Что такое проектная деятельность по фгос определение. Требования фгос и проблемы реализации проектной деятельности…

Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания

Григоренко Т.Ф. – методист по истории и обществознанию издательства «Мнемозина». Учитель высшей категории

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Задача перед педагогами поставлена, но далеко не все учителя понимают как обучить школьников навыкам проектной деятельности, особенно как это сделать в курсе обществознания, где проектная деятельность имеет ряд специфических особенностей, среди которых социальная направленность проектов и сложность их реализации в рамках школьного урока. По характеру работы, у меня есть возможность встречаться с учителями истории и обществознания разных регионов, проводить семинары, в ходе которых часто поднимаются вопросы, касающиеся реализации требований ФГОС, в том числе и по внедрению проектной деятельности в учебный процесс. Проведенные мною опросы учителей Иркутской, Ленинградской, Калининградской, Костромской, Ростовской областей, Ненецкого автономного округа, Бурятии и Северной Осетии, а также Приморского края (всего принимали участие 340 учителей) показали, что около 36 % педагогов практически не используют метод проектов в обществоведческом курсе. Причин несколько: это и недостаток знаний о методе проектов, и нехватка времени на уроке, ограниченность ресурсов и загруженность учащихся другими предметами. Среди тех, кто включал проектную деятельность в учебный процесс, отмечались следующие трудности использования метода проектов: отсутствие успеха при первых опытах использования метода проектов на уроках обществознания, слабая заинтересованность учащихся в проектной деятельности (ученики выполняли работу без энтузиазма), мало времени и на креатив, и на внедрение идеи в рамках урока. Помимо этого социологический опрос выявил, что есть учителя (22 % респондентов), которые связывают учебные проекты (особенно социальные проекты) только с внеклассной воспитательной работой или системой дополнительного образования. Они считают, что проекты в курсе обществознания чаще всего долговременные, социально направленные и поэтому не могут быть реализованы в рамках одного или двух уроков.

Среди педагогов, которые все-таки использовали метод проектной деятельности на уроках, есть крайние точки зрения.

Небольшая часть преподавателей (3%) отметили, что применяют метод проектов на уроке в одном и том же классе один-два раза в неделю и что это вполне допустимо. Можно порадоваться такой активности, но, к сожалению, часто в таких случаях за проектную деятельность выдаются виды деятельности, которые трудно назвать проектной, т. к. в них не используются проектные технологии. В результате такой работы нет разрешения проблемы с помощью новых знаний, нет нового продукта, полученного в процессе этой деятельности, а все сводится к реферату или презентации по заданной теме, в лучшем случае с использованием интернета. При этом и реферат, и презентация часто никак не связанны с решением проблемы. Между тем, несмотря на отсутствие единого подхода к пониманию, что должна представлять собой проектная деятельность в рамках образовательного процесса, многие авторы связывают проектную деятельность именно с постановкой реальной цели и решением проблемы. К примеру, Е.С. Полат определяла проектную деятельность как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» . Е. Беляков, Н. Воскресенская, А. Иоффе в руководстве по развитию «Активной школы» с использованием проектирования определяют проектную деятельность как предвосхищенную деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях неопределенности и ограниченности во времени.

Еще одной ошибкой при организации проектной деятельности является подмена проекта ролевой или деловой игрой. Несмотря на некоторые общие характеристики деловой (ролевой) игры и проекта (и игра, и проект выступают как метод эффективного обучения и поиска наилучшего решения поставленной задачи), между ними есть принципиальная разница. Деловая игра выступает средством моделирования разнообразных условий, в ходе которых имитируются различные виды человеческой активности и взаимодействия. Проект – (от лат. «брошенный вперед») «уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски; процесс, изменяющий ситуацию и описанный по определенной форме». Таким образом, мы видим из определения, что проект – это реальное дело и никак не может быть имитацией. Необходимо обращать внимание на такие ошибки, т. к. школьники, при таком подходе, не осознают отличие проекта от других видов деятельности, и, следовательно, не приобретают навыков проектной деятельности.

Другие учителя отмечали, что метод проектов невозможно использовать чаще, чем один-два раза в год (28 %), т. к. не хватает времени на подготовку проекта на уроке и дома. Эта же причина называлась и преподавателями, которые организовывали проектную деятельность один раз в четверть (36 %). Остальные преподаватели отмечали использование проектной деятельности один раз в месяц.

Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. Как уже отмечалось, в ходе проекта должна решаться проблема, которая интересна ученикам и сформулирована ими. Для этого учащийся должен ясно осознавать цель проекта. Но как тогда связать проект с учебной темой? Ведь самим школьникам трудно определить тематику проекта, тем более связать ее с учебной темой. В данном случае роль учителя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире учебной темы. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний. Например, учебная тема: «Глобальные проблемы современности». Тема проекта может быть следующей: «Проявление экологической проблемы в родном регионе. Проект улучшения экологической обстановки в своем городе».

