Вывоз капитала осуществляется в следующих формах. Основные формы вывоза капитала

Углубление международного разделения труда и формирование мирового рынка ведет к развитию форм обмена товаров. В дополнение к обмену и вывозу товаров из одной страны в другую начинает осуществляться вывоз капитала.

Вывоз капитала можно определить как сумму расходов, произведенных гражданами и фирмами какой-либо страны для приобретения реальных активов и ценных бумаг в других странах. Иначе говоря, это изъятие части капитала из национального оборота и включение в производственный процесс или иное обращение в различных формах в других странах с целью получения более высокой нормы прибыли за счет преимуществ, связанных с использованием интернационального фактора производства по сравнению с национальными условиями хозяйствования.

Формы вывоза капитала различаются:

По функциональному назначению;

По сроку;

По собственности.

Различают две основные функциональные формы вывоза капитала: вывоз производительного (или предпринимательского) капитала и вывоз ссудного капитала.

В первом случае – это вложения в промышленность, сельское хозяйство, торговлю, банки и т.д. (строительство за рубежом новых предприятий или скупку акций действующих предприятий, организацию их деятельности). Во втором случае – это займы отдельным государствам, городам, банкам, различным промышленным и прочим компаниям и фирмам. Доход на производительный капитал принимает форму прибыли, на ссудный капитал – форму ссудного процента.Предпринимательские вложения подразделяются на прямые, главным образом в акции различных предприятий, обеспечивающие полное владение или полный контроль над деятельностью данного предприятия, и портфельные, которые формально не предоставляют держателям этих акций полноты контроля и владения.

Экспорт предпринимательского капитала имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами, так как экспортер распоряжается им в течение всего периода функционирования. Такая же форма, как ссудный капитал, полностью переходит в распоряжение импортера.

Вывоз капитала по срокам может быть краткосрочным (до одного года) – это краткосрочные займы и кредиты, банковские депозиты в иностранных финансовых институтах; среднесрочный (от одного до двух лет); и долгосрочный (свыше двух лет) – это прямые и портфельные инвестиции, а также долгосрочные займы и кредиты. Краткосрочным, как правило, бывает вывоз ссудного капитала, долгосрочным – вывоз предпринимательского капитала.

Вывоз капитала по формам собственности составляет государственный капитал, если он вывозится государственными предприятиями и организациями, и частный капитал, если его вывозят организации и компании всех форм собственности, кроме государственной. Частный капитал вывозится, как правило, в предпринимательской форме, государственный – в ссудной.

В современных условиях в вывозе капитала все большее место и значение приобретает экспорт патентов и лицензий на новые научно-технические открытия и изобретения. Эти формы вывоза капитала обусловлены, прежде всего, дальнейшим усилением интеграционных процессов, международным переплетением капиталов.

Точно так же, как экспорт и импорт товаров в совокупности образуют международную торговлю, вывоз и ввоз капитала в со­вокупности представляют собой международное движение (миг­рацию) капитала. Речь в данном случае идет о движении одного из важнейших факторов производства, который уходит из обра­щения внутри собственной («своей») национальной экономики и перемещается в другие страны. Вывоз капитала, его активная международная миграция (перелив) является одной из характерных черт современного мирового хозяйства.

Уже в начале XX в. вывоз капитала в мировой экономике по своей динамике опережал вывоз товаров, хотя они между собой взаимосвязаны: вывоз капитала часто способствует вывозу това­ров и, наоборот, вывоз товаров нередко влечет за собой вывоз капитала.

Вывоз капитала - это изъятие части капитала из национального оборота данной страны и перемещение его в соответствующих формах в экономику зарубежных стран. При этом существенно, что за ру­беж переносится не акт реализации прибыли, уже заключенной в цене экспортируемого товара или услуги, а процесс ее создания.

Размещение части национального капитала за границей и до­пуск иностранного капитала в национальную экономику означа­ют формирование устойчивых экономических связей между хо­зяйствами двух стран, поскольку экспортируемый (или импорти­руемый) капитал становится частью воспроизводственного про­цесса страны конечного использования либо непосредственно (в форме предпринимательского капитала), либо опосредованно (в форме ссудного капитала).

Основной целью вывоза капитала является получение предпри­нимательской прибыли или ссудного процента (если вывозится ссудный капитал). Кроме этого преследуются цели завоевания новых сегментов мирового рынка и закрепления на них, т. е. цели соб­ственно экспансии капитала.

Причины «выхода» капиталов за национальные государствен­ные границы разнообразны. Традиционное марксистское эконо­мическое учение исходило из того, что главной причиной вывоза капитала в эпоху империализма является относительный избыток капитала (монополии не всегда находят сферы достаточно прибыльного применения капитала в собственной стране). Отмечалось также, что техническая возможность вывоза капитала практически во все регионы мира появилась с распространением передовых средств транспорта в конце XIX - начале XX в.

Однако на рубеже XX- XXI вв. такое объяснение не является полностью адекватным.

Всемирный научно-технологический переворот привел к существенным изменениям в масштабах производства. В экономике промышленно развитых стран сохраняется и развивается сложная иерархия мельчайших, мелких, средних, крупных и крупнейших предприятий. В то время как первые три категории оперируют преимущественно в национальных границах, крупные и крупнейшие предприятия в поисках прибыльного приложения капитала стремятся освоить все больше мирового экономического пространства, что способствует:

    достижению экономии в масштабах производства;

    использованию более дешевой квалифицированной рабочей силы;

    использованию фактора неодинаковой обеспеченности различных регионов и стран природными ресурсами;

    проникновению на рынки стран, проводящих политику ограничения иностранного капитала;

    укреплению позиции фирм на существующих и потенциальных рынках сбыта продукции.

В современных условиях быть крупной компанией и замыкать­ся в национальных границах означает, как правило, утрату «тем­па движения», а следовательно, ухудшает позиции в конкурент­ной борьбе. Сильным побудительным стимулом является стремле­ние преодолеть тарифные и нетарифные ограничения, которые препятствуют проникновению импортных товаров на нацио­нальные рынки. Важным стимулом также является возможность диверсифицировать экономический и политический риски, по­лучить доступ к более точной информации о конъюнктуре и пер­спективах сбыта и тем самым создать более твердые гарантии ста­бильности деятельности компании. Определенное значение имеет и стремление утвердиться в странах, рынки которых в будущем могут стать полем приложения капитала.

Наиболее полно разнообразие причин, побуждающих компа­нии вывозить капитал за национальные границы, проявляется в условиях глобализации мирового хозяйства. Логика хозяйствен­ного развития такова, что для упрочения своего положения круп­ная компания должна осваивать все мировое экономическое про­странство. При этом в некоторых случаях предприятия компании могут оставаться в одной стране, однако сфера приложения бу­дет намного шире. Примером такой глобальной компании мож­но считать «Майкрософт».

Экспорт государственного капитала также осуществляется в це­лях обеспечения национальных экономических интересов. Кроме того, не утратили своего значения и идеологические соображения. В ряде случаев экспорт государственного капитала ставит своей целью либо поддержать соответствующие политические режимы, либо способствовать их трансформации в желательном для креди­тора направлении. Напротив, если правящий режим в той или иной стране проводит политику, находящуюся в резком противо­речии с позицией кредитора, то в этом случае предоставление государственных кредитов такому режиму либо ограничивается, либо полностью прекращается.

