Рецензия письмо. Как написать рецензию на дипломную работу? (Пример)

Примеры рецензий на статьи из архива

Подаваемая на публикацию статья должна сопровождаться рецензией, подписанной кандидатом или доктором наук. Это обязательное требование при издании научной работы в рецензируемом журнале. Персонал нашего издательства выложил несколько примеров рецензий на научные статьи, которые были опубликованы в наших журналах. Если написание рецензии у вас вызывает затруднение, вы всегда можете просмотреть работы своих коллег. Возможно, вы сами ищете работу рецензента или непосредственно вам или монографию? По всем вопросам вы можете связаться с администрацией издательства. Далее на странице: образцы оформления и написания рецензий.

Образец рецензии. Обзор архива научных статей на сайте

Автор Название статьи Рецензент Материал
Рецензии в архиве журнальных выпусков
Богданова В.О. Конструктивистские идеи в педагогике: от адаптации к свободе Борисов С.В.
Виленский А.В. Новые доказательства институциональных ограничений развития малого и среднего предпринимательства России Лылова О.В.
Возгова З.В. Применение дистанционных образовательных технологий в непрерывном процессе повышения квалификации научно-педагогических работников Никитина Е.Ю.
Вырлеева-Балаева О.С. Принцип разделения власти в системе правовых ограничений государственной власти Малько А.В.
Губанов С.А. Парадигма антиномий «женственности» в повествовательной модели романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (на примере образов Ларисы, Тони и Марины) Едошина И.А.
Клюшина А.М. Пассивная конструкция как средство создания коммуникативной связности текста Торгашева М.А.
Куликова Ю.П. Современные подходы к управлению инновациями в вузе Веселовский М.Я.
Левина М.Б. К вопросу доминирования потребителя в «экономике знаний» Солдатова И.Н.
Лукьянчикова А.Л. Развитие творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности по изучению «Окружающего мира» Моисеева Л.В.
Мельникова Л.А. Инверсия и эллипсис – зона функциональной уязвимости несклоняемых существительных Приорова И.В.
Сердечная В.В. Малые (ламбетские) поэмы Уильяма Блейка: к вопросу классификации Татаринов А.В.
Цыпина И.М. Псевдогнездо в словообразовательном гнезде лексико-семантического поля «дипломатия и внешняя политика» Добросклонская Т.Г.

Методический раздел с полезными материалами по оформлению научных работ

В рубрике «Методический раздел », на нашем сайте, вы найдёте ещё много полезных практических материалов по оформлению научных статей и монографий: требования и правила по оформлению списка литературы, аффилиации автора, зарубежные требования к публикациям.

В качестве рецензента может выступать:

  1. преподаватель того факультета, где учится студент, но с другой кафедры. Такой выбор гарантирует минимальный уровень объективности рецензента.
  2. преподаватель другого факультета (если тема исследовательской работы тесно связана с другой областью знаний);
  3. руководитель компании, где студент проходил практику (если в курсовой описывается деятельность конкретного предприятия).

Обратите внимание! Рецензия должна быть написана профильным специалистом. Однако рецензентом может стать и сотрудник факультета без научной степени.

В тексте рецензии должна быть раскрыта суть курсовой работы, проанализирована актуальность темы исследования и ее специфика, а также дана оценка практического применения сделанных выводов и полученных результатов.

Рецензент должен акцентировать внимание на сильных и слабых сторонах курсовой. В заключении он дает общую оценку.

Пошаговое написание рецензии на курсовую

Отзыв оформляется в свободной форме. Он должен содержать следующие структурные элементы:

Шапка (общая информация)

В верхней части рецензии указывается:

  1. наименование документа;
  2. название образовательного учреждения;
  3. полное имя автора курсовой работы;
  4. номер курса и группы исполнителя;
  5. название факультета;
  6. тема курсовой работы;
  7. наименование учебной дисциплины, по которой выполнена курсовая.

Пример

«Рецензия на курсовую работу студентки 3 курса

Ярославского городского психолого-педагогического университета

Студентка: Иванова Ирина Анатольевна, группа 39

Факультет: Психологического консультирования

Тема: «Значение родителей в становлении эго-идентичности у подростков»».

Приводятся лаконичные аргументы, указывающие на важность и значимость проведенного научного исследования. Необходимую информацию можно найти во .

Пример

«Впервые данная тема смогла продемонстрировать взаимосвязь между цельностью родительской пары и становлением эго-идентичности у подростков, что было раскрыто в ходе исследования. Такое представление особенно актуально в понимании формирования поведения у подрастающего поколения. Была сделана попытка описания форм эго – идентичности личности. Значимость темы представлена на высоком уровне».

Приводится лаконичная характеристика структуры курсовой работы .

Рецензент оценивает соответствие содержания исследовательского проекта целям и задачам курса. Лицо, производящее стороннюю оценку исследовательской работы, приводит в рецензии свои оценочные суждения. Они делаются в ходе анализа логичности представленных сведений, их структурированности и порядка размещения.

Здесь рецензент формулирует главную мысль курсовой работы, раскрывает содержание работы и значение каждого раздела.

Пример

«Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Каждая глава раскрывает суть вопросов, четкая структура дает возможность полностью изучить данную тематику. Курсовая работа содержится на 38 страницах, по количеству разделов и объемов соответствует нормам».

Сильные стороны работы

Оценивая глубину проведенного студентом исследования, рецензент подчеркивает:

  1. полноту изучения теоретических аспектов темы;
  2. объем собранного и обработанного эмпирического материала.

Специалист может подтвердить:

  1. практическую значимость и оригинальность выполненного исследования;
  2. степень раскрытия темы;
  3. четкость изложения;
  4. степень грамотности всех материалов;
  5. объективность использования методики расчетов, исследования и пр.

Пример

«Студентка смогла четко изложить данную концепцию, проанализировала психофизиологические аспекты, организовала и провела тестирование среди группы подростков и их родителей, показала свою заинтересованность в изучении данной проблемы».

Слабые стороны работы, их анализ

Выявленные недостатки могут касаться и графической, и текстовой, и расчетной частей курсовой. Рецензент перечисляет выявленные ошибки, неточности, опечатки и погрешности. Студент должен быть готов ответить на замечания рецензии на защите курсовой.

Рецензия, в которой не отмечены недостатки, может вызвать подозрения и сомнения в объективности у членов комиссии на защите.

Примеры слабых сторон:

  1. недостаточная освещенность определенного вопроса;
  2. отсутствие логики в проведенном исследовании;
  3. недостаточное раскрытие темы исследования;
  4. ошибки в расчетах;
  5. недостаточное количество пунктов в списке литературы;
  6. отсутствие графических материалов и пр.

Рецензент может отметить то, что приведенные минусы носят рекомендательный характер и не оказывают влияние на результаты исследования.

Пример

«Существуют определенные стилистические ошибки, недостаточная глубина освещения некоторых вопросов, количество выборки не позволяет считать результаты полностью достоверными».

Заключительная часть рецензии – это вывод о соответствии курсовой требованиям, предъявляемым к такого роду работ. Здесь рецензент приводит собственную оценку исследовательской работы. Возможно четыре варианта: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». При необходимости рецензент может подготовить перечень рекомендаций.

Заключение

Текст рецензии заканчивается подписью автора рецензии. Здесь также приводится его ученое звание и должность. Отзывы, полученные из сторонних организаций, заверяются подписью отдела кадров и печатью (если она есть). Рядом с подписью ставится дата.

Правила оформления рецензии

Рецензия может быть набрана на компьютере, либо написана от руки. Стандартный объем документа – 1-2 страницы.

Общепринятые правила по оформлению рецензии в печатной форме:

  1. формат бумаги – лист А4;
  2. шрифт – Times New Roman;
  3. размер шрифта – 12 или 14;
  4. интервал между строками – 1, 1,5;
  5. выравнивание – по ширине листа.

Написанием рецензии должен заниматься сам рецензент. Часто специалисты могут попросить студента самостоятельно написать рецензию, а потом уже подписывают готовый вариант.

В этом случае помогут наши примеры готовых рецензий и бланки, по которым можно написать отзыв на свою работу.

