Готовый каркас для фундамента. Сооружение каркаса из арматуры. Инструмент для вязки арматуры

Фундамент − важная часть в возведении частных домов с долгим сроком эксплуатации и производственных зданий. Во многих случаях сбор фундамента включает в себя и создание армированной составляющей. Армирование содержит в себе в себе воссоздание каркаса из металла. Для фундамента каркас из арматуры играет значимую роль.

Роль армирования

Каркас, собранный из специализированной арматуры, − немаловажный аспект при сборе фундамента сооружения, который должен прослужить долгий срок эксплуатации. Это очень важный аспект в создании крепкого и, самое главное, надежного фундамента. Просто бетон никак не заменит подобную конструкцию, так как не выдержит всевозможные деформационные нагрузки при растяжении. Основная задача бетонной составляющей в фундаменте заключается в том, чтобы противодействовать сжатию конструкции.

Только в условиях, приближенных к идеальным, можно избежать армирования фундамента. Но такие условия в наше время встретить почти невозможно. В случае арматурного каркаса можно провести аналогию с человеком, а точнее с его скелетом. Лишь связка металла с бетоном способна придать сооружению требуемую прочность и нормальную реакцию на какие-то погодные или сейсмические явления, а так же на изменения в грунте. Огорчает лишь цена такого фундамента, порой сумы на него достигают заоблачных значений. Но к великому сожалению покупателей и к радости производителей, с этим ничего нельзя поделать, так как в строительстве без такого подхода не обойтись. При всей трудоемкости и сложности во время создания этого каркасного сооружения, его, в принципе, можно собрать самостоятельно, сэкономив на тех, кто этим мог заняться.

Особенности каркасов в строительстве фундаментов

В большом количестве случаев каркасное сооружение собирается из прутьев с чистой поверхностью, или же ребристой окантовкой. Прутья с ребристой окантовкой дают высококачественную и надежную сцепку с основным материалом − бетоном. Аспекты, влияющие как на крепость фундамента в целом, так и на прочность самого каркаса:

  • вид арматурного изделия;
  • диаметр арматурного стержня;
  • количество прутьев арматуры, которые используются в создании «скелета»;
  • способы крепления стержней друг с другом.

Выбор материала

Для создания каркаса из арматуры используются прутья различных размеров: гладкие и ребристые. Первые стержни обычно диаметром 6-9 мм, их цель состоит в создании пространственной структуры для каркаса. Располагают их поперек главным прутам.


Толщина же вторых зависит от данных грунта, нагрузок, которые принимает на себя фундамент, но они по умолчанию толще (1 см 1.2см, 1.4 см соответственно). Их задача состоит в том, чтобы абсорбировать нагрузки, растяжения и всяческие деформации. Зоны, где фундаментное сооружение подвергается растяжке, образующейся на его верхней части, каркас следует ставить так, чтобы он располагался ближе к поверхности (3-5 см). В таком случае стальные прутья не подвергаются коррозийным процессам, так как сверху есть достаточно бетона, чтобы избежать окисления и дальнейшей коррозии.


Различные виды каркасов из арматурных прутьев под разные типы фундамента

Под всевозможные типы фундамента нужны свои виды арматурного сооружения, хоть функции этого каркаса одинаковы и неизменны. Например, для монолитного фундамента на основе лент обычно создают каркасное сооружение в два, так называемых, круга, соединяющихся поперечным арматурным стержнем. Плитный фундамент претерпевает усиление из сетки на основе арматуры, а буронабивные опоры обустраиваются стержнями, которые расположены в вертикальном положении.


Обвязка арматуры каркаса фундамента осуществляется специализированной проволокой. Иногда возможно применение сварочных аппаратов. Но оптимально будет использовать именно проволоку, поскольку она обеспечивает менее жесткое сцепление. Ниже будут рассмотрены виды каркасов и всевозможных строительных сеток под различные основы:

  • фундамент на основе лент − используется для возведения дачных участков и частных домовладений за чертой города;
  • плиточный фундамент − используется для строительства на сложных и неоднородных грунтах;
  • свайный буронабивной фундамент − наиболее легкий в создании вариант, его плюс в том, что он может быть использован через несколько дней после постройки.

