Применение математических знаний в жизни. Как математика учит критическому мышлению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ардона Ардонского района РСО-Алания

Математика в нашей жизни

Проектно-исследовательская работа по математике

Лободина Изобелла Ивановна

4 класс

Научный руководитель: Мамаева О.А.

учитель начальных классов

г. Ардон, 2015

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………………5

Роль математики в жизни человека ……………………………………………………6

Зачем нужно изучать математику?!.....................................................................7

Где мы встречаемся с математикой……………………………………………..8

Историческая справка……………………………………………………………8

    Сначала считали на пальцах………………………………………………............ 9

    Использование камней, узелков…………………………………………………... 10

    Древние шумеры…………………………………………………………………….. 10

    Египетская нумерология…………………………………………………………... 11

    II тысячелетия до н.э. до начала нашей эры……... 11

    Индейцы племени майя……………………………………………………............. 11

    В Древней Греции………………………………………………………………….… 12

    Древние индийцы…………………………………………………………………….. 12

    Арабы………………………………………………………………………………….. .12

    Римская нумерация………………………………………………………………….. 12

    Цифры русского народа ……………………………………………………...13

Математика в жизни……………………………………………………………..14

Математика вокруг нас………………………………………………………….16

    Математика в науке………………………………………………………17

    Математика в медицине………………………………………………….17

    Математика в юриспруденции…………………………………………..18

    Математика в литературе………………………………………………..19

    Волшебные числа в пословицах и поговорках……………………...19

    Пословицы, скороговорки, ребусы, стихи и загадки, связанные с числами………………………………………………………………..22

    Веселые стихи…………………………………………………………23

    Десять русских народных сказок…………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………25

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

В школе мы изучаем много разных предметов. Одним из них является математика. На уроках математики мы учимся решать примеры, уравнения, задачи, находить периметры и площади фигур и многое другое. Порой попадаются такие задания, с которыми мы справляемся с трудом и не всегда можем найти правильный ответ.

И тогда у меня возникают вопросы:

    Для чего мы учим различные уравнения и теоремы? Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов.

    Почему мы ее изучаем с детского сада?

    Нужно ли учить математику?

    Где встречается математика в повседевной жизни?

Целью моей работы стало изучение вопроса, где же встречается математика в жизни и доказать ее необходимость.

Актуальность:

Проект поможет нам понять, так ли нужна людям математика в повседневной жизни.

Гипотеза: Правда ли, что без чисел не может обойтись даже литература.

Задачи:

      Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.

      Ответить на вопросы: зачем нужна математика? что может дать математика каждой отдельной личности?

      Узнать, где мы встречаемся с числами в повседневной жизни.

      Для чего мне нужна математика ?

Этот вопрос нередко задают себе люди, твёрдо решившие, что их жизнь и профессия никак не будут связаны с этой дисциплиной. Тем не менее, попробуйте встретить человека, который бы не знал хотя бы азов математики. Любой человек, какую бы социальную нишу он не занимал и чем по жизни не занимался, способен считать, знает таблицу умножения и сможет назвать большинство геометрических фигур. Математика с давних пор была фундаментальной наукой для других дисциплин. Недаром древние греки говорили, что математика – ключ к другим наукам. Так или иначе, на неё опираются все выработанные человечеством знания. И хотя сама математика оперирует абстрактными решениями и взаимосвязями, стоит ей вступить во взаимодействие с какой-то естественной дисциплиной, она воплощается во вполне конкретные и вещественные понятия. Являясь жёсткой логической наукой, математика побуждает человека учиться понимать смысл поставленных перед ним задач, логически мыслить, а также вырабатывает у него навыки алгоритмического мышления. Она помогает человеку развить свой духовный облик, сформировать характер, почувствовать уверенность в своих силах. Другими словами, интеллектуальное развитие личности невозможно без знания математики . Возможно, для кого-то это станет открытием, но математика сопровождает нас по жизни. Стоит только присмотреться, и мы увидим, что всё окружающее состоит из математических вычислений и геометрических форм. Кому из нас не приходилось считать деньги или замерять временной промежуток? А если присмотреться к окружающим предметам и пространству комнаты, то мы увидим, что всё вокруг состоит из геометрических фигур. Математика играет важную роль в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. Причина проникновения математики в различные отрасли знаний заключается в том, что она предлагает весьма четкие модели для изучения окружающей действительности в отличие от менее общих и более расплывчатых моделей, предлагаемых другими науками. Без современной математики с ее развитым логическими и вычислительным аппаратом был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности.

Вот почему навыки математического мышления нужны каждому человеку.

Роль математики в жизни человека.

Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни.

Название "математика" происходит от греческого слова "матейн" (mathein) - учиться, познавать. Древние греки вообще считали, что понятия "математика" (mathematike) и "наука", "познание" (mathema) - синонимы. Им было свойственно такое понимание универсализма этой отрасли знания, которое два тысячелетия спустя выразил Рене Декарт, писавший: "К области математики относят науки, в которых рассматриваются либо порядок, либо мера, и совершенно не существенно, будут ли это числа, фигуры, звезды, звуки или что-нибудь другое...; таким образом, должна существовать некая общая наука, объясняющая все, относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов.. ."

Другое объяснение происхождения слова "математика" связано с греческим словом "матема" (mathema), что означает урожай, сбор урожая. Разметка земельных участков (геометрия), определение сроков полевых работ (на основе астрономических наблюдений и вычислений), подготовка необходимого количества посевных материалов и подсчет собранного урожая требовали серьезных математических знаний.

Роль математики в современной науке постоянно возрастает. Это связано с тем, что, во-первых, без математического описания целого ряда явлений действительности трудно надеяться на их более глубокое понимание и освоение, а, во-вторых, развитие физики, лингвистики, технических и некоторых других наук предполагает широкое использование математического аппарата. Более того, без разработки и использования последнего было бы, например, невозможно ни освоение космоса, ни создание электронно-вычислительных машин, нашедших применение в самых различных областях человеческой деятельности.

Зачем нужно изучать математику?!

Чтобы разобраться с вопросом, а зачем вообще учить математику ?

В 1267 году на этот вопрос английский философ Роджер Бэкон ответил так: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».

Цели начального математического образования:

– общеобразовательная (без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям);

– прикладная (практическая), школьник, как правило, ещё не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остаётся одна реальная возможность научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов;

Развивающая (математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление);

Воспитательная (формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли).

Но ещё важнее другое: математика – это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир.

Поэтому важное место в образовательных учреждениях принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы.

Даже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные математические проблемы. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал арифметику сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.

Где мы встречаемся с математикой.

Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.

А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

В школе математических задач приходится очень много и сложность их с каждым годом растет. Они не просто учат ребенка математике, определённым действиям. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Очень часто решения таких задач являются просто математическим расчётом.

Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает её целеустремленнее, активнее, самостоятельнее. Вспомните хотя бы своего одноклассника, хорошо знавшего математику, быстро умевшего решать задачи. Его часто называли умником, математиком, "задачником". Он мог решить задачи, аргументировал свой выбор, мог критически оценить себя и своих одноклассников. Да и успеваемость по остальным предметам, кроме математики, оказывалась на порядок выше. Именно математическое мышление помогало ему в этом.

Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Увы! Тут приходится использовать математику ещё чаще. Во время учёбы в вузе, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясь математикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашего дома и сколько для этого нужно приобрести кирпича. Как правильно рассчитать, чтобы родилась девочка или мальчик? И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее.

Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.

Историческая справка

    Сначала считали на пальцах

Не так уж и много приходилось считать первобытному человеку . Был у него свой первобытный «компьютер» - десять пальцев на руках . Разгибал пальцы, складывал числа. Загибал – вычитал. На пальцах считать удобно, только результат счета хранить нельзя. Не станешь же целый день ходить с загнутыми пальцами. Этот древний «прибор» и сейчас используют маленькие дети, когда начинают учиться считать в пределах десяти. Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги.

