Советы как общаться с людьми. Как научиться общаться с людьми, упражнения, и быть интересным

Но что делать в ситуациях, когда человек сам не желает взаимодействовать с вами? Чтобы достучаться до скрытного человека, требуется особый подход, много терпения и специальные вопросы, помогающие наладить отношения.

Допустим, вам нужно что-то выяснить. Зачем по офису болтается этот новый парень? И не планирует ли ваш сын-подросток устроить вечеринку, когда вы уедете из города? Такие разговоры иногда похожи на изощренный танец вокруг интересующей вас темы. Ваши шансы достигнуть цели будут выше, если вы зададите правильные вопросы - и тем самым наведете мосты.

Вам нужно знать :

  • Что происходит?
  • О чем думает ваш собеседник?
  • Есть ли у вас какие-то противоречия?

У людей много причин быть замкнутыми. Они могут что-то скрывать или чего-то стыдиться. С подозрением относиться к вам из-за ваших взглядов или из-за чего-то, что происходило между вами в прошлом. Сердиться, обижаться или считать, что весь мир против них. Они могут быть скрытны по натуре. А некоторые просто замышляют что-то недоброе.

Вопросы, наводящие мосты, должны подталкивать людей к общению, даже если они изначально этого не хотят. Принципы построения вопросов-мостов направлены на однозначный результат: заставить раскрыться не доверяющего вам человека.

Ваши шансы на успех возрастут, если вы будете соблюдать следующие условия.

  1. Твердо знайте, чего добиваетесь. Четко сформулируйте для себя, что хотите узнать. Не теряйте из виду цель.
  2. Избегайте «тревожных кнопок». Не начинайте с обвинений или вопросов, которые сразу заставляют защищаться. Лучше просто пытайтесь завязать диалог.
  3. Не обвиняйте, а спрашивайте. Начните с того, что беспокоит собеседника, и попытайтесь что-то об этом выяснить. Что кажется ему несправедливым? Затем спросите о причинах и мотивах его действий.
  4. Демонстрируйте понимание и поддержку. Вы хотите получить откровенные ответы и понять подоплеку чужих поступков, поэтому должны подталкивать человека к дискуссии. Направляйте его и поддерживайте. Предлагайте награду. Для вас главное - разговорить собеседника.

Решение головоломок

В этой главе я познакомлю вас с человеком, чей опыт, знания и работа позволяют считать его знатоком самых труднодоступных и глухих закоулков человеческой натуры. Он учит тому, как расспрашивать по-настоящему упрямых и недоброжелательных собеседников.

Если вы когда-нибудь пытались получить ответы от того, кто не желает откровенничать, вы поймете, какую роль в разговоре играют эти вопросы:

  • Каковы ваши мотивы?
  • Что у вас на уме?
  • Представляете ли вы опасность?

Бэрри Сподак - эксперт по оценке угроз. Он изучает людей, которые скрывают самые темные и опасные секреты. Он разработал протоколы и практические методы для общения с потенциальными киллерами, террористами, школьными стрелками и недовольными сотрудниками.

Бэрри учит уважительным расспросам, которые, по мнению большинства экспертов, являются наиболее эффективным способом убедить враждебно настроенного человека пойти вам навстречу и выдать определенную информацию. Они помогают ослабить защитные барьеры человека и снизить его тревогу. Вопросы Бэрри направлены на то, чтобы инициировать диалог, пусть не вполне гладкий, но позволяющий установить некоторое доверие и благодаря этому получить информацию даже от неразговорчивых собеседников.

Если убрать из этого сценария экстремальные условия и характеры собеседников Бэрри, то методику вполне можно применять, общаясь с семьей, друзьями и коллегами. Кто-то что-то скрывает. Кто-то что-то замышляет. Кто-то не говорит вам то, что вы должны знать. Если вы правильно используете вопросы, наводящие мосты, то сможете разговорить этих людей: они раскроются и вы получите представление о том, что у них на уме. Первый шаг - уменьшить напряжение.

Бэрри - приверженец выдвинутой нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом психологической теории, согласно которой существует два режима мышления.

Первый Канеман назвал Системой 1 - это своего рода низшая передача нашего мозга; она распространяется на любые действия и позволяет нам легко принимать решения и находить готовые ответы. Ее можно представить как автопилот нашего мозга. Если кто-нибудь спросит вас, сколько будет два плюс два, вы автоматически, не прилагая никаких умственных усилий, ответите «четыре».

  1. В Системе 1 , в состоянии, которое Канеман называет «когнитивной легкостью», мы чувствуем себя расслабленными, спокойными и все контролирующими. Человек, задающий вопросы, может подключить собеседника к Системе 1, спросив о погоде или предмете одежды или даже просто предложив чашечку кофе. Этот радушный и привычный жест успокаивает.
  2. Система 2 - своего рода «турборежим», который заставляет мозг функционировать быстрее и потреблять больше кислорода. Он включается в ответ на нечто незнакомое, трудное или пугающее. Сложная математическая задача или спорная ситуация погружает вас в это состояние. Вы останавливаетесь и пытаетесь найти ответ.

Мозг в Системе 2 всегда настороже. В незнакомой или недружелюбной обстановке он работает именно так. Мы начинаем обдумывать каждое слово. Сколько будет 435 разделить на 9? Это ты взял мою бутылку джина?

Скорее всего, именно в таком состоянии находится ваш подросток, если считает, что вы обвиняете или осуждаете его. В таком же состоянии находитесь вы, когда ваш босс плохо отзывается о вас на аттестации. И именно так реагирует на допрос практически любой подозреваемый.

Бэрри учит агентов, как добиться того, чтобы в мозге тех, с кем они работают, преобладало действие Системы 1. Он советует своим ученикам начинать с вопросов, которые позволяют собеседнику оставаться в зоне комфорта, даже если они не имеют отношения к делу. Спросите о чем-нибудь обычном или об известных вам событиях из жизни человека, которые не вызовут у него никаких подозрений.

Допустим, агент приходит к некоему Джозефу, имя которого всплыло при расследовании. Пока Джозеф считается источником, а не подозреваемым. Войдя в гостиную, агент замечает на стене картину.

- Мне нравится эта картина. Кто ее написал?

Если только предмет расследования агента не кража произведений искусства, такой вопрос - звучащий как признание, даже как комплимент - может помочь растопить лед. Тема искусства позволяет Джозефу поговорить о чем-то знакомом. Как объясняет Бэрри, агент должен слушать внимательно и, если Джозеф ответит спокойно и открыто, задать еще какие-то вопросы о картине, чтобы за несколько минут легкой беседы перевести его в состояние «когнитивной легкости».

Даже те из нас, кто не имеет отношения к спецслужбам, используют этот метод беседы - сознательно или нет. Мы ищем способы разбить лед в первые минуты знакомства, пытаемся завязать беседу, начав с легкой темы.