Ленточный фундамент

Этот тип фундамента самый сложный в армировании из-за количества действий, которые производятся при его создании. Есть два варианта для возведения такого каркаса: в опалубке, (если там есть место) или же снаружи, а потом просто опускать после связки. Самый лучший вариант будет в том случае, если имеется хотя бы один человек, который способен помочь. Вот алгоритм воспроизведения установки.

  1. Сначала выкладывается нужное количество стержней, которые располагаются поперечно, учитывая, что длина прутьев должна быть минимум на 10 см меньше показателя ширины строительной ленты (5 дм) каждой из сторон для бетонного слоя, способного обеспечить защиту. На места расположения стержней с поперечным ориентированием кладут гладкие арматурные прутья с диаметром около 7 мм.
  2. Создается нижний отдел каркаса. Принцип таков: на арматуру, расположенную поперечно, кладутся два арматурных прута, имеющих ребристую поверхность. Их размер в диаметре колеблется от 12 до 16 мм.
  3. На местах соединения прутов происходит монтаж арматур гладкого вида. Они направлены вверх, размер данного элемента должен быть существенно ниже высоты используемой ленты.
  4. Дальше производится привязка поперечных прутов к арматуре вертикального вида.
  5. Продольный стержень надо укладывать на пруты, расположенные поперечно, которые находятся выше остальных. Продольных арматур нужно две. Укладывать, как и в пункте номер 2. Это верх каркасного сооружения.
  6. Важно помнить о том, что все соединения необходимо укрепить проволокой, дабы увеличить надежность выстроенной конструкции. Если же при заливке бетона по нему не будут ходить, то можно заменить проволоку хомутами из пластика. С ними процесс работы становится гораздо проще.



Каркас арматурный для фундамента устанавливается на специализированные приспособления. Бетонные части, разбитые на куски, или другие материалы, которые в силах сдерживать деформации. Самый же дешевый способ − части ПВХ труб. Низкая цена, но при этом высокая стойкость и приемлемое качество.

Необходимо также соединять ленты между собой продольной арматурой, которая будет согнута при помощи специализированного инструмента. Иначе говоря, две ленты соединяются друг с другом в углах. Соединение делается при помощи выпусков, длина которых не менее 30 диаметров арматуры. Благодаря этому можно создать жесткую раму. Она способна выдержать всевозможные нагрузки и деформации (в том числе и неравномерные).


Самый простой в создании каркас. Нужно лишь несколько арматурных прутов, около 2-4 штук, диаметром 12 мм. Длина арматурного прута соизмерима с длиной буронабивной сваи с излишком 30-50 см для создания арматурных выпусков. Связывание конструкции каркаса выполняется с помощью хомутов. Допустимо использование покупных каркасных деталей, имеющих сечение треугольной формы.


Необходимо постоянно следить за расположением элементов каркаса во избежание погрешностей при заливке и последующих проблем при строительстве и эксплуатации сооружения. Создание каркаса собственными руками требует много сил и умений, хотя и существенно экономит деньги, поскольку работа специалистов этой области требует немалых затрат.

Цена 1 кубического метра «заводского» бетона – от 1600 до 3600 рублей (зависит от характеристик смеси и наглости поставщика), а его заливка в изготовленную опалубку обойдется в 1000 рублей за 1 м 3 и более. И это еще не все! Сюда стоит добавить разработку грунта, засыпку песка, щебня и даже «утерянные» гастарбайтерами материалы.

Установка ленточного фундамента своими руками позволит сэкономить до 140%, при этом, сделать это просто как 2+2. Основная проблема на пути – армирование. Здесь ошибки могут стоить очень дорого, поэтому необходимо подробно рассмотреть весь процесс. Вашему вниманию пошаговая инструкция установки опалубки и арматуры с наглядными материалами и полезными советами.