Ещё недавно существовали племена, в языке которых были названия только двух чисел: «один» и «два». Пять - рука, шесть - один на другой руке, семь - два на другой руке, десять - две руки, полчеловека. Пятнадцать - нога, шестнадцать - один на другой ноге, двадцать - один человек, двадцать два - два на руке другого человека, сорок - два человека, пятьдесят три - три на первой ноге у третьего человека. Раньше люди чтобы пересчитать стадо из 128 оленей должны были взять семь человек.

    Использование камней, узелков.

Древний человек догадался: для счета можно использовать не только пальцы, но и все, что попадается под руки – камешки, палочки, косточки ... В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по- латински означает «камень».

Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета.Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.

3. Древние шумеры

Первыми придумали запись чисел древние шумеры.Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная чёрточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих чёрточек – десять. Эти чёрточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки.

После счета по зарубкам люди изобрели особые символы, названные цифрами. Они стали применяться для обозначения различных количеств каких-либо предметов. Разные цивилизации создавали свои собственные цифры.

4.Египетская нумерология

Так, например, в древней египетской нумерации, зародившейся более 5000 лет назад, существовали особые знаки (иероглифы) для записи чисел 1, 10, 100, 1000, …:

Для того чтобы изобразить, например, целое число 23145, достаточно записать в ряд два иероглифа, изображающие десять тысяч, затем три иероглифа для тысячи, один – для ста, четыре – для десяти и пять иероглифов для единицы:

Этого одного примера достаточно, чтобы научиться записывать числа так, как их изображали древние египтяне. Это система очень проста и примитивна.

    Народы (вавилоняне, ассирийцы, шумеры), жившие в Междуречье Тигра и Евфрата в период от II тысячелетия до н.э. до начала нашей эры.

Сначала обозначали числа с помощью кругов и полукругов различной величины, но затем стали использовать только два клинописных знака – прямой клин  и лежащий клин . Эти народы использовали шестидесятеричную систему счисления, например число 23 изображали так:   . Число 60 снова обозначалось знаком , например число 92 записывали так:  .

6.Индейцы племени майя

В начале нашей эры индейцы племени майя, которые жили на полуострове Юкатан в Центральной Америке, пользовались другой системой счисления – двадцатеричной. Они обозначали 1 точкой, а 5 – горизонтальной чертой, например, запись ‗‗‗‗‗‗ означала 14. В системе счисления майя был и знак для нуля. По своей форме он напоминал полузакрытый глаз.

7. В Древней Греции

Сначала числа 5, 10, 100, 1000, 10000 обозначали буквами Г, Н, Х, М, а число 1 – черточкой /. Из этих знаков составляли обозначения Г (35) и т.д. Позднее числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, …стали обозначать буквами греческого алфавита, к которому пришлось добавить еще три устаревшие буквы. Чтобы отличить цифры от букв, над буквами ставили черточку.

8. Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели

Однако Индия была оторвана от других стран, - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы.

9. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так

Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра».

10. Римская нумерация.

В основе римской нумерации использованы принципы сложения (например, VI = V + I) и вычитания (например, IX = X -1). Римская система нумерации десятичная, но непозиционная. Римские цифры произошли не от букв. Первоначально они обозначались, как и у многих народов, «палочками» (I - один, X - 10 - перечеркнутая палочка, V - 5 - половина от десяти, сто - кружочек с черточкой внутри, пять­десят - половина этого знака и т. д.).

Со временем некоторые знаки изменились: С - сто, L - пятьде­сят, М - тысяча,D - пятьсот. Например

: XL - 40, LXXX - 80, ХС - 90,

CDLIX - 459, CCCLXXXII - 382,

CMXCI - 991, MCMXCVIII - 1998, MMI – 2001

Произошло постепенное превращение первоначальных цифр в наши современные цифры.

11. Цифры русского народа.

Арабские числа в России стали применять, в основном, с XVIII века. До того наши предки использовали славянскую нумерацию. Над бук­вами ставились титлы (черточки), и тогда буквы обозначали числа. В одной из русских рукописей XVIII века написано: «... Знай же то, что есть сто и что есть тысяща, и что есть тма, и что есть легион, и что есть леодр...; ... сто есть десятью десять, а тысяща есть десять сот, а тма десять тысящ, а легион есть десять тем, а леодр есть де­сять легионов...». Сотни миллионов назывались «колодами». Первые девять чисел записывались так:

Математика в жизни

За время своего существования человечество прошло огромный путь от незнания к знанию и от неполного знания к более полному и совершенному. Несмотря на то, что этот путь привел к открытию многих законов природы и к построению захватывающе интересной картины мира, каждый день приносит новые открытия, новое проникновение в недостаточно изученные, а порой и полностью неизвестные тайны природы. Но для того, чтобы продвинуться в область неизведанного как можно дальше и поставить на службу обществу новые силы природы, наука должна смело врываться в те области знания, которыми человечество интересовалось еще недостаточно серьезно или которые из-за сложности господствующих там явлений казались недоступными нашему познанию.

На глазах нашего поколения наука сделала колоссальный шаг в изучении законов природы и в использовании полученных знаний. Достаточно сказать о поразивших воображение успехах в покорении космоса и исследованиях внутриатомных явлений, а также о первых операциях на сердце. То, что было так недавно еще неизвестным, за пределами представлений людей и тем более вне их практической деятельности, теперь стало привычным и вошло в нашу жизнь. Успехи медицины позволили вернуть к активной жизни многих, казалось бы, безнадежно больных людей, для которых была потеряна радость восприятия красоты окружающего мира.

Математика начинает приобретать все большее значение в экономике, организации производства, а также в социальных науках.

Положение математики в современном мире далеко не то, каким оно было сто или даже только сорок лет назад. Математика превратилась в повседневное орудие исследования в физике, астрономии, биологии, инженерном деле, организации производства и многих других областях теоретической и прикладной деятельности. Многие крупные врачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, что дальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким и полнокровным использованием математических методов, чем это было до настоящего времени.

За тысячелетия своего существования математика прошла большой и сложный путь, на протяжении которого неоднократно изменялся ее характер, содержание и стиль изложения. От первичных представлений об отрезке прямой как кратчайшем расстоянии между двумя точками, от предметных представлений о целых числах в пределах первого десятка математика пришла к образованию многих новых понятий и сильных методов, превративших ее в мощное средство исследования природы и гибкое орудие практики. От примитивного счета посредством камешков, палочек и зарубок на стволе дерева математика развилась в обширную стройную научную дисциплину с собственным предметом исследования и специфическими глубокими методами. Она выработала собственный язык, очень экономный и точный, который оказался исключительно эффективным не только внутри математики, но и в многочисленных областях ее применений.

Как ни велики успехи научного познания, мы замечаем множество проблем, еще недостаточно исследованных и требующих дополнительных усилий, порой очень значительных. Назовем процессы мышления, причины развития психических заболеваний, управление познавательной деятельностью. В то же время мы все отдаем себе отчет в том, как важно возможно быстрее продвинуть вперед наше понимание этих явлений. Действительно, если бы нам были известны достаточно точно процессы мышления, то это позволило бы облегчить и ускорить обучение детей и взрослых, приобрести новые возможности в лечении психических заболеваний. Но эти задачи настолько сложны, что чисто экспериментальными путями их разрешить нет никаких надежд. Необходимо привлечь совсем иные возможности познания, в частности путь математического моделирования этих процессов и последующего получения логических следствий, уже доступных непосредственному наблюдению. Этот прием оправдал себя во многих областях знания - в астрономии, физике, химии и пр.

