Изобретение печатного станка гутенберга. Биография

ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg) Иоганн (около 1400, Майнц - 3.2.1468, там же), немецкий изобретатель, создавший европейский способ книгопечатания, первый типограф Европы. Гутенберг происходил из рода майнцских патрициев Генсфлейш. Предположительно Гутенберг слушал лекции в университете города Эрфурт (1418-1420), с 1428 года жил в Страсбурге. Гутенбергу принадлежит заслуга разработки типографского процесса в целом. Большинство источников 15 века датирует начало книгопечатания 1440, но находками памятников печати того времени с именем Гутенберга эта версия не подтверждается. В 1450-е годы Гутенберг жил в Майнце, где завершил создание способа печатного набора, в котором использовал принцип, применявшийся при изготовлении печатей. Оттиски текста получались с формы, составленной из подвижных и заменяемых элементов - литер, отлитых из специального сплава на основе свинца с добавлением сурьмы и олова. На слитках вырезались (гравировались) выпуклые изображения букв, из которых набирался текст в зеркальном отображении. При печатании отображение получалось прямым. Сконструированный Гутенбергом словолитный ручной прибор обеспечивал стандартность литер и возможность их массового изготовления. Гутенберг разработал первый шрифт (гутенберговский), которым напечатаны «Сивидлина книга», а также примерно 24 учебника латинской этимологии, составленных римским грамматиком Донатом в 4 веке. Печатный набор позволил делать произвольное число идентичных оттисков текста. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографского сплава (гарта) и типографской краски. Известно, что Гутенберг совместно с майнцским бюргером И. Фустом владел типографией, в которой был напечатан тираж так называемой 42-строчной Библии, первого полнообъёмного печатного издания Европы (2 тома фолио, 1282 страницы). Издание, признанное шедевром ранней печати, в своих формальных элементах (рисунок шрифта, формат и т.д.) имитировало готические средневековые рукописные книги. Перепечаткой с неё была так называемая 36-строчная Библия, изданная, вероятно, в Бамберге в конце 1450-х годов. Гутенбергу приписывается издание «Католикона» - латинского толкового словаря, составленного Иоанном Бальбусом в 13 веке (Майнц, 1460). В соответствии с новейшими исследованиями эта книга напечатана не с набора, а из отлитых цельных строк. Кроме этих изданий, были выпущены книги малого объёма.

В 1455 году разлад Гутенберга с партнёром и судебный процесс привели к разделу и образованию двух конкурирующих типографий. Существует спорное мнение, что некоторые издания были изготовлены не Гутенбергом, а другим мастером, напечатавшим большую часть имевших рыночный спрос изданий; Гутенбергу приписывают лишь шедевры типографского искусства. Вследствие анонимности некоторых изданий возник так называемый гутенберговский вопрос, однако приоритет работ Гутенберга считается доказанным (1971). В 1959 (Лейпциг), 1968 (Майнц), 1986 (Париж) учреждены 3 ежегодные Международные гутенберговские премии: за выдающиеся достижения в искусстве и технике книгопечатания, за успехи в области книговедения.

Лит.: Люблинский В. С. Подвиг Гутенберга // Книга. Исследования и материалы. М., 1968. Сб. 16; Baudin F. L’effet Gutenberg. Р., 1994; Немировский Е. Л. И. Гутенберг. М., 2001.

Е. Л. Немировский, В. М. Володарский, Т. А. Васильчук.

Евгений Немировский

Тысячи исследований посвящены жизни и деятельности Иоганна Гутенберга и выпущенным им изданиям. Поэтому мы ограничимся лишь контурным и предельно лаконичным изложением биографических сведений.

Точной даты рождения Иоганна Гутенберга мы не знаем. В связи с этим называют самые разные годы - от 1394-го до 1406-го. Юбилей же издавна повелось отмечать на рубеже столетий. Шестисотлетний юбилей пришелся на 2000 год.

Будущий изобретатель родился в г. Майнце в богатой семье. Имя свое он получил по названию дома - Zum Gutenberg, которым издавна владели его предки. О детских и юношеских годах будущего изобретателя мы практически ничего не знаем. Начальное образование он, скорее всего, получил в школе при монастыре или церковном братстве. Недавно была выдвинута гипотеза о том, что в 1418-1420 годах Иоганн Гутенберг слушал лекции в Эрфуртском университете. По некоторым сведениям, в Эрфурте или в Эльтвилле могла жить семья Гутенберга, изгнанная из Майнца в 1411 году.

В 1430-1444 годах Иоганн Гутенберг жил в Страсбурге. Там он, видимо, и предпринял первые опыты книгопечатания. Косвенные упоминания об этом есть в материалах судебного процесса, который в 1439 году вели против Гутенберга братья Дритцен.

Примерно в 1447 году изобретатель возвращается в Майнц. Некоторые исследователи не исключают, что прежде он побывал во Франции - в Авиньоне. Архивные документы рассказывают о неких опытах «искусственного письма», которые здесь проводил выходец из Чехии Прокоп Вальдфогель. Другие историки отправляют Гутенберга в Голландию. Однако документальных подтверждений всех этих поездок не существует.

В Майнце была основана типография , в которой первоначально печатались сравнительно небольшие издания - календари, учебники латинской грамматики, индульгенции. Ни на одном из первопечатных изданий имени мастера не обнаружено. Поэтому различные ученые высказывают разные мнения о принадлежности этих изданий. Но все исследователи единодушно приписывают Иоганну Гутенбергу прекрасно напечатанную латинскую Библию , которую называют 42-строчной - по числу строк на полосе. Это замечательное издание, сохранившееся в 49 экземплярах и многих фрагментах, тщательно изучено исследователями-инкунабуловедами и неоднократно издавалось факсимильно. Два экземпляра 42-строчной Библии, вывезенных в послевоенные годы из Германии, в настоящее время находятся в Москве - в Российской государственной библиотеке и в Научной библиотеке Московского университета.

Чтобы напечатать Библию, Иоганн Гутенберг занял у богатого майнцского горожанина Иоганна Фуста 1600 гульденов, которые не сумел вовремя отдать. Состоялся судебный процесс, описанный в так называемом Хельмаспергеровском нотариальном акте, составленном 6 ноября 1455 года. Решение суда здесь изложено конспективно и допускает различные толкования. Некоторые исследователи утверждают, что Фуст отобрал у Гутенберга типографию и весь тираж 42-строчной Библии. После процесса в Майнце начинает работать типография, из которой 15 августа 1457 года выходит крупноформатная Псалтырь, в которой впервые появляются выходные сведения. Типографами здесь названы Иоганн Фуст и ученик Гутенберга Петер Шефер.

Изобретатель книгопечатания, судя по всему, сохранил за собой сравнительно небольшую полиграфическую мастерскую. Возможно, в 1458-1460 годах здесь была напечатана 36-строчная Библия, которую некоторые исследователи приписывают работавшему в Бамберге типографу Альбрехту Пфистеру. Библия эта сохранилась всего в 13 экземплярах.

Последним изданием Иоганна Гутенберга был «Католикон» - латинская грамматика и толковый словарь, составленные И.Бальбусом. В этом издании есть колофон, в котором указана дата печатания - 1460 год. Но имя типографа и здесь не названо. Полиграфическая техника этого издания характеризуется рядом особенностей, о чем мы расскажем ниже.

Последние годы жизни изобретатель книгопечатания провел в Майнце. В 1913 году на страницах одной из старопечатных книг была найдена запись о смерти Иоганна Гутенберга с указанием даты - 3 февраля 1468 года.

В чем же состоят заслуги Иоганна Гутенберга? Некоторые исследователи считают, что он изобрел ручной типографский станок и тем самым механизировал процесс получения красочных оттисков. Другие называют главным его изобретением словолитную форму - устройство для отливки типографских литер. Документально ни один из этих фактов не подтвержден. Но, видимо, в обоих утверждениях есть доля истины.

Одной из основных составляющих великого изобретения Иоганна Гутенберга был способ множественного воспроизведения типографских шрифтов. Первым этапом на пути осуществления такого воспроизведения было гравирование рельефного выпуклого и зеркального изображения шрифтового знака на торце металлического бруска с прямоугольным сечением. В качестве материала для такого бруска в XVI столетии стали использовать сталь. В русской технической литературе брусок получил название «пуансона» или «пунсон» - (от франц. Poincon). Немецкие полиграфисты в этом случае используют термины Schriftstempel или Schriftpraegestempel, а английские - letter punch.