Основные правила армирования ленточного фундамента

Начнем с основных ошибок новичков, правил СНиП и общих рекомендаций, которых необходимо придерживаться. Рассмотрим те, которые могут существенно повлиять на качество фундамента и судьбу вашего будущего строения. httpsv://www.youtube.com/watch?v=gkGnOXcwxRw

  1. Для армирования ленточного фундамента 1-2-этажного дома используются прутья 10-24 мм. Желательно брать среднее значение, меньший диаметр недопустим.
  2. Сварные соединения запрещаются , разрешена только вязка арматуры. Сварка перегревает металл, снижая его прочность на разрыв в 1,6-2,5 раза в местах перпендикулярного крепления.
  3. Если почва имеет однородную плотность по всему периметру – используем арматуру тоньше (10-14 мм). При неоднородной плотности прутья должны быть толстыми (16-24 мм).
  4. Не рекомендуется использовать «гладкую» арматуру при армировании фундамента своими руками. Адгезия материала (сцепление с бетоном) будет значительно меньше, чем у рифлёных прутьев, производить расчеты еще тяжелее. Гладкая арматура допускается для поперечных соединений – нагрузка на них будет значительно меньше.
  5. Продольная арматура внутри фундамента должна размещаться не ближе 5 сантиметров от опалубки. Правило касается также основания и верха фундамента. В ином случае фундамент может крошиться по краям, а сама арматура поржавеет.
  6. Расстояние между поперечинами может быть от 25 до 45 сантиметров , не желательно нарушать этот диапазон при малоэтажном строительстве.
  7. Армирование углов ленточного фундамента отличается от укладки арматуры вдоль траншеи, необходимо выполнять его по специальной схеме (рассмотрим далее в статье).
  8. Продольные прутья укладываются через каждые 40 сантиметров высоты фундамента. Например, при высоте в 120 сантиметров необходимо укладывать 3 слоя продольной арматуры

Совет мастера: все данные должны соответствовать СНиП фундаментов 2.02.01-83 и 2.03.01-84, лучше будет подробно прочитать требования перед началом работ. Не полагайтесь на «глаз», все работы должны быть выполнены согласно инструкции и нормам.

Установка опалубки своими руками

Правильно сделанный каркас для фундамента поможет не только сэкономить много денег на покупке бетона, но и значительно упростить процесс армирования. Если она у вас уже есть, этот этап можно пропустить и переходить сразу к армированию, если отсутствует, тогда рассмотрим пошаговую инструкцию.

ШАГ 1 : выбор материала. При небольшой высоте фундамента подобрать материал достаточно легко: фанера, дерево, ОСБ-плиты, ДПВ. Основное требования – прочность материала. Для высоких фундаментов (от 150 см) используют только металл, поскольку давление бетона будет значительным и дерево может подвести.httpsv://www.youtube.com/watch?v=Gial8rI0FzM

ШАГ 2 : подготовка основания. Допустим, у нас есть траншея, которая соответствует нормам, теперь необходимо уплотнить основание. Насыпаем слой песка 150 мм, заливаем водой, затем 4-5 сантиметров бетона, чтобы выровнять поверхность. Не забывайте о коммуникациях, сделать их надо на этапе опалубки и армирования фундамента дома , нельзя забывать о закладных трубах в нужных местах, иначе придется долго работать перфоратором и нарушать монолитность фундамента.

ШАГ 3 : имея проект строительства, устанавливаем колышки по периметру траншеи точно на ширину будущего фундамента, они будут удерживать низ опалубки, ставим распорки не ниже 70% высоты конструкции (сама распорка в 2 раза больше высоты фундамента). Не помешает изготовить 3-4 контрольные рейки на ширину фундамента, по которым можно будет измерять отклонения ширины.

Совет мастера: забивать гвозди надо изнутри опалубки в распорки и колышки, чтобы потом можно было без проблем все снять. В ином случае придется разламывать деревянные брусья или спиливать шляпы, поскольку торчащие гвозди бетонируются. Если фундамент от 150 см и выше, рекомендуется связка опалубок проволокой в шахматном порядке через 1 м.

Опалубка должна быть максимально жесткой, зазоры между элементами конструкции не более 0.3 см, чтобы при заливке фундамента не вытекала жидкая смесь, иначе прочность фундамента будет снижаться в арифметической прогрессии.

Она должна выдерживать солидные нагрузки и удерживать свою форму после заливки цемента, только так можно будет сделать монолитный фундамент для дома, который прослужит десятки лет.

Важно: внутреннюю часть опалубки надо смазать техническим маслом или другими нефтепродуктами (подойдет отработка), чтобы она легче отклеивалась от бетона после его отвердевания. Вы сможете использовать ее много раз.

