Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей

Психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга. Родился в г. Ленинграде в 1949 г. Окончил Лениyградский педиатрический медицинский институт в 1972 г. После окончания заочной аспирантуры по детской психиатрии при кафедре психиатрии ЛПМИ в 1982 г защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей". На протяжении более 10 лет работал психиатром сначала в Новгородской области, а затем в Ленинградской области. В 1984-1985 работал ассистентом кафедры психопатологии и логопедии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. С 1985 г. и до момента ее закрытия в 1996 г. работал ассистентом, а затем доцентом кафедры детской психиатрии ФУВ Лениградского педаиатрического медицинского института (сейчас – Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия). Начиная с 1996 г становится научным руководителем НОУ педагогических новаций и технологий, «Учебный центр «Престо»», совмещая эту работу с преподавательской деятельностью в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, Академии последипломного педагогического образования г.Санкт-Петербурга, Московском городском психолого-педагогическом университете. Область научных исследований: детская психиатрия, логопатология детского возраста, нейропсихология и нейролингвистика детского возраста, коррекционная психология. Изучая нарушения чтения и письма с клинико-психологических позиций, внес существенный вклад в раскрытие механизмов дислексии. Разработал единственную пока в России методику раннего выявления дислексии (МРВД), изданную МЗ СССР в 1982 г. и первую в России стандартизованную методику диагностики дислексии (СМИНЧ). Разработал теорию комплексного медико-психолого-педагогического преодоления дислексии, авторскую методику ее коррекции у школьников и методы профилактики дислексии у дошкольников. Эти материалы легли в основу книги «Дислексия и дисграфия у детей» вышедшую в свет в 1995 г. и в последующих переработанных и дополненных ее переизданиях в 1997 и 2003 гг. С 1983 г. А.Н.Корнев занимался изучением клинико-психологических и нейролингвистических механизмов недоразвития устной речи у детей. Полученные результаты легли в основу книги «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты» и позволили заложить основы нового научного направления: «логопатология детского возраста». Эта книга была признана лучшей работой 2001 г., а ее автор А.Н.Корнев стал лауреатом премии Министерства науки и технологий Российской федерации по приоритетному направлению «Технологии живых систем». В 2006 г. итогом проведенных исследований стала успешно защищенная им диссертация на тему: «Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи». По вышеперечисленной тематике А.Н.Корневым опубликовано более 80 печатных изданий, в том числе 8 книг и учебно-методических пособий. Результатами работы в качестве научного руководителя НОУ «Учебный центр Престо» стали разработанная под его руководством дошкольная образовательная программа нового поколения «Личность», комплекс коррекционно-развиваающих программ для детей младшего и дошкольного возраста, авторская методика полуглобального обучения чтению, авторская модель психолого-логопедического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях. С 1996 г. А.Н.Корнев преподает на факультете клинической психологии СПбГПМА, а в 2007 г. избран на должность профессора кафедры общей и прикладной психологии этого же факультета.