При вдавливании пуансона в более мягкую металлическую пластину получалось углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такой металлический брусок сейчас называется матрицей. Близкие по звучанию термины используются и в других языках - в немецком - Matrize, во французском - matrice, в английском - matrix. Матрица служит в качестве формы для отливки типографских литер. Очевидно, что с помощью одного пуансона можно выдавить большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы - отлить множество одинаковых литер.

Указанный способ появился в монетном производстве, где издавна применялись металлические штемпели. Живя в Страсбурге, Иоганн Гутенберг сотрудничал с золотых дел мастером Гансом Дюнне, который выполнял для него работы, относящиеся к печатанию (Trucken). Сохранились документы, свидетельствующие о том, что тот же Дюнне в 1421 и 1427 годах изготовлял штампы для монетного двора.

Для изготовления матриц необходимо было подобрать металл, который бы, с одной стороны, легко поддавался тиснению, а с другой - не размягчался при заливке в него расплавленного металла, из которого изготавливались типографские литеры. Таким материалом издавна служила медь, и именно из нее были выполнены старейшие из сохранившихся до наших дней матриц, которые относят к началу XVI века. Эти матрицы хранятся в музее фирмы «Иоганн Энсхеде и сыновья» в голландском городе Харлеме. Матрицы изготовлены с помощью пуансонов, которые выгравировал мастер Хенрик Питерзон из Роттердама.

А теперь перечислим составные части полиграфического процесса, созданного Иоганном Гутенбергом.

  1. Словолитный процесс - изготовление одинаковых литер в большом количестве.
  2. Наборный процесс - изготовление печатной формы, составленной из отдельных, заранее отлитых литер.
  3. Печатный процесс - множественное изготовление красочных оттисков, получаемых с наборной формы.

Чтобы воплотить в жизнь данные процессы, необходимо было предварительно решить ряд инженерных и технологических проблем. Словолитный процесс можно было осуществить, создав надежный словолитный инструмент и подобрав составляющие для легкоплавкого сплава. Для наборного процесса нужны были относительно несложные инструменты - так называемые кассы для хранения литер и верстатки для их набора. Наконец, печатный процесс нуждался в механизации, ибо осуществить его вручную было сложно и долго. С этой целью Гутенберг сконструировал типографский станок.

Таким образом, изобретение немецкого мастера было многоаспектно, оно вобрало в себя несколько новаторских предложений. Хотя отдельные части полиграфического процесса были известны и до Гутенберга, это ни в коей мере не умаляет заслуг великого немца. Но исследователю, изучающему историю техники, надлежит разобраться в том, когда возникли материально-технические основы книгопечатания и какой путь они прошли.

Первые опыты книгопечатания были предприняты Иоганном Гутенбергом, видимо, еще в Страсбурге - незадолго до процесса с братьями Дритценами. В документации процесса упоминался «пресс», который изготовил столяр Конрад Заспах, и некие «четыре предмета» , судьба которых волновала Гутенберга. Ювелир Ганс Дюнне показал, что он заработал у Гутенберга сто гульденов на том, что, по его словам, «относилось к печатанию».

Исследователи толковали эти факты по-разному.

Прежде историки полагали, что Гутенберг первоначально печатал с цельных деревянных досок и лишь затем додумался распиливать их на отдельные литеры. Гутенбергу приписывали цельногравированные формы, которые хранятся в Парижской национальной библиотеке.

Даниель Шпеклин, умерший в 1589 году, в своей страсбургской хронике объявил изобретателем книгопечатания работавшего в Страсбурге Иоганна Ментелина, а Иоганна Гутенберга назвал его слугой, укравшим изобретение. Шпеклин утверждал, что первоначально литеры изготовляли из дерева. Более того, он писал, что сам видел и первый станок , и такие литеры, которые «были вырезаны из дерева целыми словами или слогами и имели отверстия, чтобы собирать их вместе, нанизывая один за другим на прочный шнурок с помощью иглы».

Есть упоминания и о деревянных литерах, которые ранее находились в Майнце. Считалось, что и они были изготовлены самим изобретателем книгопечатания. Эти литеры были найдены в самом начале XVII столетия в доме в районе Киршгартен, ранее принадлежавшем типографу Фридриху Хауманну родом из Нюрнберга. Рассказывали, что Хауманн в 1508 году приобрел типографские материалы Иоганна Гутенберга, а в 1604 году майнцский печатник Альбинус показывал эти литеры историку Серариусу. Лет сто спустя эти литеры видел историк Пауль Патер, который утверждал, что они происходят из типографии Иоганна Фуста. Сегодняшнее их местонахождение неизвестно, поэтому проверить справедливость приведенных выше сведений невозможно.

Пропали и деревянные литеры, которые в 1781 году майнцский типограф Иоганн Иозеф Алеф подарил жившему по соседству профессору Францу Иозефу Бодману. Литеры долго лежали на письменном столе Бодмана, а после его смерти исчезли. Видевшие их люди рассказывали историку книгопечатания Карлу Шаабу, что они были сделаны из вишневого дерева и имели отверстия для нанизывания их на проволоку или шнурок. Эти данные совпадают с теми, что были приведены в хронике Шпеклина. Быть может, в этом есть какая-то доля правды, однако Бодман известен как фальсификатор старых документов.

Со временем появились и другие гипотезы о первых опытах Иоганна Гутенберга. Так, член известной семьи харлемских типографов и словолитцев Шарль Энсхеде полагал, что стальные пуансоны - изобретение Петера Шеффера. Получить рельефное изображение на медных матрицах можно с помощью очень твердых пуансонов, а по мнению Энсхеде, Иоганн Гутенберг этого делать не умел и использовал пуансоны из меди, а матрицы - из мягкого свинца. С помощью таких матриц литеры отливались высотой не более чем два миллиметра, после чего в результате дополнительного литейного процесса к ним отливали ножки обычного для литер размера. Эта фантастическая реконструкция первопечатной технологии была с воодушевлением воспринята известным гутенберговедом Готтфридом Цедлером, который на ее основе объяснял очевидное несовершенство первого приписываемого Гутенбергу шрифта DK на его ранних стадиях. По словам Цедлера, правильность этих построений была подтверждена практическими опытами, которые он провел в словолитне Бауера во Франкфурте-на-Майне.

Другой историк книгопечатания, Карл Фаульман, полагал, что Гутенберг первоначально применял не металлические, а деревянные пуансоны. Именно этим он и объяснял различное начертание одноименных литер в 36-строчной Библии , которая, как он считал, была напечатана раньше, чем 42-строчная. Фаульман переснял четыре строки из 36-строчной Библии и сильно увеличил их. На снимке, который он поместил в книге «Изобретение книгопечатания по новейшим исследованиям», действительно очень наглядно видна разница в начертании букв. Но Гутенберг делал это сознательно, имитируя рукописные тексты. Именно это лежит в основе его шрифтовой системы, о которой речь пойдет дальше. Одноименные литеры отличаются друг от друга и в 42-строчной Библии, но Фаульман этого не замечал, так как считал, что шрифт этого издания отлит с матриц, оттиснутых металлическими пуансонами.

Более того, Фаульман допускал, что 36-строчная Библия напечатана деревянными литерами. Энсхеде такую возможность отрицал: он выгравировал на деревянных брусках алфавитные знаки и составил из них строку; буквы на оттиске не держали линии строки - они «гуляли» вперед и назад, вверх и вниз. Чтобы доказать неверность доводов Энсхеде, Фаульман поручил венскому граверу Гюнтеру выгравировать комплект деревянных литер, копирующих шрифт 36-строчной Библии. Работа была выполнена с завидным мастерством, и на оттиске, изготовленном с набора деревянных литер, буквы отлично держали строку. Однако Фаульман не учел, что если бы 36-строчную Библию печатали быстро изнашивающимися деревянными литерами, то ее типографу не хватило бы целой жизни, чтобы выгравировать такой шрифт.