Как и во внешней торговле, экспорт капитала из одной страны является импортом капитала для другой. Причины импорта капи­тала также разнообразны. Частные компании могут брать займы или создавать совместные предприятия с иностранными фирмами в целях разработки и освоения новых технологий, передового управленческого опыта, использования известных товарных зна­ков, укрепления своих позиций внутри страны и проникновения на мировые рынки. Государства стремятся создать благоприятные условия для достижения более высоких темпов экономического роста, структурной перестройки национальной экономики.

Однако последствия международного «перелива» капитала для стран - экспортеров и стран - импортеров капитала противоре­чивы. Например, в случае активного экспорта капитала данная страна расширяет свое присутствие в различных регионах мира, но при этом с уходом капитала могут обостриться собственные проблемы занятости (как было в 90-е гг. XX в. в Японии). С актив­ным импортом (приходом) иностранного капитала у отечествен­ного бизнеса данной страны может снизиться норма прибыли, однако при этом возрастет занятость и т. д.

Поэтому при привлечении иностранного капитала в данную страну должен учитываться целый ряд конкретных обстоятельств:

    структура национальной экономики и сложившаяся в ней специализация производства;

    состояние финансовой системы страны и финансовых рынков;

    уровень конкуренции в стране;

    положение в социальной сфере (занятость, жизненный уро­вень основной массы населения и др.).

В зависимости от указанных конкретных обстоятельств иност­ранный капитал может стать как фактором развития, так и, на­против, фактором обострения социально-экономических и поли­тических противоречий (внутри государства и между государства­ми). Это зависит от решения ряда проблем:

Каковы масштабы иностранных инвестиций;

    в какие отрасли и регионы национальной экономики идет иностранный капитал и в каких формах;

    как регулируются в данной стране иностранные инвести­ции и т.д.

Мировая практика свидетельствует, что иностранный капитал более охотно идет в страны со стабильным национальным зако­нодательством, регулирующим иностранные инвестиции, с пред­сказуемой экономической политикой и устойчивым политиче­ским режимом, с благоприятным инвестиционным климатом, под которым понимается вся совокупность факторов (политических, экономических, юридических, социальных и др.), определяющая пер­спективы прибыльности (эффективности) вложения капитала и сте­пень риска для инвестора.В понятии инвестиционного климата внут­ренние и внешние (иностранные) инвестиции взаимосвязаны: если в страну по причинам неблагоприятного инвестиционного кли­мата не поступает иностранный капитал, то скорее всего из нее будет «уходить» и отечественный капитал.

Поэтому на практике одновременно с понятием вывоза ка­питала существует и понятие «бегство капитала». Речь в данном случае идет, как правило, о ситуации массового оттока част­ных капиталов в связи с теми или иными проявлениями странового риска (нарастание экономической и (или) политичес­кой нестабильности и (или) опасности обесценения националь­ной валюты).

Таким образом, экспорт и импорт капитала не могут быть удов­летворительно объяснены, если исходить из какой-либо одной причины. Уже сейчас можно предположить, что в число важней­ших факторов, которые будут оказывать сильное воздействие на географическое распределение мировых инвестиций, войдет де­мографическая ситуация в промышленно развитых государствах в первой половине XXI в. Старение населения промышленно разви­тых стран приведет к необходимости поиска новых сфер и регио­нов использования капитала. Считается, что развивающиеся стра­ны, в которых будет сосредоточена основная масса трудоспособ­ного населения, могут стать ареной приложения капитала, на­капливаемого в промышленно развитых государствах.

Формы вывоза капитала различаются по следующим критериям:

    источники происхождения капитала;

    характер использования капитала;

    цели вложения капитала;

    сроки вложения капитала.

Первая группа (по источникам происхождения капитала, т. е. кто является субъектом вложения капитала) включает в себя сле­дующие формы:

    государственный капитал: субъектом вложений является го­сударство, которое предоставляет ссуды, государственные зай­мы, гранты, экономическую помощь. Движение государственного капитала осуществляется на основе межправительственных соглашений;

    кредиты и иные средства, предоставляемые международны­ми организациями (МВФ и др.);

    частный капитал средства, поступающие от негосударствен­ных источников (юридических и физических лиц). Существенную роль здесь играют ведущие ТНК.

Вторая группа (по характеру использования) включает в себя:

    вывоз предпринимательского капитала;

    вывоз ссудного капитала.

Вложения предпринимательского капитала в страну могут про­исходить как путем создания филиала, так и за счет приобрете­ния уже существующих в ней предприятий. К конкретным фор­мам вывоза ссудного капитала относятся займы, кредиты, вложе­ния средств в иностранные банки, покупка облигаций и акций иностранных компаний и др.

По целям вложения иностранные инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.

Прямые иностранные инвестиции основаны на долгосрочных экономических интересах инвесторов. Они дают право собствен­ности или фактического контроля над предприятием - объек­том инвестиций. Достаточно длительное время к прямым инвес­тициям относили инвестиции, позволяющие получить пакет ак­ций предприятия, составляющий не менее 25 % их общей сто­имости. Однако в последние годы к прямым инвестициям относят инвестиции, которые обеспечивают не менее 10 % общей стоимо­сти акций предприятия.

Портфельные инвестиции (не более 10 или 25 % общей сто­имости акций предприятия) не дают права контроля над объек­том вложений капитала, а только право на доход. Вкладывая ка­питал в ценные бумаги предприятия, инвестор не стремится к непосредственному участию в делах фирмы, а предпочитает по­лучать дивиденды или процент.

В российской статистике к прямым инвестициям относят вло­жения капитала юридическими или физическими лицами, полно­стью владеющими предприятием или контролирующими не ме­нее 10 % акций и акционерного капитала. К портфельным относят инвестиции на покупку акций, векселей или: других ценных бумаг, которые составляют менее 10 % общего акционерного капитала предприятия.

В зависимости от длительности срока вложений ссудного капи­тала различаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные вложения.

Следует иметь в виду, что помимо собственно вывоза капитала все большее значение приобретает реинвестирование прибылей, получаемых с заграничных инвестиций. Поэтому понятия «вывоз капитала» и «заграничные инвестиции» не совпадают.

К вывозу капитала тесно примыкает так называемая «офици­альная помощь развитию» - финансовая и техническая помощь, предоставляемая развивающимся странам в целях преодоления их социально-экономического отставания от промышленно разви­тых государств.

Существуют два основных канала для:перетока финансовых средств в указанные страны: «официальное: финансирование раз­вития» и «официальная помощь развитию». Первое понятие шире второго и включает сумму «официальной помощи развитию» и всех других ресурсов, выделяемых по официальным каналам, за исключением государственных экспортных: субсидий.

Финансовая помощь включает дары, займы, кредиты и субси­дии. Нередко к понятию «помощь развитию» относят все переме­щение капитала в развивающиеся страны (в предприниматель­ской и ссудной форме). Техническая помощь может предоставляться в виде передачи производственного опыта и научно-тех­нических знаний на льготных условиях или безвозмездно. С этой целью в развивающихся странах для обучения национальных кад­ров создаются центры профессионально-технического обучения с оборудованными лабораториями и библиотеками и т. д. Как пра­вило, этот вид помощи предусматривает направление экспертов и специалистов из стран-доноров, а также предоставление сти­пендий для студентов развивающихся стран.