С учетом мнения учителей, был составлен перечень тем, которые можно предложить для осуществления проектной деятельности в курсе обществознания:

  • проект «Идеальная школа будущего» (может быть неким прообразом школы будущего);
  • проект «Улучшим экологию родного города, села» (социально направленный, может содержать исследование экологической обстановки города (сельского поселения) с опорой на материалы местных СМИ, Интернета и включать конкретные предложения по улучшению экологии в городе);
  • проект «Возрождение российского населения» (может представлять собой анализ демографической обстановки в своем регионе и меры, которые должны принять местные власти и сами жители для увеличения рождаемости);
  • проект «Я – будущий предприниматель» (может быть прообразом предполагаемой предпринимательской деятельности с составлением бизнес-плана);
  • проект «Кодекс чести предпринимателя» (может быть представлен как творческий продукт нормативного характера);
  • проект «Социальная защита и преодоление бедности» (социально направленный, должен содержать исследование уровня жизни разных слоев населения города (села), с опорой на материалы местных СМИ, Интернета и включать предложения по организации социальной защиты малообеспеченных и других незащищенных слоев населения);
  • проект «Преодоление негативной девиации у школьников» (социально направленный, предполагает исследование и предложения по преодолению девиантного поведения школьников);
  • проект «Интернет в жизни школьника: помощь или зависимость?» (исследование об использовании учащимися Интернета и преодолении возможной зависимости).
  • проект «Давайте жить дружно» (предполагает исследование конфликтных ситуаций в школьной среде и предложения по предотвращению конфликтов среди сверстников);
  • проект «Защити права несовершеннолетних» (может содержать исследование нарушений прав ребенка в случае девиантного поведения родителей или недобросовестного исполнения обязанностей представителями администрации, а также предложения по защите прав несовершеннолетних и т. д.).

Это далеко не полный перечень возможных тем для организации проектной деятельности, а лишь маленький ориентир в выборе тематики проектных работ. Помогая ученику в выборе темы проекта, необходимо учитывать его возраст, образовательный уровень, интересы, а также соотносить проект с задачами учебного процесса.

Если рассматривать виды проектов по взаимодействию, то 23 % респондентов ответили, что ученики предпочитали заниматься проектом индивидуально, 46 % сообщили, что в основном на уроках обществознания имели место групповые проекты, 31 % — и индивидуальные и групповые.

Согласно данным опроса предпочтение отдано групповым проектам. Преимущество группового проекта заключается в формировании коммуникативной компетенции школьников, возможности расширить границы проекта, найти лучшее решение проблемы. В то же время групповой проект сложнее организовать, так как трудно найти общую тему, которая будет интересна нескольким ученикам. Индивидуальный проект, созданный учеником единолично, заслуживает внимания тем, что формирует умение обучающегося вести его от начала до конца, самостоятельно находить решение проблем, нести личную ответственность за результат.

Один из вопросов, волнующих учителей обществознания – это представление школьниками готового проекта, особенно если он рассчитан на один-два урока. В какой форме может осуществляться защита такого проекта? В качестве оптимальных вариантов можно предложить защиту в виде доклада, реальной или виртуальной выставки, небольшого видеофильма, рекламного ролика и др. Если проект выходит за рамки урока, то презентация проекта может быть самой разнообразной: в виде реферата с вариантом решения социальной проблемы, в виде спектакля и других формах.

Существует еще одна проблема – оценивание проекта. В той или иной степени с ней столкнулись 84 % опрошенных учителей. Сложность заключалась в расставлении приоритетов при оценивании работы школьников. Большинство учителей в качестве критерия оценки проектной работы отмечали выполнение поставленной цели и достижение конкретных результатов. Среди других критериев, в равной мере, были названы практическая (общественная) значимость проекта, оригинальность решения обозначенной проблемы, исследовательские методы в работе, умение представить результаты проекта. Различие критериев в оценке проекта позволяет отойти от привычной пятибалльной системы и дает возможность педагогу использовать суммарный показатель всех достижений школьника при работе над проектом.

Следует отметить, что все данные опроса, приводимые в статье, не проверялись на соответствие действительности, их достоверность определяется честностью ответов респондентов, но значимость проектного метода и его возможный потенциал в курсе обществознания были признаны всеми учителями, участвовавшими в опросе.

Примечания

См. интернет ресурс: Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm

Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Активная школа. Руководство по развитию школы с использованием проектирования. Рабочие материалы. М., 2010, С. 38.

Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. Москва, декабрь 2012.

