Федеральный закон о горячем водоснабжении. Водоснабжение населения

Чистая вода нужна не только для утоления жажды, приготовления пищи и стирки. Химическое соединение Н2O работает в организме на клеточном уровне. Являясь универсальным растворителем, вода участвует в обменных процессах, осуществляя транспортировку необходимых веществ сквозь клеточные мембраны и сосуды. Будучи практически несжимаемой жидкостью, вода поддерживает структуру клеток и органов, выполняя роль так называемого гидростатического скелета... И это лишь малая часть из длинного списка уникальных свойств воды. Даже без упоминания известных пословиц и афоризмов о воде можно смело сказать, что чистая вода, приходящая в наши дома - это жизнь.

Законодательные и нормативные документы

Учитывая прямое влияние воды на здоровье людей, задача качественного населения находится в ведении государства. Существует большое количество законодательных и нормативных документов, которые определяют внутреннюю государственную политику в сфере водоснабжения, регулируют отношения между федеральными и региональными субъектами, промышленными предприятиями, коммунальными службами и частными лицами в области действий, связанных с водоснабжением и водоотведением.

Перечислим некоторые основные документы, которым необходимо следовать при организации систем водоснабжения и водоотведения.

1. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Регулирует право водопользования при добыче подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового или промышленного водоснабжения. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Порядок выдачи лицензии прописан в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), утвержденном Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315. В лицензии на право пользования недрами указано целевое назначении работ, сроки действия лицензии (не более 25 лет), а также предельно допустимый объем добычи подземных вод в сутки (в год).



2. СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».

Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами централизованного водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

3. СанПиН 2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения».

Санитарные правила и нормы распространяются на подземные источники нецентрализованного водоснабжения, служащие для удовлетворения питьевых и хозяйственных нужд населения.

4. СанПиН 2.1.4.10749-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды».

Качество питьевой воды должно удовлетворять требованиям, которые устанавливает данный документ. Указываются ПДК (предельно допустимая концентрация) неорганических, органических и биологических загрязнений, превышение которых может привести к различным заболеваниям.

5. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О водоснабжении и водоотведении».

Данный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, качество и безопасность воды в централизованных и нецентрализованных системах холодного и горячего водоснабжения и т.п.

6. Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы.

Программа вступила в силу в 2011 году. Ее основная задача - в ближайшие годы обеспечить гарантированный доступ всего населения России к чистой воде.

Потребители и источники воды

Тип источника водоснабжения для населенного пункта и промышленного предприятия может быть поверхностным, подземным или смешанным.



Города и поселки в основном берут воду из ближайших открытых водоемов. Перед подачей потребителю вода очищается от механических и химических загрязнений, проходит обеззараживание. Совсем небольшие поселения, коттеджные поселки и садовые товарищества могут организовать водоснабжение населения на основе высокопроизводительной артезианской скважины.

Немного истории

К 1991 г. централизованным водоснабжением в РСФСР было обеспечено 99% городов и 86% поселков. Среднее водопотребление на одного человека на составляло 327 л в сутки. Ресурсы поверхностных и подземных природных вод позволяли решать задачу практически полного удовлетворения потребности населения Российской Федерации в питьевой воде.

После распада СССР переход от плановой экономики и централизованного управления к рыночным методам негативно сказался на состоянии всего комплекса по снабжению населения страны чистой водой и очистке стоков. Причина была не только в износе водопроводных сетей, устаревании оборудования и технологий, но и в обычном стремлении снизить производственные затраты. В те же годы утечки воды и неучтенный расход достигали 1/3 от объема воды, поданного в сеть.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 2003 году правительство России предложило крупным российским компаниям активно участвовать в реформировании жилищно-коммунального комплекса, привлекать к управлению коммунальными предприятиями современный менеджмент, делать инвестиции в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры.

Источники воды для централизованного водоснабжения

На сегодняшний день в России разведано 3597 крупных месторождений подземных вод. Из них в настоящее время эксплуатируется только 46%. Причем для нужд питьевого водоснабжения из них используется меньше половины.



Уникальность подземных артезианских источников заключается в их практической неисчерпаемости, стабильных физико-химических показателях и практически полном отсутствии болезнетворных бактерий. Именно поэтому артезианская вода является природным ресурсом государственного значения и для ее использования требуется оформить лицензию на право пользования недрами.

Забор воды из песчаных и более мелких скважин, а также из открытых поверхностных источников регулируется законодательством гораздо менее строго или не регулируется совсем. Эту воду чаще всего используют на личных загородных участках.