Впоследствии Цедлер выдвинул другую гипотезу. Реконструируя технику изготовления первых голландских изданий, которые, как он считал, вышли из типографии Лауренса Костера, он предположил, что эти издания были напечатаны шрифтом, полученным методом литья в опоки . Цедлер полагал, что Костер будто бы делал из дерева литеры, которые впоследствии использовались в качестве моделей при формовке.

Густав Мори, который в 1921 году выпустил небольшую книгу «Что изобрел Гутенберг?», считал, что в Страсбурге использовалась аналогичная техника. «Четыре предмета», упоминаемые в страсбургской документации, по его мнению, представляли собой опоку, состоявшую из двух рам с винтами для их крепления и с литником, а также из двух металлических пластин, которыми сверху и снизу прикрывались рамы. Опоку набивали формовочной смесью из тонко измельченного песка и золы, предварительно поместив в нее деревянные модели литер. Затем рамы раскрывали и удаляли модели. Опоку фиксировали с помощью несложного винтового приспособления (это и был пресс Заспаха) и заливали расплавленный металл через литник.

Современные исследователи, в том числе Фридрих Адольф Шмидт-Кюнземюллер, отвергают возможность литья шрифта в опоки. Ученый считает, что страсбургские опыты не были связаны с книгопечатанием и что Гутенберг начинал в Майнце с литья литер в словолитную форму. «Истоки изобретения, - говорит Шмидт-Кюнземюллер, - нужно искать не в ксилографии, а в литейном производстве, с основами которого Иоганн Гутенберг был хорошо знаком». Нам это мнение представляется излишне категоричным. Техническая идея очень редко высказывается изначально в той форме, в которой она получает признание в дальнейшем. Но тот факт, что самые ранние издания Иоганна Гутенберга напечатаны металлическими литерами, полученными путем литья в матрицы, как нам кажется, сомнению не подлежит.

Изюминкой изобретения Иоганна Гутенберга, его главной составляющей многие исследователи считают разработанную им технологию изготовления типографского шрифта. Работа эта была очень трудоемкой, ведь изготовлять пуансоны и матрицы приходилось для очень большого количества знаков, во много раз превышающего число знаков латинского алфавита. Изобретатель изготовлял каждый алфавитный знак во множестве вариантов. Его целью было как можно точнее имитировать рукописные тексты, чтобы печатная книга походила на рукопись. При этом количество пуансонов - а значит, и матриц - приближалось к тысяче. Об этом сохранилось более позднее, но весьма наглядное свидетельство. Работавший в Падуе мастер Леонгард Ахатес (Агтштайн) из Базеля писал в послесловии к одной из своих книг, вышедшей в 1473 году, что он выгравировал тысячи пуансонов, и сравнивал себя с древнегреческим скульптором Фидием, резавшим по слоновой кости.

Какой же металл или сплав использовал Иоганн Гутенберг для отливки литер? Исследователь Алоиз Руппель полагал, что это был сплав, состоявший из 70% свинца, 25% олова и 5% сурьмы. (Таков же состав и современного типографского сплава - гарта. Свинец расплавляется при температуре 327 о С. Олово более легкоплавко - оно становится жидким при 232 о С.) Однако скорее всего Гутенберг отливал шрифт из чистого олова.

Самое раннее известное нам упоминание о типографском металле относится к 1474 году. В одной из книг Иоганна Цайнера - типографа, работавшего в городе Ульме, - сказано, что она отпечатана при помощи stagnis characteribus, то есть оловянных литер. В описи 1499 года севильской типографии Мейнгарда Унгута упомянуто «150 фунтов олова для литья литер». В стихотворении Ганса Сакса, датированного 158 годом, речь идет о сплаве уже, включавшем олово, свинец и висмут. Но на московском Печатном Дворе шрифт отливали из чистого олова вплоть до XVII века.

Старейшие типографские литеры, сохранившиеся до наших дней, были найдены в 1878 году в Саоне (Франция) неподалеку от города Лиона. Сейчас они находятся в Парижской Национальной библиотеке. Эти литеры были отлиты около 1479 года. Однако нам неизвестно, проводился ли химический анализ этих литер.

Первое техническое описание процесса отливки литер, а также сведения о составе типографского сплава имеются в труде итальянского инженера Вануччо Бирингуччо «О пиротехнике», изданном в 1540 году в Венеции. О процессе тиснения матриц Бирингуччо пишет: «Буквы выдавливаются в куске меди с помощью стального штампа». Словолитную форму он описывает следующими словами: «Точно обработанный словолитный инструмент изготовляют из бронзы или из латуни. Он состоит из двух частей, подогнанных друг к другу таким образом, чтобы получить нужную высоту и ширину шрифта. Внутри форма сделана таким образом, чтобы в нее можно было вставлять матрицу». Бирингуччо сообщает и о составе типографского сплава: «3/4 высококачественного олова, 1/8 свинца и 1/8 сурьмы».

Пуансоны и матрицы, словолитная форма и состав типографского сплава, конструктивные и технологические приемы создания которых были найдены в XV веке, в течение многих десятилетий принципиально не изменялись. Они служили человечеству не менее 400 лет - до тех пор пока в середине XIX века в практику полиграфического производства не вошли шрифтолитейные машины.

«Словолитная форма - ядро изобретения», - в этих словах Шмидта-Кюнземюллера есть значительная доля истины. Действительно, без несложного приспособления для множественного воспроизведения литер книгопечатание не стало бы мощным средством распространения знаний. Для того чтобы процесс печати стал относительно дешевым, нужно было найти способ размножения типографских литер.

Трудно сказать, какой была словолитная форма, применявшаяся Иоганном Гутенбергом. Никаких сведений об этом не сохранилось. Можно лишь реконструировать принцип действия такой формы. В самом простом случае это были две Г-образные детали 1 и 2 (риc. 1), составленные таким образом, что между ними возникала полость 3. Снизу полость закрывали матрицей 4 с прямым углубленным изображением шрифтового знака. Чтобы получить литеру, сверху в отверстие полости нужно было залить расплавленный металл.

Для воплощения в жизнь данной схемы необходимо было найти практичные инженерные решения для ряда задач. Г-образные детали должны плотно прилегать друг к другу. Кроме того, они должны иметь возможность смещаться относительно друг друга для получения литер разной ширины. Необходимо было также разработать способ точного фиксирования матрицы, чтобы очко будущей литеры не сдвигалось относительно линии строки.

Первое изображение словолитной формы запечатлено на гравюре 1568 года Иоста Аммана «Словолитец» из книги «Подлинное состояние всех состояний на земле». В этом альбоме талантливые гравюры сопровождаются непритязательными стихами Ганса Сакса. Под гравюрой, изображающей словолитца и озаглавленной «Der Schrifftgiesser», написано:

Я отливаю шрифт для типографии Из висмута, олова и свинца, Который я могу точно юстировать, Приводить буквы в порядок - Латинского и немецкого начертания, А также те, что встречаются В греческом языке С версалиями, точками и штрихами, Чтобы употреблять их в печатании.

«Словолитец» Иост Амман изображен в тот момент, когда он зачерпнул ложкой расплавленный металл из котла и заливает его в форму в виде небольшой усеченной пирамиды, лежащей на ладони левой руки мастера. Правда, эта гравюра едва ли претендует на техническую достоверность.

По словам Вануччо Бирингуччо, «словолитный инструмент изготовляют из бронзы или из латуни. Он состоит из двух частей, подогнанных друг к другу таким образом, чтобы получить нужную величину высоты и ширины шрифта. Внутри форма сделана таким образом, чтобы в нее можно было вставлять матрицу».

Первое технически грамотное описание словолитной формы, сопровожденное чертежами , мы находим в книге английского технолога Джозефа Моксона (Joseph Moxon, 1627-1700) «Механические упражнения, или Учение о ремеслах», изданной в Лондоне в 1683 году. Второй том этого обильно иллюстрированного чертежами и схемами труда посвящен типографскому делу. Книга увидела свет почти через 250 лет после изобретения Иоганна Гутенберга. Но известно, что ремесленная техника феодального способа производства в течение столетий оставалась неизменной. Поэтому можно предположить, что с середины XV и до конца XVII века словолитная форма мало изменилась.

