Творческий проект благоустройство школьной территории. Требования к проекту. помните, красота спасет мир

Департамент социальной политики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №23»

имени 32-го лыжного полка

Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы

«Школьный двор моей мечты»

Курган 2014- 2015

Паспорт проекта озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы

Дата рождения

2014-2015 год

Место рождения

г. Курган, поселок Увал, Интернатовская 46, школа №23

Васипов Константин 10 «А» класс, Мухин Виктор 8 «К» класс, Титарев 8 «К» класс, Дружинина Дарья 6 «Б» класс, Бондаренко Екатерина 10 «А» класс

Руководители

Емельянова О.И. - учитель биологии, высшая квалификационная категория; Чумак Н. А. – заместитель директора по воспитательной работе

Исполнители

Обучающиеся 1-11 классов, родители

Тип проекта

Долгосрочный

Значимость

Социальный

Сфера реализации

Пришкольный участок школы №23

Причины

Возникновения

Привлечение внимания общественности к вопросам экологии, формирование

экологической культуры населения поселка

Увал.

Время реализации

2014-2015 год

Если бы каждый человек

на клочке земли своей

сделал все, что он может,

как прекрасна

была бы Земля наша.
А.П. Чехов

1. Паспорт проекта озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы «Школьный двор моей мечты»..……………………………………2

2. Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы

«Школьный двор моей мечты»………………………………………………..4

Введение………………………………………………………………………...4

Цели и задачи…………………………………………………………………...5

План участка……………………………………………………………………7

Описание проекта………………………………………………………………8

Перспективы развития………………………………………………………...16

3. Приложение……………………………………………………………………..17

4. Библиография……………………………………………………………………24

Аннотация проекта.

    Актуальность и важность проекта.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 расположена в микрорайоне Увал. Проблема благоустройства территории школы актуальна на сегодняшний день. На школьной территории расположены спортивная площадка, цветочные клумбы, кустарники, деревья.

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу можно рассматривать, как часть системы социального становления личности.

Благоустройство школьной территории развивает и открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор моей мечты» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.


2. Постановка проблемы.

Территория нашей школы - какая она?

Ученики составили 10 прилагательных:

Чаще всего повторялись: родная, большая, уютная, пустая, строгая, яркая, шумная, удобная, любимая, зелёная, просторная.

Определение проблемы.

    Небольшая территория.

    Отсутствие мест для отдыха.

    Небольшое количество цветов и деревьев.

    Мусор, приносимый с других территорий.

Банк идей.

Зимой – горка, летом - альпийская горка

Скамейки вокруг центральной клумбы

- Кусты сирени вдоль стен школы

- Клумбы с цветами

Цель: разработка плана благоустройства и озеленения участка школьного двора

3.Постановка цели и задач .

Задачи :

    Изучить литературу по дизайну территории.

    Выбрать элементы игрового комплекса и разместить их на плане.

    Определить вид клумб, подобрать цветочные культуры.

    Организовать сбор бросового и строительного материалов.

    Составить смету расходов.

    Высадить рассаду и кусты.

    Организовать строительство и установку архитектурных конструкций.

Основные этапы решения задач:

    Превратить цветники вокруг школы в мини-коллекции растений;

    На территории внутреннего дворика создать тематические композиции с использованием малых архитектурных форм;

    Объединить все композиции в одну коллекцию.

Растения каждой озеленительной композиции (мини-садика) можно использовать для проведения различных научных наблюдений и опытов. На наш взгляд, все это способствует формированию навыков разумного поведения в природе.



Э кспликация пришкольного участка


ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ОЗЕЛЕНЕНИЯ И ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ « Школьный двор моей мечты »

Проект предполагает создание на пришкольной территории коллекции мини - садов, состоящей из следующих объектов:

Объект « Березовая роща»

Объект « Цветники непрерывного цветения»

Объект «Сад многолетников»

Объект « Рябиновая аллея памяти воинов 32-го запасного лыжного полка»

Объект « Клумба у мемориальной доски»

Объект « Лето – это маленькая жизнь»

Объект «Пограничная застава»

Объект « Цветники у памятника»

ОБЪЕКТ «Березовая роща»

На территории школы есть уголок, который можно считать лесом. Более 20-ти лет назад в честь 40-летия победы в великой Отечественной войне ветеранами 32-го лыжного полка и учениками школы были посажены березы, был воспроизведен уголок естественной системы. Он представлен деревьями, кустарниками, лесными травами. На наш взгляд, эту зону необходимо расширить, а потом выпускники школы 2013 года должны высадить саженцы сосны обыкновенной, а обучающиеся обеспечить условия ухода. Необходимо соорудить домики-скворечники, дуплянки для привлечения перелетных птиц.

В ходе реализации проекта мы учли, что, во-первых, лес - это место, где дети и взрослые учатся воспринимать природу при помощи всех органов чувств: обоняния, осязания, слуха и зрения. Следует отметить, что чувственная сторона мироощущения у детей гораздо более развита, чем у взрослых, что и необходимо использовать в экологическом образовании и воспитании школьников.