  1. В рецензии не должно быть необоснованных и не подтвержденных фактов, субъективных оценок и также личного отношения.
  2. В рецензии не должно быть таблиц и иллюстраций.
  3. В рецензии должны быть рассмотрены все основные структурные элементы. Работа не закончена, если в ней нет одной из составляющих, например, не рассмотрена актуальность курсовой.
  4. Если выявленные в курсовой недочеты — незначительны, в конце указывается, что они не влияют на общий уровень работы.
  5. Следует использовать общепринятые фразы-клише.

Клише для рецензии на курсовую

Структурный элемент рецензии Клише Фразы, которые следует избегать
Тематика курсовой
  • «курсовой проект посвящен решению вопроса…»;
  • «курсовой проект посвящен характеристике проблемы…»;
  • «курсовой проект посвящен анализу явления…»
  • «очень интересная тема курсовой»;
  • «автор выбрал необычную тему»
Проблема исследования
  • «в работе автор на первый план выдвигает проблему…»;
  • «в центре внимания находится…»;
  • «в своем проекте автор затрагивает …»;
  • «в своем проекте автор освещает проблему …»
  • «автор рассматривает очень важную проблему»
Актуальность темы исследования
  • «затронутая проблематика очень актуальна в последние десять лет»;
  • «данная проблема интересует многих специалистов и ученых»
  • «тема работы очень важная»;
  • «автор привел некоторые предложения, имеющие практическое значение»
Описание источников
  • «в основе проекта лежат материалы …»;
  • «автор проанализировал труды таких ученых, как …»;
  • «студент произвел анализ следующих теорий: …»
  • «автор проанализировал много источников»;
  • «автор осуществил огромную работу»
Проявление согласия
  • «нельзя не согласиться с мнением автора, представленным в курсовой работе»;
  • «я разделяю точку зрения автора курсовой работы»
  • «автор хорошо поработал»;
  • «студент проявил себя как настоящий специалист»;
  • «автор решил важную задачу»;
Проявление несогласия
  • «точка зрения студента является дискуссионной»;
  • «нельзя безоговорочно согласиться с утверждениями автора курсовой»;
  • «следует перечислить недостатки аргументации студента: …»
  • «автор неправ»;
  • «автор не знает, о чем говорит».

Типичные ошибки

  1. Очень короткий и формальный отзыв, а котором нет разбора, характеристики и оценки работы.
  2. Положительная рецензия при многочисленных ошибках в орфографии, пунктуации, стилистике,
  3. Рецензия не на финальный вариант курсовой. Если после написания рецензии текст работы был скорректирован, то ее нужно переделать.
  4. Рецензия оформлена неправильно: нет подписи рецензента, неправильно указаны ФИО автора курсовой или название дисциплины.
  5. Рецензент не имеет необходимой научной квалификации для написания рецензии.

Бланк рецензии

Примеры рецензий

Рецензия к курсовой работе №1

Заказать рецензию

При написании дипломной работы выпускники впервые сталкиваются с новой для себя задачей – необходимостью подготовки внешней рецензии на результаты своих научных изысканий. Без рецензии работа квалификационного уровня не воспринимается в научном сообществе. Поэтому, если специалисты или бакалавры будут повышать свой образовательный уровень, то работа над получением такого отзыва станет привычным явлением. В карьере ученого этот документ также довольно часто используется. Например, рецензию получает проект, описывающий новую разработку. При этом его целью является получение мнения специалиста о целесообразности дальнейшего рассмотрения темы или внедрения разработки в практику.

По факту рецензия на дипломную работу представляет собой отзыв компетентного в рассматриваемой проблематике специалиста, написанный на одном или двух листах формата А4. В роли рецензента может выступать работник предприятия соответствующей сферы, сотрудник научно-исследовательского института или образовательного учреждения. Не желательно привлечение к этим задачам преподавателей или научных сотрудников того же вуза, при котором составлялся литературный обзор и ставились опыты по практической части дипломной работы. Это правило объясняется недостаточной объективностью таких специалистов в оценке работы выпускников.

Если тема работы или специальность студента подразумевает необходимость получения рецензии на диплом с предприятия, то нужно выбирать рецензента в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Чаще всего они касаются профессионализма, критерием чего обычно становится либо высокая занимаемая должность, либо наличие ученой степени. Узнать точнее требования можно в ВУЗе: на кафедре либо у своего научного руководителя. В целом, выпускники положительно оценивают возможность привлечения рецензента со стороны. Причин тут несколько: такие специалисты более лояльно относятся к студенту, кроме того такое общение помогает завязать профессиональные контакты для последующего трудоустройства молодого специалиста.

Важно! Не факт, что рецензент от предприятия представляет, как правильно написать и оформить свой отзыв. Поэтому студенту стоит предоставить ему образец рецензии на дипломную работу от предприятия.

Найти документ можно на профильных сайтах, также стоит поискать в офлайн-пространстве: у сокурсников, более старших коллег или спросить у преподавателей. Кроме того, следует быть готовым к тому, что после замечаний научного руководителя придется корректировать готовый текст.

В первую очередь рецензия на диплом учитывает смысловую часть исследования, также профессиональной оценке подвергаются графические материалы и приложения. На основе этого анализа выносится заключение относительно качества проведенного исследования, даются рекомендации о возможности допуска студента к защите, выставляется примерная оценка.

По правилам внешний рецензент должен в полном объеме ознакомиться с материалами диплома: литературный обзор, описание использованных методов, практическую часть, обсуждение, а также введение и заключение. На практике так происходит далеко не всегда, что связано с занятостью, невозможностью или нежеланием изучать и анализировать квалификационную работу. Поэтому студенты часто сами являются рецензентами и пишут текст этого документа самостоятельно. Если результат устраивает рецензента, то он просто ставит свою подпись в написанном автором работы отзыве.


В таких обстоятельствах вполне обычно появление вопроса как писать рецензию на диплом по своей специальности? Если молодые ученые уже представляют, что нужно включить в отзыв на научную работу, а о чем лучше умолчать, то у студентов заключительных курсов его написание вызывает затруднения.

Для того чтобы выпускники в условиях недостатка информации и опыта смогли сформулировать текст рецензии для дипломной работы правильно, ниже мы приведем схему и примеры составления такого документа по практическим темам.

Структурный план рецензии

Четких правил в отношении структуры рецензии на диплом или другую научную работу не существует. Однако есть общепринятые негласные правила, подразумевающее разделение текста профессиональной оценки на несколько пунктов. То, насколько детально рассматривается каждый из них, зависит от мнения рецензента относительно качества рассматриваемой дипломной работы. Так, если анализ сводится к рекомендации поставить отличную оценку, то проводится углубленная оценка составляющих частей исследования, выясняется соответствие поставленных задач со сделанными выводами, рассматривается общий характера подачи материала, акцентируется внимание на собственных мыслях студента по теме работы. Такой подход не требуется для работ, которые оцениваются в отзыве на диплом на «хорошо» и «удовлетворительно».

Итак, структурно пример рецензии на диплом может сводиться к следующим пунктам:

  1. Указание темы исследования и специальности студента.
  2. Общая оценка актуальности работы с обязательными пояснениями позиции автора рецензии.
  3. Описание объема и структуры (перечисление числа глав и разделов) научной работы.
  4. Написание основной части: расшифровка содержания введения, глав и подглав при их выделении, оценка качества заключения и списка использованных литературных и интернет источников.
  5. Подведение предварительного итога рецензии научной работы: учитывают вопросы оформления, оценивают корректность изложения материала с точки зрения профессиональной и научной этики, указывают особые заметки рецензента (например, отмечают особенно понравившееся мысли автора диплома), дают заключение о полноте раскрытия темы и адекватности сделанных выводов.
  6. Составление заключения о сильных и слабых сторонах диплома. Если работа имеет прикладной характер, то анализируется возможность применения на практике ее результатов или предложенных автором рекомендаций. Когда пишется рецензия на диплом по экономике, менеджменту или технологиям некоего предприятия, то в тексте должны быть замечания, касающиеся пользы исследования для этого предприятия.
  7. Формулировка рекомендаций возможности допуска дипломной работы или проекта до защиты, а также указание на рекомендуемую оценку, которую заслуживает работа студента над дипломом.