Мы до сих пор говорили о математике лишь как об орудии исследования в других областях знания и практической деятельности. Этот аспект тесно связан с прогрессом самой математики, с расширением поля ее исследований, развитием ее основных понятий и созданием новых концепций. Пока же мы ограничились лишь взглядом на нее с позиций потребителя, с позиций определения ее ценности для развития человеческой культуры и общественного благосостояния. В этом плане математика занимает совершенно выдающееся положение. И хотя она сама не производит материальные ценности и непосредственно не изучает окружающий нас мир, она оказывает в этом неоценимую помощь человечеству.

Математика вокруг нас.

Мы часто используем в жизни цифры и числа. Их можно встретить на витринах магазинов, услышать о них из средств массовой информации. Цифры объясняют нам сколько стоит конкретный продукт или вещь, какой возраст у ребенка и когда у него день рождения, дату и время. Все это и многое другое мы узнаем благодаря цифрам и числам. Но когда мы не знаем о чем именно идет речь при использовании тех или иных цифр, они становятся просто знаками.

Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, человек не может обойтись в ней без математических знаний.

В условиях сельскохозяйственного производства много задач-расчетов возникает и решается непосредственно в поле, на фермах и в парниках, на лугу, в зернохранилище и т.д.

В НАУКЕ

Известно, что математика никогда не бывает одна, она всегда к чему-то

прикладывается! Это говорит о том, что ни одна другая наука не может существовать без математики. Следовательно, если бы человечество не создало мира математики, то оно никогда не смогло бы обладать НАУКОЙ!!!

Положение математики в современном мире далеко не то, каким оно было сто или даже только сорок лет назад. Математика превратилась в повседневное орудие. Исследования в физике, астрономии, биологии, инженерном деле, организации производства и многих других областях теоретической и прикладной деятельности. Многие крупные врачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, что дальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким и полнокровным использованием математических методов, чем это было до настоящего времени. Не зря греческие ученые говорили, что математика есть ключ ко всем наукам.

Конечно же, вышесказанное еще раз доказывает то, как математика важна не просто сама по себе, а как в ней нуждаются другие науки, опираются на математические факты и, тем самым, помогают развиваться человечеству все дальше и дальше!

В МЕДИЦИНЕ

Начиная с 40-х гг. 20 в. математические методы проникают в медицину и биологию через кибернетику и информатику. Наиболее развита математика в биофизике, биохимии, генетике, физиологии, медицинском приборостроении, создании биотехнических систем. Благодаря математике значительно расширилась область познания основ жизнедеятельности и появились новые высокоэффективные методы диагностики и лечения. Математика лежит в основе разработок систем жизнеобеспечения, используются в медицинской технике.

Математика смыкается с методами кибернетики информатики, что позволяет получать более точные выводы и рекомендации, внедрять новые средства и методы лечения и диагностики. Математические методы применяют для описания биомедицинских процессов (прежде всего нормального и патологического функционирования организма и его систем, диагностики и лечения).

В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

На современном этапе развития юридической науки увеличивается объем нормативно-правовой, криминологической, уголовно-статистической и иной информации, особую актуальность приобретает анализ математических средств и методов исследования разнообразных правовых явлений и процессов.

Математика все в большей степени становится необходимым атрибутом юридической науки. Это объясняется рядом существенных причин: органическим единством природы и общества; в юридических науках в связи с правовой информатизацией общества, созданием информационных комплексов и систем в области права и решением на компьютерах юридических задач возникло значительное число проблем, которые не могут быть решены без привлечения разнообразных математических методов, в решении информационных, логических и математических задач.

Социальный характер информационных правовых систем, явлений и процессов не может служить препятствием для разумного применения математических методов в юридических науках.

В то же время в социальной реальности (при исследовании экономических, управленческих, информационных и других проблем) сегодня активно используются теория вероятностей, математическая статистика, теория информации, математическая логика, теория графов, теория игр, линейное и динамическое программирование и другие разделы современной математической науки.

Математика заставляет нас думать, анализировать. «В математике нет лжи. Все формулы и теоремы имеют строгое доказательство. Математика развивает способность к логическому мышлению, что позволяет человеку жить интересно и никогда не скучать. Благодаря изучению высшей математики и математики вообще приобретается философский аналитический ум и способность к самостоятельному мышлению». Вывод из этого можно сделать такой: для развития цивилизации необходимо развитие человеческого интеллекта.

Математика в литературе .

Математика и литература -два крыла одной культуры.

Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных. Большинство сказок начинается с рассказа о том, что у отца «было три сына».

Попытаемся проследить, как и с какой целью авторы используют символику чисел.

Волшебные числа в пословицах и поговорках.

У разных народностей существует огромное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, безымянны, не имеют автора. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

Обобщив информацию по числам, мы нашли пословицы и поговорки с числами. Представленные в человеческой речи числа возникли не случайно. Их возникновение связано с существованием и деятельностью человека. Процесс счёта окружающих предметов с течением времени приобретал характер естественности, так как без чисел и, собственно, счисления, человечество не могло существовать и развивать экономические отношения. В древности некоторые числа были связаны с представлениями об окружающих предметах, таких как Луна, Солнце, руки, пальцы, ноги и т.д. Даже в настоящее время существуют племена, использующие в своей речи только несколько чисел. Индейцы Пираху считают так: один, два, много. Естественно, у них не появилось особых причин для отражения собственной системы счисления в пословицах и поговорках (поговорок и пословиц у них нет). Наиболее развиты в отношении пословиц и поговорок оказались представители славного русского народа, т.к. только русским языком можно выразить то, что неподвластно деловому языку западных народов. Народ очень часто употреблял в пословицах и поговорках числа

Один:

    Один в поле не воин.

    Одна пчела много меду не натаскает.

    Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

    Одна нога тут – другая там.

    Одна голова хорошо, а две лучше.

    Один за всех и все за одного.

    У семи нянек дитя без (одного) глаза.

    Первый в совете и первый в ответе.

    С одного вола двух шкур не дерут.

    В один день по две радости не живёт.

    Беда не приходит одна.

    Одна голова не бедна, а и бедна, так одна.

    Одна ласточка не делает весны..

    Один Бог, одна правда.

    Тот и господин, кто всё может сделать один.

    Один хлеба не сеешь.

    Добрый господин живёт не один.

    И в раю жить тошно одному

Пословицы, скороговорки, ребусы, стихи и загадки, связанные с числами.

Наряду с пословицами про числа есть еще и скороговорки, ребус, стихи. У разных народов есть свои скороговорки, стихи, связанные с числами.

Скороговорки:

На дворе трава,
На траве дрова.

Раз дрова,

Два дрова,

Три дрова.

Загадки:

Один льет, другой пьет

Третий зеленеет да растет.

(Дождь, земля, растения – трава, деревья)

Весёлые стихи:

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря
.

(С. Маршак)

* * * * *

Цифра новая - четыре.
Стол стоит у нас

В квартире,
Сколько ножек у него -
У стола у твоего?

(С. Маршак)

10 русских народных сказок:

1. «Царевна-Несмеяна»

2. «Елена Премудрая»

3. « Марья Моревна »

4. « Три царства - медное, серебряное и золотое »

5. « Сказка о молодильных яблоках и живой воде »

6. « Царевна-отгадчица »

7. « Семь Симеонов »

8. « Звериное молоко »

9. « Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке »

10. « По щучьему веленью »

В сказке «Царевна-Несмеяна» число 3 встречается 2 раза (работник работал 3 года и получил 3 монеты) и они положительные, так как они помогли работнику рассмешить Несмеяну.

В сказке «Елена Премудрая» число 3 встречается 3 раза: солдат шёл 3 дня и 3 ночи. На 3 день встретил чёрта, у чёрта было 3 дочери, после 3 поцелуя Елена Премудрая ожила. Число 3 принесло в этой сказке солдату удачу так как он женился на Елене Премудрой.