Разнообразные виды деятельности с использованием органов чувств помогают узнать мир, прикоснуться к нему рукой и получить информацию самостоятельно, способствуют образованию положительных чувств по отношению к природе. Лес помогает снять стресс, улучшает настроение, побуждает к работе различные органы чувств.

Во-вторых, при общении с лесом появляется возможность заниматься практической и исследовательской работой не в стенах школы, а непосредственно на природе.

Цели создания уголка естественной экосистемы «Лес»:

Создание уголка отдыха

- изучение особенностей различных экосистем;

- углубление умений видеть, слышать и понимать красоту окружающего мир

Воспитание заботливого отношения к насекомым, птицам и зверям.

ОБЪЕКТ « Цветники НЕПРЕРЫВНОГО ЦВЕТЕНИЯ»


Сад непрерывного цветения создавался в течение нескольких лет с целью наблюдения за цветением растений с ранней весны до поздней осени. Эта композиция в период цветения имеет живописный вид, так как одни цветущие растения постоянно заменяются другими. Сад непрерывного цветения представлен клумбами перед школой.

Кустарниковыми формами являются сирень, жимолость. Многолетники – это ирисы, бальзамины, хризантемы. Большую часть клумб занимают однолетние декоративные культуры: цинии, георгины, астры, бархатцы, портулак. Посевной материал собирают учащиеся, хранят и высевают на следующий год. На наш взгляд, необходимо расширить и разнообразить эту коллекцию.

Цели создания «сада непрерывного цветения»:

Эстетическое воспитание обучающихся

Формирование положительных эмоций и чувств по отношению к природе

Воспитание культуры взаимоотношений между участниками педагогического процесса

Воспитание трудолюбия.

На наш взгляд, ценность этого сада еще и в том, что он представляет собой небольшие островки ароматов , где можно ощутить и насладиться различными запахами цветов, трав, пряностей различных ароматических растений. Здесь созданы условия для релаксации и улучшения настроения.

Островок запахов переполнен ароматами, которые обостряют ассоциативную память, способствуют восстановлению в памяти тех или иных событий, поэтому сад запахов можно назвать садом воспоминаний.




ОБЪЕКТ «САД МНОГОЛЕТНИКОВ»

Сад многолетников – коллекция состоит из резеды, лилии – 3 сорта, ирисов – 2 сорта, турецкой гвоздики, ландышей. Как показал опрос, создание этого цветника находится в начальной стадии и в будущем планируется расширить его видовое разнообразие. Растения размещаются рядами, куртинами, а также одиночными экземплярами.

Обучающиеся мечтают расширить эту коллекцию и вырастить бадан, борвинок, различные виды раннецветущих - очитков, молодило, а также луковичных раннецветущих растений: крокусы, безвременник весенний, которые можно изучать сразу после снежного покрова.

Цели создания сада многолетников:

Изучение природы посредством чувственного восприятия;

Развитие внимания и бережного отношения к растениям;

Формирование экологической культуры.




ОБЪЕКТ «Рябиновая аллея памяти воинов 32-го лыжного полка»



Рябиновая аллея была заложена ветеранами и кадетами школы в 2004 году в честь 25- летия музея Боевой Славы 32-го запасного лыжного полка.

Цели создания:

Увековечить память о героях Великой Отечественной войны;

Создать цветочные композиции;

Установить вдоль аллеи лавочки для отдыха

ОБЪЕКТ «Клумба у мемориальной доски»

Мемориальная доска открыта в память о выпускнике школы Вадиме Канцыреве, геройски погибшем при выполнении воинского долга в Республике Чечня.

Посмертно Вадим награжден орденом мужества.

Цели создания:

Воспитание бережного отношения к истории школы

Эстетическое воспитание обучающихся;

Формирование устойчивой жизненной позиции;



ОБЪЕКТ «Лето – это маленькая жизнь»

Лето – это пора отдыха, красоты цветения, благоухания ароматов. Это понимает каждый взрослый и ребенок, и поэтому обучающиеся начального звена, педагоги и родители решили создать детский уголок лета.

Цели создания:

Оборудовать сказочную полянку,

Разбить клумбу декоративных растений,

Сделать вазоны, высадив в них однолетние цветы,

Высадить вдоль забора многолетние растения, посадить липы, яблони, кусты жимолости.





ОБЪЕКТ «Пограничная застава»

В школе в 1996 году открыты кадетские классы, многие выпускники которых сегодня- офицеры пограничной службы.

Мы гордимся своей дружбой и сотрудничеством с КПИ ФСБ России.

Сегодняшние кадеты не только занимаются военной подготовкой, но и активно участвуют в благоустройстве территории школы.

Цели создания:

Воспитание чувства коллективизма, трудолюбия,

Благоустройство экологически чистой зоны,

Бережное отношение к природе.

ОБЪЕКТ «Цветники у памятника»

« Кем бы ты ни был на войне,

Простым бойцом или комбатом,

Мы покланяемся тебе,

Увальский лыжник с автоматом»

Семионов

В самом начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года, на Увале формировался 32-й запасный лыжный полк. Здесь учились воевать на лыжах стрелки, минометчики, снайперы, минеры и саперы, разведчики. Всего было обучено 20 тысяч лыжников. Через полтора- два месяца они уезжали на фронт. Воевали на всех фронтах.