Важно! Нет правил, которые бы регулировали порядок пунктов, есть лишь рекомендации писать рецензии на статьи, дипломы и диссертации логично

Собственноручное написание рецензии на дипломную работу – задача с одной стороны простая, а с другой – сложная. Легкость обусловлена тем фактом, что никто не знает достоинства диплома так, как знает их автор. Однако поскольку изложить недостатки своего труда в области научных изысканий сможет не всякий, то появляются проблемы с объективностью отзыва.


Преподаватели подтвердят, что на защите дипломных работ рекомендациям рецензентов предоставляется пристальное внимание. Известны случаи, когда переволновавшегося на защите выпускника подробная и грамотная оценка его работы из рецензии выручала тем, что сомнения аттестационной комиссии решались в пользу студента. Важно, что к выполнению задачи написания отзыва нужно подойти ответственно.

Здесь мы приводим пару образцов готовых рецензий – шаблонов. Просто подставьте в приведенные нами формулировки подходящие по смыслу фразы из вашего диплома, и документ можно будет распечатать и отнести на подпись рецензенту.

Образец №1

Дипломная работа Иванова И.И. освещает актуальную научно-прикладную тему...

Научная новизна и практическая значимость этой дипломной работы обусловлена...

Структура диплома образована введением, двумя главами, заключением, списком литературных и иных источников данных. Такой способ структурирования распространён в научной практике и является удобным для восприятия.

Во введении сформулированы цели и задачи, описан объект исследования, указаны теоретические и методологические способы изучения предмета работы, а также разъяснены причины актуальности рассматриваемой темы.

Первая глава посвящена расшифровке определений и рассмотрению теории по предмету исследования.

Вторая глава раскрывает и анализирует практические аспекты по предмету исследования.

Заключение содержит список выводов, соответсвующих поставленным задачам. Вынесенные автором работы рекомендации и предложения оригинальны и заслуживают более детального рассмотрения.

Список использованных источников составлен правильно, он содержит как фундаментальные труды авторитетных ученых, так и публикации в научной периодике от молодых специалистов.

К преимуществам оцениваемой дипломной работы можно отнести отличную логику построения текста, использование зарубежной тематической литературы, практическую значимость сделанных выводов. Недостатками стали небольшие грамматические неточности, а также не совсем корректные с научной точки зрения формулировки определений.

В целом дипломная работа студента Иванова И.И. представляет собой законченный структурированный научный труд, оформленный согласно существующим нормативам и учитывающий действующее законодательство. По итогам предварительной оценки считаю нужным допустить автора до защиты, а в случае успешного ее прохождения поставить за проект высокую положительную оценку с присвоением студенту Иванову И.И. квалификации «».

Образец №2

Диплом Петровой П.П. выполнен по теме...

Рассматриваемая проблематика действительно актуальна и представляет научный интерес в силу наличия ряда недостаточно рассмотренных отдельных ее аспектов и некоторых других причин. Среди них особо можно выделить…

Выпускная квалификационная работа выполнена на основе сопоставление фундаментальных данных, современных научных наработок и практических данных полученных в ходе исследования предмета работы. Подход автора позволяет увидеть динамику процессов...

Построение текста диплома, состоящего из.. в которых выделено по.. подраздела, излишне детализировано. Но это не снижает качество работы.

При выполнении исследования Петрова П.П. показала себя как компетентный в своей сфере специалист, что подтверждается емкими выводами и нестандартными предложениями в отдельных аспектах рассматриваемой темы.

Оригинальный исторический подход и удачно выбранная тема работы компенсирует ее небольшие недостатки. К ним относится малое число зарубежных источников литературы, а также некоторое отклонение от научной стилистики подачи материала.

Тему данного дипломного проекта рекомендуется разработать более детально в рамках кандидатской диссертации. Настоящий диплом соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к научным публикациям. При условии успешной защиты рекомендуемая оценка "отлично".

Шаблон №1 больше подходит для практических специальностей. Как показывает практика, написанные по нему рецензии на диплом в банке и других финансовых специальностях положительно воспринимаются аттестационной комиссией. Шаблон №2 более подходит для дипломов фундаментального характера, где рассмотрение темы исследования решает теоретические задачи и положительно влияет на развитие науки в целом.

Все многообразие учебных дисциплин сложно вписать в приведенные два шаблона. Но общность обеих рецензий очевидна, а потому на их основе вполне реально написать собственную схему на основе положений из примеров.


Рецензирование с помощью команды «Сто умов»

Комплексная поддержка студентов на всех этапах обучения – ключевая задача сайта «Сто умов». Мы оказываем образовательные услуги разного масштаба: готовы написать реферат или курсовую, у нас можно заказать выполнение наглядных материалов или доклада. Однако настоящими профи мы стали в написании выпускных квалификационных работ. Ну а какой диплом без рецензии? Все правильно, рецензия на дипломную работу – это то одно из того, что мы действительно умеем делать качественно и быстро.

Написание и оформление этих документов ведется по всем правилам научного сообщества, а также с обязательным учетом профессиональной этики бизнеса. На деле такая схема работы позволяет нашим клиентам, заказавшим написание рецензии сегодня, получить готовую работу уже через пару дней. У нас действительно высокое качество, поэтому вероятность доработок мала, но если необходимо мы выполним их бесплатно. Важно, что услуга заказа рецензии на диплом затрат особых не вызывает, поскольку стоимость этого сервиса вполне по силам любому студенту. Зато этот вид сервиса позволяет избежать траты времени, которого накануне защиты всегда мало.

В стремлении помочь нашим клиентам мы решили опубликовать несколько текстов рецензий на диплом экономиста, менеджера, юриста и некоторых других популярных специальностей. Готового решения по вашей теме не будет, поскольку даже близкие по смысловой нагрузке дипломные работы различаются. Однако при просмотре формулировок рецензентов, могут возникнуть оригинальные идеи, которые станут качественной базой для оформления собственного отзыва.


Примеры рецензий по специальностям

С переходом экономики государства на рыночные отношения возросла потребность в специалистах управленческой, финансовой и экономической направленности. Мы заметили, что в рейтинге востребованности образцы рецензий на диплом ГМУ лидируют, но спросом пользуются и другие направления. Представленные ниже тексты рецензий – это примеры реальных отзывов специалистов на уже успешно защищенные дипломные проекты.

Рецензия на дипломную работу – образец по экономике

Дипломная работа студента N написана на тему: «Разработка маркетинговой политики организации (на примере ИП....)»

Актуальность проблемы вызвана увеличением роли маркетинга во всех сторонах деятельности фирмы. От того, насколько успешно реализована маркетинговая политика, зависит прибыльность предприятия. На деле маркетинговые службы осуществляют самую трудную задачу - реализацию продукции за эффективную цену.

Работа над совершенствованием маркетинговой деятельности – это актуальная задача любого предприятия, ведь даже самый всесторонне привлекательный товар не будет состоянии конкурировать с аналогами без предварительной подготовки потребителей. Исходя из этого очевидно, что основная задача дипломной работы представляет серьезный практический интерес.

Структура работы логична. Материал оформлен правильно, изложен последовательно, систематично и доступно. Главы раскрывают тему, по ходу работы цели исследования достигнуты, а задачи нашли решение.

Достоинствами является четкость позиции автора при решении выявленных проблем, отличная практическая значимость, обоснованность выводов и польза предложений. В работе представлено малое количество графических материалов, что становится незначительным недостатком данного диплома.

Рекомендуется более глубокая проработка предложенных методов и внедрение их на практике. После успешной защиты автор заслуживает «отлично», рекомендуется присвоение квалификации «экономист-менеджер» по специальности 080502.65.

Рецензент, ст. преподаватель

кафедры "...." Иванова И.И.

Рецензия на дипломную работу по экономике.

Пример рецензии на диплом по бухгалтерскому учету

Выпускная квалификационная работа студента M по направлению 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» рассматривает актуальную тему «Анализ и оценка эффективности использования оборотных активов организации (на примере ООО «...»)».