Представьте себе, что вы - менеджер страховой фирмы. Анна, одна из ваших сотрудниц, приходит в ваш кабинет за ежегодной оценкой своей работы. Пара коллег пожаловалась на то, что она позволяет себе пренебрежительно отзываться о людях за их спиной. Вы хотите, чтобы Анна прекратила вести себя так, но вам вначале нужно понять, что у нее на уме. Она настороже. Вы вспоминаете, что видели у нее на столе новый компьютер. Вы спрашиваете:

- И как твой новый компьютер?

«Он очень быстрый, - отвечает она. - Никогда не зависает. Мне уже давно пора было его поменять».

Не так уж много, но вы все-таки заставили Анну разговориться.

«Прекрасно, - отвечаете вы. - А тачскрин комфортный?»

Вы видите, как плечи Анны слегка расслабляются. Она не слишком рада быть здесь, но по крайней мере вы узнали, что ей нравится ее новый компьютер.

У вас мало времени, так что нужно перевести разговор на проблему. Но Бэрри советует не спешить слишком сильно. Не стоит так сразу переводить ее мозг в Систему 2 прямыми вопросами. Пообсуждайте компьютер еще немного.

- Как ты пришла к выводу, что тебе нужен именно этот компьютер?

Вопрос, начинающийся с «как», требует ответа другого типа - содержащего некие обоснования и историю. Бэрри объясняет своим студентам из ФБР и других спецслужб, что человеческому мозгу нравятся истории. С их помощью мы учимся и запоминаем. Они пробуждают интерес и позволяют нам делиться опытом.

Представим Бэрри на месте босса. Он отталкивается от ее ответа и спрашивает:

- Это популярная марка? Как ты думаешь, ее многие выбирают?

Он обращает внимание на потенциальные «точки входа»: с них можно перевести разговор с Анной на историю, которую он хочет услышать.

Допустим, она говорит, что многие люди действительно выбирают эту модель. Она долго изучала информацию о ней, чтобы не ошибиться с выбором. Так она делает все, тщательно и целенаправленно. Вот здесь-то в ее истории и появляется точка входа.

«Я по-другому использую свой компьютер. - говорит она. - С его помощью я могу работать более эффективно. Лучше, чем Эл из кредитного отдела, у которого другая модель».

Анна проводит грань между собой и окружающими, объясняет Бэрри. Сравнивая себя с Элом из кредитного отдела, Анна дает зацепку, за которую умелый интервьюер должен ухватиться. Что-то отличает ее от других. Это дает слушателю точку входа. Бэрри бы обязательно спросил:

- Правда? А что там с этим Элом?

Анна должна начать рассказывать, как ее коллега недавно повел себя в некоей ситуации, и что думают по этому поводу другие люди, и что в итоге произошло. Ее рассказ даст вам еще больше точек входа, больше возможностей для вопросов.

Чтобы метод работал, нужно сосредоточенно слушать - это поможет вам формулировать дальнейшие вопросы, чтобы история обросла подробностями.

Вы разыгрываете своего рода шахматную партию, слушая ответы, формулируя вопросы и при этом продумывая следующие ходы. Следовательно, ваши вопросы должны быть стратегическими. Вы знаете, к чему вы хотите привести разговор, но вам необходимо, чтобы ходы вашего оппонента тоже вели его в этом направлении.

Техника 1. Понимание и поддержка

Чтобы собеседник продолжал говорить, не отклонялся от нужной темы и оставался в Системе 1, Бэрри использует периодические «микроподтверждения». Когда он слышит то, что ему нужно или о чем он желает знать больше, он выражает интерес - практически незаметными движениями, жестами или звуками. Например, он может податься к собеседнику, слегка кивнуть или едва слышно произнести «угу». Такие микроподтверждения поощряют человека продолжать и при этом не прерывают и не отвлекают его. Они сигнализируют об интересе и сочувствии.

По мере развития разговора Бэрри часто предлагает «награды» - небольшие знаки признания. «Действительно, очень интересно, - может сказать он. - Я никогда не рассматривал это с такой точки зрения». Если вы даете что-то людям, они становятся более склонны дать что-то и вам.

Техника 2. Вопросы без вопросительных знаков

Некоторые вопросы работают лучше, когда не отмечены знаком вопроса.

- Расскажите мне больше. Объясните мне это.

Такие вопросы-указания приглашают собеседника помолчать, подумать и вспомнить больше подробностей. По сути, с их помощью вы тоже спрашиваете, но не напрямую. Они отражают ваш интерес, и если вы задаете их верным тоном, а язык вашего тела демонстрирует открытость, то собеседник воспринимает это как позитивную оценку его слов, что очень важно для преодоления барьеров. В таких репликах человек обычно не видит угрозы.

Я на своем журналистском опыте убедился, что вне стандартной схемы «вопрос–ответ» собеседнику легче дышится, эта техника как бы создает для него свободное и более комфортное пространство. Я в таких случаях откладываю ручку, подаюсь вперед и слегка приподнимаю брови, демонстрируя явную заинтересованность. Таким образом я сообщаю людям, что их история зацепила меня и я очень увлечен тем, что слышу.

Бэрри советует при любой возможности заменять вопросы утверждениями. Этот метод способствует более свободной беседе, особенно если кто-то хочет что-то скрыть.

Техника 3. Эхо-вопросы

Есть еще один способ поддержать собеседника, и тут уже не обойтись без вопросительных знаков. Я использую для таких реплик термин «эхо-вопросы». Они очень просты, и я задаю их в разных интервью. Почти всегда это заставляет собеседников рассказывать больше.

Кроме того, эти вопросы эффективно наводят мосты. Превращая слова собеседников в эхо-вопросы, я продолжаю беседу и расставляю в ней акценты, а интонацией задаю своим репликам настроение - сочувствие, удивление, усмешку.

Генри говорит: «Они обращались со мной так, что мне кричать хотелось».

Вы задаете ваш эхо-вопрос: «Кричать?»

Рита говорит: «Не знаю даже, зачем я вообще силы трачу. Они там такие некомпетентные».

Вы говорите: «Некомпетентные?»

В большинстве случаев такие эхо-вопросы из одного слова подталкивают людей к объяснениям и более подробному рассказу.

Бэрри обучает этой технике в составе так называемого метода «рефлективного слушания». Он объясняет своим ученикам, что они должны внимательно следить за словами собеседника, если хотят подхватывать его слова на лету. А когда речь идет об оценке угроз, ставки очень высоки.

Эхо-вопросы и рефлективное слушание помогают узнать, что на самом деле стоит за словами собеседника. Они служат в разговоре своего рода знаками пунктуации, которые позволяют выделить важный момент или мысль, чтобы перейти к дальнейшим подробностям и обсуждению.