Ветераны- лыжники, вернувшись с фронта хотели увековечить память о тех, кто навечно остался на полях сражений. Решили воздвигнуть памятник.

Ребята нашей школы изучают историю создания памятника, проводят экскурсии, благоустраивают территорию у памятника. А клумбах высаживают красивые цветы, ухаживают в течении всего летнего периода, а это очень не просто. Вода для полива далеко. Ребята вместе с родителями привозят воду, высаживают рассаду, ухаживают за декоративными растениями. Очень гордятся успехами своего труда.





Помощь в реализации проекта оказывают

трудовые отряды и трудовые десанты.





ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

1. Совершенствование существующих экспозиций.

2. Создание коллекции семян декоративных, овощных и лекарственных.

3. Посадка саженцев сосны и уход за ними.

4. Посадка по периметру школьной территории молодых деревьев березы и рябины.

5. Расширение многообразия растений сада многолетников.

6. Создание цветника «Зеленая аптека».

7. Создание яркой мини-клумбы у входа в школу.

Приложение

АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Нравиться ли тебе пришкольный участок?

А) Да;

Б) Частично;

В) Нет.

2. Что хотел бы изменить на пришкольном участке?

А) Больше деревьев и цветов;

Б) Новые композиции;

В) Больше цветов.

3. Принимаешь ли ты участие в озеленении школьно территории?

А) Да;

Б) частично;

В) нет.

4. Хотел бы ты принять участие в реализации проекта «Школьный двор моей мечты»?

А) Да;

Б) В свободное время;

В) нет.

Отчет о проведенной работе в ходе реализации проекта

период 2014 год

Поставленные перед нами задачи по озеленению пришкольной территории реализовываются в полной мере. За лето были сохранены все саженцы цветов и молодых деревьев. Разбиты новые цветники.

Необходимо отметить, что проект вышел за рамки запланированной сферы реализации. В ходе реализации проекта был проеден конкурс сочинений и рисунков « Школьный двор».

Ведется активная работа по озеленению и благоустройству не только пришкольной территории, но и территории микрорайона Увал. В реализации проекта принимают участие трудовые отряды. С их помощью в микрорайоне были приведены в порядок тротуары и различные насаждения растений и деревьев. Планируется разбивка клумб у входа в школу, а также оформление клумб у памятника.

Помощь в благоустройстве территории школы оказывали многие родители обучающихся, а также спонсоры.

За 2014 год был оформлен уголок лекарственных трав и разбиты клумбы у входа в школу.

СМЕТА ПРОЕКТА НА 2015 ГОД

Наименование

Количество

Цена за 1 объект в рублях

Сумма в рублях

Инвентарь

Лейка

5 штук

Ведро

8 штук

Лопата

5 штук

Грабли

5 штук

Шланг

1 штук

Саженцы

Сосна

30 штук

1500

Береза

30 штук

1500

Боярышник

10 штук

Шиповник

10 штук

Жимолость

5 штук

Семена декоративных культур

Циния

10 пакетов

Настурция

10 пакетов

Рудбекия

10 пакетов

Адонис

5 пакетов

Брахикома

5 пакетов

Портулак

10 пакетов

Бадан

1 пакет

Борвинок

1 пакет

Молодило

1 пакет

Очиток

1 пакет

Ремонт забора

10000

Всего

16750

СПОСОБЫ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

    Саженцы деревьев и кустарников предоставит филиал Курганского лесхоза, так как обучающиеся, занимаясь в кружке «Лесничество», помогали выращивать посадочный материал в питомнике.

    На приобретение семян цветочно-декоративных культур и инвентаря планируется спонсорская помощь родителей обучающихся и заинтересованных в озеленении школьной территории, а также денежные выигрыши в конкурсах.

Проект озеленения и цветочно-декоративного оформления территории школы «Школьный двор моей мечты» - долгосрочный (2014-2015 г.г.).

Ответственные за реализацию этого проекта: заместитель директора по воспитательной работе Чумак Н. А., учитель биологии Емельянова О.И. и обучающиеся школы с 1 по 11 классы, а так же учителя школы.

Ожидаемые результаты.

* экологическое воспитание школьников в процессе проведения акций «Посади дерево», воспитание бережного отношения к живой красоте, созданной своими руками

* эстетическое оформление и озеленение территории школы;

* развитие у учеников элементарных практических навыков по способам посадки и выращивания кустарников, растений, приемам ухода за ними с учетом индивидуальных особенностей каждого вида;

* организация работы на пришкольном участке;

* стимулирование активной трудовой деятельности младших школьников;

* итоги акции будут освещены на страницах школьной стенной печати и на школьном сайте .

Заключение

Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

Школьный двор - понятие широкое. Можно говорить о паре лавочек и газоне перед парадным входом в здание, а можно - о хорошо оборудованной спортивной площадке, предназначенной для проведения физкультурно-спортивной деятельности с обучающимися школы, о заграждении вокруг школы. Это планы на будущее.

Благоустраивая нашу школу, тем самым мы улучшим облик микрорайона Увал, поскольку школа является одним из его культурных центров.

Наш школьный двор так хорош и прекрасен,

В нём яркие клумбы, дорожки вокруг.