Согласно Моксону, словолитная форма составлялась из двух металлических деталей сложной формы - нижней и верхней. Деревянная рубашка b, прикрепленная к деталям, позволяла словолитцу держать форму в руках в момент заливки в нее расплавленного металла. Нижнюю и верхнюю части формы складывали таким образом, чтобы выступы c входили в пазы g. При этом скошенные плоскости d и e образовывали пирамидообразный литник, а между плоскостями a возникала рабочая полость. К отверстию в нижней части полости прижимали матрицу fg с углубленным рельефным изображением E шрифтового знака. Матрица фиксировалась плоскостями i,i формы. Точное положение очка обеспечивала юстировочная игла h, крепившаяся на поводке. Иглу вставляли в отверстие в задней плоскости матрицы.

Старейшее известное нам изображение типографии помещено на гравюре, иллюстрирующей французское стихотворение на популярную в средневековой словесности и изобразительном искусстве тему «Танец смерти». Гравюра находится в книге, которую издал в Лионе в 1499-м или 1500 году типограф Маттиас Гусс. На гравюре изображена установленная с наклоном наборная касса - ящик, разделенный перегородками на множество отделений по числу шрифтовых знаков. К одной из стенок кассы прикреплен тенакль - держалка для листа рукописи, которая служит оригиналом для набора. Наборщик держит в левой руке верстатку - плоский ящичек с двумя стенками. Третья стенка изображена подвижной - ее устанавливали по формату строки. Наборщик правой рукой брал литеры из кассы и ставил их в верстатку. Одновременно осуществлялась выключка строки с помощью пробельного материала - шпаций, размещаемых в межсловных промежутках.

Примерно такой инструментарий был и в типографии Иоганна Гутенберга. Быть может, он использовал верстатку, рассчитанную на набор сразу двух колонок текста (его Библии были двухколоночными изданиями). Подобная верстатка изображена на одной из гравюр в книге Джозефа Моксона. На той же гравюре видна плоская доска с бортиками, на которую последовательно выставлялись составленные из отдельных литер шрифтовые строки. Корректуру осуществляли с помощью шила, которым накалывали и извлекали ошибочно вставленные в набор литеры. Для формирования полос и их заключки служила рама, расположенная на столе с наклонной верхней крышкой.

Напомним, что время в феодальном обществе шло медленно. Некогда найденные технические решения оставались неизменными на протяжении многих десятилетий. Поэтому у нас есть все основания предположить, что в типографии Иоганна Гутенберга использовался тот же наборный инструментарий, который мы видим на гравюре 1499 года и на рисунках из книги Моксона.

В латинском алфавите около 25 строчных и столько же прописных букв. Добавим к этому ограниченное число знаков препинания - получим 60, пусть даже 70 разноименных литер. Между тем в изданиях Иоганна Гутенберга можно встретить от 150 до 300 шрифтовых знаков. Дело в том, что изобретатель, как многие первопечатники из разных стран, в том числе и русские, старался во всем следовать рукописной практике. Чтобы печатная книга была похожа на рукописную, в рисунках шрифта необходимо было воспроизвести хотя бы простейшие каллиграфические приемы писцов, стремившихся нарушить однообразие текстовой полосы.

Характерной особенностью готических почерков были ромбовидные окончания вертикальных штрихов литер. При написании букв в строке для более цельного восприятия письма каллиграфы сглаживали остроконечные выступы с той стороны литеры, которая примыкала к соседней, имеющей такие же выступы. Чтобы передать эту особенность средневекового письма, Гутенбергу пришлось отливать почти каждую литеру во множестве вариантов.

К рукописной практике восходили и литеры с надстрочными знаками сокращения, соответствующие славянским буквам «под титлами». Сокращения в большинстве случаев обозначались горизонтальной или чуть волнистой чертой, а также одним или двумя ромбами или «ноликом», размещенными над литерами. Были и специальные знаки для сокращенного обозначения окончаний слов.

Кроме того, у Гутенберга были многочисленные лигатуры - слитные обозначения двух алфавитных знаков, отлитых на одной ножке.

Иоганн Гутенберг умело использовал в наборе одноименные литеры различного начертания. Для этого существовали неписаные правила, о которых изобретатель всегда помнил. Литеры с надстрочными знаками сокращений и лигатуры облегчали выключку строк, то есть приведение их к одной длине. Выключка в крупных изданиях Иоганна Гутенберга безукоризненна. Механизм выключки, которая могла осуществляться и путем изменения ширины межсловных пробелов, в этом случае прост. Допустим, в строке, длина которой превышена, было слово «est». В этом случае Гутенберг заменял его на букву «e» с надстрочным знаком сокращения, уменьшая тем самым длину строки на две литеры.

Благодаря такой системе набора Гутенбергу удалось создать оптимальное с эстетической точки зрения расположение полос в его книгах, которые и сегодня оставляют незабываемое впечатление.

Скажем несколько слов об особенностях набора «Католикона» (1560 год). Это издание, если говорить о его полиграфическом исполнении, значительно отличается от всех других первопечатных изданий. Американский исследователь Пол Нидхем, изучивший «Католикон», выдвинул в 1982 году совершенно сенсационную гипотезу. По его мнению, «Католикон» напечатан не с помощью подвижного шрифта - его полосы составлены из цельных двойных строк, собранных в колонки и в страницы.

Надо сказать, что и Готтфрид Цедлер, и Адольф Шмидт отмечали, что двойные строки играют в «Католиконе» совершенно особую роль. В старопечатных, да и в новых изданиях нередко можно встретить перевернутые, поставленные «вверх ногами» литеры. В «Католиконе» таких литер нет. Но зато Цедлер обнаружил в первой колонке лицевой стороны листа 131 целых две перевернутые строки. При этом строки поменялись местами: сверху оказалась строка 36, а снизу - 35. В других экземплярах эти строки стояли правильно, хотя оттиск, вне всякого сомнения, был произведен с того же набора.

В конце лицевой полосы листа 189 было оставлено 12 пустых строк. Типограф заполнил их не пробельным материалом, а набором, который при печати не был набит краской. Строки 13, 14, 11, 12, 9, 10 набора колофона с листа 372 дали так называемый слепой оттиск. Легко заметить, что все они парные - «нечетная-четная строка».

Любопытно, что при печатании 189-го листа книги уже существовал набор ее последнего листа. В случае набора подвижным шрифтом такого, как правило, не бывает: набор и печать осуществляют параллельно, с тем чтобы использовать минимальное количество шрифта. Набранные полосы, после того как они отпечатаны, разбираются, шрифт раскладывается по отделениям кассы и используется вторично.

Американский исследователь, изучив многие экземпляры «Католикона», обнаружил и новые примеры особой роли, которую играют в этом издании комбинации нечетных и четных строк. В экземпляре «Католикона», хранящемся в библиотеке святой Женевьевы в Париже, на оборотной стороне 284-го листа строки 5-6 и 7-8 поменялись местами. При этом также были ошибочно переставлены две строки - нечетная и четная. В экземпляре из Шантийи на оборотной стороне листа 131 поменялись местами строки 13-14 и 53-54. Ошибка, видимо, произошла по той причине, что строки 13 и 53 начинаются близкими по написанию словами. При наборе текста отдельными литерами такая ошибка невозможна. Во второй колонке оборотной стороны листа 5 и во второй колонке на лицевой стороне листа 38 экземпляра из собрания Пирпонта Моргана исследователь П.Нидхем заметил сдвиг некоторых строк по сравнению с остальными. Выключки строк типограф «Католикона» не делал. Все строки здесь разной длины. Так вот, на обороте листа 5 две строки (снова две!) - 51 и 52 - сдвинуты вправо, а на листе 38 строки 7 и 8 сдвинуты влево. Нидхем также обнаружил несколько случаев нового набора, и в каждом из них переливались сразу две строки.

Немецкий историк полиграфической техники Клаус В. Герхардт предположил, что Иоганн Гутенберг, печатая «Католикон», для отливки двойных строк использовал технику бумажного матрицирования, хотя прежде считалось, что этот способ появился лишь в XIX столетии.