Вывод. Стройте мосты

Вопросы, наводящие мосты, работают лучше всего, когда люди находятся в состоянии когнитивной легкости и чувствуют, что у них есть благодарная аудитория. Вы можете добиться этого эффекта с помощью вопросов (с вопросительными знаками или без), используя слова собеседника, прислушиваясь к точкам входа и аккуратно поддерживая его сложные или иррациональные мысли. Вы строите мост кирпичик за кирпичиком, вопрос за вопросом. Вы делаете это со всей тщательностью, зная, что мост не строится в одно мгновение и по пути вам может встретиться много трудностей.

Несмотря на то, что большинство из нас любит хвастаться внутренней свободой и раскованностью, множество людей во всем мире по-прежнему продолжает страдать от чрезмерной робости, необщительности и закомплексованности. Конечно же, это мешает им не только в плане карьеры, но и в личной жизни.

С людьми? Думаете, сложно и вы не справитесь? Ошибаетесь! Если знать несколько достаточно простых правил, то можно с легкостью наладить контакт с любым собеседником.

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Общаться с людьми без проблем».

Правило первое. Главное

Если вы твердо решили научиться общаться с людьми, запомните самое главное правило: «Люди будут относиться к вам так, как вы сами относитесь к ним». Т.е. по большому счету - это принцип зеркала. Поэтому важно не забывать о том, что если вам важны отношения с тем или иным человеком, постарайтесь всегда говорить доброжелательно и неторопливо.

Улыбайтесь

Вступить в разговор

Как научиться общаться с людьми, если непривычно и неудобно даже начать высказывать собственные суждения? По мнению психологов, если вы находитесь в малознакомой компании, постарайтесь какое-то время и вовсе не вступать в диалог, по крайней мере, до тех пор, пока окончательно не определите тему разговора. Просто сидите и слушайте. И не переживайте, никто не расценит вашу молчаливость, как признак недружелюбия. Как раз, наоборот, в компаниях очень любят и ценят именно слушателей. Знаете, а ведь желающих поговорить и высказать свою точку зрения всегда находится гораздо больше, чем тех, кто готов выслушать до конца, лишь время от времени задавая уточняющие вопросы.

Мимика и жесты

Удивлены? Да-да! Ваши жестикуляция и мимика важны не менее, чем все остальное. Если вы попытаетесь ее скрыть, человек может подумать, что ваше поведение какое-то неестественное, вы что-то утаиваете и скорее всего обманываете. Хотя помните и о том, что чрезмерная жестикуляция - признак нервозности. А это, согласитесь, мало кому понравится. Открыть вам секрет? Если вы действительно хотите знать, как научиться общаться с людьми, запомните: неторопливые, неширокие и мягкие жесты, а особенно открытые ладони - это один из способов понравиться окружающим. Кроме этого, психологи советуют использовать так называемый способ «отзеркаливания», которой состоит в том, чтобы постараться скопировать темп речи и жесты вашего собеседника. Чем лучше у вас это получится, тем больше вероятности того, что в вас увидят близкого по духу, практически родного человека.

Взгляд

Глаза, конечно же, являются еще одним важным пунктом. И это совсем не удивительно. Ведь именно при помощи взглядов мы, по мнению ученых, получаем до 90% всей необходимой информации.

В этой статье я попыталась максимально подробно рассказать о том, как научиться общаться с и доставляя друг другу удовольствие от этого разговора. Но поверьте, ведь самое важное совсем не манера поведения и не речь. Вы сами по себе должны выступать интересным собеседником. Если вы хотите приобрести популярность, больше общаться и иметь огромное количество приятелей, постарайтесь увлечь человека, поддержать беседу, пусть ваши глаза светятся, не покидает губ, а жизнь кипит. И тогда, поверьте, вам не придется искать общение, оно само найдет вас.

Выделяется окситоцин – гормон любви, дружбы и доверия, он оказывает расслабляющее действие на мышцы и эффективен в снятии стресса. Но что делать, если стресс и недоверие возникает из-за того, что общение не складывается? Можно ли разорвать порочный круг? Давайте разберемся.

Неудача при коммуникации может быть вызвана рядом факторов. К самым распространенным причинам относятся следующие:

  1. Стереотипы. Из-за упрощенного и обобщенного мнения нет адекватного понимания ситуации и участников.
  2. Предвзятое отношение. В данном случае речь идет о категоричном отрицании любых противоположных мнений и взглядов.
  3. Враждебный настрой в отношении оппонента. Негативное отношение к самому человеку не дает адекватно воспринимать ситуацию и информацию.
  4. Отсутствие обратной связи (внимания и интереса). Интерес – проявление субъективной значимости информации для человека. Если ему что-то не важно или не понятно, то и не интересно.
  5. Игнорирование фактов. Умозаключения на основе догадок, интуиции, поверхностной информации.
  6. Нелогичность в речи, неубедительность, неверное употребление слов или построение речи.
  7. Ошибка при выборе тактики и стратегии общения.

Стратегии общения

Выбор стратегии зависит от ситуации. Всего возможны 3 варианта общения:

  1. Монологическое – диалогическое.
  2. Ролевое – личностное, то есть общение по социальным ролям и «по душам».
  3. Открытое и закрытое. Первый вид предполагает полноценное выражение своей точки зрения и принятие чужой, обмен схожей, но идентичной информацией. При закрытом общении человек не может или не хочет полноценно выражать свою позицию. Закрытое общение используется в и при выраженной разнице уровней компетентности сторон.

Барьеры в общении

Вероятно, вы решили, что не умеете общаться с людьми после того, как столкнулись с каким-либо барьером в общении. А они, к слову, неизбежны. Но, что не может не радовать, легко преодолимы. Предлагаю ознакомиться с ними.

Барьеры понимания

Фонетический

Однотонная, слишком быстрая или «загрязненная» речь.

Стилистический

Несоответствие стиля речи ситуации или состоянию партнера.

Семантический

Разная трактовка значений слов партнерами.

Логический

Непонимание логики оппонента.

Барьер социально-культурных различий

Характеризуется различной трактовкой понятий и ситуации из-за отличия в религиозных, политических, социальных или профессиональных взглядах.

Барьер отношений

Недоверие или непринятие информации из-за негативного отношения к информатору, то есть предвзятое отношение.

Трудности в неформальном общении

Кроме общих барьеров общения можно выделить отдельные особенности , затрудняющие контакты с людьми. Подумайте, не страдаете ли вы чем-то из ниже описанного.