Наш школьный двор цветами украшен,

Он создан трудами маленьких рук.

В нём каждый цветочек к солнцу стремится,

Искрящийся смех раздастся здесь вдруг,

Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,

Когда всё красивым будет вокруг!


Библиография.

1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. М. – «Молодая гвардия». 1972 2. Артомонов В. И. Занимательная физиология. – М. Дгропромиздат. 1991.

3. Верзилин. Н. Н. По следам Робинзона. – М. Просвещение. 1994.

4. Головин Б. Н. О чем говорят названия растений.- М. Колос. 1992.

5. Губанов И. А. Энциклопедия. Природа России. Пищевые Растения. Справочное издание.- М. 1996.

6. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях.- М. Дрофа. 2002.

7. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас определитель высших растений. – М. Просвещение. 1991.

8. Устименко Г. В. Справочник культурных растений.- М. Мысль. 1994.

Проект озеленения школьного двора позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность (планирование двора, изготовление фигур сказочных персонажей, посадка зеленых насаждений и уход за ними), самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы. Красивый участок у школы вызывает положительные эмоции, поднимает настроение. Для благоустройства школьного двора не требуется много средств.

Школьная территория занимает площадь 1,5 га. На ней расположены здание школы, спортивная площадка, цветники, деревья и кустарники. Состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное.
На задней части двора расположен искусственный водоем. Рядом удачно сочетаются: ирисы, виола, альпийская смесь и лебедь, выполненный из шины колеса. Но этого не достаточно. Мы решили внести дополнения: построить скамеечки для отдыха. Ведь всем известно, что вода успокаивает. Кроме этого было решено изготовить дополнительные цветники.

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование. Каждый цветок - это уникальное творение природы. Польза цветов в их красоте, а красота людям необходима. Цветники стали элементами декора пришкольного участка, служат прекрасным украшением для него. Этот год объявлен годом окружающей среды и посвящен 155-летию образования Амурской области, поэтому мы решили расширить видовое разнообразие цветов и оформить клумбу по данной теме. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего сада.
Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты.
Мы хотим, чтобы в нашем дворе каждый чувствовал себя комфортно, мог бы хоть на время окунуться в мир природы.

  1. ЦЕЛЬ:

Создание экологически благоприятной среды вокруг школы, озеленение и благоустройство школьного двора.

  1. ЗАДАЧИ:

Объединить усилия педагогов, учащихся, родителей, направленные на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создать единую духовную среду, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям;
- ландшафтное экологическое проектирование школьного двора;
- формировать у детей эколого-биологические знания;

Благоустроить школьный двор для отдыха и проведения внеурочных занятий.

2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .

Срок реализации проекта: февраль– сентябрь.

Группы, для которых осуществляется проект:

* Дошкольники

* Школьники младшего, среднего, старшего возраста

* Родители учащихся

Проект делится на пять этапов:

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта

февраль

Проектировочный

Построение схемы деятельности

февраль

Практический

Реализация проекта

Март - июнь

Аналитико – коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Май - июнь

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов.

Август - сентябрь

Подготовительный этап

Проектировочный этап

Практический этап

Мероприятие

Ответственный

Приобретение семян и выращивание рассады

Обработка почвы

учитель биологии, учащиеся старших классов

Высадка рассады

учитель биологии, учащиеся 5-7 классов

Благоустройство территории возле искусственного водоема

учитель биологии, учащиеся 5-9 классов

Осенние работы:

Подготовка семян к хранению;

Обработка почвы

учитель биологии, завхоз, учащиеся 5-9 классов

Ресурсная база проекта

Материальные:

Инвентарь: лопаты, грабли, метлы, носилки, ведра

Технические:

Трактор для подвоза земли.

Кадровые:

Завхоз,

Коллектив учителей,

Коллектив учащихся.

Требования к проекту.

1. Школьный двор в проекте озеленения должен выглядеть как единое целое.

2. Использовать различные виды художественного оформления: садовые скамейки, вазы – цветочницы, альпийскую горку, водоем.

3. Необходимо учесть виды растений при посадке в разных частях школьного двора.

5. Распределить задания по классам.

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные исполнители

1 ЭТАП

Подготовительный

(с 15.02.2013 г по 20.02.2013 г.)

Проведение анализа экологического состояния школьной территории

15.02.2013 г

Учитель биологии, завхоз

Проведение конкурса рисунков «Школьный двор глазами детей»

15.03.13 – 20.0313г

Учитель ИЗО

2 ЭТАП

Проектировочный

(с 20.02.2013 г. по 02.03.2013 г.)

Создание проектной группы

20.02.2013 г.

Учитель биологии

Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора

20.02.13 г – 27.02.13 г.

Учитель биологии, инициативная группа учителей и учащихся

3 ЭТАП

ПРАКТИЧЕСКИЙ

(с 03.03.2013 г. по 30.09.2013 г)

Посев рассады

01.04.13 – 14.04.13 г

Учитель биологии, уч-ся 5-7 классов

Обработка почвы. Высаживание семян цветов в грунт.

5.05.13 – 10.05.13 г

Учитель биологии, уч-ся

7-9 классов

Высадка рассады.

