Учебная мотивация подростков. Учебная мотивация. виды и уровни мотивов учения. связь умственного развития и мотивации к учению

Учебная мотивация является частным видом мотивации в целом (потребность – цель – мотив – действия – результат).

МОТИВАЦИЯ – совокупность побуждений к деятельности, а УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – совокупность побуждений к учебной деятельности.

Учебная д-ть – специфический вид дея-ти, явл-ся ведущей в младшем школьном возрасте на направлена на усвоение ЗУНов, в ходе которого происходит формирвоание психологических новообразований.

СТРУКТУРА УЧ. МОТИВАЦИИ : интерес (эмоц. переживание по поводу удовлетворения познавательных потребностей); отношение (к учителю, школе, учебной д-ти); эмоции; учебный мотив (зачем я учусь?); смысл (зачем вообще учиться?); потребность в учении; цель.

ФАКТОРЫ , влияющие на уч. мотивацию: образовательные учр-ия, особенности обучающегося

(пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, уровень притязаний), особенности учителя, специфика учебного предмета. Бондаренко: для того, чтобы поддерживать «интерес», нужно, чтобы ребенок мог проявить самостоятельность, творчество, материал должен быть не слишком легким и не слишком трудным, он должен быть новым, но связанным с пройденным ранее.

ВИДЫ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ (по А.К. Марковой):

· социальные (осознание социальной значимости учения);

· познавательные (интерес к получению знаний, любознательность);

· личностные (чув-во самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом).

М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов



· Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) связанные с содержанием: стремление узнать новые факты, овладеть знаниями.
2) связанные с самим процессом: ребенка увлекает сам процесс решения, а не только результаты.

· Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной дея-ти:

Широкие соц мотивы: мотивы долга и ответственности; понимание значения знаний для будущего.

Узколичные: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки; желание быть первым.

Отрицательные: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, одноклассников.

УРОВНИ УЧ. МОТИВАЦИИ:

1. отрицательное отношение к учителю, преобладание мотивов избегания, ученик объясняет

свои неудачи внешними причинами, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учение, неустойчивый интерес, на уроках чувства скуки.

3. Аморфное положительное отношение к учению, преобладание мотива оценки, широкие

социальные мотивы, мотивы характеризуются неустойчивостью.

4. Положительное отношение с проявлением познавательных мотивов и интересов.

5. Активное творческое отношение к учению, преобладают мотивы самообразования.

6. Ответственное активное отношение к учению, устойчивая внутренняя позиция ученика.

Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деят-ти. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Маркова: косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деят-ти (обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости, показатели сформированности учебной деятельности). Ю.М. Орлов и В. И. Шкуркин: среди субъективных факторов, оказывающих влияние на эффективность учебной дея-ти, отношение к учению оказывается наиболее значимым. Учащиеся с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации даже при низком уровне мышления могут достигать большой, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их умственных способностей. Отрицательная учебная мотивация не дает возможности реализовать свои даже достаточно высокие умственные способности.

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ содержания воспитания и образования: физическое; эстетическое; трудовое; умственное; нравственное.

Составные части каждого направления: знания; навыки; умения;способности.

Знание можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности.

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.

ТРИ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ:

1) родной язык;

2) математика;

3) человек, природа и общество.

Это позволяет сделать содержание обучения вариативным, но отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта. Для начальной школы создаются учебные пособия по новым интегрированным курсам: «окружающий мир», «математика и конструирование», «грамота» и др. Разрабатывается методика формирования элементарных умений использования компьютеров в обучении (и не только в математике), развития информационной грамотности учащихся и др.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2. Второй уровень - хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

5. Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Исследование учебной мотивации обучающихся.

Исследования учебной мотивации проводились в двух классах 5Б и 7А.

Цельисследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся

5 класс обследовался по анкете "Оценка уровня школьной мотивации"

Н.Г. Лускановой

Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

    Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

    Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.

. Инструкция для групповой формы работы : «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Вопросы анкеты:

1.Тебе нравится в школе?