  1. Социальная неуверенность. Предполагает неуверенность в собственных силах, вызванную восприятием своего статуса. Например, при общении с начальником.
  2. Робость. Может быть спровоцирована биологическими или социальными факторами. К личностным характеристикам (биологическое) относится агрессия, медлительность, прочие особенности темперамента. Другие причины робости могут крыться в низкой самооценке после перенесенного стресса или травмы, социальной изоляции в детстве, неудачном личном опыте коммуникаций, недостатке словарного запаса, грамотности, ораторского мастерства.
  3. Застенчивость. Также вытекает из психолого-социальных факторов.
  4. Неумение установить психологический контакт. Обусловлено недостатком психологической грамотности, незнанием людей, невозможностью видеть особенности партнера.

Причины неадекватного восприятия людей

Почему с некоторыми людьми общение не складывается ни при каких обстоятельствах? Может быть, вы не принимаете самого человека? Итак, что мешает правильно воспринимать собеседника:

  1. Сложившееся еще до начала личного общения представление о собеседнике.
  2. Мышление стереотипами, то есть мгновенное отнесение человека к какой-либо группе и выискивание у него характерных черт.
  3. Ранние умозаключения при оценке личности.
  4. Ориентация только на собственные представления о человеке, игнорирование мнения со стороны.
  5. Привычка к человеку, убежденность, что он «по-другому не умеет».

Для адекватного восприятия важно исключить эти факторы, развивать способность к:

  • эмпатии (представлять эмоции других);
  • идентификации (ставить себя на место других людей);
  • рефлексии (оценивать, как вас видят другие).

Личности с трудностями в общении

Проблемы в общении можно представить следующим образом. Постарайтесь определить свой тип.

Хочет, но не умеет общаться

Не хочет, не умеет и не может общаться

Вызвано , аутизмом, неврозом, депрессией.

Умеет, но уже не может и не хочет

Вызвано отчужденностью, отстраненностью от общества.

Умеет, может, но не хочет

Вызвано , самодостаточностью.

Может и хочет, но боится

Вызвано застенчивостью.

Коммуникативная компетенция и компетентность

Думаю, следует разграничить понятия компетенции и компетентности:

  • Компетенция – владение способами решения коммуникативных задач.
  • Компетентность – личностная характеристика, свод нескольких компетенций, то есть внутренние ресурсы, знания, умения и навыки, необходимые для создания и поддержания взаимодействия (общения).

Диагностика ваших умений

В ходе общения люди оказывают сильное влияние на личности друг друга. Не исключено, что у вас общение не складывается из-за нетерпимости к критике, так как в результате общения всегда видоизменяются притязания и намерения сторон, их мысли, эмоции и чувства. Предлагаю вам оценить себя как собеседника.

Советую пройти тест на коммуникативную компетентность (автор В. Е. Левкин), чтобы вы знали, с чем имеете дело. Попрошу вас максимально честно ответить на 5 вопросов. Помните, что завышенные результаты так же плохи, как заниженные. В первом случае вы рискуете неадекватно воспринимать себя и мир, а во втором – обзавестись неуверенностью и стать пассивными. Так что ответьте честно на каждый вопрос в баллах от 1 до 7 (насколько у вас выражена каждая шкала).

  1. Способность слушать и слышать, выслушивать и вслушиваться, способность заставить слушать.
  2. Способность доносить свою мысль ясно и точно, на понятном собеседнику языке, способность убеждать.
  3. Способность понимать и учитывать эмоции, мотивы и намерения людей, способность мотивировать.
  4. Способность в общении контролировать свои эмоции, сохранять ясность ума и понимание смысла действий.
  5. Способность предотвращать и решать конфликты, находить выход из предконфликтных ситуаций.

Если какая-то способность получила низкую оценку, значит, ее необходимо развивать. Для получения общего результата перемножьте все оценки и подведите итог.

  • 15043-16807 баллов (90-100 %) – прекрасно.
  • 11682-15042 баллов (70-89 %) – хорошо.
  • 4959-11681 баллов (30-69 %) – удовлетворительно.
  • 1598-4958 баллов (10-29 %) – слабо.
  • 1-1597 баллов (1-9 %) – очень слабо.

Если сомневаетесь в своей оценке или хотите узнать, как вас видят другие, то попросите кого-то ответить на эти утверждения относительно вас.

Таким образом, вы получили результат относительно общей коммуникативной компетентности и отдельных способностей. Теперь вы знаете свои слабые и сильные стороны. Время действовать!

Азы работы над собой

Следует понимать, что недостаток коммуникативности изменить проще, нежели недостаток коммуникабельности. Первое – неумение устанавливать контакт, то есть незнание основ процесса общения, стратегий, правил. Коммуникабельность – невозможность налаживания контактов, обусловленная личностными особенностями. От того предлагаю вам два направления работы:

  1. Для повышения коммуникативности достаточно запомнить материал этой статьи и регулярно практиковаться.
  2. Для личностных изменений нужно установить причины неудач (пропишите, что предшествовало неудачным контактам). После этого углубиться в изучение конкретной проблемы, например, стеснительности, агрессивности и так далее, а также изучить методы саморегуляции для того, что нельзя изменить, например, особенностей . В отдельных случаях может понадобиться посещение психотерапевта.

Как преодолеть застенчивость

Застенчивость – самая популярная причина неудач в общении. Ее хочу рассмотреть подробнее.

  1. Не уходите от разговоров. Какой бы дискомфорт вы ни ощущали, общайтесь с разными людьми. Находите что-то интересное и приятное для себя.
  2. Популярное заблуждение застенчивых людей: нужно говорить только умное. Разрешите себе говорить пустяковые вещи.
  3. Разрешите себе быть ребенком, но не безответственным, а непосредственным, веселым. Вспомните, как легко дети начинают разговаривать друг с другом.
  4. Учитесь быть спонтанными. Рассказывайте анекдоты и житейские истории.
  5. Помогайте людям. Иногда из-за застенчивости человек не может и «спасибо» сказать, что воспринимается как высокомерие и злость.
  6. Контролируйте лицо, следите за улыбкой.

К сожалению (или счастью), преодолеть застенчивость и подобные ей черты можно только по методу «клин клином».

Что делать, если люди вас раздражают

Постарайтесь находить истинные причины поведения людей. Например:

  • Болтливая женщина, вероятно, одинока.
  • Высокомерный человек – застенчив.

Научитесь обращать внимание на положительные черты людей, а не мелочные проявления.

Как общаться с противоположным полом

Трудности в общении с противоположным полом, как правило, обусловлены родительским сценарием и стереотипами. Забудьте все «должен», позвольте себе быть собой и составить самостоятельное представление о партнере. Основа работы – составление реальных ожиданий и требований к себе и партнеру. Чего не хватает вам?