В сказке «Марья Моревна» у Ивана-царевича было 3 сестры, 3 дня шёл Иван царевич разыскивая Марью Моревну, на 3 день увидел дворец Марьи царевны, погостил у неё 3 дня и пошёл дальше, через следующие 3 дня увидел дворец Ольги царевны у неё погостил 3 дня и пошёл дальше. Ещё через 3 дня пришёл ко дворцу Анны царевны у неё погостил 3 дня, а после пошёл дальше. Через следующие 3 дня Иван царевич дошёл до дворца Марьи Моревны.

В русских народных сказках наряду с цифрой 3 часто встречается число 33 . Например в сказке « Три царства - медное, серебряное и золотое» у царя Гороха было 3 сына. Третий сын, Иван-царевич, пустился в чужеземную страну к синю морю. Вдруг прилетели на море 33 колпицы. Подсказали они Иван-царевичу где матушку искать. 3 года спускался он в подземелье, встретились ему по пути 3 царства: медное серебряное и золотое. В этой сказке цифра 3 также принесла удачу Ивану – царевичу. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Фёдором, второго Василием, а младшего Иваном», - так начинается «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Иван-царевич оказался самым умным и привез отцу молодильных яблок и живой воды.Три дня и три ночи гуляли они с Синеглазкой, затем обручились и перстнями обменялись.

В сказке «Царевна-отгадчица» число 3 встречается два раза: три сына у старика и три загадки. В этой сказке числотри оказало положительное влияние на судьбу Ивана-дурака, так как после третьей загадки он женился на Царевне-отгадчице.

6 раз число три встречается в сказке « Семь Симеонов». Один раз число 3 имеет негативное значение, потому что царь дал три дня брату, чтобы он покинул его земли и пять раз положительно повлияло на судьбу братьев.

В сказке «Звериное молоко» Иван -королевич пел 3 песни Змею Змеевичу после которых Змея Змеевича растерзали звери, а Иван- королевич остался жив и здоров.

В «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» у царя также было три сына. Младший сын Иван - царевич, достал для отца Жар-птицу, но старшие братья закололи его насмерть. Ровно тридцать дней лежал Иван-царевич мертв на том месте, пока не набежал на царство за живой и мертвой водой. На третий день ворон прилетел и принёс два пузырька. Серый волк оживил Ивана-царевича. Он отомстил своим братьям и женился на прекрасной Елене.

В известной сказке - «По щучьему веленью », Емеля тоже был третьим сыном у старика. По сюжету сказки он был дурачок, но, несмотря на это ему удалось жениться на Марье-царевне и стать правителем царства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что без математики в жизни никак не обойтись.

Я рассмотрела лишь некоторые вопросы о роли математики в жизни человека. Еще многие вопросы остались не освещенными. Однако даже это поверхностное изучение показывает какое громадное значение имеет математика в нашей жизни. Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Она содержит в себе черты волевой деятельности, умозрительного рассуждения и стремления к эстетическому совершенству. Ее основные и взаимно противоположные элементы - логика и интуиция, анализ и конструкция, общность и конкретность.

Числа сопровождают человека от самого рождения и до его смерти. В современном обществе человек находится в постоянном круговороте чисел: номеров, кодов, дат, количеств чего-либо. Числа становятся символом чего- то, приобретая некую власть над сознанием субъекта. В поисках удачи, успеха люди пытаются связать свои действия с определёнными числами. И мы видим, что люди с древних времён вкладывали в числа определённый смысл. Всё это нашло отражение в Устных народных сказках, пословицах, поговорках. В своей работе мы постарались дать полное представление о числах, которые чаще всего встречаются в произведениях устного народного творчества. Это числа три и семь.

Выполнив данную работу, я сделала вывод:

    трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где ни приходилось бы группировать предметы в нужном порядке, пересчитывать, находить их размеры, форму, определять взаимное положение;

    строения и предметы, которые нас окружают состоят из геометрических фигур;

    математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах;

    кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении цели;

    математика нужна и учителю, и врачу, и артисту, и художнику, и ребенку, и домохозяйке.

    математика - это важный, интересный, увлекательный и самое главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет.

Вам мой совет: Учите математику на 5!

Мною выполнены все поставленные задачи, цель достигнута.

Литература

    Александров Э., Левшин В. В лабиринте чисел.М.: Художественная литература, 2004

    Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Просвещение, 2004

    Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб, Дидактика Плюс, 2009

    Даль В.И. Пословицы русского народа, М.: Художественная литература, 2003

    Александров Э., Левшин В. В лабиринте чисел. М.: Художественная литература, 2004.

    Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс. М.: Дрофа, 2005.

    Волина В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). М.: Знание, 2008.

    Волина В. В. Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб, Дидактика Плюс, 2009.

    Гарипов И. М. Башкиро-русский словарь пословиц и поговорок. – Уфа: Башкирское издательство «КИТАП», 1994.

    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Просвещение, 2001.

    Даль В. И. Пословицы русского народа, М.: Художественная литература, 2003.

    Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык Медиа, 2005.

    Н. Сазонова «Русские народные сказки» М., «Детская литература»,1997 г.

    В. Аникин «Русские народные сказки» М., «Детская литература»,2002 г.

    Ю. Круглов « Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М.,«Просвещение»,1990 г.


Нередко в обществе ведутся разговоры о том, зачем человеку нужно изучать математику. Действительно, многие люди, получив образование, зачастую работают по специальности, которая не связана с ведением сложных расчетов. Математика на первый взгляд к их жизни не имеет никакого отношения. Однако в подавляющем большинстве стран мира эта наука почему-то неизменно включается в программу школ и ВУЗов. Почему же этой дисциплине придается такое большое значение?

Изучаем математику – изучаем

Данная наука основана на естественных законах окружающей действительности. В ней исключены вольные толкования и пространные рассуждения. Ее стержнем являются порядок и четкая логика. По сути, на тех же принципах построены все процессы, действующие в природе. Математика отражает их как зеркало, одновременно являясь инструментом для их познания.

Известны случаи, когда великие открытия в буквальном смысле сходили с листа бумаги. Благодаря математическим вычислениям еще до активного освоения космоса человеком ученым удалось составить достаточно точную картину и описать процессы, которые в ней действуют. А главным оружием в их руках стали обычные математические формулы.

Но для чего математика простому человеку?

Конечно, значение науки о числах в жизни общества переоценить сложно. Без нее невозможны технический прогресс и развитие цивилизации. Но зачем данный предмет нужен обычному человеку?
Великий русский ученый и мыслитель М. В. Ломоносов подчеркивал важность математики для формирования личности и призывал изучать ее потому, что «…она ум в порядок приводит». Точнее не скажешь! Действительно, эта наука оказывает серьезное воздействие на развитие интеллекта.
Она улучшает аналитические, критические, дедуктивные, прогностические способности. Тренирует мозг хранить и обрабатывать большие объемы информации. Ее влияние на интеллектуальный потенциал человека выражается в развитии следующих личностных качеств и навыков:

Умение анализировать сложные жизненные ситуации, принимать взвешенные решения в условиях тяжелого выбора;
способность к обобщению и навык рассмотрения частного события в качестве составного элемента общего порядка;
способность находить закономерности;
умение рассуждать и мыслить логически, точно формулировать мысли и делать логические выводы.

Совершенствовать свои математические способности можно в любом возрасте. Однако особое значение такие арифметические упражнения имеют для детей. Пожалуй, нет другого подобного предмета, оказывающего столь сильное влияние на развитие интеллектуальных способностей ребенка! Работа с числами поможет с юных лет начать мыслить рационально и воспитает остроту ума.

