Познание. Урок-экскурсия "казачья горница" Как называется центральное место в хате казака

Карпова Римма Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: с. Кривенковское Туапсинский район Краснодарский край
Наименование материала: урок кубановедения
Тема: "Казачья хата"
Дата публикации: 31.07.2017
Раздел: начальное образование

Урок Кубановедения по теме: «Казачья хата».

Цели и задачи урока:

Знакомство с историей и культурой Кубани, бытом

кубанского казачества на основе изучения внутреннего

убранства хаты,

Развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного

Воспитание любви к родному краю, через познание её

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация к уроку, «карта-схема», карточки с новыми словами,

иллюстрации по теме, раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

учителем

2.Проверка

изученного

Давайте вместе определим тему урока. Для этого

выполним три задания.

Подберите подходящее по смыслу слово:

Кубанская

Деревня – корень «дерево», т.е. «место

очищенное от леса». А казаки обживались в

Село –

Станица –

большое казачье селение. Казаки в

степи выбирали место, останавливались.

Дом казака – это…

2-3 человека

2-3 человека

Изба – деревянный крестьянский дом в

деревне. А казачьи дома были не деревянные

Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата - постройки на юге, которые начинались

непосредственно на земле.

Я знаю, что на прошлом уроке

Кубановедения вы познакомились со

способами построения казачьей хаты.

В ходе урока мы будем работать со

страничкой из «Казачьего словарика». Она

понадобится нам, чтобы выполнить 3-е

Прочитайте первую строчку в словарике.

(кирпич из глины с примесью соломы.)

О каком строительном материале идёт речь?

(саман) Запишите, диктуя по слогам.

Прочитайте вторую строчку (частокол, плетень

обмазанный глиной.) О чём говорится здесь?

Это …Запишите: турлук.

Мы с вами вспомнили эти понятия, для того,

чтобы сравнить два текста. Прочитайте.

Саманная хата

Турлучная хата

Женщины и дети

месили ногами глину

с соломой, мужчины

формировали её в

кирпичи, сушили, а

затем из них

выкладывали стены.

Пол - глинобитный.

Крыша - из камыша

или соломы.

Хата представляла

собой каркас из

прутьев, обмазанный с

двух сторон глиной. Пол

– глинобитный. Крыша -

из камыша или соломы.

Снаружи хату белили.

Входя в хату, человек

крестился

повернувшись к иконе.

Главным местом в доме

был «Красный угол».

Поднимите карточку, где описывается хата из

сама на? Докажите словами из текста.

Поднимите карточку, где описывается турлучный

способ построения хаты. Почему вы так решили?

Прочитайте слова из текста.

Что нового вы прочитали в тексте? Прочитайте.

Работа со

словариком

Саман, турлук

Работа в парах

(самостоятельное

чтение текстов)

Читает 1 ученик

Ответы учеников

3.Сообщени

Мы с вами сегодня представим, как выглядела

хата казака внутри. Это и есть тема нашего урока.

Нам помогут в этом карточки – путеводитель.

«Красный угол» был центральным местом в доме.

«Красный»

от слова красивый, нарядный. Ещё его

называли «Святой».

В самом освещённом углу комнаты помещались иконы.

На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи,

книжки с молитвами.

Казаки были верующими людьми и жили по закону

божьему, просили помощи в любых делах у бога.

Откройте тетради на стр.42 (2-ой абзац)

Какое слово встретилось впервые?

Найдите в словарике, что называют «божни цей»?

Прочитайте.

Запишите.

Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)

Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в

угол хаты? Выберите. (икону)

Чем украшены иконы?

Полотенцем белым, с ярким узором. Такое

полотенце расшитое вышивкой называлось –

Разные рушники имели разное значение.

Давайте посмотрим на другие рушники.

Для чего они были нужны, почему так назывались?

«Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они

украшали комнату.

«Утирач» - им вытирали лицо.

«Зеркальные» - ими украшали зеркала.

«Церковные» украшали иконы.

Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались

к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе

девушка должна была вышить не менее 40

рушников на различные праздники.

Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти,

наволочки. Считалось, что вышивка защищала от

злых духов. В доме были рукодельные половики и

Работа с тетрадью стр.44 (1 абзац)

Давайте украсим нашу комнату предметами

рукоделия.

Молодцы! Как преображается наша комната.

Найдите в «Кубанском словарике» значение слова

«рушник». Прочитайте.

Работа со

словариком

божница

вклеиваем

Вклеиваем

занавески,

половичок.

Работа со

словариком

Запишите.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь.

Работа с тетрадью стр.42 (1 абзац)

В хате можно было обойтись без кровати или

шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про

неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет,

печка – мать родная».

Печь часто оживала в народных сказках. Она

укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался

Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в

печи родились».

Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?

Это место так и называется - «лежанка».

Найдите в словарике значение слова «лежанка».

Покажите, где в печи готовили еду?

Посуду ставили в «устье».