30.05.13 – 08.06 13 г

Учитель биологии

Оформление берегов водоема и благоустройство территории возле водоема

03.06.13 – 12.06.13 г

Учитель биологии, уч-ся

7-9 классов

Уход за посаженными цветочными культурами

В течение летнего периода

Учитель биологии, уч-ся

5-9 классов

Сбор семян, подготовка семян к хранению.

20.09.2013 г – 30.09.13 г

Учитель биологии, уч-ся

5-9 классов, завхоз

Полиэтиленовая пленка

15 м

300 руб.

Для искусственного водоема

ГСМ

10 л

350 руб.

Для подвоза земли

Краска

10 кг

1200 руб.

Для покраски вазонов и скамеек

ИТОГО:

4970

Из них: 2000 рублей – средства собранные со школьных дискотек,

3000 руб.- помощь администрации села

5. Ожидаемые результаты

Развитие у учащихся практических навыков выращивания растений.

Воспитание положительного отношения у обучающихся как к своему, так и к чужому труду, любви к природе.

Обогащение учеников эколого-биологическими знаниями.

Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Усиление мотиваций к добровольческой деятельности, заинтересованность детей трудом.

Оформление клумб, посвященных году окружающей среды и 155-летию образования Амурской области.

6. Заключение

МОКУ ООШ с. Белоцерковки работает в культурно-эстетическом направлении. Хорошее озеленение школы и содержание ее в порядке одна из ведущих задач в воспитании обучающихся, поэтому школьный двор, как неотъемлемая часть школы, должен соответствовать образу школы. Благоустройство школьного двора формирует у школьников любовь к родной природе, ответственность за ее состояние, воспитывает экологическую культуру учащихся и бережное отношение к окружающей природе.

Школьный двор - понятие широкое. Мы хотим создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы – таков был замысел данного проекта.

Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.


Руководитель проекта ТухтаеваКамолаРавшановна.

Описание проекта. Актуальность.

Белоглиновская основная школа находится в селе Белоглинка в центре села.

Школа – наш второй дом, потому что большую часть своего времени мы проводим здесь.

Территория школы – популярное место для всех жителей, место для проведения свободного времени, особенно в весенне – летний период. Поэтому обустройство спортивной площадки и зоны отдыха, игровой площадки и зоны отдыха, игровой площадки для воспитанников класса предшкольной подготовки и группы мини – центра является необходимым условием для организации спортивной работы среди учащихся, их родителей и молодежи, а также организации культурного отдыха, привитие навыков здорового образа жизни через проведение массовых игр, мероприятий, соревнований.

Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, родителей, можно украсить территорию школы, превратить ее в зону отдыха не только для учащихся, но и для населения всего поселка. Красота, созданная своими руками станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Проект «Озеленение школьного двора» требует активного участия всех подразделений школы – от администрации до каждого школьника.

Цель проекта: Создать на территории школьного двора эстетические и

функциональные условия для детского и семейного отдыха, занятия спортом во внеурочное время.

Задачи:

Изучить специальную литературу;

Осуществить обустройство спортивной площадки и зоны одыха на территории школы;

Создать инициативную группу по координированию работы над проектом;

Разработать эскиз по оформлению школьной территории;

Провести конкурс на лучшую рассаду между классами;

Трудоустроить подростков на летний период;

Осуществить план работы.

Механизмы и план реализации проекта:

1.Изучение специальной литературы по садоводству, цветоводству, ландшафтной архитектуре.

2. Составление графика выполнения работы по озеленению, благоустройству.

3.Выполнение проекта благоустройства и озеленения школьного двора.

4. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

2013-2014

Зам.директора по воспитательной работе, учителя биологии, географии,

классные руководители

2.Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3.Творческие работы учащихся

2014-2015

Классные руководители,

.

1.Создание композиционных ансамблей.

2. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

2.Анализ проделанной работы.

3.Выработка новых предложений с учётом анализа и необходимости.

2015-2016

Классные руководители,

Зам.директора по воспитательной работе, учителя биологии, географии .

Ожидаемые результаты проекта:

    В процессе выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты:

    Формирование экологических знаний учащихся

    Повышение уровня социальной успешности у школьников

    Озеленение и благоустройство школьного двора

    Создание интересных композиционных ансамблей

    Повышение мотивации жителей села к благоустройству своих участков.

Практическая значимость проекта:

Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными. Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям,делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе..

Срок реализации проекта:

    2014 – 2015 г: февраль – сентябрь.

Группы, для которых осуществляется проект:

Дошкольники

Школьники младшего, среднего, старшего возраста

Родители учащихся.

В ходе реализации проекта планируется сделать ограждение садового участка, благоустройство школьной территории (спортивная площадка, скамейки).

Проект делится на пять этапов:

Подготовительный этап

Проектировочный этап

Разработка проекта школьного двора:

Создание проектной группы;

Составление плана озеленения и благоустройства школьного двора.

Учитель технологии

Практический этап

Ресурсная база проекта

Материальные:

    ограждение,

    столбы,

    инвентарь: лопаты, грабли, метлы, носилки,

Технические:

    машина для вывоза мусора, подвоза столбов, заготовок

для ограждения, песка, глины.