Организованность и упорядоченность

Качества, наработанные математическими методами, формируют каркас мышления человека. Это приводит к организации всех мыслей в единую систему взаимосвязанных понятий об окружающем мире. Представляя собой воплощение природного порядка, математика устраняет и хаос в голове человека.

Такую личность уже невозможно ввести в заблуждение. У нее нет путаницы в рассуждениях и неуверенности в поведении. Она не подвержена влиянию различного рода махинаторов и не даст затянуть себя в сомнительную операцию или финансовую пирамиду. Логическая организованность ума позволяет человеку самому строить свою жизнь, карьеру и материальное благополучие.
А нужна ли математика гуманитариям?

Конечно! Она непременно поможет на пути освоения гуманитарных дисциплин. Поскольку и там в обязательном порядке потребуются навыки системного мышления, логика, умение формулировать масштабные теории.

Известно множество прекрасных юристов, которые помимо профильного образования получили и физико-математическое. Это научило их придумывать нетривиальные решения, выстраивать сложные линии защиты в суде, проводить систематизированную работу с законодательной базой.

Польза математических навыков в бизнесе

Сегодня многие люди приходят к решению открыть собственное дело. Кого-то не устраивает его нынешняя работа, и он стремится поменять ее на нечто более интересное. Кто-то сразу решает найти самостоятельный источник заработка, рассчитывая на обретение личной независимости и получение больших доходов.

В любом случае организация индивидуального предприятия потребует навыков анализа, прогнозирования и ведения постоянных расчетов. Бизнесмен обязательно должен ими овладеть, так как не все полномочия можно делегировать наемному персоналу. И даже если собрать большой штат сотрудников, все равно потребуется умение структурно организовывать их работу.

Без математических методов анализа, моделирования и прогнозирования здесь не обойтись. Без них нельзя достичь успеха, даже занимаясь малым предпринимательством, не говоря уже о создании крупной солидной компании. И дело тут не столько в знании специальных расчетных методик (при желании их всегда можно освоить), сколько в определенной организации мышления.

Собственное дело – это строго упорядоченная система, построение которой, предполагает наличие у ее создателя навыков структурированного мышления, способности обобщать и находить взаимосвязи. Занятие точными науками развивает все эти умения. Даже статистика говорит о том, что наибольшего успеха, как правило, добиваются бизнесмены-выпускники математических и технических ВУЗов.

Математический склад ума

В среде психологов часто употребляется понятие о математическом складе ума в качестве одного из способов организации мыслительной деятельности человека. Да, есть люди, которым постижение арифметических законов дается с невероятной легкостью. Однако это не значит, что уделом всех остальных является реализация своих возможностей исключительно в гуманитарной сфере.

Не надо думать, что вам от природы не дано освоить математические формулы и решать задачи на вычисление. Ум человека универсален. В нем заложен потенциал к любой интеллектуальной деятельности. Не бывает полного отсутствия способности к математике. Просто для ее проявления потребуется чуть больше усилий, чем на это уходит у какого-нибудь математического гения.
Конечно, нельзя отрицать наличие у каждого человека определенных врожденных склонностей в освоении наук. К тому же профессиональная специализация требует наличия большого объема знаний в каком-то узком направлении. К примеру, будет сложно совместить в одном человеке хорошего химика, физика, адвоката, историка и литературоведа. Такое доступно лишь единицам.

Однако базой основных математических навыков может овладеть абсолютно каждый человек! И это никак не помешает в жизни. Наоборот, новые способности дадут сильный толчок развитию личности и послужат ключом к достижению успеха в любых направлениях деятельности.

Светлана Кудрявцева
Применение дошкольниками математических знаний в повседневной жизни и играх

Применение дошкольниками математических знаний в повседневной жизни и играх

Каждый дошкольник - маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса дети могут в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить математические знания и приобрести навыки .

Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь - это игра , труд, занятия. Приобретаемые по математике знания следует использовать в указанных видах деятельности детей. Использование этих знаний в разных условиях делает их более значимыми для детей и прочными.

Окружающая жизнь предоставляет неограниченные возможности для математического развития ребенка . Задача педагога заключается в том, чтобы использовать многочисленные поводы и возможности для применения математических знаний в повседневной жизни и играх . Дать детям почувствовать практическое значение математики в жизни каждого человека .

Планируя работу по формированию элементарных математических представлений , педагог должен продумать содержание повседневной деятельности .

Можно выделить распространенные формы, в которых закрепляются, углубляются и расширяются математические знания , полученные на занятиях, воспитывается положительное эмоциональное отношение к этим занятиям. К таким формам можно отнести :

Проведение прогулок и экскурсий

Участие в разных видах труда

Игры-занятия

Участие в математических развлечениях

Игры с математическим содержанием .

ПРОГУЛКИ И ЭКСКУРСИИ – богатейший источник для расширения математического кругозора детей . Во время прогулок обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив, какой формы листья березы (осины, тополя) .

Воспитатель организует наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращает внимание на длительность дня : весной день удлиняется, осенью укорачивается, зимой становится совсем коротким. Дети наблюдают наступление сумерек, заход солнца и т. д., учатся ориентироваться в ближайшем окружении.

Наблюдения желательно подкреплять подбором соответствующих стихов, загадок. Загадки о растениях, о временах года и др. всегда интересны детям, расширяют их кругозор, знакомят с окружающим миром, явлениями природы.

Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Элементарные поисковые ситуации вызывают мыслительную активность детей, побуждают использовать имеющиеся знания в новых условиях . Например , как узнать, какое дерево толще (тоньше? Трое детей находят толстое дерево, берутся за руки, обхватывают его. Рядом дерево тоньше, его обхватывает один ребенок. Сравнивается количество детей и устанавливается, что чем толще дерево, тем больше число детей и наоборот.

Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие : количество шагов зависит от их размера.

Воспитателю необходимо создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость и самостоятельно решить задачу. Например , приглашая поиграть в игру «Хитрая лиса» , воспитатель ставит цель : кто будет самой хитрой лисой. Для выполнения этой задачи нужно пересчитать, сколько детей поймали первая и вторая лиса, и определить, на сколько больше (меньше) . Решая подобную задачу, ребенок вновь упражняется в счете и убеждается в значимости этих знаний .

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД, ТРУД В ПРИРОДЕ, РУЧНОЙ ТРУД являются теми видами деятельности, где эффективно можно применить математические знания .

Во время сборов на прогулку воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка. … в другой раз уточняет с детьми понятие пара : пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое. С помощью песочных часов замеряет время, затраченное на одевание, уборки игрушек. Тем самым дети практически усваивают понятия «долго» , «быстро» , учатся ориентироваться во времени.

Дети расчищают площадку от снега, делают узкую и широкую дорожки, ходят по узкой, по широкой и устанавливают, что по узкой дорожке ходить труднее, чем по широкой, что по узкой может пройти один ребенок, а по широкой пара, тройка ребят.

При сервировке стола, при подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности (неравночисленности) множеств путем их сравнения : каких тарелок больше : глубоких или мелких? Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно .

Работа детей в уголке природы, на огороде тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе , счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. Рассматривают. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием : «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще 1 сколько всего?

Все наблюдения, действия сопровождаются свободной беседой воспитателя и детей. Процесс сравнения, установления сходства и различия заставляет ребенка внимательно всматриваться , задумываться, самостоятельно делать выводы.

Можно давать детям несложные, практические задания. Например : узнай, сколько ног у собаки (кошки, курицы, у рыбы и подбери цифры, соответствующие числу ног у названных животных. Такие задания не только расширяют знания о животных , но и закрепляют счетные навыки детей, дают возможность легко овладеть несколькими понятиями, и самостоятельно решать вопросы, возникающие в процессе выполнения задания. Как же передвигаются рыбы, если у них нет ног? Какой цифрой обозначить отсутствие числа? и др. Самостоятельный поиск решения требует рассуждения, умения определять существенные признаки предмета (явления, умения обобщать.