Развивающиеся страны (помимо экономической, финансовой и технической) получают также продовольственную помощь, ко­торая, как правило, предоставляется при чрезвычайных обстоя­тельствах, например, засухах, наводнениях и т. д. За последние 20 лет такая помощь нередко оказывалась целому ряду стран, прежде всего африканским.

Средства, направляемые по линии «официальной помощи раз­витию», должны удовлетворять следующим требованиям: 1) на­правляться на цели экономического развития и 2) содержать грант-элемент в размере не менее 25 % (при фиксированной став­ке дисконта 10 %). Грант-элемент определяется как выраженное в процентах частное от деления разницы между нарицательной стоимостью займа и суммой будущих платежей по обслужива­нию долга, дисконтированных по фиксированной ставке, на размер займа.

Несмотря на рост общего объема финансовых ресурсов, на­правляемых в 90-х гг. в развивающиеся страны, доля «официаль­ной помощи развитию», выраженная в неизменных ценах, к кон­цу десятилетия сократилась, что вызвало озабоченность обществен­ности развивающихся стран и ряда международных организаций.

Вывоз капитала осуществляется в двух основных функциональных формах - вывоз предпринимательского и вывоз ссудного капиталов. В первом случае речь идет о вложениях капитала в экономику других стран посредством развития сферы производства и обращения (здесь у нас капитал-функция). В случае же вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала в денежной форме (в виде банковских и государственных кредитов). Здесь речь идет о специфической форме сделки с деньгами - ссуде, когда собственность на денежный капитал остается в руках предоставившего кредит, причем деньги, в конечном итоге, возвращаются к кредитору с приращением. Можно смело утверждать, что в этом случае мы имеем дело с капиталом-собственностью.

Вывоз предпринимательского капитала, в свою очередь, представляется как вывоз портфельных и прямых инвестиций. В первом случае мы имеем дело с приобретением пакетов акций (не дающих контроля) зарубежных предприятий и компаний. Во втором же случае нам приходится сталкиваться или со строительством за границей предприятий (производственных мощностей), или с покупкой у зарубежных фирм пакетов акций, дающих контроль за их деятельностью.

Особое место занимает вывоз капитала в виде вывоза лицензий и других прав, дающих возможность зарубежному предприятию использовать ту или иную передовую технологию. Внешне данная сделка (по покупке лицензий и патентов) выступает как обычная торговая (имеем дело со специфическим товаром-разрешением). Однако, по сути, это сделка с капиталом, потому что приобретение лицензии или комплекта оборудования дает возможность продавцу не просто воздействовать на работу данного предприятия, а фактически ее контролировать. Здесь мы сталкиваемся со специфическими формами контроля, напрямую не связанными с собственностью на капитал.

Вывоз капитала оказывает весьма существенное влияние как на экономику страны, вывозящей капитал, так и на экономику страны, ввозящей капитал.

В первом случае может возникнуть дефицит инвестиционных ресурсов в “своей” стране, если вывоз капитала значительно превышает обратный его приток в страну (в этой ситуации достаточно часто говорят о так называемой английской болезни, когда активная экспансия английского капитала фактически обескровила целые отрасли национальной экономики и для “лечения” понадобились достаточно серьезные меры по привлечению иностранного капитала в английскую экономику).

Итоговое влияние вывоза капитала на вывозящую страну складывается в результате “суммирования" этих разнонаправленных последствий.

В случае ввоза иностранного капитала также возникают последствия, как со знаком “плюс", так и со знаком “минус".

К положительным последствиям стоит отнести увеличение производства, занятости, приобщение к новым технологиям - все то, что связано с созданием иностранным капиталом новых производственных мощностей. Национальная экономика, принимающая капитал, на деле получает дополнительные финансовые ресурсы Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. - Учебное пособие. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - С. 135..

С другой стороны, иностранный капитал претендует и на часть прибавочной стоимости, созданной в данной стране (он может вывозить ее “домой”), и не упускает возможности оказать на принимающую страну не только экономическое, но и политическое давление, особенно если баланс движения капиталов складывается явно не в пользу страны, принимающей капитал. В этом случае вывоз капитала рассматривается как самая эффективная форма оказания воздействия на ту или иную страну. Это очень четко проявлялось в послевоенный период по отношению к западноевропейским странам, принимавшим в значительных масштабах американский капитал, и к развивающимся странам вообще.

Очевидным результатом вывоза капитала для него самого становится его превращение в международную (транснациональную) форму и образование международных капиталов-монополий (или просто - международных монополий).

Наука различает несколько форм международных монополий. Чаще всего говорят о транснациональных и многонациональных монополиях (корпорациях - ТНК и МНК соответственно). Определимся с данными понятиями. Транснациональная корпорация - это однонациональная по капиталу и контролю, но многонациональная по сфере деятельности компания (фирма, монополия). Многонациональная корпорация - это многонациональная (как правило, двунациональная) по капиталу и контролю, и многонациональная по сфере своей деятельности компания (фирма, монополия).

Первые (ТНК) встречаются гораздо чаще. Это очень типичная форма международных монополий, к ним относятся, например, “Дженерал Моторз”, ИБМ, “Майкрософт" и проч. МНК же встречаются намного реже. Из устойчивых, существующих уже почти век, стоит выделить англо-голландские компании “Ройял Датч-Шелл" и “Юнилевер”. МНК активно создавались в 70-е годы нашего столетия, но практически все они оказались непрочными, распавшись в конечном итоге на те же части, из которых и создавались, например, “Данлоп-Перелли" или “АГФА-Геверт".

Справедливости ради стоит сказать, что современные крупные фирмы - это, как правило, ТНК (их международный характер ни у кого уже давно не вызывает сомнений). Это действительно гиганты. По данным 1999 года, ведущие американские компании реализовали продукции (в млрд. дол): “Дженерал Моторз” - 176,6, “Вол Март” - 166,8, “Экссон - Мобил" - 163,9, “Форд Мотор" - 162,6, “Дженерал Электрик” - 111,6, получив при этом прибыли соответственно (в млрд. долл): 6,0; 5,4; 7,9; 7,2; 10,7 (для сравнения - крупнейшая российская фирма РАО “Газпром” произвела продукции на 12,3 млрд. дол., получив при этом прибыли 1,87 млрд. дол).

Очевидно, что капиталы таких размеров, чьи доходы вполне сопоставимы с национальным доходом многих малых, средних и даже крупных стран, претендуют на роль самостоятельных и очень серьезных участников (субъектов) современной мировой экономики. Заметим, что представленные цифры - это только верхушка айсберга этих гигантов, так как вокруг них существуют тысячи и даже десятки тысяч предприятий (фирм), юридически самостоятельных, но “включенных" в единый технологический процесс крупнейших монополий и реально от них зависящих.

Современные крупнейшие международные монополии стремятся напрямую воздействовать и на мирохозяйственные процессы, и на политические решения.

Появление столь крупных производственно-сбытовых и финансовых комплексов, каковыми являются ТНК и МНК, создает новый тип экономических отношений внутри компаний. Происходит их интернационализация, при этом также подрывается и рыночный характер связей.