Фотографии опалубки ленточного фундамента

Опалубка с распорками




Правильная опалубка

Опалубка из щитов

Установка арматуры по всему периметру ленточного фундамента

Опалубка готова, теперь можно переходить к самому ответственному процессу – армированию фундамента своими руками. Используют стальную и стеклопластиковую арматуру, мы остановимся на первом варианте, поскольку так будет намного дешевле. Нам потребуется приобрести следующие материалы:

  • продольная арматуры толщиной 14-18 мм (среднее значение, ваш проект может быть другим);
  • поперечные и вертикальные прутья диаметром 10-12 мм;
  • вязальная стальная проволока;
  • хорошие плоскогубцы или пассатижи для манипуляций с проволокой (или очень крепкие руки).

Важно: крепить арматуру необходимо именно вязальной стальной проволокой, поскольку она имеет низкий коэффициент растягивания и достаточно прочная. Это существенно упростит сбор конструкции, но на прочность фундамента проволока не влияет, она только фиксирует арматуру до заливки фундамента.

ШАГ 1 : делаем расчёты и закупаем материалы. Высчитать, сколько надо материалов, очень легко. Поперечные прутья кладутся на расстоянии около 30 сантиметров (небольшие погрешности не страшны), продольная парная арматура через каждые 40 сантиметров высоты (не забываем первый раздел), а вертикальная – через 60 см. Длину стены делим на количество поперечин и количество «ярусов» продольной арматуры. Рассмотрим на примере фундамента 10х10 метров и высотой 120 см:

  • 1000 см: 30 см = 33 (количество поперечных прутьев на 1 ярусе);
  • 33 х 3 = 99 (количество поперечных прутков на 1 сторону);
  • 99 х 4 = 396 (все прутки на 4 стороны).

Теперь 396 умножаем на ширину фундамента (пусть он будет у нас 70 см): 396 х 70 = 27720 см. 277 метров прутков надо купить. Аналогичные расчёты проводим для продольной арматуры:

  • 1000 х 2 = 2000 (один ярус);
  • 2000 х 3 = 6000 (сторона);
  • 6000 х 4 = 24000 см (необходимо приобрести 240 метров).

И, конечно же, вертикальные элементы. Их будем ставить с обеих сторон фундамента с частотой через одну поперечную перемычку, то есть, через 60 см:

  • 2 х 17 = 34 (штук на 1 сторону);
  • 34 х 4 = 136 (штук на все основание);
  • 136 х 120 см = 16320 см или 163 метра.

Подставляем параметры вашего строения в пример и получаем правильный расчет элементов для армирования ленточного фундамента дома. Не забудьте 5-8% на «всякий пожарный».

ШАГ 2 : У вас на дне траншеи уже есть 5-6 см бетона для выравнивания? Пропускайте этот шаг. Если же нет, засыпаем 15 см песка, затем 5 см бетона, выравниваем все, не забываем о коммуникациях и месте под них. Если нет желания возиться, можно просто на дно положить плотную ПВХ пленку. Основная задача этого шага – выровнять землю и задержать немного воду, которая появится после заливки бетона.

ШАГ 3 : вязка арматуры для ленточного фундамента. Делать ее можно в траншее или рядом, если там неудобно разворачиваться либо сама траншея слишком узкая по проекту. При «удаленной» сборке сразу необходимо будет продумать способы опускания металла вниз, чтобы не повредить структуру. Рассмотрим, как сделать армирование фундамента своими руками:

  1. Начинаем с нижних поперечин. Выкладываем их с шагом 30 см, сверху на них кладем 2 продольные арматуры, на «перекрестках» вяжем их между собой проволокой.
  2. Переходим на вертикальные перемычки. Вертикальный элемент ставим через 1 поперечный, связываем.
  3. Крепим еще 2 яруса, отступая 40 см вверх.

Примеры неправильной вязки арматуры


Веревка запрещена

Малый напуск


Сварка запрещена

Важно: оставляйте по 20 см после каждого соединения, поскольку арматура может немного двигаться при заливке фундамента под его нагрузкой. Не обязательно намертво зажимать вязальную проволоку, можно оставить ее, чтобы немного «играла», так будет правильнее.

4. Каркас опускаем в траншею (если сборка была не в ней), отступив по 5 сантиметров от опалубки, фиксируем его любым удобным способом.