Как быть привлекательным для собеседника

Коммуникативная привлекательность, или аттракция, состоит в следующих положениях:

  1. Не скупитесь на личные обращения (по имени или имени и отчеству). Это подсознательно вызывает и интерес, расценивается как внимание и уважение.
  2. Не забывайте улыбаться и выдерживать «открытое» лицо, будьте доброжелательны.
  3. Не избегайте комплиментов и похвалы. Поощрение приятно всем людям.
  4. Всегда давайте высказаться собеседнику. Если вам не интересно или вы уже слышали об этом, то все равно терпеливо с приветливым лицом выслушайте.
  5. Оперируйте знаниями о своем собеседнике (знак зодиака, хобби, темперамент).

Общие правила эффективного взаимодействия

  1. Разговаривайте на понятном языке. Если партнер не понимает сленг или профессиональную терминологию, то не стоит в это вдаваться.
  2. Проявляйте знаки уважения и внимания (вербальные и невербальные).
  3. Акцентируйте внимание на общих сторонах (религия, профессия, пол, хобби).
  4. Интересуйтесь проблемами, выслушивайте переживания.

Психотехника общения

  1. Продумайте заранее сценарий и возможное развитие общения.
  2. Создайте благоприятную психологическую обстановку. Оптимальный вариант – личное общение на близком расстоянии. Не начинайте разговор «с места в карьер». Спросите, например, как ваш собеседник добрался. Продумайте свой внешний вид (одежда, макияж, имидж). Ваша внешность и вежливость – первое, что располагает или отталкивает партнера.
  3. Стимулируйте активность собеседника, отдавайте предпочтение диалогу, соблюдайте речевой этикет.
  4. Подбирайте поведение согласно ситуации, но всегда будьте внимательны к собеседнику. Признаки внимания: легкий наклон тела вперед, движения бровей, перефразирование слов (Я так поняла, что … Верно?»).
  5. Установите психологический контакт за счет постепенного сближения (его основа – уверенность, интерес, честность, эмоциональная стабильность); создания «Мы»; выполнения по ходу разговора посильных и малейших просьб; комплиментов, поощрений, одобрений.
  6. Доказывайте свою позицию с точки зрения интересов партнера, а не своих (предварительно выявите особенности человека напротив).
  7. Не забывайте про саморегуляцию (управление своими эмоциями и чувствами, мыслями, ощущениями) и другие рекомендации по общению.

Если вам нужно выступить перед аудиторией

Аудитория – группа людей, объединенная деятельностью и местом. Групповая психология, а в частности групповое восприятие, отличается от индивидуального. Например, для большой группы свойственна внушаемость, подражание, заражение, интенсивное переживание эмоций. Разве что мотивы могут отличаться. Кто-то пришел сам ради интереса и познания, а кто-то «добровольно-принудительно» по чьему-то приказу или просьбе.

Общение с аудиторией, то есть множеством людей – особая ситуация, требующая своих психологических коррективов, если так можно сказать. Важно знать методы поддержания интереса, привлечения внимания, самообладания, донесения информации, несмотря ни на что. Итак, что нужно знать и как себя вести при общении с аудиторией:

  1. Оптимальная дистанция – 3-4 метра. Дальше расценивается как высокомерие или неуверенность, ближе – нарушение пространства, давление. Избегайте физических прикосновений. Но стоит понимать, что эти нюансы зависят от аудитории и темы разговора.
  2. Выдержите паузу в начале речи. Это нужно для подготовки аудитории. В момент паузы слушатели рассмотрят вас, окружающую обстановку, то есть настроятся на внимательное слушание. Вместе с этим слушатели станут заинтригованными, а сам выступающий человек успеет успокоиться.
  3. Избегайте монотонных скучных речей и прямых призывов («Внимание!», «Будьте, пожалуйста, внимательнее!»).
  4. Следите за разнообразием и объемом информации, соответствием содержания интересам аудитории.
  5. Если видите, что какой-то материал «не заходит», то импровизируйте. Всегда следите за реакцией слушателя.
  6. Как привлечь внимание? Старайтесь выдерживать интригующие паузы. Текст стройте по принципу «вопрос-ответ». Приводите противоречивые и спорные аргументы.
  7. Используйте разные стили речи, в том числе провокационные.
  8. Употребляйте интересные выражения, цитаты, афоризмы.
  9. Меняйте темп речи и тембр голоса.
  10. Используйте эпитеты и другие фигуры речи.
  11. Акцентируйте внимание на тезисах, подводите предварительные итоги.
  12. Всегда выделяйте проблему и представляйте альтернативные мнения на нее.
  13. Поддерживайте контакт глаза в глаза. Можно выбрать 1-2 людей из первых рядов.
  14. Придавайте речи характер дискуссии, полемики (сами с собой или с аудиторией).
  15. Не скупитесь на наглядность и жесты (но не перебарщивайте).
  16. Обращайтесь к аудитории («Так, дорогие слушатели, мы с вами подошли к …»).
  17. Старайтесь сами разговаривать, а не читать по бумажке.
  18. Обращайте внимание на начало речи. Не подходят фразы типа «Я специально не подготовилась, но давайте попробуем», «Не знаю даже как начать», «Возможно, вам не понравится то, что я скажу». Лучше отдать предпочтение таким фразам, как «Слышали ли вы», «Вы, наверное, еще не знаете». Вместе с этим не забывайте про приветствия и обращения.
  19. Отдавайте предпочтение местоимениям «мы», «вы», старайтесь не злоупотреблять «я».
  20. Помните, что лучше всего запоминается начало и конец информации. Старайтесь самые важные моменты не включать в середину текста.
  21. Важно работать над грамотностью речи. Неправильно употребленные стилистически слова или неправильное произношение может вызвать раздражение, насмешки и иронию со стороны аудитории. А что еще опаснее – потерю внимания. Слушатели будут следить за выступающим и его речью, а не за содержанием мысли.
  22. Ни один способ привлечения внимания не спасет, если сама личность оратора не вызывает расположения аудитории. Прежде всего, нужно уважать аудиторию, быть чутким и внимательным, дружелюбным. К другим нравственно-этическим качествам, вызывающим доверие и интерес, относится принципиальность, эрудиция, убежденность, самокритичность.

Качества хорошего оратора

Хочу познакомить вас, дорогие читатели, с качествами хорошего оратора. Обладая этими качествами, вы без проблем сможете общаться сразу с целой публикой (группой друзей).

  1. Компетентность в обсуждаемой теме, эрудиция, высокий уровень общей культуры личности.
  2. Убежденность в собственной деятельности, произносимых мыслях.
  3. Гибкость, критичность и самокритичность (качества ума).
  4. Решительность, самообладание, настойчивость (качества воли).
  5. Устойчивость (к внешним раздражителям), импульсивность (реакция в нужных местах на проблемную ситуацию), жизнерадостность (качества эмоций).
  6. Доброжелательность, общительность, скромность, такт (качества коммуникативной сферы).
  7. Организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность (деловые качества).