Современные ТНК и МНК ведут деятельность в десятках стран мира. Продукт, по мере его производства, может несколько раз пересекать национальные границы, участвуя в международной торговле (не выходя при этом за “границы” ТНК и МНК). Такое положение дел дает возможность руководству крупнейших компаний использовать во внутрифирменном обороте не рыночные, а назначаемые (трансфертные) цены. Таким образом, значительные потоки товаров и услуг фактически выпадают из нормального рыночного оборота, хотя формально совершают рыночное движение.

Все это используется финансовой олигархией для перераспределения прибавочной стоимости, созданной в масштабах всего мирового хозяйства, в свою пользу. Характер создания и присвоения стоимости и прибавочной стоимости также принимает транснациональную форму. При этом достаточно сложно вообще определить источник прибавочной стоимости при производстве и реализации конкретного товара (в какой стране и какое количество стоимости и прибавочной стоимости производится).

Подрыв рыночных отношений внутри международных монополий - это очень серьезная проблема, которая подробно рассматривается в рамках курса “Теория организации". Для нас же важен сам факт того, что происходит искажение рыночных отношений и рынка субъектами, которые объективно возникли именно в результате становления и развития такой экономической формы, какой является рынок. В рамках крупнейших международных монополий искажается основной рыночный принцип - принцип эквивалентности в обмене (деятельностью и товарами) Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. - Учебное пособие. -Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - С. 177 с..

Пользуясь тем, что внутрифирменный оборот не представляет собой движение продукта труда в форме товара (товаром продукт труда становится только тогда, когда он “покидает" ТНК или МНК, вступая в процесс конечного обмена), крупнейшие капиталистические предприятия на всех стадиях производства подменяют эквивалентный обмен деятельностью искусственными трансфертными ценами, которые напрямую не связаны с реальными затратами труда на стадиях производства готового продукта.

Это дает возможность искажать пропорции международного обмена (подрывать принцип эквивалентности и в обмене), так как перемещение продукта по стадиям изготовления, сопровождающееся пересечением национальных границ, в реальной статистике учитывается по искусственным трансфертным ценам, скрывающим и подлинные издержки ТНК и МНК, и их структуру.

Особенности вывоза капитала на современном этапе развития экономики

После второй мировой войны объемы внешней торговли постоянно росли, но очень часто этот рост был связан с перемещением капитала, то есть экспорт капитала стал средством поощрения вывоза товаров за границу. Это происходило в силу следующих обстоятельств:

вывоз капитала в товарной форме означает поставки машин, оборудования, технологий и т.д.;

вывоз капитала - это кредиты, предоставляемые на покупку товара стране кредитором;

вывоз капитала - это внутрифирменные поставки товара в рамках транснациональных корпораций (ТНК).

Прямые инвестиции обнаружили тенденцию к ускоренному росту. В середине 60-х годов объем прямых инвестиций составил 108 млрд. долларов; а к концу XX века - 3 трлн. долларов.

В начальный период экспорт капитала шел из индустриальных стран в аграрные, зависимые. Англия и Франция инвестировали в Индию, Египет, Алжир, Сирию и другие колонии, США - в Латинскую Америку, Германия - в Юго-Западную Африку.

В то же время капитал переливался из промышленно-развитых стран с замедленными темпами экономического роста в страны, где пульс хозяйственной жизни бился более сильно. Например, из Англии в США, или из Англии и Франции - в Германию; в то же время США активно инвестировали в экономику Англии.

Отраслевые направления иностранных инвестиций определялись уровнем экономического развития принимающих государств. В промышленно-развитых странах - в производство готовых изделий (наукоемких). В слабо развитых странах капитал направлялся в горную, горнорудную, металлургическую отрасли, кредитную систему, инфраструктуру, на освоение их естественных богатств.

В 50-60 годы XX века произошло ускорение темпов экономического развития в промышленно-развитых странах: открылись новые сферы приложения капитала (военные отрасли, развитие инфраструктуры, науки, образования, здравоохранения); это обеспечило огромную концентрацию капитала промышленных корпораций и централизацию банковских ресурсов, что содействовало созданию дополнительных стимулов расширения вывоза капитала; появились новые формы в вывозе капитала: создание совместных предприятий; сооружение предприятий "под ключ" (разработка проекта, вложение в него капитала, подготовка к производству); договор типа "продукт в руки" ("под ключ" плюс подготовка специалистов для работы на таких предприятиях); соглашение о разделе продукции; договоры о рискованных проектах, преимущественно в области разработки добычи нефти; франчайзинг; экспорт технологии и др.

Транснациональные корпорации набирают все большую силу. Они расчленяют традиционные прямые инвестиции на отдельные блоки: капитал, технологию, управленческий опыт, предоставляя странам-импортерам все эти элементы по частям. Такая гибкость дает двойную выгоду: инвесторы получают возможность с выгодой для себя определять цены на каждый элемент капитальных вложений и таким образом они скрывают переводы прибыли в передачах финансовых средств материнским компаниям за использование технологий и различного рода услуг в этой области Розмаинский И.В. Внешняя торговля, бегство капитала и валютный курс в России 1990-х гг. // Экон. школа (Аналит. прилож). - 2009. - N 1..

Для малых и средних предприятий вывоз капитала связан с продвижением товаров на зарубежные рынки.

Появление транснациональных банков ускорило финансирование крупных промышленных проектов в странах, импортирующих капитал.

Изменилась роль государства в деле вывоза капитала. Государство - это крупнейший экспортер капитала, гарант вывоза частного капитала (в промышленно развитых странах созданы специальные государственные организации, занимающиеся страхованием экспортных кредитов), создание международных валютно-кредитных организаций (МВФ, МБРР, МФК, MAP, ЕБРР и др.).

Происходило взаимопроникновение капитала в промышленно-развитых странах (70% всех долгосрочных капиталовложений) на макро и микроуровнях.

В 60-70-е годы центром притяжения капитала являлась Западная Европа, а в 80-е годы - США, благодаря политике Р. Рейгана, направленной на повышение процентной ставки.

Причинами взаимопроникновения капиталов промышленно развитых стран явились:

ухудшение инвестиционного климата в развивающихся странах;

в промышленно развитых странах легче создать в обрабатывающей промышленности крупномасштабное производство наукоемкой продукции, которое обеспечено высококвалифицированными кадрами, финансовыми средствами и имеет емкие внутренние рынки;

развертывание НТР. С целью доступа к передовой технологии промышленно развитых стран там создаются филиалы, совместные предприятия и др.;

желание мелких и средних фирм обойти таможенные барьеры интеграционных группировок, затрудняющих ввоз товаров из третьих стран, и желание получить максимально высокую прибыль.

Перекрестное движение капитала между промышленно развитыми и развивающимися странами (преимущественно это нефтедобывающие страны ОПЕК) дает развивающимся странам высокие доходы, а также укрепляет их экономическую взаимосвязь с промышленно развитыми странами.

Экономические последствия вывоза капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся страны:

для промышленно развитых стран вывоз капитала способен приводить к некоторому застою, так как уменьшает их инвестиционные возможности. Но, с другой стороны, создает возможность получить серьезную экономическую выгоду (например, когда условием займа становится расходование его части на покупку товаров в стране-кредиторе);

для развивающихся стран - это создание препятствий росту национального капитала, поддержка одностороннего сырьевого развития народного хозяйства путем прямого очевидного ограбления.