Отгадайте загадки и узнаете какой посудой

пользовалась казачка.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром кручённая,

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

Глиняная …(миска)

Стоит толстячок,

Подбочинивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (самовар)

Работа с тетрадью стр.44 (3 абзац)

рушник

Вклеиваем

Работа со

словариком

лежанка

Как называлась посуда изображённая у вас в тетради?

Все ли названия знакомы?

Объяснение какого слова записано у вас в

словарике?

Записали.

Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной

посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко,

месили тесто, засаливали огурцы)

Давайте расставим посуду на полки.

Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок)

А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел

много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:

« Я вошёл в хату: две лавки и стол, да

огромный сундук возле печи составляли всю её

Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?

Давайте расставим мебель в нашей хате.

Мебель изготавливал казак. Она была простой и

практичной.

Для чего в доме сундук?

Для чего нужна лавка?

Найдите в словаре объяснение слову – лавка.

До широкого распространения кровати люди спали

на сундуках, лавках и на полу.

Работа со

словариком

макитра

Вклеиваем

Вклеиваем

стол, стол,

лавка

5.Итог урока

Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату Казака?

А можем мы оказавшись сегодня в казачьей хате

рассказать, что бы мы увидели?

Ответ ученика.

Выставление оценок.

6.Рефлексия

Ребята, мы воссоздали картину из прошлого.

Страничка из «казачьего словарика» помогла

познакомиться с новыми понятиями.

Давайте поделимся своими впечатлениями о том,

что узнали на уроке.

Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма

уже есть.

Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я

узнал ___________________. Продолжите.

Спасибо за урок.

Что сегодня изменилось в казачьем доме?

6. Домашнее

Дома, открыв стр. 42 по 44 вы вспомните, о чём мы

говорили на уроке и нарисуете свою хату.

  • познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
  • привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

Ход урока

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Как вы думаете, для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.

Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.

На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.

Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.

В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7) . Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.

А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в) ) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Фото 8б

Фото 8в

А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват ). Для чего он служил?

Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга .

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.

    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг (фото 10).

Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

– Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства ” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках . Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.

В каждом дворе женщины умели плести кружева . Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.

А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.

Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.

А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок ! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).

3. Итог урока.

Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

Казачья хата

Молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, верхом на лошади в свободное от работы время спускались вниз, к реке, где глинища и вода, выбирали место для будущего замеса: то ли здесь, у реки, то ли через дорогу от отцовского дома, на выгоне. Не забывали заглянуть на станичный лесосклад, отобрать уже годовую выделку для будущей стройки: окна, двери, рейки и доски для верха.
Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил собственную хату.
Одни, похожие на украинские мазанки, принадлежали черноморцам, другие - высокие, просторные, с двух- и четырехскатной крышей, с коридором во всю длину хаты и деревянным крылечком, как было принято на Дону, - линейцам.
Турлучные и саманные жилища возводили обычно сообща, всем "обчеством": силами родственников, соседей, друзей по старой службе, которые считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле.
Хорошего мастера - клальщика самана в то время трудно было найти: он был нарасхват! Потому с ним заранее, еще за полгода до стройки, договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы.
Когда стены уже были возведены - неделю - другую давали им для "осадки". После этого приглашали плотника с помощниками, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери, ставил стропила наверху. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.
О камыше тоже нужно было побеспокоиться заранее: ведь им не только крыли хату, но и отапливали её в холодное время. Потому заросли вокруг станицы уже давно были выкошены. В поисках камыша отправлялись далеко верхом на лошади.
На крышу хаты шел как крупный камыш - его стелили понизу, так и мелкий - на гребень. Во время работы мастер подбивал камыш узкой доской, чтобы край крыши был ровным - как тогда говорили, "под корешок".
Когда гребень хаты был уже готов, с двух сторон ставили фигурки гривастых коников или хвостатых петушков, вырезанных из жести и прибитых на удлиненный колышек.
Дальше хату мазали (штукатурили), белили. И вот наступал черед входин (новоселья) - торжественных, с обязательным приглашением священника, кучей гостей и родственников.
Начинались песни за столом, огневые пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное:"Пусть на века стоит хата!"
И что удивительно: простояли!
Добротно, с любовью и старанием сделанные, они выдержали испытание временем, обладая неоспоримым достоинством: летом в них всегда было прохладно, а зимой - тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!
С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже. На смену им пришли деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку, если стены ее были крепкими, не рушили, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой.
И часто можно видеть, как на широком казачьем дворе стояла старая, уже осевшая в землю хата, а с нею в ряд два-три дома - новые, высокие, с блестящей цинковой крышей, или крытые желтой ребристой черепицей.

». Продолжаю рассказывать о станице Атамань. Сегодня речь пойдет о казачьих хатах.

Казачьи хаты всегда выглядели аккуратно и нарядно. Белоснежный цвет придавал чистоту и порядок. Белили хаты известью. Такие дома еще называли «Мазанки». Их строили на основе деревянного каркаса — такую хату еще называли турлучной, от слова турлук – плетень, обмазанная глиной. Также возводили дома из самана, который состоял из нескольких компонентов.

