложениях, приводит к получению общего балла 0 за все задание. Поэтому хотел бы еще раз напомнить необходимость не простого запоминания и «зубрежки» терминов (забудете, не так воспроизведете — 0). А проработке навыка самостоятельного их формулирования, например в разделе нашего сайта.

Их общий позыв, на наш взгляд — сузить возможность выпускника, показывая общую интеллектуальность (или заранее заготовленные шаблоны) «лить воду», уклоняясь от конкретики в выбранной теме. Хотя, считаю, и «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…» здесь меня поддержат, что в некоторых случаях общая эрудиция должна только приветствоваться экспертом.

Спорно, если вы, к примеру, в высказывании Ленина (о социализме, ограничении свободы, диктатуре пролетариата) через его социализм-марксизм пойдете к построению СССР (как аргумент из истории к К3).

Иногда и это пригодится для выполнения фактического критерия (из истории, общественной жизни).

Многие так и начинают эссе. К примеру: «Данное высказывание относится к области социологии. Эта наука изучает социальные взаимодействия и общественной структуре…». Оказывается, не надо…

Возникает вопрос, почему? Оставим его без ответа, и в завершение посмотрим пару прошлогодних эссе от ФИПИ, иллюстрирующих данные замечания Лисковой.

РЕАЛЬНЫЕ ЭССЕ С ЭКСПЕРТНОЙ ПРОВЕРКОЙ

И вот вам реальные примеры. №1.

При том, что написано действительно много, есть примеры из истории (не вполне корректные, правда), но общий балл 0. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

К сожалению, почти все это сочинение — набор не связанных между собой мыслей, ни одного термина не раскрыто абитуриентом, и выглядит как произвольное размышление («информационным шумом» у эксперта зовется этот продукт).

Пример №2. Гораздо более содержательное эссе, и посмотрите сразу на его начало. Корректно использованы факту из биографии автора цитаты. Спрашивается, почему нет?

Напомним, что быстро и качественно проработать ВСЕ темы кодификатора ЕГЭ вы можете с Также, как и получить курс по эссе! Удачи вам в эти последние месяцы при подготовке!

Цель пособия - подготовка экспертов единого государственного экзамена по иностранным языкам раздела «Письмо». Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- ознакомить педагогов с ключевыми положениями нормативно-правовых и программных материалов, раскрывающих содержательные, структурные и организационные особенности ЕГЭ как новой итоговой формы контроля:
- сформировать компетенции учителей в сфере современных технологий тестирования и оценивания;
- обеспечить высокое качество усвоения содержательного компонента курса путем формирования у учителей рефлексивных умений.

Структура экзаменационной работы.
Экзаменационная работа содержит письменную и устную части. Письменная часть в свою очередь включает четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, во все разделы включаются наряду с заданиями базового уровня задания более высоких уровней сложности.

В работу по иностранным языкам включены 38 заданий с кратким ответом и 6 заданий открытого типа с развернутым ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов:
- задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах:
- задания на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму:
- задания на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ. ФОРМАТ ЗАДАНИЙ И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА
Тема 1. ЕГЭ как итоговая форма контроля иноязычной коммуникативной компетенции
Контрольные вопросы
Рефлексия
Тема 2. Структура, содержание и критерии оценивания выполнения заданий раздела «Письмо»
Контрольные вопросы
Рефлексия
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ПИСЬМУ
Тема 1. Технология оценивания выполнения задания по письму «Личное письмо» (39, ранее С1)
Контрольные вопросы
Рефлексия
Тема 2. Технология оценивания выполнения задания по письму «Письменное высказывание с элементами рассуждения» («Ваше мнение») (задание 40)
Контрольные вопросы
Рефлексия
Приложение 1. Критерии оценивания выполнения заданий 39 и 40 раздела «Письмо»
Тема 2. Технология оценивания выполнения задания по письму «Письменное высказывание с элементами рассуждения» («Ваше мнение») (задание 40) Контрольные вопросы Рефлексия
Приложение 1. Критерии оценивания выполнения заданий 39 и 40 раздела «Письмо» Приложение 2. Дополнительная схема оценивания выполнения задания 39 - «Выбор профессии»
Приложение 3. Дополнительная схема оценивания выполнения задания 39 - «Самостоятельная жизнь»
Приложение 4. Дополнительная схема оценивания выполнения задания 39 - «Здоровый образ жизни»
Приложение 5. Дополнительная схема оценивания выполнения задания 40 «Письменное высказывание с элементами рассуждения» (Ваше мнение»)
Приложение 6. Дополнительная схема оценивания выполнения задания 39 «Личное письмо» (типовая для заполнения)
Приложение 7. Дополнительная схема оценивания выполнения задания 39 «Личное письмо»(типовая для заполнения)
Приложение 8. Порядок определения процента текстуальных совпадений в задании 40
Приложение 9. Порядок подсчета слов в английском письме
Приложение 10. Указания по проверке ответов на задания в бланке № 2 (раздел «Письмо»)
Приложение 11. Указания для председателя предметной комиссии по проведению установочного семинара для экспертов по проверке выполнения заданий 39-40
Приложение 12. Протокол выявления непродуктивных ответов на задание 40
Приложение 13. Протокол выявления полностью или частично текстуально совпадающих ответов на задание 40
Приложение 14. Бланк-протокол проверки экспертом заданий с развернутым ответом.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Английский язык, Методические рекомендации по оцениванию заданий, Письмо, Вербицкая М.В., Махмурян К.С., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Английский язык, Раздел говорение, Методические рекомендации, Вербицкая М.В., Махмурян К.С.
  • ЕГЭ 2019, Английский язык, Раздел письмо, Методические рекомендации, Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Курасовская Ю.Б.


Похожие публикации