Движение капитала между промышленно развитыми странами усиливает конкуренцию и побуждает национальную промышленность подтягиваться до уровня промышленности передовых стран.

Вывоз капитала становится непосредственным неблагоприятным фактором для его ввоза только при определенных, исключительных обстоятельствах и в силу присущего ему демонстрационного эффекта. Это происходит тогда, когда он осуществляется в форме чрезмерного и массированного движения капитала за границу, которое можно охарактеризовать как массовое его бегство. В этом случае вывоз капитала действительно воздействует на иностранных инвесторов, поскольку они рассматривают его в качестве показателя, определенного критерия того, что инвестиционный климат в стране не является приемлемым.

Экспорт российского капитала можно разделить на три составляющие. Первая представляет собой незаконный вывоз. Это - переправка за границу (путем использования разнообразных, в основном нелегальных, способов и приемов) теневого капитала, нажитого преступным путем. Особенностью такого вывоза является то, что он, не связан с инвестиционным климатом в стране, а является элементом системы незаконного присвоения доходов. Криминальный капитал ищет место своего обитания подальше от страны происхождения, законы которой он нарушил, и где для него всегда по этой причине существует опасность изъятия государственными органами.

Вторая составляющая - это вывоз законно полученных доходов, которые стремятся за границу в силу неблагоприятного инвестиционного климата в стране и неверия в перспективы стабильной и эффективной работы на отечественном рынке, неустойчивой социально-политической обстановки, угрозы враждебных слияний и поглощений агрессивным криминальным бизнесом, стремления иметь за рубежом своего рода страховые резервы на случаи воздействия на деловую активность компаний разного рода неблагоприятных факторов и т.д.

Третья составляющая - вывоз капитала, связанный с необходимостью инвестиций за границей, для продвижения российских товаров и услуг на мировых рынках, создания там дочерних компаний и других структур, занимающихся рекламой, информационными услугами, переработкой сырья и полуфабрикатов, поставляемых из России, и реализацией соответствующей продукции Ходов Л. О вывозе российского капитала за рубеж и привлечение иностранного капитала в Россию // Вопр. экономики. - 2009. - N 9. .

Государственное регулирование должно всеми силами, вплоть до жестких репрессивных мер, препятствовать вывозу капитала первого вида, тормозить (насколько это возможно в рамках существующих мер регулирования и законности) развитие тенденций вывоза второго вида и способствовать эффективной реализации за рубежом российского капитала, экспортируемого в целях укрепления позиций российских транснациональных компаний на мировых рынках товаров и услуг.

Нельзя, к сожалению, сказать, что эти задачи решаются успешно. Вывоз капитала в последние годы держится на крайне высоком уровне, сравнимым с потребностями России в средствах для амортизации производственных фондов. Приблизительная оценка ежегодно вывозимого капитала составляет колоссальную сумму - 20-25 млрд. долл. (с учетом не фиксируемой официальной статистикой значительной части нелегального вывоза). И это несмотря на то, что до 2004 года в России действовала система регулирования вывоза капитала, которая включала в себя комплекс ограничений и запретов. Последние относятся как к сфере внешней торговли, так и к валютным операциям, которые, как известно, подразделяются нашим законодательством на текущие и капитальные.

Ограничения и запреты, действующие во внешней торговле, направлены на пресечение контрабандного импорта и экспорта, недопущение вывоза какого-либо продукта (например, стратегического сырья), соблюдение соответствия потоков товаров, предъявляемым органам контроля документам на вывозимые и ввозимые товары, соблюдение относящегося к торговым операциям российского законодательства.

Валютные ограничения, состоящие из административных и законодательных запрещений и регламентации валютных операций граждан и организаций, резидентов и нерезидентов, обычно направлены на поддержание оптимальной структуры платежного баланса и валютного курса, а также на концентрацию в руках государства валютных резервов, которые накапливаются для обеспечения финансовой стабильности государства, достижения других важнейших целей, государственной экономической политики. Одна из особенностей современной российской экономики состоит в том, что непродуманные экономические реформы породили гигантский отток капитала из России, который может поставить под вопрос будущность самого государства. Поэтому объективно на первое место в перечне задач валютного регулирования выходит задача существенного сокращения данного оттока.

Действовавший до сих пор конкретный механизм регулирования и контроля за вывозом капитала осуществлялся следующим образом. Экспорт капитала в виде проведения капитальных операций (различного рода инвестиции и операции, связанные с кредитованием на срок более 180 дней) преимущественно производился в соответствии с разрешениями Центрального банка и согласно порядку, который он устанавливал. Центральный банк анализировал обоснованность операций и их соответствие государственным интересам и нормам права. Работа коммерческих банков контролировалась Центральным банком, и это давало определенные гарантии, что капитальные операции будут проведены на основе официальных разрешений.

В связи с этим основная масса вывоза, особенно незаконного, приходилась на текущие валютные операции, которые российским законодательством было разрешено проводить без ограничений. К текущим операциям относятся: платежи и расчеты за поставляемые товары и услуги, расчеты неторгового характера, выплата процентов и дивидендов по банковским счетам, кредитам, инвестициям в ценные бумаги и в уставный капитал предприятий и организаций, движение краткосрочного ссудного капитала и т.д. Утечка национального капитала происходила (и в значительной части происходит и сегодня), в частности, под видом оплаты заграничных информационных и интеллектуальных услуг, непоступления валютной выручки экспортеру или товаров импортеру, расчетов за товары и услуги по высоким ценам или, наоборот, продажи товаров по низким ценам, выдачи кредитов российскими банками нерезидентам, выдачи кредитов иностранными контрагентами под высокие проценты и т.д.

Развитие системы валютного регулирования после начала экономических преобразований в нашей стране происходило, прежде всего, в результате постоянного совершенствования Центральным банком и правительством России механизмов противодействия бегству капиталов. В первой половине 90-х годов экспортеры российского капитала использовали для переправки капитала за границу преимущественно такой метод, как невозврат выручки от экспорта товаров.

До 1994 года невозврат экспортной выручки достигал, согласно некоторым оценкам, 50-70% от стоимости экспортированных товаров. В результате ужесточения контроля над экспортом, введения паспорта сделки с описанием особенностей экспортных контрактов, их стоимости и сроков реализации невозврат существенно сократился. В 1995 году он составлял уже не более 4%. К этому времени российские предприятия и организации, занимавшиеся незаконным вывозом капитала, `перепрофилировались` на предоставление зарубежным контрагентам авансов по неисполняемым импортным контрактам. Банк России и Государственный таможенный комитет в ответ на это разработали инструкцию, в которой определялись меры контроля за импортными операциями, что существенно снизило возможности экспорта капитала по этому каналу. После дефолта, усилившего бегство капиталов, Центральным банком был введен порядок резервирования рублевых депозитов в размере 100% от суммы предоплаты за импорт товаров. Уполномоченные банки были обязаны сохранять депозит до предоставления документов о поступлении импортных товаров на территорию России. Эта мера резко сократила суммы авансовых платежей за импорт, с помощью которых из страны уходила значительная часть национального капитала.

В ответ многие экспортеры капитала начали прибегать к другим приемам. В частности, значительное распространение получило манипулирование внешнеторговыми ценами, а также контрактами на покупку за рубежом работ и продуктов интеллектуальной деятельности. Проверка обоснованности как цен, так и подобных контрактов представляется довольно сложным делом, и этим широко пользуются предприниматели, переводящие огромные суммы за границу.