Воспитателю надо хорошо знать детей своей группы, уровень их знаний , умений, их возможности и способности. Но прежде всего, он должен выяснить, кто из детей испытывает затруднения при усвоении математических знаний и вовремя оказать помощь. Он объясняет, показывает способы выполнения, создает практическую необходимость в применении знаний , вызывает интерес к математическим задачам , акцентирует внимание на достижениях и удачах и т. д.

Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения, выделять в различных жизненных ситуациях количественные, пространственно – временные отношения и способы их определения.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ.

Закрепление и обобщение математических знаний происходит на разных занятиях, органически включаясь в деятельность детей. Так, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности создаются многочисленные ситуации, в которых дошкольники упражняются в различении и назывании геометрических фигур, величины, цвета, делении целого на части и т. д.

Ориентировка в пространстве и времени лучше развивается на физкультурных и музыкальных занятиях

в работе с 4-5летними детьми особое место отводится играм – занятиям по сюжетам знакомых сказок. так называемый математический театр . Такие занятия помогают избежать умственных и психических перегрузок, создает свободу выбора и возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая мотивация изменяет отношение к математическому содержанию задач .

Виды математических театров :

Плоскостной, би-ба-бо театры по сюжетам знакомых сказок (Репка, Теремок, Три медведя, Колобок и др.) .

Цифры- персонажи.

Геометрический театр (объемных фигур, плоскостных фигур) .

Игры-занятия могут быть интегрированнными. Они требуют серьезной подготовки : анализа программных задач соответствующих разделов программы, работы с методической литературой, подготовки оборудования. Как показывает практика, такие занятия надо проводить на обобщающем этапе обучения по отдельным разделам программы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ позволяют педагогу расширить и углубить знания старших дошкольников , активизировать их мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике . Это могут быть конкурсы, викторины, игры-путешествия, олимпиады.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ .

Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП, Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы :

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей, знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало? ", "Сколько? ", "Путаница? ", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут? ", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало? " и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету : понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя. " Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например , первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т. д.

Затем игра усложняется . Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например , справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.) . Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например , игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится детям, - "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. "
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Участники: учащиеся 7 класса.

Цели:

  • образовательные: формирование устойчивого интереса к математике;
  • воспитательные: формирование таких качеств личности, как познавательная активность.
  • развивающие: развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, способности выявлять причинно – следственные связи, развитие логического мышления.

Задачи:

  • изучить библиографические источники по данной теме;
  • познакомить с историей возникновения и развития математики
  • выявить области применения математических знаний.

Продукты: компьютерная презентация.

Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютер.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

1 слайд Тема: «Математика в жизни человека»

2 слайд Основопологающий вопрос: Нужна ли математика человеку?

3 слайд Проблемные вопросы:

  • Как и когда зародилась математика?
  • Каким профессиям нужна математика?
  • Каких ученых-математиков вы знаете?
  • Нужны ли знания по математике современному человеку?

Выступление учащихся:

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!

4 слайд Как и когда зародилась математика?

Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два - четыре!».

А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два - четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет.

Конечно, это учение шло не за партой. Человек постепенно учился жить: строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю.

Потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.

Многие правила из школьных учебников арифметики и геометрии были известны древним грекам две с лишним тысячи лет назад.

Другие древние народы - египтяне, вавилоняне, китайцы, народы Индии - в третьем тысячелетии до нашего летосчисления имели сведения по геометрии и арифметике, которых не хватает некоторым ученикам пятого или шестого класса.

С каждым десятилетием математика становилась всё нужнее людям.

5 слайд Пифагор

Великий ученый Пифагор родился около 570 г. до н.э. на острове Самосе. Отцом Пифагора был Мнесарх, резчик по драгоценным камням.

Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Считается, что доказана греческим математиком Пифагором, в честь которого и названа.

Теорема звучит следующим образом: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов .

6 слайд

В конце девятнадцатого века высказывались разнообразные предположения о существовании обитателей Марса подобных человеку. В шутку, хотя и не совсем безосновательно, было решено передать обитателям Марса сигнал в виде теоремы Пифагора . Неизвестно, как это сделать; но для всех очевидно, что математический факт, выражаемый теоремой Пифагора имеет место всюду и поэтому похожие на нас обитатели другого мира должны понять такой сигнал.

7 слайд

Софья Ковалевская

Девочка из дворянской семьи любила математику и даже ночью прятала под подушку сложный задачник(родители не одобряли её увлечения).

В то время не принято было женщинам поступать в институт, но она поехала против воли родителей в Германию, в университет, и пришла к известному профессору. Он не хотел её брать и, чтобы отделаться, дал несколько им самим составленных задач, сказав, что если она решит, то возьмёт её к себе.

Эти задачи не могли решить даже профессора. Девушка решила за двадцать минут.

Софья Ковалевская закончила университет и стала знаменитым на весь мир математиком

8 слайд

Что может математика?

  • Астроному она помогает определить пути далёких звёзд.
  • Инженер с помощью математики рассчитывает реактивный самолёт, корабль или новую электростанцию.
  • Учёному-физику математика открывает законы атомного ядра, а моряку указывает путь корабля в океане.
  • Словом, математика может всё или почти всё там, где нужно что-либо вычислять

А ведь с математики начинается всё.

  • Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
  • Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.
  • Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.
  • Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

9 слайд

1 пример

Вы стоите на кассе и оплачиваете товар. Вы купили продуктов на 432 рубля, а денег у вас 500 рублей купюрами по 100 рублей. И вам дают сдачу 40 рублей, хотя должны дать 68 рублей. Значит вас обсчитали на 28 рублей!!!

10 слайд

2 пример

Мне нужно быть на даче в 15.40.Я трачу на дорогу 1.40 часа. Сегодня мне нужно заехать в магазин. Когда мне выезжать? Сколько времени я могу провести в магазине?

11 слайд

12 слайд

Решите задачку.

Как при помощи одного действия и пяти единиц получить 100?

13 слайд

  • 111 - 11 = 100

14 слайд

Где можно обойтись без математики?

  • Вот строители, строят дом. Надо высчитать, сколько цемента, сколько кирпичей. Высоту, ширину. Проект составить.
  • Вот портниха собирается шить платье. Обмеривает человека, составляет выкройку. Нужна ей математика? Наверное…
  • В магазине считают полученный товар, выручку.
  • В банке считают деньги, имея дело с огромными суммами, с процентами.
  • Даже в музыке, в поэзии приходится считать – ритм, размер, восьмые, четвертные, ямбы, хореи.
  • Что уж говорить о таких сложных науках, как космос(ракеты, спутники), компьютерная техника, телевидение, радио! Конечно, ничего этого не изобрели бы без вычислений, без математики
  • То есть математика вся наша жизнь?

15 слайд

Задача на применение признака равенства треугольников на измерение расстояния между двумя недосягаемыми объектами .

Условие: Бригада по прокладке дорог должна сделать тоннель, но расстояние, которое нужно пробить через гору, не известно. Что должна предпринять бригада, чтобы узнать это расстояние, если известно расстояние от А до С и от В до С (рис. 1)?

Рисунок 1

Решение: Бригада не может проложить дорогу вокруг горы. Поэтому они предприняли небольшую хитрость: на месте входа в еще не прорубленный тоннель поставили человека – (А) и на месте выхода тоже – (В), сбоку горы поставили третьего человека – (С), образовался треугольник ABC. Человек А прокладывает прямую через точку С, и человек В тоже прокладывает прямую через точку С. Проведя прямые и поставив на них на определенном расстоянии еще двух людей – (D, E) так, что CD = AC, а СВ = ЕС .Угол ACB = ECD по свойству вертикальных углов, поэтому треугольник DEC равен треугольнику ABC. Теперь бригада соединяет отрезком на местности точки D и Е. Рабочим остается измерить расстояние от Е до D, которое будет равно искомому расстоянию от А до В.

