Сложные синтаксические конструкции. Сложная синтаксическая конструкция: примеры предложений

Русский язык" href="/text/category/russkij_yazik/" rel="bookmark">русскому языку , к русским сказкам.

Учебная литература:

· Учебник «Русский язык» , 2 кл., авт. , «Вентана-Граф», 2008 г., с.82

Методическая литература:

· , «Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс »- М.:Вентана-Граф,2005.- с.325

· Александрова турнир по сказкам с элементами подвижных игр./ Начальная школа №2 2011г.

· Емелина знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами . /Начальная школа №1 2003г.

· Плясина маленькие открытия./ Начальная школа №2 2009г.

· Черногрудова исследование навыков понимания пословиц выпускниками младших классов./ Начальная школа №2 2011г.

· Яковлева подход в обучении родному языку в начальной школе./ Начальная школа №1г.

· Ожегов русского языка: Ок. 53 000 слов / ; Под общ. ред. проф. . – 24 –е изд., испр. – М.: Издательство « Мир и Образование»,200с.

· Интернет – ресурсы.

Оборудование:

· Компьютер, медиапроектор.

· Карточки с заданиями.

Ход урока

Организация учебного процесса (Слайд 1-3).

Слово учителя.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним мы слова забытые,

Вспомним нашу старину.

Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

II. Целевая установка.

Я знаю, ребята, что вы настоящие умники и умницы, добрые и любознательные, любящие родное слово и поэтому я уверена, что сегодня наш урок будет познавательным, увлекательным и добрым.

III Актуализация знаний, введение в проблему.

Ребята, сегодня мы совершим удивительное путешествие в старину туда, где живут сказки Пушкина. Сейчас мы перенесёмся в красивый старинный город славного царя Салтана и послушаем отрывок из сказки, когда в отсутствии царя коварные бояре решают погубить его молодую жену (Слайд Слушаем. Всё ли нам будет понятно? (Звучит фонограмма записи сказки) .

Все ли слова вам знакомы? (Слайд 8-9).

Какие непонятные слова услышали? (Гонец, бояре)

Почему мы не понимаем эти слова? (Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем).

А почему мы не используем эти слова в речи? (Эти слова устарели).

Таких непонятных слов существует гораздо больше.

Как вы думаете, живёт ли в нашей деревне боярин ?

Ходят ли современные солдаты в кольчуге?

Есть ли у вас одежда, которую вы называете кафтан?

Так почему же эти слова исчезли? Кольчуга, боярин, гонец, кафтан – как можно узнать значение этих слов? (Заглянуть в толковые словари и познакомиться с их значением). Откроем толковый словарь и прочитаем значение слова гонец (Слайд 10).

Гонец - в старину человек, посланный куда-нибудь со срочным известием.
А сейчас, ребята, откройте учебники на стр.83, упр.1 и прочитайте толкование непонятных слов. (Чтение сопровождается показом иллюстраций, слайды10-14 ).

Итак, почему эти слова устарели? (исчезли эти предметы). Запишите толкование любого слова в тетрадь (Слайд 14).

IV. Постановка темы и цели урока.

Как же мы назовем такие слова, которые устарели? (Устаревшие) Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают. Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими (древними, старыми).

Может быть, кто-то догадался, какой будет тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока – « Устаревшие слова» (Слайд 15).

Какую цель поставим сегодня на уроке? (Слайд16)

Цель нашего урока - познакомиться с некоторыми устаревшими словами.

На уроке мы сегодня будем говорить о словах, которые забыты, кажутся вам непонятными, смешными, звонкими, но которые так притягивают, завораживают вас.

Чтобы добиться этой цели, какие задачи мы поставим перед собой?

(Научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение, подбирать к ним синонимы и грамотно, умело пользоваться словарями.)

Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундук, в котором хранится много устаревших слов. (Слайд 17)

V. Построение проекта выхода из затруднения.

У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают.

В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко.
1. А где же мы можем их встретить чаще? (в стихах, песнях, сказках, пословицах, былинах). Для чего нам надо знать значение этих слов? (Нам необходимо знать их значение, для того чтобы их понимать.)

Как узнать значение устаревших слов?

Значение устаревших слов устанавливается по словарю или из текста. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени. Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его « Толковом словаре живого великорусского языка собрано более 200 тысяч слов! Даль работал над ним более 47 лет! Обратите на выставку словарей (Слайд 18). Они помогут вам правильно разговаривать на современном русском языке. А язык – это наследие, наше богатство, которое мы должны беречь.

На уроках литературного чтения мы уже встречались с некоторыми устаревшими словами и создали специальные словарики, куда вписывали их толкование (Слайд 19).

А сейчас, ребята, мы будем учиться толковать устаревшие слова из добрых сказок.

Еще лёжа в колыбели, вы слышите нежный голос матери: « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». Чуть научившись слагать слова, вы открываете сказки Пушкина и читаете: « У лукоморья дуб зелёный …» . Красота пушкинского слова будет сопровождать вас всю взрослую жизнь, потому что в этих ярких, добрых, как сны, сказках сыплются не просто слова, слова алмазы, яркие, сверкающие, неповторимые. (Слайд 20)

Пушкина написаны в 19 веке. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Каждая группа работала над отрывками из этой сказки, искала в них устаревшие слова и пыталась объяснить их значение. Сегодня ребята как раз и расскажут нам, какие интересные слова они встретили. Ваша задача: проверить значение устаревших слов по толковому словарю и создать новую страницу нашего словаря. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся слова и их толкование.

Мы ещё раз вспомним отрывки из сказок, и будем открывать бабушкин сундук.

При ответе мы будем пользоваться следующей памяткой:

3.Обратились к толковому словарю и выяснили значение следующих слов…(Слайд21)

2. Итак, 1 группа. « Сказка о царе Салтане».(Слайд22-23).

1) Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду.

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

2) К ним народ навстречу валит (Слайд

Хор церковный Бога хвалит;

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их.

В этих отрывках мы нашли устаревшие слова: колымага, пышный двор и град. (Слайд27)

3) Открываем сундук – находим толкование слов в конверте и вклеиваем в наши словарики. (Слайд 26)

4)Град – так в старину называли город. (Слайд27)

5) Колымага - так в старину называли большую старинную карету. (Слайд 27)

6)А знаете ли вы, что означало выражение пышный двор? Двор - придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол,

И весёлый пир пошёл.

В этом отрывке встретили слово пир. Открываем сундук, создаём страничку словаря устаревших слов, используя необходимый материал

Пир – в старину большой званый обед, угощение. Сейчас это слово мы не употребляем. Как можно назвать слова пир, обед, угощение? (синонимы)

Итак, мы видим ещё одну причину исчезновения устаревших слов. Они заменяются другими словами - синонимами.