В период, предшествовавший вводу нового, более либерального валютного законодательства, в средствах массовой информации усилилась критика политики использования валютных ограничений для сдерживания оттока капиталов за границу. При этом в качестве аргумента отмечался факт продолжающегося его вывоза, несмотря на применение ограничений. Интересно, что и в Правительстве, и в Государственной Думе данный аргумент также постоянно использовался теми, кто `проталкивал` валютную либерализацию. Однако он не является серьезным основанием для ликвидации ограничений. Упразднение ограничений неизбежно приведет к еще большему оттоку капиталов.

Во-первых, как показывает практика использования валютных ограничений в нашей стране, как и в других странах, при их введении вывоз капитала уменьшается. В России он существенно сократился в 1994 году в связи с ужесточением контроля за товарным экспортом, а также в 1998 году в результате введения более жестких мер регулирования и контроля за платежами по импорту. Правда, по мере адаптации предпринимателей к изменившимся нормам регулирования, впоследствии каждый раз происходило нарастание вывоза капитала. И все же в течение определенного периода удавалось его сдерживать. Таким образом, опыт регулирования показывает, что валютные ограничения могут быть вполне эффективными, но только в том случае, если они оперативно реагируют на новые технологии и приемы незаконного экспорта капитала, то есть видоизменяются и совершенствуются в соответствии с новыми условиями.

Во-вторых, наличие ограничений сдерживает экспорт капитала тех предпринимателей, которые являются законопослушными и не пользуются всякого рода уловками для того, чтобы обойти закон. Поэтому их отмена неизбежно увеличит число экспортеров капитала; объемы вывоза в таком случае возрастут.

Однако, ныне взят курс на либерализацию валютного режима страны и отмену созданной за десятилетие системы валютных ограничений. Правительство, как ни странно, в этом видит средство для привлечения инвестиций. Оно считает, что Россия в результате будет более привлекательной для иностранных инвесторов: отсутствие ограничений для вывоза капитала усилит доверие к России как объекту вложений. Заблуждение правительства заключается в том, что оно смешивает совершенно разные вещи: вывоз капитала со стороны российских предпринимателей и вывоз, осуществляемый иностранцами.

Для иностранцев, конечно, необходим свободный режим. Но он, в сущности, существовал и в рамках прежнего законодательства, которое не содержало значительных препятствий для вывоза. Были, правда, незначительные ограничения, связанные с установлением определенных сроков проведения конверсионных операций, что было направлено на предотвращение обвала российского фондового и валютного рынков. Но если какой-либо иностранец имел намерения вывезти капитал из России, никто ему в этом помешать не мог, если он это делал в пределах инвестированного когда-то капитала и полученной в результате его применения прибыли.

Другое дело - национальный капитал. Для его вывоза необходимы действенные валютные ограничения. И они никоим образом не могут уменьшить доверие иностранных инвесторов к России. Напротив, если меры по сдерживанию вывоза капитала российскими предпринимателями окажутся эффективными, то это ослабит негативный демонстрационный эффект воздействия на иностранных инвесторов Петров Ю. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики // Рос. экон. журн. - 2009. - N 10. .

Конечно, тут возникает вопрос о том, как долго следует поддерживать валютные ограничения? Ответ определяется теми предпосылками, которые обусловливают их применение. Они нужны, видимо, до тех пор, пока имеет место массированный вывоз капитала или реальной является опасность такого вывоза. Но это означает, что временные рамки ограничений зависят от инвестиционного климата. Ограничения могут быть сняты тогда, когда для российских предпринимателей станут более выгодными вложения денег в национальную экономику, нежели в компании и ценные бумаги за рубежом, а также тогда, когда будет разрушена система теневого и полутеневого присвоения доходов российскими предпринимателями, которая включает в себя в качестве необходимого элемента вывоз капитала за границу. Если удалось бы сдержать отток связанного с этой системой капитала, то можно было бы прогнозировать увеличение в деловой жизни России доли легального бизнеса и рост внутренних инвестиций, по крайней мере, в форме возрастания объемов самофинансирования предприятий. Рост же внутренних инвестиций способен улучшить общую конъюнктуру в стране и сделать ее более привлекательной для иностранных инвесторов.

Российское же правительство вводит новое, более либеральное валютное законодательство, которое, как оно считает, поможет сделать рубль полностью конвертируемой валютой. В самом общем плане либерализация валютного режима будет осуществляться по следующим направлениям.

Новая версия отменяет применявшийся ранее принцип приобретения экспортерами иностранной валюты в соответствии с заключенными контрактами. Другими словами, сейчас предприниматель может приобрести любую сумму валютных средств. Это положение означает явное ослабление контроля за валютными операциями, оно в значительной степени облегчает вывоз капитала.

Новое законодательство кардинально меняет также механизм регулирования валютных операций, связанных с движением капитала. Устраняются действовавшие ранее ограничения по операциям капитального характера, связанным с долгосрочным кредитованием, вложениями в акции и паи иностранных предприятий и организаций, другие ценные бумаги, заграничную недвижимость и т.д. Прежде всего, речь идет о том, что новый закон ликвидирует порядок обязательного индивидуального рассмотрения целесообразности проведения данных операций и выдачи соответствующих разрешений. Таким образом, закон говорит предпринимателям, что вывозить капитал (конечно, если он имеет легальный характер, очищен от обязательств по фискальным платежам) теперь нет необходимости путем использования разных мошеннических схем при проведении текущих валютных операций. Приобретенную иностранную валюту свободно и открыто, не спрашивая ни у кого разрешений, можно вкладывать в разнообразные инвестиционные объекты.

Правда, до 2007 года, Закон вводит ограничения иного рода, предоставляя Правительству и Центральному банку право (исходя из конкретной ситуации, сложившейся в тот или иной период) затормозить интенсивность капитальных валютных операций и рост их объема путем использования комплекса мер. К таким мерам относятся: вве¬дение требований об открытии специальных счетов в уполномоченных банках, установление соответствующего режима счетов и проведение резервирования на определенный срок денежных сумм, исчисленных на основе установленной органами валютного контроля доли в процентах к стоимостному объему проводимой операции. Однако Закон содержит в то же время такие положения, которые даже такой мягкий режим сдерживания вывоза капитала делают абсолютно неработоспособным и чисто формальным.

Прежде всего, это проявляется в том, что предусмотренный Законом механизм резервирования по существу носит формальный характер. В самом деле, в случае, когда сделка имеет соответствующее обеспечение (банковская гарантия, страховка, аккредитив и т.д.), предприниматель в соответствии с Законом освобождается от резервирования. Понятно, что крупные структуры, занимающиеся вывозом капитала и имеющие, как правило, тесные связи с различными финансовыми организациями, способны без труда и с минимальными затратами получить подобное обеспечение.

Кроме того, резервирование и использование других ограничений (проведение операций через специальные счета в уполномоченных банках, установление специального режима счетов) не могут быть использованы на регулярной основе, а лишь в крайних случаях. Это вытекает из того обстоятельства, что новое валютное законодательство предусматривает применение ограничений ко всем субъектам валютно-обменных отношений и исключает их использование по отношению к отдельным предприятиям и организациям.