Для больших городов требуются миллионы кубических метров чистой воды в сутки. Однако, чистая вода нужна не только людям, но и предприятиям. Прекращение подачи воды способно остановить производство. Проблема в том, что использованная на заводах и фабриках вода содержит опасные и просто ядовитые вещества, от которых стоки необходимо очищать.

Централизованная водоподготовка

Заботясь о здоровье населения, государственные санитарно-эпидемиологические службы постоянно отслеживают состояние воды во всех значимых источниках централизованного водоснабжения. Для этого регулярно производится забор и анализ воды на химические, органические и биологические загрязнения. В зависимости от характера загрязнения для очистки воды используются различные методы.



Для защиты конечного пользователя от инфекций в систему централизованного водоснабжения городов внедряют новые технологии очистки. Наверное, многие заметили, что с 2012 г. вода из крана в Москве больше не пахнет хлоркой. Это результат обновления методов водоподготовки на станциях Мосводоканала - вместо жидкого хлора применяется менее токсичный гипохлорит натрия. Также используются очень эффективные и абсолютно безопасные для человека технологии мембранного фильтрования и озоносорбции, то есть совместного озонирования и сорбции воды в гранулах активного угля.

Очистка использованной воды

От задачи водоснабжения неотделима проблема водоотведения сточных вод. Хозяйственно-бытовые стоки содержат не только химические и органические загрязнения, но и опасные для здоровья микроорганизмы. Городские хозяйственно-бытовые стоки проходят обработку на пригородных станциях аэрации.



Из-за дефицита чистой воды и с развитием технологий очистки многие предприятия все чаще используют рециркуляционную (оборотную) воду. Пройдя производственный цикл, вода очищается от полученных загрязнений и используется вновь. Постоянство производственных загрязнений позволяет настроить фильтры на определенный тип веществ, что удешевляет процесс очистки. Оборотная вода для предприятия обходится дорого, но чистая вода со стороны может быть еще дороже. К тому же в этом случае использованную воду надо куда-то отводить. Следовательно, придется проектировать и строить дорогие системы водоотведения, в которых степень очистки требуется гораздо выше - ведь сброс воды будет осуществляться на грунт или в водоем.

В результате применения новых технологий по очистке и повторному использованию воды в последнее время в России уменьшилось количество загрязнений, попадающих в надземные открытые источники - реки, озера и т.д.

Защита артезианских источников

В результате массовой и практически бесконтрольной откачки огромных объемов воды из артезианского бассейна могут возникать так называемые депрессионные воронки. Над такими областями наблюдаются признаки истощения артезианских источников - понижается уровень воды. Во многих крупных городах мира в результате многолетней откачки уровень воды в артезианских скважинах упал на десятки метров.

В область депрессии начинается естественный приток воды из ближайших слоев. Если вода придет из загрязненного горизонта - например, расположенного выше слоя водоупорной глины, то загрязнению подвергнется весь артезианский горизонт.

Не менее опасны старые, давно неиспользуемые или неправильно пробуренные и обсаженные скважины. Опасность таких скважин в том, что через негерметичный канал в артезианский горизонт легко попадают загрязнения с поверхности или из промежуточных, более мелких водоносных слоев. Причем, такие скважины недостаточно просто заварить или забить пробкой - их надо полностью затампонировать (зацементировать) на всю длину ствола.

В описанной ситуации задача сохранения чистоты и работоспособности артезианского бассейна как источника качественного водоснабжения и стратегического запаса питьевой воды приобретает государственную важность.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю.,

с участием прокурора прокуратуры Виноградовского района Архангельской области Коноплева С.А.,

при секретаре Первухиной Е.В.,

а также с участием представителя ответчика - администрации МО «Березниковское» Титова А.Н., представителей третьих лиц:

Территориального отделения Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Шумковой О.В.,

Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах» Зайцевой О.Н.,

МО «Березниковское» Бачина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Виноградовского района Архангельской области к администрации МО «Березниковское» в интересах неопределённого круга лиц об обеспечении бесперебойным водоснабжением населения п. Березник,

установил:

прокурор Виноградовского района обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района при проведении проверки выявлено нарушение ответчиком п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», выразившееся в необеспечении населения п. Березник Виноградовского района Архангельской области водоснабжением. Водопроводная сеть поселка Березник, как и источники нецентрализованного водоснабжения, на основании закона Архангельской области от 29.09.2006 № 229-12-03 передана в собственность МО «Березниковское». Водопровод находится в аварийном состоянии, требует замены 17,5 км сетей. В настоящее время водопровод состоит из трех подземных скважин, насосных сооружений, зданий водозабора и фильтрации, разводящей сети в дома жилищного фонда и водозаборные колонки, большинство которых демонтировано. На основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 24 от 02.07.2007 использование сети осуществляется МУП «ЖКХ Поселковое» МО «Березниковское». В 1997 году, в связи с невозможностью обеспечения очистки воды в водопроводе в соответствии с требованиями ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая», водопровод поселка был переведен в разряд технических. В настоящее время вода в водопроводе не соответствует требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая», СанПин 2.14.559-96 «Питьевая вода» и СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в связи с чем, водоснабжение населения через присоединенные сети не осуществляется, тем самым коммунальная услуга по водоснабжению населению не предоставляется. Альтернативными способами водоснабжения населения п. Березник являются обеспечение населения посредством нецентрализованных источников (колодцев) и путем подвоза воды населению. Из 35 колодцев, расположенных на территории п. Березник, только в 4-х вода соответствует требованиям СанПин. Организованное администрацией МО «Березниковское» водоснабжение населения путем подвоза населению питьевой воды из скважины «Аэропорт» не может удовлетворять необходимой суточной потребности населения в воде, исходя из установленных нормативов потребления по холодному водоснабжению и максимального суточного водоотбора из скважины. Помимо ненадлежащего обеспечения населения поселка коммунальной услугой по водоснабжению, администрация МО «Березниковское» не обеспечивает требование ст. 68 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент», в соответствии с которой на территории поселения должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты для целей пожаротушения. Из 19 пожарных водоемов, расположенных на территории п. Березник, ни один в собственность МО «Березниковское» не принят, меры по их поддержанию в исправном состоянии не принимаются. Считает, что бездействие администрации МО «Березниковское» нарушает права населения и промышленных предприятий по производству пищевой продукции на первоочередное обеспечение водоснабжением и противоречит задачам пожаротушения на территории п. Березник. Поскольку указанные нарушения законодательства могут быть устранены путем восстановления водопроводных сооружений в п. Березник, просит суд признать бездействие администрации МО «Березниковское» в части обеспечения населения п. Березник водоснабжением и обеспечения первичных мер пожарной безопасности населения п. Березник посредством присоединенной сети водоснабжения незаконным, обязать МО «Березниковское» обеспечить бесперебойное обеспечение населения п. Березник водоснабжением путем восстановления системы водопроводной сети.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - глава администрации МО «Березниковское» Титов А.Н.в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил суду, что прокурор не представил доказательств бездействия администрации МО «Березниковское» в вопросе водоснабжения населения водой, полагает, что решение о восстановлении действующего водопровода будет не исполнимо, так как существующая водопроводная сеть изношена на 100%; собственных средств у администрации МО «Березниковское» на восстановление водопровода нет; население пос.Березник снабжается подвозной питьевой водой (1-2 раза в неделю в определенные часы), а также из колодцев и частных скважин. При этом жалоб на плохое водоснабжение к ним от населения не поступало. Проблема водоснабжения населения п.Березник существует длительное время. Администрация МО «Березниковское» неоднократно обращалась за помощью в районную администрацию и в администрацию Архангельской области, однако все безрезультатно. Восстановительный ремонт существующего водопровода потребует от них больших денежных средств, порядка 7 млн. рублей; ежедневный подвоз воды населению невозможен из-за отсутствия необходимых запасов воды на скважине «Аэропорт»; рытье дополнительных колодцев также технически невозможно, поскольку часть населения поселка живет на «болотистой « территории. Полагает, что выход из этой ситуации возможен путем приобретения населением бутилированной воды в магазинах.

Представитель третьего лица - Территориального отделения Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Шумкова О.В. в судебном заседании пояснила суду, что МО «Березниковское» не обеспечивает водоснабжение населения пос.Березник, поскольку вода в 35 имеющихся колодцах не соответствует санитарным нормам, если их закрыть, то подвозной воды будет недостаточно для снабжения населения водой, водопровод не работает, дополнительные колодцы невозможно вырыть на болотах.

Представитель третьего лица - филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Зайцева О.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.

Представитель третьего лица - администрации МО «Виноградовский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, возражений по существу иска не представил.

Представитель третьего лица - директор МУП «ЖКХ Поселковое» Бачин А.И. в судебном заседании пояснил, что проблема обеспечения населения п.Березник водой, изложенная в иске существует давно, но решить ее можно только путем строительства нового водопровода. Старый водопровод изношен и его восстановление, в том числе поэтапное, потребует вложения больших денежных средств. Из-за отсутствия денег длительное время не производилась очистка воды в водопроводе, очистные сооружения не работают, так как не ремонтировались. В настоящий момент водопроводом пользуется около 1000 граждан п.Березник и 11 организаций, в том числе средняя школа. В поселке осталась одна водоразборная колонка, которая также будет демонтирована, так как из нее идет несанкционированный забор воды.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчика, третьих лиц, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

На основании ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд "). В сочетании со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ приведенная норма указывает на то, что к муниципальным нуждам относятся потребности населения в водоснабжении.