Кадровые:

Директор,

Завхоз,

Коллектив учителей,

Коллектив учащихся,

Родители.

Требования к проекту.

1. Школьный двор в проекте озеленения должен выглядеть как единое целое;

2. В композицию следует включить деревья, пеньки, которые растут на территории;

3. Использовать различные виды художественного оформления: садовые скамейки, вазы – цветочницы;

4. Необходимо учесть стороны света;

5. Распределить задания на классы.

План работы классных коллективов.

1. Обсуждение задания.

2. Познакомиться со специальной литературой, советы любителей – садоводов,

3. Приготовить землю для рассады.

4. Заготовить емкости для рассады.

5. Изучить требования к цветочной рассаде

6. Посеять семена.

7. Рассадить рассаду.

Задания на классы.

1 класс – цинний, кабачки,

2 класс –цинний, тыква.

3 класс – астры, огурцы.

4 класс – петунии с рассадой, огурцы.

5 класс – бархатцы, морковь.

6 класс –бархатцы, лук

7 класс – бархатцы, свекла, фасоль.

8 класс – туя, помидоры, петрушка.

9 класс – петуния, помидоры, укроп.

Подробный рабочий план

План работы на школьном огороде.

Май

1. Привести воду.

2. Отремонтировать забор, калитку.

3. Приобрести садовый инвентарь, лейки.

4. Заготовка семян картофеля.

5. Закупка семян овощей.

4. Организовать охрану огорода. (план – график для сторожей, дежурного персонала, дворника)

5. Чистка огорода.

6. Подвоз удобрения.

7. Распределение удобрения по территории.

8. Пахота огорода.

9.Посадка картофеля.

Июнь

1. Ручная копка под грядки.

2. Формирование грядок.

3. Посадка овощей

4.Высадка капусты

5.Оформление клумбы

6.Высадка цветов

7.Прополка грядок

8.Полив

9.Обработка картофеля

10.Окучивание картофеля

11.Рыхление грядок

Июль

1. Прополка картофеля

2.Прополка грядок

3. Полив грядок

4.Окучивание картофеля

5.Кошение травы вдоль забора

Август

1. Прополка картофеля

2.Прополка грядок

3.Полив грядок

4.Прополка картофеля, грядок.

Сентябрь

1. Уборка картофеля

2. Уборка овощей

3. Засолка пряностей

4. Уборка огорода

5. Подготовка семян к хранению

6. Заготовка земли на рассаду.

Проект

по благоустройству школьного двора

«Творческая мастерская «ЛЕТО»

Руководители проекта:

Глинская Ольга Викторовна -заместитель директора по ВР

Исполнители:

Асабина Раиса Анатольевна - заместитель директора по АХЧ

Классные руководители 5-10 классов:

Кондакова Татьяна Анатольевна

Исакова Татьяна Анатольевна

Тюдина Людмила Валерьевна

Тарханова Юлия Александровна

Сальникова Ольга Николаевна

Леонтьева Лидия Ивановна

Вильгельм Лариса Геннадьевна

Гажала Ольга Александровна

Шатилова Нина Николаевна

Бабенкова Любовь Алексеевна

Эпп Жанна Гергардовна

Ермакова Татьяна Валерьевна

Родители классных коллективов и представители родительских комитетов.

Учащиеся гимназии 5-10 классов.

    Цель и задачи____________________________________________ 3

    Обоснование основных идей проекта________________________ 4

    Этапы реализации проекта ________________________________8

    Смета расходов на реализацию проекта_____________________ 11

    Работа по озеленению и благоустройству школьного двора____ 12

1. Цель нашей работы:

  1. Организовать практическую деятельность по комплексному благоустройству территории гимназии.
  2. Улучшение экологического состояния двора гимназии и прилегающей территории как составной части жизненной среды, влияющей на здоровье детей.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить прилегающую к зданию территорию.
  2. Изучить научную литературу о ландшафтных дизайнах.
  3. Разработать план благоустройства школьного участка.
  4. Создать атмосферу содружества, сотворчества, сотрудничества учащихся, педагогов и родителей в работе над благоустройством, эстетическим оформлением и озеленением территории гимназии.
  5. Пропаганда здорового образа жизни и формирование экологического мировоззрения.
  6. Привлечение внимания учащихся к решению актуальных проблем школы.
  7. Развиватьу детей чувство ответственности за порученное дело, умение планировать работу и реализовывать планыпо благоустройству территории гимназии.
  8. Формировать у детей активную жизненную и гражданскую позицию посредством привлечения их к практической деятельности по озеленению и благоустройству пришкольной территории.

2.Обоснование основных идей и планируемый результат:

  1. Организация социально-значимой общественной деятельности гимназистов;
  2. Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
  3. Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры. Формировать бережное отношение к окружающей среде.
  4. Изменение внешнего облика пришкольного участка, путем предоставления обучающимся дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

Мы решили преобразить двор гимназии, разработав проект «Творческая мастерская «ЛЕТО!». Основная идея - создание на пришкольном участке художественных композиций, несущих в себе эстетическую и практическую направленность.