Иными словами, оно не учитывает различий в формах вывоза капитала: к вывозу капитала, необходимого для продвижения российских товаров и услуг за границей, например, не следует применять те же ограничения, что и для вывоза, осуществляемого, в частности, с целью полного сворачивания экономической деятельности в нашей стране и ее переноса в зарубежные страны. В связи с этим данные меры сдерживания оттока капитала будут, очевидно, использоваться Правительством и Центральным банком эпизодически, в чрезвычайных обстоятельствах массированного бегства капитала за границу. Их применение в нормальных условиях будет наносить вред торговой и иной экспансии российских предприятий за рубежом, а потому не может рассматриваться как полезная акция.

Во многом формальный характер новых ограничений связан также с тем обстоятельством, что новая версия Закона позволяет российским предприятиям и организациям открывать в заграничных банках счета (в сугубо уведомительном порядке, то есть без обращения за разрешением к российским органам валютного контроля) для осуществления расчетов с заграничными контрагентами и аккумулировать там выручку от экспорта. Поскольку такие банки находятся вне сферы действия российского законодательства, то и указанные ограничительные меры, очевидно, не применимы к средствам на этих счетах. Это делает использование валютных ограничений малоэффективным. Более того, их введение может породить ситуацию роста экспорта капитала, вместо его сокращения, поскольку для российских экспортеров будет предпочтительней вести расчеты с помощью счетов, открываемых в заграничных банках, а не на российской территории. Экспортная выручка, превышающая суммы, подлежащие обязательной конвертации в российскую валюту, в значительной части, очевидно, будет оставаться за границей и использоваться там, в том числе, в качестве инвестиций.

Возможность для российских предприятий пользоваться расчетными счетами в иностранных банках не только подрывает основы регулирования вывоза капитала за границу, но чревато также рядом других отрицательных для нашей экономики последствий. К таким последствиям следует отнести, в частности, ухудшение условий для государственного мониторинга и контроля за миграцией российского капитала за границу, поскольку иностранные банки действуют, как правило, вне пространства, контролируемого российскими органами валютного регулирования.

Можно прогнозировать и относительное сокращение ввоза иностранной валюты в страну, а, следовательно, и масштабов операций на валютных рынках России, и темпов накопления государственных валютных резервов. В результате уменьшится способность государства воздействовать на курс рубля в целях проведения той или иной экономической политики.

Кроме того, видимо, станут более сложными условия деятельности российских коммерческих банков. Сократятся возможности роста их ресурсной базы в результате перемещения определенной части активов российских предпринимателей на счета иностранных банков. А это, безусловно, скажется негативно на прибыльности и на процессах капитализации российской банковской системы, чем, в последние годы были весьма озабочены российские власти.

Однако, несмотря на неадекватный для нашей экономики характер нового валютного законодательства, его, тем не менее, в ускоренном порядке принял парламент страны. Думается, что это обусловлено рядом причин. Первая состоит в том, что значительная часть правящей политической элиты страны все еще не находится в плену либеральной догмы, утверждающей полезность всякого сокращения участия государства в регулировании экономической жизни вообще и валютных отношений, в частности.

Следующая причина заключается в неспособности государственной власти привести в действие эффективные административные и экономические механизмы противодействия утечке российского капитала за границу. В решающей степени этому способствует лоббирование интересов крупного бизнеса, прежде всего олигархических кругов, связанных с экспортом продукции сырьевого сектора, в средствах массовой информации, Правительстве и Парламенте. Для российских предпринимателей новое законодательство, открывающее свободный выход капитала за рубеж, является `царским подарком`. Хотя для экономики страны в целом, оно не несет ничего хорошего. Несложно предвидеть, что наметившееся в последнее время сокращение вывоза капитала будет вновь поставлено под большой вопрос, ибо явно ухудшатся условия государственного контроля за нелегальной миграцией капитала.

1) экспорт предпринимательского (производительного, функционирующего) капитала;

2) экспорт ссудного капитала.

Экспорт предпринимательского капитала может осуществляться двумя основными путями:

1) создание компаний со 100%-м иностранным капиталом;

2) образование совместных (смешанных, ассоциированных) компаний или предприятий с участием местного и иностранного капитала (СП).

Под экспортом ссудного капитала понимается вывоз финансово-кредитных ресурсов из одной страны в другую. Причем ссудный капитал – это финансово-кредитные средства, предоставленные взаймы на определенный срок с целью получения процента по ним. Международный рынок ссудных капиталов состоит из двух групп операций:

1) международный кредит (преимущественно банковский)

2) операции с ценными бумагами (например, эмиссия и купля-продажа иностранных ценных бумаг)

Государственные и межгосударственные экспортеры ссудного капитала преследуют следующие цели:

1) подчинение стран-импортеров капитала политическому и экономическому влиянию стран-экспортеров;

2) содействие выгодной реализации товаров и услуг корпорациями стран-кредиторов;

3) создание в странах-реципиентах необходимой инфраструктуры, являющейся условием высокой прибыльности частного экспорта капитала, ускоренного накопления капитала через частные зарубежные инвестиции.

Импорт предпринимательского капитала имеет ряд преимуществ перед ссудным капиталом. За международные кредиты, даже самые льготные (например, кредиты Мирового банка), надо выплачивать проценты и комиссии (стоимость кредита), их необходимо возвращать в назначенный кредитным соглашением срок. Эффективность международного кредита определяется лишь после его использования. Предпринимательский же капитал непосредственно стимулирует производство, создает дополнительные рабочие места, способствует внедрению новых технологий, современных форм международного менеджмента. 2. Вторым критерием классификации международной миграции капитала является деление иностранных инвестиций на: 1) Финансовые вложения зарубежных инвесторов представляют собой вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в иностранные ценные бумаги, иностранные процентные облигации государственных и местных займов, уставные капиталы иностранных юридических лиц, а также международные займы, предоставленные иностранным юридическим лицам. 2) Иностранные инвестиции в нефинансовые активы представлены зарубежными инвестициями в основной капитал, затратами на капитальный ремонт, иностранными инвестициями в нематериальные активы. 3. По источникам происхождения капитал, находящийся в движении на международном рынке, делится на официальный и частный капитал. Официальный (государственный) капитал – средства из государственного бюджета и специальных правительственных фондов, перемещаемые в другие страны или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Частный капитал – средства (собственные или заемные, не связанные с госбюджетом) частных (негосударственных) фирм, предприятий и других негосударственных организаций и объединений, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению их руководящих органов. 4. С точки зрения субъектов международной миграции капитала различают: 1) макроуровень – межгосударственный перелив капитала (статистически отражается в платежном балансе стран) 2) микроуровень – межграничный трансферт капитала внутри международных корпораций по внутрикорпоративным каналам. 5.По сроку вложения капитал делится на:

1) долгосрочный капитал – вложения капитала на срок более 5 лет;

2) среднесрочный капитал – экспорт капитала на срок от 1 года до 5 лет;

3) краткосрочный капитал – вложения капитала сроком менее чем на 1 год.

6.По цели экспорта капитала и степени контроля над компанией-реципиентом иностранного капитала зарубежные инвестиции делятся на: Прямые зарубежные инвестиции – вложение капитала с целью получения долгосрочного экономического интереса в стране-импортере капитала, обеспечивающее контроль иностранного инвестора над объектом размещения капитала.