В соответствии со Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» «коммунальные услуги»-деятельность исполнителя коммунальных услуг в том числе и по холодному водоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; « коммунальные услуги надлежащего качества»-это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги по холодному водоснабжению.

При этом водоснабжение определяется как круглосуточное обеспечение потребителя холодной водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

В соответствии с п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена в том числе и бесперебойная подача в жилое помещение либо до водоразборной колонки коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Судом установлено, что жилищный фонд п. Березник, расположенного на территории МО «Березниковское», не оснащен внутридомовыми инженерными системами, позволяющими обеспечить население водой надлежащего качества. В домах, оборудованных системой центрального водоснабжения, обеспечивается подача воды из технического водопровода. Данный водопровод на сегодняшний день имеет одну водоразборную колонку по ул. Дружбы,9, остальные колонки демонтированы.Качество воды в водопроводе не соответствует санитарным нормам, что не позволяет ее использовать в полном объеме для потребительских нужд, например, для приготовления пищи.

Как следует из объяснений представителя ответчика и директора МУП «ЖКХ Поселковое» водопроводные сети имеют 100% изношенность, очистные сооружения не работают. По этой причине на водопроводе часто происходят аварии.

Вода из децентрализованных источников (колодцев), количество которых незначительно и составляет 35, также в большинстве не соответствует санитарным нормам и не рекомендована для использования населением в целях удовлетворения бытовых потребностей. Кроме того, данные колодцы расположены преимущественно в микрорайонах, прилегающих к федеральной трассе.

Органами местного самоуправления в целях водоснабжения организован подвоз воды из артезианской скважины «Аэропорт» населению п. Березник по соответствующему графику, распоряжением Главы МО «Березниковское» установлены график и места размещения площадок для подвоза воды (1-2 раза в неделю в определенное время).

Количество вырытых гражданами индивидуальных скважин незначительно, проверка соответствия воды санитарным нормам в индивидуальных скважинах администрацией МО «Березниковское» не контролируется, затраты на их содержание не несутся.

30 октября 2006 года водопровод общей протяженностью 10 км, здание хлорной очистки, здание канализационно-насосной станции, здание водозабора и три здания очистных сооружений приняты в собственность МО «Березниковское» от МО «Виноградовский муниципальный район», о чем свидетельствует акт приема-передачи объектов муниципальной собственности от 30.10.2006 л.д.16). Согласно инвентарным карточкам учета основных средств от 20 мая 2010 года, водопровод протяженностью 0,1 км по ул. Свободы, водопровод протяженностью 0,9 км по ул. Мелиораторов, водопровод-водозабор протяженностью 9 км по ул. Уборевича приняты на баланс администрации МО «Березниковское» л.д. 90-92).

Судом установлено, что водопровод п. Березник передан в безвозмездное пользование МУП «ЖКХ Поселковое». На момент передачи водопровода в собственность администрации МО «Березниковское» в 2006 году остаточная балансовая стоимость практически всех участков водопровода составляла 0 рублей, процент износа - 100%. Общие затраты на содержание и ремонт водопровода администрации МО «Березниковское» и МУП «ЖКХ Поселковое», предприятия, обслуживающего водопровод составили: 2007 год -770,02 тыс. рублей, количество аварий - 39; 2008 год -1789,56 тыс. рублей, количество аварий -41; 2009 год - 1699,29 тыс. рублей, количество аварий - 44; 2010 год по состоянию на 01.08.2010 г. - 1758,80 рублей, количество аварий - 21.

Законом Архангельской области от 29.09.2006 N 229-12-ОЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "Виноградовский муниципальный район" Архангельской области и муниципальными образованиями "Березниковское", "Борецкое", "Заостровское", "Кицкое", "Моржегорское", "Осиновское", "Рочегодское", "Шидровское" Архангельской области" объекты децентрализованного водоснабжения населения (колодцы) переданы в ведомство поселений. В собственность МО «Березниковское» передано 35 колодцев, расположенных на территории п. Березник л.д.55).

Из договора № 1-043/09 от 20 июля 2009 года о передаче в аренду недвижимого имущества следует, что в состав муниципальной собственности МО «Березниковское» также входит скважина «Аэропорт», расположенная по адресу п. Березник, массив «Придорожный», 7, сооружение 2, предназначенная для отпуска питьевой воды предприятиям, организациям, предпринимателям и частным лицам л.д.93).