Оттиски с печатной формы, набитой краской, умели получать и до Гутенберга. Для этого на форму накладывали лист бумаги и притирали его ребром ладони или планкой-рейбером. Гутенберг впервые механизировал этот процесс, построив типографский (или печатный) стан. Как он выглядел, сейчас трудно сказать. Правда, в предвоенные годы в Немецком музее книги и шрифта в Лейпциге был выставлен стан Гутенберга, частично реконструированный, а частично, как утверждалось, подлинный. История стана такова. В свое время аббат Иоганн Тритемий (1462-1516) утверждал, что Иоганн Гутенберг жил в доме «Zum Jungen». Потомки своеобразно почтили память великого изобретателя: в XIX веке в доме открыли пивную, которая называлась «У Гутенберга». 22 мая 1856 года владелец пивной Бальтазар Борзнер, раскапывая земляной пол в подвале, примерно в 5 метрах от уровня мостовой обнаружил древнеримские монеты, осколки керамики, печные изразцы и несколько дубовых балок. На одной из них сохранилась резная надпись: J MCDXLI G. Надпись расшифровали как инициалы Иоганна Гутенберга и указание на 1441 год. Сами же балки сочли за части типографского станка.

Дрезденский коллекционер Генрих Клемм (1819-1885) в скором времени приобрел находку за немалую сумму. По его заказу отсутствовавшие детали стана были восполнены. Впоследствии, когда коллекция Клемма легла в основу Немецкого музея книги и шрифта, открытого в июле 1885 года, в экспозицию вошел и станок . Это сравнительно небольшое сооружение в виде стола, по сторонам которого вертикально установлены массивные дубовые балки. Между ними горизонтальная перекладина с упомянутой выше надписью и с отверстием для винта, на котором укреплена колоколообразная деталь с рычагом для поворачивания винта. Непосредственно на этой детали - доска для прижимания листа к наборной форме, установленной на столе.

Стан в таком виде работать не может, ибо доска должна быть подсоединена к винту подвижно, так как при вращении винта она также должна вращаться, а этому мешают вертикальные балки.

Стан был реконструирован без учета принципов его работы. Но дело даже не в этом. В XV веке число 400 изображалось римскими цифрами не так, как это делается теперь (CD), а следующим образом: СССС. Да и имя Иоганн тогда писали не с буквы «J», а с «I». К тому же 1441 году Гутенберг жил не в Майнце, а в Страсбурге. Получалось, что книгопечатание в целом и типографский стан в частности были изобретены не в Майнце. Да и как мог этот стан оказаться в подвале указанного дома? Вряд ли можно предположить, что Гутенберг привез с собой станок из Страсбурга, ибо столь несложную конструкцию он мог соорудить и на месте. Поэтому всю историю с находкой частей стана сочли одной из фальсификаций, столь часто встречающихся в гутенберговедении.

Какая же задача стояла перед Гутенбергом, когда он собирался механизировать печатный процесс? Чтобы получить оттиск с наборной формы, ее прежде всего следует покрыть краской. Далее нужно аккуратно наложить чистый лист бумаги на набор. Затем лист необходимо плотно и, что особенно важно, равномерно прижать к форме. И наконец, нужно снять готовый оттиск с набора. Судя по всему, большинство операций Гутенберг осуществлял вручную, а механизировано было лишь получение оттиска, происходившее под большим давлением.

По подсчетам специалистов, удельное давление в этом случае должно быть равно 8,2 кг/см 2 . Суммарное же давление при печати, например, 42-строчной Библии, главного издания Гутенберга, можно определить по формуле:

Q = pF, где p - удельное давление, а F - площадь формы.

Подставляя соответствующие значения для 42-строчной Библии, получим:

Q = 8,2×19,9×29,0 = 4 518,2 кг.

Получить давление в четыре с половиной тонны, вручную прижимая доской лист к набору, невозможно. Печатный стан Иоганна Гутенберга позволял это сделать, сравнительно несильно нажимая на рычаг, приводящий во вращение нажимной винт. Это было большим достижением, ибо значительно сокращало время рабочего процесса и снижало его трудоемкость.

Задумываясь над тем, как механизировать операцию получения печатного оттиска, Гутенберг в качестве первоосновы мог использовать уже существовавшие к тому времени механизмы для создания давления между двумя горизонтальными плоскостями. Первый из таких механизмов - пресс, который применялся в виноделии. Виноград укладывали на столе со стоком, под которым ставили бочку. По бокам стола были расположены две массивные вертикальные балки, в пазах которых была подвижно установлена горизонтальная доска. Давление создавалось с помощью винтового шпинделя, ходившего в гайке, закрепленной в горизонтальной перекладине между двумя вертикальными балками. Шпиндель вращался с помощью прикрепленного к нему колеса, которое приводилось в движение веревкой, наматываемой на ворот.

Аналогичную конструкцию имел пресс для обжимки влажных стоп бумаги в бумагоделательном производстве. Стопу помещали на горизонтальную перекладину, закрепленную между вертикальными балками. Прижим осуществлялся подвижной горизонтальной доской, приводимой в движение нажимным винтом. Винт вращался рычагом, вставленным в отверстие в буксе. Винт можно было фиксировать в определенном положении с помощью храпового механизма.

Ни в виноделии, ни в бумагоделательном производстве не ставилась задача обеспечить механический подъем нажимной доски после прессования. Строго параллельное расположение доски по отношению к поверхности стола в этих случаях не требовалась. Решить эти задачи предстояло Иоганну Гутенбергу при сооружении типографского станка.

Строгую параллельность горизонтальных плоскостей вряд ли можно было обеспечить техническими средствами XV столетия. Европейский изобретатель книгопечатания решил пойти по другому пути. Равномерность натиска по всей поверхности печатной формы он обеспечил с помощью мягкого материала - ткани или пергамена, - помещенного между нажимной плитой и листом бумаги, лежащим на смазанной краской форме. Материал как бы скрадывал непараллельность плоскостей и их неровности. Такой материал впоследствии получил название декеля.

Накладывать лист и декель на форму, находящуюся под нажимной плитой, и наносить в этом положении краску на форму неудобно. Значит, нужно было создать устройство, которое могло бы перемещать форму под плиту и обратно. Для этого форму устанавливали не прямо на стол, а на подвижную каретку. Такие каретки можно увидеть на гравюре 1499 года и на изображениях печатного станка начала XVI века.

Наконец, нужно было придумать механизм, который обеспечил бы точное наложение листа на наборную форму. Открытая каретка, снабженная механизмом для наложения листов, впервые изображена на гравюре из «Швейцарской хроники», напечатанной в Цюрихе в 1548 году Христофором Фрошауером. На этой гравюре мастер набивает двумя кожаными подушечками краску на печатную форму, помещенную в каретке, к которой шарнирно прикреплена рама с натянутым на нее декелем. Второй рабочий снимает с этой рамы уже отпечатанный лист. В дальнейшем на его место будет положен чистый лист бумаги. К декельной раме, опять-таки на шарнирах, прикреплена рама, предохраняющая поля оттиска от попадания на них краски. Раму эту удерживает в нужном положении прикрепленный к ее нижней части выступ, упирающийся в стол типографского станка. На гравюре Иоста Аммана (1568) для этой цели служит круглая в сечении палка, установленная на полу типографии.

Существовал ли механизм для наложения листов в станах, стоявших в типографии Иоганна Гутенберга? Думается, что существовал, - и вот почему. Для точности наложения листа на декельной рамке устанавливали иголки, на которые накалывали лист. Такие иголки, а также отверстия, образуемые ими в бумажном листе, называют пунктурами. В изданиях Иоганна Гутенберга, в том числе в 42-строчной Библии, эти пунктуры уже присутствуют. Неодинаковое количество пунктиров на разных гравюрах позволяет гутенберговедам определить количество типографских станков, установленных в мастерской Гутенберга.

В начале XVI века изображения печатного стана встречаются на издательских марках типографов Иоста Бадия Асцензия (1509), Петруса Цезаря (1510), Якоба де Бреда (1515), Дирка ван ден Барне (1512), Олдржиха Веленского (1519). На всех этих гравюрах изображена рукоятка для перемещения каретки под нажимную плиту и обратно. Типографские станы в эти годы рисуют великие художники Лукас Кранах (1520) и Альбрехт Дюрер (1525). Однако требовать от этих гравюр технической достоверности не приходится.