Научный и практический интерес вызван большой ролью оборотных активов в капитале каждой организации. Колебания их объема негативно сказываются на эффективности бизнеса, однако найти оптимальный размер оборотного капитала сложно и практически и теоретически. Планирование капитала усложняется в условиях постоянного изменения действий рыночных условий, а также стратегий ведения бизнеса.

Основная часть диплом состоит из трех глав. В первой раскрывается термин «оборотные активы» и приводятся различные точки зрения по раскрытию их сущности. Вторая – исследование оборотных активов на выбранном предприятии. Третья рассматривает пути совершенствования эффективности использования оборотных активов. В ней представлены практические мероприятия для снижения размера запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности. При условии их внедрения на указанном предприятии финансовые показатели вырастут.

Квалификационная работа выпускника M демонстрирует отличную подготовку автора, отражает его умение работать с большими потоками данных, проводить анализ сложных финансовых ситуаций и предлагать пути их решения. Все это является достаточным основанием для присвоения квалификации «бакалавра экономики».

Директор ООО «...»

Рецензия на дипломную работу по бухгалтерскому учету.

Рецензия на диплом бизнес-план

Дипломный проект студента X выполнен по теме «Бизнес-план организации овоще- и зернохранилища на базе СПК «Y».

Бизнес-планирование – принципиально важный аспект работы организации. Поэтому практическая польза диплома очевидна. Работа соответствует смысловым и оформительским требованиям и органично соединяет теоретическую и практическую части. В ней проанализирована финансово-экономическая деятельность предприятия, на основе чего сформулированы выводы, касающиеся воздействия тех или иных факторов на финансовое состояние предприятия и разработаны мероприятия по его улучшению. Текст разбит на главы, между которыми прослеживается логическая связь.

Главными достоинствами исследования считаю обилие иллюстративного материала, достоверность использованных данных, отличную практическую значимость рекомендаций, грамотное оформление. Достигнутые результаты уже успешно внедряются менеджерами базы СПК «Y». В качестве недостатков могу выделить недочеты в формулировках, которые не сказываются на итоговом качестве научного труда.

Дипломная работа составлена согласно установленным требованиям и заслуживает наивысшей оценки.

Рецензент:

Рецензия на дипломную работу

В чем разница между отзывом и рецензией на диплом

Отзыв на дипломную работу пишется научным руководителем и внешним рецензентом в виде рецензии.

Рецензия на дипломную работу представляет собой краткую характеристику диплома руководителем и рекомендованную оценку.

Рецензия на диплом должна быть написана лаконичным языком и занимать 1-2 листа печатного текста.

Отзыв на диплом пишется в виде краткой оценки содержания дипломной, объемом около 1,5-2 страниц А4.

Основное отличие отзыва и рецензии на дипломную работу заключается в структуре изложения материала. Отзыв на диплом больше сосредоточен на описании содержания, а рецензия на диплом имеет аналитическую направленность.

Содержание рецензии на дипломную работу

Структурно рецензия на дипломную работу включает в себя вводную часть, основную часть и заключение. Вводная часть отзыва начинается с указания данных автора дипломной работы.

Основная часть, которая посвящена разбору отдельных элементов диплома и выявлению достоинств и недостатков диплома, занимает большую часть рецензии на диплом .

Заключение - самая короткая часть. Заключение рецензии содержит только вывод по диплому: допущен или нет к защите и оценку. Заключительная часть рецензии на дипломную работу завершается подписью рецензента.

Структура отзыва на дипломную работу включает в себя краткий вывод в целом по работе, оценку актуальности темы, краткое описание направленности исследования, после чего следует оценка содержательной части диплома. Отзыв на диплом должен завершаться кратким выводом.

Отзыв на дипломную работу должен содержать в своем заголовке ФИО автора и тему диплома. Заголовок отзыва должен выделяться на фоне остального текста.

Краткий вывод, с которого начинается отзыв на диплом , должен содержать общую оценку дипломной работы по содержанию, объему и другим нормативным требования по специальности автора. Несомненно, вывод должен быть положительным. Оценка актуальности темы включает в себя мнение автора отзыва о том, насколько данная тема востребована сегодня, а также ее роль в рамках сферы исследования. Краткое описание направленности исследования может быть сформулировано в виде описания самой сущности изучаемого явления, категории или объекта исследования, либо в форме оценки важности проблематики дипломной работы.

Отзыв на дипломную работу имеет своей основной целью оценить содержание диплома, поэтому данная часть должна занимать наибольший объем в рамках отзыва. Желательно производить оценку в соответствии с главами дипломной работы. После чего необходимо завершить отзыв на дипломную выводом, однозначно указывая на ценность проведенного исследования.

Образцы рецензий на дипломную работу

Ниже представлены три образца рецензий на дипломную работу . Последний отзыв - наиболее подробная рецензия с детальным разбором содержания дипломной работы. Такие рецензии и отзывы пишутся обычно на дипломы с рекомендованной оценкой "отлично".

После образцов рецензий на дипломную приведены 8 примеров отзывов и рецензий на дипломы по различным специальностям.

Дипломная работа ФИО посвящена...

Актуальность темы дипломной работы предопределена тем значением, которое обусловлено...

Дипломная работа ФИО структурно состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении отмечены цель и задачи дипломной работы, предмет исследования, теоретические и методологические проблемы дипломной работы.

Предметом рассмотрения первой главы являются вопросы о...

Во второй главе рассматривается...

Обоснован вывод о комплексном характере...

Представляют интерес следующие предложения автора:

В достаточной степени использованы теоретические и нормативные источники по теме дипломной работы. Помимо обязательных источников, проанализированы отдельные статьи...

Недостатками дипломной работы являются...

Оценивая в целом дипломную работу ФИО, следует отметить, что она отвечает основным требованиям и может быть допущена к защите, заслуживая положительной оценки.

Рецензент: ...

Образец рецензии на дипломную работу

Диплом ФИО посвящен важной теме, актуальность которой сомнений не вызывает, поскольку...

Указанное обстоятельство позволяет признать целесообразным структуру дипломной работы.

Теоретическую базу дипломного исследования составили...

Диплом ФИО структурно состоит из...

Во введении отмечены актуальность темы исследования, цель и задачи дипломной работы, положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы по теме...

Вторая глава включает в себя...

В качестве недочетов дипломной работы следует отметить недостаточное количество собственных выводов автора. Имеются отдельные грамматические ошибки и неточности.

Оценивая в целом диплом ФИО, следует отметить, что он отвечает всем необходимым требованиям.

Рецензент: ...

Образец рецензии на дипломную работу

Дипломная работа ФИО написана на актуальную в данный момент тему...

Актуальность данной темы подтверждается множеством причин. Рассматриваемые в дипломной работе вопросы актуальны в связи с...

Дипломная работа написана на основе действующего законодательства и трудов ученых, авторитетных в исследуемой области.

Диплом состоит из двух глав, в свою очередь делящихся на три параграфа каждая, а также введения, заключения и списка использованной литературы. Оформление диплома соответствует принятым стандартам.

Во введении обоснована актуальность исследования, цели и задачи работы, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе работы рассматриваются...

Первый параграф включает основные определения, касающиеся...

Уже во втором параграфе приведены практические примеры...

Третий параграф является дополнением к предыдущим и содержит...

Вторая глава дипломной работы содержит исследование...

Принятое автором разделение второй главы на параграфы по отдельным вопросам исследования не является самым лучшим решением, что является недостатком дипломной работы. Однако автор хорошо справился с предложенной им структурой дипломной работы.

Вторая глава диплома содержит большое количество практических материалов и их анализ.

Практическая значимость данной работы заключается в...

В целом же ФИО достаточно полно и подробно раскрыла тему дипломной работы, что способствовало положительной рецензии.

К недостаткам дипломной работы следует отнести небольшое количество фундаментальных трудов ученых, использованных за основу работы.

Рецензия на дипломную работу

студентки Ивановой Марины Александровны

Совершенствование системы оплаты труда в организации

Актуальность исследования определяется его направленностью на процесс совершенствования системы оплаты труда в организации, т.к. оплата труда – один из главных факторов мотивации персонала.