А -не очень

Б -нравится

В -не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А -чаще хочется остаться дома

Б -бывает по-разному

В -иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

А - не знаю

Б - остался бы дома

В - пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А - не нравится

Б - бывают по-разному

В - нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

А - хотел бы

Б - не хотел бы

В - не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А - не знаю

Б - не хотел бы

В - хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

А - часто

Б - редко

В - не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

А - точно не знаю

Б - хотел бы

В - не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

А - мало

Б - много

В - нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

А - да

Б - не очень

В - нет

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:

Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

Нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.

Уровни сформированности школьной мотивации :

Первый уровень . 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Второй уровень . 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень . 15 – 19 баллов – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень .10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень . Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Список 5Б класса

п /п

Фамилия и имя

обучающегося

Уровень

мотивации

Кол-во

баллов

Батальцева Софья

средняя

Батюк Вячеслав

хорошая

Белотелова Карина

средняя

Бортник Максим

средняя

Брянский Максим

хорошая

Галета Владимир

средняя

Говоров Аркадий

средняя

Горбунов Артур

средняя

Григорьев Иван

средняя

Житник Даниил

низкая

Зайцева Алена

хорошая

Кокоулин Савелий

средняя

Константинова Диана

средняя

Коровина Елизавета

хорошая

Косьяненко Владислав

низкая

Кочнова Валерия

низкая

Лапченко Дарья

хорошая

Михайличенко Ольга

низкая

Нагаева Анастасия

высокая

Нестеров Александр

хорошая

Нурпиисов Александр

хорошая

Паньков Прохор

средняя

Пермяков Александр

средняя

Писарик Тимур

хорошая


В исследовании принимали участие 24 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:

Высокая мотивация: 1 – 4%;

Хорошая мотивация: 8 – 33%;

Средняя мотивация: 11 – 46%;

Низкая мотивация: 4 – 17%.

У учеников 5 класса преобладает средний уровень учебной мотивации.

Исследования учеников 7 класса проводились по опроснику «Учебная мотивация» - для 5-8 классов (Карпова Г.А.)

Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.

Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе. на которые необходимо ответить: «да » если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться зачеркни нужный балл.

0 баллов – почти не имеет значения

1 балл – частично значимо

2 балла – заметно, значимо

3 балла – очень значимо

Текст и бланк регистрации ответов.

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель

2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.

3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться.

9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде).

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)

20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе

Ключ к опроснику "Учебная мотивация" - 5 - 8 кл.

Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:

    познавательные мотивы …………………………………….2 9 15

    коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16

    Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21

    Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19

    Позиция школьника…………………………………………..7 14 20

    Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18

    Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17

Уровни:

Высокий: 2,5,6,12,13,15,19,20;

Хороший: 4,7,14,16,17,21;

Средний: 1,8,9,10,17,21;

Низкий: 3,11.

Были получены следующие результаты.

Список 7А класса

Пояснение:

А – широкие социальные мотивы (осознание необходимости обучения для будущего);

Б – мотивация благополучия (интересно учиться);

В – престижная мотивация (стремление к успеху и признанию);

Г – мотивация содержания (стремление к познанию);

Д – мотивация подавления (страх наказания и порицания);

Е – узкие социальные мотивы (внешние, ситуативные мотивы).

Заключение:

В классе преобладают широкие социальные мотивы, а также мотивации благополучия и содержания, что говорит об осознанном отношении обучающихся к учебе и хорошем уровне учебной мотивации в целом.

Выводы:

    Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

    Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.

    Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.

    Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.

    Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Для изучения характера мотивации учащихся использовалась Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, умение учиться. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

Широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

Учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

Мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

Широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

Узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

Мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения.

Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Цель методики. Анкета позволяет изучить уровень школьной мотивации.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми 6-11 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция.

«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

    не очень

    нравится

    не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    чаще хочется остаться дома

    бывает по-разному

    иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  • остался бы дома

    пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

    не нравится

    бывает по-разному

    нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    хотел бы

    не хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не хотел бы

    хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    точно не знаю

    хотел бы

    не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

    нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    нравятся

    не очень

    не нравятся

Обработка. Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

    ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;

    нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;

    ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.

Интерпретация.

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и.п.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Психология ребёнка. От рождения до 11 лет. Методики итесты. Под. Ред. А.А. Реана. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.



Похожие публикации