Правильная схема армирования фундамента и примеры вязки арматуры


Скрутка инструментом

Стяжка проволокой


Хороший напуск

Вязка крючком


Схемка скрутки

У вас получится 4 «блока», которые будут на длину и ширину одной стороны минус 5 см со всех сторон. Далее рассмотрим, как правильно их крепить между собой и армировать углы, на которые припадает большая часть всей нагрузки.

Армирование углов ленточного фундамента

На углы оказывается разнонаправленная сила сжатия, поскольку почва имеет свойства расширяться или сужаться в зависимости от сезона, просаживаться под воздействием большого веса здания или подмываться подземными водами. Ошибки при армировании углов допускать нельзя, поскольку может получиться 4 разных фундаменты, которые буду жить своей жизнью. Трещин и разломов избежать будет трудно и такая конструкция будет такой же неэффективной, как и фундаменты без армирования. Существует несколько способов укрепления углов.

  1. Специальной сварной сеткой. Используется готовая конструкция для укрепления нижнего и верхнего яруса фундамента. Ячейка не более 200 х 200 мм, толщина арматуры зависит от веса строения, чаще всего – 12 мм. Каждые 50-60 см ярусы металлической сетки соединяются вертикальной арматурой. Перепуск на углы – от 80 сантиметров.
  2. Армирование ленточного фундамента отдельными арматурными стержнями. Принято считать, что это – лучший способ, поскольку сварные соединения в поясе усиления не желательно допускать. Его можно разделить условно на несколько категорий:
  • армирование Г-образной продольной арматурой углов с перепусками лапок от 60 сантиметров;
  • армирование П-образными элементами прямых углов и примыканий;
  • укрепление примыканий Г-образными изделиями.

Ниже представлено несколько примеров, как НЕЛЬЗЯ армировать углы


Нет усиления

Напуск отсутствует

  • при укрепление широких углов (более 160 0) арматура должна повторять его очертание и быть целой;
  • при значении менее 160 0 целой может быть только внешняя арматура ;
  • шаг поперечных перемычек должен быть равен не менее 0,75 высоты фундамента и не более 50 сантиметров;
  • анкеровка арматуры в бетоне осуществляется: прямым окончанием стержня, лапками, крюками, загибом стержня (петлей). Не желательно использовать сварные соединения и цементирование.
  • Ниже представлено несколько правильных вариантов армирования углов по СНиП (фундаменты ленточного типа)




    Широкий угол







    Усиление с напуском

    Правильная схема

    Возможно, армирование – не самое легкое занятие для начинающего строителя, но несколько часов потраченного времени позволят сэкономить огромную сумму денег, которая ушла бы на наем профессиональной бригады и массу сопутствующих расходов.

    • Какую же роль играет ленточный фундамент?
    • Как делать и вязать каркас?

    Очень редко владельцы новых домов могут похвастаться отсутствием арматурной сетки снизу.

    Ведь, по статистике, 99% начала строительства подразумевают обязательное армирование каркасов для фундамента. Только в этом случае цемент и металл смогут обеспечить вам надежную опору на протяжении многих десятилетий. Арматурный каркас имеет достаточно высокую цену, поэтому предлагаем сэкономить хотя бы на строительных работах, используя краткое руководство на тему, как сделать арматурный ленточный фундамент.

    Какую же роль играет ленточный фундамент?

    Арматурный каркас вполне можно сравнить со скелетом. Металл служит не только каркасом для будущей возводимой конструкции, но еще и помогает выдерживать нагрузки и всевозможные деформации, которые не под силу обычному бетонному основанию.

    Для создания таких каркасов используются ребристые и гладкие стальные стержни, которые имеют различный диаметр. Гладкие стержни формируют структуру каркаса и имеют средний диаметр 6-8 мм, а ребристые составляющие имеют средний диаметр 10-16 мм, именно они обеспечивают хорошее сцепление с бетоном.

    И те, и другие стержни находятся преимущественно в центре конструкции, что помогает обезопасить металл от быстрого ржавения.

    Для ленточного монолитного фундамента обычно используют арматуру из 2-х поясов, которые соединены поперечными стержнями, а фундамент дополнительно закрепляют арматурной сеткой. Свайные и буронабивные опоры закрепляют дополнительно вертикальными прутьями.