В хате всегда было уютно и просто. Казачки умело управлялись по дому, смотрели за хозяйством, занимались рукодельем. Ткали покрывала, вышивали, набивали перины и подушки пухом. По этому, в казачьих хатах было так тепло и уютно, ведь все в доме было сделано руками казачек, с большой любовью.

Особо чтили в хате святой угол , где находились иконы. Казаки глубоко верующие люди, почитали традиции, праздники и обряды.

Сегодня в Атамане все, что есть в хатах и дворах – настоящие, эти предметы были привезены из всех уголков Краснодарского края , и когда-то они были на службе у казаков и казачек.

Казак – с перевода с юркского — это «вольный человек ». Казаки сыграли большую, даже можно сказать важнейшую роль в жизни южной части Руси. Ведь именно казаки охраняли земли Руси на юге. А в то время эти земли были не такими доброжелательными.

Дворы обычно были не большими и дома располагались довольно компактно. В некоторых местах, особенно в центре станицы между домами могло быть несколько метров.

Дома и богатых и бедных строились на один манер: две комнаты, одна из которых по больше – горницы, а поменьше – стряпухи. В горнице всегда чисто. Здесь обычно стояли: стулья, стол, сундук, лавки и другое. Печной угол это самая важная часть хаты. Большая четырехугольная печь, всегда чистая и украшенная. Около печи находится ухват, кочерга, лопата.

Казаки пользовались глиняной, деревянной и металлической утварью: тарелки, блюда, миски, чашки, супники, казаны, горшки, чавуны, сковороды. В хозяйстве была также деревянная ступа, где дробили зерно.

Стены казачьей избы украшены оружием и конской сбруей, картинами военных сюжетов, фотографиями семьи.

У более зажиточных казаков появлялись «канапеи» — деревянные, со спинками и локотниками диваны. У них в доме было до пяти сундуков различных размеров. В одном хранилось исключительно одежда детская, в другом женская, в третьем мужская и отдельный сундук был для оружия. В то время была мода на восточные ткани.

Хата станичного

Хата станичного правления – это единственное административное здание в казачьей станицы. Возле него казаки дожидались, когда примет атаман. Женщинам вход в правление строго запрещалось, так что казачки подавали жалобы только в письменном виде. Представителями женщин выступали мужчины: отец, муж, сын или брат.

Хата станичного состояла из комнаты атамана, комнаты судьи и писаря. Станичного атамана выбирали на казачьем круге большинством голосов. Не имело значения, богат казак или беден, все завесило от его авторитета и общественных дел.

Вопросов решать приходилось много: от войны до местных проблем. Казак по личному вопросу мог обратится к атаману в любое время дня или ночи.

Писарь был исполняющим казначеем и хранил печати. По рыбному дел была утверждена должность – шапаря. Он заключал договора на ловлю рыбы с отдельными лицами.

И конечно, везде висели портреты Екатерины II, ведь именно благодаря ей казаки получили земли на Кубани. Краснодар раньше был назван в честь Екатерины II – Екатеринодар, то есть Екатеринин дар. Но, в советское время город был переименован в Краснодар. Не раз уже подымался вопрос о том, чтобы переименовать город Краснодар обратно в Екатеринодар. Но, по затратам это очень дорого.

Хата Атамана

В обязанности атамана входило много дел: при закладке станице построить церковь, ежегодно военно-полевые сборы, осмотр боевых коней и военного снаряжения, пожарная безопасность, содержание дорог и почтовой станции и многое другое. Так же атаман мог устроить из бедных семей казачат в училища и военные школы.

У атамана все дела ведутся по-хозяйски, все в полном порядке. Атрибуты власти: булава, печать, амбарная книга для записей. В углу висела икона Георгия Победоносца. Тканые прокрывала на кровати, выбитые занавески на окнах, пуховые перины и подушки. Вышитые рушники гладью обрамляли икону. Если в сенцах висели кужух, хомут – это значит, что хозяин дома.

В Атамани были также представлены хаты: оружейника, кузнеца, пекаря, писаря, рыбака, священника, гончара, ткача, винодела, шорника, сапожника. Но о них уже в другой раз.

Играй, гармонь любимая! Кубань-Атамань

Пишите свои мысли, пожелания, подписывайся на обновления блога. До скорой встречи, дорогие читатели!


Жилища- хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанных с двух сторон глиной. Пол глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.


Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки»- глину вперемешку с соломой забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли половину и кизяк (навоз, тщательно примешанный с соломенной резкой).







Жилища казаков Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жи­лых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формирова­лись в одно целое элементы культур различных народов. Домостроение – важный элемент традиционной народ­ной культуры. Это большое событие в жизни каждой ка­зачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принима­ли участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa», станицы. Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соло­мой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой». Общественные здания - атаманское правление, шко­лы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.


Обряды при строительстве жилья «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Мат­ку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался по­толок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье. Внутреннее убранство казачьей хаты Интерьер кубанского жилища был в основном одина­ков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате сто­яла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «бож­ница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола- угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраня­ли предметы, имеющие священное или обрядовое значе­ние: венчальные свечи, «пасхи», как их называют на Куба­ни, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв.




Похожие публикации