2 группа. Сказка « О рыбаке и рыбке».(Слайд 28).

Воротился старик ко старухе.

На крыльце стоит его старуха

Парчовая на маковке кичка.

В этом отрывке мы встретили такие слова: терем, душегрейка, маковка, кичка. Слова душегрейка, терем, маковка, кичка употреблялись в старину.

(Слайд 29)

3) Теремом в древней Руси называли дом в виде башни. Душегрейка - женская тёплая кофта без рукавов. (Слайд

4) Маковка - макушка.

5) Кичка - в старину праздничный головной убор .

4. 3 группа. Сказка « О золотом петушке». (Слайд 23)

1) Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил был славный царь Дадон.

1) В этом отрывке мы встретили такие выражения: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

2) Открываем сундук – создаём страничку словаря устаревших слов, используя необходимый материал. (Слайд 25))

Объяснить толкование этих выражений вам поможет учебник. Откройте учебник с. 86.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве - это означает « очень далеко»

В старинном счёте тридевять означало число 27, а слово тридесятый можно перевести как « тридцатый».(Слайд 26)

4)Чтоб концы своих владений (Слайд 24)

Охранять от нападений

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

1) В этом отрывке встретили слово рать.

2)Открываем сундук, продолжаем создавать страничку словаря устаревших слов, используя необходимый материал.(слайд 27).

VI. Проверка домашнего задания. Исследовательская работа (Слайд 27).

Ребята, мы видели, как живут устаревшие слова в художественных произведениях, а вот в живой устной речи приходилось ли вам встречаться с такими словами? Употребляются ли устаревшие слова в речи вашей семьи?

Какие интересные слова вы слышали? Наверняка вам приходилось слышать из речи бабушек, дедушек слова, смысл которых вас заинтересовал, и приходилось спрашивать о значении этих слов.

Цель наша: видеть, определять жизнь устаревших слов в живой, устной речи.

Давайте заглянем снова в потайной бабушкин сундучок. Пожалуйста, ребята, вам слово.

бабушка часто говорит: « Приходили «товарки покалякать» (то есть подруги поговорить). Лаптем щи хлебать. В старину, оказывается, густоту щей проверяли лаптем. И чем гуще были щи, тем семья была богаче. Бабушка употребляет выражение « Тришкин кафтан»- это означает плохо сидящая одежда».

Слово учителя:

Устаревшие слова так заинтересовали вас и ваших родителей, что решили провести исследовательскую работу « Слова из бабушкиного сундучка». Родители вникали, помогали своим детям в создании семейной энциклопедии одного слова. Сейчас ребята представят вам свои работы (Слайд 28).

Это здорово, ребята! Прекрасно, что слова эти живут. Они сияют как яркие звёзды в ночном небе, словно бусы из яркого бисера, маленькие жемчужинки. Они немодные эти бабушкины бусы. Но горят ярким бисером, переливаясь и позванивая, согревая нашу душу. Постарайтесь прислушаться к этому звону ушедших слов, и они расскажут вам много о жизни наших прадедов: как жили, что ели, во что одевались, чему радовались…

Из страничек ваших работ мы создадим познавательную и увлекательную энциклопедию устаревших слов « Слова из бабушкиного сундучка», авторами - составителями которой являетесь вы, ребята.

VII. Физ. минутка « Лапти» (Слайд 29)

VIII. Осознание и осмысление. Работа в группах.

1.) 1 группа работает с пословицами в учебнике с. 86. Упр 2. Группой выберите пословицу, которую хотели бы записать. Запишите её.

Всякий Еремей дело разумей (понимай).

2) 2 и 3 группы попробуют вспомнить все слова и их значения.

Задание – соедините стрелками устаревшее и современное слово. Запишите слова парами в тетрадь. Проверка на доске (Слайд 32-33) .

2 группа. 3 группа

град макушка очи губы

маковка колыбель уста глаза

изба город рать карета

зыбка дом пир лоб

душегрейка перст колымага войско

палец кофта чело угощение

3)Работа с текстом.

Теперь немного поговорим о роли устаревших слов. Вспомним, для чего они нам нужны?

Я прочитаю вам отрывок из « Сказки о рыбаке и рыбке» сначала с устаревшими словами, а затем без них. Послушайте и подумайте, как изменился текст (Слайд 34-35).

1вариант.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

2вариант.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий дом.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей тёплой кофте,

Парчовый на макушке головной убор.

Итак, как же изменился текст?

1 отрывок из сказки звучал интереснее. Я бы сказала он более возвышенный. Во втором отрывке потерялась изначальная красота текста.

Какую роль здесь играют устаревшие слова?

Они возвращают нас к старине, называют вещи и предметы, которые были раньше.

Можно ли устаревшие слова заменять? Выкидывать из текста?

Я считаю, что при замене устаревших слов синонимами меняется смысл, теряется красота произведения. Заменять можно устаревшие слова, но только для себя.

А. Марков. Вернитесь.(Слайд 37)

Вернитесь, милые ланиты,

Не заменяют щёки вас!

И око. Что на мир открыто.

Не то же самое, что глаз!..

Зову. Но, может быть, напрасно-

Они, как смолкнувший напев,

Как звёзды, что давно погасли,

Навеки землю обогрев.

Почему поэт «тоскует» по словам, ушедшим из языка? (Многие из них были красивы, звучали торжественно).

Почему слово щёки не могут заменить ланиты? Мне кажется, что ланитами называли очень красивые, румяные щёки, например, женские. Ланиты - высокое, поэтичное слово.

Как вы понимаете строчку « И око. … Не то же самое, что глаз?»

Глаза есть у всех. Это обычное слово. А слово очи обозначает восхитительные, загадочные.

Устаревшие слова звучат очень выразительно, ими хочется восхищаться. Автор

стихотворения уважает прошлое, преклоняется перед ним.

IX. Рефлексия.(Слайд 37)

Молодцы, ребята! Что же нового вы сегодня узнали? Кто доволен своей работой?

Да, ребята, с какими замечательными словами мы сегодня познакомились. Эти слова живут в ваших семьях. И они не должны пылиться в словарях, уйти из нашей речи. Пусть они живут в вашей душе яркой звёздочкой, тёплым солнышком, нежной доброй песней. Берегите бабушкин сундучок как сокровищницу, драгоценный кладезь красоты русской речи. Я желаю вам, чтобы вы как можно чаще заглядывали в бабушкин сундучок и сохранили его для своих детей и внуков. Ведь в нем хранятся драгоценные, родные, русские, нужные нам старые слова.