Важно понимать, что одни и те же качества обеспечивают разный результат. Присовокупляясь к темпераменту и характеру, они образуют индивидуальный стиль общения с аудиторией.

Как общаться без конфликтов

От неумения общаться с людьми часто случаются конфликты. К слову, случиться они могут и по другим причинам, но без коммуникативных умений их точно не удастся разрешить. Как же общаться, чтобы не попасть в конфликт? Как реагировать на хамство и споры?

  1. Всегда помните о , не давайте воли эмоциям.
  2. Если совсем не удается сдерживаться, то бросьте сами себе вызов: «А смогу ли я выдержать напор и неадекватность этих людей?»
  3. Не будьте категоричны, не принимайте опрометчивых решений и не отбрасывайте встречные предложения в сторону.
  4. Акцентируйте внимание на схожих точках зрения, а не отличных. Если таковых нет, то уходите от разговора либо продолжайте в спокойной форме настаивать на своем.
  5. Уважайте другого человека и себя. Помните, что когда оскорбляете вы, то и негатив также доходит до вас.
  6. При необходимости или удобном случае переведите разговор в другое русло, смените тему, остановитесь первым в «горячей» ситуации.
  7. Если предполагаете, что какая-то ваша мысль вызовет нервный срыв у партнера по общению, то подберите максимально мягкую формулировку или вовсе воздержитесь (если это возможно).
  8. Не повторяйте одни и те же аргументы, особенно если на них идет одинаковое отрицание.
  9. Умейте признавать право каждого человека на свое мнение, которое может не соответствовать вашему. Оставляйте за оппонентом право остаться при своем мнении.
  10. Помните, что каждый человек, в том числе вы, может ошибаться. Прислушивайтесь к другим точкам зрения в спорных вопросах, перепроверяйте информацию, расширяйте имеющиеся данные.

Всегда помните, что все негативные эмоции оказывают отрицательное влияние прежде всего на ваш организм, а потом уже на оппонента. На споры, переживание, вражду уходит много энергии. А эмоциональное напряжение переходит в мышечное напряжение всего тела (психосоматика).

Принципы светского общества

Светское общение обладает рядом обязательных требований:

  1. Будьте вежливы и тактичны, так вы поддерживаете и соблюдаете интерес другой стороны.
  2. Старайтесь избегать возражений и обвинений. Выражайте одобрение и согласие.
  3. Будьте доброжелательны и приветливы.
  4. Помните, что в светском обществе люди редко выражают истинные эмоции и чувства.

Принципы делового общения

Общение на работе имеет совершенно другие особенности, которые важно учитывать, чтобы успешно общаться с коллегами и начальником.

  1. Ориентируйтесь на общую нить разговора и главную цель, вкладывайтесь согласно этому (кооперативность).
  2. Не преуменьшайте, но и не преувеличивайте содержание и объем информации. Говорите строго по делу (достаточность информации).
  3. Не врите и не скрывайте факты (качество информации).
  4. Не отклоняйтесь от темы (целесообразность).
  5. Будьте точны и конкретны в высказываниях и аргументах (ясность).
  6. Умейте слушать и выделять из контекста главные мысли (понимание).
  7. Учитывайте индивидуальные особенности собеседника, но помните о главной цели и идее разговора.

Границы и принципы делового общения, как правило, обговариваются собеседниками заранее.

Послесловие

Итак, общаться с людьми не сложно и не страшно. Нужно только:

  • быть уверенным в себе и том, что вы делаете, говорите;
  • уважать себя и других (не переходить на личности, );
  • прислушиваться к оппоненту и познавать его, то есть иметь развитую эмпатию;
  • быть критичным, но не категоричным;
  • всегда сохранять дружелюбный настрой (благодарность, приветствие, комплименты);
  • обладать коммуникативными компетенциями;
  • избавиться от личных «тараканов».

Помните, что причина проблем в общении всегда заключена в вас самих и только от вас зависит преодоление этих препятствий. Желаю вам сил для решения своих трудностей и искоренения нежелательных черт. Растите личностно, и умение общаться придет к вам само!

Литература по теме

  1. Если вы увлекаетесь астрологией и верите в силу знаков зодиака, то советую приобрести книгу И. О. Родина и Т. М. Пименовой «Как общаться с тем или иным знаком зодиака, чтобы всегда оставаться в выигрыше?». В книге каждый знак разобран по тематическим блокам: описание самого знака (общая характеристика, поведение дома и на работе, привычки и отдых, особенности детей, мужчин и женщин); тактика взаимодействия в позитивном ключе (как заставить работать подчиненного, установить контакт с начальником, построить личные взаимоотношения, вести себя в быту и в постели) и негативном ключе (как спровоцировать и выиграть скандал, развестись, обойти коллегу); совместимость с другими знаками. Сразу оговорюсь, что блок негативных рекомендаций я не приветствую, но в жизни бывает всякое. Может быть, вам пригодится.
  2. Остальным читателям для расширения кругозора и повышения коммуникативного мастерства советую прочитать труд О. Г. Ридецкой «Психология общения: хрестоматия». В нем представлен очень обширный материал для теории и практики общения. Разобраны особенности коммуникаций по акцентуациям характеров.
  3. Также рекомендую ознакомиться с книгой Т. А. Тарасовой «Искусство общения: для желающих научиться искусно общаться: рабочая тетрадь». Это материал для практики: самопознания и коррекции себя. Феномен общения разобран по блокам, например, «знакомство», «ораторское искусство». Даны тесты на определение личностных качеств, практические упражнения, рекомендации.
  4. Еще одно практическое руководство по повышению коммуникативного мастерства и развитию умения конструктивно влиять на людей – книга Б. Бурга «Из противников в союзники». Это научно-популярная литература, подробно описывающая каждый принцип успешного взаимодействия.

С появлением человечества возникла огромная потребность в общении. Даже в древности без него было невозможно предостеречь соплеменника, выразить свою симпатию женщине, научить детей выживать и охотится, передавая им свои знания и умения. Сегодня мы имеем четкую систему символов, посредством которых можем сказать абсолютно все, что думаем. Но даже в современном обществе некоторые люди испытывают трудности в общении и не всегда знают, как их преодолеть.

Особенности

С самого рождения мы начинаем учить язык, на котором впоследствии разговариваем всю жизнь. Однако умение произносить звуки в правильной последовательности не говорит о том, что мы обладаем искусством общения, это можно сравнить со звукоподражанием. Говорит человек тогда, когда в его словах есть смысл, когда они употребляются с каким-то значением в конкретной ситуации.

По мере взросления человеку приходится общаться все больше. От этого зависит его успешная социализация в детском саду, возможность «прижиться» в школе, степень успешности в университете и на работе. Общаясь со сверстниками, важно стараться стать для них интересным собеседником, уметь привлечь к себе внимания. Взрослые должны видеть в вас достойного оппонента, человека, с которым приятно иметь дело.