Портфельные зарубежные инвестиции – вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. 7.По степени законности выделяют легальные и нелегальные способы миграции капитала. Нелегальные – это те способы миграции капитала, которые идут в обход национального и международного права.

34. Показатели участия страны в процессах ММК можно разделить на абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели: объем экспорта/импорта капитала, сальдо экспорта-импорта капитала, число предприятий с иностранным капиталом в стране, количество занятых на них и др.

Исходя из сальдо, страны мирового хозяйства классифицируются как преимущественно экспортеры капитала (Япония, Швейцария), преимущественно импортеры (США, Великобритания) и с приблизительным равновесием (ФРГ, Франция).

Другая группа показателей - относительные, которые более реально отражают сложившуюся в ММК расстановку сил и зависимость страны от экспорта-импорта капитала:

    коэффициент импорта капитала, отражающий долю иностранного капитала в ВВП стран;

    коэффициент экспорта капитала, отражающий долю экспортируемого капитала по отношению к ВВП страны;

    коэффициент, отражающий долю иностранного капитала ко внутренним потребностям в капиталовложениях в стране;

    доля иностранных или смешанных компаний в национальном производстве;

    темпы роста экспорта (импорта) капитала по отношению к предыдущему периоду, сумма иностранных инвестиций на душу населения страны.

Международное перемещение капитала имеет важное значение для развития мирового хозяйства, т.к. ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран, увеличивает их внешнеторговый оборот, ускоряет экономическое развитие и способствует росту объемов производства, повышает конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке, повышает технический потенциал стран-импортеров, увеличивает занятость в стране.

35. Цели, причины и факторы международной миграции капитала Главной целью экспорта капитала является максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Наряду с экономическими целями экспортеры капитала преследуют нередко политические, военно-стратегические, а также социальные цели и интересы. В качестве основных причин экспорта капитала выделяют: 1) «избыток» капитала, т.е. положение, когда его более прибыльно вложить за рубежом, чем в своей стране, из-за несовпадения спроса на капитал и его предложения в различных регионах и субъектах мирового хозяйства; 2) наличие в странах, импортирующих капитал, более низких издержек производства; 3) благоприятный инвестиционный климат в стране-реципиенте зарубежного капитала, льготный режим для иностранных инвесторов в оффшорных и свободных экономических зонах, а также стабильная политическая и социальная обстановка в стране-импортере капитала; 4) антимонопольные законы, ограничивающие деятельность крупнейших корпораций; 5) освоение и удержание своих и новых ниш на диверсифицированном международном рынке. Основными взаимосвязанными факторами более прибыльного инвестирования за рубежом можно назвать следующие:

1. Инвестируя капитал за рубежом, предприниматели снижают издержки на производство и реализацию соей продукции за счет неуплаты таможенных пошлин и расширяют рынок сбыта за счет обхода нетарифных барьеров.

2. Организация бизнеса за рубежом позволяет иностранным предпринимателям лучше приспосабливаться к условиям местного рынка.

3. В ряде случаев зарубежные корпорации могут снизить издержки производства за счет использования более дешевого сырья и рабочей силы в стране пребывания.

4. Ряд стран-реципиентов иностранного капитала предоставляют льготы зарубежным инвесторам в виде более низкого уровня налогообложения, беспошлинного ввоза необходимого оборудования, экспорта произведенной в этих странах продукции и т.п. Как правило, в наибольшей степени подобные льготы предоставляются для иностранных инвесторов в рамках оффшорных центров, свободных экономических зон и налоговых гаваней.

5. Организация производства на месте позволяет снизить транспортные издержки, особенно при осуществлении трансконтинентальных инвестиций.

6. Более низкие экологические стандарты, существующие в

странах-реципиентах иностранного капитала.

7. В отдельных случаях вывоз товаров из стран – получателей иностранного капитала позволяет окольным путем проникать на рынки третьих государств, установивших эмбарго или квоты на продукцию стран пребывания родительской корпорации.

36. Современные тенденции и последствия международной миграции капитала В числе новых тенденций в процессе международной миграции капитала можно выделить следующие: 1) Экспорт частного капитала растет более быстрыми темпами по сравнению с ростом вывоза государственного капитала. 2) Крупным импортером капитала стали США. 3) Четко прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран. 4) В качестве экспортеров капитала выступают ряд развивающихся стран (Сингапур, Сянган, Р-ка Корея, Бразилия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт) 5) Все больше в процесс миграции капитала вовлекаются бывшие социалистические страны, особенно Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. Международное движение капитала , занимая ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику : 1. Способствует росту мировой экономики . Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста. 2. Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество. Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации и кооперации производства. 3.Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли. Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров и импортеров капитала . К числу последствий для стран, экспортирующих капитал , можно отнести следующие: - вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран; - вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере; - перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими: - регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала; - привлекаемый капитал создает новые рабочие места; - иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса; - приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента. В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала : - приток иностранного капитала, "подминая" местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности; - бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды; - импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств; - импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны; - использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

37. Финансовые ресурсы мирового хозяйства По широкому определению, финансовые ресурсы мира (мировые финансы) это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира. По узкому определению, это только те финансовые ресурсы, которые используются в международных экономических отношениях, т.е. отношениях между резидентами и нерезидентами. Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в движении, перераспределяясь между различными участниками МЭО. Часть из них попадает в золотовалютные резервы, часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи, но основная масса покупается и продается на мировом финансовом рынке. Мировой финансовый рынок представляет собой совокупность финансово-кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов. С точки зрения сроков обращения финансовых активов мировой финансовый рынок можно разделить на две части: денежный рынок (краткосрочный) и рынок капитала (долгосрочный). Остальная классификация на схеме.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Вывоз капитала как форма международных экономических отношений: сущность и причины, основные формы, историческое развитие эмиграционного процесса вывоза капитала. Современные тенденции эмиграции капитала. Главные причины, факторы, каналы вывоза капитала.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2010

    Основные причины вывоза капитала в системе понятий мировой экономики. Особенности вывоза, легальные и нелегальные формы экспорта капитала. Общая ситуация с оттоком капитала из России в последние годы. Структура экономического вреда и его последствия.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Экономическая природа оттока капитала и его составляющие компоненты. Двойственный характер офшорных юрисдикций в трансграничном движении российских капиталов. Специфика вывоза капитала из России; причины, последствия и пути решения в условиях рынка.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Капитал, его понятие и теории. Особенности и структура его рынка. Эволюция рынка капитала в России и его развитие в современных условиях. Основные проблемы его функционирования и возможные пути их решения. Состояние и перспективы рынка капитала в России.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2014

    Определение теории капитала различными экономическими школами и ученими. Структура рынка капитала. Кругооборот и время оборота капитала. Спрос и предложение на рынке услуг. Эволюция рынка капитала в России, тенденции и рекомендации по улучшению ситуации.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2009

    Анализ влияния внешней миграции капитала на воспроизводственные процессы в России. Причины массового вывоза капитала из страны. Изучение проблем утечки государственного капитала и его отражению в развитии экономики. Факторы и причины оттока инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Категории факторов производства. Трансграничное движение капитала. Исследование понятия вывоза капитала и его влияния на экономическую ситуацию внутри страны и ее имидж на мировой арене. Анализ причин, создающих стимулы перевода денежных средств за рубеж.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2013



Похожие публикации