А сейчас, ребята, я подарю вам по яркой, жёлтой звёздочке. Пусть она напоминает вам о волшебных словах в бабушкином сундучке, которые будут вечно гореть, светить, радовать нас как эти негасимые звёздочки.

Домашнее задание. (Слайд 38)

Найдите в русских народных сказках устаревшие слова и запишите в словарик.

Приложение.

1) Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду.

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

2) К ним народ навстречу валит

Хор церковный Бога хвалит;

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их.

3) Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол,

И весёлый пир пошёл.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил был славный царь Дадон.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Приложение.

Памятка №1.

1.Мы работали с отрывком из сказки …

2. В этом отрывке мы встретили устаревшие слова …

3.Обратились к толковому словарю и выяснили значение следующих слов…

Приложение.

Карточки для создания странички словаря устаревших слов.

Град – так в старину называли город.

Колымага - так в старину называли большую старинную карету.

Пир – в старину большой званый обед, угощение.

Теремом в древней Руси называли высокий дом в виде башни.

Душегрейка - женская тёплая кофта без рукавов.

Маковка - макушка.

Кичка - в старину праздничный головной убор замужней женщины.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве - это означает «очень далеко».

В старинном счёте тридевять означало число 27, а слово тридесятый можно перевести как « тридцатый».

Рать – так в старину называли вооружённые силы государства, войско.

Приложение.

Памятка № 2.

1.Я познакомился с устаревшим словом…

2.В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова я выяснил значение слова….

Лапти – это…

3.Разгадывая тайны этого слова, узнал его первоначальное значение в этимологическом словаре…

4. У этого слова имеются синонимы…

5. У этого слова есть слова - родственники …

6. Это слово встречается в сказках…, живёт в пословицах…, поговорках.

7.Для меня было интересно узнать, что …

8.Для себя я открыл новое, узнав, что…

Приложение.

1 группа. Работа с пословицами в учебнике с. 86. упр 2. Группой выберите пословицу, которую хотели бы записать. Запишите её.

Найдите устаревшие слова и подчеркните их. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Попробуйте заменить устаревшие слова синонимами. Прочитайте, что у вас получилось.

Задание – соедини стрелками устаревшее и современное слово. (Проверка на доске).

град макушка

маковка колыбель

изба город

зыбка дом

душегрейка перст

палец кофта

Задание – соедини стрелками устаревшее и современное слово. (Проверка на доске.)

уста глаза

рать карета

колымага войско

V. Итог урока. – Ребята, сказочные тетради закрываем. К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог. – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? – С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. – Что понравилось? – Что удивило? – Что запомнилось? И ещё одно заданье
От меня вам на прощанье:VI. Домашнее задание. – Нарисуйте страну Лексику и напишите о ней. Прощаться настала пора…
Книгу закрывать пора!
С нею мы узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, спасибо вам за урок.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.