    Созданный каркас можно установить на бетонную подготовку или специальные насадки, на куски бетона или на любой стойкий к деформации строительный материал – все, что найдется под рукой. Самый доступный вариант- использование ПВХ труб или самых обычных “подрозетников”.

    Все перпендикулярные ленты должны быть соединены продольной арматурой. При соединении обязательно делайте выпуски, которые придадут дополнительную прочность конструкции. Таким образом формируется единая жесткая рама, которая выдержит все неравномерные деформации даже под углами дома.


    Прочность и долговечность любого строения начинается с качественно устроенного основания. Огромное влияние на эксплуатационные свойства базиса здания оказывает его армирование. Поэтому к его устройству, в принципе, как и к любому другому этапу строительства, нужно подходить ответственно. Сделать самостоятельно качественный арматурный каркас для ленточного фундамента не так уж и сложно, если соблюдать все правила и рекомендации.

    Роль армокаркаса

    Бетон – очень прочный и долговечный материал, идеально подходящий для устройства такого ответственного элемента здания, как фундамент. Но есть и в его отличном послужном списке небольшая брешь – бетон не выдерживает больших статических, и уж тем более динамических нагрузок на изгиб. Чтобы исправить такой недостаток в его тело вживляют арматурный каркас, который принимает на себя роль своеобразного скелета.

    Металлическая конструкция в фундаменте не только улучшают показатели бетонного основания на изгиб, но и помогают ему стойко переносить все деформации и распределять любые нагрузки.

    Сегодняшние нерадивые строители упускают из своего внимания эти неоспоримые преимущества металлического каркаса, и гонясь за максимальным удешевлением постройки, используют арматурную конструкцию либо частично, либо из некачественного металла, что впоследствии дает трещины в фундаменте и стенах.

    Чтобы этого не произошло, приобретайте только качественный металл. А схема правильной должна стать главной инструкцией на время производства работ по устройству основания.

    Как выбрать арматуру для вязки каркаса?

    Выбор металла для изготовления каркаса полностью ссылается на подробные расчеты ленточного фундамента. Они обычно прикладываются к готовому проекту здания. Но если его составляете сами, то делать расчет фундамента необходимо руководствуясь ГОСТом 27751.

    После получения конкретных расчетов нагрузок на фундамент станет ясно какая марка и вид арматуры максимально подходит для создания усилительной конструкции каркаса.

    Обычно для армирования основания небольшого одноэтажного дома в качестве продольных стержней используют ребристую арматуру с диаметром 10 – 20 мм. Для совсем небольших построек, например, дачного домика или гаража, более применимы металлические прутья с диаметром 8 мм. А для продольных стержней или изготовления хомутов больше подходит арматура круглого сечения гладкая или ребристая с диаметром 6 – 12 мм.

    При выборе арматуры нужно также заострять внимание на ее профиле. Чем чаще «завитушки» огибают стальной прут, тем лучше будет сцепление металлического каркаса с бетонным телом фундамента.

    Как рассчитать количество арматуры для фундамента?

    Опираясь на СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции» минимальное количество арматуры в фундаменте должно составлять не менее одной десятой процента от площади сечения ленты основания. Например, для фундамента с высотой 1500 мм и шириной 500 мм общая площадь сечения металлических прутков арматуры должна быть не менее 750 мм 2 .

    Чтобы получить нужное количество стержней необходимо разделить полученное значения минимального сечения площади арматуры на диаметр выбранного металла. Получившее значение округляем в большую сторону и получаем количество стержней, необходимых для вязки качественного каркаса для своего фундамента.


    И последние, что нужно определить – это диаметр использованной арматуры. Опять же, при ее выборе нужно полагаться на множество произведенных расчетов. Но в этом деле также поможет упрощенная информация, сведенная в таблицу.


    Для расчета количества металла нужно произвести несколько нехитрых действий:

    • Нужно знать длину ленты. И это значение умножить на количество стержней продольных во всех ярусах;
    • Количество требуемых хомутов нужно перемножить с длиной арматуры, необходимой для изготовления хомута;
    • Нужно учесть дополнительный расход металла — 80 см на стык.