Основные этапы работы над проектом. Структура учебной деятельности. Этап 1. Принятие решения о выполнении проекта. Учебные мотивы. Этап 2. Определение цели деятельности. Учебная цель. Этап 3. Определение задач деятельности. Учебная задача. Этап 4. 1) Составление плана действий 2) Составление программы. Учебные действия и операции ориентировка преобразование (исполнение) контроль оценка. Учебные действия и операции ориентировка преобразование (исполнение) контроль оценка. Учебные действия и операции ориентировка преобразование (исполнение) контроль оценка. Учебные действия и операции ориентировка преобразование (исполнение) контроль оценка. Учебные действия и операции ориентировка преобразование (исполнение) контроль оценка. Этап 5. Проверка программы на «реализуемость». Этап 6. Выполнение программы. Этап 7. Предварительный контроль. Этап 8. Презентация продукта.

Картинка 12 из презентации «Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС» к урокам педагогики на тему «Проекты в начальной школе»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 7657 КБ.

Скачать презентацию

Проекты в начальной школе

«Проектная деятельность и проект» - Пернатые питомцы. Окружающий мир. Окружающий мир. 2 класс. Летний проект «Мастерская слова». Любимое число Симметрия. Наши питомцы. Всё о собаках. Русский язык. Загадки, считалки, скороговорки Сказки. Китайская пословица. Используем средства языка при общении Язык мой – друг мой. Знание – сила. УМК «Планета знаний».

«Проекты в начальной школе» - Не отработана процедура учета внеучебных достижений. Терпимо относиться к критике. Дефицит времени. Рекомендации для осуществления проектной деятельности в начальной школе. Самостоятельное получение и анализ информации. Воспитатели ГПД, участвующие в проектной деятельности, получили признание. План – график реализации проекта (дорожная карта).

«Проектная деятельность младших школьников» - Методологическая база. Развитие познавательной активности. Актуальность. Помощники здоровья. Цель проекта. Механизм реализации проекта. Выводы. Участие в школьных и городских семинарах. Этапы реализации. Ожидаемые результаты. План реализации педагогического проекта. Учебные проекты. Результаты тестирования.

«Проекты младших школьников» - Разработка учебного проекта. Метод сверхзадач. Цель, объект, предмет. Пушистые хитрюги. Выбор темы. Особенности творчества младшего школьника. Введение в тему. Лист планирования. Этапы опытно-экспериментальной работы. Выявить подходы к организации учебного проекта в начальной школе. Умелые проныры. Основные современные подходы к пониманию проектного метода.

«Исследовательские проекты младших школьников» - Формы продуктов проектной деятельности. Мини-проекты. Поисковый этап. Развитие младших школьников. Младший школьный возраст. Этапы проектной деятельности. Особенности организации. Критерии успеха работы над проектом. Роли участников проектной деятельности. Оформление проектной папки. Главная идея организации проектной деятельности учащихся.

«Исследовательский проект» - Работой над проектом может стать задание на лето. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. План работы над исследовательским проектом. Проектно- исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя.

Всего в теме 11 презентаций

«Проектная деятельность младших школьников» - Участие в конкурсах и олимпиадах. Правила дорожные знать каждому положено. Ближайшие перспективы. Братья Деда Мороза. Кружковая работа. Выводы. Механизм реализации проекта. Уровень мотивации познавательной активности. Предмет исследования. Помощники здоровья. Ожидаемые результаты. Противоречия. Гипотеза.

«Проектная деятельность» - Визуализация результатов через презентацию. Улучшение темпа и течения занятия. Защита проекта. Этап планирования. Использование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников. поиск информации через Интернет. Применение компьютерных технологий. Промежуточные результаты и выводы.

«Исследовательский проект» - 3. Трансляционно-оформительский этап. На совместном собрании познакомить с технологией проектной деятельности, показать образцы проектов, раздать памятки по созданию проекта. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности: Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов: исследовательские; информационные; практико-ориентированные.

«Исследовательские проекты младших школьников» - Проект, интегрирующий смежную тематику. Критерии успеха работы над проектом. Мини-проекты. Развитие младших школьников. Монопроекты. Бланк. Главная идея организации проектной деятельности учащихся. Формы презентации проектов. Давайте обсудим. Проектная деятельность младших школьников. Особенности организации.

«Как сделать проект» - Предзащита развивает культуру оформления и предъявления результатов работы для слушателей. О результате проекта. Создание эмблемы. Продумать: Общее обсуждение (чему научиться, кому помочь, каким стать?). Результат получился. 3.Все ли получилось так, как мы задумали? Исходит от взрослого. Мы выполнили то, что задумали.

«Проектная деятельность и проект» - Организация проектно-исследовательской деятельности. Любимые писатели, произведения и герои. Авторские сказки. Пернатые питомцы. Окружающий мир. 2 класс. Цели работы над методом проектов: Как хорошо уметь грамотно писать. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения. Этапы проектной деятельности.

Всего в теме 11 презентаций



Похожие публикации