Урок внеклассного чтения

Тема: Устаревшие слова

Цели: показать учащимся место устаревших слов в системе современного русского языка; формировать целостное представление о системе на примере языковой модели; вывести определение историзмов и архаизмов, учить детей различать эти группы слов; развивать умение проводить аналогии между словами современными и устаревшими; познакомить младших школьников со словарями устаревших слов, со структурой словарной статьи; учить работать со словарной статьей; нацеливать учащихся на понимание роли устаревших слов в художественном тексте; поддерживать интерес к словам, выходящим и вышедшим из современной языковой системы; воспитывать любовь к старине, к культуре и быту русского народа.Ход урока 1. Вступительное слово учителя (сообщение темы и целей урока). - Ребята, вы изучали достаточно много фольклорных произведений: былин, сказаний, сказок, а также познакомились с произведениями некоторых писателей и поэтов XIX века. Во многих из них вам часто встречались слова, которые выходят или уже вышли из повседневного употребления. О них мы и будем говорить на сегодняшнем уроке. Вы узнаете о том, какое место занимают эти слова в современном русском языке, на какие группы делятся, познакомитесь со специализированными словарями, в которых такие слова собраны, поучитесь работать со словарной статьей.2 . Изучение нового материала. Учитель. Совокупность всех слов в языке называется лексикой . Всю лексику русского языка можно разделить на два больших пласта. Первый пласт будут составлять слова, которые русский народ - носитель языка- ежедневно использует в речи, в общении. Это лексика современных книг, газет, журналов, кино, ведущих теле- и радиопередач и нас с вами, то есть обычных жителей. Такой пласт лексики называется активным . Например, девочка, дом, красивый, школа, ученик, играть - это слова активного запаса русского языка. Попробуйте сами привести примеры таких слов.Уч. 1 : День, свет, земля.Уч.2 : Черный, дерево, бегать.Учитель. Правильно. Второй пласт лексики называется пассивным. К нему относятся абсолютно новые, недавно появившиеся языке слова, а также такие, которые снизили свою употребительность, вышли или выходят из современного русского языка. Некоторые из них нам уже непонятны. Такие слова называются устаревшими . Например, лапти, кафтан, очи, зеница - это устаревшие слова. Энциклопедия трактует их как «слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка» (Б е л оус о в а А.С. Устаревшие слова // Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С. 360). В процессе объяснения учитель рисует на доске языковую модель.
Устаревшая лексика делится на две большие группы. А вот какие слова к каким группам относятся, мы сейчас и выясним. Приведите примеры устаревших слов. Уч.1 : В прошлом было слово зга , а теперь слово - дорога. Уч.2: В старину на Руси говорили град , а сейчас - город .Уч.3: Раньше государством правил царь , а теперь - президент .Уч.4: Палаты, изба .Уч.5: Глашатай, врата .Уч.6: Бояре .Уч.7: Воевода, стрельцы .Уч.8: Злато. Уч.9: Уста, перст. Учитель записывает слова (по мере их называния) на доске в два столбика: царь зга палаты град изба злато глашатай уста бояре врата воевода перст стрельцыУчитель. Посмотрите на первый столбик. Все эти слова записаны в нем не случайно. Подумайте, что их объединяет?Уч.1: Все они - устаревшие.Учитель . Употребляются ли эти слова в нашей обыденной речи?Уч. 2: Нет, но их часто можно встретить в исторических произведениях, в стихах.Учитель. Скажите, существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые обозначают эти слова?Уч.3: Нет, не существуют. Единственное, что можно увидеть сейчас, это палаты. Но они превращены в музеи, цари там давно уже не живут.Учитель. Такие слова называются историзмами. Попробуйте сами дать им определение, исходя из сказанного выше.Уч.4: Историзмы - устаревшие слова, ушедшие из употребления. Они обозначают такие предметы, которые сейчас уже не существуют.Учитель. Совершенно верно, историзмы- устаревшие слова, которые вышли из употребления потому, что исчезли те предметы, вещи, явления, которые они обозначали Их нельзя заменить словами, близкими по смыслу. Запишем в тетрадях определение. Учитель пишет на доске:Историзмы - устаревшие слова; обозначают исчезнувшие предметы и явления. Обратите внимание на второй столбик и подумайте, что общего между словами, находящимися в нем?Уч. Те предметы, которые обозначают слова из второго столбика, существуют и сейчас, только мы их теперь так не называем. Оля Ф. Устаревшие слова, записанные во втором столбике, могут заменяться словами современными.Учитель. Эта группа слов называется архаизмами. Попробуйте сами объяснить, что такое архаизмы?Уч. Архаизмы - это устаревшие слова. Они обозначают события или явления, которые существуют сейчас, но заменены современными словами, которые часто употребляются.Учитель. Да, архаизмы - это устаревшие слова, которые называют существующие предметы и явления. В современном русском языке они заменены более актуальными словами, близкими по смыслу. Запишем. Учитель пишет на доске определение архаизмов:Архаизмы - устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления. Заменены современными словами. 3. Упражнение на определение историзмов и архаизмов.Учитель. Теперь выполним небольшое упражнение. На доске записаны устаревшие слова. Попробуйте определить, какие из них являются историзмами, а какие - архаизмами. Рассуждайте вслух. Запись на доске.Латы, глава, златой, дворянин, благодарствовать, ланиты, кичка, денница. Уч. 1: Латы - это такие башмачки. Башмачки есть и сейчас, значит, слово латы- архаизм.Уч. 2: Латы - это старинные доспехи воина. В современное время мы их уже не встретим, то есть это слово - историзм.Учитель. Молодец, Дима, я поставлю над словом латы букву и. Она будет сокращенно обозначать слово историзм. В помощь детям учитель может предложить алгоритм определения архаизмов и историзмов и продолжить работу с опорой на этот алгоритм.Уч.1: Глава - то же самое, что и слово голова, предмет существует сейчас, значит, это архаизм.Уч.2: Златой - то же, что и золотой, признак предмета, распространенный в наше время. Это слово - архаизм.Уч.3: Дворянин - так в старину в России называли богатого человека благородного происхождения. Теперь такого звания нет, значит, это - историзм.Уч.4: Благодарствовать - значит «благодарить». Это - архаизм.Учитель. Правильно. Дальше нам встречается слово ланиты. Попробуйте объяснить его лексическое значение. Дети затрудняются с ответом.Учитель . Куда нужно обратиться, если не знаешь значение слова?Уч.: К словарю.Учитель. Какими словарями вы пользуетесь дома?Уч. 1: Толковым словарем С.И. Ожегова.Уч. 2: Толковым словарем «От А до Я».Учитель. То есть дома вы пользуетесь толковыми словарями. В них помещены разные слова - и современные, и устаревшие.4. Знакомство со словарями устаревших слов.Учитель . Я вас хочу познакомить со специализированными словарями, в которых собрана только устаревшая лексика и включены слова редкого употребления. Учитель демонстрирует словари. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. - М.: Просвещение, 1996. - 608 с. Ткаченко Н.Г. и др. Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. - М.: Рольф, 1997. - 272 с. Сомо в В.П. Словарь редких и забытых слов. - М.: ООО «Издательство Артель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. - 608 с. Как будем искать слово в словаре? Дети обсуждают варианты поиска.Учитель. Сначала посмотрим, как слова расположены в словаре. Если они даны в алфавитном порядке, открываем словарь на нужной букве и ищем слово. Все слова в словаре помещены в словарную статью. Из чего же она состоит? (Учитель находит слово ланиты по одному словарю, предлагает детям сделать то же самое по другому словарю.) Самое первое слово в статье выделено жирным шрифтом. На слово обязательно падает ударение. Это заглавное слово. Именно его мы и ищем по алфавиту. Посмотрите, что стоит после заглавного слова?Уч.1: Буквы, отрывки слов, окончания.Учитель. Все это - особые пометы. Они позволяют отнести слово к той или иной части речи, узнать, как это слово будет звучать при изменении. Что дано после помет?Уч.2: Объяснение значения слова.Учитель . Прочитайте значение слова ланиты. (Дети читают это слово.) Если у слова несколько значений, они нумеруются. И, наконец, что дано после толкования слова?Уч.1: Примеры употребления этого слова в текстах различных авторов.Учитель. Прочитайте примеры, данные к слову ланиты. (Дети читают.) В процессе разбора учитель записывает на доске структуру словарной статьи: ЗАГЛАВНОЕ СЛОВО СТАТЬЯ ПОМЕТЫ ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯУчитель. Слово ланиты - это историзм или архаизм?Уч. Архаизм, так как щеки существуют и сейчас у каждого человека.5. Закрепление изученного.Учитель. Найдите и прочитайте значение слова кичка. (Дети читают варианты толкования этого слова в различных словарях.) Просмотрите примеры его употребления в речи. К историзмам или к архаизмам мы отнесем это слово?Уч. 1: К историзмам, поскольку в наше время такой головной убор замужние женщины не носят. Эта вещь больше не существует. Аналогичная работа проводится со словом денница. Учитель. Теперь немного поговорим о роли устаревших слов. Вспомним, для чего они нужны. Я прочитаю вам отрывок из «Сказки о царе Берендее...» В.А. Жуковского. Сначала он будет с устаревшими словами, а затем - без них. Послушайте и подумайте, как изменился текст. Первый в а р и а н т. «Снарядили как должно В путь Ивана-царевича. Дал ему царь золотые Латы, меч и коня вороного; царица с мощами Крест на шею надела ему; отпели молебен; Нежно потом обнялися, поплакали... с Богом. Поехал В путь Иван- царевич». Второй в а р и а н т. Снарядили как должно в путь Ивана - сына единовластного правителя древнего государства. Дал ему правитель золотые доспехи, защищавшие грудь и спину воина от ударов холодного оружия, само холодное оружие в виде длинного прямого ножа с рукояткой, заточенного с обеих сторон, и коня вороного. Жена правителя с мощами крест на шею надела Ивану; отпели молебен; нежно обнялись, поплакали... с Богом. Поехал в путь Иван - сын единовластного правителя древнего государства.Учитель. Итак, как же изменился текст?Уч. 1: Отрывок стал более длинным и более современным.Уч. 2: С одной стороны стало понятно, а с другой - обыденно, привычно. Потерялась изначальная красота текста.Уч. 3: Во втором варианте было много повторений. То, что можно сказать одним словом, заменено целым описанием. Настя Б. Первый текст слушать интереснее. Я бы сказала, что он более возвышенный. Учитель. Какую роль здесь играют устаревшие слова?Уч. 4: Они возвращают нас к старине.Уч. 5: Они называют вещи и предметы, которые были раньше.Учитель. Можно ли устаревшие слова заменять, выкидывать из подобных произведений?Уч. 6: Нет.Учитель. Почему?Уч. 7: Меняется смысл, теряется красота текста.Уч. 8: Я считаю, что заменять можно, но только для себя, если слово не понимаешь, а выкидывать, конечно, нельзя.Учитель. Я хочу прочитать вам стихотворение А. Маркова, подтверждающее вашу мысль. Вернитесь Вернитесь, милые ланиты, Не заменяют щеки вас! И око, что на мир открыто, Не то же самое, что глаз!.. Вернитесь, светлые денницы, Пред вами я склоню главу! Весь список, что не мог вместиться В мои стихи, вернись! - зову... Зову. Но, может быть, напрасно - Они, как смолкнувший напев, Как звезды, что давно погасли, Навеки землю обогрев.Учитель. Какие чувства автора показаны в этом стихотворении?Уч. 1: Грусть, тоска, печаль.Учитель. Почему поэт тоскует по словам, ушедшим из языка?Уч. 2: Потому что многие из них были красивы, звучали торжественно.Учитель. Почему слово щеки не могут полностью заменить слово ланиты?Уч. 3: Мне кажется, что ланитами можно назвать не каждые щеки, а только очень красивые, румяные. Например, женские щеки.Учитель. То есть эти слова различаются оттенками значений. Щеки - нейтральное слово, а ланиты - высокое, поэтическое. Как вы понимаете строчку «И око... Не то же самое, что глаз!»?Уч. 4: Глаза у всех есть. Слово глаза- это обычное слово. А слово очи - обозначает восхитительные, загадочные глаза.Учитель. Почему автор преклоняется перед этими словами?Уч. 5: Потому что они очень выразительны, ими хочется восхищаться.Уч. 6: Он уважает прошлое, преклоняется перед ним.Учитель. Как вы думаете, нужно ли вернуть устаревшие слова в современную речь? Объясните свою точку зрения.Уч. 7: Думаю, что этого делать не нужно, потому что речь изменится, станет по-другому звучать. Людям придется переучиваться. Мы ведь к современному языку привыкли.Уч. 8: Было бы интересно вернуть некоторые слова обратно, тогда наша речь станет выразительнее, богаче.6. Итог урока. Урок можно закончить беседой по следующим вопросам: Что нового вы для себя узнали? Какие слова называют устаревшими? На какие группы они делятся? Какое место они занимают в современном русском языке? С какими словарями вы сегодня познакомились? Что на сегодняшнем уроке вам показалось наиболее интересным? Можно ли в старинных произведениях устаревшие слова заменять современными? Объясните, почему? Для чего нужны устаревшие слова?Алгоритм определения архаизмов и историзмов 1. Найди устаревшее слово в тексте. 2. Определи его лексическое значение. Если определение значения не вызвало затруднений, смотри пункт 4; если вызвало, смотри пункт 3. 3. Обратись к словарю устаревших слов или к толковому словарю: - определи, как в словаре располагаются словарные статьи; - найди нужную словарную статью; - обрати внимание на правильное произношение слова; - прочти его толкование; - посмотри примеры употребления; - если слово многозначное, выбери то значение, которое подходит по контексту; - далее смотри пункт 4. 4. Подумай, есть ли предмет (явление), обозначенный этим словом, в современной действительности. Если есть, смотри пункт 5, если нет, смотри пункт 6. 5. Это архаизм. 6. Это историзм.