Инструментом для реализации проекта становятся в первую очередь клумбы, рабатки, бордюры - элементы цветника. Они служат для декоративного оформления участка. Клумба может быть округлой, прямоугольной, квадратной, ромбовидной формы. Центр клумбы должен немного возвышаться над краями. Декоративные растения на клумбе сажают от центра к бортам. Высокорослые культуры размещают в центре, низкорослые ближе к бортам. В центре клумбы обычно высаживают крупные красивые цветы. Рабатка - длинная, сравнительно узкая прямоугольная грядка с ровной поверхностью. Служит для оформления проезжей дороги, пешеходных дорожек, длина произвольная, но лучше делать прерывистые рабатки, чтобы избежать однообразия. Бордюр - это узкая (10 - 20см) полосная посадка низкорослых декоративных растений в виде одноцветной обрамляющей каймы по краям газонов, рабаток. При цветочном оформлении клумб, рабаток и бордюров важно учитывать правила сочетания различных колеров. Негармоничное сочетание малоприятно для глаз.

Мы решили в своём проекте использовать смешанный стиль, который сочетает регулярную и пейзажную планировки.

Во-вторых, под пристальное внимание попадают цветы .Цветы - украшение, фон, элемент декоративного покрытия и постоянные жители нашего участка. Без цветов не обойдется ни один земельный надел. Цветы действительно украшают участок.

Цветы требуют определенного тщательного ухода. Красота цветника зависит не только от сочетания растений по окраске, фактуре, высоте, времени цветения, но и от того, какие условия будут созданы для ухода. Каждый вид растений по-своему требователен к влаге, свету, почве. Одни нужно пересаживать весной, другие осенью. Каким-то растениям нужен частый полив, посаженным по соседству - воды требуется мало. Цветочных растений так много и они так разнообразны, что их разделяют по ряду признаков.

По продолжительности жизни все цветочные растения делятся на однолетники и многолетники. У однолетников жизненный цикл, т.е. период от посева до образования новых семян и полного отмирания, проходит за 6-7 месяцев. Неблагоприятный зимний период они переносят в виде семян.

Многолетники сохраняются зимой в виде корневищ, клубней, луковиц. Каждый год у них вырастает новые побеги. С третьего года жизнеспособность падает, цветение становится слабым, многие из них погибают. Нами использованы для украшения как однолетние, так и многолетние растения.

«Краски лета» - это группа арок вокруг комплекса каменных вазонов. Арки придают комплексу ощущение невесомости и позволяют использовать элемент вертикального озеленения.

Особое внимание уделяется разбивке газонов. Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов. Но газон на участке - не только элемент декоративного оформления. В жаркое время дня температура воздуха на газоне (на высоте корпуса человека) на 6-7 градусов ниже, чем на асфальтовом покрытии. Это происходит потому, что подстриженная трава интенсивнее испаряет влагу, повышает влажность земли и поэтому в целом улучшает микроклимат сада.

Известно так же, что газон поглощает пыль и в значительной мере снижает уровень шума. Газон еще и «санитар» нашего участка: в слое дерна, образуемого корневой системой трав, быстрее минерализуются органические вещества, и это способствует очищению почвы от вредных микроорганизмов и сорняков. Необходимыми условиями для роста и развития травяного покрова является плодородие субстрата. Оно заключается не только в достаточном количестве питательных веществ, но в благоприятном соотношении воды и воздуха в субстрате. Избыточное увлажнение тоже неблагоприятно, поскольку вода может полностью вытеснить воздух, и корневые системы начнут «задыхаться». Поэтому за газоном требуется специальный уход и специальные инструменты.«Все мы родом из детства» — площадка для отдыха. Этот живой уголок предназначен для уединения, разговоров по душам, соединения с природой. Здесь расположена небольшая беседка, которую окружают «кувшинки» и лебеди. Раскидистый вяз создает приятное затенение. Как украшение - декоративные улитки в траве, «сельский домик» и деревянная изгородь. Здесь можно посидеть с друзьями и даже целым классом. Это спокойный и красивый уголок двора, помогающий человеку расслабиться, почувствовать свою сопричастность с миром Природы. Также эстетическую направленность несет в себе композиция «В гостях у сказки» .

На территории двора гимназии и прилежащей территории произрастают хвойные и лиственные деревья. Без лиственных деревьев, сбрасывающих свой убор на зиму, невозможно представить себе наш школьный двор. Листва пожелтела и опала, ветки гнутся под тяжестью снега, но с приходом весны появляются новые почки и зеленеют первые клейкие листочки.

На данном этапе работы над проектом нами были сделаны следующие выводы:

  1. Разработка проекта «Творческая мастерская «лето» - это продвижение вперёд в благоустройстве территории гимназии.
  2. Озеленение и благоустройство гимназического дворика - это совместная коллективная работа, где необходимо единое взаимодействие между педагогами, являющимися консультантами(учителя биологии, технологии, физкультуры и др.), детьми, ставшими генераторами идей по благоустройству двора,и их родителей, принявших активное участие в подготовке и реализации проекта.
  3. Развивается интерес к дизайну, проявляется креативность как отдельных учащихся, так и коллективноетворчество.
  4. Работа с гимназистами над проектом «Красота вокруг нас» позволяет воспитывать социальную ответственность, нравственные чувства и убеждения, эстетическое сознание, и воспитывает экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни.
  5. Работа над проектом в целом свидетельствует о способности учащихся самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировала способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий.