Но быть достаточно интересным для всех сложно, а для некоторых эта цель может быть практически недостижимой. Выделяют несколько факторов, которые мешают людям полноценно общаться:

  • Личные комплексы и неуверенность в себе. В этом случае человек просто не верит, что может кого-то заинтересовать беседой, не решается высказывать свои мысли и идеи.
  • Противоположное явление – завышенная самооценка. Такие люди ставят себя выше других. Окружающие не понимают их и не стремятся идти с ними на контакт.
  • Активное использование социальных сетей. Онлайн общение может вызывать страх перед реальными встречами, неуверенность в себе.
  • Плохое интеллектуальное развитие. Небольшой набор знаний сужает круг тем, на которые может общаться человек, потому с ним быстро становится скучно.

Роль общения

Общение всегда играло в жизни человека важную роль. Как только люди научились контактировать друг с другом, стало важным умение правильно построить диалог, порадовать того, кто нравится, даже словесно наказать обидчика. В жизни человека есть так много разнообразных факторов, которые нужно уметь контролировать и подчинять себе, что без навыков правильного общения может ничего не получиться. Кроме того, последствия неумения вести диалог могут даже негативно отразиться на вашей жизни.

Успешность в школе или университете объясняется не только приятным внешним видом. В большинстве своем «популярные» люди умеют общаться, удерживая внимание на своей личности. В работе и в личной жизни речь также важна.

На работе вас могут не повышать по должности, даже если вы этого достойны просто по причине того, что у вас не получается успешно налаживать контакты и вести деловые переговоры. В семейной жизни вам тоже не удастся избежать проблем, если вы не научитесь находить общий язык с партнером. Если у вас не будет общих тем для разговора, или вы не сможете решать спорные ситуации и находить компромисс, отношения могут «дать трещину».

Все современное общество базируется на умении правильно строить речь и контактировать с окружающими. Известные политики, деятели науки и искусства не были бы так знамениты, если бы не могли одним своим словом подчинить внимание большого количества людей.

Поэтому если вы хотите быть успешным и счастливым, важно учиться общаться с людьми, исправлять свои речевые недостатки и совершенствоваться в этой сфере.

Способы достижения эффективности

В современном обществе умение правильно вести беседу является важным аспектом. В процессе общения происходит восприятие друг друга собеседниками, обмен информацией, личное и деловое взаимодействие, поиск решений.

Если вы не получили ораторских навыков от природы, не стоит «вешать нос» и сдаваться. Умению красиво говорить и добиваться в разговоре нужных результатов можно научиться самостоятельно. Главное – знать, что для этого требуется. Для эффективного общения важно разложить процесс коммуникации на составляющие и конкретно проработать каждую из них:

  • Приобретение уверенности в себе – важный момент. Прежде всего, чтобы научиться нормально общаться, вам необходимо начать уважать себя. Вы должны уверенно выражать свои мысли, даже если они ошибочны, ведь ваша точка зрения имеет право на существование. Вашему оппоненту будет понятно, что с вами нужно считаться, что ваши суждения имеют смысл, и к ним можно прислушиваться.
  • Старайтесь справляться со страхом. Многие неуверенные в себе люди ведут себя в диалоге пассивно. Они боятся задавать вопросы, интересоваться чем-либо, высказывать свое мнение, чтобы не обрушить на себя негодование других. Они боятся осуждающих взглядов, возможных неприятных комментариев в свой адрес. Не бойтесь вести разговор так, как вам удобно, спрашивайте обо всем, что вас интересует.

  • Относитесь к собеседнику уважительно и тактично . Не перебивайте говорящего, дайте ему возможность полностью высказаться, даже если вы не согласны с его доводами. Только затем спокойно выразите свое мнение.
  • Старайтесь не отвлекаться на посторонние темы . Умение красиво и грамотно излагать свои мысли, при этом говоря по существу, позволит вам быстро заслужить уважение в обществе.
  • Необходимо уметь вызывать доверие собеседника . Для достижения этой цели нужно совсем немного – просто смотреть в глаза партнеру. Благодаря зрительному контакту можно легко установить связь. Если человек опускает или прячет взгляд, его поведение не всегда воспринимается как признак стеснения. Чаще это расценивают как неискренность или даже ложь. Такой разговор ничего хорошего вам не принесет.

  • Важно показывать неподдельный интерес к собеседнику. Во время разговора с малознакомым человеком нужно дать ему возможность рассказать о себе, высказать свои мысли. Не говорите много. Монолог может быстро утомить человека, и он вряд ли захочет беседовать с вами снова. Вам необходимо сделать так, чтобы человек чувствовал себя в вашей компании непринужденно. Интерес к беседе должен быть обоюдным. Не забывайте использовать имя вашего оппонента. Этот нюанс также покажет ваш интерес к нему.
  • Также важно уметь задавать правильные вопросы. Особенно это необходимо, если вы только знакомитесь с человеком и хотите узнать о нем больше. Искусство правильной постановки вопросов дает возможность получать полноценные развернутые ответы вместо сдержанного «да» или «нет». Так вы сможете сделать беседу легкой и интересной, позволив собеседнику чувствовать себя в вашем обществе уверенно и свободно.
  • Использование знаний и эрудиции – не менее важный момент. Человеку, обладающему большим запасом знаний, бывает легче начать и поддержать любой разговор. Общение с такими людьми доставляет массу положительных эмоций всех собеседникам.

Как быть интересным?

Если вы хотите принимать активное участие в дискуссиях, а иногда даже становиться инициатором разговора, важно уметь располагать к себе людей, быть интересным для окружающих. Правильно выбранная тема – уже половина успеха. Если вы заранее подготовитесь к беседе, прочтите как можно больше информации по данному вопросу, то будете хорошо в нем ориентироваться и всегда найдете, что сказать. Важно лишь выдавать информацию порционно и в нужные моменты, иначе общение будет похожим на доклад.

Чтобы тема разговора была интересной и удобной для всех, важно уточнить, не возражает ли кто-то против данной беседы, и лишь потом начинать активную дискуссию. Нежелание кого-то из группы общаться может показать его слабые знания в данном вопросе или большую неуверенность в себе. Если же человек не протестует, но и не принимает участия в общении, нужно вовлекать его в разговор, спрашивать его мнение. Постепенно человек обретет уверенность и станет участником беседы.

Не бойтесь общаться с людьми разных профессий, интересов, социального положения. Со временем вы научитесь адаптироваться к любому разговору и правильно «подавать» себя в обществе.

Общение в коллективе

Для того чтобы общение в коллективе было приятным и легким, важно учесть всего два основных фактора. Самое главное – найти индивидуальный подход к каждому участнику коллектива или конкретной беседы. Если вы общаетесь с новыми для себя людьми, постарайтесь перекинуться общими фразами с каждым участником разговора, чтобы составить мнение о нем, определить тип его темперамента, узнать об особенностях характера.