Первое технически грамотное описание ручного типографского стана, сопровожденное гравюрой (рис. 2), дал в своей книге архитектор итальянского города Падуи Витторио Цонка (1568-1602), посвященной различным механическим устройствам. Книга увидела свет в 1607 году. Вот как описывает Цонка конструкцию стана: «Винт A должен быть отлит из меди, ибо тогда он лучше и чище. Его можно сделать и из железа, но это не так хорошо; он должен иметь четырехгранную (винтовую. - Е.Н.) нарезку. Винт входит в гайку (на гравюре она не видна. - Е.Н.), также сделанную из металла, и она не выпускает винт за поперечину (горизонтальную поперечную балку. - Е.Н.). Нажимная плита также отливается из цветного металла, чтобы быть гладкой, ибо она должна ровно нажимать на шрифт. Из железа она будет хуже, ибо с помощью молота ее трудно сделать такой ровной… Если же хотят сделать нажимную плиту из дерева, то надо взять оливковую древесину. Внизу на винте висит четырехгранная железная букса D, которая с помощью шнуров поднимает нажимную плиту вверх. Эта букса имеет четырехугольную форму для того, чтобы винт лучше нажимал своей конической (лишенной нарезки. - Е.Н.) частью на нажимную плиту… Букса прикреплена к (лишенной нарезки. - Е.Н.) части винта штифтом… таким образом, что при вращении винта букса перемещается (возвратно-поступательно вниз-вверх. - Е.Н.). На высоте в 2,5 фута (75 см - Е.Н.), на которой человеку удобно работать, установлен стол E… занимающий пространство между стойками G, заключающими всю конструкцию. На столе движется каретка EE, в которой заключен шрифт (печатная фор-ма. - Е.Н.). Рабочий передвигает каретку взад и вперед ручкой с помощью шнура, намотанного на барабан N. Внизу под кареткой прикреплено несколько железных полос и несколько таких же - F - на столе, по которому легко скользит смазанная маслом каретка. После того как рабочий сделает нажимным рычагом B движения к себе и обратно, он с помощью рукоятки (на гравюре печатник держит ее левой рукой. - Е.Н.) перемещает тележку вправо, открывает раму наподобие окна (открытая и закрытая каретка E изображена внизу справа. - Е.Н.), вынимает оттуда отпечатанный лист, берет обеими руками наполненные шерстью мацы M, опускает их в типографскую краску из ламповой сажи, льняного масла и смолы, один или два раза ударяет их друг о друга (точнее, растирает краску вращательным движением мац. - Е.Н.), затем набивает краской шрифт, накладывает чистый лист, закрывает каретку, смещает ее налево, дергая за рычаг B и вращая винт A, смещает нажимную плиту вниз и так повторяет печатание».

Перед типографским станом на полу гравер, иллюстрировавший книгу Витторио Цонка, изобразил отдельные его части. Слева внизу - букса D и входящий в нее винт C с конической нажимной частью. Слева вверху - каретка в закрытом состоянии и под ней - рукоятка механизма для перемещения каретки. Этот механизм N отдельно изображен в нижней центральной части рисунка. Мы видим барабан, снабженный рукояткой и обмотанный шнуром, концы которого прикрепляются к каретке. Рядом лежат мацы M. Справа от них - рама для заключки наборной формы. Раму эту устанавливают в каретку E, изображенную в правой части гравюры.

Принцип действия ручного типографского станка поясним кинематической схемой (рис. 3). Наборная форма заключена в раме, установленной на каретке 1, которая имеет возможность возвратно-поступательного движения вдоль стола 2. К каретке шарнирно прикреплена декельная рамка (тимпан) 3, а к последней - рамка (фрашкет) 4, предохраняющая поля оттиска от попадания краски. Декельная рамка затянута листом пергамена, выравнивающего при печатании величину натиска. На рамке закреплены иголки-пунктуры, на которые накалывают лист бумаги. После этого на декельную рамку опускают фрашкет, а затем декельную рамку с фрашкетом накладывают на наборную форму и с помощью рукоятки приводят во вращение цилиндр 5. Последний при помощи шнуров 6 перемещает каретку под нажимную плиту (тигель) 7. Тигель подвешен на шнурах 8 к буксе 9 (на Руси ее называли «орех»), которая подвижно установлена на цилиндрическом выступе 10, жестко скрепленном с винтом 11. При перемещении нажимного рычага (куки) 12 винт, смещаясь в гайке 13, своей нижней лишенной нарезки конической частью 14 прижмет тигель к листу, лежащему поверх набитой краской печатной формы. При обратном движении рычага букса смещается вверх и поднимает тигель, подвешенный на шнурах. Затем каретку, вращая с помощью рукоятки барабана 5, выводят из-под тигля, раскрывают и снимают готовый оттиск.

Конструкция ручного типографского стана, разработанная Иоганном Гутенбергом, была весьма рациональна и практична. Поэтому она без принципиальных изменений конструкции служила человечеству достаточно долго. Причины этого недавно проанализировал ведущий немецкий историк полиграфической техники Клаус В.Герхардт в своей статье «Почему гутенберговский пресс был заменен лучшей системой лишь через 350 лет?».

Теперь несколько слов о типографской краске. Состав краски стал одним из компонентов изобретения Иоганна Гутенберга. Применять краску, которая использовалась при печатании листовых гравюр и цельногравированных книг, он не мог: на металлическую поверхность краска ложилась иначе, чем на деревянную. Опытным путем необходимо было подобрать новые компоненты.

Надо сказать, что издания Иоганна Гутенберга и прежде всего 42-строчная Библия поражают сегодня иссиня-черными, немного поблескивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера.

Первые печатники делали краску из сажи, смешивая ее с льняным маслом - олифой. Важную роль играли и всевозможные добавки. Об этом стало известно сравнительно недавно - в 1980-х годах - в результате исследований, проведенных междисциплинарной исследовательской группой Калифорнийского университета в Дэвисе (США), работавшей под руководством Ричарда Н.Шваба, Томаса А.Кахилла и Брюса А.Куско. В 1982-1986 годах комплексно изучались старопечатные издания, вышедшие в Майнце и Бамберге. Среди них была и 42-строчная Библия.

Среди присадок к основным составляющим типографской краски Иоганна Гутенберга были обнаружены медь, сера и свинец. Металлические компоненты весьма характерны именно для материала, который использовался изобретателем книгопечатания. В краске более ранних изданий они не встречаются. Исключение составляет лишь 36-строчная Библия; это косвенно доказывает, что и она - дело рук Гутенберга.

В каком виде и каким образом эти компоненты добавлялись в краску и делалось ли это сознательно, так и осталось тайной. Но по мнению исследователей Калифорний-ского университета, именно свинец стал причиной непривычного блеска текстовых полос гутенберговских изданий.

Имя: Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг

Государство: Германия

Сфера деятельности: Печатное дело

Величайшее достижение: Изобрел печатный станок, стал одним из первых книгопечатников

Иоганн Гутенберг (1395 – 1468) – немецкий изобретатель. Он разработал метод книгопечатания подвижными литерами. Первой книгой, отпечатанной подобным способом, была Библия.

Иоганн Гутенберг родился в 1395 году в Майнце, Германия. Уже в 1438 году он начал свои эксперименты с печатью. В 1450 году Гутенберг получил серьезную финансовую поддержку от Иогана Фуста – известного финансиста и ростовщика своего времени. Именно нетерпеливость Фуста, помимо прочих факторов, привела в итоге к гибели Гутенберга некоторое время спустя.

Изобретение Иоганна Гутенберга

Библия, напечатанная Гутенбергом в «сорок две строки» — это первая книга в мире, отпечатанная методом подвижных литер. Она увидела свет в 1455 году, в то время как уже в 1468 году Гутенберг умер. Его метод печати применялся вплоть до середины XX века. Изобретение Гутенберга считается одним из самых знаковых в истории.

Труды Гутенберга повлияли на развитие книгопечатания, образования и культуры для всего человечества. Гутенберг родился в семье майнцкого торговца в 1395 году. Он был третьим ребенком в семье, все трое были сыновьями.