В какой бы школе ни работал психолог - в массовой или специальной для детей с теми или иными отклонениями в развитии, он обязательно сталкивается с явлениями школьной неуспеваемости. В частности, в его практике встречаются дети с нарушениями письменной речи. И педагоги, и психологи в этом случае, как правило, не оставляют детей без внимания и стараются им помочь, но делают это не всегда адекватно, что не приводит к положительным сдвигам. Такие дети, по мнению автора, нуждаются в специализированной помощи, причем не только педагогической, но и медицинской. В связи с этим перед практическим психологом встает профессиональная задача выявления детей со специфическими нарушениями чтения (дислексией) и специфическими нарушениями письма (дисграфией).
Данное издание поможет психологу успешно справиться с поставленной задачей. Правда, не совсем понятно, почему оно вышло в серии «Детская психология», так как предназначено оно, как это следует из аннотации, прежде всего педагогам, детским психиатрам и невропатологам. Что касается психологов, то их задача, с одной стороны, весьма скромная, а с другой - очень важная: не пройти мимо данного нарушения и постараться убедить родителей ребенка в необходимости его всестороннего обследования с последующей медицинской и педагогической коррекцией.
В этой связи хочется обратить внимание психологов на приводимые автором методики исследования письменной речи детей, в том числе методику раннего выявления дислексии. Последнюю целесообразно использовать при определении психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Практическая направленность издания отнюдь не означает легкого и быстрого чтения. Эта книга, которая выходит уже третьим изданием, является обобщением более чем 20-летнего изучения проблемы и рассчитана на подготовленного читателя, знакомого с явлениями дислексии и дисграфии. Ее главная особенность - комплексный медицинский и психолого-педагогический подход к анализу нарушений письменной речи, что, по-видимому, отражает и уровень знаний об этих явлениях, и их сложность.
Автор обращает внимание на то, что в основе дислексий и дисграфий лежат как органические, так и функциональные нарушения нервной системы, а также неадекватные условия обучения и воспитания (так называемые дидактогенные факторы). Потому и методы диагностики и исправления данных недостатков должны быть комплексными и включать в себя, наряду с собственно педагогическими, и медикаментозные средства. По прочтении книги становится понятным, что необходимость участия психолога в коррекционной работе несомненна, но речь может идти именно об участии, так как психолого-педагогические методы воздействия явно недостаточны.
Это - одна из тех книг, которые не требуются психологу в его ежедневной практической работе (исключение составляют психологи, занятые изучением аномального детства), но их полезно иметь на своей книжной полке, с тем чтобы в нужный момент получить недостающую информацию.

Марина СТЕПАНОВА

Статья опубликована при поддержке компании "La Redoute". Интернет-магазин компании предлагает женскую, мужскую и детскую одежду эксклюзивных брендов по выгодной цене. В наличии имеются большие размеры. Новая коллекция осень-зима 2014 включает в себя большой выбор юбок - длинная зелёная юбка , юбка с волнами, из вышитого тюля, с рисунком и другие. Посмотреть полный каталог одежды, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.laredoute.ru/.

Корнев Александр Николаевич (1949, Ленинград) — психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга.

Окончил Ленинградский педиатрический медицинский институт в 1972 г. После окончания заочной аспирантуры по детской психиатрии при кафедре психиатрии ЛПМИ в 1982 г защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей».

На протяжении более 10 лет работал психиатром сначала в Новгородской области, а затем в Ленинградской области. В 1984-1985работал ассистентом кафедры психопатологии и логопедии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. С 1985 г. и до момента ее закрытия в 1996 г. работал ассистентом, а затем доцентом кафедры детской психиатрии ФУВ Ленинградского педиатрического медицинского института (сейчас — Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия). Начиная с 1996 г становится научным руководителем НОУ педагогических новаций и технологий, «Учебный центр „Престо“», совмещая эту работу с преподавательской деятельностью в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, Академии последипломного педагогического образования Санкт-Петербурга, Московском городском психолого-педагогическом университете.

Область научных исследований: детская психиатрия, логопатология детского возраста, нейропсихология и нейролингвистика детского возраста, коррекционная психология. Изучая нарушения чтения и письма с клинико-психологических позиций, внес существенный вклад в раскрытие механизмов дислексии.

С 1983 г. А.Н.Корнев занимался изучением клинико-психологических и нейролингвистических механизмов недоразвития устной речи у детей. Полученные результаты легли в основу книги «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты» и позволили заложить основы нового научного направления: «логопатология детского возраста». Эта книга была признана лучшей работой 2001 г., а ее автор А.Н.Корнев стал лауреатом премии Министерства науки и технологий Российской федерации по приоритетному направлению «Технологии живых систем».

В 2006 г. итогом проведенных исследований стала успешно защищенная им диссертация на тему: «Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи». По вышеперечисленной тематике А.Н.Корневым опубликовано более 80 печатных изданий, в том числе 8 книг и учебно-методических пособий.

Книги (2)

Как научить ребенка говорить, читать и думать

Книга предназначено для развития у детей раннего и дошкольного возраста связной речи, памяти, внимания, мышления и навыков понимания при чтении. Игры и занятия пособия предназначены для воспитателей и родителей, проводящих занятия с детьми в возрасте от полутора до семи-восьми лет.

Пособие состоит из двух брошюр: одна из них содержит разрезные картинки, другая — методическое руководство по использованию материала. Его могут использовать как родители в домашних условиях, так и специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) и воспитатели детских садов.