Приложение 2.

Происхождение слова и объяснение написаний




карась→ k ars →рыба (древненемецкий язык)




арбуз→ заимствовано из татарского языка карбуз→арбуз



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Дата защиты:

Фамилия Попова Имя Наталья О тчество Александровна Должность учитель начальных классов Стаж работы в должности 13 лет Специальность по диплому педагогика и методика начального обучения Общий педагогический стаж: 13 лет Образовательное учреждение (полное название): Средняя общеобразовательная школа №2 Район, город: Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк Имеет: 1 (первую категорию) с 2002 года __Претендент на: ______ высшую категорию ________________________________________ Эксперты: 1.__________________________________________________________________ 2. _________________________________________________________________ 1. Название проблемы, над которой вы работаете не менее 3-х лет и имеете устойчивые положительные результаты: Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе словарно-лексической работы 2. Условия возникновения проблемы, становления опыта: Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к коммуникативно-речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками.3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Развитие коммуникативно-речевых умений, проблема расширения словарного запаса (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому языку в начальной школе, играют важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся и носят актуальный и перспективный характер.4. Теоретическая база опыта. Над этой проблемой работали известные пелагоги и лингвисты: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.В. Текучев и другие.5. Новизна опыта: разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе словарно-лексической работы.6. Технология опыта. 1. Изучили литературу. 2. Разработали методические рекомендации. 3. Определили критерии эффективности разработанных методических рекомендаций. 4. Подобрали диагностический инструментарий. 5. Апробировали разработанные методические рекомендации.7. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности). Дети показывают устойчивые положительные результаты деятельности:8. Адресная направленность опыта. Разработанные методические рекомендации предназначены для учителей и методистов начальной школы.9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу.Научный руководитель: 1.Воронина Ю.В. – ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик; 2. Амерханова Э.Р. – ст. преподаватель кафедры педагогического мастерства

Тема урока: « Устаревшие слова: историзмы, архаизмы.»

ЦЕЛИ: показать учащимся, что родное слово всегда будит мысль, дарит радость познания; показать место устаревших слов в системе современного русского языка; учить отличать архаизмы и историзмы; развить умение проводить аналогии между словами современными и устаревшими, умение работы со словарями;нацелить на понимание роли устаревших слов в художественном тексте; поддержать интерес к словам, выходящим и вышедшим из современной языковой системы; воспитать любовь к старине, к культуре и быту русского народа.

Ход урока.

    Оргмомент.

Уч: Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно. А. Шибаев

    Сообщение темы и целей.

Уч: Ребята, вы узнали много фольклорных произведений: былин, сказаний. сказок. басен, где вам встречались слова,которые выходят или уже вышли из повседневного употребления.Сегодня мы будем говорить о месте этих слов в современном русском языке.

    Введение в тему.

Уч: Вспомните, как называется совокупность всех слов в языке?

Д: Совокупность всех слов в языке называется лексикой.(схема)

Уч: На какие 2 больших пласта можно разделить лексику?

Д: На активный и пассивный.

Уч: Что значит активный запас языка?