В части 4 приведен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, к которым отнесены холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Таким образом, суд приходит к выводу, что обеспечение населения водой через водопроводную сеть и децентрализованные источники водоснабжения является коммунальной услугой.

Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 регламентировано, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В силу п. 49 указанных Правил исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация МО «Березниковское», обладая в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа для муниципальных нужд, установлению тарифов на коммунальные услуги и их регулированию в интересах организаций коммунального комплекса и потребителей, обязана обеспечить бесперебойное снабжение населения п. Березник водой надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Между тем, как следует из материалов дела, водоснабжение населения п. Березник осуществляется администрацией МО «Березниковское» в недостаточном объеме и ненадлежащего качества.

В силу ст. 19 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В материалах дела представлены санитарные карты за 1990-1998 годы, согласно которым пробы воды, подаваемой в водопровод из артезианских скважин, не соответствует установленным нормативам ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая», СанПиН 2.1.4.559-96 по цветности, мутности, общей жесткости, содержанию железа и других металлов л.д.26-52).

Распоряжением главы администрации МО «Виноградовский район» от 21.04.1997 № 153 в связи с невозможностью обеспечения очистки воды в водопроводе в соответствии с требованиями ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая» водопровод п. Березник переведен из разряда по обеспечению населения питьевой водой в разряд по обеспечению населения технической водой л.д.23).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01». Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества (пункты 1.1 и 1.4).

Из акта проверки воды из водопровода п. Березник, проведенной 06.05.2003 следует, что вода в водопроводе не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по химическим показателям л.д.20).

Согласно представленной в материалах дела справке МУП «ЖКХ Поселковое» от 20.05.2009 № 313, водоснабжение водозаборных колонок в п. Березник прекращено ввиду отсутствия финансирования на их содержание. Техническое состояние наружных водопроводных сетей протяженностью 19, 5 км находится в аварийном состоянии. Требуется замена 17,5 км водопроводных сетей л.д.18).

Таким образом, суд приходит к выводу, что водоснабжение населения посредством присоединенной сети водопровода администрацией МО «Березниковское» не производится надлежащим образом.

Гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории установлены СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 40 (далее СанПиН 2.1.4.1175-02).

По определению, закрепленному в п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 нецентрализованным водоснабжением является использование воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. При этом предусмотрено, что к такому водоснабжению относится использование воды как для хозяйственных, так и для питьевых нужд.

Из протоколов исследования питьевой воды из колодцев от 06.06.2007, 07.06.2007, 27.06.2007, 08.08.2007, 10.11.2008, 09.04.2009, 27.08.2009, 18.09.2009, 12.04.2010 л.д.58-62,64-76), справки Территориального отделения Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах л.д. 56-57) следует, что по результатам лабораторных исследований проб из колодцев, принадлежащих МО «Березниковское», проведенных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском, Шенкурском районах», вода лишь в 3 колодцах соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02, в 23 колодцах вода не соответствует санитарным нормам.

Решением муниципального совета МО «Березниковское» от 06.10.2009 № 70-9 9 колодцев, расположенных в п. Березник, признаны непригодными для питьевого использования, но пригодными для использования в технических целях и исключены из реестра питьевого нецентрализованного водоснабжения л.д.53).

Действующим законодательством предусмотрены единые требования к качеству воды для хозяйственных и питьевых нужд из источников нецентрализованного водоснабжения (п. 1.3 и Раздел IV СанПиН 2.1.4.1175-02), поэтому деление колодцев на питьевые и технические не влияет на обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы децентрализованного водоснабжения, по обеспечению соответствие качества как питьевой, так и технической воды санитарным требованиям, установленным Разделом IV СанПиН 2.1.4.1175-02. В связи с этим не может считаться исполненной обязанность ответчика по водоснабжению населения путем предоставления воды из колодцев, как признанных непригодными для питьевого водоснабжения, так и не признанных таковыми, но не отвечающих требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 к качеству воды.

Согласно ч. 2. ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В связи с этим доводы ответчика о невозможности изыскания средств для приведения воды, поставляемой населению через имеющиеся источники водоснабжения, в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами не могут быть приняты во внимание судом.