16 слайд

Нужны ли знания по математике современному человеку?

Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.

Но с каждым годом у нас появляется всё больше и больше замечательных машин: сложных станков, различных автоматов. Для того чтобы хорошо работать на таких машинах, надо очень много знаний. Сейчас математика нужна не только ученому или инженеру, но и мастеру, и рабочему на заводе.

Однако ещё несколько десятков лет назад встречалось немало таких задач, решить которые было практически невозможно, хотя математики и знали, как их нужно решать. Бывало, что для решения одной единственной задачи десятки людей работали несколько лет. Вычисления шли медленно. Главные «инструменты» математика были те же, что во времена древних греков - собственная голова и чистый лист бумаги с карандашом.

И вот у математики появился новый могучий помощник, который называется электронно-вычислительной машиной. Существующие быстродействующие компьютеры работают в сотни тысяч раз быстрее человека.

Никогда ещё математика не была настолько всеобъемлющей и такой нужной людям наукой, как сегодня. О том, какой будет математика завтра, говорить трудно. Она развивается сейчас так стремительно, так часто делаются в ней новые открытия, что гадать о том, что будет, пожалуй, бесполезно. Одно можно сказать наверняка: завтра математика станет ещё могущественнее, ещё важнее и нужнее людям, чем сегодня.

Экология жизни.Как перестать проваливать дедлайны и прокрастинировать, научиться принимать важные решения и полюбить себя с помощью математики?

Как перестать проваливать дедлайны и прокрастинировать, научиться принимать важные решения и полюбить себя с помощью математики? Мы узнали ответ у автора недавно вышедшей в России книги «Думай как математик» и популярного курса на Coursera «Learning How to Learn» Барбары Оакли, доктора технических наук, инженера-консультанта и исследователя стволовых клеток мозга.

Если вы сильны в математике, вас намного сложнее одурачить

Я уже давно изучаю особенности человеческого мышления. Сейчас я работаю над книгой «Mindshift: How Ordinary and Extraordinary People Have Transformed Their Lives Through Learning - And You Can Too» («Смена мышления: как обучение изменило жизнь обычных и необычных людей - и вашу оно тоже изменит»). Она посвящена удивительным историям о людях, которые изменили свою жизнь и карьеру с помощью новых подходов к обучению.

Есть множество способов преодолеть страх перед естественными и точными науками. Выдающиеся ученые и гениальные умы, как правило, рано овладевают эффективными техниками обучения, потому что они начинают тренироваться практически с младенчества. На самом деле этими техниками обучения может овладеть любой человек в любом возрасте. Если бы раньше я не изучала иностранный язык, я бы и не подумала, что существуют специально структурированные практические приемы.

Когда вы идете в спортзал, вы занимаетесь на тренажерах, чтобы развить мускулатуру. Вы не думаете, что сможете накачать шикарный пресс, каждый день сидя на тротуаре. К математике можно применить тот же принцип. Она помогает развить невидимые мыслительные «мышцы», которые могут пригодиться вам в самых неожиданных областях. Например, если мне нужно нанять управляющего в магазин или разработать онлайн-курс, я скорее отдам предпочтение кандидату с развитым аналитическим мышлением. Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной.

Знание естественных наук предостерегает людей от «магического мышления»

Математика и другие науки могут помочь вам принять важное решение, которое повлияет на вашу жизнь; они же помогут вам справляться с повседневными трудностями. Знания в области математики и естественных наук предостерегают людей от «магического мышления». Когда дело касается зарплаты, иногда мне кажется, что деньги просто так возникнут из воздуха, и я получу все, что хочу, не прикладывая никаких усилий. Но этого не происходит. Деньги также не появятся в государственном бюджете магическим образом, хотя, конечно, государство часто заставляет нас верить в обратное. Естественно-научный бэкграунд просто делает нас умнее и позволяет отстраненно наблюдать за вещами. Например, мы все знаем, как важна хорошая экология, и понимаем, что нам стоит бороться за то, чтобы мир стал чистым и зеленым. Однако некоторые экологические инициативы, например электронные автомобили, на самом деле вредны для окружающей среды. Попросту говоря, людей, у которых нет никаких математических и естественно-научных знаний, намного проще одурачить, потому что они не умеют скептически смотреть на вещи.

Математики любят преподавать абстрактную математику, которая кажется оторванной от реальности, но на самом деле помогает овладеть навыками, которые можно легко перенести в разные сферы профессиональной деятельности. Изучать математику применительно к одной области, например бухгалтерскому делу, неэффективно, потому что это ограничивает гибкость вашего мышления и мешает применить новые знания и навыки в ином контексте. Это все равно что отказываться учить иностранный язык - тогда вы искусственным образом навсегда ограничиваете свое мышление в рамках одного языка. Если вы боитесь уравнений и формул и не знаете, как применить к ним воображение, попробуйте воспринимать их как стихи.

Уравнения - это лишь набор закодированных понятий; в них, как и в поэзии, присутствует глубинный смысл. Эйнштейн смог описать фотон с помощью воображения, а не с помощью математики.

Известно, что в математике он был не так уж силен и часто обращался за помощью к другим математикам, чтобы продолжить исследования. Зато фантазии ему было не занимать: он представлял себя летящим фотоном и думал о том, как его воспримет другой фотон. Воображение людей развито намного сильнее, чем они думают. Если вам кажется, что это не про вас, то подумайте вот о чем: если вам хватает воображения на то, чтобы любить и воспитывать своего ребенка, то вам хватит воображения и для того, чтобы создать чудесный новый мир.

Есть множество книг, которые помогут вам понять математику. Мои любимые - это «Простые вычисления» («Calculus Made Easy») Сильвануса Томпсона, «The World According to Wavelets: The Story of a Mathematical Technique in the Making» («Преобразование мира через вейвлеты: история развития математических методов») Барбары Берк Хаббард и трехтомное издание лекций по физике Ричарда Фейнмана. Все эти работы помогают познакомиться с математикой с разных сторон и объясняют, как она связана с реальностью.

Ваши успехи никак не связаны со степенью вашей гениальности

Я решила получить диплом инженера только в 26 лет. Это вызвало во мне много ненависти и доставило множество страданий в мой первый год; обнадеживали меня лишь редкие озарения. До того как я почувствовала, что «могу это сделать», прошло примерно полтора года. До этого я изучала русский язык, получила стипендию от службы вневойсковой подготовки офицеров запаса и степень бакалавра по славянским языкам и литературе. У меня был шанс стать экспертом в войсках связи, но я терпеть не могла математику и боялась ее.

Если вы тоже боитесь математики и естественных наук, вам следует знать, что ваш мозг постоянно выполняет сложные расчеты, просто вы об этом не подозреваете. Благодаря этому вы можете ловить мяч и объезжать дорожные ямы на автомобиле. Мы решаем уравнения и производим сложные расчеты бессознательно и не подозреваем, что решение нам уже известно, потому что у всех нас есть способности к математике и естественным наукам. Нам кажется, что математика более сложна, чем гуманитарные науки, лишь потому, что она закодирована в формулы и абстрактные понятия.