Д: Активный запас это такие слова, которые мы используем в речи ежедневно. Это лексика современных книг,газет,журналов,кино,радио,телепередач.Н:ученик,школа,играть,мальчик.

Уч: Как можно разграничить пассивные слова?

Д: Это новые слова, которые недавно появились в языке.Н: толерантность, компьютер,трансформер.(схема)

Д: А также слова, которые вышли или выходят из употребления, т.е. устаревшие слова.

Уч: А на какие 2 группы делятся устаревшие слова, вы вспомните,просмотрев басню И.А.Крылова «Рыбья пляска».

Показ басни.

Уч: Какие устаревшие слова встретились в тексте?

Д: (названные слова вывешиваются на доске)

Царь Вышед (вышедший)

Государь Наудя (нацепив)

(правители в др. Руси) Оне (они)

Уч: А почему слова расположены в два столбика?

Д:Зачитывает, это слова ушедшие из употребления. Они обозначают предметы, которые сейчас уже не существуют. Значит в 1 столбике историзмы.

Уч: Дайте определение историзмов.

Д: Историзмы- утаревшие слова, которые вышли из употребления потому, что исчезли те предметы, вещи. явления, которые они обозначали. Их нельзя заменить словами близкими по смыслу. Д

Уч: Что можно сказать о словах во 2 столбике?

Д: Эти устаревшие слова можно заменить современными (зачитывает), значит это архаизмы.

Уч: Дайте определение архаизмов.

Д: Архаизмы - устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления. Заменены современными словами.

Закрепление.

Уч: Я предлагаю вам посмотреть «живые» картинки и определить, какие устаревшие слова показывают ребята архаизмы или историзмы?(Музыка)

КАРТИНКИ

Уч: Какое устаревшее слово вы нашли?

1 .Амбар -постройка для хранения хлеба, сейчас зернохранилище, значит это А.

Уч: Я поставлю над словом букву А, что будет обозначать архаизм.

2 . Дань -подать населения или налог, взимаемый победителем с побежденных, это И.

Уч: О чем речь в этой картинке?

3. Ланиты -щеки, это А.

Уч: Что за слово показала Ксюша?

4. Полушка – мелкая монета достоинством в полденьги или 1/4 копейки, можно было купить калач, это И.

Уч: Кто отгадал это слово?

    Дюйм -единица длины равная, 2,54 см, в сказке Андерсана рост «Дюймовочки», это слово сейчас применяется при изменении диаметра труб, значит это А.

Уч: Какое слово отметим здесь?

6 .Яства -еда, это А.

7. Пядь -старинная мера длины равная расстоянию между концами вытянутого указ. и большого пальцев.

Уч: Молодцы. Откройте книгу на с.64 и прослушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», найдите в нем устаревшие слова.

Девки сыплют изумруд

В кладовые да под спуд;

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты.

Уч: Какие устаревшие слова вам встретились в сказке?

Д: У. сл. ПАЛАТЫ это помещения, где раньше жили цари, сейчас это музеи, это И.

Д:Устаревшее слово СПУД, а что оно обозначает я затрудняюсь ответить.

Уч: Куда нужно обратиться, если не знаешь значение слова?

Д: В таких случаях мы обращаемся к словарю.

Уч: Верно. Вы видите несколько видов словарей из школьной библиотеки(перечислить). К сожалению, среди них нет словаря устаревших слов, но на помощь нам придет толковый словарь. Воспользуемся им и найдем искомое слово.

Д: Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Ищу нужную букву с которой начинается слово, она выделена жирным шрифтом. Читает.с258.

Уч: Благодарю словарю, мы выяснили значение слова «спуд», т.е. укромное место. Составьте предложения с этим словом.

Я спрятала свои денежные сбережения под спудом.

Я спрятал свой дневник с оценкой «2» под спуд.

Свое письмо к Д.М. с новогодними пожеланиями я пока спрятал под спуд.

Уч: Спасибо. Совершим путешествие в историю русского народного костюма.

Д: Вашему вниманию предлагается просмотр русских народных костюмов, которые отражают историю и традиции, культуру и нравы наших предков.

Особенность женского костюма в плавности, мягкости, текучести линий. Надев сарафан, хочется не идти, а скользить, плыть. Не случайно раньше женщину называли павой, утицей, лебедушкой. Это сравнение с птицей закрепилось в названии головных уборов: кокошник – от курицы, кичка - от утки, сорока с рогами напоминает хвост сороки или просто лента, расшитая шитьем, жемчугом, каменьями . Головной убор был обязателен, под него прятали свои волосы. Считалось позором женщина без головного убора, отсюда выражение – опростоволосился. В отделке одежды преобладал красный цвет-цвет солнца, огня; считалось что он отпугивал нечистую силу. Белые рукава –крылья, которые могут унести в тридевятое царство. Сарафан шился из сукна, китайки, пестряди, украшался парчой, бархатом, тесьмой, плисом, а низ - разноцветными лентами.

Перед вами самый древний русский народный костюм.Основное в нем - простонародная юбка понева, полы которой, как правило не сшивались. Держалась понева на гашнике-веревочке, тесьме. Эта понева была своеобразным паспортом крестьянки: по ней можно было узнать, откуда ее хозяйка родом, замужняя или вдова, по какому случаю надела поневу, Украшалась юбка-понева богато- лентами, пуговицами, тесьмой, бархотками и даже бубенцами. Эта одежда считалась «бабьей»,девушки ее не носили..С поневой носили рубаху с косыми поликами из красного кумача .Важная часть костюма - фартук, без которого ни одна хозяйка не начинала свой день. Его также украшали. Чем богаче отделка, тем искуснее хозяйка.

Мужской костюм не так разнообразен, как женский. Основу составляет рубаха-косоворотка и порты(штаны).Считалось неприличным, если был развязан пояс-кушак. «что же ты распоясался», так говорят о человеке не умеющем себя вести. Головной убор шапки (валяные, верховка. соломенные, меховые).Из верхней одежды - поддевка (легкое пальто),армяк(кафтан из толстого сукна).Одежда украшалась вышивкой или тканным узором, использовались бисер, стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево, шитье.

Самой распространенной обувью были лапти с обмотками-онучами.

Уч: Спасибо. Послушайте стихотворение Маркова «Вернитесь» и подумайте для чего нужны устаревшие слова в нашей речи?

Вернитесь

Вернитесь милые ланиты,

Не заменяют щеки вас!

И око, что на мир открыто,

Не то же самое, что глаз!..

Вернитесь, светлые денницы,

Пред вами я склоню главу!

Весь список, что не смог вместиться

В мои стихи, вернись! - зову..

Зову. Но может быть, напрасно-

Они, как смолкнувший напев,

Как звезды, что давно погасли,

Навеки землю обогрев.