К плюсам дипломной работы относится сам факт проведенного анализа фонда заработной платы, а также соотношения роста производительности труда и заработной платы.

Объективно рассмотрены проблемы текучести кадров, выявлены недостатки в системе оплаты труда сотрудников, ставшие основой для разработки мероприятий по улучшению системы оплаты труда персонала.

Предложенные методы направлены на повышение производительности труда в организации, снижение текучести кадров, что в области строительства очень актуально.

При написании дипломного исследования Ивановой М.А. использованы разнообразные методы исследования, сделаны необходимые расчеты и сделаны необходимые выводы.

Иванова М.А. продемонстрировала хорошие аналитические способности, умение анализировать и систематизировать собранную информацию, а также делать самостоятельные выводы, предложения и обобщения.

Работа Ивановой М.А. представляет собой актуальное исследование, результаты которого могут быть использованы для совершенствования системы оплаты в ООО "СУ ДСК".

Выбранная проблематика раскрыта полно и всесторонне, выработанные рекомендации и предложения имеют большую практическую значимость, их реализация будет способствовать повышению производительности труда и снижению текучести кадров в организации.

Дипломная работа Ивановой М.А. соответствует требованиям ГОСТа, предъявляемым к дипломным работам, и может быть рекомендована к защите с оценкой "отлично".

Рецензент дипломной работы:

Рецензия на дипломную работу

студентки Восторговой Альбины Алексеевны

Полномочия Конституционного Суда РФ

Представленная дипломная работа объемом 67 страниц состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и 7 приложений.

Дипломная работа выполнена на весьма актуальную тему. Так как данное исследование состоит в том, что в новых социальных условиях специфическая сфера, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе конституционного судопроизводства, применения конституции, а также гарантий соблюдения основополагающих принципов и прав в области конституционного права, имеют особую значимость. В условиях быстроменяющегося современного законодательства, когда актуальность аналогичных работ (основанных, в основном, на действующем законодательстве) быстро падает, представляется весьма обоснованным историко-теоретический подход автора к освещению темы работы.

Автором проделан большой объем работы по исследованию законодательства Российской Федерации, регулирующего отношение в области конституционного судопроизводства. Рассмотрены полномочия и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Проведена сравнительная характеристика нового Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О Конституционном Суде РФ" и недействующего законодательства о Конституционном суде РФ. Изучена проблема применения своих полномочий Конституционным Судом РФ при осуществлении конституционного судопроизводства. Произведено полное и всестороннее изучение проблемы деятельности Конституционного Суда РФ, нарушений Конституции РФ, а также ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Кроме того, частично затронута проблема воздействия государственных органов, в частности Президента РФ, на деятельность и полномочия Конституционного Суда РФ. Это позволило автору выявить причины нарушений деятельности Конституционного Суда РФ, способы их устранения, и отметить тенденции позитивного развития деятельности Конституционного Суда РФ, а также проанализировать, в чем произошло улучшение полномочий Конституционного Суда РФ в настоящее время.

Наиболее интересной, с моей точки зрения, представляется глава 3 пункт 3.1, посвященный ограничению полномочий Конституционного суда РФ. В нем четко описаны какие полномочия потерял Конституционный Суд РФ на данный момент и какие предпосылки этому способствовали.

К числу недостатков работы следует отнести некоторые выражения, которые не всегда являются юридическими терминами. Однако, это не снижает общего крайне благоприятного впечатления от дипломной работы. Она соответствует предъявляемым квалификационным требованиям, может быть допущена к защите и заслуживает высокой положительной оценки.

Рецензент дипломной работы:

Дата: "____" _______________201 г.

Рецензия на дипломную работу

студента Алексеева Олега Семеновича

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на усиление контроля за поступлением в страну экспортной валютной выручки и ее вывозом за рубеж. С этой целью недавно в закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", были внесены соответствующие изменения и дополнения.

Поэтому считаю, что предпринятое автором исследование является весьма актуальным. Выпускная квалификационная работа, представляет собой комплексный подход к исследованию научно-практических материалов по правовому регулированию валютного рынка и валютных операций в России.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.

Содержание работы. Прежде всего, автор сосредоточился на понятиях валютного рынка и его объектов - валюты и валютных ценностей, справедливо отмечая несовершенство легального определения валютных операций, а также отсутствие такой их классификации, как текущие операции и операции, связанные с движением капитала. Рассмотрены субъекты валютного рынка – понятия резидента и нерезидента, определены особенности их статуса. Особо выделены автором валютные операции с такими объектами, как ценные бумаги.

Во второй главе работы исследованы операции с иностранной валютой, рассмотрен порядок организации расчетов с иностранной валютой и правовое регулирование текущих валютных операций.

Третья глава повещена вопросам юридической ответственности за нарушение современного валютного законодательства. Отдельно рассматриваются административная и уголовная ответственность, а также гражданско-правовые последствия незаконных операций с иностранной валютой.

Достоинства работы: представленная на рецензию работа показывает самостоятельность в подходах к изучению материала, хороший уровень теоретической подготовки, знание литературы и т.д. Автор смог структурировать обширный теоретический материал и вычленить из него основные моменты.

Выпускная квалификационная работа написана на хорошем научном уровне и отличается логикой построения. Результаты, полученные в данной работе, позволяют оценить преимущества и недостатки правового регулирования операций с иностранной валютой в Российской Федерации.

На основе вышеизложенного, считаю, что выпускная квалификационная работа студента Алексеева Олега Семеновича полностью соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода заданиям и заслуживает оценку "отлично", а при ее успешной защите автору можно рекомендовать присвоение квалификации "Юрист" по специальности "Юриспруденция".

Рецензент дипломной работы:

Дата: "____" _______________201 г.

Рецензия на дипломную работу

Дипломная работа на тему "Анализ финансовой деятельности предприятия (на примере ООО "Инавтосервис")" выполнена студентом в полном объеме и в соответствии с требованиями.

Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. Анализ финансово-хозяйственной деятельности является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и экономических взаимоотношений с его партнерами, с финансово-кредитной системой, с налоговым органами и пр.

В настоящее время рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования средств.

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния составляет бухгалтерская отчетность, которая должна содержать данные, необходимые для: принятия обоснованных управленческих решений в области инвестиционной политики; оценки динамики изменения прибыли предприятия; оценки использования имеющихся ресурсов предприятия.

Перечисленные обстоятельства в полной мере затрагивают конкретный раздел экономического анализа на предприятиях – анализа и оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, что и определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.

В дипломной работе студента Регарова И.Л. отражается анализ и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Отмечается выработка рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Рецензируемая работа включает: введение, три главы, заключение, список литературы, и приложения, в которых представлена бухгалтерская отчетность предприятия.

В первой главе подробно рассматриваются теоретические основы анализа финансового состояния предприятия. По данным источникам информации, основными из которых является финансовая отчетность организации, рассматривается методика проведения анализа финансового состояния предприятия. Описание теоретических аспектов по данной теме изложено грамотно, с использованием литературных и электронных источников.

Во второй главе Регаров И.Л. уделяет внимание вопросу предварительной характеристики финансового состояния ООО "ИНАВТОСЕРВИС": проводит анализ состава и структуры средств предприятия и источников их формирования, анализ состава и структуры оборотных активов по степени риска, анализ дебиторской задолженности.

Третья глава посвящена внутреннему углубленному анализу финансового состояния предприятия, где автором представлен анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия, анализ оборачиваемости активов предприятия и обобщающий анализ финансовой устойчивости предприятия. В работе автор рассматривает меры по улучшению финансового положения ООО "ИНАВТОСЕРВИС".

В заключении даны общие выводы по квалификационной работе и предложения, которые могут быть взяты на вооружение руководством предприятия.

Дипломная работа говорит о том, что студент хорошо владеет нормативными и методическими материалами, умеет анализировать статистические данные и применять полученную информацию в практических целях.

Работа написана экономически грамотным языком с использованием фактических данных, графического материала и специальной литературы, правильно оформлена, тема раскрыта полностью, имеются в наличии порядок расчетов, итоговые цифры и результаты сравнения полученных данных с нормативными значениями.