Администрацией МО «Березниковское» организовано водоснабжение населения и организаций питьевой водой из скважины «Аэропорт». Как следует из объяснений представителей ответчика,третьих лиц, вода из этой скважины соответствует установленным санитарно-гигиеническим требованиям. Подвоз воды населению осуществляется . Согласно Приложению 1 к лицензии на право пользование недрами, выданной ООО «Помор Строй плюс» на добычу питьевых подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участке недр в п. Березник, максимальный водоотбор из скважины не должен превышать утвержденных по категории С1 запасов в количестве 80 кбм в сутки, текущий водоотбор составляет 0, 0784 тыс. кбм в сутки л.д.104-106).

Из сообщения ООО «Помор Строй плюс» следует, что среднесуточный объем питьевой воды, отпускаемой из скважины «Аэропорт» составляет для населения 18-23 кбм, для организаций - 51-56 кбм, а всего 64-79 кбм в сутки л.д.167)

Согласно справке администрации МО «Березниковское» № 830 от 11.08.2010 численность населения п. Березник составляет 6,3 тыс. человек, услугами водопровода пользуются 631 человек.л.д. 79).

Постановлением главы МО «Березниковское» от 23.12.2009 № 101 установлены нормативы по холодному водоснабжению и водоотведению. Норматив потребления по холодному водоснабжению в домах с внутренним водопроводом и ваннами составляет 4,87 кбм в месяц на 1 человека, в домах с внутренним водопроводом без ванн - 3,04 кбм в месяц на 1 человека, водопроводные колонки - 0, 61 кбм в месяц на 1 человека, привозная питьевая вода - 0,3 кбм в месяц на 1 человека л.д.103).

Таким образом, суточная потребность населения только в питьевой привозной воде составляет около 60 кбм в сутки (6300 чел. Х 0,3 кбм: 30 дней), то есть в несколько раз больше, чем фактически отпускается со скважины для населения.

Учитывая, что при формировании норматива потребления на привозную воду не учтена потребность населения в использовании привозной воды для принятия гигиенических процедур, уборки, стирки, иных хозяйственных потребностей, суд приходит к выводу, что объем водоснабжения, который может быть получен при эксплуатации скважины «Аэропорт» не является достаточным.

Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями ответчика, из которых следует, что ежедневный подвоз воды населению и в организации со скважины «Аэропорт» невозможен, поскольку такого количества воды в этой скважине не будет.

Из объяснений сторон установлено, что подвоз воды населению со скважины «Аэропорт» осуществляется 1-2 раза в неделю на специально отведенные площадки в определенное время.В новых (строящихся) микрорайонах таких площадок не организовано. Строительство дополнительных колодцев в большей части пос.Березник также невозможно из-за того, что там «болотистые» места.

Свидетель К.. пояснила суду, что проблема водоснабжения населения пос.Березник водой уже назрела давно. Когда действовал водопровод, воду, хотя и техническую можно было взять в колонке в любое время суток и в неограниченном количестве. Ее можно было использовать для мытья полов,посуды, стирки белья. Одновременно подвозилась на площадки вода со скважины «Аэропорт», которую они приобретали в небольших количествах для приготовления пищи и питья по ценам, установленным органом местного самоуправления. Сейчас водопровод в той части поселка, где она проживает, не работает, вода со скважины привозится 2 раза в неделю по графику, который постоянно нарушается. Цена этой услуги органом власти не контролируется. Подвозной воды ей недостаточно для каждодневного потребления, приходиться экономить воду или идти на другие площадки, что для нее в силу возраста затруднительно. Не все жители поселка имеют возможность приобрести воду у площадок, так как многие в назначенное время находятся на работе или заняты другими делами. Оставляя емкости на площадках, люди рискуют заразиться кишечными заболеваниями. Запасая воду в прок, они также рискуют заболеть, потому что уже на следующий день вода покрывается пленкой с пузырьками.У ее дома имеется колодец, но в летнее время приходиться вставать в 4-5 часов утра, чтобы застать в нем воду. Полагает, что сложившаяся ситуация с водоснабжением нарушает ее права на получение бесперебойного водоснабжения.Она обращалась в с просьбой организовать ежедневный подвоз воды, но ей сказали, что это невозможно из-за отсутствия необходимого количества воды в скважине. Она неоднократно писала о проблеме водоснабжения в пос.Березник на страницах газеты, обращалась в администрацию МО «Березниковское», вместе с другими гражданами п.Березник обращалась с заявлением в общественную приемную партии «Единая Россия» с просьбой решить вопрос по организации нормального водоснабжения жителей пос.Березник, но все безрезультатно. Считает, что органы власти бездействуют в решении вопроса водоснабжения жителей п.Березник.

Суд считает, что отсутствие у населения п. Березник ежедневного доступа к воде надлежащего качества, ограничение объемов ее потребления (0,3 куб.м. в месяц на человека) нарушает их право на бесперебойное получение коммунальной услуги по водоснабжению в объемах, необходимых потребителю.