Д:Грусть,тоска.печаль.

Уч: Почему поэт тоскует по словам ушедшим из языка?

Д: Потому что многие из них были красивы., звучали торжественно.

Уч: Почему слово щеки не может заменить слов ланиты?

Д:Мне,кажется, что ланитами можно назвать не каждые щеки, а только очень красивые, румяные. Например, женские щеки.

Уч: Как вы понимаете строчку «И око не то же самое что глаз»?

Д:Глаза у всех есть. Слово глаза это обычное слово. А слово очи-обозначает восхитительные, загадочные глаза.

Д: Потому что они очень выразительны, ими хочется восхищаться. Он уважает прошлое, преклоняется перед ним.

Уч: Итак, на какие 2 группы делятся у. сл.?

Д: Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.

Уч: Чем отличаются историзмы и архаизмы?

Д: Архаизмы можно заменить современными словами, а историзмы нет.

Уч: Как вы думаете, нужно ли вернуть устаревшие слова в современную речь?

Д:Думаю, что этого делать не нужно, потому что речь изменится, станет по другому звучать, людям придется переучиваться. Мы ведь к современному языку привыкли..

Д:Было бы интересно вернуть некоторые слова обратно, тогда наша речь станет выразительнее, богаче.

Уч: Мнения разделились, но я думаю,конечно, мы должны знать значение у. сл,они красивы, точны, лаконичны, они возвращают нас к истокам, к старине, к истории, помогают понять и прочувствовать ту эпоху, которую описывает автор. А современный язык пусть пополняется новыми словами.

Уч: Сегодня на уроке были активны………………….

Уч: Закончим наше занятие рефлексией «Все в твоих руках».(используется слайд- рисунок ладошки)

Возьмите альбомный лист, где обведена ваша левая рука. Каждый палец-это какая-то позиция, по которой нужно высказать свое мнение по -нашему занятию, закрасив пальчики в соответствующие цвета, которые указаны на доске.

БОЛЬШОЙ - тема была важной и интересной – красным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - узнал много нового - желтым.

СРЕДНИЙ - мне было трудно-зеленым.

БЕЗЫМЯННЫЙ - мне было комфортно-синим.

МИЗИНЕЦ - недостаточно информации - фиолетовым.

СЛОВАРЬ АРХАИЗМОВ, ИСТОРИЗМОВ:

1. Амбар / А./– строение для хранения зерна, муки, припасов, товаров.

2. Денница / И./ – утренняя заря.

3. Доспехи / И./– защитное снаряжение воина, тяжелое оснащение.

4. Дюйм /А. / – единица измерения равная 2 см 54 мм.

5. Завалинка /И./ – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

6. Замок /И./ – дворец или крепость феодала.

7. Зга /И./- дорога

8. Злато /А./ драгоценный металл желтого цвета.

9. Карета /И. /– большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах.

10. Кафтан /И./ – старинная мужская долгополая верхняя одежда.

11. Кокошник /И./ – нарядный женский головной убор с разукрашенной передней частью, с лентами сзади.

12. Кормчий / И./ – рулевой, кормщик.

13. Кочеток / И./ – петух.

14. Ланиты /А./ – щеки.

15. Лапти /И./ – крестьянская обувь, сплетенная из лыка.

16. Очи /А./– глаза.

17. Палаты /И./ – большое богатое здание, помещение.

18. Палица /И./ – холодное оружие.

19. Перст /А./ – палец.

20. Полики / И./– отделка на рукаве рубахи русского народного костюма девушки.

21. Полушка / И./– мелкая монета достоинством в полденьги или ¼ копейки, на нее можно было купить калач.

22. Понева /И./ (юбка) – эта одежда считалась «бабьей», своеобразный паспорт крестьянки, полы юбки не сшивались, держалась на гашнике – тесьме, украшалась лентами, тесьмой, бархотками.

23. Пядь /И./ – старинная мера длины, равная расстоянию между раздвинутым большим и указательным пальцами.

24. Скипетр /И./ - украшенный жезл, эмблема власти, одна из регалий монарха.

25. Сорока /И./ – нарядный женский головной убор с рогами, напоминающий хвост сороки.

26. Спуд /И./ - скрытое место.

27. Стрелец /И./ – в Русском государстве 16 – 17 в.в. военнослужащий особого постоянного войска.

28. Сундук /И./ -

29. Уста / А./ – губы.

30. Царь /И./– единовластный государь, монарх.

31 . Яства /А./ – еда.

МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема урока

«Устаревшие слова: архаизмы,историзмы»

Подготовила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Кириченко Галина Павловна

В русском языке существует большое количество синтаксических конструкций, но сфера их применения одна - передача письменной или устной речи. Они звучат и в обычном разговорном, и в деловом, и в научном языке, их применяют в поэзии и прозе. Это могут быть как простые, так и сложные синтаксические конструкции, главная цель которых - правильно передать мысль и смысл сказанного.

Понятие сложных конструкций

Многие писатели предпочитают излагать повествование в своих произведениях с помощью простых и коротких предложений. К ним относятся Чехов («краткость - сестра таланта»), Бабель, О. Генри и другие. Но есть авторы, которые используют предложения с сложной синтаксической конструкцией, чтобы не только полнее передать описание, но и эмоции, которое оно вызывает. Наибольшее распространение они получили у таких авторов, как Гюго, Лев Толстой, Набоков и другие.

Сложная синтаксическая конструкция - это предложение, в котором присутствуют разные типы синтаксических связей. В них могут сочетаться:

  • Сочинительная и бессоюзная связи: "Большие снежинки вначале медленно опустились на тротуар, а затем посыпались быстрее - метель началась".
  • Бессоюзные с подчинительными: "Вечером погода резко ухудшилась, никто уже не хотел идти гулять, когда я закончил свои дела".
  • Смешанный тип: "Все гости в молчании прошли в зал, заняли свои места, и только после этого они стали шепотом переговариваться, пока в дверях не показался тот, кто их сюда пригласил".
  • Сочинительная и подчинительная связи: "Большой красивый упал к моим ногам, и я решила поднять его, чтобы дома поставить в вазу".

Чтобы правильно составлять сложные синтаксические конструкции, следует знать, как именно связаны между собой их части. От этого также зависит расстановка знаков препинания.

Сочинительный тип соединения

В русском языке сложная синтаксическая конструкция может состоять из частей, объединенных между собой одним из 3-х типов связей - сочинительной, подчинительной и бессоюзной или всеми одновременно. Синтаксические структуры с сочинительным типом соединения объединяют два и более равноправных предложения, соединенных сочинительным союзом.