О ранних годах его жизни известно мало. Однако, местные приходские архивы Майнца содержат информацию о том, что Гутенберг проходил обучение в качестве подмастерья ювелира.

В 1428 году в Майнце прошли восстания ремесленников. Гутенберг вместе с семьей участвовал в мятеже, за что все они были сосланы в Страсбург (Франция). Именно там он начал проводить свои первые опыты с книгопечатанием. Будучи уже знаком с печатью, Гутенберг начал с усовершенствования формата существующих на тот момент литер. В ту эпоху для печатания использовались литеры, вырезанные из дерева и составленные в блоки. Гутенберг заменил их металлическими литерами меньшего размера. Это было очень практично и удобно.

Надо признать, что метод с подвижными литерами применялся и до Гутенберга, в Азии, но он доработал его использовав литье и применив вращающиеся барабанные механизмы. По сути своей, он создал совершенно новый вид печати используя азиатские наработки. Метод Гутенберга позволил сделать книгопечатание быстрым и экономным. Благодаря ему книги перестали быть предметами роскоши и смогли стать общедоступными.

Книгопечатание Иоганна Гутенберга

В 1448 году Иоганн Гутенберг вернулся в Майнц, а к 1450 году открыл свою типографию. Для этого он взял заем у финансиста Фуста в размере 800 гульденов. На полученные деньги Гутенберг приобрел необходимые инструменты и оборудование. В декабре 1452 года Гутенберг осознал, что не в состоянии вернуть Фусту долг. По этой причине между ними было подписано новое соглашение, по условиям которого Фуст становился совладельцем типографии Гутенберга.

Однако, даже к 1455 году Гутенберг не смог выплатить Фусту остаток долга и тот подал на него в суд. Судебные записи обрывочны, однако ученые сходятся во мнении, что именно в качестве аргумента для судебного разбирательства Гутенберг напечатал свою знаменитую Библию.

В конечном итоге, Фуст выиграл дело и получил в свое распоряжение типографию Гутенберга. Он начал серийное производство Библии по тому же методу «сорок две строки». Новым совладельцем Фуста стал его зять Питер Шуффер, который, к слову, давал против него показания на суде. Помимо издательство продавало теперь и Псалтырь. К этому моменту Фуст и Шуффер уже выпускали книги под своим патентом на метод печати (метод Фуста и Шуффера). Однако, историки уверены, что ни один из них не был причастен к разработке столь сложного типографского принципа.

В 1462 году город Майнц был расформирован епископом Адольфом II и все печатные предприятия в следствие этого уничтожили. Многие печатники в это время бежали в другие немецкие города, вместе со своим оборудованием и технологиями. Гутенберг же остался в Майнце, в полной нищете. Архиепископ проявил к нему великодушие, назначив Гутенбергу титул Хофмана в 1465 году. Титул обеспечивал для Гутенберга жалование и некоторые привилегии. Гутенберг смог продолжить свою печатную деятельность.

Записи о поздних годах Гутенберга также обрывочны, как и о ранних. Считается, что остаток своих дней он также провел в Майнце, и под конец жизни полностью ослеп. Умер Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года и был похоронен на церковном кладбище францисканского монастыря в соседнем городе Эльтвилле, Германия.

(1400-1468) изобретатель книгопечатания

Иоганн Гутенберг родился в немецком городе Майнце. Его семья принадлежала к городской верхушке. Сведений о детстве изобретателя книгопечатания не сохранилось. Однако известно, что по основной профессии он был золотых дел мастером, а это значит, что он должен был получить достаточно серьезное по тем временам образование и, в частности, изучить латынь.

К своему изобретению Иоганн шел постепенно. Сначала он придумал шрифт и несколько лет искал наиболее подходящий для него материал. После многих экспериментов он выбрал сплав на основе свинца, из которого и отлил свой первый шрифт. Это произошло около 1440 года.

Следует отметить, что сам процесс книгопечатания, при котором оттиск получался с покрытой краской доски, был известен и до Гутенберга. Суть его изобретения заключается в том, что он придумал металлические буквы-литеры, из которых можно было составить любой текст.

Литеры находились в наборной кассе, откуда их брал наборщик и составлял строку текста. Так постепенно собиралась целая страница. Закрепив ее в специальной рамке, типографы покрывали литеры краской, а затем накладывали лист увлажненной бумаги. Процесс позволял делать книги гораздо быстрее, чем при печати с досок.

Понятно, что подобная работа требовала больших финансовых вложений, поэтому, напечатав первое издание - «Сивиллину книгу», Иоганн Гутенберг заключил договор о финансовой поддержке с майнцским купцом Иоганном Фустом. На его деньги он вместе со своим помощником Петером Шеффером создал уже настоящую типографию, где можно было печатать не только одной, но и несколькими красками.

В 1452 году Иоганн Гутенберг напечатал Библию, признанную шедевром полиграфического искусства. Кроме того, он печатал и листовые материалы - календари и даже индульгенции.

Изобретение принесло такую большую прибыль, что Фуст решил забрать дело в свои руки и, сговорившись с Шеффером, затеял против Гутенберга тяжбу, в результате которой Фуст был объявлен хозяином типографии и собственником всех изданий.

Чтобы закрепить приоритет Гутенберга, Шеффер все-таки поместил в издании Псалтыри заключительный абзаце объявлением, в котором говорилось, что эта книга сделана при помощи нового изобретения Иоганна Гутенберга. Поскольку он сумел уместить на одном листе 42 строки текста, его Библия и получила название 42-строчной. Ее тираж был довольно внушителен для того времени - 300 экземпляров. Ныне все сохранившиеся экземпляры этого издания представляют огромную редкость.

Лишившись типографии и шрифтов, Иоганн Гутенберг уехал из Майнца в Бамберг, где на средства местного епископа устроил новую типографию. В ней он подготовил новое издание Библии, а также первый в Европе печатный толковый словарь под названием «Католикон».

Католическое духовенство оказало Иоганну Гутенбергу огромную по тем временам поддержку. Решением архиепископа, он был освобожден от уплаты каких бы то ни было налогов, и ему была установлена ежемесячная пенсия.

Последние годы первого в Европе книгопечатника прошли в Эльтвилле, где располагалась резиденция архиепископа. Там он также выпустил несколько изданий как духовного, так и светского характера. В частности, им был изготовлен один из первых печатных календарей.

Все издания, напечатанные Гутенбергом, отражают самую раннюю стадию развития книгопечатания, поэтому получили название «инкунабул» (от лат, in cunabulae - в колыбели). Одно из крупнейших собраний инкунабул находится в Москве, в Российской государственной библиотеке.

Изобретение Иоганна Гутенберга быстро распространилось по всем странам Европы. Уже к 1500 году типографии работали более чем в 200 городах различных стран, общее же число типографий приближалось к 2000. Как подсчитали исследователи, за первые пятьдесят лет существования книгопечатания общий тираж книг превысил 20 миллионов экземпляров. Таким образом, за это время человечество получило больше книг, чем за сотни лет до этого.

Своим открытием создатель технологии книгопечатания Иоганн Гутенберг произвел настоящую революцию, благодаря которой книги и знания стали доступными для самых широких слоев населения Европы. Его изобретение оказалось одним из главных символов наступившего Нового времени.

Детство

Точная дата рождения Иоганна Гутенберга неизвестна. Биографы изобретателя относят ее приблизительно к 1398 году. Иоганн Гутенберг принадлежал к роду богатых граждан Майнца, которых, на римский манер, называли патрициями. О детстве мальчика также практически нет никаких подтвержденных данных. Тем не менее, как сын из состоятельной семьи, он, без сомнения, получил хорошее городское образование.

Средневековый Майнц раздирали внутренние конфликты. Власть в нем принадлежала то патрициям, то их противникам ремесленникам. Вооруженные столкновения между разными социальными слоями считались обычным делом. Один из них произошел, когда Иоганн Гутенберг был в юношеском возрасте. Ремесленники напали на квартал богачей и разорили их дома. Погром заставил семью Гутенбергов эмигрировать в Страсбург. Иоганн еще долго не возвращался в родной город, несмотря на то, что в 1430 году политический маятник качнулся в противоположную сторону, и всем бежавшим патрициям была объявлена амнистия.