Занимаясь построением правильного общения в коллективе, важно общаться с каждым на его уровне (кроме вышестоящих по должности людей). Все члены коллектива должны чувствовать себя нужными и уважаемыми. Только тогда процесс коммуникации будет приятным и успешным.

Второй момент – умение слушать. Говорить мы умеем с самого детства, но искусство внимательного отношения к собеседнику является намного более важным. Это необходимо для того, чтобы разговор был интересным, информативным и приятным для всех его участников. Не перебивайте рассказчика. Так вы произведете впечатление некультурного человека. Кроме того, ваше вмешательство может сбить говорящего с мысли. Уважайте всех участников разговора, и к вам будут относиться также.

Диалог с противоположным полом

Знакомство с человеком противоположного пола требует особых навыков. Даже обладая уверенностью в себе и положительным коммуникационным опытом со своими сверстниками, начать общение с представителем противоположного пола бывает непросто. Чтобы знакомство стало приятным для обеих сторон, важно придерживаться некоторых советов:

  • Будьте естественны. Не пытайтесь постоянно шутить или быть чрезмерно серьезным. Если вы хотите произвести хорошее впечатление, будьте собой. Именно искренность поможет привлечь к вам внимание, а затем и покорить вашу будущую вторую половинку. Только так вы сможете сделать общение живым и увлекательным.
  • Начиная разговор, следите не только за лексикой, но и за корректностью юмора и поднимаемых в разговоре тем. Неуместные шутки и слишком личные вопросы могут не только не заинтересовать человека, но даже оттолкнуть его.
  • При первом знакомстве соблюдайте дистанцию, уважайте личное пространство. Не стоит обнимать представителя противоположно пола без его согласия. В начале взаимодействия лучше сделать упор именно на построение диалога.
  • При первом контакте важно часто смотреть собеседнику в глаза и искренне улыбаться. Это покажет вашу открытость, заинтересованность и симпатию к человеку. Только так у вас получится приятный разговор, который сможет в дальнейшем перерасти во что-то большее.

Процесс коммуникации с разными людьми

В процессе ежедневного общения мы сталкиваемся с огромным количеством людей. Разные характеры, воспитание, социальное положение, возраст и многие другие нюансы влияют на процесс общения с каждым конкретным человеком. Необходимо учиться применять индивидуальный подход к различным собеседникам, иначе вы можете оказаться в неприятной ситуации.

Каждый человек – это уникальная личность, и с этим нужно считаться. Если вы с кем-то не согласны, не стоит сразу его критиковать. Спокойно выскажите свою точку зрения и попытайтесь найти компромисс.

Если фразы или шутки собеседника вас раздражают, лучше переведите общение в другое русло, так вы сможете избежать конфликта. Если же вы начнете открыто делать замечания, вы можете спровоцировать скандал.

Общаясь с одними людьми, не стоит обсуждать других. Во-первых, ваши слова могут рано или поздно «дойти» до объекта вашего разговора. Во-вторых, репутация человека, который всех обсуждает и критикует, не принесет вам популярности. Наоборот, вы оттолкнете от себя людей. Немногие захотят открыто общаться с такой неприятной личностью.

Человек живет в социуме, потому тема межличностного общения является актуальной. Каждый индивид ежедневно встречается с другими на работе, учебе, очереди в магазине. Но как быть тем, кто замкнут и не знает, как построить общение, как правильно обратиться к незнакомцу? В одиночестве мало, кто хочет проживать, да и в городе полностью изолироваться невозможно. А потому необходимо искать способы преодоления стеснительности, закрытости и ладить с людьми.

В каких сферах нужно общение?

Все люди, живущие в одном обществе, так или иначе, сталкиваются друг с другом и обмениваются какой-либо информацией. Общение подразумевает не только обмен интересами, опытом, но и краткосрочный контакт с человеком по поводу оказания услуги, приобретения товара и так далее. Что требует мало-мальски развитых навыков взаимодействия с другим.

Итак, общение реализуется в следующих сферах:

  • Семейной;
  • Детско-родительской;
  • Обслуживающей;
  • Рабочей при установлении деловых контактов;
  • При трудоустройстве;
  • Торговле.

Даже если вы уверены, что проживете без общества, обходясь минимумом контактов с другими, и развивать навыки общения ни к чему — это заблуждение. Правильно построенное взаимодействие приведет к успешным результатам.

Другой вопрос – потребность в общении. В психологии принято считать ее как одну из базовых. Развивающаяся личность будет несчастна, если не уделять данному фактору хотя бы немного времени. К тому же, если научиться организовывать свое общение, использовать правила, то и донести мысль станет проще, быстрее.

Наставления от Карнеги

Данный раздел охватывает те самые правила, соблюдая которые вы эффективнее будете общаться с людьми. Американский психолог Дейл Карнеги вывел несколько постулатов, что набрали популярность в начале 20 века и не утратили актуальности до сих пор.

Перед вами 6 основных правил построения коммуникации.

Первое правило: искренняя заинтересованность в другом

Каждый человек убежден в том, что он уникален и один такой на свете. Стоит учитывать это, когда общаетесь с другой личностью. Проявите интерес, и ваш знакомый раскроется, предстанет в новом качестве. Гораздо эффективнее пойдет коммуникация, когда вы слушаете других со вниманием.

Второе правило: улыбка.

Человек с улыбкой на лице изначально привлекает больше, вызывает симпатию, нежели понурый. Людям свойственно отдавать предпочтение позитивному, а не негативному. Улыбка располагает к приятному общению.

Третье правило: Не забывайте, что называть человека по имени – делать ему приятное.

Заключение

Мы выяснили, с помощью каких способов можно научиться общаться эффективнее, каким правилам следовать. И тогда вы овладеете настоящим искусством. Важно помнить, что тренировки полезны и перед веб-камерой, и перед зеркалом. А также неплохо записать и прослушать себя со стороны. Что поможет и услышать недостатки, и узнать о достоинствах вашей речи.

Вполне естественно то, что поначалу мы воспринимаем только внешнее поведение людей, следим за их словами. Но, познавая процесс коммуникации изнутри, со всех его сторон, открываем для себя и скрытые мотивы человека, и истинный посыл того, что он хочет донести.

Развивайте свой кругозор, изучайте больше литературы и познавательных программ. Делайте записи и оценивайте себя с объективной стороны, смело вносите коррективы и стремитесь к совершенству. Разумеется, не забывайте о практике – общении с реальными людьми. Лишь новые знакомства позволят вам по-настоящему совершенствовать навыки коммуникации, осваивать полученную теорию в действии.



Похожие публикации