Между ними можно было бы поставить точку или поменять их местами, так как каждое из них самостоятельное, но вместе по смыслу они составляют единое целое, например:

  • Прочтите эту книгу, и вы откроете для себя совершенно новое видение реальности. (Между двумя предложениями можно поставить точку, а содержание останется таким же).
  • Надвигалась гроза, и на небе появились темные тучи, и воздух наполнился влагой, и первый порыв ветра всколыхнул кроны деревьев. (Части можно поменять местами, при этом смысл предложения будет прежним).

Может являться одним из связующих компонентов в сложных предложениях. Известны примеры ее сочетания с бессоюзной связью.

Объединение с помощью интонации

Сложная синтаксическая конструкция часто сочетает сочинительную связь с бессоюзной. Так называются части которых соединяются между собой исключительно интонацией, например:

"Девушка ускорила шаг (1): состав, пыхтя, подъезжал к станции (2), и гудок паровоза это подтвердил (3)".

Между 1-ой и 2-ой частями конструкции бессоюзная связь, а второе и третье предложения объединены сочинительной связью, они являются полностью равноправными, и между ними можно поставить точку.

В данном примере присутствует сочетание сочинительной с бессоюзной связей, объединенных единым лексическим смыслом.

Конструкции с сочинительной и подчинительной связью

Предложения, в которых одна часть является главной, а другая зависимой, называются сложноподчиненными. При этом от первой ко второй всегда можно поставить вопрос, независимо от того, где она находится, например:

  • Я не люблю (когда что?), когда меня перебивают. (Главная часть стоит вначале предложения).
  • Когда меня перебивают, я этого не люблю (когда?). (Предложение начинается с придаточного компонента).
  • Наташа решила (на какой срок?), что уедет надолго (по какой причине?), потому что произошедшее сильно повлияло на нее. (Первая часть предложения является главной по отношению ко второй, тогда как вторая - по отношению к третьей).

Объединенные в одно целое, сочинительная и подчинительная связи образуют сложные синтаксические конструкции. Примеры предложений рассмотрим ниже.

"Я понял (1), что меня ждут новые испытания (2), и это осознание придало мне сил (3)".

Первая часть является главной по отношению ко второй, так как они связаны подчинительной связью. Третья присоединена к ним сочинительной связью с помощью союза и.

"Мальчик уже готов был заплакать (1), и слезы уже наполнили его глаза (2), когда дверь открылась (3), чтобы он мог проследовать вслед за мамой (4)".

Первое и второе предложение соединены сочинительной связью с помощью союза "и". Вторую, третью и четвертую части конструкции связывает подчинение.

В сложных синтаксических конструкциях предложения, из которых они состоят, могут быть осложнены. Рассмотрим пример.

"Поднялся ветер, усиливающийся с каждым порывом (1), и люди прятали лица в воротники (2), когда их настигал новый шквал (3)".

Первая часть осложнена деепричастным оборотом.

Виды бессоюзных и подчинительных конструкций

В русском языке часто можно встретить бессоюзные предложения, сочетающиеся с подчинительным видом связи. В подобных конструкциях может быть 3 и более частей, одни из которых являются главными для одних и зависимыми для других. К ним присоединены части без союзов с помощью интонации. Это так называемая сложная синтаксическая конструкция (примеры ниже) с подчинительно-бессоюзной связью:

"В минуты особой усталости у меня появлялось странное чувство (1) - я делаю то (2), к чему у меня совершенно не лежит душа (3)".

В данном примере 1-ая и 2-ая части связаны между собой общим смыслом и интонацией, тогда как 2-ая (главная) и 3-я (зависимая) - это сложноподчиненное предложение.

"Когда на улице выпадал снег (1), мама кутала меня в многочисленные платки (2), из-за этого я не мог нормально двигаться (3), что чрезвычайно мешало играть с другими ребятами в снежки (4)".

В этом предложении 2-ая часть является главной по отношению к 1-ой, но при этом она связана с 3-ей интонацией. В свою очередь, третье предложение является главным по отношению к четвертому и представляет собой сложноподчиненную конструкцию.

В одной сложной синтаксической структуре какие-то части могут быть соединены без союза, но при этом являться частью сложноподчинительного предложения.

Конструкция со всеми видами связи

Сложная синтаксическая конструкция, в которой используются одновременно все встречается нечасто. Применяются подобные предложения в художественных текстах, когда автор желает максимально точно передать события и действия в одной фразе, например:

"Все море было покрыто волнами (1), которые при приближении к берегу становились больше (2), они разбивались с шумом о твердую преграду (3), и с недовольным шипением вода отступала (4), чтобы вернуться и ударить с новой силой (5)".

В данном примере 1-ая и 2-ая части соединены подчинительной связью. Вторая и третья - бессоюзной, между 3-ей и 4-ой - сочинительная связь, а четвертая и пятая - вновь подчинительная. Подобные усложненные синтаксические конструкции можно разбить на несколько предложений, но составляя единое целое, они несут дополнительную эмоциональную окраску.

Разделение предложений с разными видами связи

В сложных синтаксических конструкциях ставятся на том же основании, что и в сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложениях, например:

  • Когда небо на востоке стало сереть, послышался крик петуха. (подчинительная связь).
  • Легкая дымка лежала в долине, и воздух дрожал над травами. (сложносочиненное предложение).
  • Когда диск солнца поднялся над горизонтом, будто весь мир наполнился звуками - птицы, насекомые и животные приветствовали новый день. (Запятая стоит между главной и зависимой частями сложноподчиненного предложения, а тире разделяет его от бессоюзного).

Если соединить данные предложения в одно, то получится сложная синтаксическая конструкция (9 класс, синтаксис):

"Когда небо на востоке стало сереть, послышался крик петуха (1), легкая дымка лежала в долине, и воздух дрожал над травами (2), когда диск солнца поднялся над горизонтом, будто весь мир наполнился звуками - птицы, насекомые и животные приветствовали новый день (3)".

Разбор сложных синтаксических конструкций

Чтобы провести с разными видами связи, необходимо:

  • определить его тип - повествовательное, повелительное или вопросительное;
  • выяснить, из скольких простых предложений оно состоит, и найти их границы;
  • определить виды связей между частями синтаксической конструкции;
  • охарактеризовать каждый блок по строению (сложное или простое предложение);
  • составить его схему.

Так можно разобрать конструкцию с любым количеством связей и блоков.

Применение предложений с разными видами связей

Подобные конструкции используются в разговорной речи, а также в публицистике и художественной литературе. Они в большей мере передают ощущения и эмоции автора, чем написанные по отдельности. Большим мастером, использовавшим сложные синтаксические конструкции, был Лев Николаевич Толстой.



Похожие публикации