    С учетом того, что для ленточного фундамента не так уж сложно, стоит все-таки придерживаться рекомендаций, чтобы достичь максимального качества металлического каркаса:

    • Армируется вся площадь без исключения;
    • металлических стержней нежелательна, так как любой вид сварки ухудшает прочностные характеристики арматуры. Если уж и использовать ее, то только в самых крайних случаях;
    • Чтобы не допустить коррозии металла запрещается оголять его кромки;
    • Для вязки следует применять небольшой самодельный металлический крючок, а вот использование дрели не рекомендуется. С ее помощью добиться нужного узла практически невозможно;
    • Для крепления арматурных элементов каркаса используется тонкая мягкая проволока.

    Процесс вязки армокаркаса на земле

    Сначала прямолинейные участки каркаса вяжутся на земле, а уже после устанавливается в и устанавливаются соединяющие углы.

    Этап 1. Чтобы правильно определить размер каркаса нужно помнить о том, что он должен заливаться бетоном со всех сторон примерно на пять сантиметров. С учетом этой информации нужно подготовить проволоку и прутки. Длина проволоки для одного узла примерно 20 см. Лучше начинать делать каркас с самого маленького отрезка фундамента.

    Этап 2. На ровную поверхность нужно положить два нижних стержня и аккуратно подровнять.

    Этап 3. Примерно на расстоянии в 20 см от концов стержней нужно привязать горизонтальные прутки. Для этого кусок проволоки складывается вдвое и с помощью него соединяются металлические элементы обычными прокручивающими движениями. При этом плотность узла должна быть умеренной – не слишком тугой, но и не свободной.


    Этап 4. На расстояние примерно 50 см нужно привязать таким же способам остальные продольные элементы.

    Этап 5. Таким же способом нужно изготовить верхнюю часть каркаса.

    Этап 6. Готовые части нужно положить друг напротив друга набок, чтобы части приняли устойчивое положение. Расстояние между ними должно быть ровно длине вертикальных прутков.

    Этап 7. Планомерно привязывайте оставшиеся боковые части, при этом для верности проверяйте размеры заготовок. Соединили одну сторону? Отлично! Переворачивайте заготовку каркаса и продолжайте.

    Этап 8. Опираясь на вышеописанное мини руководство изготовьте все прямые части для фундамента.

    Этап 9. На распорки уложите каркас в опалубку на высоту более 5 см.

    Этап 10. Обмерьте угловые участки и сделайте по значениям заготовки.

    Этап 11. Присоедините сначала нижние поворотные части, потом вертикальные и верхние. Помните, что нахлест должен быть не менее 50 см.


    Процесс создания металлического каркаса в опалубке

    Вязать каркас в траншеи приносит стеснения из-за недостатка места. Но дело пойдет достаточно быстро если удобно организовать рабочее место и набить руку.

    Этап 1. На дно траншеи нужно положить камни, толщиной примерно 5 см. Их можно заменить специальными пластиковыми фиксаторами для арматуры.

    Этап 2. Начинайте с соединения продольных прутьев и поперечных стержней. Для облегчения работы можно сразу привязать вертикальные арматурные заготовки.


    Этап 3. После установите верхнюю часть каркаса.

    Этап 4. Сначала нужно смастерить все прямые ленточные части, а уже после приступать к угловому соединению.

    Этап 5. В углах каркас подвержен большим нагрузкам. Компенсировать это поможет использование большего диаметра арматуры.

    Нестандартный способ вязки каркаса

    Для максимального упрощения процесса создания металлического каркаса можно соорудить нехитрое приспособление, из подручных материалов. Оно не только значительно ускорит вязку, но и поможет справиться с ней без посторонней помощи.

    Этап 1. Сделайте четыре заготовки из досок длиной с арматурные прутья и соедините их по две на расстоянии равным длине вертикальных перемычек.

    Этап 2. Смастерите импровизированные стойки – упоры, на которые можно положить полученные заготовки. Главное, чтобы они стояли на ровной поверхности.

    Этап 3. Зафиксируйте связанные доски. Так у вас получился замечательный макет будущего каркаса, по которому вы можете без особого труда создать металлическую его копию.

    Чем меньше соединений, тем прочнее каркас из арматуры. К тому же это намного облегчит производство работ и сэкономит дорогостоящий материал.