Наряду с положительными аспектами, изложенными в дипломной работе, следует отметить, что было бы более эффективным четче сформулировать понятие эффективности деятельности и выводы по каждой из глав. Однако эти недостатки не умаляют творческого подхода.

Дипломная работа Регарова И.Л. является самостоятельным исследованием, имеет теоретическую и практическую ценность, соответствует требованиям, предъявленным к дипломной работе. Студент заслуживает присвоения соответствующей квалификации "экономист" и отличной оценки при условии удачной защиты.

Рецензент дипломной работы:

Отзыв на дипломную работу

студента Регарова Ивана Леонидовича

Анализ финансовой деятельности предприятия

Дипломная работа по теме "Анализ финансовой деятельности предприятия (на примере ООО "Инавтосервис")" по содержанию и объему соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным работам по специальности "Финансы и кредит".

Тема данной дипломной работы весьма актуальна, потому что в условиях рыночных отношений одной из задач финансово-хозяйственной деятельности предприятия является анализ и оценка. Поскольку оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной экономике она отражает конечные результаты деятельности предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и экономических взаимоотношений с его партнерами, с финансово-кредитной системой, с налоговым органами.

Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности – это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому владение методикой комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

Финансовый анализ - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности фирмы.

Целью данной работы является проведение анализа финансовой деятельности ООО "Инавтосервис".

В данной дипломной работе проведен анализ финансовой деятельности ООО "Инавтосервис", разработаны мероприятия, проведение которых позволит улучшить финансовое состояние предприятия. Таким образом, цель данной работы выполнена.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав основного содержания, которые удачно дополняют друг друга, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе данной дипломной работы вводится понятие "анализ", описывается его роль в управлении деятельностью предприятия, рассматривается его содержание, виды, цель, задачи, принципы, выделяются его основные методы, приемы и изучаются показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Во второй главе дается предварительная характеристика финансового состояния исследуемого предприятия по данным баланса.

В третьей главе приводится внутренний углубленный анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости ООО "Инавтосервис".

По результатам проведенного анализа выявлено, что на ООО "Инавтосервис" существуют резервы увеличения прибыли путем увеличения объема продаж.

Руководитель Антонов В.Д.

Отзыв на дипломный проект

студента Витанова Аркадия Сергеевича

Анализ деятельности и повышение рентабельности торгового предприятия

Дипломный проект выполнен в соответствии с методическими указаниями в полном объеме. Тема проекта соответствует профилю специальности и является достаточно актуальной. Дипломант решает вопросы: разработки и всестороннего обоснования мероприятий выведения продуктового магазина из кризиса, обоснования методов ведения конкурентной в условиях рыночной экономики.

В дипломном проекте рассмотрено современное состояние рыночной экономики. Проведен анализ застройки микрорайона и имеющиеся в нем конкуренты. Исследованы и последствия экономического кризиса августа 1998 г., выработаны направления учета и нейтрализации его последствий.

Проведено технико-экономическое обоснование сдачи части торговых площадей в аренду. Разработана оригинальная стратегия маркетинга. Проведен расчет ожидаемых выручки, финансовых результатов. Разработаны технические и организационные мероприятия по реализации выработанных решений, с учетом условий безопасности жизнедеятельности и с обеспечением должной экологичности.

В целом содержание и объем проекта полностью соответствуют заданию и профилю специальности, характеризуют достаточную теоретическую подготовку исполнителя, соответствуют требованиям. Метод конкурентной борьбы, разработанный в проекте, имеет практическое значение. Графическая часть выполнена качественно и полностью отражает содержание пояснительной записки. Дипломный проект заслуживает высокой оценки, а Витанов Аркадий Сергеевич присвоения квалификации " Менеджер".

Руководитель Тулайкин В.Н.

Отзыв на дипломную работу

студентки Черкиной Анны Анатольевны

Направления инвестиционного сотрудничества в развитии внешнеэкономической деятельности российских фирм

"Направления инвестиционного сотрудничества в развитии внешнеэкономической деятельности российских фирм" выполнена в соответствии с Программой Государственного образовательного стандарта в рамках специальности "Мировая экономика". По структуре, содержанию и оформлению данная дипломная работа соответствует предъявляемым требованиям. Дипломная работа выполнена на актуальную тему.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Во введении показана актуальность данной темы. В первой главе автор, используя различные литературные источники, рассматривает сущность и значение иностранных инвестиций для мирового хозяйства, а также направления инвестиционного сотрудничества. Во второй главе автор проводит экономический анализ хозяйственной деятельности конкретного предприятия. В третьей главе автор рассчитывает инвестиционный проект для исследуемого предприятия и анализирует значение иностранных инвестиций для реального сектора экономики. В заключительной части работы автор подводит итоги изучения темы, формулирует выводы и предложения. Работа проиллюстрирована графическим материалом, сравнительными характеристиками, таблицами, графиками и схемами.

Студентка Черкина А.А. добросовестно отнеслась к выполнению дипломной работы, проявила умение самостоятельно анализировать экономико-статистические показатели, делать аргументированные выводы и предложения.

Дипломная работа соответствует предъявляемым требованиям и может быть допущена к защите.

Руководитель Сенченкова О.Б.

Отзыв на дипломную работу

студентки Аргониановой Оксаны Андреевны

Оценка кредитоспособности физических лиц

Проблема повышения кредитоспособности физических лиц в сложных условиях финансового кризиса приобретает очень важное значение, поскольку усиливается риск невозврата. Это приводит к необходимости совершенствования банками системы оценки кредитоспособности заемщиков. Поэтому актуальность выбранной темы дипломной работы не вызывает сомнений.

Дипломная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка литературы, приложений.

Рекомендации автора по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщиков - физических лиц являются достаточно конкретными, вытекают из проведенного исследования. Особого внимания заслуживают такие предложения автора, как автоматизация процесса оценки кредитоспособности заемщиков и сверка предоставленных заемщиком паспортные данные, информации о доходах и объекте недвижимости с данными Пенсионного фонда, Бюро технической инвентаризации, Паспортно – визовой службы, Кредитных бюро и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Работа оформлена в соответствии с установленными требованиями, содержит аналитические таблицы и рисунки, повышающие наглядность текстового материала.

Тема выпускной квалификационной работы раскрыта достаточно глубоко и полно. Цель и задачи работы достигнуты. Работа имеет характер законченного исследования, что позволяет оценить ее на "отлично".

Руководитель Степанов С.А.

Эта статья предназначена для дилетантов. Не стоит искать в ней секреты литературоведения и тонкости критического разбора произведения. Только практика, чистая практика для людей, которым нравится писать рецензии и хочется делать это лучше, а в идеале - обзавестись читателями и площадкой для публикаций. Итак, точите ваши перья, подключайте планшеты, пододвигайте поближе клавиатуры - приступим.

Что такое рецензия?

Рецензия - это отзыв на некое произведение (книгу, игру, фильм), предназначенный для составления впечатления о нём у целевой аудитории. Это небольшой текст (стандартный объём 1800-3600 знаков, одна-две страницы формата А4), содержащий обзор, разбор и анализ произведения. Сегодня мы будем говорить в основном о книжных рецензиях, хотя многое из сказанного можно спроецировать на фильмы, игры, музыкальные диски и т. п.

Рецензия бывает:

Официальная - печатается в правительственном или ведомственном издании по случаю выхода книги государственного значения. Пишется строго канцеляритом, с соблюдением всех норм этикета, нейтральна или сдержанно-хвалебна.

Функциональная - для составления впечатления о книге в свете конкретных задач и целей: насколько произведение подходит для конкретного издательства и серии, насколько успешно его можно продать, освещает ли оно какие-либо определённые вопросы. Пишется ясно и доходчиво, содержание важнее формы.

Информативная - для потенциальных читателей и покупателей, с целью помочь принять решение - стоит читать или нет. Пишется просто, можно добавить щепотку красивостей и капельку анализа, рекомендуется увенчать парой цитат похарактернее.