Кроме того, в соответствии со п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131- ФЗ к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Аналогичная норма содержится в ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ. В целях пожаротушения предусмотрено создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ст. 62, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008)).

Решением Виноградовского районного суда от 22.09.2010 по гражданскому делу № 2-202/2009 по иску прокурора Виноградовского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЖКХ Поселковое», администрации МО «Березниковское» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности установлено, что водопровод является одним из источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в п. Березник.

Из акта проверки исполнения МО «Березниковское» законодательства о пожарной безопасности от 12.08.2010 следует, что ответчиком не предпринимаются меры по обеспечению пожарными водоемами в соответствии с СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Пожарные водоемы на территории п. Березник не сооружаются, имеющиеся пожарные водоемы на баланс ответчика не принимаются.

Таким образом, надлежащее водоснабжение в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения администрацией МО «Березниковское» в п. Березник не организовано.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанности по обеспечению населения п. Березник водоснабжением и соблюдению первичных мер пожарной безопасности, тем самым нарушая права лиц, проживающих на территории п.Березник. В связи с чем требование прокурора об обеспечении бесперебойным водоснабжением населения п. Березник путем восстановления (ремонта) существующей системы водопроводной сети подлежит удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании ежедневное обеспечение граждан водой со скважины «Аэропорт» невозможно из-за отсутствия в ней воды в достаточном количестве. Строительство дополнительных колодцев в микрорайонах, расположенных на болотах, также невозможно по техническим причинам. Строительство нового водопровода, которое велось в рамках федеральной программы, приостановлено на неопределенное время из-за отсутствия средств.

Из объяснений директора МУП «ЖКХ Поселковое» следует, что с технической точки зрения ремонт действующего водопровода, как и очистных сооружений, в том числе поэтапный, возможен при наличии денежных средств.

Поэтому суд пришел к выводу, что ответчика следует обязать восстановить (отремонтировать) действующую систему водопровода.

При этом не имеет правового значения для дела отсутствие денежных средств у ответчика на проведение ремонтных работ.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

исковые требования прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Березниковское» обеспечить бесперебойное обеспечение населения п. Березник Виноградовского района Архангельской области водоснабжением путем восстановления системы водопроводной сети.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья С.Ю. Бачина

Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 18 ноября 2010 года решение Виноградовского районного суда оставлено без изменения, резолютивная часть решения уточнена и изложена в следующей редакции:

Исковые требования прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Березниковское» организовать надлежащее обеспечение населения п. Березник Виноградовского района Архангельской области водоснабжением.

Страница 40 из 55


Перспективы обеспечения Москвы питьевой водой

Питьевая вода должна соответствовать широко известной триаде требований: быть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и обладать благоприятными органолептическими свойствами.

Источниками водоснабжения города Москвы являются реки Москва и Волга.

Для организации водоснабжения столицы созданы запасы воды в верховьях этих рек и их притоков на территории трех областей (Московской, Смоленской и Тверской) за счет Московско-Вазузской и Волжской водных систем. Они состоят из цепочки водохранилищ, соединенных каналами. Волжская гидротехническая система включает Иваньковское, Икшинское, Учинское, Пестовское, Пяловское, Клязьменское и Химкинское водохранилища. В составе Московско-Вазузской гидротехнической системы – Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское, Вазузское, Яузское и Верхне-Рузское водохранилища.

В связи с постоянным увеличением численности лиц, проживающих в Москве и пользующихся водными объектами как источниками питьевого водоснабжения, а также с ослаблением требований к охране водоохранных зон большое значение имеют Санитарные правила «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы». Они определяют гигиенические требования к организации и содержанию зон санитарной охраны (ЗСО) московского водопровода. На основании этих санитарных правил разрабатывается Проект ЗСО Московского водопровода.

Московский регион с 10-миллионным населением, развитой многоотраслевой промышлен-ностью, высокой концентрацией транспортных средств, плотными жилой и общественной застройками требует надежной и эффективной работы самой крупной в России системы водоснабжения. Водоснабжение является одной из важнейших составляющих санитарного и экологического благополучия города.

По водообеспеченности на одного человека Россия занимает третье место после Бразилии и Канады. Каждый житель Москвы расходует в день от 400 до 470 л воды. Для сравнения: расход воды на человека в некоторых зарубежных городах составляет (в литрах): в Брюсселе –141;
в Афинах – 160; Барселоне – 235; Лондоне – 286; Вене – 317.