    Вязать металлический каркас выгоднее загнутыми вертикальными распорками, нежели отдельными кусками. Такая технология значительно экономит деньги и силы, затрачиваемые на сооружение каркаса. Гнуть арматуру можно на специальном станке, а можно потратить пару часов и сделать его самостоятельно.


    Если вы не знаете, как вязать арматуру для каркаса и нет подобного опыта работы, то лучше всего найдите помощников. Это не только облегчит вам работу, но и сведет к минимуму травматизм на стройплощадке.

    Как вы убедились, создать самостоятельно каркас не так уж сложно. Главное – сделать правильные расчеты и приложить немного усердия.

    Что представляет собой ленточный фундамент? Это сплошная полоса из железобетона, которая проходит по периметру здания под внешними несущими стенами и под конструктивными перегородками внутри. Важная особенность ленточного монолитного фундамента – это одинаковая форма поперечного сечения каждого из участков. У этого типа основания имеется такое преимущество, как очень простой способ изготовления, если сравнивать, к примеру, с плитными или свайными фундаментами.

    Траншеи роются вручную или экскаватором. Если использовался экскаватор, необходимо дно траншеи выровнять вручную.

    Ограничение накладывается также и на способы крепления между собой армирующих прутов. Сварка для выполнения таких соединений не рекомендуется. При таком способе в области сварного шва меняются физические свойства металла и уменьшается его толщина. Здесь наилучшим выходом будет использование соединения из проволоки. Очень хорошо, если при этом обеспечена целостность прутьев арматуры (отсутствуют промежуточные соединения). Это положительно влияет на то, насколько прочен и надежен арматурный каркас. Повысить прочность и более надежным можно и таким способом: в цокольной области фундамента устраивают вентиляционные отверстия (их должно быть не менее трех). Помимо своей основной функции, эта операция поможет предотвратить образование гнили и увеличит коэффициент амортизации основания.

    Сооружение каркаса из арматуры


    Схема каркаса из арматуры.

    Начинают сооружать каркас из арматуры с того, что устанавливают по периметру стальные прутья, вбивая в землю. Потом по ним будет выполняться привязка верхнего и нижнего поясов, что обеспечит оптимальную жесткость. Монтировать арматуру надо параллельно с установкой опалубки. Чтобы выполнить обвязку, используется вязальная проволока и крючок. У готовой конструкции должна быть достаточная прочность, чтобы ее форма не изменилась во время заливки бетонной смеси.

    Если проектом не предусмотрен другой метод выполнения работ, армирование производят стандартно – вертикально попарно с шагом 30 см или горизонтально попарно с шагом 200 см. При горизонтальном типе армирования обязательное условие – наличие прутов, вертикально уложенных на стыках перемычек. В проекте должно быть указано расположение каждого прута арматуры, диаметр, длина, количество. Если такая информация отсутствует, каркас выполняют двумя рядами вертикальной арматуры. Крепление производят горизонтальными рядами, у которых количество определяют в зависимости от глубины. Чтобы приготовить бетонную смесь, лучше выбирать бетон высокого качества, например, марки М200.

    Заключительная обработка

    Готовое основание должно быть хорошо защищено от воздействий влаги. Полное застывание бетона происходит примерно за неделю, после чего снаружи поверхность обмазывают битумной мастикой, на которую приклеивается гидроизоляция – полиэтилен, рубероид или другие материалы. Рекомендуется провести обработку грунта, который прилегает к фундаменту, с использованием полимерной смеси с вяжущей консистенцией. По окончании работ все пазухи фундамента послойно засыпаются песком. Каждый из слоев надо тщательно утрамбовать, а после этого залить водой.

    Более качественно выполнить армирование ленточного фундамента можно путем расположения смежных полос арматуры «в клеточку», перпендикулярно друг к другу. Чтобы получился надежный арматурный каркас, связывание прутов надо выполнять как можно более тщательно, для этого применяют специальную отожженную проволоку и приспособление для вязания. Выстилку из кирпича, которая используется в качестве подставки для арматурного каркаса и предотвращает контакты с грунтом, можно заменить на специальные держатели. Но применение бойного кирпича все же считается более удобным и выгодным.

    Не нашли ответа в статье? Больше информации

    Купить в Раменском песок для основания под дорогу с доставкой россыпью.

    Похожие публикации