Карьера ювелира

После многих лет достатка Гутенбергам пришлось приспосабливаться к новым тяжелым условиям жизни. Молодость Иоганна прошла в бедности. Отсутствие достатка приучило его к самостоятельности и тяжелому труду. Традиционно патриции гнушались заниматься ремеслами, считая подобное занятие неблагородным. Иоганн Гутенберг думал иначе. Он завел знакомства с умелыми ювелирами Страсбурга и стал обучаться их делу. Получив соответствующее образование, молодой человек начал работать в компании, занимавшейся шлифовкой драгоценных камней и производством зеркал.

Постепенно Иоганн Гутенберг становился все более известным и именитым мастером. У него начали появляться первые ученики. История сохранила имя одного из этих подмастерьев - Андреаса Дрицена. В 1435 году Гутенберг заключил с учеником контракт и создал с ним совместное предприятие. К этому времени историки относят появление идеи книгопечатания, которой загорелся страсбургский ювелир. На протяжении всей своей жизни он старался не предавать огласке секреты этого искусства. Именно поэтому, даже заключая контракт с Дриценом, Гутенберг не стал напрямую говорить о том, что их предприятие будет печатать книги. Публично была создана очередная мастерская по производству зеркал.

Создание литер

Революционный печатный станок Иоганна Гутенберга появился не в одночасье. Сначала он придумал изображать буквы на деревянных столбиках и соединять получавшиеся литеры в удобный набор. Сегодня эта идея кажется простой и очевидной. Однако для Средневековья это был великий прорыв.

В 1438 году ярмарка Ахена, где мастерская Гутенберга продавала большую часть своих зеркал, была перенесена на два года. Изобретатель воспользовался образовавшимся свободным временем для продолжения работы над своей тайной машиной.

На пути к открытию

Эпохальное изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом на несколько отсрочилось из-за смерти его ученика и напарника Андреаса Дрицена. Мастерская распалась. Более того, на Гутенберга подали в суд наследники Дрицена. Затянувшийся процесс отвлек изобретателя от работы всей его жизни. Суд разбирал спор об имуществе. Наследники Андреаса требовали часть мастерской. Поэтому в судебных бумагах фигурировали упоминания о прессе, формах для литер, свинце и т. д. Тем не менее Гутенбергу удалось сохранить секрет еще не готового изобретения в тайне.

В 1439 году ювелир выиграл судебный процесс. После этого он в одиночку погрузился в работу над книгопечатной конструкцией. Создав подвижные литеры, Гутенберг получил возможность перемещать их в бесчисленном количестве комбинаций. Немец предавался заветной задумке в рабочей комнате в загородном страсбургском монастыре на берегу реки Иль, пока наконец не довел прототип до рабочего варианта. Историки относят это событие к 1440 году.

Финансовые трудности

Даже после изобретения литер и прототипа станка отпечатанные по новой технологии книги Иоганна Гутенберга появились далеко не сразу. Экспериментируя, он работал с деревянными формочками. Однако для регулярной работы они не годились, так как изображения букв быстро портились.

Для усовершенствования станка требовалось продолжать эксперименты с иными материалами. Такие изыскания стоили больших денег. Забросив зеркала и ювелирную работу, Иоганн Гутенберг, кратко говоря, остался без серьезных средств. Он принялся за поиски кредиторов, однако в Страсбурге никто не рискнул вложить деньги в затею изобретателя. Недоверие знакомых богачей усиливалось из-за того, что отец книгопечатания не раскрывал все карты и не рассказывал в деталях о своем станке.

Сотрудничество с Фустом

В 1445 году Иоганн Гутенберг, биография которого вновь оказалась связанной с Майнцем, наконец вернулся в родной город. Здесь он надеялся на помощь своей семьи. Однако на протяжении пяти лет изобретатель так и не продвинулся в своем главном предприятии. Теоретическая идея книгопечатания была готова, а вот ее реализация затягивалась.

В 1450 году Гутенбергу все-таки улыбнулась удача. Он познакомился с богатым предпринимателем Иоганном Фустом. Делец заключил с изобретателем договор, по которому дал ему кредит в 800 гульденов. Сумма выдавалась по частям на протяжении нескольких лет. Благодаря капиталу Фуста отец книгопечатания наконец усовершенствовал свою технологию.

На ссуженные деньги Гутенберг нанял несколько работников, закупил бумаги и красок, арендовал просторное помещение. Но самое главное - он отлил качественные и надежные литеры, в основе которых был сплав из нескольких металлов. Когда типография стала работать в полную силу, Фус,т как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания. Наборщики клялись в этом коммерсанту, присягая на Евангелии. До того момента книги переписывались в монастырях. Вручную они множились крайне медленно. Монахи еще долгое время отказывались верить, что книги можно печатать с помощью изобретения Гутенберга, не прибегая к дьявольскому волшебству.

«Латинская грамматика» и индульгенции

Взяв у Фуста новый заем (прежних денег уже не хватало), Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Путь к стабильно работавшему станку был долгим, но в конце концов конструкция была готова. Первой книгой, созданной по новой технологии, стала «Латинская грамматика», автором которой являлся Элий Донат. Ни одного целого экземпляра до нашего времени не сохранилось. Остались только отдельные листки, хранящиеся в Парижской национальной библиотеке.

Изобретение Гутенберга быстро нашло прибыльное применение. Папа римский Николай V, боясь турецкой угрозы, объявил против турок Крестовый поход и пообещал отпущение грехов тем, кто пожертвует деньги на предстоящую войну. В 1453 году османы захватили Константинополь, и немцы ринулись массово скупать индульгенции. Потребовалось огромное количество экземпляров этой квитанции. Тут и объявился Гутенберг. На его станке индульгенции печатались с немыслимой для своего времени скоростью. Некоторые экземпляры того тиража сохранились и сегодня принадлежат музеям.

Библия Гутенберга

Грамматика и индульгенции были для Гутенберга разведкой перед боем. Мечтой всей его жизни было наладить массовую печать Библии. Подготовка, набор книги и другие предварительные работы заняли без малого пять лет. Знаменитая 42-строчная Библия появилась в 1455 году. Она была издана в виде двухтомного фолианта (первая часть содержала 324 листа, вторая - 317 листов).

Библия получила название Гутенбурговой. Заглавные буквы в ней были пропущены. Их от руки рисовал каллиграф. Также отсутствовала привычная сегодня нумерация страниц. Это неудивительно, ведь только-только появилось книгопечатание. Иоганн Гутенберг издал эту Библию на пергаменте и бумаге (пергаментные версии стоили дороже). Тем не менее книги были моментально распроданы.

Последние годы и смерть

Типография, в которой Гутенберг напечатал свою Библию и другие обессмертившие его имя книги, была закрыта из-за долгов перед Фустом. Изобретатель не смог выплатить причитавшиеся ростовщику проценты и проиграл ему в суде. Фуст стал единственным собственником типографии. Он продавал книги по всей Европе и сказочно разбогател.

Оставшись ни с чем, Гутенберг не опустил рук. С новыми партнерами он открыл другую типографию. В ней была выпущена новая латинская грамматика «Католикон», а также книга доминиканского священника Иоагана Бальба. В 1465 году издатель в качестве камергера поступил на «вечную службу» к архиепископу Майнцскому и курфюрсту Адольфу Нассаусскому. С тех пор Гутенберг забыл о материальных невзгодах и смог полностью сосредоточиться на любимом деле. К тому времени изобретатель уже был стариком. Он скончался в 1468 году, к собственному счастью, застав начавшийся успех технологии книгопечатания. Гутенберг был похоронен в Майнце, однако его могила была предана забвению, а ее местоположение сегодня неизвестно.

Секретная технология издателя не могла вечно оставаться в тайне. После смерти мастера его верные ученики распространили ценнейшее знание по всей Германии, а оттуда и в другие страны. Уже в Новое время имя основоположника книгопечатания вызывало у историков споры и сомнения. Версия о Гутенберге восторжествовала только в конце XIX веке, когда были обнаружены его судебные бумаги и другие документы, подтвердившие, что именно он первым создал типографский станок.



Похожие публикации