Эссе на тему - рассуждение о тщете всего сущего с использованием книги в качестве отправной точки. Чем красивей и загадочней написано, тем лучше, полёт мыслей рецензента ограничен только их наличием.

Критическая - произведение (а зачастую и автора) анатомируют, препарируют и разбирают по буковкам: что сказал, что хотел сказать, что подумали читатели, кто из них где ошибся и как хорошо, что умница-рецензент всё это заметил. Основные требования - следить за логикой, не опускаться до простого кидания помётом, аргументировать свою позицию. А также следить, чтобы в тексте рецензии не было ошибок: критик, который владеет материалом хуже критикуемого, - жалкое зрелище.

Проплаченная - заведомо хвалебный или хулительный отзыв о книге. При написании важно не переборщить с дёгтем или сиропом, иначе стошнит даже заказчика, и он не заплатит.

Частный отзыв - субъективное впечатление о книге, без попыток объективной критики или анализа. Пишется живым разговорным языком, допустимы жаргонизмы и сленг (во всех остальных типах рецензий они не приветствуются).

Профессиональный рецензент всегда знает, для какой целевой аудитории он пишет, почему выбрал именно это произведение и именно этот формат подачи, какой цели хочет достичь и каким именно способом. И, естественно, позора и поругания заслуживают те, кто не читает книгу перед тем, как писать рецензию. Подчёркиваю - читает, а не проглядывает по диагонали и ворует чужие мысли из чужих отзывов.

Анатомия рецензии

У рецензии имеются голова, шея, тело и хвост. Голова - это название текста: внятное, броское и при этом имеющее отношение к теме книги. Шея - так называемый лид , две-три плотные вводные строчки, задающие тон и обрисовывающие предмет беседы. Тело - собственно текст рецензии. Хвост - выводы рецензента, его резюме. Без хвоста рецензия выглядит сиротливой и куцей, не обижайте бедняжку!

О чём должно быть написано в рецензии? Обязательно указываем авторство, название книги, для опубликованных произведений - выходные данные. Пишем, новинка это или переиздание, отмечена ли книга какими-то значимыми премиями. Обозначаем жанр по форме (роман, повесть, пьеса…) и по содержанию (фантастика, фэнтези, альтернативная история…). Описываем основную сюжетную линию (но без спойлеров!), перечисляем главных героев, места действия, ключевые моменты книги. Пробуем осознать и донести до читателей основные мысли произведения (не обязательно, но неплохо). При работе можно использовать несколько подходов: наблюдение со стороны, безоценочный анализ, критический анализ, полемику с автором.

Рецензия размером 1800 знаков и менее предназначена только для обсуждения книги. Никаких мыслей, чувств и философствований туда просто не влезет. Короткие предложения, минимум прилагательных и деепричастных оборотов, чёткий смысл и однозначный вывод.

Рецензия размером максимум до 5400 знаков - идеальный формат для спокойного и обстоятельного рассуждения об одном произведении. Можно поговорить о месте книги в творчестве автора, провести параллели, добавить своих впечатлений и выводов, подробно разобрать достоинства и недостатки текста - и при этом не утомить читателя.

Рецензия более 5400 знаков просто обязана не замыкаться на проблематике одной книги (если это, конечно, не «Властелин Колец»). Приплетаем литературный процесс и тенденции жанра, сравниваем с аналогичными произведениями, анализируем творчество автора вообще, активно цитируем и подбавляем свои мысли - без них в большом тексте просто не обойтись.

Критерии оценки

Что можно учесть, оценивая и анализируя произведение?

Общее впечатление от книги - цельное, разрозненное, мощное, слабое, приятное, жалкое.

Сюжет - насколько логично он сведён, есть ли моменты, на него не работающие, не провисают ли линии?Повествование - динамичное, неспешное, затянутое, загнанное, рваное. Насколько динамика повествования соответствует жанру и задачам, поставленным в книге? Не пытается ли автор «рулить сюжетом», прогибая логику событий в угоду замыслу?

Герои - насколько подробно и достоверно они описаны, достаточно ли естественна их психология, могли ли они поступать именно так в заданных обстоятельствах? Симпатичны ли эти герои читателю, вызывают ли сопереживание или отвращение?

Язык и стилистика - вообще и в контексте поставленной задачи. Как пример: «Цветочный крест» Е. Колядиной заслужил «Букера» ровно по одному параметру - великолепной работе с языком в рамках повествования. Убери оттуда скоморошьи приговорки и церковнославянские обороты - и книга превратится в банальный пафосный дамский роман. А язык её спас.

Достоверность вообще и в деталях. Не нарушаются ли в книге законы природы и науки, носили ли в указанное время такие мундиры, говорили ли по-французски в салонах, правильно ли звучит текст молитвы? Я всегда привожу пример из собственного рассказа, в который меня на семинаре торжественно ткнули Олди, - герой там стоял в карауле под дождём и у него промокли крючки на ботинках. Крючки. Металлические. Промокли.

Фантдопущение - в чём конкретно заключается, насколько грамотно оно сконструировано и насколько необходимо? Можно ли без ущерба для книги изъять оттуда принцесс с драконами или звездолёты с плазмаганами?

Психология отношений - есть ли у персонажей внутренние мотивации для поступков и достаточно ли их, ведут ли себя разнообразно или жёстко следуют стандартным реакциям, не чувствуется ли за спинами марионеток-героев жёсткой руки автора-кукловода?

Основная мысль текста - насколько она этична, умна, оригинальна? Чему книга учит читателя, что хочет ему сказать?

Оригинальность - насколько банальна идея, откуда автор что заимствовал, кого цитирует, пародирует, перефразирует? Если кажется, что книга открывает собой новый жанр или направление - непременно упоминаем об этом.

Ошибки и ляпы - ловим блох и предъявляем их обществу. Конечно, если мы уверены, что автор ошибается, а не нарочно искажает события и реалии. А ещё бывает, что поработал непрофессиональный редактор - их перлы сопоставимы с шедеврами самих писателей.

Общественное значение - вдруг в тексте обозначены моменты, полезные, скажем, для патриотического воспитания или национального самосознания, описаны сложные этические моменты и варианты выбора.
Внелитературные достоинства - например, историческое, этнографическое или социальное значение. Посредственно написанная книга может быть интересна как источник информации, к примеру, о быте и нравах лётчиков-истребителей или придворных дам Екатерины Великой.

Востребованность - актуальна ли поднятая тема, интересна ли она обществу, на какую аудиторию книга рассчитана.

Место книги в литературном процессе - как конкретное произведение соотносится с прочими в своём жанре, какую тенденцию обозначает, развивает или завершает.

Свои ощущения - понравилось или нет, какие чувства и мысли вызвало, захотелось ли приобрести или оставить в домашней библиотеке.

Не обязательно анализировать все пункты, выбираем те, которые важны для нас в данный момент.

Мнение эксперта

Борис Невский, редактор журнала и сайта МирФ

Чтобы стать рецензентом «Мира фантастики», надо помнить: рецензия пишется для читателей журнала. Не нужно заниматься самолюбованием - «ух, как я много знаю умных слов!» или «я и то читал, и это читал, и про то, что никто не знает, - тоже читал!». Рецензия в «МФ» - не способ самовыражения, а вещь сугубо утилитарная, написанная для ориентирования читателей в океане книжной продукции. А право на рецензию-эссе нужно заслужить - мнение очень немногих рецензентов интересно читателям само по себе.

Как писать?

Повторюсь - рецензент обязан владеть материалом как минимум не хуже, чем автор книги. Про грамматические, стилистические и прочие ошибки лучше даже не говорить.

Чтобы не попасть в идиотское положение, обязательно проверяем все литературоведческие, научные, технические и прочие термины - и то, как они пишутся, и то, что они значат. Дабы не спутать корреляцию с копуляцией, например. Убеждаемся, что, критикуя чужие фактические ошибки, мы не лепим своих.

Внимательно считываем имена героев, названия мест, предметов . Достаточно обозвать героя Ятуткенженсирхивом вместо Ятуркенженсирхива - и автор имеет право заявить: «Да он вовсе не читал книжку!» Доверие к рецензии будет подорвано.