Основы логопатологии детского возраста

Клинические и психологические аспекты.

Книга является первым в России изданием, посвященным клинико-психологическому описанию разных форм недоразвития речи у детей.

Дается детальное описание симптомов и синдромов, встречающихся у детей с патологией речи. Анализируются медицинские, психологические и логопедические проявления недоразвития речи.

В книге систематизированы данные не только отечественных авторов, но и ведущих зарубежных специалистов. Подробно изложены принципы и методы диагностики недоразвития речи, методы логопедической и психологической помощи детям. Данное издание содержит информацию о новых достижениях в психолингвистике, нейропсихологии, нейролингвистике, логопедии, логопатологии и детской психиатрии.

Психология овладения письмом

Термин «письмо» фактически объединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации. (7 стр)

Письмом мы называем и способ перекодирования, то есть набор правил перехода от одной системы символов к другой (от звукового языка к письменному языку), именуемый правописанием. В русской альфабетической системе письменности он включает операции символизации (обозначение звуков буквами) и процедуру моделирования фонематической структуры слова с помощью графических знаков. Система правил перекодирования и определяет отличия одного вида письменности от другого: пиктографическое, идеографическое, силлабическое, альфабетическое.

Русское правописание базируется на нескольких основных принципах (разными авторами выделяется от четырех до восьми различных принципов). Среди них ведущими и наиболее общепринятыми можно считать: фонетический, или, точнее, фонематический, традиционный и этимологический или морфологический.(8 стр)

Фонетический принцип (основа графики: логически главенствующий, но его употребление резко ограничено морфологическим и традиционным принципами. Это как бы основное правило, имеющее массу исключений. В соответствии с фонематическим принципом буквенное обозначение полностью соответствует тем фонемам, которые слышны в слове вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции они находятся («пиши как слышишь»).

Морфологический принцип заключается в том, что при написании сохраняется постоянство буквенного обозначения морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их произнесения. При этом фонемы слабых позиций, связанные отношением позиционного чередования фонемами сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам сильных позиций. Именно на этом принципе основано большинство правил орфографии.

Традиционный принцип создает еще один род исключений как из фонематического, так и (в меньшей степени) морфологического принципов. Он сохраняет исторически старое написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу, и поэтому называется еще историческим. В школьной программе это так называемые «словарные слова». (9 стр)

Навык символизации, т. е. буквенного обозначения фонем, формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания.

Первым проявлением способности к символической деятельности в онтогенезе является появление символической игры с характерными для нее действиями игрового замещения предметов и предметного изображения в рисунках. С того момента, как ребенок переходит от каракулей к изображению форм, которым дает названия, начинается развитие графического символизма. В отличие от письма это символизм первого порядка (т. е. означаются конкретные предметы, а не слова, которые сами являются знаками). Овладение рисованием - это освоение знаковой деятельности. На ранних этапах развития ребенок сначала изображает что-то, а потом придумывает этому название. Незрелость подобных способностей даже при достаточном умственном развитии затрудняет овладение графемами.

Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:

1) дофонетическая стадия - полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей;

2) начальный этап овладения восприятием фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам.

Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики);

3) дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается;(11стр)

4) правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны;

5) завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно, перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова. (12 стр)

Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа: сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, т. е. установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв. (13 стр)

Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. (14 стр)

Психологическая структура деятельности письма несколько различается при создании разных форм письменной продукции: списывании, диктанте, изложении, сочинении, письменном сообщении различных жанров (письмо друзьям, дневник, конспект лекции, заявление, научное или художественное произведение). Письмо как вид деятельности можно представить в виде последовательности операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему [Анохин(17 стр)

Следует иметь в виду, что психологически реальный процесс овладения письмом часто не совпадает с нашими умозрительными теоретическими представлениями об этом. Большинство из них построено на теоретической модели, положенной в основу той или иной методики обучения письму. Нет никаких убедительных фактов, которые бы свидетельствовали о том, что методы и правила, предлагаемые ребенку, действительно всегда используются им и помогают ему. Тем не менее, методика обучения, безусловно, оказывает существенное влияние на психологическое содержание процесса формирования навыков письма. (20 стр)



Похожие публикации