Эти цифры говорят о том, что там вода значительно дороже, чем в Москве, и, экономя воду, люди экономят деньги. Если в наших квартирах будут поставлены счетчики, о чем в последнее время все чаще говорится, расход воды резко сократится.

Московский водопровод сегодня – это 6 млн куб. м воды в сутки, 10 тыс. км трубопроводов, по которым круглые сутки вода доставляется потребителям, а также несколько систем промышленного водоснабжения: Юго-Восточная, Кунцевская, Черкизовская, Крымская и Южная. Из этих систем каждые сутки для производственных нужд предприятий подается около
300 тыс. куб. м воды непосредственно из рек и водохранилищ.

Из рек и водохранилищ вода поступает на водопроводные станции: Рублевскую, построенную в 1903 г., Восточную – в 1937 г., Северную – в 1952 г. и Западную – в 1964 г. Здесь она осветляется, освобождается от примесей, запаха, болезнетворных бактерий.

Качество воды, поступающей в водопровод, тщательно контролируется. Проводятся лабораторные проверки питьевой воды по 46 химическим и биологическим показателям и по всему водному пути – в 140 точках. Кроме того, независимая химическая лаборатория «РОСА», объединившая усилия специалистов Мосводоканала и французской фирмы SAUR, контролирует качество как исходной, так и питьевой воды по 181 химическому, 11 бактериологическим и
40 биологическим показателям.

Тем не менее, качество питьевой воды в столице далеко от идеального.

Хлорирование, основной метод очистки воды от вредных для здоровья веществ и болезнетворных бактерий, не всегда эффективно.

Более качественно действует новая технология озонирования, разработанная по заказу городского хозяйства конструкторами столичной «оборонки». На Восточной станции работает установка для получения озона. Воду, обогащенную озоном в усовершенствованных смесителях, пропускают через микропористую мембрану, задерживающую частицы органики диаметром до сотни доли микрона. Озон практически полностью удаляет неприятные запахи, снижает цветность воды и улучшает ее вкусовые качества.

Программа озонирования воды прошла все необходимые согласования в Правительстве Москвы и подготовлена к утверждению мэром города. Остается ждать, когда питьевая вода на всех четырех водопроводных станциях столицы будет очищаться именно таким образом.

Качество водопроводной воды в Москве оценивается как неудовлетворительное. Водопроводная вода по экономическим причинам не фторируется; из-за износа труб содержит посторонние примеси: ржавчину, мельчайшие осколки труб и другие продукты коррозии, песок и пр.; из-за образования застойных зон насыщена продуктами жизнедеятельности водной микрофлоры; хлорирована, то есть потенциально имеет в своем составе летучие хлорорганические соединения, некоторые из которых являются канцерогенными.

Ориентация питьевого водоснабжения Москвы преимущественно на поверхностные водоемы определяет необходимость охраны водохранилищ и трактов водоподачи от непосредственного попадания загрязнений, а также водосборов речных бассейнов путем ограничения хозяйственной деятельности в их пределах.

С целью оздоровления городских водоемов разработана «Генеральная схема обводнения территории Москвы на период до 2010 г.». Генеральным планом г. Москвы до 2020 года планируется обеспечение качества питьевой воды на уровне стандарта ВОЗ по физико-хими-ческим, органолептическим, микробиологическим показателям. К сожалению, все современные стандарты построены по принципу «не более», ограничивая, таким образом, лишь верхние пределы содержания тех или иных веществ.

– Генеральным планом г. Москвы до 2020 г. предусмотрено снижение объемов потребления питьевой воды за счет ее экономии в жилом секторе, сокращение водопотребления питьевой воды в промышленности, постепенное сокращение и к концу планируемого периода прекращение подачи воды из системы Мосгорводопровода в область. Уменьшение расходов воды для бытовых нужд населения планируется осуществить путем полной замены устаревшего сантехнического оборудо-вания в домах и квартирах; установок водосчетчиков; создания механизмов экономической заин-тересованности водопользователей в экономии воды; образовательных программ для населения и др.

Вопросы очистки реки Москвы и ее притоков являются приоритетными в водоохранной политике исполнительной и законодательной властей города, о чем свидетельствует принятие законодательных документов, обеспечивающих организацию водоохранных работ и выделение инвестиций из городского бюджета и Мосгорэкофонда на их выполнение. Однако до сих пор нерешенным остается вопрос об организации снегосвалок и предотвращении сброса загрязненного снега в речные объекты. Не хватает снегоплавных пунктов. Около 10 лет этот вопрос обсуждается, выпускаются регламентирующие и нормативные документы, а грязный снег попадает в водотоки и загрязняет водные объекты.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины



Похожие публикации