На данный момент работа над благоустройством гимназического дворика по проекту «Красота вокруг нас!» находится в стадии реализации и есть, несомненно, планы на дальнейшее его развитие. Но на сегодняшний день гимназию окружают все «Краски лета», обрамленные в изысканные вазоны и вертикальные конструкции для озеленения, пестрое разноцветье и незатейливые, но по-детски трогательные дополнения к экстерьеру школьного дворика, созданные руками детей. Всё это творчество, реализованное совместными усилиями детей, педагогов и родителей, радует глаз прохожих и вызывают гордость у гимназистов за свою школу и за проделанную работу по её благоустройству.

Социальный проект

«Благоустройство

школьного двора»

Механизм реализации:

1.Познакомить учащихся с проектом.

2.Выбрать ответственных за реализацию проекта.

3.Провести все запланированные мероприятия в срок.

4.Контролировать и оказывать необходимую помощь.

5.Подвести итоги проекта.

1.Анкетирование.

2.Агитация.

3.Акция «Аукцион идей»

4.Открытые классные часы «Школьный двор моей мечты»

5.Презентация школы.

Функциональные обязанности:

    Учащиеся образовывают рабочие группы под руководством командиров и классных руководителей.

Цели Проекта:

Создание эстетически привлекательного оформления территории, соответствующего современным архитектурно-планировочным и природоохранным требованиям

Задачи Проекта:

    Улучшение эстетического образа окружающей природной среды посредством благоустройства территории и здания школы.

    Знакомство с видовым разнообразием растений, используемых в озеленении.

    Знакомство с различными формами ландшафтного дизайна территории.

    Приобретение трудовых навыков, умения работать с сельскохозяйственным и садовым инвентарем.


Ожидаемые результаты
- повышение уровня заинтересованности в в эстетическом оформлении пришкольного участка
- развитие организаторских способностей учащихся
- благоустройство и озеленение школьной территории
- повышение экологической и эстетической культуры учащихся
- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья
- привлечение внимания населения к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства
- пропаганда экологической культуры учащихся
- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды

Ресурсы:

Кадровые: учителя, учащиеся, учитель биологии, технический персонал.

Информационные:специальная литература, Интернет.

Материальные: почва, семена, садовый инвентарь (лопата, лейки и др.)
Финансовые: за счет средств бюджета образовательного учреждения.

Сроки реализации проекта –февраль-май
Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный
2 этап – практический (исследовательский)
3 этап – обобщающий



Описание проекта

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея нашего проекта заключается в сознании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка.
Первоочередной нашей задачей для реализации идеи было изучение литературы по ландшафтному дизайну.
Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги..


I. Обоснование актуальности проекта

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Мы выбрали эту проблему потому, что:
- пришкольный участок недостаточно озеленен;.
Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность.
Школа расположенная в центре села, школьный участок должна естественным образом быть примером для жителей села.

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: эстетической, экологической, биологических, социальной, медицинской. Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего. Проект служит для решения этой задачи.

II. Цели и задачи реализации проекта

Цели:
- содействие улучшения экологической обстановки в селе через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка
- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей села в благоустройстве пришкольного участка
- используя коллективно-творческую деятельность выполнить озеленение пришкольного участка.

Задачи :
- сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции
- воспитание эстетической культуры и экологического сознания школьников
- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников
- усилить региональную направленность экологического образования
- привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов
-сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды
- развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории
- преобразовать и благоустроить пришкольную территорию
- провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся

III. Сроки и этапы реализации проекта
Сроки: февраль-май 2014-2015г.

Этапы:
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – обобщающий
4 этап – информационно – просветительский

IV. Сведения об исполнителях проекта
Исполнителями проекта являются учащиеся, педагоги школы.

V. Ожидаемые результаты

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- развитие организаторских способностей учащихся;
- благоустройство и озеленение школьной территории;
- ежегодная организация экологического отряда школы,
- повышение экологической культуры учащихся;
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
- привлечение внимания населения села к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;
- пропаганда экологической культуры учащихся;
-расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;

VI. План основных мероприятий проекта

Срок.

Ответственный

Результат

Оценка экологической обстановки. Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, изучение состояния здоровья детей, занятости учащихся и др. исследования по теме проекта

Февраль

Кл. рук-ли

Определение цели и задач проекта

май

Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы «Аукцион идей»

февраль

Уч. ИЗО

Уч-ся 5-11 кл

Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий

В течение

года

Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта.

Приобретение семян,

март

Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории

апрель

Уч. ИЗО

Организация творческих групп, работающих по теме проекта

март

Акберова З.Р.,

Подготовка территории к благоустройству и озеленению

май

Уч.биолог, технологии

Организация работы экологического и трудового отрядов

май

Уч.географии

Высадка цветочной рассады

Выращивание рассады

Май

март

Уч.биолог, технологии

цветоводы

Уход за растениями

Апрель-май

Трудовые сектора,цветоводы

Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории школы

Май-июнь

Проведение школьной ярмарки

март

Подведение итогов проекта

презентация.

май



Похожие публикации