Следим за стилистикой . Разговорная речь и жаргон неуместны в рецензии, идущей в литературный журнал, на сайт издательства или книжного магазина. Профессиональные термины вряд ли подойдут для материала в гламурный журнал, но не помешают во внутренней рецензии и совершенно необходимы для профильного издания. Канцелярит требуется лишь для официальных заметок. Эссе не обойдётся без филигранной работы над языком. Заметка в блоге, наоборот, может быть грубой, вульгарной, нарочито пестреть ошибками - лишь бы читатели приходили почесать языки, обсуждая эти колючки. И никаких трепетных ланей в паре с конями - не мешаем разные стили в границах одного текста.

Чем меньше объём рецензии, тем лаконичней и проще должны быть предложения. Избегаем велеречивых деепричастных оборотов, лишних эпитетов, сложноструктурированных конструкций. Следим за ходом мысли, стараемся одну мысль уложить в один небольшой абзац. Бережно и аккуратно выстраиваем рассуждение. Если стиль рецензии не предполагает ярко выраженной субъективной позиции рецензента, жертвуем своими ощущениями и мыслями в пользу чистой информации.

Разделяем свою позицию и объективные критерии . Книга может быть объективно хороша, но скучна для вас лично, и наоборот - объективно небезупречна, но субъективно очаровательна. Если все вокруг говорят, что книга гениальна - мы не обязаны соглашаться, впрочем, возражать тоже. Даже самому уважаемому критику не стоит изображать из себя всевышнего судию, пророка в литературном отечестве и истину в последней инстанции. Его мнение - это его личное, честное мнение. Не больше, но и не меньше.

И да, писать заведомо хвалебную или ругательную рецензию за материальные или нематериальные блага - можно. Но не стоит полученных денег.

Мнение эксперта

Профессиональный рецензент всегда должен отдавать себе отчёт, для кого он пишет, для какой аудитории. Корпоративный сайт, «глянец», профильный журнал, ежедневная газета, общественно-политический журнал, «толстяк» - издания для разной аудитории. В еженедельном общественно-политическом журнале меня просили фиксировать внимание на социально-значимых книжках, а в «Домашнем компьютере» - на тех, что имеют отношение видным, но начинающий может и впросак попасть.

Василий Владимирский, литературный критик

Критику не любишь?

Большинство писателей воспринимает критические рецензии без должного энтузиазма. На первый взгляд может показаться, что это их проблемы, но ссора с парой-тройкой серьёзных мэтров может сильно испортить жизнь рецензенту, сведя к нулю его перспективы обзавестись списком регалий и публикаций на фантастическом поприще. До тех высот, с которых можно без зазрения совести выражать отношение на голову любому подвернувшемуся писателю без оглядки на чины и регалии, нам с вами ещё далеко - ниша злобных критиков плотно занята матёрыми титанами духа. Да и должность несладкая: обычному рецензенту живётся куда спокойнее. Поэтому запоминаем, как не ссориться с авторами.


Правило первое: не переходим на личности . Рецензируя и критикуя произведение, не критикуем автора и тем паче не лезем в его личную жизнь, религиозные и политические воззрения, дурные привычки, болезни и слабости. Если у нас нет точной цитаты из интервью с автором, мы можем только предполагать и домысливать, «что автор хотел сказать», «что автор имел в виду». Используем элементарный психологический приём - «я-позицию» или «он-позицию», высказываясь от имени себя или абстрактного читателя: «Я увидел в тексте такой-то смысл», «читатель сочтёт позицию автора провокационной потому-то и потому-то» - и волки сыты, и писателю не обидно, и придраться особо не к чему.

Правило второе: если не стоит цели ввязаться в драку или спровоцировать человека на грубости - не хамим . Не называем автора идиотом и бездарью, а его грандиозные опусы - графоманией и хламом (даже если это и правда). «Фтопку» и «кг\ам» - это уже не модно. Всегда можно использовать формулировку «книга занимает достойное место в широком ряду современной популярной литературы».

Правило третье: избегаем оценочных суждений . «Хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо» и в особенности «талантливо» или «бездарно» - зачастую понятия субъективные. Акцентируем спорные и неудачные, на наш взгляд, моменты, расчищаем сомнительные детали и повороты сюжета, предоставляя читателю право самому делать выводы, а автору - наслаждаться подслащённой пилюлей.

Правило четвёртое: разделяем автора и произведение . С момента, как текст становится книгой, он начинает жить своей жизнью, обрастать своими мифами и обретать свои толкования. Зачастую читатели находят в нём отнюдь не то, что хотел вложить автор.

И, наконец, запоминаем главное: с автором надо дружить . Клавиатура не отвалится настучать письмецо, поблагодарить за книжку, спросить совета относительно непонятных моментов текста, честно сказать, что понравилось (лесть вредна!) и что вызвало сомнения. И автору приятно получить обратную связь на книгу, и вам полезно.

Если мы не хотели ссориться, но, тем не менее, автор нашёл, на что ему обижаться, никто не мешает спустя время попробовать найти взаимопонимание. Если автор от наших извинений отказывается и уверен, что отыскал своего злейшего врага на веки вечные, - его право. Увы, когда количество обиженных авторов превышает критическую массу, это начинает работать против рецензента и портить ему профессиональную репутацию. Слава склочника или хама обесценивает мнение рецензента, а восстановить позицию куда труднее, чем подняться.

Написал рецензию. и что теперь?

Последний важный вопрос, занимающий начинающих рецензентов, - как обратить свои способности в деньги и славу. Ответ - практически никак. Профессией литературных критиков кормятся единицы, хлеб их горек и скуден. Рецензирование - это приработок, иногда неплохой, для журналиста, редактора, студента или любителя фантастики. Рассчитывать на него как на основной источник дохода не стоит.
Самый простой путь - публиковать рецензии в собственном блоге. Изрядная часть авторов имеет привычку мониторить интернет на предмет кто и что о них пишет, рано или поздно они начнут на вас выходить и высказывать о ваших рецензиях своё мнение. Вслед за писателями подтянутся и читатели - важно не разочаровывать их, регулярно вешать обновления и хотя бы раз в пару месяцев организовывать небольшой скандал.

Вариант, требующий временных ресурсов, - публикации в тематических сообществах , на сайтах издательств и книжных сетей, на тематических порталах вроде «Фантлаба». Конкуренция здесь высока: мало опубликовать рецензию, надо ещё и отстоять своё мнение, а в идеале - придавить ногами чужое. Зато здесь ставится репутация критика и оттачивается профессиональное мастерство.

Следующий этап - всевозможные конкурсы рецензий . Полезны в двух аспектах - учимся писать быстро и по существу, и писать о главном, не распыляясь. Да и какая-никакая денежка может упасть, а то и полезный человек приглядит. А полезный человек может привести нас в редакцию журнала - от гламурного «Космо» до специализированного «Мира фантастики».

Наконец, в большинстве издательств существуют «читчики» - люди, которые просматривают рукописи и пишут отзывы. Не слишком денежная, но вполне оплачиваемая и востребованная работа.

Последний совет: не рецензируем больше 4-5 книжек в месяц, чтобы не «выгореть» и не потерять вкус к чтению. И не пишем про те книжки, от которых с души воротит или нет возможности высказаться искренне - по личным причинам или из дружбы.

Остальное зависит от нас с вами: от нашего таланта, такта, хватки, терпения, интуиции, чувства слова, текста и меры. Репутация критика создаётся годами, работать на неё надо упорно и регулярно. Писать рецензии не так просто, как кажется, но и не так сложно, как завязывать шнурки на ботинках, как сказал бы Валентайн Майкл Смит из «Чужака в чужой стране».

Приятного вам чтения, коллеги!

Мнение эксперта

Писание романов есть форма утраты свободы творчества. В свою очередь, рецензирование - труд ещё более каторжный и ещё менее благодарный. О писателе можно хотя бы сказать, что он сам себя приневолил - избрав сюжет. Положение критика хуже: рецензент прикован к предмету рецензии, как каторжник к тачке. Писатель теряет свободу в своей книге, критик - в чужой.
Станислав Лем, из книги «Абсолютная пустота»



Похожие публикации