Я считаю, что существуют тысячи «правильных» способов обучения детей, поэтому не тяготею ни к какой конкретной школе или системе. Мы слишком часто подчеркиваем, что дети должны подходить к процессу обучения со страстью, хотя на самом деле процесс познания сам по себе должен пробуждать в них страсть. Образование должно культивировать в учениках креативность, любознательность и стремление к открытиям. Однако креативность должна быть подкреплена уверенными знаниями в определенном предмете. Если у вас в сознании нет обширного набора фактов, вряд ли вы сможете совершить творческое открытие. Хотя дети учатся в одной и той же школе в течение многих лет, их достижения не выравниваются, потому что успехи людей сильно зависят от их социального окружения и биологической предрасположенности. Но в действительности настойчивость значит гораздо больше, чем интеллект. Многие «середнячки» пошли намного дальше, чем очень одаренные люди.

Талантливые люди тоже сталкиваются с множеством вызовов: в детстве их обижают одноклассники, они начинают подавлять свои способности и ищут проблемы там, где их на самом деле нет. Талантливые люди гораздо чаще впадают в прокрастинацию, потому что в юности этот подход был действенным и, став взрослыми, они просто не могут перестроиться. Студенты постоянно соревнуются с более одаренными однокурсниками и пытаются их догнать, в результате они сильно ограничивают себя во времени, которое можно потратить на усвоение материала, и еще больше отстают. Нужно принять себя и свои особенности. Если вы чувствуете, что зашли в тупик, лучше спросите совета у компетентных людей. Перед этим попробуйте решить задачу самостоятельно, тогда вы лучше воспримете объяснения другого человека. В университете я злилась на своих преподавателей за то, что ничего не понимаю, хотя мне нужно было сделать всего лишь несколько самостоятельных шагов.

Я уверена, что глупые люди существуют! Я точно это знаю, потому что и сама время от времени бывала глупой. Все люди разные: некоторые студенты знакомятся с полезными техниками обучения и все равно предпочитают не использовать их. Это не значит, что они глупы, но мне жаль их, потому что они часто обманывают себя насчет того, на что они действительно способны. Нобелевский лауреат Ричард Фейнман любил рассказывать о своем IQ, равном 125, чтобы доказать, что успехи не зависят лишь от врожденной гениальности. Он достиг успеха именно с помощью упорных занятий физикой и математикой в течение многих лет.

Перестроить работу своего мозга не так сложно, как кажется

Мы мыслим в двух разных режимах: сфокусированном и рассеянном. Существует гипотеза, что это связано с тем, что позвоночным приходилось решать две важнейшие задачи одновременно: следить за передвижением врагов (рассеянный режим) и искать пищу (сосредоточенный режим). Если каждое из полушарий нацелено на определенный тип восприятия, шансы на выживание повышаются.

У людей левое полушарие связано со сфокусированным вниманием и специализируется на логическом мышлении; правое отвечает за обработку эмоций, рассеянное внимание и социальные коммуникации. Невозможно получить широкое представление об устройстве мира без участия правого полушария. Для успешного изучения наук и искусств необходимо чередование двух типов мышления. Все известные в истории науки озарения, будто нашептанные кем-то свыше, связаны именно с включением рассеянного режима мышления после долгого периода сосредоточенной работы. Представления о том, что у одних людей доминирует правое полушарие, а у других - левое, ошибочны. Мозг очень сложно устроен. Мы обманываем себя, когда пытаемся упростить его работу. Чудесная книга Майкла Андерсона «After Phrenology» («По стопам френологии») очень доходчиво объясняет читателю, почему модульный подход к пониманию работы мозга проблематичен.

Я не могу поверить в то, что студенты проводят около 16 лет в учебных заведениях, прежде чем получить степень бакалавра, но при этом у них нет ни одного курса по эффективному обучению. С другой стороны, курс по эффективному обучению в традиционной образовательной системе будет выглядеть примерно так: три недели будет затрачено на историю образования, еще три - на различные педагогические теории, еще три - на курс лекций о том, как учатся маленькие дети. Может быть, только в последние одну-две недели студенты смогут получить немного практических навыков. Так как большинство преподавателей не знакомы с неврологией, они не смогут ничего рассказать о таких жизненно важных вещах, как сфокусированный и рассеянный режим мышления или болевые центры мозга, которые заставляют нас прокрастинировать. Я думаю, современным студентам очень повезло, что у них есть доступ к таким книгам, как «Думай как математик», и таким курсам, как «Learning How to Learn» на Coursera. Информация, которая там дается, будет полезна для любого человека, который чему-то учится. Было бы здорово, если бы все эти подходы естественным образом встраивались в школьное и университетское образование. К счастью, это уже начинает происходить.

Все озарения, будто нашептанные кем-то свыше, связаны с включением рассеянного режима мышления после долгого периода сосредоточенной работы

Изменять университетские подходы к обучению - это все равно что переносить кладбище в другое место. Мы не можем ожидать этого от самих мертвецов. Я уверена, что университеты смогут измениться только в результате давления извне. Вот почему подрывная технология массового онлайн-обучения так важна. Это относится и к моему курсу «Learning How to Learn», отчасти дублирующему содержание книги «Думай как математик». Это самый популярный курс в мире, на него уже записались свыше миллиона слушателей только за последний год. И на то есть причина: он содержит мощные, полезные и эффективные идеи, подтвержденные научно. Так что теперь все перемены зависят от самих людей.

Многим студентам до сих неизвестно, что заметки на полях эффективнее простого подчеркивания в учебнике, а простое перечитывание не может заменить извлечения данных из памяти. Постоянное перечитывание конспектов или учебника дает иллюзию компетенции, хотя, если вы закроете книгу или тетрадь, вы поймете, что в вашем сознании ничего не осталось. Вместо этого регулярно проверяйте себя и воспроизводите в уме изученный материал.

Важно пояснить, что в школе дети необязательно учатся «неправильно». Другое дело, что одни методы обучения более эффективны, чем другие, а специализированные курсы помогают с ними познакомиться. Все люди отличаются друг от друга, главное - самостоятельно интегрировать эти подходы в свою собственную жизнь. Первый и самый важный шаг - просто перестать прокрастинировать, чтобы снизить уровень стресса, повысить эффективность обучения и освободить много времени для веселья и расслабления. Мы прокрастинируем, когда нам неприятно чем-то заниматься. Если вы боитесь математики, то сама мысль о ней для вас болезненна.

Если вам необходимо приступить к занятиям математикой, болевые центры в вашем мозге активизируются. Здесь важно уточнить, что после того, как вы начинаете заниматься, боль исчезает. Н

ужно вводить изменения постепенно. Если ваша главная проблема - прокрастинация, испытайте на себе «метод помидора»: включите таймер на 25 минут и сосредоточенно работайте. Это поможет вам сфокусировать свое внимание на короткий промежуток времени. В это время нельзя проверять социальные сети, говорить по телефону и искать что-то в интернете.

Секрет в том, что 25 минут - короткий промежуток времени, поэтому вы можете утешать себя тем, что скоро все закончится и вы сможете немного отдохнуть. Этот способ полезно подкреплять списками ключевых задач на день (5–10 пунктов) и на неделю (до 20 пунктов), чтобы отслеживать свой прогресс и не пропускать важные дела. Не забывайте «съедать лягушек поутру», то есть выполняйте самую важную и неприятную работу в начале дня. С изучением математики и естественных наук связано понятие, которое называется «эффект установки». Он связан с моментами, когда первоначальная идея или мысль препятствует поиску лучшей идеи или решения.

Очень часто этот первоначальный импульс приводит к неправильному результату. Когда вы долго бьетесь над заданием, именно этот барьер в вашем мышлении мешает вам найти верное решение. Я сама регулярно использую описанные в книге методы - например, постоянно пользуюсь «принципом помидора». Также, когда я читаю научную литературу, я постоянно отвожу взгляд и проверяю, что я могу вспомнить. Я думаю, что эти методы могут помочь и в изучении сложных абстрактных понятий, например философии. опубликовано



Похожие публикации